Изображения иконы Печерская (Киево-Печерская, Свенская-Печерская; с предстоящими Антонием и Феодосием со свитками). Икона божией матери свенская (печерская) Богоматерь свенская печерская

О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Молитва Черниговского князя
Романа Михайловича

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь - ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.

Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери - Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы - основатели русского иночества: справа от Пречистой - Феодосий Печерский, а слева - Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний - в полном схимническом облачении.

Феодосий Печерский - третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Размер Свенской (Печерской) иконы - 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.

Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери - 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:

«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами - глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия - к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые - грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле - родине воплотившегося Христа и христианства.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» - как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

Тропарь, глас 4

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.



30 / 08 / 2005


с. 76 ¦ 12. Богоматерь Печерская (Свенская).

Около 1288 года. Киевская школа 1 .

1 Сказание об иконе Богоматери Печерской (Свенской) находилось в рукописи Свенского монастыря и в древнем «списке с иконы» с изображениями в клеймах, представляющими ее «чудеса» и «явления». В рукописи говорится о принесении в 1288 г., по просьбе ослепшего брянского князя Романа (сына Михаила Черниговского), иконы Печерской Богоматери из Киево-Печерской лавры на место, находящееся «в пяти поприщах от града» Брянска, и о построении собора Свенского монастыря «чудесно» прозревшим князем (Иерофей , архим., Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии, М., 1866, стр. 2). Икона по стилю относится к концу XIII в. и, может быть, является списком, исполненным в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон.

Богоматери с сидящим на ее коленях Младенцем предстоят помещенные по сторонам трона Феодосий и Антоний. Фигура Богоматери укороченная (так передается ракурс, обусловленный высотой трона). Младенец выпрямлен, голова его приподнята, руки с вытянутыми вверх указательным и средним пальцами распростерты. Мать обеими руками поддерживает сына. Ноги ее покоятся на высоком подножии трона, опирающемся на двухъярусную аркатуру (от нижнего яруса уцелели лишь фрагменты). По сторонам красной, украшенной золотом подушки трона помещены высокие, вытянутых пропорций фигуры преподобных. Слева стоит с непокрытой головой темноволосый Феодосий (сохранились фрагменты киноварной колончатой надписи «оаг преп Фе…»), справа - Антоний в куколе (от колончатой надписи уцелели лишь следы). Они изображены в мантиях, скрепленных на груди золотыми застежками. Параманды 2 преподобных орнаментированы крестами и полосами. В руках святых - длинные развернутые свитки с плохо читаемыми черными надписями. Вохрение сильно разбеленной охрой с подрумянкой по оливковому санкирю. Головы предстоящих, по-видимому, с портретными чертами. Краски одежд - красновато-коричневые, коричневые, синие, голубые, красные желтоватого оттенка. Плотные широкие голубые пробела наложены по голубому и синеватому фону. На коричневых одеждах толстые темные описи складок. Фон золотой, позем светло-зеленый, поля коричневые. Позднейшие вставки в верхней части головы Младенца, в правой части фигуры Антония, внизу, по лузге и на полях.

2 Параманд (греч. παραμάντνας - поверх мантии, прибавление к мантии) - четырехугольный плат с изображением креста, носимый монахами поверх рубашки на груди. Шнуры, пришитые к углам параманда, надеваются на плечи и стягивают монашеские одежды (К. Никольский , Пособие к изучению устава богослужения православной церкви, Спб., 1907, стр. 746). В древности, кроме параманда, носимого под рясой, был еще другой параманд - нарядный или служебный, надевавшийся поверх рясы (Е. Голубинский , История русской церкви, т. II, 1-я половина, М., 1900, стр. 236, примеч. 2). Этот параманд и изображается на иконах. У схимников, имеющих на голове островерхий куколь (в отличие от облегающего голову округлого клобука), параманд называется аналавом (К. Никольский , Ук. соч., стр. 751).

Доска липовая, надставлена сверху и снизу по спиленным полям. Шпонки врезные, встречные. Паволока белого цвета, левкас, яичная темпера. 67×42. В 1925 году вывезена Н. Н. Померанцевым из Успенского Свенского монастыря на реке Свине, близ Брянска.

Раскрыта до 1927 года в ЦГРМ Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году. с. 76
¦

Лазарев 2000/1
Свенская-Печерская икона Божией Матери .

Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов. После революции года икона была изъята у Церкви, передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда - на вечное хранение в Третьяковскую галерею где обретается и поныне.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Днесь светло торжествует Свенская обитель; / и радуется явлением образа Богоматери; / Безмерный лик Печерских отцев с ними же и мы непрестанно вопием: / Радуйся Благодатная Свенская Похвало .

Кондак, глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Молитва

О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего. Приимb нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетbши мbлостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьмb многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоbм Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.

Использованные материалы

  • Страница месяцеслова Журнала Московской Патриархии :
    • http://www.jmp.ru/svyat/may03.htm (недейств.)
  • Страницы календаря портала Православие.Ru :

Описания иконы

О путанице между Печерской и Печерской-Свенской иконами и о размещении их на этом сайте.
Источник: сайт
Существуют две основные разновидности Печерской иконы - Печерская-Свенская и Печерская, причем, судя по всему, существует ощутимая путаница названий для разных иконографических образов: 1) С Преподобными Антонием И Феодосием Печерскими Со Свитками. 2) С Коленопреклоненными Антонием и Феодосием Печерскими И Ангелами. Также, по желанию иконописца, ангелы могут либо присутствовать, либо отсутствовать в обоих иконографических типах. Я не могу с точностью заверить, какая конкретная икона Печерская, а какая Печерская-Свенская, но для удобства поиска, эти иконописные типы все же разделены в этом каталоге как: 1) Печерская-Свенская – святые стоят со свитками. 2) Печерская – коленопреклоненные святые. Данное разделение согласуется с описаниями этих икон у Поселянина: ======= Свенская-Печерская икона: На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На к[...]

Описание иконы Печерская-Свенская
Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии
Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским († около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские. До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, а затем была перенесена в Брянский Свенский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом[...]

Икона Печерская-Свенская (С Преподобными Антонием И Феодосием Печерскими Со Свитками) - описание
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников
История прославления этого образа связана с черниговским князем Романом Михайловичем, который, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного ПЕЧЕРСКОГО образа Богородицы и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. По совету с братиею архимандрит Печерский отправил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться перед иконой Богородицы, но не нашли её в лодке, а увидели образ на горе, стоящим на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении на берегу реки Свены (от которой икона получила название Свенской) возвестили князю Роману Михайловичу. Князь поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и, помолившись с верой перед образом, получил исцеление и вновь стал видеть. После благ[...]

Икона Божией Матери Печерская, подаренная монастырю митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в 2000 году

Согласно архивным документам и дореволюционным изданиям, посвященным истории Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, в этой обители до 1925 года находилась чудотворная икона Божией Матери «Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием».

Иконографический сюжет этого образа включает в себя изображение Богоматери, сидящей на престоле, с короной на голове. На коленях у Богоматери изображен Спаситель, обеими руками благословляющий преподобных, стоящих по сторонам престола Святых угодников — Антония и Феодосия Киево-Печерских подвижников, в руках которых изображены свитки. На свитке который держит преп. Антоний, надпись гласит: «Господи, да будет на месте сем благословение св. Афонской горы»; а на свитке в руках преп. Феодосия надпись: «Бог, Вас братия, совокупи. Буди благословение на вас от Бога». Данный образ был выполнен в стиле греческого иконного письма и относится к иконографическому типу — «Панахранта».

Согласно подробнейшим описаниям монастырского имущества, составленным в XIX веке, эта главная святыня Печерской обители находилась в Вознесенском соборе: «…за правым клиросом, при столбе в иконостасе, окрашенном кармином (т. е. красным цветом), с колоннами, резьбою и карнизами, вызолоченными на полимент…». Ее размеры в окладе составляли: 1 арш. 3 четв. х 1 арш. 1 четв.

Вкладная книга Вознесенского Печерского монастыря XII в. НГИАМЗ

В XIX веке икона была украшена серебряным золоченным окладом (ризой). Первый раз это было сделано в 1823 году при настоятеле монастыря архимандрите Гаврииле (Городкове) «на подаяния доброхотных дателей», а второй раз в 1860 году, с благословения Преосвященного епископа Антония (Павлинского) при наместнике игумене Досифее «усердием рабов Божиих Евграфа и Маргариты». К началу ХХ века оклад иконы выглядел нижеследующим образом: «…чеканная, через огонь вызолоченная, с филигранною на Предвечном младенце серебряною не позлащенною одеждою и четырьмя напайными серебряными в виде финифтяных клеймами…». На первых двух круглых клеймах была сделана надпись: «Матерь Божья», а на двух других прямоугольных, с правой стороны слова: «Преподобный Антоний», а с левой стороны — «Преподобный Феодосий». Наряду с этим оклад иконы включал в себя так же драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.

Вкладная книга Печерского монастыря. XII в. НГИАМЗ

Точной датировки написания иконы в документальных источниках не указано. По преданию, первоначальное изображение этой иконы было принесено основателем Нижегородского Печерского монастыря св. Дионисием, архиепископом Суздальским и Нижегородским из Киева. Когда именно, и кем был сделан список чудотворной иконы «греческого письма», неизвестно.

Издревле православные нижегородцы почитали эту икону как чудотворную. Во время различных бед и скорбей, как частных, так и общественных, множество народа приходило в Печерскую обитель для моления перед сей иконой Богоматери. Существовала так же традиция брать образ в дома нижегородцев, и многие по вере своей получали от иконы благодать и милость Божию. Начиная с 1857 года, этот образ ежегодно переносили на время проведения Нижегородской ярмарки в специально построенную для этого там каменную часовню.

По данным из монастырской летописи 1887 года издания, существовало несколько точных списков сделанных с чудотворной иконы Печерской Божьей Матери. Один из них так же находился в Печерском монастыре, а другая икона принадлежала Вознесенскому собору г. Балахны.

После революции в 1920-е годы происходило изъятие ценностей из ризницы и храмов Печерского монастыря. Согласно документам из архивного фонда «Нижегородского государственного исторического и художественного музея г. Н. Новгорода», в 1921 году органами местной власти, была составлена подробнейшая опись монастырского имущества. Под № 132 в данном документе значится чудотворная икона Божьей Матери «Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием».

В 1925 году монастырь вместе со всеми постройками, имуществом и землею был передан в веденье Губернского музея. В конце 1980-х годов образ Богоматери «Печерская с предстоящими» (без оклада) выставлялся в музейной экспозиции, размещавшейся в стенах Архангельского собора Нижегородского кремля.

На основании вышеизложенного, есть основание полагать, что ранее принадлежавшая Печерскому монастырю чудотворная икона сегодня находится в запасниках Нижегородского Государственного Историко-архитектурного музея заповедника.

Директор Церковно-археологического музея Нижегородской епархии
Дёгтева О. В.

Молитва

О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, покрове и заступление, истинная Владычице избраннаго удела Твоего; приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим; да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающе его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею небесною радостию, и сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии во обители Печерстей, и зде без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлостех святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских, и едиными усты и сердцы воспоем Тя и Превечнаго Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Всеблагим, Животворящим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.

Похожие статьи