История льняной одежды. Краткая история льна

Новый 2014 год мы встречали в Костроме. От души погуляли по городу, посетили основные музеи. О поездке, впечатлениях и встрече Нового года подробно рассказала на сайте. Статья называется "В Кострому - хорошо, а на запад - лучше" .
Как всегда, когда знакомишься с каким-то местом, что-то остаётся за кадром. В Костроме за кадром осталось производство льна. До революции этот губернский город считался льняной столицей империи, костромские купцы торговали льняным полотном далеко за пределами России. Сейчас производство одежды и белья из этой удивительной ткани кое-как выживает, и то не благодаря, а вопреки. Обидно и досадно.

А раньше костромские и не только модницы щеголяли в кипенно-белых льняных нарядах. Остатки той былой роскоши экспонируются в музее в здании Дворянского собрания. Фасоны платьев настолько очаровали, что свалить снимки в фотофайл и забыть о них было бы непростительно. Хорошо бы их выставить на всеобщее обозрение.

И ещё захотелось чуть больше узнать об истории льна и его производстве в России.


  • ИСТОРИЯ ЛЬНА

Оказывается, лён знали ещё в эгейский период. В Греции и Риме из льняной пряжи делали одежду и матроны щеголяли в хитонах из льна. Уже в древние века скатерти и постельное бельё изготавливали из льняного полотна.

Годился лён и для военного снаряжения. Ведь доспехи никогда не надевали на голое тело, под него поддевали исподнее, сшитое из льна. Парусину тоже делали из льна.

Немаловажную роль сыграл лён в истории искусств, ведь часто заупокойные портреты писали на холсте из льна.

Выращивали лён, в основном в Египте, Верхней Италии, Галлии (современная Франция) и Испании. Экспортировали его по всему свету, даже везли в Индию. Древние образцы льняной материи можно видеть во многих музеях, знаменитые "коптские ткани" из Египта - ни что иное, как льняной холст, хоть он и не высокого качества. Ещё в Древнем Египте в льняные ткани заворачивали мумии, эти полотна сейчас хранятся в Metropolitan Museum в Нью-Йорке.

В Северную Европу лён завезли ромеи, и на протяжении Средних веков люди носили одежду из льна.

И все эти долгие века полотно ткали вручную, механический ткацкий станок изобрели лишь в 1785 году.

ИСТОРИЯ ЛЬНА В РОССИИ

На будущих землях России возделывать лён стали уже со второго тысячелетия до Р.Х. Древние манускрипты упоминают о том, что славяне умели делать ткани из льна уже в IX-X веках. Восточные купцы и путешественники описывают, что славяне носили добротные льняные одежды. Даже в таких северных областях, как Новгород и Псков в X-XII веках выращивали эту культуру.

Промышленное производство льна широко распространилось в XVIII веке. Сначала, в "петровские" времена, полотняно-парусинное производство располагалось вокруг Москвы. В 1725 году по всей стране было 15 мануфактур, 9 из них размещались в Москве и в губернии. А уже в конце XVIII века почти половину парусно-полотняных тканей производилось в Костромской губернии.

В XIX веке Россия становится главным поставщиком льна на европейский рынок.

В середине XIX века из всего волокна, производимого в мире, 64% приходилось на долю России. Вот только по производству тканей Российская империя явно отставала от других стран. У нас делали всего 0,45 аршина на душу, тогда как в Англии делали по 18-15 аршин на человека, во Франции - 9-11.

Но не всё было так плохо. Ведь такие низкие цифры говорили лишь о промышленном производстве льняного полотна. Но было ещё и кустарное производство. Реальные цифры не слишком высоки, но и не столь печальны. С учетом крестьянского производство на душу населения приходилось 3,7 аршина ткани. Что, впрочем, потребности не удовлетворяло. В то время для жителя села нужно было 10 аршин льняного полотна, на горожанина - в два раза больше, 20 аршин на душу.

Отмена крепостного права в 1861 году дала мощный толчок производству льна. К 1913 году почти в три раза (!) по сравнению с серединой XIX века, выросли урожаи льняной культуры, увеличились площади возделывания льна. И в первой четверти ХХ века на 1-е место по производству льна выходит Вятская губерния и обходит Псковскую и Смоленскую. Рос экспорт льна, почти 70% урожая вывозилось в зарубежные страны.

В начале XX века текстильная промышленность России почти догнала развитые страны, производство льняных тканей составляло 40% от общего объема производства России.

С первой четверти ХХ века закатился "золотой век" льняного производства в России. Дальше - удручающие цифры. И чем ближе к нашему тысячелетию, тем печальнее. Урожайность льна упала, площади посевов сократились. Костромские фабрики, которые изо всех сил карабкаются, чтобы выжить, вынуждены работать на импортном волокне.

И чтобы не заканчивать статью на такой минорной ноте, полюбуемся нарядами костромской знати конца XIX - начала XX веков. И хоть при ближайшем рассмотрении оказалось, что в костюмах есть изрядная доля шёлка, шерсти, кружев, тем не менее, они достойны небольшого поста.

Коричневое платье, скорее всего, наряд учительницы или гувернантки. Мне так показалось. Интересно, что декольте не слишком низкое, но и такое закрыто кружевом.

Слева - граммофон. Сбоку даже ручка виднеется. Звук регулируется открытием-закрытием верхних дверок. Открывать можно поочерёдно, чтобы добиться желаемой громкости.

А так могла одеваться мещанка или купчиха. Но это тоже только мои догадки, на этикетках ничего не написано. Не исключено, что это наряд зажиточной крестьянки. Те платья, что носили крестьянки села Коломенское в Москве, их наряды от дворянских не отличишь.

В 1913 году в Санкт-Петербурге проходил карнавал, многие участники надели русские костюмы XVII века. В Москве, в Оружейной палате хранится карнавальный костюм Николая II .

Известны фотографии императора и императрицы в карнавальных нарядах.

Очень любопытно было узнать, как оделись Сергей Александрович - дядя царя и его супруга, Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы, будущая святая великомученица Елизавета. Вот снимок.

А вот и реконструкция некоторых костюмов.

Вот теперь на ознакомлении с культурой Костромы можно поставить если не точку, то многоточие. Надеемся на другую встречу с льняной столицей.

Лен имеет очень богатую и древнюю историю, а льняная ткань считается самой старинной! Ни для кого не секрет, что — самые полезные для здоровья и одновременно самые ноские? В России лен испокон веков был одной из самых любимых культур. В отношении климата он неприхотлив и нуждается только в длинном световом дне, а это наши широты ему вполне обеспечивают.

Еще во времена возникновения Руси лен возделывали в районе Пскова, а позднее — в Новгородской, Суздальской, Вологодской и окрестных землях. Но уже в середине прошлого века его разводили в стране почти повсеместно, а льняной экспорт прочно занимал первое место в перечне вывозимых товаров. И это при том, что половина выращиваемого льна оседала в деревне: крестьяне веками изготовляли из него домотканую одежду.
На Руси лён заслужил к себе благоговейное отношение и считался материалом чистым, целебным и таинственным.
Сохранились и народные приметы, связанные со льном: если льняное зернышко положить в ботинок — обувь будет носиться намного дольше, а если несколько льняных семечек зашить в одежду, они защитят от порчи и сглаза.

На Руси лён стелили новобрачным, в льняное полотно принимали новорожденных и льняными повязками перевязывали раны воинов для скорейшего выздоровления.

Посеву льна даже был посвящен праздник «Семь дев», в народе говорили «сеют лен у семи Алён».
В народе говорили:

Росы с Федора – к урожаю льна и конопли.
Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
Длинные капельки – долгий лён.

Кукушка закуковала – пора сеять лен.
Все работы в поле также были регламентированы и обставлялись обрядами.
В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Правда, после введения христианства подобное уже не поощрялось. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»

С усилением христианства в Киевской Руси возделывание культуры практически вступает на новый этап. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает не только о возделывании льна и производстве тканей, но и о получении и использовании масла печорскими монахами. Лечцы – так славяне называли своих лекарей – активно применяли льняное масло для врачевания различных заболеваний.
Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой сельскохозяйственной культуры, потому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».
Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончанию льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному: грязнуха (потому что октябрь – месяц дождей и грязи), но чаще ласково – льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство, а парни, глядя на изделия, могли выбрать невесту. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.

Года идут, времена и нравы меняются, но уникальные и полезные свойства льна остаются неизменными.
Нам нравится сохранять и развивать льняную культуру в наши дни и использовать все уникальные свойства этого благородного материала.

Лён не смогли заменить ни тёплая шерсть, ни естественный или искусственный шёлк. Лён (у древних римлян он назывался «linium») обладает уникальными свойствами. Он дарит людям масло, тончайший батист, брюссельские и вологодские кружева, простынное полотно, скатерти, бельё и одежду, отличающиеся прекрасными санитарно-гигиеническими качествами, долговечностью, прочностью и устойчивостью против гниения.

Под льняными парусами ходили суда по морям и океанам, принося новые открытия. Льняные холсты сберегли для нас творения великих мастеров кисти.

Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3 раза крепче шерстяной. Она гигроскопична — не только впитывает влагу, но и «отводит жару», обеспечивая отличное самочувствие, особенно в жарком и влажном климате. Вода испаряется с неё почти с той же скоростью, что с поверхности водоёма, в результате чего льняная ткань всегда свежая и прохладная. Лён не вызывает аллергии и задерживает развитие бактерий. Кремнезём, содержащийся во льне, предохраняет его от гниения. Недаром египетские жрецы носили одежды изо льна, который был символом чистоты, света и верности, а мумии египетских фараонов, забинтованные в тончайшие льняные ткани удивительной прочности, сохранились до наших дней. Гибель урожая льна в древнем Египте приравнивали к одной из «семи египетских казней». Когда не было ещё бумаги, многие книги писались на тканях. Так, одна из известных книг — «Льняная книга» древних этрусков — была написана на льняной ткани ещё в VII в. до н. э.

Сказочно красив лён, когда он цветёт. Поле становится голубым. Голубые, синеватые, реже фиолетовые, розовые или белые цветки собраны в кисти. Крупные (15-20 мм в диаметре), правильной формы раскачиваются они на длинных цветоножках. Однако, эту сказку можно увидеть только утром. Нежные цветки раскрываются с рассветом, а к полудню с наступлением жары снова складываются или осыпаются на землю голубыми снежинками.

С 1 га посевов пчёлы могут собрать до 15 кг меда.

Лён — одна из древнейших сельскохозяйственных культур. При археологических раскопках свайных построек неолита в Швейцарии были найдены обугленные остатки еды, приготовленной из семян льна, обрывки ниток, верёвок, сетей и тканей из льняного волокна. Таким образом, человек неолита уже возделывал лён.

Следы культуры льна обнаружены в археологических находках бронзового века в Испании, но большинство находок, говорящих о возделывании льна в доисторические времена, относятся к железному веку. Судя по ним, многолетний узколистный лён культивировался тогда уже по всей Европе, вплоть до Скандинавского полуострова. В Германии в напластованиях, сохранивших следы поселений человека железного века, найдены остатки хлеба, приготовленного из смеси зёрен пшеницы, проса и льна. Множество археологических находок, равно как и литературно-исторические и лингвистические данные, причисляют к древнейшим очагам культуры льна кроме Швейцарии и Германии также Индию, Китай, Египет, Месопотамию, Бухару, Афганистан, Хорезм, Туркмению, Малую Азию, Закавказье, Абиссинию, Алжир, Тунис и Испанию.

В Индии и Китае лён как прядильное, и тем более как масличное растение, был введён в культуру раньше хлопчатника — более 5 тыс. лет назад. Имеются данные, что за 3-4 тыс. лет до н. э. лён выращивали на волокно в Месопотамии, Ассирии и Египте, где выделывали тончайшие льняные ткани. Историк древности Геродот упоминает о льняной ткани, принесённой в дар Афине Родосской, где каждая нить состояла из 360 тончайших нитей. Культура льна процветала в Колхиде, которая платила льном дань туркам. Есть версия, что поход аргонавтов из Эллады в Колхиду за «золотым руном» был по сути походом за секретом получения тончайшей пряжи изо льна, продававшейся буквально на вес золота и не уступавшей египетской. Увы! Секрет этот не дошёл до наших дней.

Некоторые исследователи считают родиной льна западную Персию, откуда он попал и в другие страны, причисленные к древнейшим очагам культуры льна — Индию, Китай и районы Средней Азии, а также на запад и юго-запад, прежде всего в Вавилон и Египет. Есть основания считать, что и древний Рим, и древняя Греция позаимствовали культуру льна из Египта. Упоминания о льне начинают фигурировать в древнегреческой и древнеримской литературе с VI в. до н. э. Слова «лион» (греческое) и «линиум» (латинское), от которых, очевидно, и происходит русское «лён», встречаются в произведениях Гомера, Геродота, Теофраста, Плиния и других писателей древнего мира.

От римлян лён позаимствовали галлы и кельты — основоположники льноводства в Западной Европе, а от греков — славяне, положившие начало разведению льна в Восточной Европе. В древнейших очагах культуры льна на территории Средней Азии (в Афганистане и горных районах Бухары, Хорезма и Туркмении) использование льна вплоть до начала ХХ в. оставалось на примитивном уровне.

В Австралии льноводство распространилось, когда стали разводить разные виды растения раздельно в зависимости от целей и способов их использования — на волокно или на масло.

В России лён культивировался издревле. Льноводством занимались все славянские племена, населявшие восточную часть Европейской равнины до образования Киевской Руси. В X-XI веках лён возделывали на волокно и на масло в значительных количествах, он считался важнейшим растением, ведь он доставлял одежду и масло, был предметом ремесла и торговли. Крестьяне платили им оброк и подати, вносили его в царскую казну. Товарное льноводство на Руси возникло в XIII в., и с образованием Русского государства центр льноводства сместился в Псков, Новгород, а затем и в Суздальские земли. Торговля льном занимала видное место как внутри страны, так и в связях Руси с Западом. Русские князья собирали льном подати. Ярослав и Михаил Тверские облагали новгородцев за торговлю льном пошлиной «с короба». Великий Новгород, состоявший в Ганзейском союзе, был в то время центром русской внешней торговли, и в частности торговли льном.

С потерей для России выхода к Балтике и с открытием Северного торгового пути через Белое море Новгород утратил своё былое значение, и торговым центром русского льноводства стал Архангельск.

Тем временем в Западной Европе — в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Германии и Франции — техника выработки тканей из льняного волокна достигла несравненно более высокого уровня, чем в России. Русские льняные ткани не выдерживали в ту пору конкуренции широко славящихся повсюду голландских, фламандских и саксонских полотен, хотя последние и вырабатывались в основном из русского льна, которому не было равного по качеству и дешевизне.

Механизация обработки льна давалась очень тяжело. Многие страны развивали, а затем сворачивали производство льна. Наполеон I объявил конкурс с премией в миллион франков тому, кто разработает процесс получения тонкой пряжи механическим способом и тем самым избавит Францию от ввоза текстильного сырья. Крупный учёный химик Гей-Люссак и механик Ф. Жирар решили эту задачу, совершив переворот в производстве льняных тканей. Однако этот способ был изобретён уже после падения Наполеона.

Так как это изобретение было связано с наполеоновскими замыслами, на родине его авторов оно не сразу получило признание. Жирар был вынужден искать применение ему за границей. По предложению Александра I он основал в России, в Привислинском крае первую в России и в мире механическую полотняную фабрику, из которой впоследствии выросла знаменитая Жирардовская мануфактура.

Машинное прядение утроило производительность труда по сравнению с самопрялкой. Необычайно вырос спрос на лён, прежде всего русский, в Великобритании. Уже в 1837 г. импорт льна из России в Великобританию превышал 1,7 млн пудов и доля России в общем ввозе льна в эту страну достигала 70%. Ещё через 10 лет лён стал основной статьей русского экспорта, а Россия — главным поставщиком его не только в Великобританию, но и во все другие западноевропейские страны с развитой льноперерабатывающей промышленностью. Во внутреннем потреблении лён в России занимал тогда первое место после хлеба.

Ещё большего размаха достигло льноводство с развитием капитализма в России. Лён выращивали на обширной территории страны, и в больших количествах вывозили за границу не только волокно, верёвку, канаты, но также семена и масло, получая свыше 30% всей экспортной выручки.

Несколько раз появление новых, проще обработанных волокон (хлопчатобумажных, вискозных и синтетических), казалось, ставило льнопроизводство на грань катастрофы. Но производство льняных тканей сохранилось, причём сочетание льна с новыми волокнами позволило обеспечить высокие потребительские свойства тканей.

Разнообразие природных факторов в пределах обширного ареала культуры создало резко отличающиеся друг от друга типы льнов: от высокорослых одностебельных долгунцов севера, нередко достигающих 125 см в высоту, до карликовых кустистых форм льнов горной Абиссинии, едва поднимающихся в высоту до 25-30 см; от предельно скороспелых (крайний север и высокогорные районы) до чрезвычайно поздних форм льна, выращиваемых на поливных землях Азии. Различия между ними в продолжительности вегетационного периода столь велики, что одни только зацветают, когда другие уже созревают.

Наряду с естественной дифференциацией, в зависимости от природно-климатических условий шёл также процесс искусственной специализации культуры льна, обусловленный требованиями, которые предъявлял к этому растению человек. В результате получились разные виды льна — прядильные и масличные. Первые носят общее название долгунцов, а вторые — кудряшей. Как переходные между этими двумя основными типами — промежуточные формы льнов, так называемые межеумки. Всего известно около 300 видов льна, в СНГ — свыше 40.

Лён-долгунец (прядильный) возделывается на полях как яровая культура, иногда встречается (как примесь) и в других посевах, а также по краям дорог, возле жилья. Растёт преимущественно на супесчаных и суглинистых почвах, в условиях влажного и теплого климата.

Признано, что Россия — родина льна-долгунца. Это одна из наиболее трудоёмких культур. Стебли для выделения волокна подвергают первичной обработке — вымачиванию или запариванию, мятию и трепанию. Из льняного волокна (в стеблях его 20 -28%) делают ткани, из костры (измельчённые стебли) — звуко- и термоизоляционные плиты, которыми отделывают салоны автобусов и самолетов.

Посевы льна-долгунца в мире незначительны и из года в год сокращаются, но сбор остаётся примерно на одном уровне — почти 600 тыс. т в год — благодаря повышению урожайности. Традиционно его выращивает определённый круг стран (не более 20), расположенных в основном в средней полосе Европы — от Урала до Атлантики. В эту зону входят страны бывшего СССР, на который приходилось свыше 70% мирового производства льна (Белоруссия, Нечерноземная полоса России, Прибалтика), Восточной Европы (16%), а также Франция, Бельгия, Нидерланды (в сумме около 10%); Египет, Турция, Китай, Аргентина и Чили (в совокупности примерно 4% мирового урожая льна). Экспортируют лён преимущественно западноевропейские страны.

После распада СССР лён-долгунец стал для текстильной промышленности России единственным натуральным экологически чистым целлюлозным сырьём. Его посевы можно размещать на территории в 1,5 млн га, особенно в Нечернозёмной зоне. Однако из-за упадка платежеспособного спроса значительной части населения затруднена реализация льняных тканей, выпуск которых сократился за 1990 -1995 гг. с 500 до 130 млн м2, или почти в 4 раза.

Лён-кудряш (масличный), или «рогач» — более теплолюбивое и менее требовательное к влаге, чем лён-долгунец, растение. Семена масличного льна содержат до 52% масла, которое употребляют в пищу. Применяют его (как и семена) в медицине. Масло это относится к категории высыхающих масел, которые твердеют на воздухе, поэтому оно (как и масло льна-долгунца) особенно ценно для производства олифы, лаков, красок и эмалей. Между тем оно всё чаще заменяется синтетическими маслами, поэтому его производство сокращается.

Жмых — хороший корм для молочного скота. Льняной мякиной, получаемой при раздавливании коробочек, кормят свиней. Короткое волокно кудряша (10 -15% в стеблях) пригодно для выработки мешковины, брезента и других непромокаемых тканей, клеёнок, шпагата. Основные районы выращивания льна-кудряша в бывшем СССР — Казахстан, Западная Сибирь, Поволжье, степная зона Украины.

За последние 20 лет льноводство переживает не лучшие времена. Как и другие энерго- и трудоёмкие отрасли земледелия, оно оказалось в тяжёлом положении.

Рентабельность возделывания льна-долгунца в сравнении с зерновыми резко упала; посевные площади под льном в мире сильно сократились — почти в 1,5 раза (с 5,4 до 3,5 млн га), особенно в странах бывшего СССР (в частности, в России, Белоруссии, Прибалтике) и Восточной Европы, в Аргентине, которая ещё в 1980 г. лидировала в мировом производстве семян льна. Напротив, они очень значительно выросли в Китае и Индии, а также в США и Западной Европе. В то же время семян льна стали собирать за этот период несколько больше — почти 3 млн т в 1999 г. (против 2,3 млн т в 1980 г.). В настоящее время первое место по сбору семян льна занимает Канада, которая дает 35% этой продукции в мире, при этом занимая всего 16,4% мировых площадей под этой культурой. Эти шесть стран дают 86% мирового производства семян льна, остальные государства сильно уступают им. Аргентина собрала 85 тыс. т; Бангладеш — 50 тыс. т; Эфиопия, Франция и Египет — около 30 тыс. т каждая; по 27 тыс. т — Россия и Непал.

Слайд №1

Тема: « Обработка льна на Руси»

Слайд №2

Цель и задачи: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Ребята, сегодня вы узнаете, как раньше на Руси обрабатывался лён и как из него делали потом ткань.

Слайд № 3

Ребята, а кто знает, что такое лён? (Ответы детей). Совершенно верно – это растение. А как мы знаем любое растение прежде чем оно вырастет, что нужно сделать? (Ответы детей). Правильно – посадить. Начали куковать кукушки – пора сеять лён.

Слайд №4

Едва появились стебельки – надо начинать прополку. Молодой лён после прополки распрямляется и растет очень быстро.

Слайд №5

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

Слайд №6

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, пришло время уборки.

Слайд №7

В народной примете сказано: « Лён две недели цветет, четыре – спеет, на седьмую семя летит».

Уборка льна (Теребление). Это тяжелая работа. Выходили в поле рано утром, по росе. Женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей вязали в вот такой вот сноп. Снопы ставили рядами для сушки.

Слайд №8

Обмолот. Подсохшие снопы везли в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол укладывали снопы и вот такими деревянными колотушками били по льняным головкам, отделяя головки от стебля. Семена которые находились в головки, как вы думаете на что шли (что с ними делали)? Ответы детей. (Шли на будущий посев и изготовления льняного масла). А стебли на изготовления волокна.

Это было любимое занятие детей и молодежи. Обмолоченные снопы увозили обратно на поле.

Слайд №9

Затем потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Недели через две вынули лён из речки, просушили…

Сушили его в бане, на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли сразу в изб у и сушили на широкой русской печи.

Слайд № 11

Трепание . Измятый лён били вот таким вот деревянным инструментом, который назывался трепало, для того чтобы выбить из волокон остатки кострики (остатки жёсткого стебля) . Трепание тяжелая и грязная работа. За день стены и окна покрывались серой льняной пылью, поэтому работали в банях или нежилых избах, а лица прятали в платки. А вот таким становится лён после трепания.

Слайд №12

Очёс. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Слайд № 13

Прясть девочки начинали с детства. Был обычай ходить прясть к соседям, чтобы за пряжей не задремать и сделать не меньше других.

Слайд № 14

Ребята, здесь вы видите разные прялки, все ли они одинаковы или отличаются чем-то? Ответы детей, (мастера по дереву старались украсить прялки росписью или резьбой). Как вы думаете, что это за деревянное палочка с заострённым концом? Ответы детей. (Вспомним наколотый палец Спящей красавицы). Правильно это – веретено. С помощью прялки и веретена пряли нити

Слайд № 15

Позднее появились вот такие вот прялки – самопрялки с колесом, работа на таких прялках была быстрее, но они были очень дорогие, не все могли их себе позволить. После того как пряхи напряли нити, из них ткали ткань.

Слайд № 16

Тканьё. Ткали мастерицы вот на ткацких станках. Ткацкий станок или – красно, как его называли раньше имеет довольно сложную конструкция.

Его основу составляют две рамы – станины . К станинам крепятся деревянные валики, они скрепляют станины друг с другом. На задний валик крепится пряжа (нитки идут вот так вот через весь станок), а на другой передний конец, с помощью челнока и берда, это приспособления которые идут в комплекте со станком наматывается полученная ткань.

Слайд № 17

Готовый холст (ткань) был серого цвета. Затем стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Слайд № 18

Ну, что ребята убедились насколько эта сложная работа? Но эта сложная работа позволяла обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными изделиями: такими как скатерти, полотенца, половики, а также верёвками, мешками.

Слайд № 19

Ребята, а кто из вас знает, в чём раньше хранили одежду? Ответы детей (в сундуках). Совершенно верно, посмотрите вот в таких вот старинный сундуках.

Наша экскурсия подошла к концу.

Понравилось ли вам?

Что вам больше всего запомнилось?

Слайд № 20

Всем спасибо за внимание.


Лен - культурное растение (история, происхождение)

Древний арабский ученый Ибн-Фалдан, путешествуя по стране россов, населявших земли к северу от Каспийского моря, был поражен их белоснежными одеждами. Ученый прекрасно знал, что сшиты они из льняных тканей - это было ему не в диковину. Удивляло другое. Здесь их носили все, а в Египте, откуда был родом Ибн-Фалдан, льняные ткани настолько ценились, что в них ходили только верховные жрецы, фараоны считали их самой изысканной одеждой и даже мумии заворачивали в льняные ткани.

Льном на Руси начали заниматься со времен нашествия скифов, которые занесли его сюда из Азии. Здесь, в Казахстане и на Памире, до сих пор находят дикий лен с превосходным качеством волокна.

В самую раннюю пору славяне ткали из льна паруса для своих ладей. Летописи рассказывают, что князь Олег, возвращаясь из похода на Царьград, велел сшить паруса из шелка, но ветер быстро порвал их. И тогда воины поставили льняные паруса и благополучно прошли все Черное море. А легендарный Садко доплыл под ними до страны чудес - Индии.

Не думал, конечно, этот сын Новгорода, что льняные паруса привели его на родину льна, который русские испокон веков считали своим растением. А между тем именно здесь, в горных районах Индии, примерно 4-5 тысяч лет назад, предки индийцев первыми вырастили былинки с голубоватыми цветами и сшили себе одежды из льняного волокна, сняв с плеч звериные шкуры.

Несколько позднее лен занял видное место в земледелии древнего Египта, где значение его было настолько велико, что гибель посевов льна приравнивалась к одной из "семи египетских казней".

Примерно в это же время лен появился в нашей Колхиде, начал возделываться в Греции и Риме, был завезен к галлам, а от них разошелся по всей Западной Европе, в том числе попал в Литву. С тех пор рассказывают литовские предания о божке Вайтгантасе - покровителе льна, и до наших дней сохранился сорт льна "вайтгантас", названный в честь древнего божка литовцев.

В давние века прошел лен по всему свету, но нигде он не привился так широко, как в нашей стране, которой принадлежит 80 процентов мировой площади посевов.

Широко раскинулись голубые поля вокруг городов Новгорода, Ярославля, Ростова, Углича, Дмитрова. Но самый длинноволокнистый, шелковистый, урожайный лен родился у славян-кривичей на псковских землях. Хороши для него эти земли. И климат здесь чисто "льняной": летом бывает влажно, нежарко, на небе почти всегда облака, и стебли льна стройными былинками тянутся кверху.

Но тяжким был в те далекие времена на Руси труд крестьян-льноводов. В 1467 году Псковское вече особым документом - грамотой - закрепило льняную повинность населения. Через восемь лет крестьяне во главе с посадником Афанасием Юрьевичем, не выдержав гнета бояр, торжественно разорвали грамоту и, как записал летописец, "и быть всем крестьянам радость велия. С восми бо год она была в лари, да много крестьянам истомы и убытков в то время было". А спустя еще двести лет вновь поднялись псковские льноводы под водительством крестьянина Тимофея, по прозванию "Кодекуша трепец", против бояр и торговых людей, притеснявших их.

К середине VI века прекрасный русский лен получил мировую известность. Персидский писатель Эд-Дин писал, что льняные одежды из земли русской знают за Самаркандом, в Северной Индии, в Калькутте и Дели. Лен с охотой покупали немцы, англичане, голландцы и французы. Особенно славились на мировом рынке псковские льны и полотна Кадашевской слободы, что под Москвой.

Льняное полотно прославилось недаром. Оно хорошо противостоит гниению, в два раза крепче хлопкового и в три раза - шерстяного волокна.

Из семени льна, которое содержит 35-40 процентов жира, получают хорошо высыхающие масла, применяющиеся при производстве олифы, красок, лаков, мыла. Из побочного продукта при переработке льна - пакли - вьют веревки, шпагат, изготавливают бумагу и термоизоляционные материалы.

Жители многих стран использовали лен не только на волокно. У древних народов Азии и греков хлеб из поджаренных и размолотых семян льна очень высоко ценился и считался деликатесом. В Эфиопии лен и сейчас возделывают как хлебное растение. Да и в России в неурожайные годы льняное семя употребляли в пищу.

Трудно вырастить хороший лен. Все лето не прекращается работа на полях. Нужно рыхлить почву, вносить удобрения, бороться с вредителями и болезнями. Упустишь время - и пропал лен, о котором еще древние новгoродцы гoваривали: "Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую неделю семя летит". Но не растеряли славу своих предков нынешние льноводы. Если 50-60 лет тому назад крестьяне собирали со своих полей едва 1,5-2 центнера льна-волокна с гектара, то сейчас урожаем 4-5 центнеров особенно никого не удивишь. А замечательный мастер Д. М. Максимов на древней псковской земле получает по 10,5 центнера льна-волокна с гектара и по 6 центнеров семян. Из этого количества можно сшить две тысячи рубашек, отжать два центнера масла, получить четыре центнера хорошего корма для скота и изготовить три центнера бумаги.

Кончается лето, и начинается новая страда. Лен нужно мочить, мять и трепать. В августе лен тонким слоем расстилают на лесных опушках, лугах , полянах с невысокой, но густой травой. Их называют стлищем. Здесь при теплой влажной погоде с обильными росами под действием гриба "кладоспориум" разрушаются пектиновые вещества, склеивающие лубяные пучки со стеблями. "Хорошее росенье - льну опасенье"; "Лен дважды родится: на поле и на стлище", - говорят мудрые народные пословицы.

Часто лен не расстилают, а мочат. Для этого его опускают в заводи рек с тихим течением, ручьи и озера, где он лежит 10-12 дней. Здесь уже пектиновые вещества разрушаются не грибом, а бактерией "клостридиум фельзинеус".

Однако расстил и мочка - это еще не конец работы. Пока что грибы и бактерии освободили лубяной пучок. "Приготовили" тресту из соломки. Теперь нужно из тресты выделить шелковистые волокна. А чтобы сделать это, тресту мнут специальными машинами, всегда помня пословицу: "Мни лен боле - волокно будет доле", а затем трепят на льнотрепальной машине.

Только после этого волокно легко отделяется от стебля и становится эластичным в шелковистым, каким оно ценится в промышленности.

Похожие статьи