История гефеста. Гефест - греческий бог огня, кузнецов

Рождение Гефеста, бога огня. - Свержение бога Гефеста с Олимпа. - Тип и атрибуты бога Гефеста (Вулкана) в античной мифологии. - Месть бога Гефеста (Вулкана) своей матери - богине Гере (Юноне). - Бог Гефест (Вулкан), водворенный на Олимпе богом Дионисом (Вакхом). - Сети бога Гефеста (Вулкана). - Кузница бога Гефеста (Вулкана). - Циклопы, работники кузницы Гефеста.

Рождение Гефеста, бога огня

Свержение бога Гефеста с Олимпа

Греческий бог Гефест (в римской мифологии - бог Вулкан ), - бог огня . Гефест олицетворял собою силу и творчество. Огонь был элементом бога Гефеста (Вулкана) подобно тому, как вода была элементом бога Посейдона (Нептуна).

По античным мифам, земной огонь происходит от небесного огня; этот земной огонь находился главным образом внутри вулканов, выбрасывающих его часто наружу, и вот древние греки, желая олицетворить эту силу природы, сложили миф о боге Гефесте. В современном греческом языке (новогреческом) до сих пор слово, обозначающее вулкан, происходит от имени бога Гефеста - ηφαίστειο [ифэ́стио].

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Гефест — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. В микенских текстах упоминается лишь предположительно.

По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия, из бедра Геры, в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали или, по критскому мифу, Талоса.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребенком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого . Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня . До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и o преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить , посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали , бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать.

Другая комбинация мотивов присутствует в I песне «Илиады»: Гефест помог связанной Гере, за это сброшен Зевсом с неба и упал на , покалечив ноги, отчего стал хромым.

Гера признала своего сына и отдала ему в жены прекрасную . Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну.

Когда он освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить все, и он попросил Афину в жены (либо это было наградой за изготовление оружия богов), он преследовал Афину, Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний.

Гефест устал во время Флегрейской битвы с гигантами, и ему дал место в колеснице . Он связан с мифом об Орионе. Служил некоему смертному мужу.

Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг . По Гесиоду — супруг хариты Аглаи.

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.


Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады с тирсами в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов, смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Гефест (Hephaistos) – бог огня и металлических изделий, покровитель кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры, а по некоторым мифам – сын одной Геры (поэтому называется Apator, т. е. не имеющий отца). Гефест родился хилым и хроменьким. В гневе сбросила его Гера в океан, но морские богини Фетида и Эвринома подхватили несчастного, перенесли в глубокий грот и выходили. Мальчик оказался очень способным ко всякого рода искусствам и ремеслам, особенно полюбилось ему кузнечное дело. По позднейшим греческим преданиям, Гефест был сброшен с Олимпа Зевсом, за помощь матери во время спора ее с Зевсом, и оттого стал хромым на всю жизнь. Он упал на остров Лемнос, где Гефеста ласково приняли местные жители. В честь бога огня в более поздние времена в Афинах были учреждены празднества – гефестии.

Вырос Гефест могучим широкоплечим богатырем, который с утра до ночи трудился в кузнице. Хоть остался он хромым, в руках его была исполинская сила, а все сделанные им вещи были добротными и красивыми. Искусный кузнец, Гефест на Олимпе выстроил себе и другим богам медные чертоги; сделал себе из золота двух умевших говорить и двигаться рабынь; также изготовил скипетр и эгиду Зевса, доспехи Ахиллеса, псов Алкиноя, колесницу Гелиоса, венец и ящик Пандоры, медных быков царя Колхиды Ээта и другие чудесные изделия. Гефест изобрел ювелирное дело и подарил первые украшения из драгоценных камней своим нареченным матерям – Фетиде и Эвриноме. Но таил добрый бог обиду на родную мать Геру и хотел отомстить ей за ее жестокий поступок.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Однажды Гефест изготовил гигантское кресло-трон, который богато украсил резьбой по металлу и диковинными фигурками, и послал его в подарок матери. Боги нашли его очень красивым, и Гера села на трон, но... встать не смогла: какая-то неведомая сила приковала ее к сиденью. Все бросились ей на помощь, но тщетно - трон крепко держал богиню. Тогда Зевс повелел Гермесу отправиться к Гефесту.

Гефест жил на острове Сицилия. С быстротой молнии Гермес преодолел гигантское расстояние и оказался в кузнице Гефеста, которая находилась в жерле вулкана Этна. Пожурил Гермес брата: дескать, как мог ты обидеть собственную мать! Но Гефест был непреклонен и отказался лететь на Олимп. Подумав, Гермес решил прибегнуть к маленькой хитрости. Он срочно призвал к себе их третьего брата – бога виноделия Диониса. Веселый и лучезарный предстал тот перед Гефестом и в честь встречи предложил братьям выпить игристого виноградного вина. Не мог Гефест отказать братьям, но быстро захмелел, а Дионис посадил пьяного брата на осла и доставил его на Олимп.

Конечно, Гера была освобождена от тайных пут: кресло потеряло дурную силу и впредь служило ей любимым троном. Гера на радостях обняла сына и попросила прощения за допущенную в молодости жестокость. С тех пор Гефест остался жить на Олимпе. Он построил прекрасный дворец для Зевса и Геры, а рядом – дворец для себя и своей жены, которой стала первая красавица Олимпа Афродита.

Во дворце Гефеста самым почетным местом была новая просторная кузница. Он – единственный из богов, который много трудился. С большой радостью дарил он подарки богам и героям. Зевсу Гефест выковал скипетр и щит-эгиду, Аполлону – стрелы, Гермесу – жезл примирения – кадуцей, а Ахиллу – доспехи. Но самым замечательным изобретением Гефеста стало колесо, с помощью которого были построены первые движущиеся экипажи. Для Зевса Гефест смастерил быструю боевую колесницу. Еще одну колесницу из золота он построил для бога Гелиоса: въезжает бог на небо – наступает утро, к вечеру он возвращается на Олимп, а люди видят солнечный закат. За колесницы прозвали боги и люди Гефеста возничим и посвятили ему созвездие Возничий.

Культ Гефеста, вероятно, догреческого происхождения. Первоначально он связан с островами Эгеиды: Лемносом, жители которого спасли Гефеста при низвержении с Олимпа – здесь были город Гефестий и здесь в горе Мосихл находилась кузница бога – и Самосом, где были города Гефестополь и Гефестион и где была прикована Гера, носившая эпитет Самосская. Гефесту соответствует римский Вулкан.
На небе в южных широтах сверкает созвездие Южный Крест. Две тысячи лет назад оно называлось Трон Императора. Считалось, что это – царское кресло – изделие Гефеста. Изображение созвездия Южного Креста используется с давних времен в геральдике стран Африки и Австралии: на флагах, корабельных штандартах, в гербах и на монетах.

Похожие статьи