Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми. Упражнение "Самое главное". Использованные виды опроса

Забывая о индивидуальном подходе к детям, невозможно успешно организовать учебный процесс. В каждом классе найдутся ученики, по тем или иным причинам попавшие в разряд «отстающих». Задача педагогов — разработать комплекс мер, которые помогут таким школьникам справиться с трудностями. Результат деятельности учителей-предметников отображается в отчете о работе со слабоуспевающими учащимися.

Коррекция знаний отстающих учеников — это тщательно продуманная педагогом стратегия. Чтобы ее реализовать, учитель должен учитывать особенности каждого ребенка.

Ежемесячно он отчитывается перед завучем по учебной работе о результатах проведенной работы. Информация подается в письменном виде. В документе обязательно указываются:

  • Фамилия, имя и отчество слабоуспевающего школьника.
  • Причины, по которым у ребенка возникли трудности с усвоением материала.
  • Использованные виды опроса.
  • Формы работы по ликвидации пробелов в знаниях.
  • Результат проделанной работы.

Чтобы составить такой отчет о работе с отстающими учащимися, педагогу нужно провести в классе диагностику или мониторинг знаний в начале учебного года. Проверив самостоятельную работу, он получит представление о фактическом уровне обученности детей, выявит пробелы, которые требуют быстрой ликвидации. Также учитель узнает о сильно отстающих учениках в классе.

Во время учебного процесса педагог выявляет среди детей слабых, просто наблюдая за ними. Неуспевающих ребят «выкажет» их реакция на трудности, успехи и поражения, неспособность ответить на вопрос, решить задачу, сформулировать то или иное предложение.

Коррекционная деятельность будет зависеть от причины подобного положения дел. Она выясняется через индивидуальные беседы, анкетирование. В соответствующей графе отчета о работе со слабоуспевающими учащимися как наиболее частые причины пробелов в знаниях указываются:

  • Пропуск занятий.
  • Слишком объемные домашние задания.
  • Необъективное оценивание ребенка на уроке.
  • Недостаточная домашняя подготовка.
  • Отсутствие желания учиться.
  • Слабая активность во время занятий.
  • Низкое качество мыслительной деятельности.
  • Отсутствие необходимых условий (проблемы со здоровьем, неблагополучная семья).
  • Высокий уровень сложности учебного материала.

Учитель, работающий над улучшением качества знаний отстающих учеников, выбирает для этого наиболее рациональные формы и методы. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, педагог может:

  • Разработать персональные задания к темам (карточки, таблицы, опорные схемы).
  • Подобрать занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки).
  • Задать ученику творческое задание к уроку (самостоятельно изготовить наглядный материал, нарисовать иллюстрацию к произведению).
  • Во время общей самостоятельной работы частично или полностью исключать отстающих, используя индивидуальные задания.
  • Разработать дифференцированные задания для разных видов проверочных работ.
  • Проводить предупреждающие опросы.
  • Задавать индивидуальные домашние задания и проверять их в присутствии ребенка.
  • Проводить консультации, помогать перед уроком.
  • Использовать различные виды опроса отстающих детей (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный, экспресс-диктант и другие).

Образец отчета учителя-предметника

Отчет о работе со слабоуспевающими учащимися 6 класса УО «Государственной общеобразовательной средней школы».

ФИО ребенка

Причины неуспеваемости

Использованные виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Бехтер Антон Николаевич

Пропуск занятий из-за болезни

Письменный

Индивидуальные консультации

Повышение уровня знаний со среднего до достаточного

Задворкин Максим Александрович

Низкая активность во время уроков

Индивидуальный

Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока

Солод Артур Романович

Слабая домашняя подготовка, отсутствие интереса к учебе

Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком

Повышение уровня знаний с низкого до среднего

Учитель математики Пасько И. Н.

Если положительной динамики не наблюдается, к отчетной таблице добавляются графы «Сроки сдачи материалов», «Информация классному руководителю» и «Информация родителям».

Главная задача каждой школы — построить незаметную, но при этом умную коррекционную работу с отстающими детьми. Ее цель — по ходу процесса обучения исключить любые сложности, с которыми сталкиваются дети.

Работа со слабоуспевающими детьми

Успешная организация учебной работы и активизация учения школьников немыслимы без чуткого отношения к ним и умелого индивидуального подхода. Истина эта считается прописной. Учителя узнают о ней еще на студенческой скамье, когда слушают лекции по психологии, педагогике и методике. Но на практике многие из нас именно в этом отношении допускают серьезные недостатки, которые отрицательно сказываются на успеваемости и качестве обучения. Слишком велика бывает тяга к прямолинейному воздействию на учащегося с целью быстрейшего достижения положительных результатов и не всегда хватает умения и терпения искать пути для постепенного улучшения успеваемости, для пробуждения интереса и формирования мотивации к обучению.

Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

  • отвлекаемостью;
  • подвижностью;
  • неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6.Конфликтные отношения

  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

  • в поддержке
  • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

  • В утомляемости
  • Истощаемости
  • Медленном темпе работы

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить?

Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы :

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Основные направления работы со слабоуспевающими детьми:

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • Развитие основных мыслительных операций.
  • Развитие различных видов мышления.
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
  • Развитие речи, овладение техникой речи.
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Формы и виды помощи:

Формы помощи:

Фронтальная;

Индивидуальная.

Виды помощи:

Стимулирующая.

Направляющая.

Обучающая.

Методы работы:

Словесный,

Наглядный,

Игровой,

Практический,

Частично-поисковый,

Дедуктивный,

Метод самостоятельных работ.

Формы работы:

Фронтальные,

Групповые,

Индивидуальные,

Коллективные.

В нашей школе проводится большая работа по выяснению причин школьной неуспешности (мониторинг, диагностика), что позволяет выявить группы неуспевающих учеников. Проводятся коррекционно – развивающие занятия силами школьной психологической службы и ЦПМСС «Вера».

Надо помнить, что ученик, не желающий учиться, является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу подростку. Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной. Принимая во внимание тот факт, что учебная мотивация – основополагающий компонент учебного процесса, я считаю, что ее уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования. Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома. Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать читать нотации; отказаться от скандалов и наказаний. Благожелательная поддержка любого, даже самого слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения таких случаях. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность учителей, школьников и родителей. Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся.

С другой, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.

По результатам работы отмечается положительная динамика. Таким образом, организованная работа со слабоуспевающими учащимися оказывается чаще всего эффективной.







Система работы со слабоуспевающими учащимися Выявление слабоуспевающих учащихся Изучение причин неуспеваемости Направление работы с неуспевающими Учет индивиду- альных особен- ностей личности Учет социаль- ных условий Учет возрастных особенностей Учет состояния здоровья Учет сформиро- ванности общих и специальных условий Учет сформиро- ванности общих и специальных условий Формирование и развитие учебных навыков учащихся Коррекционная работа Индивидуаль- ная работа Дифференци- рованная работа Дополнитель- ные занятия Вовлечение в секции, факультативы Работа с родителями Получение стандарта образования


Основными признаками неуспешности учащихся можно считать: 5 Недостаточное семейное воспитание. Пробелы в фактических знаниях. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения.




Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины: 7 Слабое состояние здоровья. Несформированность приемов учебной деятельности. Если психолого­педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то учащийся заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе; Недостаточное развитие мотивационной сферы, что является в первую очередь приоритетом семейного воспитания.


Особенности неуспевающих учащихся: низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения


Особенности неуспевающих учащихся нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта


Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам: 1. Низкий уровень умственного развития. 2. Несформированность учебных навыков. 3. Дефицит внимания с гиперактивностью. 4. Отсутствие познавательного интереса. 5. Несформированность произвольной сферы. 6. Конфликтные отношения 7. Низкий познавательный интерес 8. Низкий уровень развития словесно - логического мышления 9. Низкая работоспособность










Родители Учитель родителям нужно, чтобы у ребенка были знания, но при этом нет контроля и помощи детям с их стороны; учитель, по мнению родителей, выступает в роли монстра, надзирателя; учителя иногда отчитывают родителей даже в присутствии ребенка, при этом не всегда давая конкретные советы родители в свою очередь обвиняют учителей в некомпетентности в присутствии детей; сами учителя не всегда видят выход из создавшейся конфликтной ситуации








Задачи педсовета Систематизировать теоретические знания по теме. Провести психолого-педагогическую диагностику слабоуспевающих учащихся. Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников. Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности. Превратить жёсткий треугольник в подвижный четырёхугольник














Деятельность учителя 1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью выявления уровня обучаемости. 2. Использовать на уроках различные виды опроса. 3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика. 4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине. 5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его.


6. Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей. 7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося. 8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом и социальным педагогом) 9. Учитель-предметник обязан выставлять четвертные оценки за неделю до конца четверти.


Пути достижения высокой успеваемости: правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей ее ликвидации; высокое качество уроков; использование передовых методов в обучении; реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом; четко поставленный контроль за учебным процессом.






Как помочь слабоуспевающему ученику: Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач. Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик. Как повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности. Проветривать кабинет. Проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.


Карточки для индивидуальной работы Задания с выбором ответа Деформированные задания Карточки – тренажеры Творческие задания Поиск различных способов решения задач. Составление кроссвордов. Сочинение математических сказок, игр. Составление задач по данному условию.


Учитель должен: Знать психическое развитие ребёнка Стремиться понять и принять каждого ребёнка Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке Проявлять - разумную требовательность - неиссякаемое терпение - справедливую строгость - веру в возможности ученика Уметь встать на позиции ученика Сказать НЕТ насмешливому тону! Уметь вести непринуждённый диалог Стремиться к внешней занимательности Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) Учить работать со словарями и другим справочным материалом


Учитель должен: В обучении применять - опережающее обучение - различные формы групповой работы - взаимоопрос, самоконтроль - конспекты - блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) Применять частую смену видов деятельности на уроке Многократно проговаривать и закреплять материал урока Стремиться к алгоритмизации деятельности


Правила, разработанные психологами: Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.


Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа « отлично », « молодец », « умница » и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.


Дифференцированный подход При закреплении. При проверке домашнего задания. При самостоятельной работе. Создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому – выполнить посильный объем работы.


Обучение в сотрудничестве Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Проектное обучение Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.






Этапы освоения изучаемого материала Организационно- педагогическая направленность 1. Изучение нового материала.Индивидуализаци я учебного процесса. 2. Диагностическое тестирование.Проверка базового уровня. 3. Уроки коррекции и развития. Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) > закрепление > повторная диагностическая работа. Развитие: повторный уровень > углубленный уровень. Дифференциация учебного процесса. 4. Итоговый контроль. Обязательный уровень > продвинутый уровень > углубленный уровень. Проверка результатов обучения. закрепление > повторная диагностическая работа. Развитие: повторный уровень > углубленный уровень. Дифференциация учебного процесса. 4. Итоговый контроль. Обязательный уровень > продвинутый уровень > углубленный уровень. Проверка результатов обучения.">






Работа с родителями Цель: Создание условий для развития личностного потенциала учащихся в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума Задачи: создать коллектив единомышленников, сделать учащихся, учителей, родителей соучастниками образовательного и воспитательного процесса организовать разнообразную, увлекательную, социально- значимую совместную деятельность учащихся и родителей организовать всеобуч для родителей Ожидаемые результаты: установление диалога и взаимовыгодного сотрудничества между школой и родителями формирование у учащихся любви, долга к родителям, близким решение проблемы занятости учащихся в свободное от уроков время


45 Нередко от родителей можно услышать: « Не сделаешь домашнее задание – не пойдешь к друзьям », « Закончишь обучение с тройками – не поедешь на море »… Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме « стимул - реакция », что не можем представить себе другой способ мотивирования детей, стимулирования их работы, творчества, достижений. И, в результате, получаем личность, которая не интересуется ничем, кроме вознаграждения за свои усилия или испытывает потребность в постоянном контроле со стороны.










Каждый из нас может привести примеры из своей личной жизни, педагогической практики, или просто из истории, когда, например, из - за полной бездарности был исключен из школы Эдисон; знаменитый химик Либич, в 14 лет по неспособности оставил школу, а 21 год стал профессором.



53 Создание коррекционных тетрадей. Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения. Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика. Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)






Советы родителям слабоуспевающих учеников: Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах; Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить; Поддерживайте дома четкий распорядок дня; Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях; Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка; Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях; Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль « неудачника ».


Формируйте положительную мотивацию к учёбе; Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей; Помогайте ребёнку в случае необходимости; Никогда не выполняйте задание за ученика; Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его; Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки; Поощряйте ребёнка за его успехи; Держите связь с учителями - предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребёнку.


Советы классному руководителю по работе со слабоуспевающими детьми: В начале учебного года проинформировать учителей - предметников о наличии слабоуспевающих детей в классе (на малом педсовете или в индивидуальной беседе). Поддерживать связь с психологической службой, учителями - предметниками, интересуясь уровнем обучаемости учащихся, темпами их развития, стилем общения с одноклассниками и преподавателями. Привлекать родителей слабоуспевающих детей к общественным делам класса. Вовремя информировать родителей о негативных проявлениях в учебной дисциплине со стороны ученика (пропуски уроков без уважительной причины)


Доводить до сведения администрации (зам. директора по воспитательной работе, социального педагога) случаи нарушения норм и правил поведения в целях современной их профилактики. Создать условия для занятия учащимися достойного места в коллективе класса через активное включение во внеурочную деятельность. Держать на контроле состояние их здоровья. Стремиться наладить доверительные отношения. Чаще использовать поощрение нежели наказание для поддержания веры в свои силы.


Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосёлковская средняя общеобразовательная школа

Программа работы

со слабоуспевающими

и неуспевающими детьми

Учитель математики

Кудрявцева Т.С.

      учебный год

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Для организации процесса обучения по математике с такими особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

    наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

    вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

    обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Цель:

формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

1.Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

2.Развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной деятельности.

3.Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

4.Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

5.Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

6.Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.

7.Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты

Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные компоненты

    Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.

    Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.

    Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.

    Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.

    Использовать наглядный материал.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятия

1. Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

  1. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-октябрь

3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

6. Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

8.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

9.Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

10.Учить детей навыкам самостоятельной работы

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.

5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости)

Мероприятия по работе с учащимися

Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине.

    Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;

    Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;

    Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам;

    Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

    Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей;

Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам.

    Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;

    Донести информацию о не выполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося;

    Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);

Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики

    При необходимости, способствовать организации помощи психолога;

    Проводить индивидуальные консультации;

    Организовать с учащимся работу над его ошибками;

    Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;

    Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

Похожие статьи