И разновидность любительского объединения

Разные авторы по-своему трактуют такие понятия, как «любительские объединения», «клубы по интересам», «любитель­ское творчество», «любительская деятельность». Эти понятия исследуются с разных позиций, но речь идет об одном и том же явлении - «творчестве любителей» в самодеятельных формах его проявления. Вместе с тем в Положении о любительском объеди­нении и клубе по интересам принятом в 1986 году было сказано, что любительское объединение, клуб по интересам являются организованной формой общественной самодеятельности населения, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников, с целью удовлетворения многообразных духовных запро­сов и интересов людей в сфере свободного времени.

Под термином «любительство» сегодня мы понимаем такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способ­ность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного твор­чества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результа­те ими создаются материальные и духовные ценности. По наше­му мнению, в процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессио­нальной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности чело­века, его профессией. Любитель - творец - «сам себе хозяин», «сам себе режиссер», создающий свой собственный мир, прояв­ляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию.

Уже с XVIII века активно начинает развиваться любительское художественное творчество, в организованной деятельности которой отмечается активное участие интеллигенции. Вторая половина ХЕК века отмечается активизацией различных обществ любителей искусства, при которых создаются творческие мастер­ские, возникают литературные объединения, кружки, студии и т.д.

Широко распространенные сегодня термины «любительское творчество» и «художественная самодеятельность» впервые появились в конце XIX века и характеризовали значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различ­ными видами любительского искусства (театры, духовые орке­стры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество). Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица). В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные пред­ставления, частушки, народные пляски, народное инструмен­тальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направле­ний деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различ­ные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослуже­ния, обряды, «процессии дураков», «встречи поста и масленицы», ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах, выступления ораторов, проповедников, застольные речи и песни - все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно впле­талось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор - всегда прикладное искусство, ибо никогда не обо­собляет себя от повседневности».


Многие исследователи приходят к мнению, что именно фольклор является одной из начальных форм художественной культуры, существующей на профессиональном и любительском уровне творчества. Этой же точки зрения придерживается и Э.Е. Алексеев, который отмечает, что «самодеятельность в фор­ме фольклора и любительства выполняет важную культурно-творческую роль. В ее рамках рождаются новые художественные ценности, она вносит огромный вклад в социальную организа­цию общества: благодаря нормально развивающемуся художест­венному творчеству достигаются укрепление общественных свя­зей между людьми и упрочение целостности общества».

Любители - это те, кто «врастает» в сферу культурно-творческой деятельности, где существуют традиции народного художественного творчества. Усвоение культурных традиций и художественных форм деятельности, а именно любительских (пение, музицирование, занятие художественно-прикладным творчеством и т.д.) является ориентиром деятельности любителя. Самодеятельность в процессе познания преобразуется в эстетические убеждения, нормы и принципы поведения. Основным, неизменным ядром его является человеческая индивидуальность, побуждающая личность к движению, стремлению проявить себя в занятиях творчеством. Художественное творчество лю­бителей более всего тяготеет к индивидуальным формам куль-турно-досуговой деятельности, однако может включать и коллективные формы (самодеятельность). Чтобы «временное» любительство превратить в организованное любительское занятие, где состоявшиеся любители или желающие стать таковыми учатся управлять своей фантазией, необходима стабильная подготовительная работа всех социальных институтов, способствующих формированию самодеятельности. Так, в 60-70-е годы появляет­ся множество течений любительского творчества, среди которых можно отметить: «наивное творчество», спонтанную самодеятельность, оригинальную самодеятельность, традиционную, «подражательную» (культовое искусство), репродуктивное творчество, авторское и другие.

Самодеятельные организации, а именно любительские объединения и клубы по интересам, имеют более высокую форму внутри-клубных объединений. В их основе заложено удовлетворение нравственных, внутренних потребностей и способностей личности.

В любительских объединениях оцениваются желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества. Увлечение художественным творчеством в таких коллективах формирует новые способности, так как там собираются группы людей, имеющие много общего, независимо от уровня одаренности. Именно «интерес», «страсть» в художественном творчестве могут дать значимый результат, который будет неповторим, оригинален и непосредственен. Его итоговым проявлением являются различные формы представления творчества на суд зрителей, слушателей.

Таким образом, на основании различных подходов к проблеме любительского творчества мы предлагаем собственное определение любительских объединений и клубов по интересам. Любительское объединение - это совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каж­дого индивида в свободном временном пространстве.

Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в круж­ках, студиях, клубах), при создании условий для духовного об­щения и побуждения к самодеятельному творчеству, где мо­гут самоорганизоваться множество различных любительских объединений.

Очень часто работники учреждений культуры и досуга подменяют любительские объединения и клубы по интересам объединениями кружкового типа.

1. Алексеева Э.Ф. Фольклор в контексте народной культуры. М, 1998.

2. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и " современность. М., 1971.

3. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

4. Положение о любительских объединениях и клубе по интересам. М.: г - Политиздат, 1986.

Будучи добровольным любительским досуговым объедине­нием, основанным на зрительском интересе к киноискусству, киноклуб представляет собой эффективную форму организации социально-культурной деятельности, реализующей в рамках своих базовых целей и задач широкий спектр культурно-досуговых, социально-психологических и социально-педагоги-


ческих функций. Отметим, в частности, такие важные задачи со­циокультурной работы, как сохранение и приращение культур­ного пространства жизни общества путем организации просвети­тельной, образовательно-воспитательной работы, стимулирова­ния и поддержки культуротворческих инициатив населения; удовлетворение и возвышение социальных и духовных потреб­ностей людей; защита права личности на доступ к культурным ценностям, их освоение и реализацию своей культурной само­бытности; создание условий для полноценного, развивающего, творческого досуга.

Специфика киноклуба полностью отвечает таким общим принципам социокультурной деятельности, как добровольность (свобода выбора, соответствующая индивидуальным потребно­стям и запросам человека); самодеятельность, понимаемая не как любительское художественное творчество, а как активность, инициатива, личная заинтересованность в успешности общего дела и его практическое самообеспечение; совместная деятель­ность, основанная на общности интересов ее участников; не­коммерческий (бесприбыльный) характер досуговой деятельно­сти и, наконец, относительная самоцельность последней.

Киноклуб относится к разряду клубов по интересам, являет­ся разновидностью этого типа досуговых объединений, полу­чивших достаточно широкое распространение в последние не­сколько десятилетий.



Что же все-таки такое киноклуб и каковы его специфика и возможности как формы социокультурной работы? Чтобы отве­тить на этот вопрос, нужно хотя бы пунктирно проследить гене­зис киноклубных объединений, осмыслить их современный ста­тус и оценить перспективы.

Как уже было ранее сказано, киноклуб - это инициативное объединение зрителей с целью удовлетворения своих, прежде всего эстетических потребностей, самодеятельная общест­венная организация любителей киноискусства, или, как сего­дня говорят, арт-кино. Это особенно принципиально, потому что потребителям массовой культуры нет никакой необходимости объединяться, их запросы удовлетворяются с избытком. Именно на них в первую очередь и работает практически вся современная


кинотелевидеоиндустрия. И только приверженцам истинного киноискусства, его энтузиастам и знатокам приходится взять за­боту о себе в собственные руки. Впрочем, у данного обстоятель­ства есть и позитивная сторона: сходство интересов помогло им встретиться, узнать друг в друге единомышленников и сообща реализовать потребность не только в кинематографе высокого класса, но и в столь необходимом общении по поводу предмета своего увлечения.

Киноклубы как форма социально-культурной деятельности -явление международное, они существуют во многих странах ми­ра и имеют тенденцию к дальнейшему распространению. Про­слеживая динамику киноклубного движения, убеждаешься, что среди любительских объединений по интересам киноклубы вы­деляются своей жизнестойкостью, способностью гибко адапти­роваться к новым условиям, не изменяя при этом своей сути.

Киноклубы как самодеятельные зрительские объединения стали возникать еще в двадцатые годы, первым из которых при­нято считать созданный во Франции в 1920 году клуб «Друзья седьмого искусства». В 1925 году был открыт Лондонский кино­клуб, а уже в 1932 - учреждена Британская Федерация киноклу­бов. В двадцатые годы киноклубные объединения появились в других европейских странах, а также в США. Особенно попу­лярны киноклубы были в послевоенной Франции, где из них вышло немало выдающихся деятелей киноискусства (Франсуа Трюффо, Андре Базен и другие). В 1947 году создается Между­народная Федерация киноклубов, объединившая несколько де­сятков национальных киносообществ. В 1989 году в нее была принята Федерация киноклубов СССР, чему предшествовал дол­гий и трудный процесс становления и развития киноклубного движения, берущий начало в ячейках и кружках Общества Дру­зей Советской Кинематографии (ОДСК), которое просущество­вало с 1925 по 1934 годы. Целью ОДСК было кинопросвещение массового зрителя, пропаганда советского кино и усиление его воспитательного воздействия. Но уже в тридцатые годы, когда возобладало мнение об автоматическом успехе хорошего совет­ского фильма, оно оказалось ненужным.


Своим вторым рождением киноклубное движение обязано хрущевской «оттепели». Тогда, во второй половине пятидесятых, отечественный кинематограф сделал мощный рывок вперед, появились яркие, проблемные, необыкновенно искренние филь­мы, отличавшиеся к тому же непривычным, новаторским кино­языком. Они провоцировали полемику, споры, столкновение мнений. И зрители отреагировали на это созданием любитель­ских объединений дискуссионного характера.

Киноклубы стали очагами культуры в социуме. Многие из них вели, помимо внутриклубной, и внеклубную культурно-просветительную работу, направленную на приобщение населе­ния к ценностям киноискусства. В то же время они противостоя­ли, с одной стороны, насаждаемой официозом идеологически безупречной серости и конъюнктуре, а с другой - столь любез­ной сердцу прокатчиков бездумной «развлекаловке», коммерче­ским поделкам, дававшим львиную долю плана.

В правовом отношении киноклубы были абсолютно неза-щищены и зависели от интеллектуального уровня и настроения любого чиновника, который мог запросто запретить киноклуб как «идейно вредный», чему, увы, в те времена примеров было немало. Такого рода эксцессы усиливали стремление киноклубов обрести статус Всесоюзной общественной организации и объе­динить свои силы, чтобы успешнее противостоять давлению и невежеству и активнее влиять на культурную жизнь страны.

Эту заветную цель киноклубное движение смогло реализо­вать лишь на волне общественного подъема «перестроечных» восьмидесятых. В 1988 году было создано Общество друзей кино СССР, а в его составе - Федерация киноклубов СССР.

Создание Федерации стало триумфом киноклубного движе­ния, получившего, наконец, долгожданный статус, который от­крывал перед ним, казалось, небывалые возможности и перспек­тивы: создать альтернативный кинопрокат, стать влиятельным участником современного кинопроцесса в качестве авангарда кинозрителей, войти в мировое сообщество киноклубов и так далее. Это был романтический, по-своему прекрасный, но, к со­жалению, недолгий период в истории киноклубного движения. Хроника последующих событий драматична. Распад СССР и со-


ответственно Общества друзей кино и Федерации киноклубов СССР. Развал государственной системы проката и появление множества прокатных фирм, заполонивших экраны американ­ской киномакулатурой. Практически полное вытеснение отече­ственного кино из репертуаров кинотеатров. Экономические ка­таклизмы, вызвавшие подорожание в числе прочего кинокопий, транспортировки фильмов, кинобилетов. Наивная попытка кино­клубов развернуть коммерческую деятельность в надежде «зара­ботать на хорошее кино». Окончательный крах идеи специали­зированного киноклубного проката. Невозможность влиять на ситуацию, на кинопроцесс. И в результате - кризис киноклубно­го движения. Значительное сокращение числа клубов. Утрата ими ощущения своей востребованности и перспективы.

Забегая вперед, заметим, что киноклубное движение все же выжило и, преодолев период растерянности, стало приспосабли­ваться к новым условиям. В самое последнее время в разных ре­гионах страны появилось несколько новых клубов. Однако многое пришлось переосмыслить, переоценить, уточнить. В частности, роль и функции киноклубов в современной социокультурной ситуации. Подчеркнем такую существенную ее особенность, как самоизживание публичной формы кинопросмотров (это особенно заметно в провинции) и вытеснение кино в сферу домашнего по­требления (ТВ, видео), что происходит на фоне общего спада ин­тереса к кино, снижения его социального престижа.

В новых условиях не только число клубов значительно со­кратилось, но и количество членов каждого из них резко умень­шилось. Если в семидесятые-восьмидесятые годы киноклуб, как правило, насчитывал несколько сотен участников, то в середине девяностых этот показатель снизился до нескольких десятков. Однако не стоит спешить с негативной оценкой данного факта. Ведь и в гигантских киноклубах прошлых лет собственно клу­бом было лишь его ядро (сорок-пятьдесят человек) - те, кто ор­ганизовывал работу клуба и принимал в ней активное, деятель­ное участие. Для большинства же членов киноклуба он был ско­рее разновидностью лектория по абонементу. Сегодняшние не­большие киноклубы даже в большей мере отвечают сути кино­клубного объединения как сообщества единомышленников, хо-


рошо знающих друг друга и регулярно общающихся на почве общих интересов и связанной с ними совместной деятельности.

Кто же составляет основу киноклубной аудитории в наши дни? Прежде всего это та, все более сужающаяся прослойка лю­дей, которые и в современных условиях стараются сохранить достоинство, приверженность высокому искусству, культурным традициям. Без регулярного общения с искусством, без постоян­ной духовной подпитки они не мыслят полноценной жизни. Для одних это литература, для других - музыка, для третьих, помимо названных, а также не названных, - искусство кино.

Те, кто постарше, открыли его для себя в далекие шестиде­сятые, когда наряду с такими отечественными шедеврами, как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство», «Те­ни забытых предков», они увидели «Дорогу» и «Ночи Кабирии», «Земляничную поляну» и «Пепел и алмаз». Позже таким филь­мом-открытием кинематографа как искусства, «входным биле­том» в него стал для кого-то «Сталкер», а для кого-то «Полет над гнездом кукушки».

За прошедшие годы киноклуб сформировал и закрепил у этих людей потребность в киноискусстве такого класса, привыч­ку следить за тем, что происходит в сфере кино, интерес к его истории, классическому наследию. А главное - потребность в той эмоциональной встряске, в том душевном очищении и эсте­тическом наслаждении, которое дает общение с подлинным ис­кусством. Для них киноклуб - это средство социальной защиты их художественных интересов, их права на доступ к ценностям кинематографической культуры.

Так уж получилось, что если зарубежные киноклубы чаще носят молодежный характер, то в наших большинство составля­ют люди зрелого и пожилого возраста. Поэтому одной из важ­нейших социокультурных задач является привлечение в уже су­ществующие киноклубы молодежи, приобщение к киноискусст­ву нового поколения зрителей, без чего невозможно сохранение культурной преемственности. Другой путь - создание молодеж­ных киноклубов в школьной и студенческой среде.

Но киноклуб - не просто кинотеатр, где можно посмотреть неординарный или «дефицитный» фильм. Это, прежде всего, со-


общество близких по духу людей, которые создали свой не­большой социум, со своими особыми отношениями, атмосферой, критериями оценок, пространством общения. Очень точно опре­делил в свое время социальное значение киноклубов итальян­ский кинорежиссер Карло Лидзани; «Телевидение разъединяет людей, а киноклубы объединяют». Чувство же принадлежности к культурному сообществу, где всех объединяют общие интересы, радости, открытия и переживания, в условиях социальной неста­бильности и растущей разобщенности людей многого стоит.

Клубы по интересам, и в частности киноклубы, являются од­ной из форм реализации этих прав и потребностей. Вот почему нельзя согласиться с установившимся в восьмидесятые годы мнением, что клуб по интересам - это низший тип киноклуба, и только пропагандистский, ориентирующийся на массовую рабо­ту киноклуб является подлинным. Скромная, не имеющая гром­кого общественного резонанса деятельность киноклуба, объеди­нившая на основе общего увлечения небольшую группу цените­лей хорошего кино и помогающая им интересно и творчески проводить свой досуг, получая радость от общения с искусством и друг с другом, является по-своему не менее важной и социаль­но значимой, чем массовые культурные акции. Именно в этом заключается ценность и перспективность киноклубных объеди­нений как формы организации социокультурной работы.

Контрольные вопросы

1. Что такое киноклуб?

2. В чем специфика киноклуба?

3. Дайте характеристику аудиторных киноклубов.

1. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объ­единений / Сост. В.Е. Триодин. М.: Профюдат, 1987.

2. ГнатюкН.П. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989.

3. Левшина И.С. Что такое киноклуб / Кино и зритель. Информация № 6. М.: Союзинформкино, 1987.

4. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические про­блемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.

5. Смирнова Е. И.


3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Технология художественного самодеятельного творче­ства представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художествен-но-творче-ской, художественно-педагогической, художест-венно-коммуни-кативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование лично­сти и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.

Организация самодеятельного художественного творчества. Энциклопедический словарь трактует организацию (от лат. organise - сообщая стройный вид, устраиваю) в трех значениях:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимо­действие более или менее дифференцированных автономных частей целого, обусловленные его строением;

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образо­ванию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и про­цедур.

Таким образом, понятием «организация» могут обозначать­ся: различные общности людей (бригада, школьный класс, какая-либо партия, добровольное общество, коллектив художествен­ной самодеятельности и т.п.), организаторская деятельность и характеристика степени организованности деятельности отдель­ной личности и общности.

Под любительскими художественными организациями мы будем понимать любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях их досуга общей художе­ственной цели на основе принятой ими программы распреде­ления функций (ролей) при наличии руководства.

Ключевой характеристикой организации является общая для всех участников цель. Любая цель представляет собой мысленно предвосхищаемый, как бы моделируемый результат деятельно-


сти. Она неразрывно связана с объективными потребностями, благодаря чему выступает как «идеальный, внутренне побуж­дающий мотив...» действий человека и «как закон определяет их способ и характер».

В самодеятельной (любительской) художественной организа­ции существует два вида целей: индивидуальные и коллективные. Создание организации имеет смысл лишь тогда, когда реализация индивидуальных целей участников или когда частные цели ока­зываются достижимыми только через выдвижение и осуществле­ние общей цели. Реальные цели всякой организации представляют собой результат сложного взаимодействия общественных целей с индивидуальными и групповыми. Цели, задаваемые самодеятель­ной художественной организации извне (от руководства культур-но-досугового учреждения, от органов управления культурой и т.д.) представляют собой цели - задания. В качестве таких целей могут выдвигаться: подготовка к определенному сроку концерт­ной программы, выступление на определенной администрацией площадке, участие коллектива в художественно-массовом и бла­готворительном мероприятии и другие.

Если цели любительской художественной организации воз­никают как бы изнутри группы, на основе интеграции интересов и потребностей участников, то это цели-ориентиры. Все цели делятся на художественные (непосредственно связанные с ис­кусством, с художественной деятельностью) и на внехудожест-венные (не связанные с искусством, но достижимые в условиях самодеятельной художественной организации).

Художественные цели могут быть нескольких видов:

художественно-образовательные, связанные с приобре­тением знаний об искусстве, умений и навыков в художествен­ной деятельности;

художественно-творческие, предполагающие создание или исполнение произведений искусства;

художественно-коммуникативные, содержание которых является обмен информацией об искусстве, мнениями, суждениями, оценками тех или иных художественных произведений, а также продвижение продуктов художественно-творческой деятельности (произведений искусства) от авторов и исполнителей к зрителям;


художественно-воспитательные - наиболее общие це­ли, реализуемые обычно через какие-либо из названных выше видов или их сочетание. Они предполагают формирование и раз­витие художественных потребностей, интересов, вкусов, моти­вов художественной деятельности, определяющих избиратель­ное поведение личности в среде художественной жизни общест­ва и степени активности ее включения в эту жизнь.

Как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, в зависимо­сти от ведущей цели все любительские художественные организа­ции можно разделить на учебные (кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, театральные и хоровые студии, шко­лы бальных танцев и т.п.), художественно-творческие, включая авторские (коллективы изобразительного, декоративно-приклад­ного, киноискусства, авторской песни, объединения самодеятель­ных поэтов, товарищества художников-любителей и т.п.) и ис­полнительские (самодеятельные хоры, ансамбли, хореографиче­ские группы, народные филармонии, театры, цирки и т.п.); худо­жественно-коммуникативные (дискуссионные клубы любите­лей искусства, клубы творческих встреч, зрительские киноклубы, клубы коллекционеров грампластинок, дискоклубы, клубы люби­телей и собирателей фольклора и т.д.) и комплексные, в которых трудно выделить доминирующую цель (театры-студии, комплекс­ные центры эстетического воспитания и т.п.).

В своем развитии каждый самодеятельный творческий кол­лектив проходит несколько этапов.

Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культур­ного института. Следующим этапом в развитии коллектива явля­ется выявление его потенциальных участников. Этот этап харак­теризуется сложным процессом проведения социологических ис­следований, организации приемных испытаний, комплектования


коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.

Следующим этапом в развитии художественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров дея­тельности и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики. В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов складываются внутренняя формальная и неформальная структура организации, происходит взаимодействие общественных и личностных художе­ственных и внехудожественных установок. Дальнейшее соотноше­ние организационных и самоорганизационных процессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного оформления коллектива художественной самодеятельности.

Правовую и нормативную основу деятельности художест­венных самодеятельных организаций составляет система законо­дательных актов, нормативных документов, федеральных и ре­гиональных программ развития художественного творчества. К законодательным актам, регулирующим развитие художествен­ного самодеятельного творчества, можно отнести Основы зако­нодательства Российской Федерации о культуре, Закон об обще­ственных объединениях. Закон об образовании, некоторые раз­делы Гражданского кодекса Российской Федерации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, отражают гарантии государст­ва относительно прав человека в области культурной деятельно­сти: создания художественных произведений, художественного образования, организационной и хозяйственной деятельности и прав интеллектуальной собственности.

«Закон об общественных объединениях», принятый в 1995 го­ду дает четкую характеристику общественного объединения, цели, принципы и условия его создания, особенности финансирования и функционирования. Закон устанавливает правовые нормы, свя­занные с регистрацией объединений граждан и формированием внутренней организационной структуры.

«Закон об образовании» регламентирует деятельность структур дополнительного образования, в рамках которых могут функционировать кружки и студии художественного творчества.


Наконец, раздел о правах интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует отношения по поводу авторских прав в сфере художественного творчества.

Деятельность самодеятельных художественных организаций регламентируется также рядом специальных Положений. Т.И. Бакланова предполагает следующую их классификацию. К первой группе относятся положения, непосредственно ка­сающиеся самодеятельного творчества и определяющие по­рядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:

Примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества;

Положение о народных самодеятельных коллективах;

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам;

Положение об организации культурно-просветительными учреждениями выставок-продаж произведений художников-любителей и народных мастеров;

Положение об организации Всероссийского фестиваля народного творчества.

К этой группе также можно отнести ряд примерных положений, разработанных конкретными авторами и не по­лучивших официального утверждения. Тем не менее, они мо­гут быть использованы в качестве методического пособия при разработке соответствующих документов. К ним можно отнести:

Примерное положение о художественном самодеятель­ном коллективе-спутнике и

Примерное положение об уставе самодеятельной органи­зации народного творчества.

Ко второй группе положений можно отнести докумен­ты, раскрывающие особенности функционирования отдель­ных видов самодеятельных организаций - кружков и студий, работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.


К третьей группе нормативных документов можно от­нести положения о различных типах культурно-досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, до­мах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.

Все эти положения были утверждены в 80-х годах XX века и к настоящему времени подверглись моральному старению, а по­тому нуждаются в некоторых корректировках.

В «Примерном положении о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества» отмечается, что они могут создаваться при учреждениях культуры, промышленных предприятиях и образовательных учреждениях и финансируются как за счет средств профессиональных организаций, так и за счет специальных средств, выделяемых на эти цели предприятиями и организациями. Положение регламентирует регулярность и про­должительность проведения занятий и репетиций творческих кол­лективов. Кроме того, в Положении рассматриваются нормативы концертно-зрелищной и выставочной деятельности творческих коллективов. В частности, театральные коллективы выпускают в год один многоактный или два одноактных спектакля; музыкаль­ные, хореографические и цирковые коллективы готовят концерт­ную программу из одного отделения, ежегодно обновляя не менее третьей части текущего репертуара; коллективы фотолюбителей, любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства готовят в год одну выставку работ, а кружок кинолюбителей созда­ет один короткометражный фильм. В целом выступления люби­тельских коллективов должны проходить не реже одного-двух раз в месяц. В Положении также определяются функциональные обязан­ности руководителя коллектива и даются рекомендации по органи­зационной структуре художественного объединения.

В «Положении о народных самодеятельных коллективах» определяются условия и порядок присвоения звания народного самодеятельного коллектива, содержание работы таких коллек­тивов, порядок подтверждения ими звания «народный», особен­ности руководства и поощрения народных самодеятельных кол­лективов, их штаты и финансирование.

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам (1986 г.) распространяется на все виды самодеятельного


творчества и применительно к художественному творчеству мо­жет регламентировать деятельность клубов любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоис­кусства, декоративно-прикладного творчества и т.д. Такие объе­динения любителей не ставят в качестве главной цели совмест­ной деятельности исполнение или создание художественных произведений, а ориентируются на познание, пропаганду худо­жественных ценностей и выработку в процессе общения своего отношения к тому или иному виду искусства. Положение, таким образом, регламентирует финансовые вопросы функционирова­ния объединений; проблемы их создания, регистрации, реорга­низации и ликвидации. В положении отражены вопросы органи­зационной структуры любительских объединений и полномочия выборных органов; разработки программы и плана их деятельно­сти; принципы финансово-хозяйственной деятельности.

Еще одним видом документов нормативного характера являются инструктивные письма и инструкции вышестоя­щих органов. К ним можно отнести должностные инструкции художественного руководителя Дома культуры; руководителя кружка (коллектива) самодеятельного творчества; методиста по художественной самодеятельности Дома культуры, а также раз­нообразные инструктивные письма, регламентирующие кон­кретные виды деятельности творческого коллектива, например, инструктивное письмо Министерства культуры «Об органи­зации платных концертов и спектаклей художественных самодеятельных коллективов и исполнителей» (1988 г.).

Отказ от нормативных подходов к финансированию учреж­дений культуры предопределил разработку социально-культур­ных программ и проектов, которые также регламентируют рабо­ту любительских творческих коллективов. По масштабу меро­приятий различают международные, федеральные, региональные и локальные проекты и программы. Начиная, с 1991 года Мини­стерством культуры Российской Федерации разработаны и осу­ществляются, такие программы как:

«Наследие»;

«Жилье и социальное обустройство»;

«Межнациональное культурное сотрудничество»;


«Народное творчество, промыслы и ремесла»;

«Юные дарования» («Новые имена»);

«Духовное возрождение России средствами музыкально­го и театрального искусства»;

«Информатизация и техническое переоснащение отрасли культуры»;

«Наука и культурная политика»;

«Фонд инновационных идей и культурных инициатив» и ряд других.

Приоритетными направлениями разработки и реализации этих программ являются сохранение и использование историко-культурного наследия, поддержка классических видов художест­венной культуры, возрождение национальных культур народов и этнических групп России, поддержка образования в области культуры и искусства.

Согласно концепции Т.И. Баклановой основными принци­пами педагогического руководства художественным коллекти­вом любителей в современных условиях становятся:

Принцип идейно-художественного плюрализма (много­образие идейного содержания, свобода выражения и столкнове­ние различных идей);

Принцип взаимосвязи элитарного и массового самодея­тельного искусства;

Принцип преемственности отечественных художествен­но-исторических традиций;

Принцип связи с общечеловеческими художественными ценностями через сохранение и развитие национальных особен­ностей искусства;

Принцип художественности и художественной самобытности.
В современном развитии художественного самодеятельного

творчества можно выделить ряд новых тенденций. К ним относятся:

Расширение идейно-художественного многообразия са­модеятельного искусства и дифференциация его идейного худо­жественного содержания;

Гуманизация художественного творчества любителей, обращение к личностным проблема современного человека;


Расширение палитры художественных методов и стилей творчества;

Модернизация самодеятельного искусства (обращение к формалистическим, постмодернистическим, гиперреалистиче­ским художественным принципам);

Фольклоризация самодеятельного искусства;

Расширение импровизационных начал;

Обращение к традициям религиозного искусства;

Тяготение к синтезу видов, форм и жанров художествен­ного творчества.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы развития самодеятельного коллектива?

2. Что составляет правовую и нормативную основу деятельности само­деятельных организаций?

3. Какие положения, на Ваш взгляд, регламентируют деятельность само­деятельных организаций?

1. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое руководство са­модеятельным художественным творчеством М,1992

2. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. Программа курса. М, 1995.

3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1992.

4. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

5. ГипъбухЮ.З. Внимание: одаренные дети. М: Знание, 1991, №9.

6. Громов Е.С. Природа художественного творчества М., 1986.

7. Исследование проблем психологии творчества. М, 1983.

8. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.

9. Смирнова ЕМ. Теория и методика организации самодеятельного твор­чества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М., 1983.

10. Калошин И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1983.


1. “По страницам истории” - Курбатова Галина Владимировна (познавательная, интеллектуально-развивающая и просветительская работа, социально полезная деятельность).

“ Без прошлого нет будущего!” А будущее - это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа. В объединении проходят встречи с интересными людьми, беседы, экскурсии. Только воспитывая уважение к памяти, можно сформировать такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, социальная ответственность и компетентность.

Расписание:

первая и вторая среда месяца 14.00-15.00

2. “Модный дом” - Миронова Наталья Рудольфовна (прикладные виды творчества).

Любительское объединение «Модный дом» организовано на базе МУМЦ «Ровесник» в целях поддержки самодеятельных мастеров прикладного творчества, более полного удовлетворения эстетических запросов населения, пропаганды здорового образа жизни в микрорайоне «Кутузово», Г.О.Подольск.

Поддержка и объединение талантливых мастеров прикладного творчества, повышение престижа их деятельности,распространение их опыта, а также содействие профессиональному общению и росту.

первая суббота месяца 18.00-20.00

3. “Радуга” - Агапова Майя Александровна (прикладные виды творчества).

В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведет к формированию потребительского подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведет к её загрязнению и негативному влиянию на здоровье подрастающего поколения. Но сохранение и укрепление здоровья детей одна из наиболее важных и сложных задач современности.

Поэтому основной целью любительского объединения «Радуга» является формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков и рассчитано на учащихся в возрасте с 7 до 14 лет, талантливых и любознательных.

В работе любительского объединение рассчитано использование познавательных игр, экскурсий,

диспутов, практической работы на местности.

среда 10.00-11.00

4. “Галопом по Европам” - Муравьева Виктория Ивановна

Легенды, мифы и сказания разных народов не одно тысячелетие завораживают человечество своей суровой красотой. На протяжении многих веков они передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте. Все сказания и мифы заключают в себе глубокий смысл, хранят историческую память народа, они красивы и поэтичны…

воскресенье 12.00-13.00

5. “Доверие” - Жадеева Людмила Александровна (организация досуга детей “группы риска” (многодетные и неполные семьи, матери-одиночки, дети под опекой, сироты)).

Любительское объединения “Доверие” создано с 2013 года, его целью является создание условий для развития и обогащения личностного потенциала детей “группы риска” через участие в досуговых мероприятиях, проводимых в Муниципальном учреждении молодежном центре “Ровесник”, где они получают положительный опыт общения, узнают много нового, приобретают новых друзей, а также знания и умения в различных сферах деятельности.

третья среда месяца 09.00-10.00

6. «Информационные технологии» - Новиков Александр Петрович (ул. Молодежная, д.9)

Деятельность клубного формирования «Информационные технологии» основана на объединении участников с целью получения актуальной информации в различных областях науки и техники, общественной жизни, культуры и профориентации.

Клубное формирование «Информационные технологии» осуществляет деятельность по социальному и гражданско-патриотическому направлениям деятельности.

Социальное направление:

Мероприятия по профориентации и созданию в коллективе благоприятной, творческой атмосферы, обучение навыкам общения, обработки и анализа различных видов информации;

Проведение социально-значимых мероприятий, участие в тематических конкурсах и других мероприятиях.

Гражданско-патриотическое направление:

Привлечение участников к реализации гражданско-патриотической деятельности на добровольной основе в свободное от работы и учебы время;

Проведение мероприятий, направленных на рост гражданско-патриотического самосознания среди молодежи, поддержка и активное участие в государственных программах по данному профилю, участие в тематических конкурсах и других мероприятиях.

Расписание

7. “Клуб молодых мам” - Лысых Юлия Викторовна

ул. Молодежная, д.9

«Клуб молодых мам» создан с 2014 г.

В СП «Энтузиаст» МУ МЦ «Ровесник» существуют кружки для маленьких воспитанников. Их приводят на занятия мамы, молодые мамы.

Когда приходят мамы с маленькими детьми видно, что они уставшие, у них не по одному ребенку, они приходят развивать деток.

Мы подумали, как развлечь скучающих уставших родителей и решили организовать клуб для молодых мам, где мамы с детьми после работы могли бы отдохнуть в нашей творческой лаборатории: поучаствовать в конкурсах, в сказках экспромт-театра, приобрести навыки изготовления букетов для украшения праздничного стола и уйти домой с прекрасным настроением.

Расписание: Среда с 17.00 до 18 00.

8. “Школа аниматоров” - Лысых Юлия Викторовна

(ул. Молодежная, д.9)

«Школа аниматоров» создана в 2014 году. В объединение входят подростки с 12 лет.

Так кто такие аниматоры?

Аниматор – это актёр без театральных подмостков. Для него вся жизнь, вся реальность – сцена. Его задача создавать весёлое настроение, организовывать игры и конкурсы, устраивать розыгрыши и неожиданные флеш-мобы. В общем, превращать обыденность в праздник.

Аниматор – человек, который занимается организацией культурного досуга отдыхающих: организовывает подвижные игры на открытом воздухе, проводит занимательные игры и конкурсы, вечеринки, шоу и дискотеки.

Если вы молоды, энергичны и креативны – пробуйте себя в роли Аниматора!

Занятия по пятницам 17.00 - 18.00

9. “Талантиум” - Вислогузова Екатерина Леонидовна

(ул. Молодежная, д.9)

(организация досуга молодёжи, развитие творческих способностей в различных видах деятельности)

Любительское объединение «Талантиум» создано с сентября 2016 года.

У молодёжи есть возможность раскрывать свои творческие способности в различных видах деятельности, участвуя в мероприятиях, акциях и вечерах различной направленности. Основная цель: создание условий для личностного роста воспитанников, путем активизации их творческих потенциалов, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности.

Основные задачи:

1. Содействие развитию творческого потенциала, выявление и поддержка талантливой молодёжи.

2. Популяризация здорового образа жизни, посредством спортивных игр и мероприятий.

3. Раскрытие творческих способностей и воображения воспитанников, посредством включения их в тематические мероприятия.

4. Организация досуга молодёжи

Каждый из участников объединения пробует свои творческие, организаторские способности в различных видах деятельности: подготовка к мероприятиям, ведение концертов, проведение тематических викторин, квестов. Ребята участвуют в городских праздниках и проводят конкурсы для жителей города: «День города», «Масленица». В объединении проводятся различные тематические встречи. В каникулярное время ребята проводят настольные игры для воспитанников центра: «Настольный теннис», «Мафия». Для раскрытия творческих способностей, воспитанники объединения готовят различные мини-сценки, выступают с творческими номерами. Участвуя во Всероссийском, областном и городском фестивалях воспитанница Лазукина Софья становилась трижды Лауреатом Iстепени в номинации «Литературное творчество».

Расписание объединения: воскресенье- 13.00-15.00

10. “Сцена” - Непейвода Мария Владимировна

(ул. Молодежная, д.9)

Любительское объединение «Сцена» было создано в 2014 году.Цель – приобщение ребенка к миру искусства через театральную деятельность, формирование и реализация творческих способностей воспитанников и их художественного вкуса, воспитание творческой личности, способной к адаптации в обществе и реализации своих возможностей. Главное – помочь ребенку почувствовать уверенность в себе как на сцене, так и в повседневной жизни. Задача – научить воспитанников грамотно и красиво говорить и тогда они смогут играть на сцене, окунутся в атмосферу коллективного творчества. Костюмы и декорации, световое и музыкальное оформление позволят каждому почувствовать себя настоящим Артистом.

«Будем всегда помнить: когда занавес закрылся, роль артиста не кончена - он должен нести в жизнь благородство и красоту».

К. С. Станиславский

Расписание объединения: суббота и воскресенье - 16.00-18.00

11. “Школа молодого изобретателя” - Бондарь Сергей Юрьевич

Целью «Школы молодого избирателя» является повышение уровня правовой культуры подрастающего поколения и вовлечение в избирательный процесс.

Задачи: 1) Формирование системы знаний у подростков и молодежи о развитии институтов государственной власти России и устройстве ее на современном этапе;

2) Формирование системы знаний о полномочиях органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления.

2.2.1 . Понятие «клуб по интересам», «любительское объединение».

Клуб по интересам или любительское объединение – одна из традиционных форм объединения людей, деятельность которых направлена посредством самодеятельности и самоуправления на реализацию своих культурных и социальных интересов, потребностей и общественно значимых инициатив.

В «Положении о любительском объединении и клубе по интересам» дается следующее определение:

Любительским объединением, клубом по интересам является организационная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени.

Клуб – это добровольное общение людей. Клуб способствует совершенствованию знаний людей в той или иной отрасли науки, литературы, искусства, становления личности. Обязательным условием членства в клубе является активное участие во всех делах клуба, дружная коллективная работа и отдых.

Понятие «объединение» (любительское, творческое) означает тот же клуб, только с другой организационной и функциональной структурой. Объединение – это ряд людей, секций или клубов, объединившихся на базе общего интереса или цели, вошедших в него с кругом своих единичных или частных задач. Добавление слов «любительское», «по интересам» свидетельствуют о том, что в основе подобного типа клубов и объединений лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, заложенный в нем творческий потенциал. Все остальные названия – клубы «старшеклассников», молодежные клубы», «любителей поэзии» и т.д. являются свидетельством их дифференциации по определенным признакам или характеру деятельности. Дифференциация обеспечивает определенную однородность аудитории, позволяет активизировать взаимодействие людей. Она выступает главным функциональным признаком и механизмом развития клубов и объединений.

Любительское объединение отличается от клуба по интересам по своим характеристикам и назначению. В основе создания любительского объединения лежит тоже дифференциация, но уже не по ряду признаков, обеспечивающих однородность аудитории, а только по одному признаку – личному интересу. В остальном состав любительских объединений, как правило, самый разнообразный: в одном объединении можно встретить людей разного пола, возраста, с разным уровнем образования, представителей разных профессий, работающих и учащихся. В клубе по интересам членский состав может быстро обновляться. Любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу. Это контактная группа, в процессе общения которой вырабатывается определенная общность целей, интересов. Неотъемлемая черта любительских объединений – создание определенной морально-психологической атмосферы: взаимное уважение, симпатия, солидарность.

2.2.2 . Типы и виды любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам могут быть двух основных видов:

1) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств участников объединения, полученных от членских взносов, деятельности объединений и клубов, а также за счет средств организации-учредителя;

2) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу полной самоокупаемости с использованием средств участников (членские взносы), средств, полученных от деятельности объединений и клубов.

По характеру деятельности клубы и объединения можно условно разделить на следующие профили: общественно-политические, научно-познавательные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, мировоззренческие.

По направлению деятельности объединения и клубы могут быть:

    Общественно-политические. По тематике работы среди них выделяются клубы и объединения боевых и трудовых традиций, военно-патриотического воспитания, по изучению правовых знаний и др.

    Производственно-технические. К ним относятся клубы и объединения технического творчества: изобретателей, моделирования (авиа-, судо-, авто- и др.), проектирования и др.

    Естественнонаучные. Эти клубы привлекают к себе любителей путешествий, астрономии, огородников, садоводов, собаководов, цветоводов и др.

    Художественные. Являются самыми распространенными и вносят большой вклад в программу эстетического воспитания населения. К клубам этого направления относятся клубы любителей музыки, кино, литературы, живописи, танца, театра и др.

    Физкультурно-оздоровительные. К ним относятся клубы закаливания, любителей бега, туризма, шейпинга, аэробики и др.

    Коллекционно-собирательские. Такие клубы организуются для объединения собирателей марок (филателистов), монет (нумизматов), значков, орденов и медалей (фалеристов), открыток (филокартистов), звукозаписей (филофонистов), спичечных этикеток (филуменистов) и др.

Могут создаваться клубы, объединяющие определенную категорию людей: клубы женщин, знакомств, молодой семьи, подростков и др.

Любительские объединения

Клубы и объединения по интересам в библиотеках - это добровольные объединения людей на основе общих ценностей, целей и увлечений. Благодаря участию в работе клубов и объединений, человек находит ту деятельность, в которой он сможет наилучшим образом удовлетворить свои интересы, расширяется зона социальных контактов. Библиотечные любительские объединения ставят перед собой задачу объединить досуг, читательский интерес и книгу в единое целое, содействовать реализации культурных и социальных интересов, потребностей и общественно значимых инициатив участников.

В библиотечной системе работает 15 любительских объединений различной направленности. Они участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус и являются любимыми и популярными местами досуга и общения людей.

Если Вы любите творить и фантазировать, увлекаетесь музыкой и поэзией, желаете постичь секреты различных видов рукоделия и народной медицины, интересуетесь фольклором и историей родного края, просто хотите провести свободное время с пользой, в доброжелательной атмосфере, - приходите к нам. Мы всегда рады новым участникам.

Предлагаем Вашему вниманию обзор любительских объединений, действующих при библиотеках района .

Любительское объединение «Сяброўкі». Библиотека-филиал аг.Лаздуны I

Девиз: «Как здорово, что есть на свете дружба,

Что неподвластна ни ветрам, ни вьюгам…

Мы вместе - что еще нам нужно?

Быть рядом и поддерживать друг друга!»

М.Гаврина

Заседания любительского объединения - это дружеские встречи с чаепитием, вечера отдыха и песни, музыкальные гостиные. Здесь царят непринуждённые отношения, которых сегодня так не хватает в нашей жизни. Библиотека предлагает участникам объединения разнообразные мероприятия, которые соответствуют их интересам. Заседания проходят один раз в месяц.

План работы любительского объединения «Сяброўкі» на 2019 год:

Организационное заседание участниц любительского объединения «Сяброўкі»

I квартал

Поздравительный вечер «Поздравляем тебя, юбиляр»

Слайд-фотовыставка «По случаю юбилея»

I квартал
Вечер-посвящение «Я верю, что все женщины прекрасны...»

Книжная выставка «Женщина, воспетая в стихах»

I квартал

Праздник «Пасха - праздник весны и радости».

Выставка-инсталляция «Яйка - святы сімвал велікодны»
II квартал
Час полезных советов «Что посеешь, то пожнёшь»
Выставка-совет «Советы огородникам»
II квартал
Посиделки «Женских рук прекрасное творенье»
Выставка-хобби «Грани мастерства»
II квартал

Вечер отдыха «В ритме молодости»

Слайд-выставка о творчестве исполнителей любимых мелодий «С песней по жизни»
III квартал
Информационно-развлекательная программа «Спас - усяму час»

Выставка-дегустация «Спасовские лакомки»
III квартал

Литературно-музыкальная композиция «Низкий поклон, тебе, Женщина-мать!»
Выставка-поздравление «Тебе - любимая, родная»

(к Дню Матери)
IV квартал
День памяти - осенние Деды «Зажгите звезды памяти и надежд»
IV квартал
Рождественские посиделки «Рождественские колядки»
Выставка изделий участниц любительского объединения «Рождественские фантазии»
IV квартал


Любительское объединение «Лабиринт детства». Библиотека-филиал аг.Дайлиды

Девиз: «Хочу всё знать!»

Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей со школьного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно начинает складываться уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.

Любительское объединение «Лабиринт детства» создано в 2017 году. Направления деятельности: создание условий для развития интеллектуальных способностей и творческого мышления, формирование потребностей в книге и чтении, духовно-нравственное воспитание и организация полезного досуга детей.

В работе объединения принимают участие дети младшего и среднего школьного возраста, которые любят читать книги, участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.

Главной целью объединения является помощь ученикам в расширении своего кругозора, привлечение с помощью книги к целенаправленному, систематическому чтению, пропаганда лучших книг белорусских и зарубежных писателей. Любительское объединение «Лабиринт детства» - прекрасная возможность не только приятно отдохнуть, но и провести свое свободное время интересно и с пользой.

План работы любительского объединения «Лабиринт детства» на 2019 год:

I квартал
Экопутешествие «Лесные полянки» (к 125-летию со дня рождения В.Бианки)
I квартал
Минутка патриотического чтения «Пусть живые помнят - поколения знают»

I квартал
Игра-рассуждение «Книга и газета вместо сигареты»
II квартал
Игровая программа «Паровозик в детство»
(к Международному дню защиты детей)

II квартал
Информационный час «Могу. Хочу. Надо. Что важнее в выборе профессии?»
II квартал
Литературное путешествие «В волшебной Пушкинской стране»
(к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина)
II квартал
Экологические почемучки «Зелёные лекари»
III квартал
Громкое чтение «Тропами моего детства»

(к Году малой родины)

III квартал
Игровая программа «Мы выбираем дружбу»
IV квартал
Урок информационной культуры «Интернет - друг или враг?»
IV квартал
Урок мужества «Огненные годы на земле Ивьевской»

(к 75-летию освобождения Беларуси)

IV квартал

Любительское объединение «Театр книги». Ивьевская детская библиотека-филиал

Девиз: «Через театр - в мир книги - таков самый короткий, незабываемый путь к книге. Это залог успеха!»

«Чтение - это привычка, которой не учат, а которой заражаются» . Привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми - родители, учителя, библиотекари.

Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Сегодня библиотеки сталкиваются с сокращением читательской аудитории, вынуждены искать новые формы привлечения пользователей и расширять сотрудничество с учреждениями социально-культурной сферы. Читателю-зрителю предлагается новый формат встречи с книгой, соприкосновение двух неразделимых миров - литературы и театра.

С помощью театрализации можно в эмоциональной, наглядной, доходчивой форме познакомить ребенка с писателем, его творчеством, привлечь внимание к лучшим произведениям автора. Следуя выбранному направлению, на базе Ивьевской детской библиотеки в 2019 начало работу новое любительское объединение «Театр книги», ориентированное на детей младшего школьного возраста. Руководителем является Викторова Алена Вальдимировна, библиотекарь детской библиотеки. Цели объединения: привлечение подрастающего поколения к чтению средствами театрального искусства, эстетическое воспитание младших школьников , формирование творческой личности ребенка.

План работы любительского объединения «Театр книги» на 2019 год:

Организационное заседание. Составление плана мероприятий

по реализации совместного проекта с детьми и педагогами

I квартал

Театрализованная игра-драматизация по мотивам сказки «Заюшкина избушка»

I квартал

Кукольный спектакль по мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом»

I квартал

Экологическая игра-театрализация по мотивам русской народной сказки «Репка»

ІІ квартал

Кукольный спектакль «Как меня зовут?» по мотивам произведения В.Сутеева «Котёнок по имени Гав»

IV квартал

Театрализованная игра-драматизация по мотивам произведения А.Иванова «Как Хома рыбу ловил»

IV квартал

Любительское объединение «Литературное кафе». Ивьевская детская библиотека-филиал

Девиз: «Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немного - разжевать и переварить!»

Ф. Бекон

Кафе в библиотеке? Разве это возможно? Возможно, если вспомнить, что книги - это тоже еда, пища для ума и для души. И тут, как нельзя кстати, на базе Ивьевской детской библиотеки в 2019 году создано новое любительское объединение «Литературное кафе».

Основная идея «Литературного кафе» заключается в том, что молодые люди, имея свои читательские пристрастия, сами выбирают себе «книжное меню», отдавая предпочтение тем «продуктам» (литературным произведениям), которые на данном возрастном этапе пути будут наиболее полезными и интересными. Также в «кафе» отмечаются юбилеи писателей, книг, произведений и знаменательные даты в литературе и искусстве.

План работы любительского объединения «Литературное кафе» на 2019 год:

Беседа «Хто нам казку лепш раскажа»

(к 115-летию со дня рождения белорусского писателя А.Якимовича)

I квартал

Информационный час «БССР: вехи истории»

(к 100-летию со дня образования БССР)

I квартал

Интерактивная программа «Шумна рождественская ночь»

I квартал

Супер-шоу «Сказка приходит в гости»

(открытие Недели детской книги)

І квартал

Литературный праздник «День рождения домовёнка Кузи»

(к 90-летию со дня рождения Т.Александровой)

ІІ квартал

Литературная встреча «Я в гости к Пушкину спешу»

(к 220-летию со дня рождения великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина)

ІІ квартал

Сказочный юбилей «В гостях у Бабы-яги»

ІІ квартал

Литературная беседа «Калина красная грустит о Шукшине»

(к 90-летию со дня рождения рождения советского кинорежиссёра, актёра, сценариста и писателя В.Шукшина)

IV квартал

День рождения черепахи в детской библиотеке. Акция «Почитай черепахе Тортилле!»

IV квартал

Любительское объединение «Ивьевчанка». Ивьевская районная библиотека

Девиз: «Возраст... . Он для женщин - не помеха.
Кто сказал, что годы старят нас?
Наши души - солнышки в доспехах...
А морщинки - лучики у глаз...»

Людей разных возрастов, профессий, взглядов собрала «Ивьевчанка» - любительское объединение, созданное в 2009 году в Ивьевской районной библиотеке. Трепетное и неравнодушное отношение к жизни, стремление делиться с окружающими богатством своей творческой натуры - вот всё то, что объединяет активных, неравнодушных, целеустремленных женщин разных возрастов и профессий.

План работы любительского объединения «Ивьевчанка» на 2019 год:

Литературно-музыкальная композиция «Итак, она звалась Татьяной…»

I квартал

Ретро-вечер «Любимые песни моего поколения»

I квартал

Вечер отдыха «Счастья и радости вам, женщины!»

I квартал

Час духовности «Великий пост: традиции, укрепляющие нравственное здоровье»

ІІ квартал

Вечер-воспоминание «По страницам семейного альбома»

ІІ квартал

Правовой совет «Деловой блокнот: как правильно составить завещание»

(встреча с нотариусом)

ІІ квартал

Час полезного совета «Лето в тарелке»

III квартал

Тематический вечер «И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам...»

(к Году малой родины)

III квартал

Праздник чествования людей пожилого возраста «Разгладим морщинки, согреем ладошки»

(ко Дню пожилых людей)

III квартал

Час доброжелательности «Любовью материнской мы согреты»

(ко Дню матери)

IV квартал

Час здоровья «Окружающая среда и онкозаболевания»

IV квартал

Вечер отдыха «Снежная - нежная сказка зимы»

IV квартал

Любительское объединение «Надежда». Ивьевская районная библиотека

Девиз: «Надежда - мостик через горе,

Надежда - мостик через боль.

Обидам, страху нет конца.
Надежда будет лучшим другом!
Надежду чувствует душа...»

Любительское объединение начало свою работу в 2015 году в Ивьевской центральной районной библиотеке с целью содействия социальной реабилитации инвалидов по зрению через общение, книгу и чтение, создания условий для реализации творческих способностей инвалидов, содействия в адаптации к современным условиям жизни и, как следствие, повышение уровня их жизненной активности. Основные задачи заключаются в формировании позитивно заинтересованного отношения общества к инвалидам по зрению, совершенствование организации досуга, приобщение к книге и чтению литературы различной направленности участников клуба, обеспечение информационной поддержки развития творческих способностей и интересов инвалидов, повышение уровня жизненной активности людей с ограниченными возможностями, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Организаторы видят в работе любительского объединения раскрытие таланта и увлечения у каждого участника, повышение самооценки и чувства собственной значимости участников через демонстрацию любимого дела, увлечения: участие в выставках, концертах, поэтических композициях, ведение активного образа жизни, участие в различных культурно-массовых мероприятиях.

План работы любительского объединения «Надежда» на 2019 год:

Рождественские посиделки «Новый год и Рождество - волшебство и колдовство»

I квартал

Час полезного совета «Учимся управлять финансами сами»

I квартал

Встреча с фельдшером-валеологом «Ударим активным досугом по всем застарелым недугам»

I квартал

Час духовности «Свет воссиял великий» (о пасхальных праздниках)

ІІ квартал

Поэтическая мозаика «Живут в моём сердце стихи»

ІІ квартал

Краеведческий вечер «Моя милая малая родина»

(к Году малой родины)

ІІ квартал

Встреча-беседа с нотариусом «Правовой багаж инвалида»

III квартал

Литературный вечер «На мир смотрел он не глазами, но сердцем чувствовал его»

(путешествие по творчеству Э.Асадова)

III квартал

Час полезной информации «О кулинарии без секретов»

III квартал

Встреча с психологом «Как избежать одиночества, обрести душевный покой и гармонию чувств»

IV квартал

Круглый стол «Белая трость - символ незрячего человека»

IV квартал

Вечер-чествование «Глаза не видят красок мира, зато их чувствуют сердца»

(к Международному дню инвалидов)

IV квартал

Любительское объединение «Добрые люди». Библиотека-филиал аг.Центральная

Девиз: «Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.
Доброта - она от века
Украшенье человека…»

В 2019 году при библиотеке-филиале аг.Центральная организовано любительское объединение « Добрые люди » . Основная цель работы - организация культурного досуга людей старшего поколения. Познавательные беседы, фольклорные посиделки, вечера-встречи, вечера-советы, литературные композиции и другие формы заседаний способствуют получению пожилыми людьми полезных знаний и умений, обмену опытом (ведения домашнего хозяйства и т.д.), проявлению творческих способностей, созданию положительной эмоциональной атмосферы.

План работы любительского объединения «Добрые люди» на 2019 год:

Организационное заседание. Слайд-журнал «Долголетие в здравии»

I квартал

Час воспоминаний «В моем селе - моя судьба»

I квартал

Праздник семьи « Славная семейная традиция»

II квартал

Час размышления « Подснежники весны»

Видео-урок «Радуга рукодельных фантазий»

ІІІ квартал

Час духовности « Крест милосердия»

ІІІ квартал
Вечер доброты « Дерево нашей жизни»

IV квартал
Вечер-встреча « Золотой век серебряного возраста»
(ко Дню пожилых людей)

IV квартал

Любительское объединение «Мои года - мое богатство». Библиотека-филиал аг.Липнишки

Девиз: «И года не беда, коль душа молода!»

7 января 2016 года в библиотеке-филиале аг.Липнишки состоялось открытие любительского объединения «Мои года - мое богатство» для людей от 55 лет и старше, сохранивших молодость души, задор и стремление к активному образу жизни. Главной целью объединения является предоставление участникам возможности приятно и интересно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-информационных потребностей, а также пробуждение новых интересов, установление дружеских отношений. Сделать жизнь насыщенной и интересной можно в любом возрасте!

План работы любительского объединения «Мои года - мое богатство» на 2019 год:

Посиделки «Раз в крещенский вечерок»

(к Году малой родины)

I квартал
Литературно-музыкальная композиция «Милая, любимая, самая красивая»


I квартал
Ретро-вечер «Шлюбны убор»
II квартал
Круиз «Мілыя сцежкі роднага краю»

II квартал
Познавательный час «Целительная сила растений»
ІІІ квартал
Фотовыставка «Счастливы вместе. Белорусская семья в фотографиях»

ІІІ квартал
Вечер-чествование «Согреет душу доброта»
(к Международному дню пожилых людей)
IV квартал
Литературно-музыкальный вечер «Все краски жизни для тебя»

(к Дню матери)
IV квартал
Гостиная «Слаўная абрадавая беларуская ежа»

IV квартал

Любительское объединение «Каласы». Библиотека-филиал аг. Морино

Девиз: «Не проста ў словы мы гуляем, на родной мове размаўляем!»

Любительское объединение «Каласы» работает при Моринской сельской библиотеке с 1997 года.

Основная задача объединения - дать представление о значении родного языка в жизни человека, приобщить учеников к истокам нашей культуры, к сокровищам народной мудрости, пробудить желание глубже заглянуть в ее тайны.

В рамках объединения проводятся различные по содержанию и характеру мероприятия, которые приобщают юных краеведов к страницам истории, культуре, знакомят с родным краем. Многие заседания проводятся в стенах краеведческого музея, созданного при библиотеке.

План работы любительского объединения «Каласы» на 2019 год:

Час вопросов и ответов «Зимние народные праздники»

I квартал

Путешествие в страну белорусских пословиц и поговорок «Мудрыя дарадцы»

(к Международному дню родного языка)

I квартал

Познавательно-игровая минутка «Вынаходлівая гаспадыня»

I квартал

Краеведческая викторина «Нашыя славутыя землякі»

(к Году малой родины)

II квартал

Акция милосердия «Ветераны рядом с нами»

II квартал

(к Году малой родины)

II квартал

Митинг-реквием «Не смолкнет слава, не померкнет подвиг!»

(к 75-летию освобождения Республики Беларусь)

ІІІ квартал

Краеведческое путешествие «Морына - гісторыя і сучаснасць»

(к Году малой родины)

ІІІ квартал

Профориентационная игра «Дороги, которые мы выбираем»

ІІІ квартал

Час краеведения «Наша гісторыя: падзеі і асобы»

(к 75-летию образования Гродненской области)

ІІІ квартал

Краеведческая викторина «Ці ведаеш ты сваю вёску?»

(к Году малой родины)

IV квартал

Экологический час «Тут льецца Нёман»

IV квартал

Любительское объединение «Краіна талентаў». Библиотека-филиал аг.Субботники

Девиз: «Мы никогда не скучаем, мы работаем, играем!!!»

В процессе общения с читателями было выявлено много талантливых детей, в связи с чем в 2003 возникла идея создания любительского объединения «Краіна талентаў» , в котором творческие способности читателей развиваются целенаправленно и ярко, плодотворно раскрываются их таланты.

Использование интеллектуальных и подвижных игр в помещении и на свежем воздухе позволяет в доступной форме донести до детей полезную информацию, популяризовать деятельность объединения. На конкурсы, выставки работ, встречи за круглым столом, знаменательные даты в жизни объединения приглашаются учителя, народные мастера, люди, которые делятся жизненным опытом, профессиональным мастерством.

Тесное сотрудничество со школой, с отделом культурно-массовой и просветительской работы, детским садом позволяет более эффективно организовывать заседания. Заседания объединения проводятся один раз в месяц.

Работает несколько секций:

  • пишем стихи;
  • работаем с природным материалом;
  • даём вторую жизнь ненужным вещам;
  • ремонтируем книги;
  • рисуем.

План работы любительского объединения «Краіна талентаў» на 2019 год:

Организационное заседание. Обсуждение плана работы на 2019 год

I квартал

День именинников зимы «Мы за чаем не скучаем»

I квартал

Праздничная игровая программа «Цветочное Поле чудес»

I квартал

Мастер-класс «Наши руки не для скуки»

II квартал

День именинников весны и лета.

Игровая программа «А ну-ка, девочки!»

II квартал

II квартал

Игровая программа «Девичьи посиделки»

ІІІ квартал

Презентация сайта для любителей рукоделия «Страна мастеров»

ІІІ квартал

Мастер класс «Осень - щедрая пора»

(изготовление поделок из природных материалов)

ІІІ квартал

Мастер-класс «Бюро творческих находок»

IV квартал

День именинников осени «День рождения - лучший праздник»

IV квартал

Вечер-чародей «Волшебный Новый год в сказку приглашает!»

IV квартал

Любительское объединение «Беседа» (до 2019 г. - «Добрыя сустрэчы»). Интегрированная библиотека-филиал аг.Трабы

Девиз: «Посидим мы вечерком, побеседуем ладком».

Любительское объединение «Добрыя сустрэчы» было организовано при интегрированной библиотеке-филиале аг.Трабы в 2017 году для женщин разных возрастов.

В его состав входит 14 человек, но количество участников постоянно меняется.

С 2019 года объединение продолжило свою деятельность под новым названием «Беседа». Организация содержательного культурного досуга, проведение просветительской работы, развитие творческих способностей - вот главные цели работы объединения. В работе используется литература по домоводству, рукоделию, кулинарии, ведению сельского домашнего хозяйства. На заседаниях, которые проходят в разных формах (беседы, встречи, праздники, посиделки и т.д.), участницы расширяют и углубляют круг своих интересов, делятся знаниями, помогают друг другу преодолевать непростые жизненные ситуации и просто отдыхают душой.

Говорят, что можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как работает мастер. Что же роднит человеческий труд со стихиями? Понаблюдай за мастером, и ты увидишь, как спокойны и уверены его движения, как оживает в его руках солома, дерево, глина, камень. Ведь истинное мастерство сродни волшебству, оно позволяет сохранить чувства мастера, его душу и любовь к своей работе.

Любительское объединение «Майстрыцы» работает при библиотеке с 2007 года. Создано с целью расширения, углубления и освоения знаний и умений участников в области декоративно-прикладного творчества. В состав объединения входят дети разных возрастов. При помощи разнообразных мероприятий, практических занятий любительское объединение призвано развивать у детей навыки творческой работы, воспитывать самостоятельность, инициативу и эстетический вкус.

Девиз: «Добры вечар Вам! Ці рады Вы нам? Калі Вы нам рады, і мы Вам да парады».

Любительское объединение создано в 1996 году по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и труда городского поселка Юратишки. Основная цель объединения состоит в том, чтобы помочь людям пожилого возраста использовать своё свободное время для интеллектуального, эстетического и культурного развития, общественной деятельности, общения и занятий по душе.

Участники объединения обсуждают прочитанные книги, слушают музыку, читают стихи, делятся воспоминаниями, учатся мыслить позитивно, предлагают темы для будущих встреч. В рамках заседаний проводятся тематические вечера , литературно-музыкальные композиции, праздники, информационные часы, беседы, мастер-классы. Заседания проходят 1 раз в месяц.

План работы любительского объединения «Еще не вечер» на 2019 год:

Информина «Деньги: история возникновения»
I квартал
Литературно-музыкальная композиция «Ах, какая женщина!»
(к Международному женскому дню)
I квартал
Круглый стол «Секреты нашей бодрости и здоровья»
(ко Дню здоровья)
II квартал
Музыкально-поэтическая гостиная «Жыве памяць»
(к 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков)
II квартал
Литературные посиделки «Творы, што кранаюць душу»
(к 95-летию со дня рождения классика белорусской литературы В.Быкова)
II квартал
Литературные зарисовки «Живёт такой парень»

(к 90-летию со дня рождения В.Шукшина)
III квартал
Гостиная «Литературное созвездие Ивьевщины»
(к 75-летию с года основания районной газеты «Ивьевский край»)
III квартал
Вечер-воспоминание «Успехи и достижения нашей школы»
(45 лет новому зданию Юратишковской средней школы)
III квартал
Презентация «Сердцу милый уголок - Юратишки»
(ко Дню пожилых людей)
IV квартал
Вечер-рассуждение «Продиктовано жизнью, проверено временем»
IV квартал
Мастер-класс «Рукам работа - душе радость»
IV квартал

Выбор профессии является одним из наиболее важных вопросов, который стоит перед каждым молодым человеком .

С 2018 года при библиотеке-филиале г.п.Юратишки работает любительское объединение для детей и подростков «Ориентир» , основная цель которого - ведение профориентационной работы, оказание помощи школьникам в осознанном выборе будущей профессии.

На заседаниях объединения проводятся мероприятия по повышению информационной культуры и грамотности подрастающего поколения, детей учат пользоваться информацией, чтобы правильно ориентироваться в многообразии мира современных профессий.

План работы любительского объединения «Ориентир» на 2019 год:

Познавательная игра «Типы людей и типы профессий»
I квартал
Увлекательный урок «Карта профессий»
I квартал
Час размышлений «Профессия, специальность, должность»
I квартал
Урок-путешествие «Профессии на все времена»
II квартал
Познавательный час «Моё увлечение - моя профессия»
II квартал
Беседа-обсуждение «Кем ты будешь?»
II квартал
Час профессионального общения «Приятного аппетита!»
(о профессиях, которые связаны со сферой общественного питания)
III квартал
Путешествие «Профессия «Мама»
IV квартал
Беседа «Выбери работу по душе»
IV квартал
Информина «Новогодние игрушки, свечи и хлопушки»
(о работе Белорусской фабрики ёлочных игрушек)
IV квартал

Любительское объединение «Суседкі». Библиотека-филиал д.Старченята

Девиз: «Суседкі, суседачкі, запрашаем да бяседачкі»

Любительское объединение «Суседкі» организовано в 2014 году. Любительское объединение создано для женщин, которых интересуют такие вопросы, как сохранить любовь и семейные отношения, как правильно ухаживать за собой, как решать проблемы со здоровьем, как приготовить вкусную и полезную пищу, как сделать своими руками различные вещи, которые пригодились бы в домашнем хозяйстве.

В рамках объединения проводятся уроки доброты, часы размышления, часы обмена опытом, часы интересных сообщений, вечера, литературно-музыкальные композиции и другие мероприятия.

План работы любительского объединения «Суседкі» на 2019 год:

Беседа-диалог « Духовная книга - источник великой мудрости»
I квартал
Дискуссия « Что такое милосердие»
I квартал
Конкурс « У меня - лучшие заготовки»
II квартал
Презентация « Мой любимый раздел в журнале»
II квартал
Краеведческая экскурсия « Ткали, пряли и вязали»
IIІ квартал
Ретро-вечеринка « Альбом памяти»
III квартал
Краеведческие посиделки « Я ў гэтай вёсачцы жыву»
III квартал
Разговор « Делать добро - это хорошо»
IV квартал
Вечер фольклора « На земле мы прожили не зря»
IV квартал
Выставка-поздравление « Мир добрее стал»
(ко Дню матери)
IV квартал
День отдыха « Для тех, кто годы не считает»
(ко Дню пожилых людей)
IV квартал

Похожие статьи