Главные проблемы полета на Марс (11 фото). Организм человека вряд ли переживет полет на марс Когда первый полет на марс

Экспедиция на Марс не раз захватывала внимание человечества, еще со времен космической гонки в 1960-х годах. Сейчас это уже не фантазии, а вопрос времени и ресурсов. В 2020 году стартуют миссии нескольких организаций, которые продолжают подготовку к освоению новой планеты и приближают реализацию главной цели – колонизации Марса.

Миссия NASA «Марс-2020»

Проект «Марс-2020» (Mars 2020 rover mission) является частью продолжительной программы NASA по изучению «Красной планеты». Основной целью проекта является разведывательная миссия поверхности планеты, что позволит ответить на множество фундаментальных вопросов. Например, была ли жизнь на Марсе, остались ли на его поверхности следы обитаемых условий в прошлом, или признаки существования бактерий и других микроорганизмов.

Кроме того, в задачи Марс-2020 входит сбор информации и апробация технологий, которые в будущем будут использоваться колонизаторами. В рамках программы будет выполнено тестирование получения кислорода из местной атмосферы, поиск полезных ископаемых и ресурсов (например, подземных вод), урегулирование процессов посадки, определение погоды, концентрации пыли и пр.

Проект Марс-2020 представляет собой марсоход, который будет отправлен с Земли в июле/августе 2020 (о чем сообщалось на официальном сайте проекта). Марсоход будет передвигаться по поверхности необычным способом: с помощью встроенных вертолетных лопастей. Таки образом, он будет как бы «прыгать», поднимаясь вверх, пролитая определенное расстояние и приземляясь на грунт. Однако, вертолет может летать только 3-4 раза в сутки, поскольку марсоход оборудован небольшой солнечной батареей. Такое решение было принято для сохранения минимального веса устройства. В противном случае он не смог бы летать в условиях местной плотности воздуха.

Экспедиция на поверхности планеты будет длиться не менее одного марсианского года (687 дней). В этот период будет проводиться сбор необходимой информации, включая образцы грунта, которые в последующем планируется переправить на Землю для дальнейшего изучения в специализированной лаборатории.

ЭкзоМарс

Еще одной программой по изучению Красной планеты является EXOMARS 2016-2020. Она разрабатывается и контролируется Европейским космическим агентством и Российской государственной организацией Роскосмос. В рамках программы предусмотрены две миссии:

  1. Запуск орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) в 2016 году.
  2. Полет на Марс марсохода в 2020 году.

Программа ExoMars направлена на разведку поверхности и демонстрацию новых технологий, которые будут использованы будущей экспедицией. Ее задачи включают:

  • вход в атмосферу, спуск и посадка полезной нагрузки;
  • тестирование мобильности на поверхности Марса;
  • доступ к недрам и получение образцов.

Интересно: Одной из приоритетных целей ExoMars является участие в международной миссии по возвращению образцов обратно на Землю.

Орбитальный аппарат TGO был отправлен на еще в 2016 году. Он успешно прибыл на орбиту Марса и сейчас уже выполняет требуемые исследования. В задачи TGO входит изучение составляющих атмосферы: в частности, метана и других газов, водяного пара. Кроме того, он будет работать в качестве спутника-ретранслятора для осуществления связи с марсоходом, который будет запущен в 2020.

На марсоходе установлено оборудование для сбора грунта и других образцов планеты. В его задачи входит исследование экзобиологии и геохимии. Роскосмос предоставляет пусковую установку «Протон» для обеих миссий.

SpaceX

«Человеческую» экспедицию на Марс в 2024 году планирует Илон Маск. В данный момент ведется постройка космического корабля и ракеты, которая доставит корабль до орбиты. Эта задача будет возложена на ракету Falcon 9. Она представляет собой двухступенчатый ракетоноситель, который предназначен для многоразового использования.

Возможность возвращать первую ступень обратно и использовать ее повторно значительно сократило расходы космических полетов. Например, запуск Falcon Heavy обошелся SpaceX примерно в 90 млн долларов, а запуск подобной ракеты от компании ULA (предприятие Boeing) стоил бы не менее 400 млн долларов. Если ученым удастся возвращать и вторую ступень, то это еще больше сэкономит средств для освоения космических просторов.

В мае 2018 года Илон Маск презентовал дизайн пилотированного космического корабля Crew Dragon, который и доставит людей на Марс. В начале он пройдет тестовые полеты, среди которых перевозка полезной нагрузки на МКС. А в дальнейшем его испытают пилоты, которые также отправятся на МКС.

Inspiration Mars Foundation

О своем намерении организовать полет на Марс в 2018 году заявляла некоммерческая организация Inspiration Mars Foundation (фонд), основанная Деннисом Тито в 2013 году. Компания планировала воспользоваться особым орбитальным периодом в январе 2018, который позволяет добраться до орбиты Марса с минимальным расходом топлива. Дополнительное окно запланировано на 2021 год, если миссию не удастся реализовать в 2018.

Предложение было основано на траектории свободного возвращения. Пилотируемый корабль должен был выйти на орбиту Марса через орбиту Венеры и Земли, и вернуться обратно на Землю через 501 день. Данная кампания подвергалась значительной критике со стороны государственных и независимых организаций.

На данный момент актуальной информации о деятельности фонда нет, так как их официальный сайт заблокирован.

Mars One

– это частный проект голландской организации Mars One and Interplanetary Media Group под руководством Баса Лансдорпа. Программа предполагает экспедицию на Марс в один конец. Компания позиционирует себя как некоммерческая организация. Однако, она предлагает способ получения дохода от экспедиции в виде съемок и дальнейшей продажи документальных фильмов о подготовке и осуществлении миссии.

Реализация проекта предполагает поэтапное осуществление. С 2020 года на поверхность планеты будет запущен первый посадочный модуль, для сбора информации для экспедиции. До 2026 года на Марсе с помощью робототехники будут выстроены жилые модули, перевезено оборудование и другие полезные грузы. Полет первого корабля с людьми запланирован на 2026 год. Следующие корабли с людьми будут отправлены в 2028 и 2029 годах. До 2035 года организация рассчитывает построить колонию для 20 человек.

Тем не менее, организация Mars One неоднократно подвергалась жесткой критике и обвинялась в неправомерных действиях с целью получения материальной выгоды. В российском документальном фильме «Обретение Марса» ее руководители прямолинейно были названы мошенниками.

Илон Маск мечтает колонизировать Марс: видео

По материалам: 2020-god.com

Унылый пейзаж марсианской пустыни
Не в силах раскрасить холодный восход.
В разряженном воздухе чёткие тени
Легли на далекий теперь вездеход.

Великая Космическая Одиссея ХХ века превратилась в жестокий фарс – серия неуклюжих попыток сбежать из своей «колыбели», и перед человеком раскрылась черная пропасть безжизненного пространства. «Дорога к звездам» оказалась коротким тупиком.

Мрачная ситуация в Космонавтике имеет несколько простых объяснений:

Первое - ракеты на химическом топливе достигли своего предела. Их возможностей хватило для достижения ближайших небесных тел, но для полномасштабных исследований Солнечной системы требуется нечто большее. Приобретающие все большую популярность ионные двигатели также не способны решить вопрос с преодолением колоссальных космических расстояний. Тяга ионных супер-двигателей не превышает считанных долей одного Ньютона, а межпланетные перелеты по-прежнему растягиваются на долгие годы.

Заметьте – речь идет только об изучении Космоса! В условиях, когда полезная нагрузка составляет всего 1% от стартовой массы ракетно-космической системы, вести речь о каком-либо промышленном освоении небесных тел вообще не имеет смысла.

Особенно разочаровывала пилотируемая космонавтика – вопреки смелым гипотезам писателей-фантастов середины ХХ века, Космос оказался ледяной враждебной средой, где никто не рад органическим формам жизни. Условия на поверхности Марса – единственном из «приличных» в этом плане небесных тел может вызвать шок: атмосфера, на 95% состоящая из углекислоты, и давление на поверхности, эквивалентное давлению земной атмосферы на высоте 40 километров. Это конец.

Условия на поверхностях других обследованных планет и спутников планет-гигантов еще страшнее – температуры от - 200 до + 500° С, агрессивный состав атмосферы, чудовищные давления, слишком малая или, наоборот, слишком сильная гравитация, мощная тектоника и вулканическая активность…
Межпланетная станция «Галилео», совершив один виток вокруг Юпитера, получила дозу радиации, эквивалентную 25 смертельным дозам для человека. По этой же причине, для пилотируемых полетов практически закрыты околоземные орбиты на высотах более 500 км. Выше начинаются радиационные пояса, где долговременное пребывание опасно для здоровья человека.

Там, где едва ли могут существовать самые прочные из механизмов, хрупкому человеческому телу делать нечего.

Но Космос манит мечтой о далеких мирах, а человек не привык сдаваться перед трудностями – временная задержка на пути к звездам обещает быть недолгой. Впереди титаническая работа по исследованию и освоению ближайших небесных тел – Луна, Марс, где без пилотируемой космонавтики не обойтись.

Исследователи Марса

Вы наверняка спросите – зачем вся эта космическая «возня»? Совершенно очевидно, что никакой практической пользы эти экспедиции не принесут, смелые фантазии о горнорудном производстве на астероидах или добыче Гелия-3 на Луне все еще остаются на уровне смелых предположений. Более того, с точки зрения земной экономики и промышленности, никакой необходимость в этом нет, и появится она, вероятно, не скоро.

Тогда – для чего? Ответ прост – наверное, в этом и есть предназначение человека. Создавать удивительную по красоте и сложности технику, и с её помощью исследовать, осваивать, изменять окружающее пространство.
Никто не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас главная цель – грамотно выбрать приоритеты дальнейшей работы. Нужны новые дерзкие идеи и яркие, амбициозные проекты. Каковы будут наши следующие шаги на пути к звездам?

1 июня 2009 года по инициативе НАСА была организована т.н. «комиссия Огустина» (получила название в честь её главы – бывшего директора компании Lokheed Martin Нормана Огустина) –специальный комитет по вопросам американской пилотируемой космонавтики, в чьи задачи входила выработка дальнейших решений на пути проникновения человека в Космос.

Янки внимательно изучили состояние ракетно-космической отрасли, проанализировали сведения о межпланетных экспедициях с использованием автоматических зондов, учли условия на поверхностях ближайших небесных тел и скрупулезно «рассмотрели на свету» каждый выделенный из бюджета цент.

Осенью 2009 года «комиссия Огустина» представила подробный отчет о проделанной работе и сделала ряд простых, но в то же время совершенно гениальных выводов:

1. Ожидаемый в ближайшем будущем пилотируемый полет на Марс – блеф.
Несмотря на популярность проектов, связанных с высадкой человека на Красную планету, все эти планы не более чем научная фантастика. Полет человека на Марс в современных условиях, подобен попытке бежать «стометровку» с переломанными ногами.

Марс привлекает исследователей адекватными климатическими условиями – по крайней мере, здесь нет испепеляющих температур, а низкое давление атмосферы можно компенсировать «обычным» космическим скафандром. Планета имеет нормальные размеры, гравитацию и удалена от Солнца на разумное расстояние. Здесь обнаружены следы присутствия воды – формально есть все условия для успешной высадки и работы на поверхности Красной планеты.

Однако, в плане посадки космических аппаратов, Марс – пожалуй, наихудший вариант из всех исследованных небесных объектов!

Все дело в коварной газовой оболочке, окружающей планету. Атмосфера Марса слишком разряжена – настолько, что здесь невозможен традиционный спуск на парашютах. В то же время, она достаточно плотна, чтобы сжечь посадочный аппарат, неосторожно «сиганувший» к поверхности с космической скоростью.

Посадка на тормозящих двигателях на поверхность Марса – исключительно сложное и затратное мероприятие. Длительный период времени аппарат «висит» на реактивных двигателях в гравитационном поле Марса – полностью опереться на «воздух» с помощью парашюта невозможно. Все это приводит к чудовищному перерасходу горючего.

Именно по этой причине применяются необычные схемы – например, автоматический межпланетный зонд «Следопыт» садился с помощью двух комплектов тормозных двигателей, лобового тормозящего (теплоизоляционного) экрана, парашюта и надувной «подушки безопасности» - врезавшись в красный песок на скорости 100 км/ч, станция несколько раз отскочила от поверхности, как мяч, до полной остановки. Разумеется, подобная схема совершенно неприменима при высадке пилотируемой экспедиции.

Не менее чудно садился в 2012 году «Кьюриосити».

Марсоход массой 899 кг (вес на Марсе 340 кг) стал самым тяжелым из земных аппаратов, доставленных на поверхность Марса. Казалось бы, всего лишь 899 кг – какие здесь могут возникнуть проблемы? Для сравнения – спускаемый аппарат корабля «Восток» имел массу 2,5 тонны (масса всего корабля, на котором летел Ю. Гагарин – 4,7 тонны).


Cхема посадки Mars Science Laboratory (MSL), более известной, как марсоход "Кьюриосити"


И, тем не менее, проблемы оказались велики - во избежание повреждения конструкции и аппаратуры марсохода «Кьюриосити», пришлось использовать оригинальную схему, известную, как «небесный кран». Вкратце, весь процесс выглядел следующим образом: после интенсивного торможения в атмосфере планеты, платформа с закрепленным на ней марсоходом зависла в 7,5 метрах над поверхностью Марса. С помощью трех тросов «Кьюриосити» мягко опустили на поверхность планеты - получив подтверждение о том, что его колеса коснулись грунта, марсоход перерезал пирозарядами тросы и электрокабели, и нависающая над ним тяговая платформа отлетела в сторону, совершив жесткую посадку в 650 метрах от марсохода.

И это всего лишь 899 килограммов полезной нагрузки! Страшно представить, какие сложности возникнут при посадке на Марс 100-тонного корабля с парой-тройкой космонавтов на борту.

Все вышеперечисленные проблемы конвертируются в лишние сотни тонн «марсианского корабля». По самым скромным подсчетам масса отлетной ступени на околоземной орбите составит как минимум 300 тонн (менее оптимистичные оценки дают результат до 1500 тонн)! Вновь потребуются сверхтяжелые ракеты-носители, чьи размеры многократно превзойдут лунные «Сатрун-V» и Н-1 с полезной нагрузкой 130…140 тонн.

Даже при использовании метода секционной сборки «марсианского корабля» на из более мелких блоков и применении схемы из двух кораблей – основного (пилотируемого) и автоматического транспортного модуля с их последующей стыковкой на марсианской орбите, количество нерешенных технических проблем превышает все разумные пределы.

В сложившейся ситуации отправка человека на Марс подобна попытке решить Великую теорему Ферма не обладая простейшими знаниями алгебры.

Тогда зачем мучить себя несбыточными иллюзиями? Не проще для начала научиться «ходить без костылей» и набраться необходимого опыта, решая чуть более простые, но не менее фееричные задачи?

Британские ученые установили, что астероид Апофис опасности для Земли не представляет.

«Комиссия Огустина» предложила план, под названием «Гибкий путь» (Flexible Path) – сюжет, достойный съемочных павильонов Голливуда. Смысл данной теории прост – научиться совершать длительные межпланетные перелеты, тренируясь на … астрероидах.


Астероид Итокава в сравнении с Международной космической станцией


Блуждающие каменные обломки не обладают сколь-нибудь ощутимой атмосферой, а их малая гравитация делает процесс «причаливания» подобным стыковке «Шаттла» с МКС – тем более, у человечества уже имеется опыт «близких контактов» с малыми небесными телами.

Речь идет отнюдь не о «челябинском метеорите» - в ноябре 2005 года японский зонд «Хаябуса» («Сапсан») произвел две посадки с забором пыли на поверхности 300-метрового астероида (25143) Итокава. Не все прошло гладко: солнечная вспышка повредила панели солнечных батарей, космический холод вывел из строя два из трех гироскопов зонда, при посадке был потерян мини-робот «Минерва», наконец, аппарат столкнулся с астероидом, повредил двигатель и потерял ориентацию. Через пару лет японцам все-таки удалось восстановить контроль над зондом и перезапустить ионный двигатель – в июне 2010 года капсула с частицами астероида была, наконец, доставлена на Землю.

Полеты к астероидам могут дать сразу несколько полезных результатов:

Прояснятся некоторые детали формирования и Солнечной системы, что уже само по себе вызывает немалый интерес.

Во-вторых, это ключ к решению прикладной задачи о предотвращении «метеоритной угрозы» - все подробности в сценарии голливудского блокбастера «Армагеддон». Но в реальности дело может принять еще более интересный оборот:

День первый. К Земле приближается гигантский астероид. Группа отважных бурильщиков
отправилась к нему для установки ядерного заряда.

День второй. К Земле приближается гигантский астероид с ядерным зарядом.

В-третьих – геологоразведка. Астероиды представляют немалый интерес, как источники полезных ископаемых (огромные запасы руды, малая гравитация и низкое значение второй космической скорости – упрощается транспортировка сырья на Землю). Это на перспективу.

Наконец, подобные миссии дадут бесценный опыт пилотируемых межпланетных перелетов.

В качестве наиболее приоритетных целей НАСА предлагает точки Лагранжа в системе Земля-Солнце (области, в которых тело с пренебрежимо малой массой может оставаться неподвижным во вращающейся системе отсчёта, связанной с двумя массивными телами). С точки зрения небесной механики, полет в эти области даже проще, чем полет на Луну, несмотря на значительно большее расстояние от Земли.

Следующими целями называются околоземные астероиды групп атонов, аполлонов и т.д. - между орбитами Земли и Марса. Дальше - наше ближайшее небесное тело – Луна. Потом следуют предложения об отправке беспосадочной экспедиции к Марсу – облет и изучение планеты с орбиты, следом – высадка на марсианском спутнике Фобос. И лишь потом – Марс!

Новые дерзкие экспедиции потребуют создание новых технических средств – уже сейчас янки энергично работают над проектом многоцелевого пилотируемого корабля «Орион».

Первый тестовый запуск запланирован уже на 2014 год, корабль планируется запустить на расстояние 6000 км от Земли – в 15 раз дальше, чем расположена орбита обращения МКС. К 2017 году для «Ориона» планируют подготовить сверхтяжелую ракету-носитель SLS, способную выводить на опорную орбиту до 70 тонн груза (в перспективе – до 130 тонн). Ожидается, что ракетно-космическая система «Орион» + SLS достигнет полной готовности к 2021 году – с этого момента станут возможными пилотируемые экспедиции за пределы околоземной орбиты.


"Орион" на орите Луны в представлении художника


Все новое – хорошо забытое старое. Прозвучавшие выводы «комиссии Огустина» были отлично знакомы отечественным специалистам – неслучайно, познакомившись с коварством атмосферы Марса, советская космическая программа быстро переориентировалась на изучение Фобоса (неудачные запуски «Фобос-1 и 2», 1988 год) – ведь совершить посадку на спутник гораздо проще, чем на поверхность Красной планеты. При этом Фобос, в плане геологии, представляет едва ли не больший интерес, чем сам Марс. Одиозный «Фобос-Грунт» и перспективный «Фобос-Грунт-2» - все это звенья одной цепи.

В настоящее время российские ученые также склоняются к мнению о пользе изучения малых небесных тел. О пилотируемых экспедициях речи пока не идет, Роскосмос работает над возможностью отправке автоматических зондов к Луне («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс», ближайший планируемый запуск – 2015 год), а также осуществление фантастической экспедиции «Лаплас-П». В последнем случае планируется посадка зонда на поверхность Ганимеда – одного из ледяных спутников Юпитера.

Сообщение о планируемой отправке российского зонда к внешним планетам Солнечной системы вызвало всплеск едких шуток в стиле «Фобос-Грунт», «Юпитер – идеальная цель, еще 5 миллиардов навечно сгинут в глубинах Космоса», кое-кто из интернет-юмористов даже предлагал «пилотируемый» вариант «Лаплас-Поповкин»…

Однако, несмотря на всю кажущуюся сложность и неоднозначность грядущей миссии, посадка автоматической станции на поверхность Ганимеда окажется едва ли сложнее, чем на поверхность Марса.

Конечно, пилотируемые полеты в точки Лагранжа и автоматические зонды в окрестностях Юпитера – все-таки лучше, чем несбыточные мечты о том, как «на Марсе будут яблони цвести». Главное – не стоит расслабляться на достигнутом. Даже высадившись на поверхности астероида, нам не стоит предаваться сладким грезам о том, как наша всемогущая наука теперь способна сместить с орбиты любое небесное тело и сделать нас властелинами ближнего космоса.

Mars One — нидерландский проект безвозвратной экспедиции на Марс. По задумке организаторов, в 2023-м году группа из четырёх добровольцев отправится на красную планету и останется там навечно, земляне будут наблюдать за жизнью колонизаторов в формате реалити-шоу. Сразу заявлено, что на Земле и Красной планете абсолютно разные условия жизни, и тот, кто побывал на Марсе, уже не сможет существовать здесь. Возвращение экипажа — задача невыполнимая. Некоторые учёные уже заявили, что считают грядущую экспедицию массовым самоубийством.

Фото: www.mars-one.com

Тем не менее, заявки на участие в экспедиции подали 200 тысяч человек со всего мира. Во второй тур прошли 52 россиянина. АиФ.ru поговорил с претендентами на участие в миссии о том, почему они собираются навсегда покинуть Землю.

Фото: www.mars-one.com

Илья Храмов: «Гагарин полетел, и я смогу»

Тольяттинец Илья Храмов прошёл первый отборочный тур для проекта Mars One. Из 200 тысяч претендентов выбрали только 1058 человек. Инженер-конструктор АвтоВАЗа не боится, что может больше никогда не увидеть Землю, и уверен, что через десять лет именно он станет одним из первых колонизаторов красной планеты.

Илья Храмов. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

25-летнего Илью Храмова уже узнают горожане. На улице Коммунистическая он здоровается с жителем Тольятти и говорит, что не знаком с ним, но, скорее всего, мужчина видел его по телевизору.

«СМИ меня одолевают, звонят каждый день. Как только стало известно, что во второй тур Mars One прошли 1058 человек, среди них 52 россиянина, в том числе и я, телефон не умолкает», — говорит Илья.

В мае Илья увидел информацию о наборе колонизаторов на Марс и одним из первых жителей России поместил свой видеоролик на сайт Mars One. Конкурсанты должны были убедить организаторов, почему именно они должны лететь на красную планету, доказать, что у них есть чувство юмора и затем рассказать о себе.

Илья Храмов. Фото из личного архива

Кандидат в колонизаторы Марса показывает видеоролик, который они сняли вместе с другом. В шапке-ушанке и тельняшке Илья на английском языке шутит, что можно не сомневаться, он настоящий русский, потому что именно так все в России и одеваются.

Кадр из конкурсного видеоролика. Фото: Скриншот с сайта

«К видеоролику я приложил анкету и мотивационное письмо, в котором составил свой психологический портрет. Всё отправил, посмотрел, что участвуют более 200 тысяч людей, и, честно говоря, не надеялся дальше пройти», — признаётся Илья.

Конкурсное видео Ильи Храмова

В начале января тольяттинец уже не сомневался в своем желании покинуть навсегда планету Земля и отправиться на неизведанную планету. На электронную почту молодого человека пришло письмо, в котором подтвердилось, что он успешно прошёл первый отборочный тур и должен готовиться к следующему этапу — прохождению медицинской комиссии и личному собеседованию.

Письмо от организаторов проекта Mars One. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

«Увидел письмо и думаю, всё, назад дороги нет. Буду всё делать для того, чтобы пройти все отборочные туры. Не сомневаюсь, что успешно пройду медицинское обследование, — говорит Илья. — Я уже взял отпуск, чтобы успеть подготовить все документы для второго тура. У меня идеальное зрение, спортивное телосложение и к тому же я не пью и не курю. Для собеседования тоже готов, свободно владею разговорным английским».

«Привези магнитик»

Илья показывает выцветшую фотографию, на которой ему три года. Голубоглазый ребёнок сидит на руках мамы. Этот снимок молодой человек обязательно возьмёт с собой на Марс. О своём участии в проекте Mars One сын сразу сообщил своей маме Ладе Юрьевне.

«Мама скептически относится к моему желанию улететь на Марс. Она даже всерьёз не воспринимает этого, смеётся надо мной. Без особой радости рассказывает, на каком канале меня опять показывали», — признаётся Илья.

Перед Ильей фотография мамы. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

Храмов говорит, что с раннего детства его воспитывали на фантастической литературе. Дома на книжной полке стоят книги Кира Булычева и братьев Стругацких. Из армии тольяттинец привёз много произведений писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, которого постоянно перечитывает.

«Меня всегда манило будущее и неизвестное в литературе, а возможность полететь на Марс — это воплощение мечты и шаг к будущему. Я не хочу прославиться через этот проект, для меня важнее изменить свою жизнь. Юрий Гагарин и Нил Армстронг не побоялись полететь, поэтому и мне не страшно», — объясняет своё желание отправиться в космос участник проекта Mars One. Храмов не боится, что не вернётся, к такой судьбе он готов.

Илья с друзьями. Фото из личного архива

Друзья поддерживают Илью, хотя признаются, что до того, как их друг ещё не прошёл первый тур, они не верили в его успех. Кто-то пытался отговорить, просили остаться, потому что будут скучать. Теперь пишут ему сообщения: «Привези магнитик с Марса» или «Ты же знаешь, я бы вышел хорошим бортмехаником, бери меня с собой».

Молодому человеку звонит друг, Илья говорит, что перезвонит попозже и рассказывает про то, как будет жить без близких ему людей.

«На Марсе появится возможность общения с близкими мне людьми, поэтому я не буду чувствовать себя там одиноким. Для этого в 2018 году запустят два спутника, которые будут осуществлять связь между астронавтами и Землей, — говорит Илья. — В случае перенаселения Земли, я думаю, что кто-то из близких людей сможет прилететь ко мне, я место им займу».

В случае перенаселения Земли, Илья будет ждать на Марсе маму. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

Обязанности колонизаторов

Первые четыре колонизатора должны будут заниматься обустройством космической базы, проводить обслуживание техники и исследовать планету.

Марс Фото: www.mars-one.com

«Меня увлекают исследования, которыми я смог бы заниматься на Марсе. К тому же, в случае поломки я смогу починить оборудование. Девять лет нас будут готовить к полету, поэтому можно не сомневаться в том, что отправимся в космос подготовленными», — говорит Илья.

Молодой человек показывает татуировку на руке, на которой изображено то, что он не сможет взять с собой на Марс: барабаны, гитара, книги, город и кассеты.

Татуировка на память о жизни на Земле. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

«Придется оставить на Земле и сноуборд, но, думаю, что и там смогу придумать нечто подобное и прокачусь по марсианской пыли на доске», — говорит Илья.

Восьмого марта пройдёт очередной отборочный тур. Тогда станет известно, увеличит ли Илья свои шансы улететь на Марс или всё-таки останется на Земле, несмотря на мечты о космосе.

Анастасия Бархатова: «Улечу навсегда — это будет интересно»

Анастасия Бархатова закончила челябинский университет по специальности «микробиолог». Работает лаборантом на станции переливания крови, говорит, в её обязанности входит проверка крови на наличие ВИЧ и гепатита. О том, что можно стать участником проекта по переселению на Марс, случайно узнала из заметки на нидерландском сайте.

«Я тут же подала заявку, — рассказывает Настя. — Она должна быть на английском языке. Я его знаю и совершенствую, это официальный язык экспедиции, на следующих этапах будут предъявлены требования к уровню владения им. Ещё нужно было изложить свою мотивацию, чтоб организаторы понимали, что толкает меня на Марс».

Вошла в полпроцента избранных

Родственники Анастасии — физики по образованию. Бархатова признается, что с детства увлекалась космосом, микробиологией и научной фантастикой, «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова была её любимой книгой. Увлекалась, но не до фанатизма. О том, что может побывать на Марсе, до проекта даже не думала.

Фото: www.mars-one.com

«Я попала в полпроцента избранных, это не может не радовать, — откровенно рассказывает Бархатова. — Принять участие в фантастически интересном проекте изъявили желание почти двести тысяч человек из ста сорока стран мира, в итоге первый этап прошли чуть больше тысячи человек. В их числе — я».
Настя говорит, узнала о своей победе на первом этапе 1 января, из официального электронного письма. Для неё это был самый лучший новогодний подарок.

Настя родилась в Верхнеуральске. Окончила ЧелГУ, практику проходила в НИИ в Оболенске, устроилась работать на станцию переливания крови, как и планировала на последнем курсе вуза. О том, что участвует в проекте колонизации Марса, не знали ни родственники, ни коллеги. До последнего — пока Настя не победила в первом этапе.

Вот так, помахав рукой друзьям и родным, Настя и улетит на Марс. Через десять лет, если пройдёт оставшиеся испытания. Фото: АиФ

Не размениваться на размышления

«Родственники, по-русски сказать, обалдели, — рассказывает Настя. — Коллеги тоже. Путешествие на Марс — это билет в один конец. Сразу заявлено, что на Земле и Красной планете абсолютно разные условия жизни, и тот, кто побывал на Марсе, уже не сможет существовать здесь. Но я не переживаю и не боюсь: проект слишком значителен и глобален, чтобы размениваться на размышления. Да, нам нельзя будет рожать детей и создавать семьи — но я согласна пожертвовать привычным укладом ради жизни на Марсе. Улечу навсегда — это очень интересно».

Как сообщается на официальном сайте проекта, среди прошедших первый этап — люди в возрасте от 18 до 81 года. Главное условие для всех претендентов — отличное здоровье: стопроцентное зрение, давление в пределах нормы, никаких хронических заболеваний, рост от 157 до 190 сантиметров. Дальше счастливчиков ждут новые испытания, пока не разглашается, какие именно.

Анастасия Бархатова рассказала читателям АиФ, что переехать на Марс она совершенно не боится. Фото: АиФ

«Я очень жду следующих этапов, — рассказывает микробиолог. — Знаю, что в случае успеха мне предстоит десятилетняя подготовка к путешествию, ведь само переселение назначено на 2025-й год. К 2015-му году будут сформированы шесть групп по четыре человека, а на 2018-й год назначена отправка первых аппаратов-роботов на Марс».

Узнав о победе в международном проекте своей землячки, челябинцы отреагировали по-разному. Кое-кто считает переселение не Марс не более, чем очередной «уткой», другие уверены, что прохождением отбора всё и ограничится, и никто в космос не полетит, третьи, и их большинство, искренне рады за Анастасию. И даже немного ей завидуют.

В этой интереснейшей статье вы наконец-то узнаете сколько лететь до Марса от Земли — лет, месяцев или дней? Сколько есть маршрутов для полетов и какие у них расстояния, сколько нужно топлива для ракеты и другие интересные подробности о времени полета на Марс.

Сколько лететь до Марса по времени

По расчётам специалистов, работающих над миссией Mars One, время полёта составит около 210 дней или 7-8 месяцев.

Хотя на Красную планету ещё не ступала нога человека, беспилотных космических аппаратов и «марсоходов» здесь побывало уже немало. Сколько они летели от Земли до Марса по времени?

Чтобы лучше понять расстояние, сколько лететь до Марса от Земли по времени, нужно узнать кое-что о предыдущих миссиях на эту планету:

  1. Mariner-4. Первым к «Красной планете» в 1964 году приблизился Маринер-4 (Mariner-4, от англ. — Моряк ) — автоматическая межпланетная станция программы НАСА. Путь в один конец составил 228 дней . Аппарат делал снимки Марса с расстояния от 16 800 км до 12 000 км до его поверхности – учёные следили, затаив дыхание. Ведь первоначально допускалось, что на Марсе может быть вода в жидком состоянии, а значит – растения и другие виды жизни. 21 снимок передал Маринер-4, и окончательно выяснилось, что «Красная планета» больше напоминает Луну, чем Землю. А из живых организмов здесь могут быть разве что мхи и лишайники.
  2. Mariner-6 (Маринер-6 ) отправился в путь в феврале 1969 года. На полёт ему понадобилось 155 дней . Расстояние до поверхности планеты на этот раз составило всего 3429 км. Помимо съёмок, на данный аппарат возлагалась важная задача – исследовать состав атмосферы и определить температуру поверхности Марса, исходя из показателей инфракрасного излучения.
  3. Mariner-7 (Маринер-7) был дублёром Маринера-6, его путешествие к Марсу длилось 128 дней . Он также изучал атмосферу и температуру планеты.
  4. В 1971 году к Марсу отправился Маринер-9 (Mariner-9 ). Он добрался до заданной точки за 168 дней . И стал первым спутником «Красной планеты». С помощью этого аппарата была составлена карта Марса. Работал он до октября 1972 года. пока у него не кончились запасы сжатого газа.
  5. Viking-1 (Викинг-1 ). Первый аппарат, предназначенный для посадки на Красную планету был запущен 19 июня 1976 года, добрался за 304 дня .
  6. Viking-2 (Викинг-2 ) стартовал 7 августа 1976 года и добирался до Марса 333 дня . Он также состоял из орбитальной станции и зонда. Основная задача, стоявшая перед аппаратами данной космической программы, была следующей: поиски жизни. Также тогда было сделано около 16 тыс. снимков Марса. На первых цветных фотографиях Марс подтвердил своё второе название. Планета представляла собой красную пустыню, и даже небо казалось розовым из-за пыли, которую поднимал ветер.
  7. В 1996 году за изучение планеты принялся Mars Global Surveyor (Марс Глобал Сервейор ), долетевший до Марса за 308 дней . Это был также проект НАСА, и очень успешный. Аппарат вышел на круговую полярную орбиту Марса в 1999 году и занимался картографированием поверхности планеты. Работал до 2001 года.
  8. Mars Pathfinder (Марс Патфайндер ), аппарат США, стартовавший 4 декабря 1996 года, 4 июля 1997 года совершил посадку на планету, Он изучал марсианские камни, температуру поверхности, ветер и делал снимки.
  9. Mars Express (Марс-экспресс ) – станция Европейского космического агентства – отправилась в путь 25 декабря 2003 г и достигла цели за 201 день .
  10. Mars Reconnaissance Orbiter (Марсианский разведчик) полетел к Марсу в августе 2005 г, а в марте 2006-го вышел на его орбиту. Дорога заняла 210 дней . Одной из целей, стоящих перед «Разведчиком» было найти место, где могли бы высадиться люди.
  11. Maven (Мавен ) – американский межпланетный зонд– был запущен в ноябре 2013 года и летел до Марса 307 дней . Основной его задачей было исследование атмосферы «Красной планеты».

Посмотрите очень увлекательное видео о попытках полета на Марс и современных проблем:

Как видно из приведённых данных, время в пути зависит от взаимного расположения небесных тел.

Технический уровень космических аппаратов мало влияет на скорость их передвижения, так как никакого технологического скачка в сфере производства двигателей не произошло.

Неудачные полеты

Помимо этих, достаточно успешных проектов, было ещё немало других, окончившихся неудачно. Например, технические неполадки, регулярно преследовали «Марсы », построенные в СССР. То происходила авария ракеты-носителя, то не срабатывала разгонная ступень, то была утеряна связь с аппаратом. А «Зонд-2 », отправленный Советским Союзом к Марсу в 1964 году, вообще не попал в район планеты.

Впрочем, неудачи на этом поприще преследовали не только СССР. В 1971 году у «Маринера-8 »(Mariner-8) США произошла авария ракеты-носителя, в 1998 году свой аппарат на орбиту Марса не удалось вывести японцам, в 2011 году была неудачная попытка запуска у Китая.

Всё это говорило о том, как трудно спланировать и выполнить такой полёт. И в сотни раз умножается ответственность, когда на борту летят люди.

Сколько лететь до Марса от Земли

Конечно, вы хотите сразу знать простой ответ и он есть (ниже), но чтобы понять сколько времени лететь до Марса от Земли, нужно понимать что есть разные маршруты.

Небесные тела находятся в постоянном движении, дистанции между ними могут изменяться.

  1. Самое большое расстояние, на которое могут «разбежаться» Земля и Марс – 401 млн км .
  2. В среднем Земля находится на 225 млн км от Марса.
  3. Наименьшее расстояние до Марса составляет 54,6 млн км .

Маршруты полета на Марс

Орбиты планет представляют собой круги, поэтому можно «срезать » путь и лететь по прямой траектории. Однако при полёте на ракете нужно учитывать солнечное притяжение. Для экономии топлива космические аппараты также будут двигаться на максимально возможном удалении от звезды.

Видео: Как и сколько лететь до Марса и каким способом

Наименьшее расстояние до Марса составляет 54,6 млн км. Это возможно в случае, если Земля будет находиться в точке афелий (так называется место максимального удаления от Солнца ). И при этом Красная планета будет максимально приближена к звезде – это точка перигелий . Пока такое взаимное расположение указанных небесных тел еще не было зафиксировано.

В 2003 году телескоп Хаббл сделал снимок Марса, расстояние было всего 55 млн км.

Чтобы узнать, сколько лететь до Марса по времени, нужно учесть ряд факторов:

  • скорость движения планет;
  • скорость полёта аппарата;
  • расстояние от Солнца;
  • необходимость корректировки курса (например, для уклонения от столкновения с другими небесными телами );

Траектория полёта рассчитывается так, чтобы космический аппарат направлялся не прямо к планете, а к точке, которой она достигнет через определённый период времени. При этом следует учесть, что нужно будет преодолевать притяжение Солнца.

Если бы Вам предложили поучаствовать в космической программе колонизации Марса, согласились бы Вы отправиться туда с экспедицией?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Сколько свет летит до Марса?

А сколько свет летит до Марса? Давайте подсчитаем. Скорость света составляет 299 тыс км/сек. То есть, в момент, когда расстояние между Марсом и нашей планетой наименьшее, свету понадобится всего около:

  • 3 минут , чтобы преодолеть путь от одной планеты до другой,
  • 13 минут – если расстояние среднее,
  • 22 минуты – если максимальное.

Самая быстрая ракета в истории космических полётов – Saturn V , которая разгонялась до 64 000 км/ч . Обычно аппараты развивают скорость около 20 000 км/ч .

Самая быстрая на сегодняшний день космическая автоматическая станция «New Horizons », запущенная в 2006 г, имеет скорость 16,26 км/сек . Она отправилась к Плутону. Если бы её целью был Марс, КАС достигла бы «Красной планеты» за:

  • 39 дней – при минимальном расстоянии;
  • 162 дня – при среднем отдалении Марса и Земли друг от друга;
  • 289 дней – при максимальном.

То есть, в лучшем случае, путешествие бы длилось немногим дольше месяца.

Перемещаться со скоростью света невозможно ни при каких условиях. Скорость движения любого объекта измеряется относительно какой-либо системы. Специальная теория относительности указывает, что перемещение объекта быстрее света будет выглядеть как возникновение следствия ранее причины. Такой парадокс никогда не наблюдался.

Проект Mars One

«На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы» – когда-то эта песня была настоящим гимном космонавтов СССР.

И, возможно, подобные отпечатки на тропинках Марса в недалёком будущем появятся. Уже разработан проект , согласно которому, на «Красную планету» отправятся земляне. Mars One финансируется частными инвесторами, а руководит проектом Бас Лансдорп .

План проекта предполагает несколько стадий :

  1. Отбор и подготовка экипажа. 24 добровольца пройдут курс психологического и технического обучения, которое позволит им выжить в ходе полёта на Марс. Проходит в данный момент.
  2. Запуск искусственных спутников Солнца для организации связи, отправка на Красную планету необходимых грузов (жилых модулей, систем жизнеобеспечения, складских и грузовых блоков, марсохода). Период реализации – до 2024 года.
  3. Марсоход начинает готовить базу, запускать системы обеспечения энергопитания и жизнеобеспечения. Завершится данный этап в 2025 году.
  4. На орбиту Земли выводится транзитный модуль, космический корабль MarsLander, ступени двигателей и другие части. Аппарат собирается в космосе. MarsLander занимает экипаж из 4-х человек, который непосредственно проводит полёт к Марсу. Произойдёт это в 2026 году.
  5. В 2027 году первый экипаж должен высадиться на Красную планету, занять базу и начать колонизировать планету.

В 2013 году начался отбор претендентов. Таковыми пожелали стать около 202 тыс. человек. Поразительный факт, учитывая то, что заранее известно что это билет в один конец: дорога будет тяжёлой, и жизнь на Марсе тоже окажется полной лишений. Тем не менее, тысячи людей готовы стать первопроходцами. Сперва было отобрано 1058 человек, в их числе 297 граждан США и 52 россиянина. После второго тура в команде осталось 705, а после третьего – 660 человек.

Сколько людям лететь до Марса по расчетам Mars One? Учёные ориентируются на то, что полёт от Земли до Марса займёт 7-8 месяцев.

Вне зависимости от того, сколько лететь до Марса от Земли, возврат по этому же маршруту невозможен. На сегодняшний день не существует экономически целесообразного решения, позволяющего доставить на Красную планету ресурсы для строительства стартовой площадки и необходимого количества топлива. У спонсоров миссии нет на это денег даже в теории.

Известный бизнесмен Илон Маск , который является главой корпорации SpaceX , в 2016 году представил программу по колонизации Марса. Для её реализации необходимо серьёзное удешевление полётов, постройка новой тяжёлой ракеты, создание космического корабля для перевозки 200 человек и другие инновации. Всё это требует серьёзного капитала и труда сотен образованных людей.

В компании SpaceX в 2016 году над всем проектом работали всего 50 человек.

Сам Илон Маск подчёркивает, что колонизация не может произойти без терраформирования планеты. Условия жизни на Марсе должны быть похожими на те, что имеются на Земле. Этот процесс займёт несколько сотен лет. И пока не изобретены технологии, при помощи которых можно изменить силу притяжения планеты, газовый состав атмосферы и т.д.

Скептики относятся к этому проекту, мягко сказать, с недоверием. Времени до 2025 года осталось немного, финансовые вливания требуется громадные, счёт идёт на миллиарды. И пока такую сумму никто не готов предоставить. Можно вспомнить печально известный проект «Созвездие ». Его поручил разработать НАСА ещё в 2004 году президент США Джордж Буш . Согласно проекту, корабль доставил бы землян на Луну в 2010 году, в 2024 появилась бы первая лунная база, и оттуда в 2037 году стартовала бы экспедиция к Марсу.

  • Но состояние бюджета Соединённых Штатов обусловило даже не замораживание, а полный отказ от этой программы .

К тому же, при современном развитии науки, риск для экипажа подобного корабля остаётся чрезмерно большим.

Сколько топлива нужно для полета на Марс

Но, допустим, полёт все же состоялся. Уже ясно, что каналов, дворцов и золотоглазых марсиан, как в рассказах Рэя Брэдери, добровольцы-астронавты на «Красной планете» не встретят.

Так сколько же потребуется топлива космическому кораблю при его, достаточно продолжительном, полёте?

Интересен для решения этого вопроса проект Роберта Зубина . Главным источником энергии космического корабля будущего он видит ядерный реактор. При этом корабль повезёт с Земли 6 т. водорода. В дальнейшем будет использован диоксид углерода, тот, что входит в состав марсианской атмосферы. С помощью реактора данные компоненты будут преобразованы в метан и воду. Воду, с помощью электричества, станут разлагать на кислород и водород, а водород будут использовать для производства метана. Полученное топливо – предполагается, что количество его превысит 100 т – обеспечит возвращение астронавтов на Землю. Всё это позволит сделать полёт относительно краткосрочным – около 18 месяцев.

Вопрос экономии топлива очень важен.

Потому что нельзя запустить космический аппарат по кратчайшей прямой: с Земли на Марс. Планеты непрерывно движутся по своим орбитам, и если бы такой корабль подлетел к заданной точке, Марса там бы уже не оказалось. То есть, траекторию полёта нужно строить «на опережение» планеты, являющейся конечной целью пути. Кроме того, чтобы вернуться, корабль должен нести на себе огромное количество топлива.

Сколько лететь человеку до Марса и обратно

Эта задача стоит перед организаторами полёта. Чем быстрее будет двигаться корабль, тем меньше нужно будет топлива, снизится нагрузка на экипаж –люди получат меньше радиации. И, конечно, меньше потребуется кислорода, воды и пищи для астронавтов.

Чтобы полёт состоялся, скорость космического корабля должна быть не менее 18 км/сек.

При этом, обратный перелёт займёт примерно 9 месяцев , и 17 месяцев корабль будет находиться на орбите Марса. Ведь обратно нужно лететь во время «противостояния », когда Марс и Земля сблизятся. Срок ожидания может занять до 500 дней .

Поэтому учёные называют такую цифру: на полёт «туда и обратно» понадобится не менее 33 месяцев.

Если учесть, что сейчас люди работают на орбитальных станциях около полугода – и то это дорого обходится их здоровью – человечество должно сделать серьёзный шаг вперед, дабы начать освоение Марса.

Чтобы сократить время в пути, рассматриваются идеи ядерных реакторов (7 месяцев полёта), магнето-плазматических ракет (5 месяцев), а также ракет на антиматерии – максимально плотном топливе (всего 45 дней ).

Марс по своим характеристикам очень похож на Землю. Сегодня существует реальная возможность долететь до этой планеты. Уже реализуется проект по колонизации. Если человечество начнёт осваивать другие миры, то Марс будет первым из них.

Таким образом, приближается время, когда люди действительно отправятся на Марс.

Будет ли это «дорогой в один конец», что позволит значительно сэкономить средства на полёт, или астронавты вернутся на родную планету – покажет время.

В целом же, минимальное время экспедиции при сегодняшнем уровне развития науки составит 7-8 месяцев .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Кажется, прошедшие будни стали самыми содержательными на наличие новостей-уток, опубликованных зарубежными и отечественными СМИ. Нас "темным декабрем", о трагической гибели древней марсианской цивилизации.

Наконец, в свет вышла бывшая сотрудница американского космического агентства NASA, которая была членом группы, работающей с американским аппаратом "Викинг". Для начала, как обычно, редакция сайта кратко расскажет саму "новость", а затем объяснит, почему информация о первой пилотируемой миссии на Марс является ложной.

Люди на поверхности Марса. Фрагмент фильма "Миссия на Марс".

Поразительную историю о высадке людей на поверхность Марса рассказала американка в эфире одной из радиостанций. Она представилась как бывший сотрудник американского космического агентства NASA и член группы, работающей с аппаратом "Викинг" (первый или второй - не уточняется). В частности, Джеки (так она представилась по имени) отвечала за телеметрическую связь аппарата с Землей.

Действие происходило в 1979 году. По словам Джеки, её группа получила снимки и видеоматериалы, переданные аппаратом. На одном из роликов (фото) она обнаружила двух людей в скафандрах. При чем скафандры были не такими, какие применялись в то время. Вдруг, связь с аппаратом оборвалась. Джеки решила доложить о случившемся, но когда вернулась обратно, то дверь в комнату управления аппаратом была заперта.

В результате, Джеки пришла к заключению, что стала свидетелем тайной высадки людей на поверхность Марса. Также, она заверила, что кроме неё запись видели ещё как минимум 6 человек. Неизвестно, представителей какой страны видели очевидцы. Возможно, это были американцы.

В общих чертах материал представлен в таком виде. Не удивительно, что его быстро подхватили СМИ и распространили по всему Интернету. Теперь настало время огорчать сторонников теории заговора.

Спускаемый аппарат "Викинг". Фото: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

И так, почему эта информация является ложной? Стоит начать с самого очевидного факта, который сразу бросился в глаза. Почти каждое агентство писало, что "Викинг" является марсоходом. Это не так! Миссия "Викинг" предполагала отправку двух космических аппаратов к Марсу: "Викинг-1" и "Викинг-2". Оба состояли из орбитального и спускаемого аппарата (заметьте, никаких марсоходов).

Второй факт. Писали, что Джеки увидела людей в скафандрах во время трансляции с камеры аппарата. "Викинги" не были оснащены видеокамерами. Приводить дальнейшие факты о невозможности трансляции с Марса в режиме реального времени уже не имеет смысла.

Фотография поверхности Марса, полученная аппаратом "Викинг-1". Фото: NASA/JPL

Третий факт. Были на Марсе и не сказали? В космонавтике каждый в чем-то хочет "стать первым". Когда страна совершала прорыв в той или иной области, это автоматически повышало её престиж. Первый спутник, первый космонавт, первый выход в открытый космос, первая женщина-космонавт, высадка американцев на Луну и т. д.

То, что (по словам Джеки) люди в скафандрах ходили по Марсу говорит о том, что первая пилотируемая миссия была успешной. По крайней мере астронавты пережили космический полет и совершили успешную посадку. Так почему же страна, отправившая людей на поверхность другой планеты промолчала?

Потому что не было пилотируемых миссий на поверхность Марса. К сожалению, список космических тел, которые посетил человек, состоит из одного пункта - Луны. Таким образом, из ложной информации СМИ сделали настоящую сенсацию, и многие поверили.

Конечно, в ближайшем будущем мы планируем посетить Марс. Уже на протяжении нескольких лет разрабатываются проекты пилотируемых миссий: разрабатываются детали миссий, людей помещают в модули-макеты космических аппаратов, чтобы определить влияние закрытого пространства на психику, проводятся эксперименты в условиях, близким к марсианским и т. д.

Есть и частные проекты. Например Mars One. Постепенно к своей цели стремится американская компания SpaceX, основатель которой желает "умереть на Марсе, но не от удара о поверхность".

Похожие статьи