Где возникла древнейшая письменность. Курсовая работа: Возникновение письменности. Появление документа

Новые Находки.

Традиционно считается, что самые ранние письменные тексты были составлены египтянами почти 5 тысяч лет назад. К этому же времени относятся древнейшие записи шумеров, обитавших в Двуречье. Обе системы письма были выработаны независимо одна от другой и почти одновременно. Однако некоторые Находки археологов ставят под сомнение эту устоявшуюся систему взглядов на прошлое.

Что нам известно о Трансильвании? Только то, что это зловещий дикий край вампиров и оборотней, цыган и затерянных в долинах деревень … однако есть и другая версия, согласно которой Трансильвания - это местность, в которой некогда господствовала древнейшая в мире цивилизация и где зародилась самая первая в мире письменность.

Повод для таких предположений дают таблички, которые нашли археологи во время раскопок холма турдаш. Три крохотные глиняные таблички с загадочными рисунками, поразительно напоминающими шумерскую письменность конца IV тысячелетия до нашей эры. Только возрастом эти письмена много старше были. По самым скромным подсчетам, им почти семь тысяч лет.

О том, что в двадцати километров от тэртэрии находится холм турдаш, в недрах которого погребено древнее поселение земледельцев периода неолита, ученые знали давно. Раскопки в этом месте не одно десятилетие велись. До поры до времени археологам попадались всевозможные древние орудия труда и быта первобытных людей. Словом, ничего необычного, заслуживающего повышенного внимания.

Правда, некоторый интерес вызывали пиктографические знаки, выцарапанные на некоторых обломках сосудов. Но ученые их простыми клеймами владельцев посуды считали. Потом природный катаклизм и вовсе приостановил работы: ручей, изменив свое русло, почти смыл холм. В 1961 году археологи собирались уже было покидать место раскопок, как неожиданно под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне - статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и … три маленькие глиняные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Они - то и привлекли к себе внимание специалистов. Ведь своим внешним видом и содержанием они очень напоминали шумерские записи из далекого Двуречья.

Две таблички имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились, внимание, только с одной стороны. Техника письма древних тэртэрийцев оказалась очень проста: значки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали.

Тут-то и вспомнили о забытых знаках на найденных ранее черепках. Сравнили их с тэртэрийскими: сходство было очевидным. Неужели некогда на этих землях существовала цивилизация, по своему развитию ничем не уступающая шумерской?

Первоначально учёные предположили, что таблички тэртэрии датируются третьим тысячелетием до нашей эры, однако более тщательный радиоуглеродный анализ выявил, что артефакты гораздо старше. Сейчас большинство археологов сходятся во мнении, что таблички созданы около 7, 5 тыс лет назад, задолго до шумерской письменности, которая ранее считалась старейшей в мире.

Согласно официальной истории, первые земледельческие поселения на Балканах появились еще в VI тысячелетии до нашей эры. Древние люди селились в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Постепенно земледельцы осваивали топоры и другие орудия, сделанные из меди. Строили глиняные дома, овладевали искусством производства керамики. Время сохранило для потомков многочисленные статуэтки людей, сделанные руками древних обитателей этих земель. Например, вылепленную из глины голову мужчины или изображение женщины, тело которой сплошь покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор; ритуальный кувшин с рисунком. Может, и знаки на табличках вовсе не письменность, а просто некое переплетение линий?

В 1965 году один ученый утверждал, что тэртэрийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Мол, шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их - то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртэрийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.

Но тогда как объяснить разрыв в тысячелетие между появлением тэртэрийских и шумерских табличек? Разве можно скопировать то, чего еще не существует? Другие специалисты связывали тэртэрийскую письменность с Критом, но и здесь временное несоответствие достигало более двух тысяч лет.

Так могла ли письменность тэртэрии быть составной частью древнейшей культурной системы, под влияние которой много лет спустя попал и шумер или таинственные знаки на куске глины никакого отношения к письменности не имеют?

Специалисты попытались расшифровать глиняные послания. На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов, между ними помещен колос. Быть может, это изображение является символом благосостояния общины? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки разделена. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Может быть, это тотемы? Но тогда они также с шумерскими совпадают. В случае если исходить из этого постулата, то надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке, исходя из шумерских эквивалентов.

Сделав такой вывод, ученые приступили к чтению круглой тэртэрийской таблички. На ней прочерчены письменные знаки, разделенные линиями. Количество невелико их в каждом квадрате. Значит, письменность тэртэрийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических знаков еще не существовало.

Как появилась письменность. Как появилось письмо?

Письменность зародилось у шумеров более пяти тысяч лет назад. Позднее, ее стали называть клинописью.
Писали они заостренной палочкой из камыша на глиняных табличках. Благодаря тому, что таблички высушивали и обжигали, они становились очень крепкими, что позволило им сохраниться до наших времен. И это очень важно, так как благодаря им, прослеживается история возникновения письменности.
Существует два предположения ее появления – это моногенез (зарождение в одном месте) и полигенез (в нескольких местах).
Выделяют три первичных центра возникновения письменности:
1. Египетский
2. Месопотамский
3. Дальневосточный (Китай)
Везде развитие письменности проходило один путь: сначала рисунок, а потом уже письменные знаки.
Иногда вместо писем люди отправляли друг другу разные предметы. Правда, не всегда подобные «письма» верно толковались. Ярким примером является война скифов и Дария, царя Персии.
Первым шагом к появлению письма, стал рисунок. А изображение, которое обозначало тот или иной предмет, стали называть пиктограммой. Рисовали, как правило, людей, животных, домашнюю утварь и т.д. И если вначале изображали достоверное количество предметов, то есть, сколько видели, столько и рисовали, то постепенно перешли к упрощенному варианту. Стали рисовать предмет, а рядом, черточками, уточняли его количество.
Следующим этапом стало выделение знаков из рисунков. Они обозначали звуки, составлявшие название предметов.
Очень важным шагом стало изображение не только в конкретном виде, но и в абстрактном. Со временем, появилась необходимость записывать длинные тексты, поэтому рисунки стали упрощаться, появились условные знаки, называющиеся иероглифами (от греч. «священные письмена»).
В XII-XIII вв. появились синайские надписи. Благодаря этому стремительно уменьшилось количество письменных знаков. И возникла слоговая письменность. А уже вслед за ней появился алфавит.
Каждый народ создавал свое алфавитное письмо. Финикийцы, например, каждому знаку приписали безразличную огласовку. Евреи с арабами не использовали гласные. А вот греки, основываясь на финикийском письме, ввели знаки для гласных, начали изображать ударение, даже ввели аналог современных нот.
Таким образом, письменность изобрел не какой-то конкретный человек, появилась она, вследствие жизненной потребности. Да и во время нашей эры она активно развивается. Так, Кирилл и Мефодий создали письмо для славян, а Месроп Маштоц для армян.

Письменность Древнего Египта

Письменность Древнего Египта основывалась на иероглифах. Эти сложные знаки очень часто представляли собой просто упрощенное и стилизованное изображение предмета или живого существа. Письменность Древнего Египта – свидетельство далеких времен – уже в новом времени обнаруживалась на колоннах, остатках папирусов, колоннах, статуях и гробницах. Происходило это в тот период, когда европейские исследователи занялись изучением этой загадочной восточной страны.

Название "иероглифическое письмо" принадлежит грекам. Они вторглись в 332 г. до н.э. в древние земли под руководством Александра Македонского. С греческого слово «иероглиф» обозначает в переводе «священный вырезанный».

По мнению исследователей, египетская письменность является самой красивой на земле. Лучшей ни одному народу не удалось создать. Но в 5 веке нашей эры иероглифическая письменность Древнего Египта была забыта, и на протяжении долгих тысячи четыреста лет иероглифы были загадкой даже для местных жителей. При этом не только в этой стране, но и нигде в мире никто не мог ее понять. Расшифровать письменность Древнего Египта пытались и в 16-17 веках. Эту задачу с того времени пытались решить многие ученые.

С угасанием цивилизации был потерян и ключ к пониманию древнего иероглифического письма. Последние древние иероглифы были высечены в 394 году нашей эры на о. Филе в храме Исиды. Самым поздним известным текстом стала демотическая надпись 452 года нашей эры.

Огромный период истории (порядка трех с половиной тысячелетий) запечатлен в текстах. Разумеется, на протяжении всего этого периода язык Древнего Египта изменялся. Исследователи разделяют его развитие на пять этапов:

Староегипетский язык применялся во время Древнего царства (28-23 вв. до н. э.);

В период с 22 до 16 вв. до н.э. использовался классический (среднеегипетский) язык;

В течение 16 -13 вв. до н. э. - новоегипетский язык;

Демотический язык египтяне использовали с 8 в. до н. э. до 5 в.н.э.;

С 3 в. н. э начал использоваться коптский язык.

После вторжения арабов коптский язык с 7 века нашей эры постепенно начинает вытесняться арабским языком.

Письменность Египта считается, наряду с шумерскими письменами, самой древней во всем мире. Следует отметить, что она так же, как и культура этой древней страны, сформировалась достаточно самостоятельно. Количество иероглифических знаков, наиболее употребительных, - где-то порядка семисот. Отдельные элементы письма могли быть начертаны по-разному. Во многом это зависело от времени и отчасти от умения писца. Данную особенность, в первую очередь, исследователи относят к иератическому (скорописному) письму.

Сами иероглифы классифицируются по внешнему виду. Классификация Гардинера (английского египтолога) считается общепринятой.

Народ в Древнем Египте пользовался тремя системами письма:

Иератической,

Иероглифической

И демотической.

Иероглифическая система, самая ранняя, представленная картинками и пиктограммами. Она применялась для составления религиозных текстов.

Иератическая система является упрощенной, скорописной формой иероглифической системы. Ее использовали при составлении деловых и юридических текстов.

Еще одним видом скорописной системы стало демотическое письмо.

Понять письменность египетского народа не удавалось ученым на протяжении 2000 лет. В Розетте, недалеко от Александрии, в 1799 году был обнаружен небольшой базальтовый камень. На нем был начертан декрет фараона Птолемея Пятого. Запись была сделана в трех системах: иероглифической, демотической и греческой. Камень, получивший название Розеттского, стал одной из важнейших находок для ученых-египтологов, так как в нем содержался ключ к пониманию древнего письма. Разгадать тайну иероглифов в 1822 году удалось французу Ж.Ф.Шампольону.

Как только человек приобрел способность мыслить, ему захотелось что-нибудь записать. Зачем? А затем, чтобы осталась память о мыслях, открытиях, событиях, интересных людях и т.д. Даже в то время, когда человек не умел еще толком говорить, он оставлял на стенах своих пещер восхитительные картины.

Письменность древнего Египта и ее дешифровка

На самом деле оказалось очень сложным соединить два важнейших изобретения человечества - речь и письмо. Письмо же заключается не просто в определенном количестве знаков, которые выражают конкретную мысль. В нем должно содержаться и содержание послания, чтобы другой смог прочесть его и произнести. Так как люди древнего мира не могли еще разделить речь на фразы, предложения на слова, а слова на звуки, они пытались отразить свои мысли в рисунках.

Письменность представляла собой набор неких мнемонических символов, по которым читатель мог понять, в чем дело, однако это не было отражением собственно речи или особенностей языка. Каждый, кто рисовал на стене всевозможные сцены, делал это по-своему. Но постепенно люди стали вырабатывать какую-то определенную систему символов, которые обозначали конкретные предметы: например, солнце могли изображать в виде круга с точкой посередине, и всем членам племени было ясно, что это именно солнце. Вырабатывались и конкретные, известные всем, символы, обозначающие такие понятия как «мужчина», «женщина», «вода», «огонь», «бежать» и т.д. Так и появилась первая система письменности - пиктографическое, или рисуночное, письмо.

Видимо, многие древние цивилизации применяли такую систему письма. Ведь это была самая простая форма для необходимых записей. Пиктограммы всегда были ясны и легки для изображения. Первые из известных систем пиктографии были созданы около 3 000 года до нашей эры египтянами в северо-западной Африке и шумерами в южном Двуречье.

Уже тогда каждый символ представлял собой небольшое изображение. Самым главным было то, что этот символ должен был соответствовать тому предмету, который изображался, то есть быть похожим на него.

Несмотря на все достоинства у пиктографического письма были и свои существенные недостатки. В чем же они заключались? Во-первых, на изображение пусть даже очень короткой истории необходимо было много времени, ведь каждый символ требовал тщательной прорисовки. Во-вторых, с помощью пиктограмм можно было изобразить лишь предметы, но невозможно было передать их цвет, какие-то абстрактные понятия, местоимения, личные имена. Именно на этом этапе появилась необходимость соединить устную и письменную речь в единую систему.

Когда писцы научились записывать связные тексты, у них на это, опять же, уходило очень много времени. Каков выход? А выход видели в упрощении символов. Так возникли символы, удобные и легкие, понятные и писцам, и читателям документов. Когда форма символа перестала напоминать рисунок, а превратилась лишь в сочетание черт, тогда человеческая письменность перешла на новую ступень развития - иероглифическое письмо.

Иероглифы служат для обозначения слов. Выделяют три группы иероглифов.

Первая группа - это логограммы, или идеограммы, то есть знаки, которые обозначают понятия, будь то предмет или действие.

Вторая группа - это символы, которые базируются на фонетическом принципе: к примеру, знак «ласточка» для обозначения прилагательного «большой». В древнеегипетском языке эти слова звучат примерно одинаково.

Третья группа - это детерминативы, то есть знаки, которые помогают читателю определить значение последующего или предшествующего слова еще до его звукового прочтения. К примеру, в шумерской клинописи такие детерминативы ставились в виде вертикальной черты перед мужскими именами. Некоторые детерминативы ставились перед именами царей, цариц, названиями городов, рек, стран и т.д.

Постепенно система письма «один символ - одно слово» сменилась на систему «один символ - один слог». Это означает, что в системе письма стало гораздо меньше знаков - обычно от 30 до 100. Так как ни один из них не отражает объектов, поэтому написание их просто и состоит из простых линий и точек. В качестве примеров слогового письма можно привести кипрский силлабарий (1 200-400 до н.э.), древнеперсидский клинописный шрифт (500-300 до н.э.).

Однако на этом развитие письменности не закончилось. Около 1 100 года до нашей эры в Палестине был изобретен западносемитский алфавит. Самой характерной его разновидностью является финикийский алфавит, который является предком всех существующих сегодня в Европе видов письменности: латинского шрифта, кириллицы, греческого алфавита.

Принцип алфавита очень прост: каждому знаку соответствует один звук. Письменность стала абсолютно четко передавать произношение. Однако в самом финикийском алфавите на письме обозначались лишь согласные, в то время как гласные опускались. Стоит отметить, что человеку все же проще читать тексты с набором из 22 символов, нежели учить коллекции иероглифов из 2 000 штук.

У каждой буквы финикийского алфавита было свое название: алеф, бет, далет, зайин и т.д. Их порядок также был строго определен. И современные алфавиты мало что привнесли в эту систему. Греки добавили букв для гласных звуков и, таким образом, алфавит стал практически совершенным. Кстати, даже сегодня когда нам нужно выразить какую-либо идею для представителей любого языка, мы снова используем пиктограммы: знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды или же знаки в международном аэропорту. А значок $ является не чем иным, как идеограммой, символом, но никак не прямым изображением доллара.

История создания славянской письменности Кириллом и Мефодием обросла большим количеством ложных фактов, и теперь сложно разобраться, где же все-таки правда. Кто же такие были братья Кирилл и Мефодий? Они родились в знатной семье в городе Салуни (Греция, Салоники). Позже они оба стали монахами ортодоксальной церкви. Сейчас их бы назвали миссионерами, которые несли в массы новую религию. Монастыри были центрами просвещения, монахи были очень образованными людьми, поэтому не удивительно утверждение, что они создали славянскую азбуку, которую мы знаем как кириллицу.

Создание славянской письменности, кириллицы, было нужно не для того, чтобы принести в Киевскую Русь письменность (она уже была у наших предков), а для того чтобы:

  1. Перевести на понятный для славян язык все духовные писания (Евангелие, Псалтырь, текст Литургии). Что сделало их доступными для огромного числа людей. Перевести их с греческого языка на кириллицу было гораздо проще. В Европе духовные книги были написаны на латыни, поэтому это вызывало определенные трудности и непонимание в широких массах.
  2. После ведения новой письменности церковные службы в ортодоксальной церкви велись на славянском языке. Что дало толчок для скорейшего внедрения новой веры в народные массы.

Начало письменности Древней Руси 10 века, кириллица, помогло распространению новой религии среди славян, после этого, она стала письменностью для государства и церкви. Это конечно, по официальной версии. Ну а на самом деле внедрение христианства происходило крайне тяжело. Славяне крайне неохотно уходили от язычества. Поэтому вполне вероятно, что древнерусские книги на древнерусском языке попросту сжигались. Уничтожалось это для того, чтобы быстрее сделать славян Киевской Руси христианами.

Самая древняя письменность китайская идеографическая возникла. Происхождение

Рассматривая происхождение китайской письменности, следует различать легенду и действительность. Столь значительное культурное достижение всегда соотносится в народном сознании с деятельностью важного культурного героя. Китайская традиционная история письма начинается с эпохи первых мифических императоров Фу Си и Шэнь Нуна, когда для записи сообщений использовались шнуры с узелками и триграммы, состоящие из комбинации целых и прерванных линий. Таким образом, Фу Си и Шэнь Нун были не столько изобретателями письменности, сколько создателями процесса семиозиса - создания условных знаков для обозначения реальных предметов.

Первая знаковая система в истории китайской культуры состояла из двух элементарных знаков, из которых один представлял собой целую, а второй - прерванную прямую линию. Эти знаки объединялись в триграммы - гуа с неповторяющейся комбинацией целых и прерванных линий. Таких триграмм было восемь. Каждая из них имела некоторое значение, которое могло меняться в зависимости от той цели, с которой эти триграммы использовались. Триграммы могли сочетаться между собой попарно. Результатом такого сочетания в неповторяющиеся пары были 64 гексаграммы, которые представляли собой знаки не предмета, а ситуации, изложенной в прилагаемом двустишии, смысл которого истолковывал прорицатель. Эта простейшая знаковая система, естественно, не могла быть использована для записи сообщения на китайском языке, однако она имела принципиальное значение, потому что с ее помощью была усвоено представление о том, что всякое сообщение может быть закодировано с помощью письменных знаков. Задача состояла только в том, чтобы вместо знаков, имеющих множество ситуативных значений, создать такие знаки, которые имели бы одно постоянное значение. Отсюда оставался лишь один шаг до создания знаков для отдельных слов китайского языка. Связь триграмм с китайской иероглифической письменностью была хорошо понятна ранним филологам. В предисловии к словарю Шовэнь Цзецзы Сюй Шэнь писал: "Когда Фу Си стал правителем Вселенной, он первым создал восемь триграмм, а Шэнь Нун для нужд правления и передачи приказаний пользовался узелками на шнурах". Аналогичные высказывания имеются также в Ицзине, у Лао Цзы и у Чжуан Цзы. Расхождений по смыслу между ними нет, поэтому можно полагать, что все эти сведения восходят к одной и той же культурной традиции.

День славянской письменности как таковой отсутствует: то что празднуется 24 мая правильно считать днем гибели славянской письменности.

Во всех славянских странах отмечают т.н. День славянской письменности и культуры, прославляя византийских монахов Кирилла и Мефодия, которым якобы принадлежат лавры создателей славянской письменности. Пришли дескать очередные заморские просветители к “неразумным и диким славянам” и одарили их письменностью.

В действительности же на Руси исконно существовало множество видов письма. А Кирилл и Мефодий не то что ничего не создавали, а, напротив, успешно провели спецоперацию по обеднению и упрощению русского языка, лишив древнеславянскую азбуку девяти важнейших образов русских буквиц. Целью этой диверсии (а иначе не скажешь) было осуществление перевода для славян Библии, именем которой, впоследствии, происходила зачистка любых проявлений исконной славянской культуры.

Таким образом, более логично назвать этот день – Днём уничтожения славянской письменности и культуры. Это гораздо больше соответствует сути. А теперь задумаемся о том, кто и что предлагает нам (Иванам, не помнящим родства) праздновать в этот день (?!)
К своему стыду, русский народ день (24 мая), когда у него отняли его настоящий язык и письменность празднует на протяжении уже многих лет. Нам сумели внушить, что до Кирилла и Мефодия у славян никакого письма не было. Причём, это до сих пор никем не толком обоснованное мнение давно превращено в неоспоримую догму. А многочисленные доказательства обратного во внимание не принимаются, т.к. это не согласуется с общепринятым идеологическим представлением о якобы отсталости славян по сравнению с другими народами. Разумеется, всё это политика, а не наука.
Между тем, существуют свидетельства, согласно которым славянский язык существовал на основе 4 основных и 2 вспомогательных видов письменности: да’Арийские Тьраги (Образные Символы, которые соединяли в себе сложные объёмные знаки, передающие многомерные величины и многообразные Руны), х’Арийская Каруна (Союз из 256 Рун, жреческое письмо), Расенские Молвицы (Образно-зеркальное письмо), Святорусские Образы (Буквица), Глаголица (торговое письмо), Черты и Резы (народное письмо). А теперь сравните это многообразие и глубину восприятия мира – с тем, чем нас “осчастливили” чужестранцы Кирилл и Мефодий (!).
Более того, сам Кирилл, в своё время, писал, что до создания своей “азбуки” он видел у славян Евангелия и Псалтыри “русскими письменами писаные”. Тогда, что же создали Кирилл и Мефодий? На самом деле эти иноземные монахи создали не славянскую письменность как таковую, а религиозную азбуку для христианской церкви на наших родных славянских землях. Монахи взяли за основу издревле существовавшую у славян “Буквицу”, состоящую из 49 букв, выбросили из неё 5 букв, ещё 4 буквам дали греческие (или еврейские) названия и стали переводить христианские богослужебные книги с греческого на изобретённый ими мёртвый язык, который в народе так и не прижился.
Об исконной славянской письменности режиссёр Сергей Стрижак говорит следующее:
“Слова на Руси слагались из рун и буквиц образов и являли собой аббревиатуры с многомерными смыслами Мироздания. Потому и считается русский язык словообразующим, подобно тому, как химические элементы из таблицы Менделеева, сочетаясь, порождают новое вещество.
Например, давайте восстановим концептуальный смысл словосочетания «образ жизни».
“О-б-ъ-р-аз” – это аббревиатура, и состоит из буквиц:
Онъ, Богъ, Еръ, Рцы, Азъ,
Сложив смысл каждой буквицы, получаем:
Он Богом творимый рекомый Асом.
Где Азъ - это человек, а Рцы – речь, речение. У второй буквицы древнеславянской Азбуки есть несколько основных значений такие как - Буки (книги), Бог, Боги.
Какой красивый результат!
Слово “Жи-з-н-ь” тоже аббревиатура:
Животъ Земля Нашъ Ерь
Это значит:
Живот Земли нашей, созданный свыше.
Объединяя слова “образ” и “жизнь”, получаем результат:
Богом и Асом творимый один из ликов Живы.
Или: Бытие в одном из качеств.
А “Жива” – это единица жизни, или наше подлинное Я. Неправильно говорить - моя Душа, Я и есть Душа.
Слово “Душа” тоже стоит прояснить по-русски, это тоже аббревиатура:
Д у ш а
Добро изначально посланное умножаемое Асом.
Теперь рассмотрим образ “Бог”:
БОГ – БГЪ
Бог Глаголи Сотворяша.
Проявляющий мысль через слово.
Слово “Долг” означает:
Добро Оное Людям Глаголить Сотворяша (передавать).
Как известно из Азбуки, человек - это Аз, у человека есть воля умножить добро изначально посланное, то есть через труд взрастить душу и воспарить духовно.
Значение слова “Себя”:
С Е Б Я
Се Есть Бога Образ.
То есть, потомка Богов.
А теперь о божественном образе древнеславянского слова “Любовь”:
Л Ю Б О В Ь
Люди Бога Ведают.
Давайте теперь разберем образ Род:
Р О Д Ъ
Изрекая Он Добро Сотворяет.
Один из 49 образов буквицы Р – Ръцы - это Речь - Изрекать - Говорить, а также соединение земного и небесного.
Это соединение есть мгновенный информационный обмен между Явным и Духовным мирами через слово. Слово – это материальная произнесенная мысль.
А Бог - это тот, Кто последовательно передает знания и традиции своего Рода в сотворенном и поддерживаемом Им бесконечном Мироздании – которое есть совершенство.
Тот, кто искажает совершенство и вредит ему - обречен на утрату осознанности и генетическую мутацию, ибо невежество есть зло. Так затухают резонансы между земным и небесным и так нарушается принцип соответствия подобий, а по-русски это можно выразить очень просто: Что посеешь, то и пожнешь.
Наше нынешнее состояние божественным не назвать, но у русича есть воля и всегда есть выбор: работать на чужеродных или сотрудничать с родными по духу и крови друзьями и близкими.
И хотя мы и привыкли уже к чужому образу жизни, но пора вспомнить о своем истинном подобии, и о своих корнях.
А теперь и вы можете самостоятельно узнать и выяснить смысл каждого русского слова. Для этого просто разбивайте слово на буквицы и подставляйте к ним соответствующие образы из древнеславянской Аз Буки.
Это и есть настоящее Со-Творчество, ведущее вас к Совместному Веданью Бытия, которое взрастит вечную дущу и наполнит осознанностью, смыслом и счастьем всю вашу жизнь”.

Во все времена человечество нуждалось в фиксации своих знаний: впечатлений, опыта и истории. Первоначально для этой цели служили рисунки, самые древние из которых называют наскальной живописью. Со временем зарисовки упрощались и обретали все большую условность. Большие объемы информации зарисовывать со всеми деталями было очень долго, поэтому реалистичные изображения постепенно заменялись символами.

Пиктографическая письменность

Свое начало письменность нашла в пиктографии. Пиктограмма является наглядным схематическим изображением предметов и явлений. Позже к ним добавились своего рода условные обозначения, например луна, всегда стала изображаться в виде круга с точкой, а вода, как волнистая линия.

Такой способ записи впервые был применен шумерами около 3200 года до н.э. Они использовали клинопись, нанося пиктограммы тростниковыми перьями на сырые глиняные плитки. Позже вся их письменность представляла собой только символы и знаки. Клинопись Месопотамии также переняли цивилизации вавилонян, ассирийцев и персов.

Иероглифическая письменность

Этот вид письменности стал следующим важным этапом в ее развитии. Иероглифами называли знаки, которые изображали не только предметы, но и звуки. Такой метод фиксации информации зародился в Древнем Египте в 3100 году до н.э.

Позднее иероглифы появились в восточных цивилизациях, например, Корее, Японии и Китае. В этих странах с помощью иероглифов можно было выразить практически любые размышления. Единственный минус такого письма заключался в том, что нужно было выучить больше тысячи символов. Этот фактор значительно снижал степень распространенности грамотности среди обычного населения.

Первый алфавит

Большинство лингвистов сходится на том, что первым полноценным алфавитом можно назвать финикийский. В нем было 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Символы были заимствованы из греческой письменности, претерпев небольшие изменения. Жители Ханаанского государства, финикийцы, писали чернилами справа налево на глиняных табличках. Первые черепки с их записями датируются XIII в. до н.э. Правда, сохранилось их немного, лучше всего ученым удалось разобрать надписи, оставленные на камнях, например, надгробиях.

Новый алфавит быстро получил распространение благодаря тому, что Финикия лежала на пересечении многих торговых путей. На его основе были сформированы арамейские, древнееврейские, арабские и греческие буквы.

Теперь вы знаете, как и когда люди научились писать. Делитесь этими интересными фактами с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк!


Грандиозным по своей исторической значимости и последствиям событием было возникновение письменности. Письменность по сравнению с речью - принципиально новое средство общения, позволяющее закреплять, хранить и передавать речевую информацию с помощью начертательных знаков. Письменные знаки - это материальные предметы-посредники в общении людей между собой.

В отличие от непосредственного речевого общения письменность способна преодолевать пространственные и временные границы общения людей, выходить за пределы непосредственного взаимодействия субъектов, развертывать содержание общения в пространстве и во времени.

С возникновением письменности процесс общения как бы приобретает два новых «измерения» - историческое и географическое. Один безвестный египетский писец свыше четырех тысяч лет назад, размышляя о значении письма, записал на папирусе: «Человек исчезает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с поверхности земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме».

В истории письменности (и особенно ее конкретных видов) еще немало тайн, загадок, нерасшифрованных страниц. Не все детали этого процесса в полной мере прояснены наукой. Это и не удивительно: ведь процесс становления письменности длился тысячелетия (начиная, возможно, с верхнего палеолита). И тем не менее основные этапы этого процесса уже достаточно обстоятельно выявлены, изучены и сейчас мало у кого вызывают сомнения.

Виды письменности

Предметное письмо

Принято считать, что первые, зачаточные формы неречевых (дописьменных) средств передачи информации связаны с так называемым предметным письмом. Предметное письмо - это совокупность предметов, вещей, которые искусственно создавались (или сочетались из природных вещей) одним человеком (или группой) для передачи какой-либо информации другому человеку (группе). В качестве таких знаковых предметов служили воткнутые у тропы ветки, зарубки на дереве, узоры из камней, информирующие идущих следом соплеменников о направлении движения, дым от костра как знак опасности, пучок стрел как символ объявления войны и др. Вполне вероятно, что такое предметное письмо широко применялось уже в эпоху верхнего палеолита. С помощью предметного письма, а также магических ритуалов и символов человечество в течение длительного времени осваивало знаковую функцию вещей - способность определенной вещи указывать на нечто другое, принципиально отличное от самой этой вещи, - на другие вещи, явления, процессы.

Но предметное письмо носит абстрактный характер и, как правило, требует предварительной договоренности для своего адекватного понимания. Если ее нет, то информация может быть понята неверно. Ярким примером здесь может служить рассказ древнегреческого историка Геродота о том послании, которое скифы направили вторгнувшемуся в их страну древнеперсидскому царю Дарию. Они составили предметное письмо из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Дарий извлек из этого послания смысл, противоположный тому, Который вкладывали скифы. И следствием стала гибель персидского войска.

Пиктография

Следующий шаг в становлении письменности состоял в переход к использованию изобразительных средств закрепления информации. Первые изобразительные средства представлены рисуночные письмом - пиктографией.

Пиктография - это фиксация и передача информации с помощью рисунков. Пиктографическое письмо появилось еще в период расцвет первобытного общества в верхнем палеолите. С помощью последовательного размещения ряда рисунков, изображающих отдельные конкретные предметы, передается определенная информация о хозяйственных, общественных, военных и других ситуациях. Пиктографическое письмо имело множество несомненных достоинств, которые определили возможности его развития в более высокие формы письменности, вплоть до фонетической. К числу этих достоинств следуем отнести:

· возможность вводить новые промежуточные звенья повествовательности;

· достаточно высокий уровень абстрагирования, выделение главного, существенного;

· отсутствие необходимости в реалистичности изображения, в таком письме заложены значительные возможности схематизации и перерастания в условные изображения.

Основные направления исторического развития пиктографии следующие: выработка единого способа начертания рисунка, понятного для всех (или большинства) Представителей данного племени (рода, общины); закрепление за каждым рисунком более или менее определенного значения, смысла (иначе говоря, тенденция к общезначимости и однозначности, хотя, конечно, до полной однозназначности было еще далеко); обогащение набора пиктографических рисунков такими знаками, которые позволяют конкретизировать текст, пиктограммы, особенно в том, что касается счета, собственности имен и др. В связи с частой необходимостью передачи имен появился качественно новый и перспективный прием - изображение имен людей некоторыми предметами, сходными по звучанию, но имеющими, разумеется, совсем иную природу. Так постепенно зарождаются зачатки фонетического письма.

В течение нескольких тысячелетий пиктографическое письмо постепенно перерастало в идеографическое письмо, где рисунки заменяются определенными знаками. Идеографическое письмо развивалось в направлении от изображения определенных представлений (образов, понятий) независимо от их звучания в устной речи - к иероглифам. Иероглифы одновременно указывали, и образы (представления, понятия), и те звуки, из которых состоят слова, обозначающие данные образы (представления, понятия). На рубеже IV-III тыс. до н.э. иероглифическое письмо уже широко применялось в Месопотамии, а в 2400 г. до н.э. оно превратилось в упорядоченное словесно-слоговое письмо клинописного типа. Клинописное письмо было достаточно сложной системой, состоящей из нескольких сотен и даже тысяч специальных Знаков. Его усвоение требовало значительной специализации и профессионализации. В древневавилонском обществе сформировался целый социальный слой - слой писцов. В течение III тыс. до н.э. складывается и египетская иероглифика.

Фонетическое письмо

Высшей формой письменности, сложившейся во II тыс. до н.э., было фонетическое письмо, буквенное, в котором знаки обозначают не предметы, а слоги, звуки и графически передаются отдельные звуковые обозначения. Первое алфавитное письмо изобрели финикийцы. Финикийское письмо было положено в основу древнегреческого, а также арамейского письма, из которого позднее возникли индийская, персидская, арабская системы письменности.

Благодаря возможности хранения, накопления и передачи знаний письменность оказалась важнейшим стимулом для ускорения развития духовной культуры, явилась важнейшей предпосылкой становления науки.

История письменности

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.

Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.

Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:

Моногенеза (изобретена в 1м месте)
полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

Месопотамский (шумеры)
египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.

Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы - военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.

Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".

Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.

Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus - живописный и греческого grapho - пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы - лодку, дом и др.

Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.

На рубеже IV - III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу - пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол - символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами - это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей - шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?

Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины - два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.

Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.

Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками - иероглифами (от греческого hieroglyphoi - священные письмена).

В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.

Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.



Появление первой письменности произошло примерно пять тысяч лет назад. Это была шумерская письменность, которая позднее получила название клинопись, поскольку надписи состояли из клиновидных значков.

Древние шумеры писали на глиняных табличках, для чего использовали заостренную палочку из камыша. Затем их обжигали в печи, благодаря чему они дошли до нашего времени, что позволяет нам проследить историю появления письменности.

О зарождении письменности существует две гипотезы:

  1. Письменность была изобретена в одном месте (гипотеза моногенеза);
  2. Письменность была изобретена в нескольких очагах (гипотеза полигенеза).

Письменность представлена в трех первичных очагах, которые не имеют доказанной связи. Это:

  • месопотамский очаг (шумерская письменность);
  • египетский очаг;
  • письменность дальнего Востока, в частности, китайская письменность.

Согласно теории моногенеза письменность на территорию Египта и Китая была занесена от шумер. Как бы там ни было, письменность везде развивалась однообразно – от примитивных рисунков до письменных знаков. Таким образом, произошло превращение пиктографии (рисуночного письма) в графическую систему (начертательное письмо).

Пиктография (письмо рисунками) обычно отражала жизненную ситуацию, людей и животных либо различные предметы.

Первые надписи начертательного письма свидетельствовали о хозяйственных заботах древних людей – оружии, еде, запасах. При этом изображения предметов были простыми. Постепенно правила изоморфизма начали нарушаться: вместо достоверного изображения количества предметов начала передаваться качественная информация. Так, изначально рисовали столько ваз, сколько было на самом деле, например, три, а затем стали рисовать одну вазу и три черточки, которые обозначали количество ваз. Таким образом, началась раздельная передача количественной и качественной информации. Перед первыми писцами стояла задача разделения и осознания различия количественных и качественных знаков. Затем начала развиваться иконичность и появляться собственная грамматика.

Рубеж IV-III тысячелетий до н.э. ознаменован достижением египетских писцов, которые научились из рисунков выделять знаки, обозначавшие не нарисованный предмет, а звуки, входящие в его название. И хотя звуки по-прежнему оставались рисунками, они всё же становились и фонетическими знаками. Таким образом, начал происходить переход от конкретного к абстрактному предмету, которому не соответствует наглядный образ.

Со временем во всех концах земного шара началось отображение знаков посредством звуков. Теперь каждый знак имел привязку к звучанию целого слова. Но таким письмом было довольно сложно пользоваться, и умела это делать только ограниченная каста людей.

В XIII-XII вв. до н.э. на Ближнем Востоке стали появляться синайские надписи, благодаря которым был сделан значительный шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Вместо них были разработаны знаки, обозначающие слог. Так появилась слоговая письменность, в которой для разных слов существовало разное сочетание гласного и согласного.

Благодаря появлению таких однослоговых знаков, из сложной письменной системы выделился алфавит. Со временем финикийцы, ознакомившись с этими буквами, создали свое алфавитное письмо, в котором были упрощены знаки слоговой письменности.

Ответить достоверно на вопрос, когда и кто изобрел письменность, невозможно. Поскольку возникновение письменности было вызвано потребностью жизни государства, общества и хозяйственной деятельности людей.

Люди всегда ощущали потребность общаться друг с другом, и описывать окружающий мир. У представителей разных культур были свои особые способы общения. С незапамятных времен люди накапливали знания в памяти, и передавали их устно и с помощью неких символов. Изобретение письменности было величайшим открытием в истории цивилизаций, поскольку именно тогда четко обозначилась грань между доисторическими временами и, собственно, историей.

Письменность позволила человечеству осмысливать прошлый опыт с высоты настоящего времени. Благодаря памятникам письменности, дошедшим до нас из глубины веков, мы узнали о древних цивилизациях много больше, чем по археологическим находкам. Сегодня письменные информационные источники стали неотъемлемой частью нашей жизни, а газеты, журналы и Интернет – главными носителями письменного слова.

Законодательные акты, литературные произведения и научные труды – все это сохраняется в письменном виде. Письменная информация низвергается на нас потоком каждый божий день, и яркий тому пример – дорожные знаки, своего рода иероглифические символы, но куда более простые и понятные, чем древнеегипетские иероглифы. Однако письменность изобрели не египтяне, а совсем другой народ, живший, впрочем, неподалеку от долины Нила.

Древнейшей формой письменности было, так называемое, шумерское письмо, и появилось оно 5100 лет назад. Шумерская цивилизация возникла в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, на территории современных Ирана и Ирака. Это была процветающая цивилизация земледельцев и скотоводов, и письмо понадобилось шумерам для того, чтобы вести учет поголовья скота и урожая.

Первыми образчиками письма были, так называемые, "учетные фишки”. Мало по малу шумеры обнаружили, что соединив несколько пиктограмм, можно выразить некую мысль. Со временем изображения упростились до самых обычных знаков или символов. Их вырезали на глиняных табличках заточенными тростинками, что придавало знакам заостренную форму, отсюда и название письма – клинопись.

Расшифровать ее удалось английскому востоковеду Генри Роулинсону, он сопоставил один и тот же текст, выбитый на скале на трех различных языках. Лишь спустя несколько столетий письменность, наконец, пришла в Египет и другие древние государства. Египетское иероглифическое письмо, быть может, самое красивое, а расшифровал его французский ученый, основоположник египтологии Шарль Шампольон.

В городке Розетта он обнаружил камень с тремя видами иероглифов, то был образчик на редкость сложного языка, сочетавшего в себе отдельные буквенные символы, слоги, а порой и целые слова. Благодаря письменности древние египтяне оставили нам наглядные свидетельства о своей истории, обычаях и верованиях, к тому же, их письмо можно озвучить на всех разговорных языках.

Египтяне изобрели и носитель письма – папирус, нечто вроде бумажных или пергаментных свитков. Они делали их из тростника, произраставшего на заболоченных берегах долины и дельты Нила. Из папируса изготовлялась и всевозможная домашняя утварь. Египтяне срезали стебли папируса, и затем высушивали их. Потом нарезали их на тонкие ленты, и сплетали некое подобие мягкой ткани, на которой можно было писать, но лишь с одной стороны. В свое время египтяне даже упростили иероглифическое письмо для повседневных нужд, заменив его на, так называемое, тематическое письмо или скоропись. Около 4 тысяч лет назад возникла китайская письменность. И тут первые знаки изображались в виде символов – пиктограмм, с тех пор практически не изменившихся.

Овладеть всеми формами письма было делом непростым, поскольку это требовало дать каждому знаку свое изображение, а с помощью алфавита число знаков удалось сократить, примерно, до 30. Как известно, обладателями первого алфавита стали финикийцы. Эти великие странники распространили его по всему средиземноморью.

Состоял финикийский алфавит из одних согласных букв, а к примеру арабский – только из гласных. Финикийский алфавит был взят за основу греками, хотя те уже пользовались гласными добрых 2,5 тысячи лет, с тех пор письменность практически не изменилась. Греческий алфавит состоит из 24 согласных и гласных букв, строчных и прописных. Греческое письмо дало развитие латинскому алфавиту, он возник, примерно, за 300 лет до рождества Христова, и распространился по всей Европе.

В средние века хранителями письменности были монахи. Нет, ничего нового они в нее не привнесли, попросту переписывали один за другим древние тексты. Впрочем, средневековые монахи разработали особую систему буквенного письма, которую переняли аристократы и духовенство.

В 1445 году Иоганн Гутенберг изобрел первый печатный станок со сменными металлическими шрифтами. На них наносили специальную краску, прикладывали к бумаге, и придавливали ручным прессом. Бумагу, древнейшее изобретение китайцев, привезли в Европу арабы, через Испанию. Первые оттиски делались с заумных церковных манускриптов.

Первой полновесной книгой, которую напечатал Гутенберг, была Библия. В современных быстродействующих печатающих устройствах используются бумажные рулоны, так например печатаются газеты и журналы. Современные технологии значительно облегчают процесс набора текстов и печати.

С помощью компьютера можно не только менять шрифт, но и по-разному верстать полосы. Да и пишущие приборы значительно усовершенствовались, на смену допотопным кисточкам и гусиным перьям пришли шариковые ручки и фломастеры. И сама печать изменилась до неузнаваемости, не только в части буквопечатания, но и размера, т.е. формата печатных изданий.

Ежегодно в мире выходит в свет около миллиона различных печатных изданий, не говоря уже об электронных интернет-изданиях. Благодаря письменному слову мы можем прочесть мысли величайших мыслителей прошлого и самые восхитительные истории, когда либо, порожденные человеческим сознанием.

Статья подготовлена специально для сайта "Семейная фамилия".

Министерство Общего и Профессионального

Образования Российской Федерации

РГРТА

Кафедра "Истории"

Дисциплина "Культурология"

Реферат по теме:

"История развития письменности"

Выполнил :

ст. гр. 070

Ручкин Г.В.

Проверил:

Купреев А.И.

Рязань 2001 г.

Введение 3

1.Узелковаяписьменность 3

2.Пиктограмма 4

3.Иероглиф 6

4.Алфавит 7

Заключение 9

Список литературы 10

ПИСЬМЕННОСТЬ

Введение

Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько.

Надписи находят на стенах грабниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневеи обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты.

Рассмотрим каждый шаг разывития письменности в отдельности.

1. Узелковая пиьменность

Одним из первых ее видов была узелковая письменность. Определенное число узелков, завязанных на веревке, передавало то или иное сообщение. Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков.

Постепенно письменность совершенствовалась. Каждый - знак рисунок приобретал новые значения, число знаков увеличивалось, начертания их изменялись, все менее поминая изображения предметов.

2. ПИКТОГРАММА

Пиктограмма - один из видов предписьма, представляющий собой рисуночное письмо, или картинопись - изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков.Например, знак, изображающий ногу может значить "ходить", "стоять", "приносить". Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.

Вместо изображения употреблялись и произвольные графические символы. Этот письменности применялся в хозяйственных записях, где число понятий ограничено самим содержанием письма и в ритуальных записях как вспомогательное средство. Самые ранние записи относят к 3000 до н.э. В древнем Египте существовали словесно - слоговые пиктограммы, которые обозначали нетолько понятия, но и чисто звуковые элементы слова или его части. Из шумерской письменности развились некоторые виды клинопись - мелкие клинообразные знаки. Каждый значок такого письма состоят из клинышков в различных сочетаниях и обозначал звук, слог,илислово и писались слева на право на глиняных табличках. Наиболее изучена и расшифрована клинопись Двуречья.

Шумерская и вавилоно-ассирийская культуры во многом отличались от древнеегипетской. Достаточно взглянуть на египетские иероглифические или иератические тексты и сравнить их с любой клинописной системой, чтобы почувствовать всю глубину различия между двумя культурными мирами.

Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда, немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма, возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги. Такое слоговое (линейное) письмо, сложившееся уже к 1700 г., называется письмом А, которое до сих пор остается не разгаданным.

После 1500 г. в Элладе была выработана более удобная форма письменности - слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А, несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном счислении. Записи слоговым письмом велись по-прежнему слева направо, однако, правила письменности стали более строгими: слова, разделенные специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям, отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или чернилами на сосудах.

Ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан. Так же шумерские пиктограммы дали начало иероглифам.

3. ИЕРОГЛИФЫ

Основу древнеегипетской письменности составляли иерог­лифы (от греч. «хиерос»-«священный» и «глифе»- «вырезанное»)-фигурным знакам, обозначающим целые понятия или отдельные слоги и звуки речи, название "иероглиф" первоначально обозначало "священные, высяченые на письмена". Главный писчий материал изготавливали из папируса - тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя -вдоль и поперёк, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости, Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длинной до 40 метров. Однако иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. На них писали справа на лево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение «красная строка »), а весь остальной текст был чёрного цвета.Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот является наместником Ра; как вре­мени - разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и счёт, которым учил людей. Он автор священных книг, покро­витель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как например, в «Книге мёртвых».

Первоначально китайцы делали свои записи на панцирях церепах, костях животных; позднее на бамбуковых дощечках и шелке. Связанные дощечки были первыми книгами.

Иероглифическая письменность имеет серьезные недостатки: многочисленность знаков в системе (от нескольких сотен до многих тысяч) и трудность при освоении чтения. По подсчетам китайских ученых, только в древнейших надписях 14 - 11 веках до н.э. встречается около 2000 различных иероглифов. Это была уже развитая система письма.

4. АЛФАВИТ

Все описанные выше виды письменности не выдержали конкуренции алфавита.

Финикийцам, ведшим постоянные торговые записи нужно другое, письмо простое и удобное. Они и придумали алфавит, в котором каждый знак - буква - означает лишь один определенный звук речи. Они произошли от египетских иероглифов.

Финикийский алфавит состоит из 22 простых по написанию букв.Все они согласные, по тому что в финикийском языке основную роль играли согласные звуки. Чтобы прочитать слово, финикийцу достаточно было видеть его костяк, состоявший из согласных букв.

Буквы в финикийском алфавите располагались в определенном порядке. Этот порядок был заимствован и греками, но в греческом языке, в отличии от финикийского большую роль играли гласные звуки.

Греческое письмо явилось исходным для развития всех западных алфавитов, первым из которых был латинский.

Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами.Талантливый лингвист, Кирилл, создавая славянское письмо взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита. Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б - «буки»(их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».

Как известно, из славянских языков первым получил литературное употребление язык церковнославянский. Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла. Здесь не место распространяться о том, какому славянскому племени принадлежал этот язык болгарам или паннойцам.

Графика Кириллицы притерпивала изменения в результате которых были исключены буквы, ненужные для передачи звуков современной русской речи. Современный русский алфавит состоит из 33 букв.

В середине первого тысячелетия нашей эры тюрко-язычные народы ужепользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Первые сведения о рунических надписях появляются в России в конце XVIII в. Русские и зарубежные ученые скопировали и опубликовали некоторые образцы древнетюркских рунических надписей. Согласно последним исследованиям, руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В III-V в, н.э- существовало два варианта рунического письма - гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-VII вв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков. Основным материалом для письма у тюрко-язычных народов были деревянные дощечки. 0б этом говорят кыпчакские пословицы "писал, писал, пять деревьев исписал", "Написал большую надпись на вершине высокого дерева". Эти поговорки свидетельствуют также о широком распространении письменности среди кыпчаков и других тюрко-язычных народов. Например, загадку "Подняв глаза, без конца читаю", означавшую небо и звезды, мог придумать народ, для которого чтение было нормальным явлением. Эта загадка была широко распространена у кыпчаков. Наряду с использованием согдийского языка тюрки применяли согдийский алфавит для передачи собственной речи. Позднее этот алфавит после некоторых модификаций получил название "уйгурского", так как древние уйгуры пользовались им особенно широко в IX-XV вв.

Заключение

Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культурология. уч. пособие. Под редакцией Южаковой Л.В. Рязань 1999 г.;

2. Вержбитская А. Культурология. Познание. М., 1996 г.;

3. Звегенцев В.А. История языкознания 19 - 20 вв., М., 1965 г.;

4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1967 г.;

5. Б.С.Э. том 19, стр. 571 - 576;

6. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1996;

7. Латинская Америка: энциклопедический справочник, т.I - М., Советская энциклопедия,1979;

Похожие статьи