Что такое причастие и деепричастие кратко. Распространенные грамматические ошибки. Причастия страдательные: образование, суффиксы

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”;
  • закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
  • закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
  • развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;
  • воспитание чувства взаимовыручки, развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.

Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.

Оборудование:

  1. Таблица “Н.В.Гоголь. “Тарас Бульба”.
  2. Карточка-информатор (4 варианта).
  3. Карточки для индивидуальной работы.
  4. Тблица “Отличительные признаки причастия и деепричастия” (заполняется в процессе урока).
  5. Индивидуальные счетчики для подсчета заработанных баллов.

Эпиграфы:

Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

М.В.Ломоносов

[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность

Д.Э.Розенталь

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

Ребята! Мы закончили изучение тем “Причастие” и “Деепричастие”. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастия”. Для чего нужна такая таблица? Во-первых, как уже было сказано, чтобы систематизировать ваши знания, ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго. Во-вторых, возможно, кому-то из вас предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить все сведения о причастии и деепричастии. В-третьих, что особенно важно, вы сможете составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам.

Дома вы подготовили примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которые будете использовать при составлении таблицы. У каждого из вас есть также карточка-информатор, откуда вы можете брать примеры для иллюстрирования того или иного положения таблицы.

В течение урока вы самостоятельно будете подсчитывать заработанные баллы. Класс делится на две команды. В конце урока, когда будет определена команда-победитель, тот из вас, кто принесет победившей команде наибольшее количество баллов, получит дополнительную оценку.

II. Эпиграф.

К нашему уроку подобраны эпиграфы, но прежде чем они появятся на доске, определите, о чем в них идет речь.

(Учитель зачитывает эпиграфы, ребята добавляют недостающие слова: причастия, деепричастный оборот. )

III. Составление таблицы.

Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать?

(Учащиеся называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске. Лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов.

На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания или из информационной карточки).

Отличительные признаки причастия и деепричастия
Грамматические признаки Причастие Деепричастие
1. На какой вопрос отвечает? Какой? Какая? Какое?

Думающий, сплетенный, рассказавшая

Что делая? Что сделав?

Играя, восхищаясь

2. Что обозначает? Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек Добавочное действие: смотрел, восхищаясь
3. К какому слову в предложении относится? К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь
4. Как изменяется? По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д. Не изменяется
5. Какие признаки глагола имеет? Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись
6. Как образуется (суффиксы)? ащ-ящ (смотрящий);

ущ-ющ (тающий);

вш, ш (строивший, несший)

ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый);

енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый)

а, я (глядя, слыша)

в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши)

7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)? Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
8. Как выделяется на письме знаками препинания? Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи.

VI. Связный рассказ на лингвистическую тему.

По одному представителю от каждой команды тянут билет и отвечают на вопросы: “Что я знаю о причастии?” или “Что я знаю о деепричастии?”

Во время ответа класс внимательно слушает и рецензирует ответ.

V. Индивидуальная работа по карточкам или графический диктант.

(на усмотрение учителя)

Подведение итогов урока.

Итог подводится по индивидуальным счетчикам:

26-28 баллов – “5”;

22-25 баллов – “4”;

17-21 балл – “3”.

Ученик из победившей команды, набравший наибольшее количество баллов, получает дополнительно оценку “5”.

В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.

Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

  • Причастный оборот , как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Каков? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.

    Предложений с причастным оборотом примеры: Сидевший у окна мальчик отложил книгу и посмотрел на маму (мальчик (какой? что делавший?) сидевший у окна). Мебель, привезенную с дачи , мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).

  • Деепричастный оборот обозначает дополнительное действие, отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? и в предложении относится к глаголу-сказуемому. Выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства.

    Примеры употребления деепричастного оборота: Выполняя упражнение , ученик заметил опечатку в учебнике (заметил (что делая?) выполняя упражнение). Приготовив ужин , Катя решила немного отдохнуть (решила отдохнуть (что сделав?) приготовив ужин).

Обратите внимание! При образовании причастного оборота основным словом конструкции может быть только причастие, а деепричастного оборота – только деепричастие.

Обособление причастных оборотов

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

  • Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.

    Примеры: Дима поднял упавшую с вешалки шляпу. Студент перерисовал приведенную в учебнике схему.

  • После определяемого слова причастный оборот выделяется запятыми с двух сторон.

    Примеры: Дворник, сметавший листья все утро , ушел на обед. Картина, нарисованная в стиле модерн , висела над диваном.

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает обстоятельственное значение.

Примеры: Перешедшие в другую группу , они еще не успели познакомиться. Переживающий за друга , мужчина каждый час звонил в больницу (звонил (почему? что делавший?) переживающий за друга).

Обособление деепричастных оборотов

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно – деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, не зависимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Примеры: Испугавшись грохота , котенок спрятался под диван. Бабушка готовила нам чай, расспрашивая о случившемся .

Деепричастный оборот не выделяется запятыми:

  • Если входит в состав фразеологического выражения Л(юди слушали гостя развесив уши ) ;
  • Если деепричастие перешло в наречие и его можно заменить синонимичным наречием (Они шли не спеша (медленно) ).
  • Если деепричастный оборот включает зависимое слово который или производные (Мы посетили лекцию, прослушав которую стали лучше разбираться в предмете).

Ответ на вопрос, чем отличается причастный оборот от деепричастного, кроется в терминологии. Достаточно вспомнить, что представляют собой их образующие части речи:

  • причастие – неспрягаемая форма глагола, обладающая и признаками прилагательного, выражающая процессуальный признак предмета;
  • деепричастие – неспрягаемая форма глагола, обладающая и признаками наречия, выражающая процессуальный признак действия (чаще обозначает добавочное).

Сочетание причастий и деепричастий с грамматически зависимыми от них словами называют оборотами.

Сравнение

Рассматриваемые синтаксические конструкции наследуют все свойства и особенности их основообразующих частей речи. Причастный оборот обозначает временный признак предмета как действие, которое он производит или которому подвергается. Петр, возглавивший Сухопутный шляхетский кадетский корпус , проявил себя как достойный продолжатель дела Миниха. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, характеризующее другое действие. София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, прибыв в Россию , постаралась как можно скорее стать Екатериной Алексеевной.

Отличие причастного оборота от деепричастного легко заметить по заданным вопросам: первый отвечает на «что сделавший/делавший/делающий?» или же, обобщенно, «какой?»; второй – «что делая/сделав?» или же «как/каким образом?».

Причастный оборот связан с существительным, числительным или местоимением, деепричастный – с глаголом-сказуемым. Он всегда относится к лицу, совершающему основное действие. Берлиозу, умеющему говорить многословно, но содержательно , беседа с якобы иностранцем давалась легко. Поэт Бездомный, вынужденно выступая в роли слушателя , его точку зрения полностью разделял.

Деепричастный оборот не изменяется, в отличие от причастного, который склоняется по родам, числам и падежам. Купивший шоколад мальчик, купившая шоколад девочка, купившие шоколад первоклассники, купившему шоколад в подарок, купившего шоколад клиента . Мальчик (девочка, первоклассники), купив шоколад , направился (-лась, -лись) к выходу.

В предложении причастный оборот выступает в роли согласованного обособленного определения (и подчеркивается волнистой линией при синтаксическом разборе), деепричастный – в роли обособленного обстоятельства (графически обозначается точками с тире).

В чем разница между причастным и деепричастным оборотом с точки зрения пунктуации? Для первого важно его расположение относительно определяемого слова: когда оно в предложении стоит впереди, то конструкция выделяется запятыми, когда наоборот – знаки препинания между ними не ставятся. Причастный оборот обособляется в любом случае, если относится к личному местоимению, имеет добавочное причинное, условное или уточняющее значение, а также если между ним и определяемым словом есть другие члены предложения.

Деепричастный оборот выделяется запятыми всегда, если не является частью устойчивого сочетания (спустя рукава, сломя голову). Исключение составляют случаи, когда он входит в смысловой центр высказывания. Студенты, ждавшие Кедрова изрядно нервничая и заранее благоговея, расходились в недоумении. Кроме того, если он выступает членом предложения, однородным с необособленным обстоятельством, то пунктуационно не выделяется. Девочку с фамилией Бруштейн члены институтской комиссии изучали подозрительно и нахмурясь.

Таблица

Причастный оборот Деепричастный оборот
Образован причастием с зависимыми словами (носит признаки прилагательного) Образован деепричастием с зависимыми словами (носит признаки наречия)
Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «что делавший/сделавший?» Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы «что делая/сделав?»
Относится к существительному, местоимению, числительному Относится к глаголу-сказуемому
Изменяется по числам, родам и падежам Не изменяется
Выступает в роли обособленного определения Выступает в роли обособленного обстоятельства
Для обособления важно расположение относительно определяемого слова Обособляется независимо от места в предложении

Причастие - гибридная глагольно-адъективная форма, которую в традиции рассматривают как особую глагольную форму. Причастия соединяют признаки глагола и прилагательного, выражая значение процессуального признака предмета. Глагольные признаки причастий: 1) сохраняется характер глагольного управления (например: мечтать о свободе - мечтающий о свободе);

  • 2) сохраняется вид соответствующего глагола;
  • 3) причастие располагает двумя залоговыми формами (в соответствии с двухзалоговой концепцией) - действительного и страдательного залога (например: разрешивший - действительный залог, разрешенный - страдательный залог);
  • 4) причастие имеет две временные формы - настоящего (любящий, любимый) и прошедшего (любивший) времени.

Все глагольные признаки у причастий являются постоянными, переменные признаки - это признаки прилагательного: род, число, падеж, полная или краткая (у страдательных причастий) форма и соответствующая им флексия в предложении - сказуемое или определение. Причастия настоящего времени образуются от глагольной основы настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-/-ющ, -ащ/-ящ- - действительные причастия, суффиксов -ем-, -ом-, -им- - страдательные причастия. Причастия прошедшего времени образуются от основы с инфинитивной основой. При этом для образования действительных причастий используются суффиксы -вш-, если основа оканчивается на гласный (например: слыша-ть - слыша-вший) или -ш-, если основа оканчивается на согласный (например: принес-ти - принес-ший). При образовании страдательных причастий прошедшего времени к глагольной основе присоединяются суффиксы -нн-, если основа оканчивается на гласный, кроме /и/ (например: развеша-ть - развеша-нный), -енн, если основа оканчивается на согласный или /и/, причем в последнем случае /и/ выпадает (например: подстрели-ть - подстрел-енный, принес-ти - принес-енный), -т- - для образования причастий от некоторых глаголов непродуктивных классов с основами на и-, ы-, о-, а также от глаголов IV продуктивного класса (например: сши-ть - сши-тый, промы-ть - промы-тый, заколо-ть - заколотый, поверну-ть - поверну-тый). Начальной формой причастия, как и прилагательного, является именительный падеж единственного числа мужского рода.

Общей чертой употребления причастий является то, что они составляют принадлежность книжной речи. Это объясняется историей причастий.

Основные разряды причастий относятся к элементам литературного языка, заимствованным из старославянского языка, что сказывается на ряде их фонетический особенностей, например в наличии щ в причастиях настоящего времени: текущий, горящий, которым соответствует прилагательные текучий, горячий, представляющие собой по происхождению древнерусские причастия, а также в наличии у ряда причастий перед твердым согласным под ударением е, тогда как в глаголах, от которых они образованы, при этих же условиях имеется ё (о): пришедший, но пришёл, изобретший, но изобрёл, расцветший, но расцвёл. Связь причастий со старославянским языком в XVIII в. отмечается Ломоносовым, который в своей «Российской грамматике» о нескольких разрядах причастий разъясняет, что они употребляются только от славянских глаголов и недопустимы от русских. Так, он пишет: «Действительного залога времени настоящего причастия кончающихся на -щий, производятся от глаголов Славянского происхождения: венчающий, пишущий, питающий; а весьма не пристойны от простых Российских, которые у Славян неизвестны: говорящий, чавкающий».

То же отмечается им относительно страдательных причастий настоящего времени «От Российских глаголов, у Славян в употреблении не бывших, произведенные, например: трогаемый, качаемый, мараемый, весьма дики и слуху несносны», и относительно причастий прошедшего времени действительного залога: «… например, брякнул, брякнувший, нырнул, нырнувший, весьма противны». При этом Ломоносов отмечает и большую уместность причастий для высоких стилей речи, указывая, что они «приличнее полагаются в риторических и стихотворческих сочинениях, нежели в простом штиле, или в просторечии».

В настоящее время, через два с лишним столетия после Ломоносова, ограничений в образовании причастий от чисто русских глаголов, чуждых старославянскому языку, не сохранилось. И демонстрируемые Ломоносовым примеры недопустимых причастий не создают того впечатления оскорбления языкового чутья, о котором он говорит с такой категоричностью, и вполне допустимы. Основные разряды полных причастий являются продуктивными и без труда образуются от любых глаголов, в том числе от новообразований (яровизирующий, яровизировавший, яровизируемый). Наименее распространены страдательные причастия настоящего времени, но и они у некоторых типов глаголов продуктивны (засоряемый, формируемый, хранимый) и непродуктивны лишь с суффиксом -ом- (несомый, ведомый, искомый).

Но и в настоящее время, во-первых, причастия являются принадлежностью литературного языка (они практически отсутствуют в диалектах); во-вторых, они почти не встречаются в разговорной речи.

Особняком стоят краткие причастия прошедшего времени страдательного залога (написан, принесен, налит), которые широко используются в бытовой речи и употребляются в диалектах. Наоборот, для разных стилей книжной речи полные причастия представляют собой одно из необходимейших средств, которое используется исключительно широко. Это связано с тем, что причастия способствуют сжатости речи, давая возможность заменять придаточные предложения.

Аналогично причастиям деепричастия по традиции рассматриваются как особая глагольная форма, соединяющая признаки глагола и наречия, т.е. обозначающая процессуальный признак действия, отличающаяся неизменяемостью, сохраняющая глагольное управление, глагольный вид, залоговые свойства глагола, примыкающая к глаголу или причастию и выступающая в предложении в функции обстоятельства.

Именно из двух категорий причастий -- кратких действительного настоящего и прошедшего времени -- развились и оформились русские деепричастия. Дело здесь заключается в том, что краткие причастия в древнерусском языке могли употребляться первоночально как в качестве именной части сказуемого, так и в качестве определений. Однако нетрудно понять, что причастия были теснее связаны с глаголом, и поэтому их употребление в роли определений было утрачено. Появились условия для отмирания форм косвенных падежей. Таким образом, в русском языке осталась только одна форма бывших кратких причастий -- старый им. пад. ед. ч. м. и ср. рода в настоящем времени на ["а] (-я), в прошедшем -- на [ъ], [въ] (или после падения редуцированных -- форма, равная чистой основе, или форма на [в], типа прочитав ).

Эта причастная форма потеряла все те признаки, которые сближали ее с прилагательным, и прежде всего потеряла способность согласования с подлежащим в числе и роде. Как раз именно то, что в памятниках древнерусского языка начинают появляться факты нарушения согласования причастий с подлежащим (например, в послесловии к Суздальской летописи 1377 г. исправливая почитаете вместо исправливаюче, т. е. ед. ч. вместо древнего множ.), именно это и указывает на превращение бывшего причастия в деепричастие -- неизменяемую глагольную форму, вступающую в роли второстепенного сказуемого.

Видовые свойства деепричастий получают морфологическое выражение в деепричастных суффиксах. Деепричастия несовершенного вида образуют от основы настоящего времени с помощью суффикса -а, -я, например: звенеть - звен"-я, думать - дума"-я. Деепричастие совершенного вида образуются от инфинитивной основы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши, -ши, например: отправить - отправи-в, принести - принес-ши, улыбнуться - улыбну-вши-сь. В современном русском языке процесс дифференциации деепричастных суффиксов в зависимости от глагольного вида еще не завершен, поэтому возможны формы деепричастий совершенного вида, образованные по модели деепричастий несовершенного вида, т.е. от основы будущего простого времени с помощью суффикса -я (уйти - уйдя, принести - принеся и т.п.). Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов с основой:

  • 1. На заднеязычный (печь - пекут, невозможно: *пекя);
  • 2. Из одних согласных (гн-ут, невозможно: *гня);
  • 3. Настоящее время на шипящий, чередующийся в основе инфинитива со свистящим (пиш-ут - писа-ть, невозможно: *пиша);
  • 4. С основой инфинитива на - ну- у глаголов непродуктивного класса (гибну-ть, невозможно: *гибня);

Как и причастие, деепричастие распространено в книжной речи и не характерно для бытовой разговорной речи. Деепричастие, обозначая добавочное действие, характеризующее другое действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. В этом отношении глагол с относящимся к нему деепричастием противополагается двум глаголам. Так: Стоял у окна, читая письмо указывает, что основным является стоял, а читая детализирует это состояние указанием на сопровождающее его занятие, тогда как Стоял у окна и читал письмо представляет оба глагола равноправными и независимыми. Употребление деепричастия дает возможность установить еще одно отношение между этими глаголами: Стоя у окна, читал письмо, где на первом плане оказывается читал, а добавлением, указывающим на то, в каком положении проходило чтение, - стоя. Такая возможность давать сочетание равноправных глаголов, с одной стороны, и устанавливать между ними перспективу, выделяя главное и второстепенное, с другой - служит удобным средством для выражения разнообразных взаимоотношений между несколькими действиями и состояниями. Сравним: Он рассказывал и смеялся - Он рассказывал, смеясь - Рассказывая, он смеялся; Перебегали и стреляли - Перебегали, стреляя - Перебегая, стреляли. Во многих случаях деепричастия совсем не могут быть заменены глаголом. Это бывает тогда, когда они приобретают обстоятельственное значение, например: Бабушка хмуро прислонилась к притолоке и вздыхает, опустив глаза в пол (= с опущенными глазами); Он [дед] стоит, вздернув голову (= со вздернутой головой); Я тоже готов был плакать, жалея мой сад, шалаш (= от жалости).

Взаимоотношения, выражаемые деепричастием, очень разнообразны. При употреблении деепричастий следует не упускать из виду, какому лицу принадлежат действия, обозначаемые деепричастием и глаголом. В этом отношении существуют значительные ограничения. Именно условием общепринятого в русском языке употребления деепричастий является то, чтобы действия, обозначаемые деепричастием, совершались тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначаемое глаголом-сказуемым. Это находит место в личных предложениях, в которых деепричастие и глагол обозначают действие подлежащего: Рассказывая об этом , мне хочется напомнить. Такие обороты встречаются в художественных произведениях и в научной речи.

Деепричастие может быть подчинено инфинитиву при условии, что действия обозначаемые деепричастием и инфинитивом, принадлежат одному лицу.

Ошибками в использовании деепричастий является их употребление в зависимости от глагола тогда, когда деепричастие и глагол представляют действия разных лиц, например: Вошедши в комнату , мать стояла у окна . Здесь вошедши является действием говорящего (= когда я вошел в комнату), а стояла мать. Недопустимость таких оборотов, помимо того, что они не приняты в русском языке, объясняется также тем, что они приводят к двусмыслице вследствие возможности приписать действие, обозначаемое деепричастием, лицу, которое выступает подлежащим предложения: например, если бы мы фразу: Когда я вернулся домой, бабушка накормила, меня обедом заменили конструкцией с деепричастием: Вернувшись домой , бабушка накормила меня обедом , то создалось бы впечатление, что вернулась домой бабушка.

Ошибки этого рода довольно часто встречаются в ученических работах, например: Как-то сидя вечером дома, к нам вошел незнакомый человек; Проработав три месяца, отца перевели в Пензу; Проучившись в школе четыре года, у меня явилось желание учиться дальше; Двери закрывались плотно, боясь, чтобы до ушей барыни не докатились звуки с улицы.

Наконец, имеются случаи, когда стоящее после глагола деепричастие обозначает последующее действие; при этом можно наметить две группы примеров:

  • а) деепричастие обозначает следствие того действия, которое выражено глаголом: Медленно зазвенел клавесин, наполнив воздух грустной трепетной негой (= зазвенел и наполнил ); Этот маленький, худенький птенчик из последних сил тащил его, разрываясь между ним и Колесниковым ... (= тащила его и вследствие этого разрывалась между ними ). Прошили ногу буквально насквозь, оставив решето из кровавого месива (= прошили и оставили ).
  • б) деепричастие обозначает действие, не обязательно вытекающее из действия глагола, а обычно быстро следующее за ним: и вот зашелестела, любовно охлестывая икры , безропотная живая трава (= зашелестела и охлестывала ); Он бросил сигарету на землю, растоптав ее двумя ударами ноги (= бросил и после этого растоптал ). Такие оттенки времени у деепричастия развиваются в русском языке сравнительно недавно и, по всей вероятности, это происходит под воздействием порядка слов, так как глаголы совершенного вида обозначают разновременно совершающиеся действия, следующие одно за другим в том порядке, в каком расположены глаголы (Достал книгу, прочел ее, передал ближнему ).

Ряд деепричастий близок по значению к наречиям, образованным от причастий: умоляя - умоляюще; угрожая - угрожающе; волнуя - волнующе.

Такие наречия, как волнующе, ослепляюще, в сочетании с прилагательными выражают качественную характеристику и указывают на высокую степень качества: Волнующе прекрасны мелодии Чайковского; Залитые огнями фонтаны ослепляюще ярки и многоцветны.

Различие между добавочным действием и обстоятельством наблюдается также в случаях, когда деепричастие переходит в наречие, и вследствие этого, наряду с деепричастием, имеется наречие, образовавшееся из деепричастия. Сюда относится несколько различных разрядов. Во-первых, отдельные случаи, когда употребляемое без пояснительных слов деепричастие переходит в наречие: Художник рисовал стоя, здесь стоя не обозначает второго действия, а только детализирует значение глагола рисовал, указывая, в какой позе проходило рисование; наоборот, в фразе: Художник рисовал, стоя за мольбертом: стоя обозначает второе действие, подчиненное первому. Так же: Мальчик пишет сидя и Мальчик пишет, сидя за партой. Во-вторых, сюда относится ряд идиоматических выражений: сложа руки, высуня язык, спустя рукава, немного погодя, очертя голову, сломя голову . Не сиди сложа руки значит только: «Не сиди без дела», здесь ничего не говорится о положении рук, а не сиди, сложив руки уже указывает, что действительно руки сложены и что это положение рук следует изменить. Так же: бежать высуня язык (стремительно) и бежать, высунув язык (с высунутым языком); работать спустя рукава (небрежно) и работать, спустив рукава (со спущенными рукавами). Идиомы этого рода имеют разговорный оттенок. В-третьих, наряду с деепричастиями имеются наречия на -ючи,-учи: играючи, припеваючи, умеючи, крадучись: он играючи переносил тяжелые тюки (легко, без усилий); живет припеваючи (без забот) и плясал, припевая вполголоса какой-то мотив . Такие наречия имеют разговорный и фольклорный характер. От таких наречий на -учи следует отличать единичные деепричастия: общелитературное будучи и разговорные идучи, едучи.

Наконец, следует упомянуть, что некоторые группы деепричастий располагают двумя морфологическими образованиями с одинаковым значением.

Так, во-первых, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук могут иметь суффикс -в и -вши. Они более кратки и более благозвучны. Но следует иметь в виду, что у глаголов с основой на согласный имеется одна форма: принесши, привезши, вошедши; то же у всех возвратных глаголов: нагнувшись, засмеявшись, закутавшись. Во-вторых, наряду с формами, имеющими суффиксы -в, - вши, у ряда глаголов совершенного вида имеются деепричастия с суффиксом -а, -я.

Причастие и деепричастие являются особыми формами глагола, которые обладают разными грамматическими признаками и выполняют разные языковые функции. Понимание отличий этих глагольных форм позволяет правильно использовать их в синтаксических конструкциях и точно выражать мысль в устной и письменной речи.

Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие или состояние и по смыслу связана с основным глаголом:

Улыбаясь, девушка пригласила гостей в дом. (пригласила что делая? – улыбаясь)

Собака, зарычав, высунулась из конуры. (высунулась что сделав? – зарычав)

Признаки глагола в деепричастии – вид, переходность и возвратность.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая?

заботясь

мечтая

раздумывая

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав?

подкатив

забыв

испугавшись

Деепричастия сохраняют переходность глаголов, от которых образованы:

Моросить – морося (непереходн.).

В предложении деепричастия выступают в качестве обстоятельств.
Причастие – это форма глагола, обозначающая признак предмета, явления или состояния по действию:

прочитанная книга – книга, которую прочитали ;

разыгравшаяся буря – буря, которая разыгралась ;

настораживающая тишина – тишина, которая настораживает ;

изучаемое свойство – свойство, которое изучают.

В причастии сочетаются грамматические признаки глагола и прилагательного.

Причастия настоящего времени образуются от непроизводной или производной основы инфинитива при помощи суффиксов –ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-); -ем-, -ом-:

раст и – растущ ий

кол оть – колющ ий

люб ить – любящ ий

употребля ть – употребляем ый

Причастия прошедшего времени обозначают признак завершенного действия. Они образуются от основы глаголов прошедшего времени при помощи суффиксов –енн-, -анн- (-янн-), -вш-, -ш-, -т- :

купил – купленн ый

испыта л – испытанн ый

усну л – уснувш ий

смоло л – смолот ый

Будущего времени причастия не имеют.

По смысловому содержанию и характеру выраженного признака причастия могут быть действительными или страдательными.

Действительные причастия обозначают признак действия, производимого самим объектом речи:

скрипящая телега (телега скрипит );

выпавший снег (снег выпал );

зарумянившаяся заря (заря зарумянилась ).

Страдательные причастия обозначают признак действия, направленного на объект речи:

заряженное ружье (ружье зарядили );

изученная тема (тему изучили );

поднятая рука (руку подняли ).

В русском языке выделяют сравнительно небольшую группу причастий, которые по значению соответствуют возвратным глаголам:

Причастия, образованные от переходных или непереходных глаголов, сохраняют признак переходности:

Совершенный или несовершенный вид причастия также совпадает с видом глагола, от которого оно образовано:

что делать?

писать пишущий (несовершенный вид);

что сделать?

исписать исписанный (совершенный вид).

Причастия, как прилагательные, могут изменяться по падежам и числам. Причастия имеют одинаковую с прилагательными систему окончаний, изменяющихся при склонении по общим для этих частей речи правилам:

заколдованный сундук (Им. п.;. муж. р.; ед. ч.);

заколдованной дверью (Твор. п.; ж. р.; ед. ч.);

заколдованных кладов (Род. п.; мн. ч.).

В предложении причастие, как и прилагательное, выступает в роли согласованного определения.

Выводы сайт

  1. Деепричастие обозначает добавочное действие и относится к глаголу. Причастие указывает на признак предмета по действию и относится к существительному или субстантивированным частям речи.
  2. Деепричастия и причастия отвечают на разные вопросы.
  3. Деепричастие не изменяется. Причастие может изменяться по типу прилагательного.
  4. Синтаксическая роль деепричастия – обстоятельство. Причастие выступает в роли определения.

Похожие статьи