Что делать ребенок отказывается спать. Причины, из-за которых малыш не хочет спать днем. Малыш испытывает физический и психологический дискомфорт

Увы, далеко не все дети засыпают к обеду мертвым сном. И все бы ничего, но родители таких малышей наблюдают в их поведении некоторые изменения. Например, к вечеру ребенок может стать очень капризным и раздражительным, либо из-за перевозбуждения они никак не может уснуть ночью. Еще одним очевидным минусом становится перекраивание распорядка дня взрослых: если ребенок отказывается спать днем, значит, у мамы и папы тоже исчезает свободное окошко для своих дел. Добавьте к этому волну психологических установок из серии «спит – значит, растет», и в итоге получается проблема, которую действительно нужно как-то решать.

Для чего они спят

Дневной сон – это физиологическая потребность ребенка дошкольного возраста. С помощью такого отдыха нервная система ребенка способна справиться с обилием впечатлений и эмоций, накопившихся к этому времени. Обычно дети в годовалом возрасте отдыхают днем не менее 2 раз. Затем с возрастом ребенок плавно переходит в график с одним продолжительным дневным сном, и к 6-7 годам потребность в таком отдыхе исчезает.

Учитывайте возраст

Однако иногда уже в более раннем возрасте дети отказываются засыпать днем. Если это происходит в возрасте 4-6 лет, то тут, придется смириться с особенностями темперамента и развития нервной системы ребенка. Однако если спать отказывается трехлетний малыш, то родителям стоит постараться и перебороть эту привычку. Нервная система в этом возрасте еще находится в стадии развития, поэтому ребенку 3-4 лет чрезвычайно необходимо отдохнуть 1,5-2 часа.

Вместо дневного сна – тихий час

Для начала отследите, возникают ли какие-то реальные проблемы с поведением ребенка из-за отсутствия дневного сна. Если это не доставляет ему никаких не удобств, и вечером все обходится без капризов, то насильственно настаивать на сне бессмысленно. Просто организуйте для малыша «тихий час», когда он может просто полежать в тишине, восстанавливаясь и отдыхая эмоционально. Почитайте ему книги, поиграйте в спокойные игры, либо просто оставьте ребенка наедине с собой.


Связь сна дневного и ночного

Принято считать, что если ребенок не поспит днем, то ночью он либо спит меньше, либо вовсе не уснет. Из той же серии утверждение, что ребенок после активно проведенного дня быстрее и крепче уснет ночью. Итак, момент истины: и первое, и второе предположение не отображают действительности. Дело в том, что слишком уставший, равно как и слишком возбужденный ребенок из-за перегруженной нервной системы, будет засыпать с большими усилиями. Именно по этой причине родителям советуют обходиться перед сном без шумных игр и киносеансов, замещая их вечерней ванной и чтением сказок. Еще один сценарий, с которым приходится сталкиваться с родителями: ребенок хоть и отказывается от сна днем, зато к 6 часам вечера готов заснуть буквально на любой горизонтальной поверхности. Проспав час-другой, просыпается свежим и вновь бодрствует, и засыпает лишь поздно ночью. Считается, что такой график хоть и доставляет некоторое неудобство родителям, но не представляет особой угрозы для ребенка. Чаще всего, в течение нескольких месяцев такой вечерний сон постепенно переползает по времени и переходит в полноценный ночной.

Заставлять или смирится

Тут можно сказать довольно однозначно: заставлять спать ребенка в возрасте 4-6 лет абсолютно бессмысленно, поскольку сон на этот момент просто не является его физиологической потребностью. Это равносильно попытке заставить не голодного малыша что-то съесть. Еще одной типичной ошибкой в воспитании считается прием: «ты наказан – марш спать», прививающее ребенку лишь сопротивление и негатив с самой идее идти в кровать. Вместо этого лучше оставить его в комнате на некоторое время одного.

Жесткий режим или свободный график?

Конечно, сама идея распорядка дня подразумевает фанатичное следование жесткому графику, однако когда речь заходит о дневном сне, лучше проявить некоторую лояльность. Если вы видите, что ребенок сильно утомился, просто уложите его спать раньше положенного времени. Если же нужно вставать, а малыш все еще крепко спит, разбудите чуть позже. Во всех случаях целесообразно отталкиваться не от цифр и графика, а от реального самочувствия ребенка на настоящий момент времени.

Ваш ребенок не хочет ложиться спать, сопротивляется сну, когда вы пытаетесь его уложить, требует определенных действий от мамы и папы, просит родителей спать вместе с ним, не отпускает от себя, просыпается по нескольку раз за ночь и встает очень рано утром. Ваше приглашение ко сну действует на ребенка как приглашение на дискотеку, он начинает прыгать и веселиться.

Узнаете себя? Вступаете «в бой за сон» каждый день, а слово «сон» вызывает у вас нервное возбуждение? Вам стоит сначала немного успокоиться, проанализировать ситуацию и найти реальную причину, от чего малыш не хочет спать? В этой статье мы хотим выделить основные причины такому «сопротивления сну» и дать рекомендации, которые помогут вашему ребенку хорошо спать.

Исключите медицинские причины

В первую очередь важно исключить все медицинские причины , которые мешают малютке спокойно спать. Расстройства сна, вызванные медицинскими проблемами встречаются часто. Родителям важно получить «зеленый свет» у врача, прежде, чем предпринимать какие-либо активные действия по налаживанию сна.

Что делать:

  • запишитесь к врачам на ближайшее время, даже если вы недавно были на плановом осмотре
  • задайте врачу вопрос о плохом сне вашего крохи
  • попросите исключить все педиатрические и неврологические проблемы, которые могут повлиять на сон

Исключите регресс сна

Помните, что дети развиваются скачкообразно. Каждый малыш за первые 24 месяца жизни переживает несколько скачков развития, которые ведут к регрессам сна .

Проверьте примерный график регрессов сна и признаки регресса.

Когда ребенок переживает регресс он:

  • отказывается спать и его сон нарушается - это касается и прерывистого и короткого ночного сна, и проблем с дневным сном
  • возбудим и склонен к истерикам
  • становится очень «прилипчивый», не хочет отпускать маму ни на минуту, повышается потребность в ласке, объятиях, физическом контакте
  • больше есть, у него возрастает аппетит

Проверьте, достаточно ли ребенку сна

Если крохе не хватает сна, то как это не удивительно звучит, то спать он будет хуже. «Плохой сон» влечет за собой «плохой сон», недосып накапливается и переутомленный, «накортизоленный ребенок» засыпает с трудом, часто просыпается и поднимается рано утром. Чтобы с уверенностью говорить о том, что малютке хватает сна, проверьте, сколько он получает сна в соответствии с нормами сна в его возрасте.

Проверьте, не наблюдаете ли вы хотя бы один из признаков недосыпа (подходит для детей после 3 месяцев!). Если у ребенка недосып, то он:

Быстро засыпает в машине или коляске при начале движения

В течение времени бодрствования капризничает, раздражается или выглядит утомленным

Иногда внезапно сам засыпает на ночь намного раньше обычного времени

Часто просыпается по ночам и часто встает утром раньше 6 утра

Вечером сложно уложить спать, он прыгает, бегает, веселится, но не спит

Засыпает и просыпается со слезами, протестует против дневных снов

Подберите комфортный режим

Все дети любят режим! Потому что режим - это не только предсказуемость действий, которая дает малышу чувство безопасности, но и важная составляющая комфорта и качественного сна.

Проверьте, насколько текущий режим подходит вашему ребенку:

  • достаточно сна
  • количество дневных снов соответствует возрасту
  • длительность одного дневного сна не менее 40 минут (для детей старше 3-х месяцев)
  • малыш выдерживает время бодрствования (ВБ) в соответствии со средними значениями для этого возраста
  • у малыша ровное настроение в течение дня, он не капризничает без видимой причины
  • на засыпание в среднем требуется 15-20 минут

Не пропускайте ритуалы перед сном

Всем без исключения, и взрослым, и детям, очень сложно переключиться от активного бодрствования на сон. Представьте, что вы танцуете на дискотеке, громкая музыка, много людей, свет.. И тут вас просят быстро лечь в постель и уснуть. Вряд ли быстро получится. И вашему крохе так же сложно. Нужен настрой, расслабление и ритуалы! Ритуалы помогают настроиться на сон и расслабиться. Не игнорируйте ритуалы. Выберите те, которые особенно нравятся не только вашему малышу, но и вам. Тогда время перед сном станет самым чудесным временем дня и ваш кроха с радостью будет воспринимать слова, о том, что пора в кровать.

Проверьте, насколько ваш сценарий ритуалов помогает расслабиться и уснуть:

Нравится маме

Нравится малышу

Проводится непосредственно перед сном

Длительность минимум 20 минут

Успокаивает/расслабляет

Проводится в одинаковой последовательности

Насыщает вниманием мамы

Проверьте условия сна

Условия сна - самый простой инструмент, который помогает лучше и качественнее спать. Кроме того, правильная обстановка может помогать ему заснуть самостоятельно.

Есть много исследований, подтверждающих, что свет (и искусственный, и естественный) разрушает мелатонин «гормон сна», а шум и духота не позволяют погрузиться в глубокий сон.

Если ваш малыш кроха не отказывается спать, проверьте, насколько условия сна, в которых он спит, способствуют качественному сну:

  • Темнота

Свет разрушает «гормон сна» мелатонин, поэтому для быстрого засыпания и качественного сна (как дневного, так и ночного) важно максимально затемнить комнату. Помогут - шторы из специальной ткани, не пропускающие дневной свет. Особенно активным, любопытным детям такие шторы существенно улучшают дневной сон и засыпание вечером, когда еще светло. Ночью желательно не включать свет. Допустимо при необходимости использовать очень тусклый ночник, чтобы ориентироваться в пространстве.

  • Тишина

В любом доме всегда есть какой-то фоновый шум. Но звуки, которые громче «фона» на 10-12 дБ мешают мозгу заснуть и могут препятствовать переходу от быстрого к медленному глубокому сну. Кроме того, звуки могут просто разбудить вашего кроху, когда он будет находиться в стадии легкого сна или в промежуточном состоянии между циклами сна.

Один из методов «маскировки внешних звуков» - это применение . «Белый шум» - монотонный непрерывный шум, который как бы «поднимает» уровень фоновых звуков вокруг. Таким образом, посторонние звуки на этом фоне уже не кажутся такими громкими и резкими, или становятся «не слышны».

  • Температура

Важно понимать, что перегрев опасен для детей и может провоцировать СВДС. А слишком низкая температура в спальне может вызывать дискомфорт и будить малыша, особенно в утренние часы, когда доля поверхностного сна выше.

Уходите от сильных ассоциаций на засыпание

Устоявшиеся привычки на засыпание, называются ассоциациями на сон. Мы говорим об определенных условиях или действиях, которые помогают малютке уснуть. Ассоциации на сон могут быть позитивными или негативными.

«Негативные ассоциации» или «вредные привычки» , которые выработались у крохи как ассоциации на сон - одна из самых распространенных причин частых ночных пробуждений и короткого дневного сна у детей до 2-х лет. Чаще всего во «вредную привычку» перерастают следующие предметы или действия:

Сосание соски
- укачивание на руках или фитболе
- засыпание только на груди или только с бутылочкой во рту
- засыпание только при физическом контакте с мамой или папой, например, поглаживание, держание за палец/за волосы
- засыпание только в движущейся коляске
- засыпание только в присутствие родителей

Таким образом, негативные ассоциации - это ассоциации на засыпание, которые ваш малыш не может воспроизвести самостоятельно. Если ваш кроха привык засыпать в вашем присутствии и с вашей помощью, то ночью, просыпаясь в одиночестве, он не может успокоить себя, чтобы заснуть снова и будет просыпаться ночью чаще, снова и снова звать вас на помощь.

ВАЖНО ПОМНИТЬ, что не стоит волноваться о негативных привычках на сон до возраста 3-х месяцев. До этого возраста главная задача родителей всеми доступными способами помогать малютке успокоиться и заснуть! Только старайтесь чередовать способы, чтобы кроха не привык к одному-единственному способу.

Что делать, если сформировались «вредные привычки» на сон:

  • постепенно сокращайте вашу помощь при засыпании и учите кроху способам успокаиваться самостоятельно
  • не спешите предлагать свою помощь «по первому писку», не забирайте ребенка сразу же из кроватки, но дайте ему шанс попробовать самому успокоиться, находясь при этом рядом
  • укладывайте малютку в кроватку сонным, но еще не спящим
  • постепенно сокращайте свое участие, давая малютке возможность развить в себе навык самоуспокоения, постепенно он научиться засыпать самостоятельно

Если вы не нашли в нашей статье ответ на вопрос, от чего мой малютка плохо спит, очень рекомендуем вам посмотреть наш бесплатный вебинар Почему ребенок не спит? или приобрести индивидуальную консультацию , которая поможет вам найти ответ на свои вопросы.

Видеозапись вебинара

Ученые-сомнологи и консультанты по детскому сну не готовы дать единый ответ на вопрос о целесообразности дневного сна. В большинстве западных стран малышей трех-четырех лет не будут принуждать ко сну в светлое время суток, если ребенок активен и не проявляет признаков переутомления.


В нашей стране также отмечается тенденция к отказу от дневного сна. Между тем, нервная система ребенка 1,5-3 лет испытывает значительные перегрузки от обилия впечатлений, полученных в период бодрствования. Чтобы «перезагрузиться», ей требуется от 12 до 13 часов сна в сутки. При отказе от дневного сна, родителям необходимо укладывать ребенка на ночь очень рано - в 6-8 часов вечера. Для многих российских семей раннее укладывание неприемлемо: отцы не готовы жертвовать чуть ли не единственной возможностью пообщаться с собственным чадом в будний день.

Чем чревато позднее укладывание спать при отсутствии дневного сна?

Результат прогнозируем: недосыпы сделают ребенка раздражительным и капризным, у него будут чаще случаться истерики , снизится способность к концентрации. Некоторые родители спишут данные симптомы на «трудность» характера и будут принимать меры по перевоспитанию малыша, не догадываясь о том, что его нервной системе просто нужен отдых. Напротив: дети, отдыхающие в полном объеме, растут и развиваются быстрее. Поэтому не стоит отвергать традиционную практику «тихого часа».

Сколько часов в сутки должен спать ребенок?

Спать дети должны много, гораздо больше, чем взрослые. Потребность во сне у годовалого малыша составляет не менее 14 часов в день - это время складывается из 11-часового ночного сна и двух дневных «сиест». В полуторагодовалом возрасте режим меняется: остается один дневной сон продолжительностью в 2,5-3-часа. В идеале, «тихий час» должен сохраняться вплоть до школы, однако так происходит не всегда - в силу возрастных и индивидуальных особенностей дети могут отказаться от послеобеденного отдыха гораздо раньше.

В каком возрасте дети начинают протестовать против дневного сна?

Как правило, впервые ребенок пробует устроить «забастовку» уже с 1-1,5 лет. Связано это как с кризисом первого года жизни , так и с родительскими установками на несоблюдение режима дня. Проходя важный этап взросления, малыш проверяет границы дозволенного, учится принимать первые волевые решения и отстаивать свои желания. Это совершенно нормально.


Детки в возрасте 3 лет могут не спать днем по разным причинам:

    Неудачно составленное расписание «развивашек», совпадающее со временем дневного сна.

    Кризис трех лет , выраженный негативизмом, упрямством и другими симптомами кардинальной перестройки личности. Этот период нужно просто пережить, помня о том, что за каждым возрастным кризисом скрывается позитивное содержание.

    Раннее укладывание на ночной сон, когда ребенок спит полные 12 часов, положенные ему по возрасту.

    Поводом для отказа от дневного сна могут стать изменения в укладе жизни: изменение статуса семьи (развод родителей), пополнение семьи (рождение второго ребенка ), и т.д.

    Нежелание родителей прикладывать усилия для организации дневного сна ребенка.

Что делать, если ребенок в 1,5-2 года отказывается спать днем?

Прежде всего, родителям следует понимать - в этом возрасте отказ от послеобеденного отдыха является ложным. Иными словами, малыш протестует не потому, что перестал испытывать потребность в дневном сне, а потому, что переживает возрастной кризис. Стоит набраться терпения и продолжать устраивать тихий час несмотря на активный протест. Не заставляйте засыпать против воли, достаточно просто полежать в кроватке в привычное время. Непростой период бунта, как правило, длится не дольше четырех недель - если проявить спокойную настойчивость, со временем малыш снова начнет спать днем.


В три года можно прекратить укладывать ребенка спать днем только в случае, если:

  • Выполняется суточная норма сна в течение ночи (12 часов);
  • Ребенок бодрствует днем, не проявляя симптомов нервного переутомления (агрессия, истерики);
  • Сохраняется преимущественно позитивное, ровное настроение.
При соблюдении перечисленных условий и по достижении ребенком трехлетнего возраста, родители могут прервать практику дневного сна. По необходимости и при повышенных эмоциональных или физических нагрузках «тихий час» можно возобновить даже для школьника. Дневной сон должен занять достойную нишу в режиме дня ребенка: особенно он необходим городским детишкам - в условиях переизбытка внешних раздражителей нервная система перегружается быстрее и восстанавливаются дольше, а значит, на сон требуется больше времени.

Как и многие поведенческие нарушения , у детей первоначально выявляются на основании жалоб родителей, а не объективных критериев. Многие из поведенческих расстройств сна представляют собой результат взаимодействия между нормальными изменениями сна по мере роста ребенка (как указано выше) и реакцией на них родителей. Например, одним из наиболее распространенных нарушений сна у грудных детей и детей раннего возраста является расстройство, связанное с засыпанием.

В этих случаях ребенок привыкает засыпать только при определенных обстоятельствах, например когда его укачивают или кормят, и у него не вырабатывается способность засыпать самостоятельно. Ночью во время кратковременных пробуждений (которые в норме возникают в конце цикла сна - каждые 90-120 мин) или проснувшись по другой причине, ребенок не способен вновь заснуть, если не создать привычные для этого условия.

Младенец подает сигналы родителям с помощью плача или приходит к родителям в спальню (если ребенок уже не спит в детской кроватке) и не может уснуть до тех пор, пока не будут созданы определенные условия. Таким образом, возникает проблема, связанная с длительными ночными пробуждениями у ребенка, которые приводят к недостаточному количеству сна (как у ребенка, так и у родителей!).

Лечение расстройства , связанного с засыпанием, в типичных случаях включает программу, нацеленную на исключение участия родителей в процессе засыпания ребенка, в том числе и ночью (систематическое игнорирование). У детей старше года возможно установление новых ассоциаций, связанных с засыпанием, которые помогут ребенку заснуть самостоятельно в случае ночного пробуждения (например, использование предметов, которые всегда будут под рукой у ребенка ночью, таких как одеяло или игрушка), в дополнение к положительному подкреплению (небольшое поощрение за то, что ребенок заснул самостоятельно, например наклейки). Цель в том, чтобы помочь ребенку развить навыки самостоятельного засыпания в случае ночного пробуждения, а также вечером при укладывании в постель.

«Постепенное угасание » - это более медленный процесс отвыкания ребенка от его зависимости от присутствия родителей в период засыпания, он включает периодические «проверки» родителями через постепенно удлиняющиеся интервалы времени. Если ребенок привык просыпаться для ночного кормления («привычный голод»), то такие ночные кормления должны прекратиться постепенно. Родители должны быть последовательны в осуществлении терапевтической программы и не провоцировать невольно ночные пробуждения ребенка. Родителей также необходимо предупредить, что в начале лечения ребенок может чаще плакать по ночам («вспышка после угасания»).

Напротив, расстройство в виде отказа ложиться спать чаще встречается у детей дошкольного и более старшего возраста и характеризуется затруднением засыпания и нежеланием ложиться спать («крик задернутых занавесок»), а не ночными пробуждениями. Отсроченный дебют сна приводит к неадекватной продолжительности сна.

Наиболее часто это расстройство развивается в результате невозможности (или нежелания) родителей установить постоянные правила, связанные с укладыванием ребенка спать, и настаивать на том, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время, что часто усугубляется оппозиционным поведением ребенка. В некоторых случаях, однако, отказ ребенка ложиться спать вызван какой-либо проблемой (например, такие заболевания, как бронхиальная астма, прием некоторых медикаментозных препаратов, такие расстройства сна, как «синдром беспокойных ног» или тревога) или несоответствием между внутренним циркадным ритмом ребенка (ночная сова) и требованиями родителей.

Курс терапевтических мероприятий, позволяющих, как правило, добиться хороших результатов, обычно включает уменьшение внимания родителей по отношению к поведению ребенка (направленного на отдаление времени засыпания), создание в спальне ребенка условий, настраивающих на сон, и положительное подкрепление (например, наклейки) за правильное поведение ребенка перед сном. У детей более старшего возраста может быть эффективным обучение техникам релаксации, которые помогают им заснуть легче и быстрее.

Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.

— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!

А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.

Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного , конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа... Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор...»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“... О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал...»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания . У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки . Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок...»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям...

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Похожие статьи