Чем с кем попало быть омар хайям. Лучше одному, чем вместе с кем попало


Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть;
Быть лучше одному - чем вместе с кем попало!

М ы зачитываемся стихами Омара Хайяма, не подозревая о том, что этот удивительный человек стоял у истоков алгебры, развивал астрономию и сестру ее, астрологию. Его великим открытием стала астрология питания: он первый составил кулинарную книгу для знаков Зодиака и изобрел множество потрясающих рецептов.

Единственный ребенок в семье богатого ремесленника, Омар, чье имя переводится как "жизнь", был смыслом существования для родителей. Жизнь его до двадцати лет была привольна и приятна. В медресе его обучали лучшие учителя - математики, философы, медики, астрономы и астрологи, он с удовольствием занимался науками, писал первые, еще неумелые стихи и, как и все поэты, пренебрегал прозой жизни. Если дома ему и доводилось иногда заглянуть на кухню - то только затем, чтобы получить от матери вкусное угощение. Но, как говорится, все хорошее рано или поздно заканчивается. После смерти родителей Хайяму пришлось бежать из Нишапура, оставив довольно значительное состояние отца на разграбление...

В холщовом заплечном мешке беглеца лежало лишь несколько наиболее ценных книг да небольшой запас продуктов. Он отправился в путь, рассчитывая лишь на свои силы и выносливость. Когда сбитые ноги молили о привале, а голова кружилась от зноя, вдали показался одинокий дом у дороги. На его пороге сидел старец, сильно напомнивший Омару отца. - Зайди, странник, - произнес старик, не ожидая ни участия, ни отказа.
- Есть у тебя вода, отец? - Омар присел рядом с ним на порог.
- У меня есть все. Но нет сил, чтобы поддержать свою бедную жизнь, - медленно проговорил старец.
Омар внимательно оглядел собеседника и понял, что тот умирает от истощения. Юноша подхватил старика под мышки, отнес в дом и уложил на лежанку. Сбегал к арыку, принес воды, напоил старца, а затем пошел на кухню... И вот тут-то впервые пожалел о том, что понятия не имеет, как нужно готовить пищу!

Но делать нечего - опасение, что старик может на его глазах умереть от истощения, заставило его действовать без промедления. Омар нашел в кладовке увесистый кусок говядины, нарезал его, радуясь, что полоски получаются тонкими. Развел огонь и поставил греть тяжелый медный казан. Вспомнив, что в родительском доме мясо подавалось непременно с овощами, отправился на огород.
Омар вдруг почувствовал странное вдохновение - как будто всегда знал, что ему следует делать, только немного подзабыл. Вернувшись в кухню, уже уверенно принялся за дело... Он вспомнил учение Ибн Сины, утверждавшего, что смесь чеснока, вина и соевого соуса быстро возвращает человеку утраченные силы, сообразил, что мясо - питательнейший продукт, - выдержанное в этой целебной смеси, получится еще вкуснее и полезнее и станет для изможденного старика настоящим лекарством. Вскоре говядина была готова...
Посолив, попробовав кусочек мяса со щепотью овощного гарнира, Омар сам поразился, до чего же вкусно получилось! С горделивой улыбкой выложил мясо и овощи в небольшую миску и отнес старику. Тот отведал:
- О-о-о, сынок! Да у тебя настоящий дар! - и, покачивая седой головой, значительно взглянул на юношу.
- Я готовлю впервые, - опустил глаза Омар. - Ну, видел пару раз, как мама и служанки возятся с мясом... Но мне понравилось это занятие!

Старик жадно, не выронив ни кусочка, съел угощение. Омар тоже в два счета опустошил свою миску, сложив ладони, короткой молитвой поблагодарил Аллаха за приют и хлеб насущный и обратился к хозяину:
- Я изучил в медресе немало медицинских трактатов. И часто посещала меня мысль, что еда - наилучшее лекарство от всех болезней. Великий Ибн Сина не успел дать этой науке достойного развития, но мне кажется, я смогу продолжить и завершить начатое им дело...
- Да одарит тебя Аллах удачей, сынок!
Спустя несколько месяцев Хайям покинул гостеприимный дом у дороги, оставив на удивление окрепшего и помолодевшего старика в добром здравии, и продолжил свой путь. Устроившись в Исфахане, он продолжил занятия математикой, написал свои первые рубай и при этом увлеченно учился готовить, собирал и совершенствовал старинные рецепты!

Слухи об Омаре Хайяме - человеке, умеющем готовить удивительные блюда, разнеслись по всему Исфахану. Однажды сам великий султан Маликшах прислал к поэту своего визиря с предложением - стать придворным надимом.
Следующие десять лет он устраивал для повелителя пышные приемы, разнообразные развлечения, изобретал все новые потрясающие рецепты и разработал таблицы астрологического питания, в которых подробно расписал, какую пищу следует есть представителям различных знаков Зодиака. (Этот труд принес ему поистине всемирную известность - даже сегодня его таблицами пользуются астрологи многих восточных стран!)
После смерти повелителя Омар Хайям покинул дворец и отправился в Бухару, где до последнего дня занимался строительством обсерватории, наблюдением за светилами, уточнял свои расчеты в созданной им новой науке - астрологии питания. Умер он в глубокой старости со счастливой улыбкой на устах, составляя комментарии к лечебным диетам...

Говядина от Хаяма

  • говяжья вырезка 450 г
  • подсолнечное масло 4 ст. л.
  • редис 10 шт.
  • огурец 1 шт.
  • чеснок 4 зубчика
  • темный соевый соус 8 ст. л.
  • сухой херес 4 ст. л.
  • сахарный песок 4 ч. л.
  • тертый корень имбиря 1 ч. л.
  • соль по вкусу

Чеснок очистить, пропустить через пресс, слегка посолить. Смешать в миске раздавленный чеснок, соевый соус, добавить херес. Всыпать в полученную смесь сахарный песок. Взбивать до полного растворения сахара. Мясо вымыть, обсушить, нарезать тонкими полосками. Залить приготовленным маринадом и оставить на 12 часов. В глубокой сковороде подогреть масло и положить мясо. Жарить на сильном огне, постоянно помешивая, в течение 5-7 минут. Нарезать тонкими полосками свежий огурец. Смешать огурцы с редисом, посолить, посыпать имбирем и подавать на гарнир к мясу.

За многие тысячелетия существования людей на земле общечеловеческая культура накопила богатые знания в области особенностей взаимоотношений между членами общества. Как сказал один из восточных мудрецов, «Лучше голодать, чем есть, что попало», лучше остаться в одиночестве, чем общаться с недостойными.

Кто сказал эти слова?

Слова "Лучше голодать, чем есть, что попало", "лучше быть одному, чем среди неравных тебе людей" принадлежат перу известного восточного поэта Омара Хайяма.

Родом он был из Персии, жил около тысячи лет назад, прославил себя как известный математик и астроном. В течение всей своей жизни Омар Хайям писал короткие четверостишья, которые назывались рубаи.

В этих стихах он выражал свою жизненную философию. Будучи поэтом мусульманской культуры, он не разделял части вероучительных положений этой религии: скептически относился к божественному замыслу Аллаха, предавался пессимизму, наблюдая перед собой примеры несправедливости и порока.

Философия восточного поэта

По своей жизненной позиции он, скорее всего, близок деятелям эпохи Возрождения, которые также стремились всей своей жизнью доказать право человека самостоятельно строить свою судьбу и изменять окружающий мир.

Собственно говоря, стихи Омара Хайяма получили своеобразное «второе рождение» именно в западном мире, когда позапрошлом веке их стал переводить на английский язык один из западных поэтов. Благодаря интересу к личности далекого персидского автора, были заново открыты и его математические и астрономические достижения, поэтому сегодня имя этого человека известно любому образованному любителю словесности.

«Лучше голодать, чем есть, что попало»: лучше, получается, одному? Что обозначает эта фраза?

Маленькое рубаи О. Хайяма, в котором указывается, что нужно тщательно выбирать себе круг друзей, стало предметом спора уже достаточно давно. Ведь человек - существо социальное, он живет в общении с себе подобными, поэтому часто одиночество для него невыносимо.

Почему же поэт древности предлагает уединение в качестве спасительного островка покоя для каждого из нас?

Постараемся ответить на этот вопрос.

Заметим, что стихотворение это (как произведение истинного философа) содержит логическую дилемму: «быть с кем попало» или «быть одному» (процитируем последнюю строчку стихотворения: «Лучше будь один, чем вместе с кем попало»).

Безусловно, альтернатива достойная: чем общаться с теми, кто тебя никогда не поймет и не оценит, не лучше ли побыть в молчании и размышлении? Ведь такой вариант будет лучшим для всех, не правда ли?

Иногда О. Хайяма обвиняют в излишнем высокомерии, ведь его фраза: «Лучше голодать, чем есть, что попало» лучше никому не делает. Что же? Неужели поэт призывает нас воздерживаться от пищи?

Нет, он, скорее всего, учит нас разборчивости в еде (что в целом весьма актуально для нас, людей 21-го века). Лучше поголодать, чем съесть продукты с ГМО, лучше воздержаться от пищи, чем питаться товарами из "Макдоналдса".

В пище и в выборе друзей нужно быть разборчивыми, тогда вас не будут ждать тяжелые заболевания и люди, которые находятся рядом с вами, не предадут в трудную минуту.

Поэт все-таки прав. И это мудрость, идущая из глубины веков.

Насколько актуальна сегодня восточная мудрость?

И афоризмы актуальны всегда - и 1000 лет назад, и сегодня, в наш век компьютерных технологий. Человек остается человеком, поэтому и тихие рубаи О. Хайяма всегда найдут своего читателя. А в наше время, когда краткие высказывания воспринимаются гораздо лучше, чем многотомные сочинения Толстого и Достоевского, тем более.

Поэтому читайте бессмертного персидского поэта и получайте наслаждение от его произведений! А самое главное - ищите себе круг настоящих друзей, которые бы вас понимали и ценили!

Что адекватные и порядочные люди остаются одни, решив, что с них довольно, и больше они не намерены проверять своих потенциальных партнёров и возможных супругов на наличие здоровых психических и моральных качеств. А тем из нормальных, кто ещё не отчаялся, приходится иметь дело с оставшимися в игре, чтобы потом так же отчаяться и махнуть рукой на поиски достойного спутника жизни.

Тот же вопрос, впрочем, можно задать и девушкам, которые готовы очертя голову прыгнуть в постель абы к кому, а потом плачутся, что мужики безответственные, заставляют аборт делать или бросают одну с ребёнком. А своя голова, укомплектованная глазами и мозгом, тебе на что? Неужели ты не видела, к чему человек стремится, что ему надо от жизни и от тебя? Надеялась переделать его? Думала, что всё обойдётся? Зря.

Понятно, что иногда оказывается способным на подлость человек, от которого меньше всего её ожидаешь. Но всё же обычно эти поступки вполне предсказуемы, если смотреть, что из себя человек представляет как личность. Не на то, как он выглядит. Не на то, сколько он зарабатывает. Лишь на то, кто он такой, чего он стоит как человек, чего стоят его слова и намерения.

Нет, вы не задолбали меня, люди, не полагающиеся прежде всего на разум и объективную реальность. Я сама такой же была, но, к счастью, необходимые жизненные уроки усвоила довольно рано. Я не успела разочароваться во всех мужчинах, но успела понять: прежде чем начинать вместе жить и спать, надо очень долго и пристально к человеку приглядываться, не поддаваясь порывам страсти и безрассудства. Мне горько смотреть на ваши поломанные судьбы и вынужденный цинизм.

Пожалуйста, не отчаивайтесь, верьте в лучшее. Не забывайте думать, присматриваться, анализировать, делать выводы, исходя из фактов, а не из ваших ни на чём не основанных надежд, что всё будет хорошо само по себе без ваших усилий. И вот ещё вам добрый совет от Омара Хайяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Фото: Sergejs Rahunoks/Rusmediabank.ru

Всем известны заезженные до лоска строки Омара Хайяма: «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало, два важных правила запомни для начала: ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало». Люди делают их лозунгом своей жизни. Но приносит ли это счастье, вот вопрос…

На мой взгляд, утверждение спорное. Я хочу не то, что бы поспорить с великим восточным мудрецом, а просто посмотреть на это высказывание с точки зрения сегодняшней реальности. Прекрасно быть идеалистом, ждать великой любви, в которой все будет прекрасно, питаться только полезными и качественными продуктами, но не всем это по силам и по карману, между прочим. Давайте смотреть правде в глаза.

Мне кажется, назрела необходимость написать рубаи-опровержение этой затасканной истине, которую берут на вооружение те, кто не хочет работать над отношениями и живет в вымышленном идеальном мире. И страдает от этого, между прочим, потому что этот мир, придуманный Хайямом и выданный как истина в последней инстанции, совсем не похож на то, что на самом деле нас окружает.

А что на самом деле?

Когда я читаю это рубаи Омара Хайяма, я представляю его . И понимаю, что он сам, вероятно, написал эти строчки в минуту разочарования и боли, от горького понимания невозможности изменить мир и сделать его совершенным. Может быть, даже от злости и бессилия достичь своей нереальной мечты. Но в итоге получилась идеальная формула, которую множество людей сделали принципом своей жизни.

Между прочим, «царь философов Востока и Запада» родился в семье ремесленника и никогда бы не стал перебирать харчами, и ел бы, как и все остальные ремесленники « что попало», то есть то, что достанется, если бы его не пригласили во дворец султана Малик-шаха в качестве приближенного. Султан поручил астроному сооружение самой большой в мире обсерватории и позволил заниматься математикой и поэзией. Просто сказочно идеальные условия! Почему бы и не придумать идеальную формулу мудрой жизни.

Но Хайям был «самым ученым мужем столетия», «мудрейшим из мудрецов»… А можем ли мы похвастаться тем же? Большинство из нас являются тем самым ремесленником, который изготовляет шатры и не каждый день имеет икру, чтобы намазать ее на хлеб с маслом. Посмотрите правде в глаза, наконец, и перестаньте мерить себя идеальными мерками восточного мудреца.

Что мы имеем на самом деле?
Толпы совсем неидеальных, неудобных, неприятных, чужих и сомнительных личностей.
Некачественная еда: генномодифицированная, нитратная, искусственная, суррогатная, просроченная, отравленная.
Отвратительная экология.
Сложные взаимоотношения с людьми (практически со всеми, даже самыми хорошими, на первый взгляд).
Несовершенство мира, людей, самого себя.
Борьба за выживание в прямом и переносном смысле слова, которая не прибавляет людям эмпатичности.
Гонка за деньгами, статусом, престижем, славой – вечное соревнование и столкновение интересов.

Кстати, Омару Хайяму султан предлагал стать правителем его родного города Нишапура. Но дальновидный мудрец, прекрасно понимая, что ему придется иметь дело с повседневными городскими проблемами и их решением, с людьми, простыми и неидеальными, которые отличались от его богатых и могущественных покровителей, и отказался от этого предложения. Кто знает, как сложилась бы жизнь мудреца, если бы ему не повезло на дружбу с сильными мира сего и останься бы он поэтом среди обычных ремесленников.

Категоричность и максимализм или терпимость и толерантность?

Еще сложнее, чем с качеством пищи, дело обстоит с людьми, которые нас окружают. С теми, кого мы не выбираем (нашими родственниками) и с теми, с кем связываем свою жизнь, однажды назвавши любимыми. К сожалению, человечеству нечем особенно похвастаться в сфере улучшения . Конечно, мы уже немного культурнее, чем неандертальцы, но дикости в нашей жизни хватает. Причем на самом обычном бытовом уровне. Мы и сами можем быть с легкость отнесены к тем, кого Омар Хайям в своем стихотворении называет «кем попало».

Идеальных людей не существует и это прекрасно, на мой взгляд. Каждый человек, который нас окружает, хоть когда-нибудь да попадет в разряд ненужных, неудобных, неуютных для кого-то. Что же нам теперь и не жить? Изолироваться друг от друга и ждать идеальных партнеров и совершенных отношений? Тот же восточный мудрец уже в другом стихотворении снова максималистски утверждает: «Кто живёт с синицею в руках, свою жар-птицу точно не найдет». Спасибо, дедушка Хайям. Припечатал! «Точно не найдет?!» Типун тебе на язык, старик! Ты же все крылышки нам отрубаешь.

Следуя такому совету, можно всю жизнь гоняться за мифическим журавлем, так и не поняв, что та синица, которую предлагалось держать в руках и которая казалась серой и незначительной, и была нашим настоящим журавлем. Бывает и такое!

А может быть, нам стоит не за журавлями гоняться, а за любовью. За теплом и созвучием, за людьми, которым мы могли бы отдать часть своей души и помочь стать счастливыми. Пусть эти синицы, на чей-то взгляд, покажутся не такими блестящими, влиятельными и высокими, но это будут близкие нам люди.

Любовь и дружба – это ведь не поиск приятных людей, это близость, в которой может быть все: радость и счастье, приятные и не очень приятные моменты, добрые и не слишком добрые слова и поступки.

Любовь – это не идеальная красивая сказка, которая приносит только радость и легкость, это сама жизнь со всеми своими сложностями, противоречиями, ошибками и сомнениями. Любовь не бывает идеальной, но если она есть в вашем сердце, даже самые большие сложности преодолимы.

Любовь дает нам веру в себя и людей, какими бы неидеальными они ни были. Кстати, иногда мы даже больше любим тех, кто далек от идеала. Любим не за то, что они летают как журавли. А просто за то, что они есть на свете. Порой трудно объяснить, за что мы их любим. Но это единственное, что делает нас по-настоящему мудрыми и счастливыми.

Бедный , думал ли он, что его рубаи все вдруг возьмут на вооружение в буквальном смысле и будут оправдывать ими свое неумение общаться с людьми и быть к ним терпимыми и толерантными. Спросить бы у Хайяма: «А что если любимый сделает что-то неприятное для меня, поведет себя как «кто попало», обидит, в дурку сыграет, унитаз забрызгает… Мне что его сразу в синицы записать? Выбросить из своей жизни и снова голодать в одиночестве?»

Интересно, что бы старик ответил…

Похожие статьи