Беременная в Аушвице: выжившая жертва Холокоста вспоминает о решении, спасшем жизнь ей и ее неродившемуся ребенку. «Почувствовать себя человеком»: Истории женщин, которых не сломил Холокост Еврейские дети во время холокоста миньоны

А мультфильм "Гадкий Я" придумали в Белом доме, чтобы противостоять фашизму

Пользователи утверждают, что прототипами Миньонов (Minions), маленьких желтых существ из мультфильмов "Гадкий Я", были еврейские дети, замученные нацистами во время Второй мировой войны.

По этой версии, в костюмах с небольшим отверстием для глаз детей отправляли в газовые камеры, где они плакали и на идише просили о помощи. Из-за скафандров их слова становились совсем неразличимыми, а получающийся тоненький звук очень веселил "экспериментаторов".

А поскольку сходство Миньонов с людьми на фото очевидно, многие стали утверждать, что Обама поручил Голливуду созжать этот мультфильм специально (!), чтобы напомнить людям об опасности фашизма и больше не допустить подобного ужаса.

Каждый такой пост получает множество комментариев, полных сожаления и сочувствия.

Это не так!

На самом деле эта фотография сделана в начале XX века и на ней нет никаких детей. Это всего лишь первые водолазы в гидрокостюмах - экипаж подводной лодки в скафандрах, 1908 год.

А вот как трансформировались гидрокостюмы с тех пор.

В 1914 году Честер МакДаффи (Chester MacDuffee) построил первый водолазный костюм с шариковыми подшипниками, чтобы обеспечить подвижность суставов. Изобретение протестировали в Нью-Йорке на глубине 65 метров.

1926. Металлический водолазный костюм P-7 фирмы «Neufeldt-Kuhnke» тестируют во Франции.

30 ноября 1925. Изобретатель Дж. С. Пересс объясняет, как работает его новый нержавеющий гидрокостюм на выставке судоходства в Лондоне. Он весил почти 250 кг и мог погружаться на глубину 198 м.

15 августа 1931. Американский изобретатель Х. Л. Боудин со своим глубоководным гидрокостюмом с установленными на плечах 1000-ваттными лампами.

23 июня 1933. Группа парней из Лос-Анджелеса в водолазных шлемах, сделанных из частей водонагревателей и прочих деталей.

НАЧАЛ РАБОТАТЬ ФОНД ДЛЯ ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ В ДЕТСТВЕ ХОЛОКОСТ.
ЛИЦА, ПЕРЕЖИВШИЕ В ДЕТСТВЕ ХОЛОКОСТ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕННЫМ КРИТЕРИЯМ, МОГУТ ПОДАВАТЬ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОДНОРАЗОВОЙ ВЫПЛАТЫ В РАЗМЕРЕ 2500 ЕВРО

Клеймс Конференс утвердила иски 69,145 еврейских жертв нацистских преследований к оплате из Фонда переживших Холокост в детском возрасте (Child Survivor Fund), и выплатила в общей сложности около 185 миллионов долларов США.

Бланки заявлений были отправлены по почте пережившим Холокост,
которые, как считает Клеймс Конференс, могут иметь право на получение выплат из нового Фонда для лиц, переживших в детстве Холокост. Клеймс Конференс собрала информацию об этих выживших из других программ выплаты компенсаций.

Фонд будет производить одноразовые выплаты в размере 2500 евро (около 3125 долларов США) лицам, пережившим в детском возрасте Холокост, и соответствующим установленным критериям.

Этот фонд открыт для евреев, пострадавших от нацизма, которые подвергались преследованиям за свое еврейство, родились не ранее 1 января 1928, и подвергались одному из ниже перечисленных видов преследования:

  1. были в концентрационном лагере; или
  2. были в гетто (или аналогичном месте заключения, в соответствии с германской программой рабского труда); или
  3. были в подполье или жили под чужим именем, в течение, по меньшей мере, 6 месяцев, в оккупированных нацистами странах или странах “оси” (согласно критериям, установленным для Фонда Article 2/ Фонда Центральной и Восточной Европы (CEEF); или
  4. были на эмбриональной стадии развития в течение того периода времени, когда их мать подвергалась преследованиям, как описано выше.

Фонд основан для признания страданий тех, кто пережил Холокост, перенеся неимоверную травму в детстве. Эти люди испытали немыслимые страдания: отделение от родителей в детском возрасте, необходимость скрываться, спасаться бегством, ужас быть пойманным, лишения и жестокое обращение в гетто, и даже ужасы концентрационных лагерей, где очень мало кому из детей удалось выжить.

Клеймс Конференс считает, что примерно от 70 000 до 75 000 евреев, переживших в детстве Холокост и проживающих сегодня по всему миру, будут иметь право на получение компенсации.

Лица, получившие ранее либо получающие сейчас компенсационные выплаты, и не получившие бланк заявки по почте, пожалуйста, заполните свои данные, и бланк будет выслан вам по почте.

Другие лица, не получившие бланк заявки по почте, но желающие обратиться в Фонд для лиц, переживших в детстве Холокост, могут

Заявки должны быть поданы самими пережившими Холокост, а не их наследниками. Однако, если переживший Холокост человек, соответствующий установленным критериям, скончался после того, как его заявка была получена и зарегистрирована в Claims Conference, переживший его супруг имеет право на получение выплаты. Если супруга/супруги пережившего Холокост, который соответствовал установленным критериям, тоже уже нет в живых, то его ребенок (дети) имеют право на получение выплаты.

"Детская книга войны" с дневниками детей о Холокосте

После начала Второй мировой войны прошло уже почти 78 лет, и тем, кто был детьми в то страшное время, уже около 80 лет и более. Даже по меркам средней современной продолжительности жизни в Израиле (81 год для мужчин и 84 года для женщин) это поколение уходит в небытие. При этом надо учитывать и то, что из шести миллионов евреев, погибших в годы Холокоста, 1,2 миллиона составляли дети — это также снижает вероятность найти переживших Шоа в современном еврейском мировом сообществе.

Среди детей того времени, живущих в настоящее время, по понятным причинам бывших еврейских беженцев Второй мировой войны существенно больше, чем тех, кто оказались на территориях, оккупированной нацистами. Кончина в прошлом году бывших малолетних узников гетто и концлагерей лауреатов Нобелевской премии писателей Эли Визеля, Имре Кертеса и писательницы, "советской Анны Франк" Марии Рольник (Рольникайте) оставила горестный след в душах читателей их произведений о пережитых в гитлеровских застенках страданиях.

Мария Рольник подростком попала в еврейское гетто Вильнюса, а затем прошла через страшные испытания нацистских лагерей смерти. Дневниковые записи, которые она вела с 14 до 18 лет, заучивая их наизусть в Вильнюсском гетто и нацистских концлагерях, превратились после войны в книгу "Я должна рассказать", переведенную впоследствии на восемнадцать языков.

Одним из первых документов о судьбах еврейских детей войны была книга на идише "Детская мартирология" (мартирология — собрание сказаний о жизни и страданиях мучеников), опубликованная в 1947 году в Буэнос-Айресе издательством "Польское еврейство". Огромное количество документальных сведений о судьбах еврейских детей в гетто и концлагерях содержится в сборниках "Нюрнбергский процесс: преступления против человечности", представленных ныне в Интернете.

Нацисты еще до Второй мировой смогли консолидировать немецкий народ лозунгом "Одна раса, одно государство, один фюрер". Придя к власти в Германии, гитлеровцы уже на государственном уровне провозглашали, что немцы "в расовом отношении выше евреев", являющихся угрозой для так называемого "германского расового сообщества". Антиеврейская политика была частью плана немецкой консолидации, ее целью стало уничтожение еврейского народа. В нацистской пропаганде утверждалось, что между евреями и животными нет никакой реальной разницы. В итоге в ходе войны полицейскими формированиями, поддерживаемыми подразделениями вермахта, СС и коллаборационистами, были убиты миллионы еврейских мужчин, женщин и детей.

Между 1941 и 1944 годами нацисты депортировали с оккупированных территорий и из стран многих своих союзников по гитлеровской каолиции в гетто и в лагеря уничтожения миллионы евреев, где они были убиты в специально созданных для этого газовых камерах. У взрослых еще была небольшая вероятность спастись, будучи отобранными для принудительного труда на немецких предприятиях. Дети, особенно в возрасте до 12 лет, в основном не имели шансов быть использованными в качестве работников и выжить. Например, в Освенциме из 216 тысяч детей постарше, депортированных в лагерь, были отобраны для принудительного труда только 6700 подростков. К концу войны лишь от 6 до 11 процентов еврейских детей в Европе остались в живых.

Дети Варшавского гетто

Дети оказались первыми жертвами массовых нацистских преступлений. Именно с них началось уничтожение евреев в огромных масштабах "индустриальным способом". В "Протоколе Ванзее" от 20 января 1942 года записано: "Рейхсмаршал Геринг назначил Гейдриха уполномоченным по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе". На их совести — миллионы погибших людей: расстрелянных, повешенных, заживо сожженных, задушенных газом. Страшное воспоминание об их "заслугах" — пяти-шестилетние еврейские дети, которых гнали в газовые камеры, а они, пытаясь спастись, показывали на свои жалкие, худенькие кулачки и говорили: "Мы еще сильные, мы можем работать!" Испытываешь невольный ужас, читая документальное распоряжение нацистских палачей, приведенное на Нюренбергском процессе: детей бросать в печи крематория живыми, не затрачивая ресурсы на умерщвление! Из этих же документов узнаем, что общее количество евреев, убитых при помощи газа в Освенциме в период между апрелем 1942 и апрелем 1944 годов, составило более миллиона человек.

О том, какие методы воспитания немецкой молодежи применялись нацистскими преступниками, свидетельствует французская подданная Ида Вассо, директор существовавшего во Львове пансиона для престарелых французов. В период оккупации немцами города она имела возможность посещать львовское гетто. Из заявления этой француженки видно, что немцы воспитывали немецкую молодежь, тренируя молодых нацистов в стрельбе по живым целям — детям, которых специально отдавали организации гитлерюгенд в качестве мишеней.

Посылая детей на смерть в газовые камеры, их чаще всего отделяли от родителей. Януш Корчак, директор сиротского еврейского приюта в Варшавском гетто, отказался покинуть обреченных на гибель детей. Он добровольно сопровождал своих воспитанников в газовую камеру, разделив их судьбу в лагере смерти Треблинка.

Среди 1,5 миллиона детей, уничтоженных нацистами и их пособниками-коллаборационистами, помимо более миллиона еврейских и десятков тысяч цыганских, были и немецкие, и польские дети с физическими и умственными недостатками. В качестве примеров могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; убийство по так называемой "программе эвтаназии" (практике прекращения жизни) в основном немецких детей, страдающих неизлечимыми заболеваниями; расстрелы вместе с родителями детей на оккупированной территории Советского Союза.

Многие еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет), использованные в концентрационных лагерях на принудительных работах, гибли из-за тяжелейших условий труда. В гетто и концлагерях дети также умирали из-за отсутствия еды, одежды и крыши над головой. Были случаи гибели детей из-за ужасных условий в транзитных лагерях, откуда их отправляли в лагеря смерти. Врачи СС и медицинские "исследователи" в концлагерях использовали детей, прежде всего - близнецов, для медицинских экспериментов, в результате которых "подопытные" умирали.

Нацистское руководство равнодушно относилось к массовой смертности детей, так как считало, что они непригодны для какой-либо полезной деятельности. Старостам еврейских советов гетто (юденратов) порой приходилось принимать болезненные и неоднозначные решения, чтобы выполнить германские квоты на депортацию в лагеря смерти. Так, решение юденрата в Лодзи в сентябре 1942 года депортировать детей в центр убийства Хелмно было примером трагического выбора. Это сделали для выполнения требования нацистов об обеспечении определенного количества отправляемых на смерть евреев. У оставшихся в гетто взрослых все-таки было больше шансов остаться в живых в ужасных условиях.

Несмотря на уязвимость, некоторые дети умудрялись стать незаменимыми, доставляя с риском для жизни контрабандные продукты и лекарственные средства в гетто. Некоторые дети постарше участвовали как члены молодежного движения в деятельности подпольного сопротивления. Часть детей совершала побеги с родителями или другими родственниками, а иногда и сами, в семейные отряды еврейских партизан.

Судьба детей Холокоста может быть представлена в виде ряда категорий: убитые по прибытии в лагеря смерти; уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах; рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их; дети старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и некоторых — как объекты для медицинских экспериментов и, наконец, убитые во время карательных или антипартизанских операций.

В рамках компании по "защите арийской крови" расовые эксперты СС отдавали приказы насильственно перевозить детей с оккупированных территорий Польши и Советского Союза в Германию для усыновления их расово настроенными немецкими семьями. Такие дети, чей внешний вид свидетельствовал о "расовой нордической крови", должны были быть похищены и подвергнуться процессу отбора. Зачастую светлые волосы, голубые глаза или красивое лицо были достаточным основанием для "возможной германизации". В то же время, если польские и советские женщины, угнанные на работу в Германию, имели сексуальные отношения с немцами (в основном по принуждению), в результате которых наступала беременность, их заставляли делать аборт или вынашивать ребенка в условиях, влекущих за собой смерть младенца в случаях, когда по мнению "расовых экспертов" ребенок имел недостаточно арийской крови.

После погрома "Хрустальной ночи" в ноябре 1938 года некоторые страны смягчили жесткие ограничения в отношении еврейских беженцев, особенно в отношении детей. Из-за невозможности получения виз для выезда в безопасные государства многие родители предпочитали спасать своих детей, отправляя их туда одних. Очень немногие из таких семей воссоединились после войны. "Детский транспорт" был неофициальным названием усилий по спасению еврейских детей-беженцев (без родителей) между 1938 и 1940 годами. Тысячи были переправлены из нацистской Германии и оккупированных немцами территорий Европы в Британию.

Один из таких спасателей детей — Николас Джордж Уинтон (1909-2015), который перед началом Второй мировой войны в конце 1938 года организовал спасение 669 детей (преимущественно еврейского происхождения) в возрасте от двух до семнадцати лет из оккупированной немцами Чехословакии, вывезя их в Великобританию. Уинтон происходил из семьи немецких евреев, принявших крещение. Он находил для детей приют с помощью его матери, живущей в Англии. Она подыскивала там семьи, готовые принять к себе еврейских детей.

Работа Уинтона в Праге заключалась в том, чтобы организовать выезд детям; для этого необходимо было согласие властей Нидерландов, через чью территорию осуществлялся транзит, и финансовые гарантии, без которых Великобритания не допускала их прибытие в страну. В течение многих лет он хранил тайну спасения детей, но в 1988 году жена Уинтона обнаружила его записную книжку 1939 года с адресами английских семей, принявших спасённых детей. В сентябре 1994 года Николас Уинтон получил благодарственное письмо от президента Израиля Эзера Вейцмана. Еврейское происхождение Уинтона стало препятствием в присвоении ему израильского звания "Праведника мира", хотя он и являлся христианином. Такое звание, согласно статуту, присуждается только неевреям, которые спасали

Еврейские дети из Германии, прибывшие в Англию после "Хрустальной ночи"

евреев в годы нацистской оккупации Европы.

Среди праведников мира особое место занимает подвиг Ирены Сендлер (1910-2008) — польской активистки движения Сопротивления, спасшей 2500 еврейских детей из Варшавского гетто. Будучи сотрудницей варшавского Управления здравоохранения и членом Совета польской подпольной организации помощи евреям ("Жегота"), Ирена Сендлер часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Она, используя свое служебное положение и своих единомышленников, смогла вывезти из гетто 2500 детей, которые далее были переданы в монастыри, в польские детские дома и семьи. Маленьким детям давали снотворное, помещали в небольшие коробки с дырками, чтобы они не задохнулись, мешки и корзины, детей постарше прятали под брезентом в кузовах грузовиков и вывозили на машинах, которые доставляли в лагерь дезинфекционные средства.

Ирена Сендлер

20 октября 1943 года она была арестована по анонимному доносу. После пыток её приговорили к смерти, но праведницу спасли подкупленные охранники, которые сопровождали её к месту казни. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям. После войны она раскопала свой тайник с данными о спасённых детях и передала их в комитет польских евреев. Сирот поместили в еврейские детские дома. Позже значительную их часть переправили в Палестину. В 1965 году израильский музей Холокоста "Яд ва-Шем" присудил Ирене Сендлер звание Праведника мира.

Некоторые неевреи прятали еврейских детей, а иногда и других членов семьи, рискуя жизнью. Во Франции почти все протестантское население небольшого городка Шамбон-сюр-Линьон с 1942 по 1944 годы массово участвовало в укрывании еврейских детей. Так же поступали католические священники и католическое население в Италии и Бельгии.

Приведем письменное показание под присягой, данное в Лондоне доктором Рудольфом Кастнером, бывшим функционером венгерской сионистской организации: "В отношении венгерских евреев в Освенциме применялись следующие правила: дети не старше 12 или 14 лет, старики старше 50 лет, а также больные и люди, привлекавшиеся за совершение уголовных преступлений, сразу по прибытии отправлялись в газовые камеры. Новорожденных еврейских детей уничтожали немедленно".

В 1944 году в лагерь Освенцим-Биркенау стали в большом количестве прибывать еврейские дети из Италии и Франции. Все они были больны, страдали от голода, плохо одеты, часто - и без обуви, не имели возможности даже умываться. Во время варшавского восстания в лагерь привезли заключенных детей из Варшавы. Они были помещены в отдельный барак. В лагерь также доставили детей из Венгрии, которые работали вместе с ровесниками из Польши. Всех этих детей использовали для самых тяжелых работ. Они должны были перевозить на тележках из одного лагеря в другой уголь и другие тяжелые грузы, работали также при разборке бараков во время ликвидации лагеря. В январе 1945 года все были эвакуированы и должны были идти пешком в Германию в тяжелых условиях, под обстрелом эсэсовцев, без пищи, проходя около 30 километров в день. Дети подвергались той же системе унижения, что и взрослые, причем голод доводил до того, что они искали среди помоев и грязи картофельную шелуху.

В очерке "Лагерь уничтожения" (газета "Красная звезда" с 10 по 12 августа 1944 года, в трех номерах) специального корреспондента газеты популярного поэта военных лет Константина Симонова читаем его впечатление от посещения концлагеря Майданек в момент его освобождения: "…Барак с обувью. Длина 70 шагов, ширина 40, набит обувью мертвых. Обувь до потолка… Самое страшное — десятки тысяч пар детской обуви. Сандалии, туфельки, ботиночки с десятилетних, с годовалых…"

Многие еврейские дети из Польши, спасаясь с родителями от нацистской оккупации и гибели, оказались на территории СССР после сентября 1939 года. В 1942 году польское правительство в изгнании и руководство СССР достигли соглашения об эмиграции польских беженцев, среди них оказались около тысячи еврейских детей. В феврале и августе 1943 года они были отправлены через Тегеран в подмандатную Палестину. Выжившие еврейские дети из Румынии, находившиеся в гетто Транснистрии в годы войны, были возвращены в Румынию в декабре 1943 года и затем отправлены в Палестину.

После капитуляции нацистской Германии и окончания Второй мировой войны беженцы и перемещенные лица разыскивали своих пропавших детей по всей Европе. Тысячи осиротевших мальчиков и девочек находились в лагерях для перемещенных лиц. Многие из них вместе со взрослыми, выжившими в Холокосте, отправлялись в западные зоны оккупированной Германии, а оттуда — в еврейские поселения в Эрец-Исраэль. В рамках движения "Алият а-ноар" (ивр. — "Молодежная алия") тысячи евреев репатриировались в еврейские поселения, а позже, после образования в 1948 году еврейского государства, в Израиль.

Из еврейских детей, которые подвергались преследованиям со стороны нацистов и их союзников, лишь небольшому числу уцелевших удавалось писать дневники, которые дошли до наших дней. Они отражают всю горечь потери дома, языка и культуры; разрушительное отделение от семьи и друзей, проблему приспособления к жизни в незнакомом и страшном окружающем мире. Дети, спасшиеся на оккупированных территориях, в основном скрывались в убежищах в течение многих месяцев. Были дети и подростки, которые выдавали себя неевреями по сомнительным фальшивым документам, используя внешнее сходство с местным населением. Они были вынуждены быстро приспособиться к новой идентичности и окружающей среде. Научились откликаться на фиктивные имена, избегали языка или манер, которые могли бы указать на их происхождение. Поскольку из выживших еврейских детей часть была спрятана отдельными лицами или религиозными учреждениями с верой, отличной от иудейской, эти дети и подростки научились читать молитвы чуждой им религии, чтобы предотвратить подозрения взрослых. Одного неверного слова или жеста могли быть достаточными, чтобы поставить под угрозу жизнь как ребенка, так и его спасателей. Эти дети и те, кто их укрывал, жили в постоянном страхе, даже их голоса или топот порой могли вызвать подозрение соседей. Дети в своих дневниках описывали мучительные пути бегства, трудности, связанные с поисками безопасного убежища, постоянное чувство страха быть пойманными. Подростки пытались скрыться от немецких властей на чердаках, в бункерах и подвалах по всей Восточной и Западной Европе, их воспоминания отражают проблемы их выживания в таких условиях.

Дневники детей и подростков эпохи Холокоста зачастую затрагивают такие темы, как природа человеческих страданий и борьба с отчаянием. Их воспоминания предоставляют читателям страшный мир детей, которые жили и умирали во время Катастрофы. Дневники Анны Франк стали одной из самых читаемых книг в мире, превратив его автора в символ сотен тысяч еврейских детей, погибших во время Холокоста.

Понятно, что выжившие малолетние узники были полностью лишены детства, что всю оставшуюся жизнь жуткие воспоминания, горечь потерь и болезни, связанные с лишениями в детстве, постоянно отравляли им существование. Советское государство игнорировало проблемы еврейского населения, пережившего Холокост. Пребывание взрослых евреев в гетто и концлагерях часто расценивалось как предательство. В силу этого после войны даже бывшие малолетние узники никогда не упоминали о своем пребывании в гетто и концлагерях в разговорах с нееврейскими сверстниками. Сама тема Катастрофы находилась под негласным запретом, в основном воспевалась дружба народов в годы испытаний войны, хотя это не всегда соответствовало действительности…
Александр ВИШНЕВЕЦКИЙ

Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.

В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.

За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей.

Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.

Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя.

Заключенных, в основном евреев, называемых Зондеркоманда, заставляли закапывать трупы или сжигать их в печах. Так как нацистам не нужны были свидетели, большинство членов Зондеркоманды регулярно помещали в газовые камеры, из нескольких тысяч человек выжили меньше двадцати. Некоторые члены Зондеркоманды перед смертью закапывали свои свидетельства в банках. По иронии судьбы, выживание членов Зондеркоманды зависело от постоянного поступления новых еврейских заключенных в концентрационные лагеря

9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.

На первых этапах уничтожения европейских евреев нацисты насильно переселяли их в гетто и придерживались политики непрямого истребления, лишая евреев основных средств к существованию. В самом большом Варшавском гетто в Польше каждый месяц умирало около 1% населения.

Примерно 1/3 часть живущего в то время еврейского народа была убита при Холокосте.

В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.

Слово «Холокост» происходит от греческого holo «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший». Оно означает жертвоприношение животного, при котором все тело сжигается. Холокост также известен как Шоа, что в переводе с иврита означает «разрушение, уничтожение». Понятия «Шоа» и «Последнее решение» всегда относятся к уничтожению нацистами евреев, а нарицательное «Холокост» относится к устроенному фашистами геноциду в целом, в то время как «холокост» может означать массовое истребление любой группы людей любым правительством.

В период Холокоста были убиты примерно 220,000-500,000 цыган.

В отличие от других геноцидов, при которых жертвам часто удается избежать смерти, перейдя в чужую религию, живущее в то время еврейское поколение могло спастись только, если их бабушки и дедушки приняли христианство до 18 января 1871 года (до даты основания Германской Империи)

Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году.

Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.

Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел.

Многие еврейские дети, которых спрятали в христианских семьях во время Холокоста, не догадывались о своем происхождении и оставались со своими приемными родителями. Некоторые дети настолько привязались к приемным родителям, что не хотели покидать их, чтобы воссоединиться с выжившими членами родной семьи.

В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.

Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.

Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.

Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек. Большинство людей в мире сначала отказывались верить советским отчетам об ужасах, увиденных там.

1 слайд

Дети – жертвы Холокоста.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

Владимир Высоцкий

Цели: актуализировать знания учащихся о второй мировой войне и Холокосте ; показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма; воспитывать негативное отношение к нацизму и фашизму, воспитывать чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

2 слайд

  1. Вступительное слово учителя.

Каждый человек должен помнить эти даты: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года. Каждый человек должен знать эти цифры: 27 миллионов человек, погибших на полях сражений, умерших от голода, замученных в концлагерях; 1418 дней длилась Великая Отечественная война, отчёт времени тогда вели не годами, не месяцами, а, именно, днями. Каждый день - это битва за свою жизнь, за жизнь родных людей, за жизнь родной страны.

3 слайд

27 января 2016 г. исполняется 71 год с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Именно о холокосте мы будем сегодня говорить. Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. С каждым днем на территории Российской федерации увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов, помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.

4 слайд

Бухенвальдский набат

5 слайд

  1. Словарная работа. Значение слова Холокост.

Что такое Холокост?

Холокост (с греч. яз. Holocaust - "всесожжение") - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе.

Слово «Холокост» происходит от др. греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение».

В Библии – это одна из форм жертвоприношения в храме.

«Холокост» - наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны в Европе в 1933 - 1945 гг.

Холоко́ст - систематическое преследование и истребление немецкими нацистами почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

  1. Беседа с привлечением выступлений учащихся.

Учитель

Как такое могло случиться в цивилизованной Европе?

Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества. Главной целью гитлеровцев являлась расчистка жизненного пространства для «высшей» арийской расы, к которой они относили лишь немцев, скандинавов, бельгийцев и население Северной Франции. Безусловному уничтожению подлежали евреи и цыгане. Остальные национальности, в частности и славянские, считались «трудоспособными» – значит годными для использования «на работах». Стариков, инвалидов, детей и женщин с маленькими детьми обычно зачисляли в разряд «нетрудоспособных» и направляли прямо в газовые камеры.

Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта.

Ученик (читает стихотворение «Хрустальный звон»)

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

…Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя!

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон!

Валерий Агаронов

6 слайд

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог(еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев.

7-9 слайды

1сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи – это враги, и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами». (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии).

После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.

10 слайд

Рассказ учащегося

Анна Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне, в еврейской семье. Отец Анны, Отто Франк , был офицером в отставке, мать, Эдит Холландер Франк, - домохозяйкой. После прихода Гитлера к власти семья эмигрирует в Нидерланды. В мае 1940 году Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев. Семья Анны с несколькими другими евреями скрывались в нежилых помещениях неработающей фабрики. Более двух лет они ни разу не выходили наружу. Продовольствие им доставляли отважные друзья-голландцы. Потом всё же их обнаружили гитлеровцы и отправили в транзитный лагерь Вестерборк, потом в Освенцим, а в конце октября того же года Анну и ее сестру Марго перевели в Берген-Бельзен, где они обе погибли зимой 1945 года. Погибли все - мать, сестра, друзья, выжил только отец, Отто Франк. Он и опубликовал дневник дочери после войны в 1947году. Дневник был переведён на 32 языка. Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю - 1 августа 1944 года.

11 слайд

Ученица читает отрывки из дневника Анны

(ноябрь 1942)

Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось- старики, младенцы, беременные женщины, больные - все тронулись в этот смертельный поход.

Об отчаянии: Я достигла точки, когда для меня не имеет значения - жить или умереть. Мир будет вертеться и без меня, а я ничего не могу сделать, чтобы изменить ход событий. Просто даю вещам идти своим ходом, сосредоточиваюсь на учебе и надеюсь, что в конце концов все уладится само собой.(1944г)

О виновных: Я не верю, что только важные люди, политики и промышленники, виновны в войне. О, нет, маленький человек… В природе человека желать уничтожать, убивать, нести смерть. И пока все человечество, без исключения, не подвергнется огромным изменениям, войны будут продолжаться. (1944г)

12 слайд

Рассказ учащегося

Януш Корчак - талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение» и др., а также книг для детей: «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на необитаемом острове», вошедших в классику мировой литературы.

13 слайд

Видеофильм

14 слайд

Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома. Дети шли парами на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта картина потрясла даже эсэсовцев. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать». Но доктор Корчак еще раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца".. При этом, доктор прекрасно знал, КУДА они едут и оставить детей действительно не мог.." Потрясенный этим мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся.

15-16 слайд

Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть. Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они проходили селекцию, то есть их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Учитель

Холокост – это составная часть и российской истории. Ведь нацисты, как известно, начинали с уничтожения евреев, но «на прицеле» у них были и другие народы, в том числе и славяне. Несколько миллионов мирных советских граждан других национальностей было уничтожено нацистами и их пособниками на оккупированной территории СССР. Идеологи расовой теории утверждали, что не только евреи, но и славяне являются представителями «низших рас», и, следовательно, не имеют права на свободное существование. Евреи оказались первыми в страшной очереди на уничтожение, но такая же участь ожидала и славянское население.

Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом.

В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев-беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

В 1941-1942г.г. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок.

19 слайд

20 слайды

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Осень 1941 года. Оккупированный Киев. Роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» начинается с текста той самой листовки, которая появилась на улицах Киева в сентябре 1941 года.

(Вот ее текст: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской улиц (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги и ценные вещи, а также теплую одежду, белье и пр. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».)

21 слайд

Видеофильм Бабий яр и стих. Нателла Болтянская (Маргарита Попова)

22, 23 слайды

В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

24, 25 файлы

Учитель

21 ноября 1941 г. немецкие войска на неделю захватили Ростов-на-Дону. Из-за кратковременности первой оккупации они не успели организовать массовое уничтожение евреев. Второй раз немецкие войска захватили Ростов-на-Дону 24 июля 1942 г. В первые же дни были изданы приказы о специальном обозначении евреев и их поголовной регистрации с 14 лет (включая крещенных и имеющих в паспорте обозначение о принадлежности к другой национальности). 5-6 августа 1942 г. пленные красноармейцы были посланы рыть большие ямы (размером 5-7 м. и глубиной 3 м.) и рвы близ пос. 2-я Змиевка. До 8 августа эти военнопленные были расстреляны в вырытых ими рвах и ямах. 9 августа было опубликовано «Воззвание к еврейскому населению», которое обязывало явиться к 8 часам утра 11 августа на 6 сборных пунктов «для организованного переселения в особый район». С утра 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. Оттуда их на машинах вывозили и пригоняли колоннами по 200-300 чел. к пос. 2-я Змиевка. Здесь каратели и полицейские расстреливали взрослых (часть была уничтожена в душегубках, вмещавших по 50-60 чел.), которых предварительно заставляли раздеться догола. Детей отравляли, смазывая им губы сильнодействующим ядом (мазь желтого цвета).В первый же день было уничтожено более 13 тысяч евреев. Другие места расстрелов были установлены позднее. Сразу после окончания войны на месте массового уничтожения евреев Ростова-на-Дону в Змиевской балке был установлен памятник с фигурами двух солдат Советской Армии со знаменем. 9 мая 1975 г. здесь был открыт мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма в Змиевской балке» (без указания о национальности жертв). В сентябре 2004 г. мэр города подписал постановление об открытии в этом мемориале памятный доски со следующей надписью: «11-12 августа 1942 года здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста».

26 файл

Наш разговор мы заканчиваем словами основателя Центра «Холокост», российского историка и философа Михаила Яковлевича Гефтера:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ».

  1. Итог классного часа

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

27 файл

Песня Мир без войны – дети Земли


Похожие статьи