Первые изображения богоматери на престоле. Иконография пресвятой богородицы. Икона Богоматерь на троне

Доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть .

Двумя распространенными типами икон Богородицы также является изображение Богородицы на Престоле, или Всемилостивейшей Богородицы, где Она представлена как Царица Небесная, Которая может миловать обращающихся к Ней христиан, откликаться на их просьбы, давать им духовные силы для совершения каких-то подвигов. Поэтому Богородица на Престоле очень часто встречается как в качестве храмовых икон, так и в домах. Помимо икон, такой тип изображения Богородицы очень часто присутствует на мозаиках, особенно византийских, и фресках.

Последний момент в земной жизни Богородицы – Ее успение. Так называется и особый тип икон. Причем стоит обратить внимание на слово «успение». Не смерть, а именно успение. В общем-то, это не столько грустное событие, сколько логичное – за душой Богородицы пришел Сам Иисус, и Ее душа изображается в виде младенца, запеленатого в абсолютно белые пеленки. То есть душа чистая, как у новорожденного младенца. Богородица возносится Своим Сыном в Град Небесный и превращается в ту Самую Царицу Небесную на Престоле, тип иконы которой я описала до этого.

Вокруг гроба, где лежит тело Богородицы – потому что на иконах «Успение» одновременно присутствуют и душа Богородицы, и Ее тело, – стоят апостолы. Все, кроме одного. Это апостол Фома, не успевший к этому событию, не простившийся с Богородицей. И чтобы не обижать его, и не повергать его в грусть, именно Фоме Богородица оставила Свой знаменитый пояс, который он потом взял. Кстати, по легенде часть этого пояса находится у нас, в храме, расположенном рядом с Храмом Христа Спасителя. Только почему-то об этом не очень хорошо известно верующим, и гигантские очереди к кусочку этого пояса, все время находящегося в Москве, в храме во 2-м Обыденском переулке, почему-то не стоят.

Кроме знаменитых, очень часто употребляемых образов Успения Богородицы, Всемилостивейшей Богородицы на Престоле, Великой Панагии, Богородицы Одигитрии, Оранты, Умиления, есть еще менее встречающиеся, но достаточно известные образы.

Например, икона «Богородица Неопалимая Купина», где Богородица изображена в пылающем ромбе, и, вообще-то, это отсылка к моменту Ветхого Завета, где Бог говорит с пророком Моисеем в виде горящего куста, от которого исходил голос. В данном случае проводится параллель между Новым Заветом и Ветхим.

Также есть образы Богородицы «Неупиваемая Чаша», «Утоли мои печали», «Радость всех скорбящих», «Нечаянная радость» и т.д. Вообще, типология изображений Богородицы очень разнообразна, не говоря о том, что есть отдельные иконы, изображающие этапы жизни Богородицы, начиная от Ее рождения и введения в храм, вплоть до успения Богородицы.

С изображением Богородицы, и в частности его распространенным типом – «Умиление», к которому относится знаменитая Владимирская Богоматерь, связана замечательная, трогательная христианская легенда. В ней говорится, что первым иконописцем был один из учеников Христа, а именно апостол Лука. Первый образ, который он написал, был именно образ Богородицы. Причем написан он был на столешнице, за которой трапезничали и Богородица, и апостолы. И после успения и вознесения Богородицы апостол Лука написал на этой столешнице образ Богородицы «Умиление». Владимирская Богоматерь по своей типологии считалась изводом от той первой иконы, которую написал апостол Лука совсем скоро после тех событий, о которых рассказывает Евангелие, то есть в I веке нашей эры.

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.

Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей,
ибо отныне будут ублажать Меня все роды.
(Лк. 1:47-48)

Предание относит первые изображения Богоматери к раннехристианскому времени, называя первым автором Ее икон апостола и евангелиста Луку, однако написанные им иконы до нашего времени не дошли, и можно достоверно говорить лишь о позднейших списках первописанных икон Пречистой Девы, с большей или меньшей точностью воспроизводящих древние иконографические типы, создан-ные врачом возлюбленным (Кол. 4:14) и сотрудником (Флм. 1:24) апостола Павла. Л. А. Успенский так говорит об иконах, приписываемых евангелисту Луке: "Авторство святого евангелиста Луки нужно понимать в том смысле, что иконы являются списками (вернее, списками со списков) с икон, написанных когда-то евангелистом" [Успенский, с. 29].

Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед по-клоняющимися волхвами" [Кондаков, с. 14].

Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине, но уже в первые десятилетия существования Константинополя все главные святыни, связанные с Нею, перемещаются в этот город - новую столицу империи, принявшей Христа [Квливидзе, с. 501]. В Византии складывается почитание Матери Божией как Покровительницы столицы: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая; в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение… В словах Богородична 9-й песни Великого канона содержится напоминание о том, что почитание Пресвятой Богородицы в Константинополе многократно проходило испытание на верность: по горячей молитве жителей перед чтимыми иконами Пречистой Девы сохранялся град . Большая часть святынь, связанных с Богородицей, находилась в посвященной Ей церкви во Влахерне - предместье столицы. В числе тех, кто подвергал град искушениям , были и древние славяне; их походы - как "удачные" (завершавшиеся разграблением города), так и неудачные - были, по-видимому, первыми контактами наших предков с верой и почитанием Той, Которая изберет позднее землю Русскую одним из Своих земных уделов.

После III Вселенского Собора (431 г.), догматически закрепившего именование Пресвятой Девы Богородицей , почитание Её получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. почитание Божией Матери не мыслилось уже без Её святых икон. Основные типы икон Богородицы сложились в доиконоборческий период и, вероятно, представляли собой творческое развитие первописанных образов, созданных апостолом Лукой.

Первые сюжеты с изображением Богородицы ("Рождество Христово" и "Поклонение волхвов") в римских катакомбах Присциллы (II-IV вв.) носили исторический характер; они иллюстрировали события священной Истории, но по сути своей еще не были теми святынями, перед которыми возносились христианские молитвы Пречистой Деве. Кондаков так говорил о развитии иконографии Божией Матери: "Икона Божией Матери, помимо характера и типа, в ней изображенного, приобретает постепенно, вместе с ходом христианского искусства и развитием в нем своей роли (приблизительно уже с V века), особую черту, проводимую на ней тем самым отношением к ней молебщика, по которому она становится "моленной" иконой. Начавши с безразлично холодного представления исторического характера, икона вообще, а икона Богородицы в особенности, меняется, как бы по требованию и нуждам того, кто ей молится" [Кондаков, с. 5].

Вероятно, "гранью", разделяющей иллюстративно-исторические изображения Божией Матери и иконы моленные, является иконографический тип "Богородица на престоле", появившийся уже в катакомбах Присциллы в IV в. В несохранившейся росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) сидящая на престоле Богородица с Младенцем Христом была представлена в конхе апсиды - этот храм был первым, сооруженным после Собора 431 г., - и Церковь, преодолевшая ересь Нестория, молилась в нем Пречистой Деве Марии уже как Матери Божией [Лазарев, с. 32].

С середины V в. изображения Богородицы на престоле, а затем и Её изображения с Богомладенцем Христом, становятся типичными для росписи алтарной части храмов: собор Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553 гг.); церковь Панагии Канакариас в Литрангоми, Кипр (2-я четверть VI в.); базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне; церковь вмч. Димитрия в Фессалонике (обе VI в.). В VI в. такое изображение появляется на иконах (монастырь вмц. Екатерины на Синае) [Квливидзе, с. 502].

Другой известный с раннехристианских времен тип изображения Богоматери называется Оранта. Пречистая Дева изображается в этом случае без Богомладенца, с воздетыми в молении руками. Так Богородица изображена на ампулах из сокровищницы собора Боббио (Италия), на рельефе двери церкви Санта-Сабина в Риме (ок. 430 г.), на миниатюре из Евангелия Раввулы (586 г.), на фресках апсиды монастыря преподобного Аполлония в Бауите (Египет, VI в.) и капеллы Сан-Венанцио в Риме (ок. 642 г.), а также на донышках стеклянных сосудов [Квливидзе, с. 502, Кондаков, с. 76-81]. Богоматерь Оранта в храмовой росписи появляется в доиконоборческую эпоху часто - обычно в композиции Вознесения Господня - и надолго остается одним из излюбленных изображений (церковь св. Апостолов в Константинополе, церковь Успения в Никее, церковь св. Софии в Фессалониках, собор св. Марка в Венеции).

Именно такой тип изображения в числе первых появляется и на Руси: в Преображенском храме псковского Мирожского монастыря, в церкви св. Георгия в Старой Ладоге и новгородской церкви Преображения Господня (Спаса на Нередице) [Лазарев, с. 63].

Самыми ранними из дошедших до нас изображений Богоматери в храмовой росписи являются мозаики собора Киевского Софийского собора. Об основании этого величественного храма сообщает Ипатьевская летопись под 1037 г.: "Заложи Ярослав город великий Киев… заложи же и церковь Святыя София, Премудрость Божию митрополью". Другая летопись, Густынская, говорит о том, что "церковь прекрасная Св. Софии" украшена была "всякою красотою, златом и каменеем многоценным, иконами и кресты…" [цит. по: Этингоф, с. 71-72]. Мозаики Софии Киевской были созданы в 1043-1046 гг. византийскими мастерами. Храм был задуман как кафедральный собор Митрополита и полностью соответствовал своему предназначению - был главным храмом Святой Руси.

Пятиметровое изображение Богоматери в Софии Киевской получило название "Нерушимая Стена". По краю апсиды, в которой изображена Богоматерь, сделана надпись: Бог посреде его, и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра (Пс. 45:6). Русский народ, делавший первые шаги в своей христианской истории, воспринимал Богоматерь как свою Небесную Покровительницу. Молящаяся с воздетыми руками Богоматерь Оранта воспринималась как олицетворение Церкви Земной - и в то же время как Небесная ходатаица и молитвенница за Церковь Земную. Изображения Богоматери в убранстве Софии Киевской встречаются неоднократно [Лазарев, с. 64].

Название Оранты носит и еще одно древнее изображение Богоматери - это икона "Ярославская Оранта" (XII в., ГТГ). Этот иконографический тип был известен в Константинополе как Влахернитисса. Название Оранты было дано этой иконе ошибочно одним из ее первых исследователей А. И. Анисимовым. Икона была найдена в "рухлядной" кладовой Спасского монастыря в Ярославле. Такой тип в литературе по византийской иконографии именуется Великой Панагией [Кондаков, т. 2, с. 63-84; 114]. В Древней Руси такое изображение называлось Богородица Воплощение [Антонова, с. 52]. Богоматерь стоит на овальном орнаментированном красном подножии с воздетыми руками; на Ее груди помещен золотой диск с поясным изображением Спаса Еммануила. Богомладенец обеими руками благословляет именословным благословением. В верхних углах иконы расположены круглые клейма с изображениями архангелов Михаила и Гавриила, держащих в руках зерцала с изображением креста. В литературе существуют разные мнения о времени и месте написания иконы: от начала XII в. (Киев) до первой трети XIII в. (Владимирская Русь) [Антонова, т. 1, с. 51-53; Древнерусское иск., с. 68-70].

Кондаков указывает, что этот иконографический тип с изображением Богоматери с воздетыми руками и Предвечного Младенца в круге у Нее на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве VI-VII вв., а затем вновь широко распространился в X-XII вв. [Кондаков, т. 2, с. 110-111]. На Руси такое изображение встречалось в несохранившейся росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г.).

Одной из самых известных и, несомненно, самой почитаемой в центральной Руси была икона Богоматери, именуемая Владимирской, привезенная на Русь в первой трети XIII в. Судьба ее складывалась драматично. В 1155 г. князь Андрей Боголюбский перенес ее из Вышгорода во Владимир, украсил дорогим окладом и поместил в Успенский собор, построенный в середине XII в. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 г. князь Ярополк снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у князя Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея Боголюбского, над Ярополком Глеб вернул икону и оклад во Владимир. При взятии Владимира татарами, во время пожара Успенского собора в 1237 г. собор был разграблен, и с иконы Богоматери вновь содрали оклад. В 1395 г., во время нашествия Тамерлана, икона была привезена в Москву, и в тот же день (26 августа) Тамерлан отступил от Москвы и покинул пределы русского государства. Позднее икона пребывала в иконостасе главного храма страны - Успенского собора Московского Кремля. В 1812 г. перед древней святыней, увезенной в Муром, молились об избавлении от нашествия двудесяти языков . В 1918 г. икону из Успенского собора забрали; сейчас она в Третьяковской галерее. В 1993 г. перед Владимирской иконой возносил горячие молитвы святейший Патриарх Алексий II - стране грозила опасность быть ввергнутой в пучину новой гражданской войны.

Владимирская икона относится к иконографическому типу Умиление (Елеуса). Композиция, известная с раннехристианских времен, широкое распространения получила в XI в. Вместе с Владимирской в Киев была привезена другая икона Богоматери, названная Пирогощей (для нее была построена церковь). Ипатьевская летопись под 1132 говорит: "В се лето заложена бысть каменна святая Богородица, рекомая Пирогоща". Образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., в монастыре вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.), распространяются в послеиконоборческий период. Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца [Квливидзе, с. 503].

Еще один известный - и столь же чтимый в западных пределах Руси, как Владимирская в центральной ее части, - образ Богородицы Одигитрии, или Путеводительницы. Название свое она получила по имени константинопольского храма Одигон, где была одной из почитаемых святынь.

По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима императрицей Евдокией. Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы (лист 289 - в рост). На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к нему в молитвенном обращении [Квливидзе, с. 503].

Одним из чтимых образов Новгородской земли была икона Благовещения Пресвятой Богородицы, именуемая Устюжской (30-е г. XII в., ГТГ). Название связано с преданием о том, что икона, находившаяся в Георгиевском соборе новгородского Юрьева монастыря, происходит из Великого Устюга и именно перед нею молился в 1290 г. блаженный Прокопий Устюжский об избавлении города "от тучи каменной". Вместе с другими новгородскими святынями икона Благовещения была привезена в Москву Иваном Грозным [Древнерусское иск., с. 47-50].

Иконописный подлинник сообщает об Устюжском Благовещении: "Сын в персех у Пречистыя вообразися", т. е. на иконе изображается Боговоплощение. Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная Багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем (преподобный Андрей Критский). Иконы Богоматери, наглядно иллюстрирующие догмат о Боговоплощении, пользовались благоговейным молитвенным почитанием с древнейшего времени. Назовем здесь фреску середины XII в. в алтаре Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, а также излюбленный иконографический тип новгородцев - иконы Божией Матери Знамение, прославленные многими чудотворениями. Выносная икона Знамения (1169 г.), находящаяся в Новгородском музее, относится к иконографическому типу Богоматери Великой Панагии. Утвердившееся на Руси наименование иконы "Знамение" восходит к летописно засвидетельствованному чуду, бывшему в 1170 г. от чтимой новгородской иконы при осаде Великого Новгорода суздальцами. Благодаря Ее заступничеству Господин Великий Новгород был избавлен от беды.

К этой же иконографической традиции относится и киевская икона второй половины XIII в. - Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием. Находилась икона в Свенском монастыре недалеко от Брянска, где, по преданию, был в 1288 г. исцелен от слепоты черниговский князь Роман Михайлович, основавший в том месте обитель. То же предание говорит, что икона была принесена в новый монастырь из Киевского Успенского Печерского монастыря, где была написана в начале XII в. преподобным Алипием Печерским. Надо отметить, что Свенская икона является древнейшим изображением основоположников русского монашества. Текст на довольно хорошо сохранившемся свитке, который держит в руках преподобный Антоний, гласит: "Молю вас так, чада: держимся воздержания и не ленимся, имея в сем Господа помощником" [Древнерусское иск., с. 70-72].

Один из ранних исследователей русской иконописи, Иван Михайлович Снегирев, в письме к основателю отечественной археологии графу А. С. Уварову писал: "История иконописи у нас неразрывно связана с историей нашего христианства. На Русь она вошла из Византии рука об руку с Крестом и Евангелием". Русь в древние времена не знала иконоборческой ереси - ей пришлось пережить эту трагедию в ХХ столетии. Лишь немногие из тех древних святынь, которые пришли на Русь из Византии или были созданы уже на русской земле, дошли до наших дней. И тем ценнее для нас, христиан третьего тысячелетия, знание об этих святынях, память и благоговейное почитание их.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Т. 1. М., 1995.
Иоанн Дамаскин, св. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы. Полное собрание творений. Т. 1. СПб., 1913.
Квливидзе Н. В. Богородица: Иконография. ПЭ. Т. 5. С. 501-504.
Колпакова Г. С. Искусство Византии. Т. 1-2. СПб., 2004.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. I-II. СПб., 1914-1915.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1986.
Лившиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века. СПб., 2004.
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976.
Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989.
Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери

Трон, на котором восседает Божия Матерь, уподоблен святому престолу.

Богородица с Младенцем представляют собой идеальную Церковь, совершающую Таинство Евхаристии.

Иногда икону называют «Богородица на троне».

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Какие невзгоды не постигали бы человечество, Божия Матерь являла свои образы для преодоления любого из них. Лики Богородицы наполняют храмы и домашние молельни, напоминая, что помощь близко, стоит только остановить тщетную суету и обратиться к небесным сокровищам. Одно из таких сокровищ - прославленная в XX веке икона Божией Матери «Всецарица». Название «Всецарица» означает, что Пресвятая Дева - первая из женщин и дев, из всего человеческого рода, на земле и на небе.

История образа Пантанассы

Самое раннее чтимое изображение Богородицы, сидящей на троне в окружении Ангелов, появилось в Вифинии, в Тригилийском монастыре, основанном в 780 г. Ныне это город в Турции, на берегу Мраморного моря. От монастыря Пантовасилиссы остался храм в руинах, на стенах которого сохранилась часть фрески Богородицы.

В XIV веке другая икона Всецарицы была подарена Григориатскому монастырю на Афоне молдавским владетелем Стефаном Великим.

В 1428 г. во имя иконы «Пантанасса» («Всецарица») был основан монастырь на о. Крит. Обитель пережила падение Византии и сдалась только через 7 лет после воцарения турок. В ней находился чудотворный образ Богородицы, сохранившийся до сих пор. О его древности и чудесах говорит гирлянда серебряных подвесок, приносимых от благодарных молитвенников.

Еще один образ в XVI в. был поднесен Симонопетровскому монастырю Святой Горы от Никейского митрополита.

Икона Всецарицы, известная в России как Избавительница от онкологических заболеваний, была написана на Афоне в XVII в и находится там же, в монастыре Ватопед.

Чудодейственная сила Лика Богородицы

Сохранилось предание, как через неё Божия Матерь наказала колдуна. В храм, где был помещен образ Пантанассы, явился странный юноша. Подойдя к иконе, он начал шептать невнятные слова, и вдруг Лик Богоматери блеснул, как молния. Юноша отлетел назад и упал. Это видели многие, находящиеся в церкви. Когда монахи подняли его и стали расспрашивать, несчастный признался, что он маг и решил проверить на иконах силу колдовства.

Чудо, произошедшее от Пантанассы, стало поводом считать ее Защитницей от злых сил. Позже, в начале XX в, икона оказалась у известного Афонского старца Иосифа Исихаста. Ища уединения и подвигов, он часто переходил с места на место по святой горе. Образом Богоматери он благословил своих учеников и с тех пор икона находится в соборном храме монастыря Ватопед.

Всецарица в России

Еще большую славу Пантанасса приобрела, когда по молитве перед ней произошло несколько случаев исцеления от рака. Были сделаны списки для других афонских обителей, а в 1995 г. чудотворная икона из Ватопеда прибыла в Россию для поклонения. Здесь также был сделан список, помещенный в детском онкологическом центре в Москве.

Помощь от Богородицы детям началась незамедлительно: состояние всех больных значительно улучшилось, а одна девочка видела свет, исходящий от иконы. На праздник Богородицы икона стала мироточить, распространяя благоухание.

В 2005 г на Афоне был сделан еще один точный список с Пантанассы для женского монастыря «Всецарица» при онкологическом диспансере г. Краснодара. Игумен Ватопеда Ефрем засвидетельствовал идентичность образа и поставил на обратной стороне иконы благословение Святой Горы. Приложив список к 130 святыням Ватопедского монастыря, с великими почестями Всецарицу доставили в Краснодар, где от Царицы Небесной незамедлительно начала истекать благодатная помощь.

Всецарица побеждает болезни и колдовство

Народная любовь к образу Всецарицы растет, увеличивается число храмов в Её честь. Раковые и опухолевые заболевания, пугающие своей внезапностью и беспощадностью, отступают перед молитвой Богородицы, которую Она приносит за весь мир. К Её чудотворным образам стекаются люди, прежде неверующие, и получают облегчение. С приостановкой развития болезни появляются вера и силы совершать духовные подвиги.

Полезно. К Богородице Всецарице обращаются и за защитой от колдовства. Обладая недостаточной верой, некоторые люди боятся действий ворожей, колдуний и т.п., думая, что они способны нанести вред.

Божия Матерь не раз разрушала козни чародеев, показывая, как они слабы перед силой Божией. Молясь «Всецарице», любой христианин становится страшным для бесов и никакие злые силы не могут подступить к нему.

В Казанском храме г. Ростов-на-Дону на иконе вокруг Божией Матери изображены священномученик Киприан и мученица Иустиния - святые, побеждающие демонские козни.

Первым чудом от прибывшей в Россию иконы было исцеление от наркомании неверующего юноши. Несчастный повредился рассудком, вёл себя агрессивно. Мать молилась за него перед Всецарицей, заказала молебен и принесла домой святую воду. На удивление, вместо обычного крика и ругательств, парень попросил святой воды и выпил ее всю. После этого настроение его переменилось, он стал лечиться у нарколога и устроился на работу. Сейчас бывший наркоман благодарит Божию Матерь и помогает другим избавиться от зависимости.

Изображения и их значения

Фон символизирует Божественный свет. Часто для изображения света используют золото, иногда его заменяют драгоценными минералами: малахитом, киноварью, лазуритом или охрой.

Нимбы и надписи

Вокруг головы Богородицы, Спасителя и Архангелов - круглые нимбы, на афонской иконе они украшены орнаментом. Круг - символ вечности, говорит о безначальности и бесконечности Бога. Крест в нимбе Младенца Христа - символ Спасения, свидетельство о победе над диаволом, грехом и смертью. Соединение круга и креста - напоминание о том, что Бог воплотился, чтобы распяться за людей на Кресте.

Возле голов Спасителя, Богородицы и Архангелов стоят надписи, указывающие, кто изображен на иконе. На VII Вселенском соборе было принято решение, что без имени не может существовать иконного образа. В древней церкви сам момент надписания являлся торжественным освящением образа.

Образ Богомладенца подписывается по греческой традиции - IC XC. Это первые буквы слов Иисус Христос, Образ Богородицы - МР, что в переводе с греческого означает Матерь Божия. В перекрестье нимба Спасителя буквы в переводе с греческого означают «Сущий» (Существующий вечно).

Одежда Богородицы

Богородица изображена в одежде, которую носили замужние женщины на Востоке в первых веках - наброшенном на плечи мафории, чепце, платье-тунике и сапожках. Мафорий - большое покрывало, надевался на голову и окутывал почти всю фигуру. Багряный, пурпурный цвет - символ патрицианства. Чепец одевался под мафорий, прикрывал волосы.

Туника - прямая узкая одежда с рукавами, перехваченными поручами. Поручи - деталь богослужебного облачения - символ служения всей Церкви (в лице Богоматери) Богу.

При жизни на земле Богородица одевалась скромно и украшений не носила. Золотые украшения и восседание на престоле, изображенные на иконе, передают царское величие Богоматери.

Три золотые звезды на мафории - символ «приснодевства» (вечного девства, до рождения Спасителя и после), Младенец, закрывающий Собой одну из звезд, символизирует рождение от Девы.

Жесты рук Пресвятой Девы всегда молитвенно обращены к Богу в молитве за весь мир.

Изображение Богомладенца

Богомладенец изображен в белой рубашечке (белый - цвет райской чистоты), с полоской другого цвета на правом плече и в золотистом хитоне. Эта полоска называется «клав». В Риме клав - признак патрицианства, принадлежности к высшему сословию, а на востоке, в Палестине - признак путника, совершающего паломничество в Иерусалим. Золотые штрихи на одеждах Господа - царственное достоинство Христа.

Интересно. Младенец Христос на православных иконах изображается в пропорциях взрослого человека. Это напоминает, что Господь всегда был совершенным Царём, Владыкой мира.

Правой рукой Спаситель благословляет всех молящихся, в левой держит свиток - образ Его Новозаветного Учения, Его проповеди, Его слова.

Архангелы изображены так, как они являлись людям - в образе прекрасных юношей с крыльями, в красивых одеждах, отделанных драгоценными камнями, с кудрявыми прядями волос. В волосах у них диадемы - украшения из драгоценных камней, маленькие венцы, указывающие на принадлежность Архангелов к свите Небесного Царя. Ленточки за их головой - «слухи» - означают, что Архангелы всегда слышат и исполняют волю Божию.

Архангел, изображенный справа от Богородицы, указывает рукой вверх. В иконописи этот жест означает призыв к покаянию. Архангел слева стоит в молитвенной позе, сложив руки на груди. На некоторых образах, в том числе на древнейшей фреске Тригилийского монастыря, Архангелы подписаны «Михаил» и «Гавриил».

Иногда вместо Архангелов изображаются святые.

Где находятся иконы «Всецарица»

В настоящее время чудотворные списки с Пантанассы находятся:

  • в Новоспасском монастыре (Москва);
  • в Киево-Печерской Лавре (в 2012 г от образа исцелилась слепая девушка);
  • храм Всех Святых при детском онкологическом центре (Москва);
  • храм Св. мученицы Татьяне (МГУ);
  • женский Владычний монастырь в Серпухове;
  • женский монастырь «Всецарица» (Краснодар).

Святые источники во имя иконы Божией Матери «Всецарица» находятся:

  • в Дивеево (Маёвка);
  • в с. Тарасково (Свердловская область), там же находится местночтимая чудотворная икона Всецарицы;
  • в с. Большая Рязань (Самарская обл).

главная > иконы Богоматери > икона Божией Матери на троне

Икона Богоматерь на троне

Икона «Богоматерь на троне» (еще одно название – «Богородица на престоле») – может рисоваться в любом из иконографических стилей – будь то Панахранта либо Умиление, либо Знамение, либо в другом стиле. Данный тип икон изображает Божию Матерь на престоле с Младенцем на коленях. Символизм заключается в том, что Богоматерь и Младенец изображают идеальную Церковь, совершающую Святое Причастие, Таинство Евхаристии. Богородица с покрытой головой, в величественной позе держит богомладенца, вся Ее поза показывает строгость, выдержанность и самообладание. Трон в данном типе икон как нельзя лучше символизирует царственное величие Божией Матери.

Происхождение основных типов образов Богоматери, которая ровно восседает на троне и держит Младенца на коленях, относятся еще к III-IV векам. Это первый тип моленного образа Богоматери. Он появился в катакомбах Присцилы, где изображена сидя женщина, держащая голого младенцем на руках. Данное изображение и интерпретируется как образ Богородицы. Первый раз в христианском искусстве в церкви Санта-Мария Маджоре, что находится в Риме, это изображение появилось в алтарной части храма.

Русские иконописцы и мастера церковной росписи переняли тип иконы Богоматери с Младенцем на престоле и стали изображать их в окружении святых или ангелов. Однако, данный тип не сильно прижился в России и встретить его можно было не стихийно, а местами, эпизодически.

В церковном искусстве наоборот, – традиционным считалось изображение Богоматери на престоле в аспиде храма. Дионисий использовал данный мотив для украшения храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Связывают это в духом времени, когда Великого князя московского провозгласили Государем и Самодержавцем всея Руси.

Второй виток в своем развитии образ Богородицы на престоле получил во время правления императриц в России, во время эпохи русского барокко. Скипетр и держава, как символ земной царской власти, появились на иконе, но исчезли предстоящие (ангелы и святые). Начали появляться иконографические признаки той иконы, которая спустя сто лет получила название «Державной» и считается одной из самых известных икон данного типа.

Другая, не менее известная икона – «Всецарица». Она была написана в 12 веке, почти 200 лет хранилась на Афоне, в Ватопедском монастыре. Христиане стали замечать, что после молитвы перед этой иконой, случаются исцеления от онкологических заболеваний, поэтому данная икона считается чудотворной.

Существует предание – перед иконой Богородице «Всецарица» появился молодой человек и стал что-то непонятное бормотать. Лицо Богородицы в какой-то миг лицо Богоматери блеснуло, на подобии молнии, и молодой человек отлетел от иконы и пал на землю. Когда он пришел в себя, то исповедался и рассказал, что занимался магией, был далек от церкви и Бога, а в монастырь пришел, чтобы испытать свою силы на иконах. Произосшедший с ним случай, убедил парня измениться, поменять всю свою жизнь – он остался на Святой Горе и постригся в монахи. Это было первое проявление иконой своей силы.

Впоследствии стали замечать, что икона исцеляет от злокачественных опухолей, поэтому к ней ходят с просьбами и мольбами об исцелении.

Считается, что икона Богоматерь на троне помогает при болезнях и в делах укрепления веры.

Молитва Пресвятой Богородице «Державная»

Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал. Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

Во все времена власть считалась наиболее желаемым для любого монарха или члена монаршей семьи. Сколько мир натерпелся от борьбы за троны. Кроме того сколько крови было пролито по миру из-за завоевания земель и расширении своих владений. Сильные мира сего постоянно ищут покровительства и защиты сил свыше, чтобы те помогли осуществить задуманное. Чаще всего для таких целей используют молитву Державной иконе Богородицы. Данный образ стал наиболее почитаемым среди монархистов России.

Что означает икона

Обретена она была в 20 веке. многие считают, что этот образ очень важен для властных людей, некоторые даже говорят о том, что она им покровительствует. Впервые образ явил себя в 1917 году в момент отречения от престола Николая II. Одной крестьянке Евдокии было явление о белой церкви и образе который она должна найти.

Это происходило рядом с селом Коломенское. Так как женщина была глубоко верующей, то она рассказала обо всем этом священнику Вознесенской церкви. Поиски длились длительное время, и потом в подвале среди старых досок был найден образ Божией Матери «Державная». После очищения люди увидели лик Царицы Небесной, которая восседала на троне в красных нарядах. На голове ее была корона с нимбом, а в руках скипетр и держава. На ее коленях был Иисус.

Весть о явлении данного образа была воспринята людьми как некий знак. Они считали, что Богоматерь решила управлять Россией самостоятельно и стать ее заступницей. Иные же считали, что такое явление говорило о предстоящих испытаниях. Кроме того, в день обретения образа в Коломенском вышел целебный источник.

В чем помогает икона

Перед ликом данной святой происходило большое количество чудесных пришествий. Говорят, что искренние молитвы помогут справится с проблемами, которые у них есть. Чаще всего, в чем помогает Божья Матерь «Державная» это:

  • преодоление сложных и тяжелых недугов,
  • быстрая реабилитация после сложных заболеваний,
  • наставление на путь истинный,
  • обретение второй половинки,
  • решение финансовых трудностей,
  • спасение от воин и бед,
  • усмирение злости врага.

Молитва Богоматери

Обратится к данному образу может любой желающий. Основным должны быть искренняя вера, чистые помыслы, открытое сердце, отсутствие желания зла другим людям. Желательно читать строки перед образом и не будет лишним, если будет гореть свеча. Текст молитвы Пресвятой Богородице «Державная» заключается в следующих строках:

«О, мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.

Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней, даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарственне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Данная икона длительное время была скрытой от окружающих. Но на сегодняшнее время она находится в храме Казанской божьей матери в селе Коломенское.

Помните о том, нужно не только просить о чем-то, но и благодарить за то, что имеете. Поэтому каждый раз старайтесь начинать обращение к Господу с благодарственной молитвы. Ведь таким образом Вы обратите на себя его внимание и расположите его к своим новым прошениям. Несмотря на то, кому адресована Ваша молитва, сначала стоит обращатся к Господу, затем к Богородице и только потом к прочим святым.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

 Икона Пресвятой Богородицы “Божия Матерь На Престоле (Богородица На Троне)”

Варианты названия иконы:

  • Божия Матерь На Престоле
  • Богородица На Престоле
  • Богородица На Троне

Статус в православии: Православная икона.

Икона «Богоматерь на троне» (еще одно название - «Богородица на престоле») – может рисоваться в любом из иконографических стилей – будь то Панахранта либо Умиление, либо Знамение, либо в другом стиле. Данный тип икон изображает Божию Матерь на престоле с Младенцем на коленях. Символизм заключается в том, что Богоматерь и Младенец изображают идеальную Церковь, совершающую Святое Причастие, Таинство Евхаристии. Богородица с покрытой головой, в величественной позе держит богомладенца, вся Ее поза показывает строгость, выдержанность и самообладание. Трон в данном типе икон как нельзя лучше символизирует царственное величие Божией Матери.

Происхождение основных типов образов Богоматери, которая ровно восседает на троне и держит Младенца на коленях, относятся еще к III-IV векам. Это первый тип моленного образа Богоматери. Он появился в катакомбах Присцилы, где изображена сидя женщина, держащая голого младенцем на руках. Данное изображение и интерпретируется как образ Богородицы. Первый раз в христианском искусстве в церкви Санта-Мария Маджоре, что находится в Риме, это изображение появилось в алтарной части храма.

Русские иконописцы и мастера церковной росписи переняли тип иконы Богоматери с Младенцем на престоле и стали изображать их в окружении святых или ангелов. Однако, данный тип не сильно прижился в России и встретить его можно было не стихийно, а местами, эпизодически.

В церковном искусстве наоборот, - традиционным считалось изображение Богоматери на престоле в аспиде храма. Дионисий использовал данный мотив для украшения храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Связывают это в духом времени, когда Великого князя московского провозгласили Государем и Самодержавцем всея Руси.

Второй виток в своем развитии образ Богородицы на престоле получил во время правления императриц в России, во время эпохи русского барокко. Скипетр и держава, как символ земной царской власти, появились на иконе, но исчезли предстоящие (ангелы и святые). Начали появляться иконографические признаки той иконы, которая спустя сто лет получила название «Державной» и считается одной из самых известных икон данного типа.

Другая, не менее известная икона – «Всецарица». Она была написана в 12 веке, почти 200 лет хранилась на Афоне, в Ватопедском монастыре. Христиане стали замечать, что после молитвы перед этой иконой, случаются исцеления от онкологических заболеваний, поэтому данная икона считается чудотворной.
Существует предание – перед иконой Богородице «Всецарица» появился молодой человек и стал что-то непонятное бормотать. Лицо Богородицы в какой-то миг лицо Богоматери блеснуло, на подобии молнии, и молодой человек отлетел от иконы и пал на землю. Когда он пришел в себя, то исповедался и рассказал, что занимался магией, был далек от церкви и Бога, а в монастырь пришел, чтобы испытать свою силы на иконах. Произосшедший с ним случай, убедил парня измениться, поменять всю свою жизнь – он остался на Святой Горе и постригся в монахи. Это было первое проявление иконой своей силы.
Впоследствии стали замечать, что икона исцеляет от злокачественных опухолей, поэтому к ней ходят с просьбами и мольбами об исцелении.

Похожие статьи