Kоррекционные занятия для детей с аутизмом — стереотипные и сенсорные игры. Огбуз «центр медицинской профилактики» приглашает на

katya_men wrote in March 21st, 2011

Мы тут с одним прекрасным психиатром немножко это обсуждаем. Кое-что из нашей переписки тоже процитирую. Так вот. Я уж давно про это думаю,но вот посещение семинара американского невролога меня убедило в этих соображениях. Когда я увидела полупустой череп одной из его пациенток (в 3 года резекция головного мозга, удалено полностью правое полушарие), которая знает и говорит на двух языках, заканчивает технологический колледж (вероятно, программист, то есть математический интеллект тоже высокий).
Я поняла такую вещь. Несмотря на признание всей силы нашей отечественной нейропсихологии, я поняла, в чем ее главный прокол. Они все дети Лурии - это, с одной стороны, делает им честь, с другой же, упускает важное обстоятельство - Лурия все-таки работал и теоретизировал вокруг взрослого травмированного мозга. Экстраполяция буквальная его достижений и пониманий на травмированный детский мозг в корне не верна. То есть она практически не учитывает тем многих обстоятельств, которые открыты и поняты сегодня, и по-моему до сих исходят из поговорки, что "нервные клетки не восстанавливаются":)) (Доктор Филипс, в частности, приводил такой пример. Взрослый человек, потерявший зрение в зрелом возрасте, обучается языку Брайля, и когда он "читает", включаются те зоны мозга, которые отвечают за чувствительность пальцев. Ребенок, потерявший зрение в раннем детстве, обучаясь языку Брайля, начинает читать - и включаются те зону мозга, которые отвечают за зрение. То есть буквально не чувствует пальцами, а ВИДИТ ими.) Это все к вопросу нейропластичности мозга. И к тому, что травмированный детский мозг (а при аутизме тоже мы имеем травмированный детский мозг) надо тренировать без оглядки на какие-то там "канонические" зоны, ибо мы даже не знаем, как в этом "идеальном коллективе", каким является мозг, будут перепрофилироваться зоны и брать на себя разные "неположенные" функции.
Дальше. Давайте не забывать про те новые обстоятельства, что нарушение сенсорики может быть причиной моторной задержки. Раньше как считали (да при том же ДЦП) - если не может двигать, это моторные и миопатические проблемы. Был такой эксперимент - у обезьяны удалили нервные окончания на лапе, то есть сделали ее ладонь нечувствительной (ну как примерно у вас бы залепили пальцы толстым скотчем или ввели анестезиотик). И обезьяна прекратила пользоваться рукой. То есть - у нее никаких двигательных нарушений, она прекрасно ею двигает, поднимает достает, сгибает пальцы, то есть вообще никаких нарушений, но одна лишь потерял чувствительности ладони вызвала полный отказ от употребления руки. Это один аспект. А второй. Что выведя руку из употребления, у обезьяны чрезвычайно развились мышцы лица, крайне усложнилась моторика и способности и мимические, и использования мышц лица. То есть лицо начало забирать на себя функции «выброшенной» руки. (Это все объясняет те «чудеса», примеры которых мы знаем очень много, когда ДЦПшные дети прекрасно рисуют, держа кисточку в зубах или ногах. И нам кажется, что человек рисует ртом. На самом деле, с точки зрения его мозга, он рисует руками, и задействованы те зоны, которые отвечают за управление руками, просто «во плоти» это выражается через рот, это в НАШЕМ представлении человек рисует ртом, по сути же руками). Вообще, по последним данным, роль сенсорики - ключеваяв в нейрогенезе, т.е. в новообразовании нейронов мозга. Основные факторы стимуляции нейрогенеза, как ни странно, очень простые: научение (обучение) и физическая активность. То есть даже если мы, взрослые, читаем сложную книжку (производящую в итоге новое для нас знание) и делаем гимнастику - мы растим нейроны. Это мы, старые и усталые, а что говорить о детях??
Есть еще одно обстоятельство. Эпигенетика. Не знаю, что об этом знают наши нейропсихологии. Но мне не очень (пока чисто интуитивно) нравится вся эта система уровней - отрабатываем тут, «под коркой», потом тут «за коркой», а потом «перед коркой». Мне трудно представить, как можно открытия эпигенетического направления не принимать в расчет именно в нейропсихологической практике. Эпигенетика сравнительно недавно оформилась в самостоятельную область исследований. Но уже сегодня очевидны очень многие вещи. Одна из вдохновляющих эпигенетических гипотез о том, что активность многих генов подвержена влиянию извне, сейчас находит подтверждение во множестве экспериментов на модельных животных. Исследователи осторожны в комментариях, но уже никто не спорит с тем, что и животное Homo sapiens не в полной мере зависит от наследственности, а значит может на нее целенаправленно воздействовать. (Чтобы было понятно - эпигенетика - эта генетика, которая осуществляется вне буквальных изменения последовательности ДНК, но другие генетические факторы регулируют активность генов. Раньше учёные думали, что те гены, которые мы получили от матери и отца, сохраняются в течении всей жизни, не меняясь. Но сейчас они кардинально поменяли своё мнение в этом вопросе. Сейчас считается, что в течение всей жизни у человека постоянно меняется свой генетический статус. Это означает, что наши гены под влиянием принимаемой еды, режима питания, физической активности, стресса, вредных привычек и окружающей среды постоянно меняются, переходя из неактивной формы в активную и из активной в неактивную.) Так вот, по Уоддингтону (этот гениальный английский генетик предложил термин «эпигенетика» еще в 47ом году - согласитесь, довольно символично, почти в те же годы, когда Каннер «открыл» аутизм) процесс онтогенеза - это пространство возможностей - "эпигенетический ландшафт", представляющий собой набор эпигенетических траекторий, ведущих от зиготы (одной-единственной зачаточной клеточки) к взрослому состоянию организма. Под воздействием различных факторов (внутренних и внешних, генетических и негенетических) возможен переход с одной траектории на другую, в связи с чем, на основании одной и той же генетической программы возможно формирование множества траекторий онтогенеза (поливариантность онтогенеза).На фоне этого обстоятельства всякие "поэтажные" проработки мозга выглядят, по меньшей мере, схематично.
Один из известных эпигенетических процессов - это метилирование ДНК. Это все хитро довольно для простого изложения, пока не придумала, как это описать популярно (да, наверно, и сама не до конца разобралась). Но смысл в том, что целый ряд генов, которые у вас есть, «завернуты в одеяло» и спят там, метильная группа присоединяясь к одному из белков, заставляет это одеяло открывать и ген «выскакивает», экспрессируется то бишь. Например, вы можете иметь ген музыкальной одаренности, но он может проспать всю жизнь, если метилирование не поспособствовало его активации. Был эксперимент с крысами - одних детенышей постоянно держали при мамке и она их вылизывала до бесконечности, а других кормили и ухаживали за ними, но в сторонке от матери. Лизание изменяло активность процесса метилирования, и зализанные крысята экспрессировали гораздо большее количество генов, чем просто ухоженные. Клонированные особи живут существенно меньше, чем материнские (это, конечно, связано и с принципом клеточной информации, но это уже дебри).Вот вам и влияние среды, воспитания, а также тактильной коммуникации. Элементарное зацеловывание ребенка может работать нейропсихологической терапией.
Вот я спрашиваю хорошего врача, не видит ли он ущербности в экстраполяции методов преодоления «взрослой травмы» на травму детскую (особенно, ранне-детскую). Он пишет, в частности: «Трижды "да" про неверность переноса патологии взрослых на детский возраст. Я как психиатр в общем с этим сталкиваюсь регулярно, это допущение заложено в основы нашей психиатрической практики - во всем, что касается так называемых органических расстройств. Эта "органика" ставится налево и направо только по тому, что взрослые после травм в ДТП могут демонстрировать проблемы поведения похожие на проблемы тех же СДВГ детей. А раз похожи - значит и у детей тоже когда-то была травма, а если и не было, то значит обязательно была во время беременности и родов.
Это очевидно допущение, которое опровергается многими качественными наблюдениями... Но это столп детской психиатрии - аморфная и бессодержательная концепция "органики", которая очевидно нужна не для того, чтобы помогать хорошо, а для каких-то внутренних системных целей».
Далее я уточняю (ибо тоже считаю, что фактор травмы при том же аутизме существует), что понимается неверно в отчественной школе «концепции органики». Он пишет: «Органика - это не совсем про аутичных детишек. Просто ввернул как иллюстрацию неверности переноса опыта взрослых на детей. Эта идея - то, что иногда лучше известно под синонимом "минимальной мозговой дисфункции", то есть сборной солянки из нескольких разных проблем детского развития - СДВГ, дислексия, инертный темперамент, агрессивное поведение, задержки без умственной отсталости и т.п. Это самый популярный диагноз в детской психиатрии и вся его суть, вся его база основывается на том, что кому-то когда-то показалось, что эти расстройства похожи на те расстройства, которые наблюдаются у взрослого, перенесшего травму головного мозга (в ДТП, после инсульта, после менингита и т.п.). Такие травмы называли органическими и по аналогии детские проблемы стали называть органическими, предполагая наличие травмы во время беременности и родов.
И не важно, что уже как лет двадцать-тридцать появились прекрасные исследования, доказывающие роль наследственности, воспитания, социальных и психологических факторов в развитии этих нарушений, у нас это все целиком "органика", то есть проблема биологическая. Из этого масса последствий, не только теоретических.
представляете, когда мать кладет ребенка в больницу, обследуется в поликлинике и получает вот этот бессодержательный диагноз, что она вообще должна узнать о своем ребенке? Диагноз органического расстройства в итоге получают дети не похожие друг на друга совершенно - один тихий, другой возбудимый, один глупый, другой гений, но агрессивный. Лечение, естественно ноотропное, исходя из идеи, что ноотропы лечат орган мозг, залечивают последствия травм. И все. Никакой информации о сильных и слабых сторонах ребенка, о его затруднениях, о том, как с ним следовало бы поступать, как воспитывать, как учить в школе. И невозможно по этому диагнозу проводить нормальных исследований, в том числе фармакологических, психологических, психотерапевтических - группа невероятно разнородна.
И все это только из-за одного наблюдения о похожести проблем взрослых и проблем детей и неверного вывода об этиологической однородности этих проблем.
В англоязычной психиатрии уже 30 лет как отказались от концепции минимальной мозговой дисфункции, Rutter, английский психиатр, который поучаствовал и в создании самых известных диагностических инструментов для РАС, назвал ММД - "нейромифологией, созданной чтобы скрывать нашу безграмотность, неосведомленность". Ну а у нас то, от чего отказались давно и то, что вызывает усмешку, является предметом гордости, особым путем глубокого "аналитического" подхода к детской психике. По сути миф, но у нас вся психиатрия из мифов».
То есть, исходя из всех этих моментов, что я хочу сказать. Нейропсихологическое тестирование, которое по, допустим, остаточным, неинтегрированным рефлексам или по какой-то моторной, координационной «негладкости» тестирует у ребенка «травмированные лобные доли» и формирует программу на «вызревание лба» - это большая условность. Можно стараться, чтобы «вызрел лоб», а можно делать то, что тренирует гипоталамус, который насекретирует столько окситоцина, что и без лба человек станет сверхкоммуникабельным, или столько эндорфинов, что его поведение станет сильно ориентированным на социальную ценность. Или гипокамп возьмет на себя не только функцию памяти и пространственной ориентации, но ни с того ни с сего и речи. Я очень схематично говорю, разумеется. Но - мы ничего не знаем. Это с одной стороны, грустно признавать, с другой очень полезно. Ибо все установки «примите ребенка таким, какой он есть, он никогда не сможет ходить/говорить/читать/рисовать/играть на флейте» - это не только малодушная позиция. Это позиция по-научному в корне неверная. Я перечислила только несколько факторов, которые развенчивают предопределенность исхода ранней детской травмы. Их еще больше.
Например, при одной из недавних консультаций с одним из ведущих патофизиологов из Военмед академии, он сказал примерно такую вещь - его наблюдения за подобными случаями (в частности, мы обсуждали и поствакцинальную «неврологию» и одну из причин ее возникновения) говорят о том, что выздоровлению сильно способствует пубертат. То есть, с одной стороны, гормональная активность усложняет внешнюю картину, с другой же, сильно способствует глубинному восстановлению. Ибо гормональная система - мощнейший биохимический фактор. То есть маленький ребенок - это не полностью запущенный биохимический механизм (посему, вероятно, и последствия токсической травмы столь велики именно в раннем детстве - нейтрализующая токсический удар защита сформирована не до конца, а у совсем малышей даже ГЭБ еще не работает). Включение гормонального механизма - это как привлечение тяжелой артиллерии к героической пехоте, державшей до этого удар самостоятельно, без подмоги. И, как говорит этот профессор, не думайте, что пубертат заканчивается в 16 лет, или даже к совершеннолетию. Гормональная система выстравивается до 25 лет (это, в частности, объяснило мне признания ряда взрослых аутистов, что после 25 лет вдруг стало легче жить).
Если мы уже знаем, что букет факторов запускает сочетанный диагноз, то букет же и преодолевает его. В этом всем становится абсолютно логичным комплект мер, которые мы принимаем - нутрциологические и экологические (питание и «химическая» среда относится к эпигенетическим факторам), обучающие, физические. Наши дети - набор неограниченных потенциальностей. И то, что сегодня нога моего ребенка «криво сгибается», не означает безнадежного нарушения отвечающей за сгиб ноги зоны мозга, но даже если и означает, то никак не гарантирует, что начнет сгибаться «красиво» даже если «сгибающая зона» таки не захочет в будущем этой ногой заниматься. Возможно, эту работу на себя возьмет добрый "сосед" по мозгу:))

Предлагаем вашему вниманию десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей . При помощи этих упражнений можно не только укрепить мышцы ребенка, но и сформировать у него очень ценные навыки. У родителей и специалистов, работающих над развитием моторики аутичного ребенка, есть широкий выбор различных приемов и техник. Некоторые из таких занятий могут оказаться довольно сложными для аутичных детей, другие же превратятся в настоящее веселье.
Предлагаемые в этой статье десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей включают в себя занятия, которые не только развивают навыки моторики у ребенка, но и улучшают его .


1. Марш

Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Предложите ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходите к шагам вперед и к движениям рук.

2. Прыжки на батуте

Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

3. Игры с мячом

Самые простые занятия могут быть источником большого удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности является игра в мяч. Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно. Начните с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое задание развивает важные навыки зрительного слежения за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того, как ребенок двигается вслед за движением мяча. Другие виды деятельности включают в себя:

Удары ногой по мячу
Ведение мяча
Отбивание мяча от пола
Отбивание мяча руками и ловлю мяча
T-ball (бейсбольный удар)

4. Равновесие

Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. Проведите тестирование и проверьте, может ли ребенок неподвижно стоять с закрытыми глазами и не терять равновесия. Это поможет вам определить, сколько потребуется работать над развитием навыков удержания равновесия. Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.

5. Двухколесные и трехколесные велосипеды

Велосипеды для аутичных детей не обязательно должны быть спроектированы специальным образом для удовлетворения потребностей детей с расстройствами аутистического спектра, однако некоторые из таких адаптированных моделей обладают дополнительными преимуществами. Двухколесные и трехколесные велосипеды помогают развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка. Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь на направлении его движения, что может оказаться довольно сложной задачей для многих детей.

6. Танцы

В журнале New York Times была опубликована статья под названием «Танцы помогают аутичным детям», в которой авторы рассказали о важности занимательной и веселой моторной активности для развития ребенка. Родители и тераписты могут использовать танцы под музыку для того, чтобы стимулировать и других повседневных жизненных навыков. Идеи для танцевальной деятельности охватывают уборку, чистку зубов, игры с замиранием и т.п.

7. Символические игры

Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:

«Летаем как самолетик»
«Прыгаем как кролик»
«Одеваемся»

8. Шаги в коробку

Когда дело касается подбора различных , специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.

9. Туннель

Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.

Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.

10. Полоса препятствий

Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, тераписты и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:

«Крабовую» походку
Прыжки лягушкой
Перекатывания
Прыжки на скакалке
Ходьбу по линии
Лазание по предметам и т.п.

Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по . Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.

Разработка плана по развитию крупной моторики


Двигательная активность может быть источником тревоги для многих детей с расстройствами аутистического спектра (рекомендуем вам также ознакомиться со статьей об ). Оказывайте ребенку поддержку и вводите новые виды упражнений постепенно. Начинайте с наиболее нейтральных заданий, а затем переходите к более сложным, убедившись в том, что предлагаемые вами виды деятельности соответствуют уровню развития ребенка, а цели по развитию моторных навыков являются реалистичными.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти.

В настоящее время наблюдается рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм.

Термин «аутизм» от (греческого autos – сам) был введен Блейлером для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений». Учёный подчёркивал независимость его от реальной действительности, свободу от логических законов, захваченность собственными переживаниями. В 1943 году Л. Каннер в работе «Аутистические нарушения аффективного контакта сделал вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества» и назвал его синдромом раннего детского аутизма (РДА).

Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают.

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. То есть в условиях своевременной диагностики и начала коррекции большинство аутичных детей, несмотря на ряд стойких психических особенностей, могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми.

Главное, что все эти мероприятия способствуют максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития аутичного ребенка, реконструкции эмоциональной, когнитивной, моторной сфер личности и в целом, социальной адаптации ребенка.

Любая коррекционная работа может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии психики аутичного ребенка.

По данным исследований, у детей с РДА часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы детей с аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у детей с аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Примерно у 50% аутистов на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с детьми, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Преодоление аутизма - длительная и кропотливая работа. Необходима комплексная коррекция аутизма с точки зрения системного подхода: это не просто изменение плохого поведения, не просто «заставить его говорить», а помощь в понимании ребенка родителями, организации развивающего пространства вокруг ребенка, помощь в коррекции нейропсихологических параметров, которые и определяют «странности» сенсорной системы, восприятия мира, эмоционально-волевых проблем.

Дети обладают разными исходными способностями в обработке сенсорной и двигательной информации. У многих детей с аутизмом имеются серьезные проблемы с планированием сложных действий и их последовательным выполнением, и эти проблемы лежат в основе многих проявлений стереотипности в их поведении. Наиболее действенные результаты достигаются при использовании метода нейропсихологической коррекции.

Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции, разработан на кафедре детской психиатрии и психотерапии медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) профессором Ю.С. Шевченко и канд. психол. наук В.А. Корнеевой.

Больше чем 80% проблем развития детей связанны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития - во время беременности, в период родов, в последствии тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому, воздействие коррекционной программы направленно изначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем развитие ребенка. И только в заключительной части коррекционного этапа, работа пероеходит в область когнитивной психотерапии.

Цель метода непрерывная немедикаментозная активация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних структур головного мозга. Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции доступен детям с 5 летнего возраста

Метод состоит из серии дыхательных и двигательных, постепенно усложняющихся упражнений, приводящих к активации подкорковых структур головного мозга, способствующих регуляции тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, развитию равновесия, развязке синкинезий, развитию восприятия целостности тела и стабилизации стато-кинетического баланса. При этом восстанавливается операциональное обеспечение сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, стабилизируются процессы произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов, ориентированных на формирование оптимального функционального статуса передних долей головного мозга, на развитие процессов мышления, внимания и памяти, синестезии и саморегуляции.

Дети с аутизмом всегда имеют нарушение восприятия мира. Одних ощущений ребенок избегает, к другим, наоборот, стремится, и они превращаются в аутостимуляции. Кроме того, сигналы, полученные от разных органов чувств, не складываются в единую картину. Не случайно символом аутизма является разобранный паззл. Основная задача нейропсихологической сенсомоторной коррекции – научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Таким образом, процесс нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлен на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию из специальных в другие типы образовательных учреждений.

Постоянная работа специалистов с аутичным ребенком и, желательно, его семей является залогом успешного развития и положительной динамики у такого ребенка. При одинаковой тяжести ранних предпосылок судьба ребенка с аутизмом может сложиться совершенно по-разному. Если много лет подряд с ним будут заниматься специалисты различного профиля, если его родители будут осознавать, что, ничего не делая, невозможно надеяться на положительные изменения, и что «сам собой» он не станет другим, то это один вариант. Если же всего вышеперечисленного нет - совсем другой.

Помощь аутичному ребенку «растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый - пусть даже самый малый - шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь окажется так велик, как того хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно» (В.Е.Каган).

1. Каган В.Е. Аутизм у детей. М:Медицина, 1981.

2. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция», М., 1990 год.

3. Морозов С.А. «Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии». Москва, Издательство РБОО «Общество помощи аутичным детям «Добро», М., 2010 год.

Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции разработан на кафедре детской психиатрии и психотерапии медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) профессором Ю.С. Шевченко и канд. психол. наук В.А. Корнеевой.

Нейрокоррекция - это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования.

Больше чем 80% проблем развития детей связаны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития — во время беременности, в период родов, в последствии тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому воздействие метода нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлено изначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем этапе развитие ребенка. И только в заключительной части коррекционного этапа, работа переходит в область когнитивной психотерапии.

Цель метода непрерывная немедикаментозная активация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних структур головного мозга.

Метод состоит из серии дыхательных и двигательных постепенно усложняющихся упражнений, приводящих к активации подкорковых структур головного мозга, способствующих регуляции тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, развитию равновесия, развязке синкинезий, развитию восприятия целостности тела и стабилизации стато-кинетического баланса. При этом восстанавливается операциональное обеспечение сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, стабилизируются процессы произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов, ориентированных на формирование оптимального функционального статуса передних долей головного мозга, на развитие процессов мышления, внимания и памяти, синестезии и саморегуляции.

Дети с аутизмом имеют нарушенное восприятия мира. Одних ощущений ребенок избегает, к другим, наоборот, стремится, и они превращаются в аутостимуляции. Кроме того, сигналы, полученные от разных органов чувств, не складываются в единую картину. Не случайно символом аутизма является разобранный паззл. Основная задача нейропсихологической сенсомоторной коррекции – научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой , а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Показания к проведению нейрокоррекции

Нейропсихологическая коррекция показана при таких видах диагноза как:

  • Детский аутизм
  • ЗПР (задержка психического развития)
  • ЗРР (задержка речевого развития)
  • Алалия, дизартрия
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность),
  • Дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения)
  • Органические расстройства
  • Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера

Когда стоит начинать?

Наиболее эффективна методика для детей возрастом от 5 до 12 лет. Чем раньше будет проведена диагностика нарушения и начнется терапия, тем быстрей будут видны ее результаты. В среднем минимальный эффект достигается от 2-3 месяцев, максимальный спустя 7-9 месяцев.

В случае органических нарушений, когда развитие ребенка проходит очень медленно, появление заметных результатов коррекционной работы может растягиваться на месяцы и даже годы.

Формы

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение - важно при письме, и не только).
  3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Этапы

Диагностический этап. Наиболее адекватным методом диагностики в данном случае является методика А. Р. Лурии, адаптированная для детского возраста. Преимущество нейропсихологической диагностики заключается в том, что с ее помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и базисные патогенные факторы, приводящие к наблюдающимся нарушениям развития.

Установочный этап. Цель данного этапа – создание у ребенка и его родителей активной установки на психокоррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снижение тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена в данном случае тем, что довольно часто применение методики сенсомоторной коррекции не соответствует ожиданиям родителей, которые «настраиваются» на известные им психологические приемы, в том числе суггестивные. Таким образом, происходит достижение более полного осознания проблемы, переформулировка запроса. Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных упражнений, выполняемых ребенком.

Коррекционный этап: происходит осуществление коррекционного воздействия. Сенсомоторная коррекция может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Начало коррекционной работы направлено, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я, развитие мелкой моторики; многие упражнения проводятся с целью повышения дифференцированности мозговых функциональных систем, улучшения межполушарного взаимодействия. Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля. Порядок выполнения ребенком упражнений соответствует направлению онтогенетического развития (начиная с положения лежа, затем – сидя, на четвереньках, стоя). Опосредованно через оптимизацию функционирования мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, нейрогуморальной и иммунной систем, а также через повышение уровня рефлексии и самоконтроля, в т. ч. в сфере телесности, происходит улучшение состояния и соматической сферы ребенка.

Оценка эффективности коррекционной работы. Необходимо отметить, что устранение симптома не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Снятие симптома и преодоление дезадаптации могут носить временный характер. Если при этом не устранены причинные факторы, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых или других симптомов. Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обращения к специалисту. Однако занятия с ребенком надо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений. Необходимо учитывать, что у данного метода имеется целый комплекс косвенных результатов: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении. Максимальный эффект достигается спустя 7-9 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия. Отсроченная проверка должна показать устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции. Кроме того, специфика сенсомоторной коррекции дает возможность использовать объективные критерии улучшения состояния ребенка – данные медицинского обследования и клинических исследований (ЭЭГ, РеоЭГ и др.). Несмотря на стабильность результатов сенсомоторной коррекции, возможно повторное прохождение коррекционного курса. Это связано не с нивелировкой эффектов проведенной работы, а с динамичностью психического онтогенеза, изменениями социальной ситуации развития, а также с воздействием различных негативных факторов (травмы, заболевания и пр.).

Таким образом, процесс нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлен на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию из специальных в другие типы образовательных учреждений.

Похожие статьи