За что отвечает левое и правое полушарие головного мозга? За что отвечает левое полушарие мозга

Строение полушарий головного мозга человека. Конечный, или большой, мозг состоит из правого и левого больших полушарий. У взрослого человека вес больших полушарий равен 80% веса головного мозга. Они разделены глубокой продольной бороздой. В глубине этой борозды находятся соединяющие большие полушария мозолистое тело и свод. Мозолистое тело состоит из нервных волокон и относится к новой коре. У человека оно достигает наибольшего развития. Передняя его часть называется коленом, переходящим в клюв; средняя - стволом, а задняя, постепенно утолщаясь, образует валик. Поперечные волокна мозолистого тела в каждом полушарии веерообразно расходятся, образуя лучистость. Под мозолистым телом расположен свод. Передние ножки свода направляются в сосковидные тела, а задние - в аммониев рог.


Каждое полушарие состоит из плаща, или мантии, и обонятельного мозга. Внутри полушария находятся подкорковые центры (см. выше) и боковые желудочки. Каждое полушарие имеет 3 поверхности: внутреннюю, спинно-боковую и нижнюю и делится на 4 доли: переднюю - лобную, заднюю - затылочную, среднюю - теменную и нижнюю - височную. Границей между долями являются 3 наиболее крупные основные борозды.

Рис. 121. Головной мозг сверху:
1 - верхняя лобная извилина, 2 - средняя лобная, 3 - передняя центральная, 4 - задняя центральная, 5 - верхняя теменная долька, 6 - нижняя теменная долька, 7 - затылочные извилины

На спинно-боковой поверхности находится боковая (сильвиева) борозда, которая начинается на нижней поверхности полушария в виде сильвиевой ямы и идет по боковой стороне вверх и назад.

Она отграничивает нижнюю - височную долю, от остального мозга. Передний закругленный край височной доли называется височным полюсом. На дне сильвиевой ямы находится так называемый островок Рейля.

Центральная (роландова) борозда проходит поперечно спинно-боковой поверхности полушария, от верхнего края до сильвиевой борозды, не достигая ее. Она отделяет переднюю - лобную долю от средней - теменной. Передний закругленный конец лобной доли называется лобным полюсом.

Теменно-затылочная борозда находится в задней области внутренней поверхности полушария, отделяя среднюю - теменную долю от задней - затылочной. Задний закругленный конец затылочной доли называется затылочным полюсом.

Кроме этих борозд, в каждой доле есть еще и другие, между которыми расположены извилины.

В лобной доле впереди центральной борозды параллельно ей проходят 2 борозды: верхняя предцентральная и нижняя пред-центральная. От этих борозд начинаются 2 борозды, идущие горизонтально в передне-заднем направлении: верхняя лобная борозда от верхней предцентральной и нижняя лобная - от нижней пред-центральной. Между бороздами образуются извилины: 1) передняя центральная извилина - между центральной бороздой (сзади) и двумя предцентральными (спереди); 2) верхняя лобная извилина - между верхним краем лобной доли и верхней лобной бороздой; 3) средняя лобная извилина - между верхней и нижней лобными бороздами; 4) нижняя лобная извилина - между нижней лобной бороздой и сильвиевой.


В теменной доле позади центральной борозды параллельно ей проходит зацентральная борозда. От ее середины горизонтально, в передне-заднем направлении к границе между теменной и затылочной долями проходит межтеменная борозда. Эти борозды разделяют теменную долю на 3 участка: 1) задняя центральная извилина - между центральной и зацентральной бороздами; 2) верхняя теменная долька - между верхним краем теменной доли и межтеменной бороздой; 3) нижняя теменная долька - между меж-теменной бороздой и границей височной доли. В нижней теменной дольке различают 2 извилины: надкраевую, замыкающую конец сильвиевой борозды, и угловую, замыкающую конец височной борозды. В затылочной доле имеются мелкие поперечные и боковые борозды.

В височной доле на спинно-боковой поверхности в передне-заднем направлении проходят 2 борозды: верхняя височная и средняя височная, а на нижней ее поверхности - нижняя височная. Эти борозды ограничивают 3 височные извилины: 1) верхнюю височную извилину - между сильвиевой и верхней височной бороздами; 2) среднюю височную извилину - между верхней и средней височной бороздами и 3) нижнюю височную извилину - между средней и нижней височными бороздами. На внутренней поверхности каждого полушария находятся борозда мозолистого тела, окаймляющая поперечный разрез мозолистого тела, и опоясывающая борозда, идущая параллельно предыдущей между мозолистым телом и верхним краем полушария. Они ограничивают поясную извилину, окружающую мозолистое тело. Кзади мозолистое тело огибает извилина морского коня (гиппокамп), заканчивающаяся крючком.

Серое и белое вещество больших полушарий. Серое вещество больших полушарий состоит из нейронов, клеток глии и нервных волокон. Количество нейронов в обоих полушариях головного мозга колеблется от 10 до 18 млрд. Клеток глии примерно в 10 раз больше. Глия является опорной тканью больших полушарий и выполняет трофическую функцию.

Серое вещество покрывает поверхность больших полушарий подобно коре. В среднем толщина коры у взрослого человека равна 2,5-3 мм, а поверхность- 145-220 тыс. мм2, из которых 1/3, или 72 тыс. мм2, составляет свободная поверхность, а 2/3, или 148 тыс. мм2, находится в глубине борозд. Наибольшая толщина коры - в области передней центральной извилины.

Различают древнюю, старую и новую кору. К древней коре относятся входящие в обонятельный мозг обонятельный бугорок, переднее продырявленное вещество, расположенное между перекрестом зрительных нервов и началом сильвиевой борозды, подмозолистая извилина, полулунная извилина, окружающая миндалевидное ядро, и боковая обонятельная извилина. К старой коре относятся гиппокамп, или аммониев рог, и зубчатая фасция (извилина). Старая кора максимально развита в глубине гиппокамповой борозды. В области крючковидной извилины, которая является загибом кзади переднего конца гиппокамповой извилины, старая кора аммониева рога и зубчатой фасции выходит на поверхность. Новой является вся остальная часть коры. Кора лимбической извилины относится к новой за исключением коры нижней трети борозды мозолистого тела, расположенной в самом переднем ее отделе и относящейся к старой коре.

Рис. 122. Соотношение новой, древней, старой и межуточной коры в головном мозге человека:
1 - большие полушария, 2 - мозжечок, 3 - продолговатый мозг, 4 - мозолистое тело, 5 - зрительные бугры, 6 - обонятельная луковица, 7 - зрительный нерв, 8 - гипоталамическая область, 9 - гипофиз; горизонтальный штрих - новая кора; косой перекрестный - древняя; вертикальный - старая; прямой перекрестный - межуточная; пунктир - вегетативные образования

Древняя и старая кора и небольшой слой промежуточной коры, который отделяет их от новой, на ранней и конечной стадиях развития отличаются неполнотой строения. Новая кора достигает наибольшего развития у человека; ее поверхность составляет около 96% всей поверхности полушарий. По местоположению, строению и функции нейронов она делится на основные 52 поля. В новой коре различают 6 основных слоев: 1) светлый, молекулярный, состоящий из нервных волокон и мелких нейронов; 2) наружный зернистый, который состоит из густо расположенных мелких нейронов, имеющих форму зерен и мелких пирамидных клеток; 3) слой пирамидных нейронов разной величины, различно расположенных в вертикальном направлении; 4) внутренний зернистый слой, состоящий из густо расположенных мелких нейронов - он почти отсутствует в двигательной области коры и наиболее развит в зрительной области; 5) глубокий слой пирамидных нейронов - в двигательной области пирамидные нейроны достигают наибольшей величины; 6) слой многоформенных нейронов, имеющих треугольную и веретенообразную форму. В некоторых областях коры различают и 7-й слой - из веретенообразных нейронов. Зернистые и звездчатые нейроны 2, 4 и 6-го слоев - воспринимающие, чувствительные; к ним поступают центростремительные волокна из нейронов промежуточного мозга (зрительных бугров). Волокна их, как правило, не выходят за пределы коры и даже одного слоя. Пирамидные нейроны 3-го и 5-го слоев - двигательные. Веретенообразные нейроны связывают все слои коры, их волокна поднимаются до 1-го слоя. В воспринимающих (сенсорных) областях преобладают зернистые нейроны, а в двигательных (моторных) - пирамидные.

В сером веществе больших полушарий головного мозга по сравнению с белым воды содержится относительно больше. В нем содержится также больше кровеносных сосудов, чем в белом.

Белое вещество состоит из нервных волокон, которые делятся на проводящие пути: 1) проекционные, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, 2) ассоциационные, связывающие между собой отдельные участки одного и того же полушария.

Рис. 124. Длинные ассоциативные пути верхней поверхности головного мозга:
1 - верхний продольный пучок, 2 - крючковидный пучок

Волокна ассоциационных путей делятся на короткие и длинные. Короткие пути называются дуговыми; они связывают между собой отдельные извилины и близкие поля. Длинные пути связывают между собой отдаленные поля одного полушария. Наиболее короткие пути располагаются близко к коре, а чем длиннее пути, тем они глубже от поверхности. У человека ассоциационные пути достигают наибольшего развития, обеспечивая в процессах высшей и низшей нервной деятельности тонкую координацию разных отделов больших полушарий. К ассоциационным путям относятся: а) верхний продольный пучок - соединяет отдаленные участки выпуклой поверхности полушария, б) крючковидный пучок - соединяет лобную и височную доли, в) нижний продольный пучок - соединяет затылочный полюс с височным, г) поясной пучок - соединяет переднее продырявленное вещество с передним краем гиппокампа; 3) спаечные, или комиссуральные, связывающие между собой большие полушария и подкорковые центры. Большая часть их проходит через мозолистое тело, а меньшая - вне мозолистого тела. К комиссуральным путям относятся передняя спайка и мозолистое тело, которое объединяет функцию не только коры, но и подкорковых центров. Передняя часть передней спайки обеспечивает объединенную функцию обеих обонятельных зон. Гиппокампова спайка соединяет оба гиппокампа.

Рис. 125. Длинные и короткие ассоциативные пути срединной и нижней поверхностей головного мозга:
1 - нижний продольный пучок, 2 - поясной пучок, 3 - дуговые волокна, или собственные волокна извилин

Все проекционные, ассоциационные и комиссуральные пути связаны между собой.

Похожие материалы:

У каждого человека есть левое и правое полушарие мозга , и если одно их них доминирует, то образуется функциональная межполушарная асимметрия головного мозга, что определяет не только ведущую сторону тела (правша, левша), но и способы мышления, восприятия и воображения…

Словом, в зависимости от ведущего полушария головного мозга, их асимметрии, во многом будет зависеть Ваш характер , Ваша личность , способ написания жизненного сценария , поведение и деятельность: возможность достичь тех или иных результатов в жизни.
(тест на ведущее полушарие)

Большие полушария головного мозга — функциональная межполушарная асимметрия

Эта статья не для профессионалов и не для студентов, поэтому речь не о том, что такое большие полушарии головного мозга человека, не об анатомии и физиологии — этого материала предостаточно в сети.
Эта публикация для обычных людей: взрослых, подростков и родителей, желающих понять как влияет на их жизнь, на восприятие, мышление, интеллект, поведение, чувства, творчество и креативность, учебу и деятельность, на межличностное общение и взаимодействие, на взаимопонимание и сотрудничество, на воспитание детей, наконец, как влияет на успехи и достижения в жизни функциональная межполушарная асимметрия , т.е. разница в работе левого и правого полушарий головного мозга, одно из которых, обычно, является ведущим (доминантным).

Левое полушарие мозга

Левое полушарие мозга отвечает за абстрактно-логическое мышление человека, т.е. мышление связанное со словесной (вербальной) интерпретацией понятий и явлений. Здесь появляется речь.
С помощью левого полушария мозга человек может говорить, думать, логически мыслить и анализировать ситуации, включая процесс индукции.

Люди с ведущим (доминирующим) левым полушарием головного мозга, обычно, обладают развитым вербальным интеллектом, большим словарным запасом, они отличаются разговорчивостью, активностью, способностью прогнозирования и предвидения.

Правое полушарие мозга

Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление (невербальное), которое обеспечивает целостность восприятия.

Человек с преобладанием правого полушария головного мозга, обычно, предрасположен к мечтательности, фантазиям, к тонким и глубоким чувствам и переживаниям, у него развит невербальный интеллект, он неразговорчив и медлителен.

Межполушарная асимметрия мозга

Функциональная межполушарная асимметрия мозга , т.е. когда левым полушарием выполняются одни психологические функции, а правым — другие, и одно из них ведущее (доминантное).

Межполушарная асимметрия только частично врожденная (например, правша, левша), большее свое значение она приобретает в процессе развития, обучения, воспитания и социализации. Например, у более образованного человека асимметрия полушарий выше, чем у малообразованного.

У маленького ребенка, младшего школьника еще не определено ведущее полушарие, т.к. его речевой аппарат (левое) и, соответственно, словесно-логическое мышление еще в развитии. Это легко можно заметить, например, когда ребенок пишет зеркальные буквы или рисует, он может написать, скажем, мягкий знак и «Ь» и «d», или рисовать и справа налево, и наоборот — это не ошибка, он так видит, т.е. иногда левым полушарием, а иногда — правым.

Также, на межполушарную асимметрию влияет воспитание ребенка, обычно, согласно традиционному, мужскому или женскому жизненному сценарию, у мальчиков больше развивается левое полушарие, а у девочек — правое (так называемые, мужская или женская логика)

Асимметрия полушариев влияет на будущую деятельность человека, на выбор его профессии. Так, люди с ведущим левым полушарием лучше подойдут профессии связанные с речью, логическим мышлением, анализом процессов и ситуаций.

У людей с доминирующим правым полушарием, оказывающим влияние на творческую деятельность, креативность мышления, артистичность и художественность, подойдут больше профессии с преобладанием образного мышления.

Таким образом, в зависимости от преобладания того или другого полушария мозга, людей, условно, можно разделить на два типа: мыслительный, с ведущим левым полушарием, и художественный тип, с ведущим — правым.

Что касается взаимоотношений в семье, с детьми, с друзьями, любимыми, на работе..,то здесь межполушарная асимметрия у разных людей, может помочь дополнить друг друга, а может и способствовать нарастанию конкуренции и противостояния.

Например, муж с доминирующим левым полушарием вполне может быть дополнением в семейном функционировании жене с ведущим правым полушарием. По сути, это будет, при условии понимания семьи как единства «МЫ», неким симбиозом, как и внутри самой личности — левое полушарие дополняет правое (и наоборот), т.е. весь мозг человека работает как одно целое, а каждая его часть (полушарие) выполняет свои психологические функции.

Но, если, образно выражаясь, левое полушарие начнет заниматься творчеством, а правое — анализом и прогнозом, то возникнет внутриличностный конфликт и неадекватное восприятие, поведение, раскол личности, и….в плоть до неврозов и психопатологии. (Что-то подобное может произойти и в семье…)

Или же, если в семье будут два человека, партнера с одним ведущим полушарием, правым или левым, то может возникнуть конкуренция и противостояние.

Еще, можно заметить слабую асимметрию полушариев мозга у малообразованных или переставших развивать свою личность женщин и мужчин, занимающих свое время просмотром сериалов , эти люди так быстро могут делать ведущим, то правое, то левое полушарие, что могут одновременно, особенно это касается женщин, смотреть очередную серию мелодрамы и переживать за героев (правое полушарие), и, скажем, заниматься домашними делами, например, стиркой (левое полушарие)…кстати, отсюда название: «Мыльная опера».

Психологические проблемы и асимметрия левого и правого полушариев головного мозга человека

Психику человека можно разделить на сознание и бессознательное. Те психологические проблемы с которыми люди в состоянии самостоятельно справиться, легко осознаются и могут быть проанализированы и интерпретированы с помощью левого полушария мозга.
Но то, что храниться в бессознательном; те незавершенные ситуации, эмоции, т.е. то, что воспринято и сохранено в глубинах психики с помощью правого полушария головного мозга, и опосредованно влияют на качество жизни, взаимоотношения, личностный рост и процветание, до конца не осознаются человеком и не могут быть отработаны без психологической помощи, без психотерапевтического и психоаналитического вмешательства.

Многие методы психотерапии работают именно с правым полушарием мозга человека, в то время как левое полушарие, пытаются несколько ослабить или отключить вовсе, как, например, при гипнотерапии .

Поэтому, для психоанализа и психотерапии важно понимание межполушарной асимметрии конкретного человека.
Для диагностики ведущего полушария мозга используют различные методики и наблюдения. Бывает, опытному психотерапевту достаточно провести беседу, чтобы понять асимметрию полушариев человека.

Личная помощь психолога (бюджетный вариант)

Предварительные вопросы психотерапевту по оказанию психологической помощи онлайн

Головной мозг – это важнейший орган, управляющий человеческим организмом. Благодаря его функционированию люди способны видеть, слышать, ходить, испытывать эмоции, общаться между собой, чувствовать, анализировать, размышлять и любить. Последние свойства присущи исключительно человеку. Прежде чем ответить на вопрос, за что же отвечает левое полушарие мозга, нужно вспомнить анатомию 9 класса: из чего состоит головной мозг.

Структура головного мозга

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости черепной коробки, сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Интересно! Мозг у мужчин завершает свой рост к 25 годам, а у женщин – к 15!

Между большими полушариями проходит продольная щель, в глубине которой располагается . Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Полезно узнать, что такое : формы, возможности.

Зачем человеку : связь с отделами мозга, причины нарушения.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

Функции левого полушария мозга

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы, они работают вместе с подкорковыми структурами. Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствительности, высшей нервной деятельности и органов чувств.

Кора разделена на зоны, отвечающие за определённые функции (зрение, слух и другие), но и они не функционируют по отдельности. Чтобы что-то сказать, человеку нужно сначала подумать, проанализировать, просчитать. Во время разговора люди проявляют эмоции (печаль, радость, тревогу, смех), жестикулируют, то есть задействуют кисти рук, мышцы лица. Всё это обеспечивается слаженной работой нескольких зон коры, подкорковых ядер, черепными и спинальными нервами. Итак, за что отвечают различные доли головного мозга?

Интересно! Головной мозг людей изучен менее чем наполовину!

Лобная доля левого полушария мозга

Отвечает за движение, способность говорить, индивидуальность, мышление. – это часть мозга, отвечающая за эмоции, поведение, мышление.

Моторная зона коры

Отвечает за активность поперечно-полосатой мускулатуры правой половины тела, координированность точных движений, ориентирование на местности. В этот отдел идут импульсы от внутренних органов. При её повреждении возникает атаксия, парез конечностей, расстройство работы сердца, сосудов, дыхания. Ниже на картинке представлена топическая принадлежность органов и частей тела к прецентральной извилине.

Речедвигательная зона

Обеспечивает работу мышц лица для произнесения сложных слов, фраз. Другими словами, она отвечает за формирование речи. У всех правшей речедвигательная зона в левом полушарии занимает большую площадь, чем в правом.

При разрушении этой зоны человек теряет способность говорить, но может кричать или петь без слов. А также утрачивается чтение про себя, формулировка мыслей, а вот способность понимать речь не страдает.

Теменная доля

Тут располагается зона чувствительности кожи, мышц, суставов. В левую гемисферу идут импульсы с рецепторов кожи рук, ног, туловища справа. При повреждении этой зоны возникает нарушение чувствительности в некоторых частях кожи, способность определять предметы на ощупь. Утрачивается осязание, изменяется восприятие температуры, боли правых конечностей, а также туловища справа.

Височная доля

Слуховая зона отвечает за слух, вестибулярную чувствительность. При разрушении зоны слева наступает глухота с правой стороны, а также резко снижается способность слышать на левом ухе, движения становятся неточными, возникает пошатывание при ходьбе (см. ). Рядом расположен слуховой центр речи, благодаря которому люди понимают обращённую речь и слышат свою.

Зона вкуса и обоняния работает вместе с желудком, кишечником, почками, мочевым пузырём, а также половой системой.

Затылочная доля – зрительная зона

Зрительные волокна на основании мозга также перекрещиваются, как и слуховые. Таким образом, в зрительную часть левого полушария идут импульсы с обеих сетчаток глаз. Поэтому при повреждении этой зоны полная слепота не наступает, а страдает только половина сетчатки слева.

Затылочная часть мозга также отвечает за зрительный центр речи, способность узнавать написанные буквы и слова, поэтому люди могут читать текст. На картинке представлены отделы мозга, отвечающие за поведение, память, слух, осязание.

Отличие левого полушария от правого

Как уже стало ясно, в обеих гемисферах имеются речевые, зрительные, слуховые и другие зоны. Так в чём же отличие между ними? Только ли в контроле над противоположными половинами тела? Конечно же, нет!

Особенности левого полушария:

  1. Логика, анализ, мышление.
  2. Числа, математика, просчёт.
  3. Поэтапное решение сложных задач.
  4. Способность понимать буквально.
  5. Чёткие факты, доводы, без лишней информации.
  6. Обучение иностранным языкам, умение контролировать речь.

Все о и функции, нарушения и их последствия.

Полезно узнать, что такое : роль в организме человека, признаки дисфункции.

Все о : от анатомии до заболеваний.

За что отвечает правое полушарие мозга?

  1. Интуиция, воображение, эмоции.
  2. Восприятие, музыкальность, художественность.
  3. Фантазия, яркие краски, способность мечтать.
  4. Создание образа по описанию, пристрастие к мистике, загадкам.

Как определить доминирующее полушарие?

Говорят, что у правшей более развито левое полушарие, а у левшей наоборот. Это не совсем так. Человек может писать левой рукой, но быть прирождённым математиком, скептиком, логиком и аналитиком, совершенно не увлекаться живописью, музыкой и при этом не верить в мистику. На самом деле трудно сказать, какое именно полушарие доминирует, ведь оба они работают, когда это требуется.

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели моего блога! Как и обещал в предыдущей статье, сегодня мы будем рассматривать, за что отвечает правое полушарие мозга. А также хочу предложить комплексный подход, чтобы развить обе половины. Тогда вы будете успешным в любой деятельности, а также научитесь мастерски управлять своими руками, при чём, выполнять различные функции одновременно.

Функции

Правое полушарие отвечает за нашу творческую часть, то есть умение фантазировать, обрабатывать информацию, которая поступает в виде образов, символов.

Помогает распознать невербальные проявления человека, которые, как вы знаете, очень важны в процессе общения, так как сигналы тела являются истинными и правдивыми. Именно благодаря этой части мозга мы можем рассматривать какую-либо ситуацию с разных сторон, давая объективную оценку и вообще, улавливать множество нюансов одновременно, успевая обрабатывать и систематизировать их.

Человек, у которого больше развита логика, не понимает шуток и всё воспринимает буквально. Напротив, творческая личность в этом плане очень пластична, мыслящая с помощью метафор. Она способна писать стихи, музыку, рисовать и хорошо разбираться в людях, потому что интуитивна и чувствительна. Хорошо ориентируется на местности, опять — таки благодаря способности нестандартно подходить к решению задач, складывая пазлы в одну картинку в своём воображении.

Конечно же, если вы поднимаете левую руку или ногу вверх, это значит, что противоположное полушарие включилось в работу, так как левая сторона вашего тела подчиняется именно ему. Принято считать, что ориентированность человека с доминирующей правой половиной направлена в окружающую среду, то есть вовне и называется экстраверсией.

Он более общителен, подвержен эмоциям и минутным порывам. Действует не по чёткому плану, а исходя из ситуации, подстраиваясь под изменчивые условия. Чтобы узнать, какая половина более развита у вас, можете поэкспериментировать, выполнив задания, изложенные , про левое полушарие мозга.

Упражнения

  1. Итак, чтобы прокачать свою творческую часть, вам следует посещать выставки, музеи, арт-галереи, и, конечно же, пробовать себя в написании стихотворений, рассказов, практиковать рисование, пусть даже абстрактное и понятное только вам. Танцы помогают скоординировать движения, что так же благоприятно сказывается на развитии.
  2. Начните выполнять техники визуализации, которые поспособствуют скорейшему достижению ваших целей, а также помогут развить способность фантазировать и мечтать. Это делать легко, изучите только для начала , где я подробно рассказываю обо всех нюансах практики.
  3. Медитация нелегко даётся людям, у которых хорошо развито логическое мышление, но она очень эффективна для них. И не только для расширения границ сознания, умения отходить от чёткой структуры и мыслить объёмно, но и для улучшения качества жизни и здоровья. Начните с самой простой медитации, ориентированной на дыхание и умение концентрироваться. Подробную инструкцию вы найдёте .
  4. Помассируйте своё левое ухо, это поможет активизировать правую половину мозга. Подходит в тех случаях, когда необходимо творчески подойти к решению какого-либо вопроса, опереться на свою интуицию.
  5. Творчество не ограничивается рисованием и стихами, читайте анекдоты и смотрите юмористические передачи, смех будет не только активизировать работу мозга, но ещё и улучшать самочувствие, предупреждая возникновение депрессии. К тому же, вы в курсе, что люди, использующие в своей речи юмор и сарказм, имеют высокий уровень интеллекта?
  6. При прослушивании музыки пробуйте прислушиваться к своим ощущениям, дыханию. Пусть образы, ассоциации и картинки свободно кружат в вашей голове, не контролируйте их, пытаясь избавиться. Просто понаблюдайте за ними, как невольный зритель спектакля, который организовали ваше сознание и подсознание.

Комплексный подход развития обоих половин мозга

Как я уже говорил, немаловажным является скоординировать работу обоих половинок, чтобы расширить их возможности и функции, за которые они ответственны. Тогда креативный подход в решении даже самых сложных задач будет вам обеспечен, а также увеличится быстрота и эффективность обработки информации.

  1. Сядьте удобно с ровной спиной, выберите перед собой какую-то точку, на неё вы должны будете сконцентрироваться. Примерно через минуту попробуйте своим периферическим зрением, не отрывая глаз от выбранной точки, рассмотреть, что находится слева от вас, а потом уже справа.
  2. Одной рукой гладьте себя по животу, а другой выполняйте постукивающие движения по голове. Сначала медленно, чтобы приспособиться, со временем наращивая темп.
  3. Также развитие обоих полушарий обеспечит вам такое задание: палец одной руки приложите к кончику своего носа, а другой рукой возьмитесь за ухо, противоположное ей. К примеру, левое ухо должна взять правая рука. Как только возьметесь, хлопните в ладоши и сделайте то же самое, поменяв положение рук. То есть, носа касаются пальцы совсем другой руки, точно та же схема с ушами.
  4. Вытяните перед собой руки, одной из них рисуйте в воздухе, к примеру, квадрат, а другой круг. Когда почувствуете, что появились успехи, придумайте новые фигуры для освоения.

Заключение

Выполняйте упражнения, и со временем вы заметите, как проще стало принимать решения и выполнять привычную работу, общаться с людьми и прочее. Можете периодически проверять уровень интеллекта, насколько он повышается и меняется. Подробнее об этом можете узнать из статьи

Наш мозг загадка, но на страницах этого блога, я буду собирать информацию обо всех возможных способах его развития. Подписывайтесь на обновления, что бы не пропустить выхода новых статей. Пока, пока.

Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.

Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей.

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).

Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.


Правое полушарие головного мозга и его функции

Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.


Синхронизированная работа обоих полушарий

Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.

Если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.


У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Похожие статьи