Тематическое планирование занятий для школы раннего развития "от слова к букве". Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради От слова к букве по программе Преемственность Н.А.Федосовой

Конспект занятия No10 к рабочей тетради «От слова к букве» Н.А. Федосовой (ч. 1, с.24 - 25)

Конспект составила: воспитатель Черкасова Ольга Владимировна

МБОУ ЦО «Каразей» детский сад «Земляничка» с. Каразей, Иркутская область, Куйтунский район.

Тема: «Мороз, красный нос»

Образовательные области:

  • Познавательное развитие, речевое развитие,
  • художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» .

Изучение на снегу следов птиц; учить находить различие и сходство следов.

Образовательная:

Совершенствование и развитие устной речи:

Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» ; словарная работа по тексту.

Формирование чёткого произношения звуков:

[с] , [ж] .

Словарная работа:

Работа со словами заяц, медведь, лиса.

Гигиенические правила письма:

Письмо в ограниченном пространстве строки.

Развивающая:

  • Развитие любознательности, активности;
  • умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • умение работать по правилу, по образцу.

Воспитательная:

  • Формировать необходимые навыки и умения;
  • слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки УУД:

- Коммуникативные:

  • Умение строить речевые высказывания в устной форме;
  • Умение слушать педагога, задавать вопросы;

внимательно слушать отвечающего.

- Регулятивные:

осуществлять действия по заданному правилу.

- Познавательные:

Выделять общие признаки и различия; устанавливать аналогии по существенным признакам, дополнять предмет нужными элементами.

- Личностные:

Положительно относиться к занятиям

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, загадки, чистоговорки, скороговорки.

Оборудование:

- для детей:

Рабочая тетрадь No1, ручка, цветные карандаши.

- для педагога:

Предметные картинки; рабочая тетрадь No1.

План проведения:

  1. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» ; словарная работа по тексту;
  2. Изучение на снегу следов птиц; различие и сходство следов
  3. Игра: «Подскажи словечко» ;
  4. Физкультминутка.
  5. Выделение звуков в слове
  6. Обведение предметов по контуру
  7. Итог занятия.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» ; словарная работа по тексту.

Воспитатель читает стихотворение Н. Некрасова «Мороз – красный нос» .

О каком зимнем явлении поэт говорит в своем стихотворении?

А вы знаете, ребята, мороз зимой – самый главный?

Как поэт называет мороза? (воеводой) Почему?

Зачем мороз за всем доглядывает?

Как он обходит владенья свои?

Какие слова вам были непонятны?

Какие картины вы бы нарисовали?

Какие строки вам понравились?

2. Изучение на снегу следов птиц; различие и сходство следов

3. Игра: «Подскажи словечко» . Затем проводится игра «Подскажи словечко» . Вещунья, белобока, И зовут её... (сорока)

4. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

(имитация движений)

Выделение звуков в слове

Воспитатель просит назвать слово и выделить первый звук. Составить из первых звуков отгадку. Затем выполнить звуковую схему слова лиса.

Работа в ограниченном пространстве строки

Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке) .

8. Итог занятия:

Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ) .

А что нового узнали? (Ответ) . Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?

Конспекты занятий по обучению грамоте и развитию речи по программе «Преемственность» Н.А.Федосовой к рабочей тетради

«От слова к букве»

Конспект составила : воспитатель МБОУ ЦО «Каразей»

Детский сад «Земляничка» Черкасова Ольга Владимировна

Занятие № 1 (ч.1, с 4 –5)

Тема: Составление рассказа по картине.

Образовательные области:

Цель: Укрепление эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, расширение и углубление знаний детей о признаках осени, развитие познавательных и творческих способностей.

Задачи:

Образовательная:

Составление рассказа по картине. Составление словаря на тему «Осень».

(дифференциация звуков [с], [з]. Выделение первых звуков в слове).

Словарная работа: Различие предметов по существенным признакам (одежда, обувь, головной убор).

Формирование грамматического строя речи: Действия – оделся, одевается, обувается.

Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке).

Конструирование листьев деревьев (берёза, осина, дуб).

Развивающая: Развитие любознательности, активности, способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умение работать по правилу, по образцу, адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения.

Воспитательная: Воспитание навыков самообслуживания, умения слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки УУД:

- Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; выделять из речи педагога жесты (посмотрите на доску, посмотрите в окно, посмотрите на дверь) и реагировать на них;

Регулятивные: Умение анализировать предметы; письмо по образцу; принимать положительно инструкцию к работе и положительно на неё реагировать;

Познавательные: Умение сравнивать предметы, выделять их общие признаки и различия;

Личностные:

Предварительная работа:

Оборудование:

Для детей:

Для педагога: Картины с изображением осенних пейзажей; картинки с изображением головных уборов и обуви; предметные картинки; рабочая тетрадь №1; магнитофон, аудиозапись Чайковский «Времена года».

План проведения:

3. Классификация предметов.

4. Физкультминутка.

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Составление рассказа по картине.

- Сейчас мы с вами прослушаем музыку великого русского композитора П.И.Чайковского «Времена года». Когда вы будете слушать, то закройте глаза и представьте себе всё то, что хотел сказать нам композитор в этом произведении.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку на стр. 4 и ответить на вопросы:

Какое время года на ней изображено? (Осень).

Какие приметы осени вы знаете? (Ответы)

Какого цвета листья бывают осенью? (Ответы)

Осенью идут очень частые дожди. Какие бывают дожди осенью? (мелкие, моросящие, холодные, грибные).

Чем занимаются осенью люди? (Ответы).

Во что одеты дети изображённые на рисунке?

Все ли дети одеты по сезону? (Ответы).

Воспитатель предлагает придумать рассказ. Дети придумывают рассказ по картине. Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными. Воспитатель следит чтобы рассказ получился законченным.

Выберите одежду для мальчиков на стр.93 (ботинки, брюки, куртка, шапка).

Помогите художнику – раскрась рисунок.

2. Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве.

Выполнение заданий в тетради №1, стр.4.

Воспитатель предлагает дорисовать недостающие картинки стр.5.

3. Классификация предметов

Какие предметы изображены на рисунке?

Как их можно назвать одним словом?

Какой предмет лишний?

4. Физкультминутка.

В комнату зашёл мой папа.

(шаги с высоким поднимание ног)

Мама убрала в шкаф шляпу.

(встать на цыпочки, руки вверх)

В конуру залез наш пёс.

(присесть, руки к коленям)

Гриша нам арбуз принёс.

(встать, руки развести в стороны)

5.Отгадай загадку и нарисуй отгадку

Воспитатель загадывает загадку.

Падают с ветки

Золотые монетки.

Ответ предлагает нарисовать.

6. Выделение первых звуков в слове.

Затем просит назвать первые звуки слов – названий предметов.

7. Конструирование листьев деревьев.

Воспитатель предлагает вырезать листья деревьев (берёза, осина, дуб).

8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какие качества помогли вам при выполнении заданий? (Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?

Занятие №2 (ч.1, с 6 -7)

Тема: Составление рассказа на тему «Осень»

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Расширение и углубление знаний детей о признаках осени, развитие познавательных и творческих способностей детей, познакомить с понятием предложение.

Задачи:

Образовательная:

Совершенствование и развитие устной речи: Составление рассказа на тему «Осень», составление словаря на тему «Осенний наряд деревьев»; определение звуков осени (шум падающих листьев, шум упавших листьев, шум сильного дождя, шум воды).

Формирование чёткого произношения звуков: Речевая пятиминутка (дифференциация звуков [с], [ш]). Выделение звуков в слове.

Гигиенические правила письма: Обведение предметов по контуру. Описание предметов. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

Конструирование листьев деревьев (клён, рябина, ива).

Развивающая: Развитие любознательности, активности, умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; развитие способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умения работать по правилу, по образцу. Воспитательная: Слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; различать голоса детей, педагога; невербально общаться (мимика).

Регулятивные: Умение анализировать предметы; осуществлять действия по образцу.

Познавательные: Выделять их общие признаки и различия; устанавливать аналогии.

Личностные: Положительно относиться к занятиям.

Предварительная работа: Чтение стихотворений, рассказов об осени; отгадывание загадок.

Оборудование:

Для детей: Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши, ножницы.

Для педагога: Предметные картинки; рабочая тетрадь №1; магнитофон, аудиозапись «Звуки природы», «Звуки дождя», «Звуки падающих листьев».

План проведения:

2. Конструирование листьев деревьев.

3. Разучивание стихотворения.

4. Физкультминутка.

5 . Нарисуй недостающие картинки.

6. Выделение звуков в слове.

7. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Составление рассказа на тему «Осень».

Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок на стр.6 и ответить на вопросы.

Какое время года изображено на рисунке? (Осень).

А скажите, по каким признакам, приметам вы определили, что на этом рисунке изображена именно осень, а никакое другое время года. (Ответы).

Ребята, а вам нравится осень? (Ответы).

Какие времена года вы ещё знаете? (Назвать их в определённой последовательности).

Какие осенние месяцы вы знаете? (Назвать их в определённой последовательности).

Что ещё изображено на рисунке? (Ответы).

Какие деревья сбросили свой наряд? (Ответы).

Сейчас мы с вами прослушаем запись звуков и определим, что это за звуки. («Звуки дождя», «Звуки падающих листьев»).

Определение звуков осени (шум падающих листьев, шум упавших листьев, шум сильного дождя, шум воды).

2. Конструирование листьев деревьев.

3. Разучивание стихотворения.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А.Плещеева стр.6.

О чём рассказывается в стихотворении?

Как вы думаете, какая погода описана в этом стихотворении?

Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении?

Как вы думаете, какое настроение у человека, когда он видит такую погоду?

Воспитатель читает стихотворение с установкой на запоминание.

4. Физкультминутка.

На горе растут грибы,

(руки вверх, хлопок над головой)

Под горой растут грибы.

(руки через стороны вниз, присесть, хлопок)

5. Нарисуй недостающие картинки стр.7

Воспитатель предлагает нарисовать недостающие картинки (эмоции человека).

6. Выделение звуков в слове.

Воспитатель предлагает назвать первые звуки каждого слова – названия предмета.

Какое слово у вас получилось?

(по выбору воспитателя)

7. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

Выполнение заданий в тетради на стр.7. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?



Конспект занятия к рабочей тетради
«От слова к букве» Н.А.Федосовой
Конспект составила: воспитатель МБОУ ЦО «Каразей»
детский сад «Земляничка» Черкасова Ольга Владимировна
Занятие №9 (ч.1, с.22-23)
Тема: Составление своего рассказа по выбранной теме
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Продолжать учить составлять рассказ по выбранной теме. Разбор и разучивание стихотворения «Месяц, месяц мой дружок».
Задачи:
Образовательная:
Совершенствование и развитие устной речи: Составление своего рассказа на выбранную тему; составление предложений.
Формирование чёткого произношения звуков: (дифференциация звуков [ч], [ш], [щ]). Выделение звуков в слове.
Формирование грамматического строя речи: Классификация предметов «Лишний предмет».
Гигиенические правила письма: Работа в ограниченном пространстве (обведение по контуру). Дополнить предмет (снежинки).
Конструирование предметов из полуовалов (луна, месяц, снежинка).
Развивающая: Развитие любознательности, активности; умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Воспитательная: Формировать необходимые навыки и умения, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Предпосылки УУД:
- Коммуникативные: Умение строить речевые высказывания в устной форме; слушать педагога, задавать вопросы; внимательно слушать отвечающего.
- Регулятивные: Самостоятельно достраивать предметы; осуществлять действия по заданному правилу.
- Познавательные: Выделять общие признаки и различия; устанавливать аналогии; составлять целое из частей.
- Личностные: Положительно относиться к занятиям.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Оборудование:
- для детей: Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши.
- для педагога: Предметные картинки; рабочая тетрадь №1.
План проведения:



4. Физкультминутка.
5. Разучивание стихотворения «Месяц, месяц мой дружок»

7. Работа в ограниченном пространстве (обведение по контуру); дополнить
предмет (снежинки).

9. Итог занятия.
Ход занятия
1. Составление своего рассказа по выбранной теме
Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок на стр.22.
- Что вы видите на нём?
- Что снится малышу?
- Что снится коту?
Предлагает составить рассказ.
- Начните его так: «Наступила ночь…»
- Не повторяйте рассказы друг друга. После прослушивания рассказов предложить детям докрасить рисунок.
2. Звуковой анализ слов; звуковая схема слов
Воспитатель предлагает назвать по порядку звуки в словах луна, мышка.
- Составьте звуковую схему слова луна.
- Составьте звуковую схему слова мышка.
3. Формирование чёткого произношения звуков [ч],[ ш], [щ];
Далее предложить детям чистоговорки со звуками [ч],[ ш], [щ] (по выбору воспитателя)
4. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
(соответствующие движения)
5. . Разучивание стихотворения «Месяц, месяц мой дружок»
Воспитатель предлагает послушать стихотворение А.Пушкина «Месяц, месяц, мой дружок» на стр.23.
- О чём говорится в этом стихотворении? (месяце)
- Как поэт называет месяц (мой дружок, позолоченный рожок, круглолицый, светлоокий)? Почему?
- Как понять «тьма глубокая»?
- Что такое обычай?
- Кто появляется на небе вместе с месяцем?
Воспитатель читает стихотворение с установкой на запоминание. Работа над произношением: интонация, темп речи, паузы. Выделение голосом слов.
6. Классификация предметов «Лишний предмет»
Далее воспитатель предлагает назвать предметы, изображённые на стр.23.
- Выделите первый звук в каждом слове.
- Найдите лишний предмет в каждом ряду.
7. Работа в ограниченном пространстве (обведение по контуру); дополнить предмет (снежинки).
Затем воспитатель предлагает выполнить задание: обведи по контуру, дорисуй снежинку.
8. Конструирование предметов.
Воспитатель объясняет, как выполнить конструирование предметов из полуовалов (луна, месяц, снежинка).
9. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?


Приложенные файлы

  • развитие мелкой моторики, тонко - координированных движений;

воспитательные:

Оборудование: аудиозапись («Азбука для малышей»), бумажные варежки, конверты с элементами букв, листки с нарисованными лицами (у каждого ребёнка), магнитная азбука.

Литература для учителя и обучающихся: учебник - тетрадь «От слова к букве»

Ход занятия

I. Орг.момент. Целеполагание.

II. Работа в парах.

Игра «Свяжи варежки»

  1. Прослушивание а/з.

(с.28 «От слова к букве»)

(гласные звуки - красным цветом, твёрдые согласные звуки - синим цветом, мягкие звуки - зелёным).

Физкультминутка

-

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне,

Перепрыгнул на картинку

Задержался на цветке.

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в тетрадке

С нами он играет в прятки,

Раз, два, три, четыре, пять,

Тихо будем продолжать.

Где расположен новый звук, какой он - твёрдый или мягкий?

Одинаковые они или разные?

Напечатайте буквы на с.29

Физкультминутка

Игра - упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки

вперёд и обратно.

  1. Занимательные упражнения.

IV. Подведение итога занятия.

V. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в группе раннего развития (подготовка к школе) по программе Н.А.Федосовой "Преемственность." Курс развивающих занятий "От слова к букве." »

Конспект занятия в группе раннего развития «Будущий первоклассник»

по программе Н.А.Федосовой «Преемственность»

Курс развивающих занятий «От слова к букве»

Учитель : Ырмак Т.А.

ГБОУ СОШ № 806(3)

Тема занятия: «Буквы Н, н»

Цель занятия: познакомить детей с буквами Н, н

Задачи: образовательные:

    формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества;

    формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремление открыть знания, приобрести умения;

    формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

    формирование способности оценивать меру своего продвижения к цели урока;

    обогащение словарного запаса, речи детей;

развивающие :

    развивать фонематический слух;

    развитие мелкой моторики, тонко – координированных движений;

    развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

    развитие общеучебных умений и навыков;

воспитательные:

    воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

    воспитание способности высказывать свою точку зрения.

Оборудование: аудиозапись («Азбука для малышей»), бумажные варежки, конверты с элементами букв, листки с нарисованными лицами (у каждого ребёнка), магнитная азбука.

Литература для учителя и обучающихся: учебник – тетрадь «От слова к букве»

Ход занятия

I. Орг.момент. Целеполагание.

Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к началу занятия.

Сегодня наша копилка пополнится новыми знаниями. Мы познакомимся с новой буквой, а с какой - вы узнаете чуть позднее. А сейчас давайте вспомним те буквы, которые мы уже знаем.

II. Работа в парах.

Игра «Свяжи варежки»

Варежки по одной раздаются детям, с написанными на них изученными буквами большими и маленькими. По сигналу учителя каждый ищет пару своей варежке. Выполнив задание, оба ребёнка подходят, прикрепляют варежки на доску и говорят, например: «У нас варежки с буквами Л л».

III. Знакомство с буквами Н, н.

    Прослушивание а/з.

Ребята, прослушайте а/запись и скажите, с какой буквой мы будем знакомиться.

2. Работа с предметными картинками.

(с.28 «От слова к букве»)

Назовите слова, обозначающие предметные картинки.

Дети произносят слово, затем поочередно каждый звук, закрашивают кружочки, которые обозначают звуки слова, в разные цвета.

(гласные звуки – красным цветом, твёрдые согласные звуки – синим цветом, мягкие звуки – зелёным).

Физкультминутка

- Я пущу солнечного зайчика, а вы глазками и поворотами головы наблюдайте за ним.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне,

Перепрыгнул на картинку

Задержался на цветке.

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в тетрадке

С нами он играет в прятки,

Раз, два, три, четыре, пять,

Тихо будем продолжать.

    Работа с сюжетной иллюстрацией.

Опишите, кого вы видите на рисунке.

Назовите слова, в которых вы услышали новые звуки.

Где они расположены в начале, в середине или в конце слова?

Составьте по этому рисунку небольшой рассказ.

Дорисуйте и раскрасьте недостающие предметы. Что это?

Где расположен новый звук, какой он – твёрдый или мягкий?

4. Конструирование букв их элементов, печатание букв.

Рассмотрите печатные буквы, которые вы видите на с.29.

Одинаковые они или разные?

Чем они отличаются друг от друга?

Достаньте из конверта элементы букв, рассмотрите их. Соберите буквы из элементов.

Напечатайте буквы на с.29

Физкультминутка

Игра – упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки

вперёд и обратно.

    Занимательные упражнения.

Послушайте, а затем произнесите быстро.

На мели мы лениво налима ловили.

Поставьте точки под буквами, которые вы знаете.

IV. Подведение итога занятия.

С какой буквой познакомились на занятии?

V. Рефлексия.

На листке у каждого ребёнка изображены три человечка с разной мимикой.

Кому было на занятии всё понятно, со всеми занятиями справлялись уверенно, дорисуйте человечку улыбку.

Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, изобразите лицо человечка нейтральным.

Кому на занятии работать было очень трудно, с заданиями не справлялись, изобразите лицо человечка грустным.

Похожие статьи