Технология индивидуальных и групповых консультаций. Консультация на тему: Консультация для педагогов "Технология проведения мастер класса"

Целесообразность и целеустремленность Консультация должна иметь конкретную цель, решать определенную задачу, проблему. Специалисту необходимо помнить слова М.Твена: «Когда мы потеряли цель, наши усилия утроились».
Добровольность и ненавязчивость Клиент самостоятельно и добровольно обращается за помощью к консультанту, без его согласия процесс не может быть начат. Он также вправе в любое время отказаться от помощи консультанта.
Компетентность Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Консультант должен обладать широкой эрудицией, быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, грамотно, убедительно вести консультации.
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту В процессе консультирования клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью.
Ориентация на нормы и ценности клиента Специалист во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Критическое отношение консультанта к ценностям клиента может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, следовательно, возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализованными.
Разграничение личных и профессиональных отношений Консультант должен понимать, что установление личных отношений между ним и клиентом может привести к тому, что консультант утратит объективность в оценке проблемы клиента.
Включенность клиента в процесс консультирования Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен занимать в беседе активную позицию, сам предлагать темы для обсуждения, максимально подробно расспрашивать консультанта об интересующих его вопросах. Для того чтобы обеспечить такую включенность, специалист по социальной работе должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, но не перехватывать инициативу.


Социальное консультирование имеет ряд особенностей , отличающих его от психологического, медицинского и юридического консультирования.

1. Социальное консультирование носит комплексный характер, поскольку включает в себя не только социальное информирование, но и элементы правового, педагогического и психологического консультирования.

2. Чаще всего за консультативной помощью в социальные службы обращаются семьи с низким социальным статусом, имеющие не одну, а целый комплекс проблем.

3. Консультант должен владеть обширной правовой информацией, например, о мерах социальной поддержки, которые оказываются семье в настоящее время, а также информацией обо всех службах, учреждениях, ведомствах социума для того, чтобы знать, на какие из них можно ориентироваться и привлекать для решения проблем клиента (семьи).

4. Пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы специалист обеспечил им быстрое решение проблемы, дал совет, но главное - подтвердил их собственное восприятие ситуации. Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Консультант должен не только профессионально владеть технологией проведения консультации, но и быть компетентным в широком круге вопросов, с которыми к нему могут обратиться потенциальные клиенты. Поэтому он должен уметь использовать в своей работе современные средства связи и источники информации (интернет, электронная почта, факс).



5. Специалист по социальной работе должен делать ставку на то, чтобы выявить внутренний потенциал семьи, замотивировать на активное и самостоятельное решение собственных проблем.

6. Специалист по социальной работе - консультант также выполняет функцию посредника. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда специалист не может предложить путей и средств для разрешения проблем клиента (семьи) самостоятельно или в своем учреждении (организации). Если в результате консультации выяснилось, что семья находится в социально опасном положении, консультант обязан передать ее для дальнейшей, более основательной работы другим специалистам соответствующего учреждения или организации сферы социального обслуживания населения.

Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:

· целесообразности и целеустремленности . Консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу;

· добровольности и ненавязчивости . Клиент впра­ве в любое время отказаться от помощи консультанта. Эффек­тивность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта;

· методической грамотности и компетентности . Консультант должен обладать ши­рокой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методически грамотно, убедительно вести консультации.

Консультирование имеет протяженность во времени, поэтому в этом процессе можно выделить несколько этапов . Основные из них:

1) выявление причин, побудивших клиента к получению консультации;

2) анализ, оценка и диагностика проблемы;

3) формулировку проблемы и определение целей консуль­тации;

4) установление стратегии и плана действий;

5) осуществление соответствующих действий;

6) оценку результатов консультации и выводы.

Консультация в социальной работе обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения клиента.

Одним из оснований для классификации консультатив­ного воздействия является пространственная организация консультаций . С этой точки зрения выделяют два вида консультирования: контактное («очное») и дистанционное («заочное»). Для кон­тактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, между ними происходит беседа. Дистан ционный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из ее форм является интервью. Технология проведения консультативного интервью включает в себя определенные этапы:

· прежде всего, кон­сультант решает проблему установления контакта во взаимопонимании с клиентом. Представляясь кли­енту, консультант разъясняет свои профессиональные воз­можности;

· затем начинается процесс сбора информации о клиенте и определение его проблем. Консультант излагает одну проверенную факта­ми гипотезу и уясняет возможности клиента в решении этой проблемы;

· на следующем этапе интервью консультант вместе с клиентом определяют желаемый результат, при этом важно, чтобы у клиента возникли переживания, связанные с осознани­ем собственных возможностей в этой ситуации. С клиен­том обсуждаются различные варианты решения его про­блемы, создаются условия для выбора им альтернатив;

· на завершающем этапе интервью консультант обобща­ет результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. Интервью заканчива­ется своеобразным домашним заданием по закреплению установок на изменение поведения клиента. Консультант может предложить клиенту «проиграть» ситуацию, схожую с его проблемой, и затем обсудить его ошибки и ограничения в поведении. Такая работа с клиентом будет способствовать изменению его мыслей и действий в реальной жизни.

Специфическим видом консультативной деятельности является дистанционное консультирование , которое позволяет многим гражданам получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.

Особенностью телефонного консультирования являет­ся принцип анонимности, который формирует у клиента фантазийный образ консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал вос­приятия. Значение приобретает не только сам текст сооб­щения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжи­тельность молчания. Основные же приемы и методики теле­фонного консультирования совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.

Своеобразной формой дистанционного консультирова­ния является консультирование по переписке , которое применяется в тех случаях, когда телефон­ное консультирование затруднено из-за отсутствия в том или ином городе (районе) службы «телефона доверия», телефона у клиента, а также из-за его нежелания встретиться с социальным консультантом. Для отдельных категорий населения (заклю­ченных, отбывающих наказание) консультирование по пе­реписке является единственной возможностью получить жизненно важный совет.

В рамках консультирования можно выделить такие виды: консультирование пожилых людей и инвалидов, семейное консультирование, консуль­тирование по вопросам занятости населения, корректиру­ющее консультирование специалистов (супервизорство) и др. Рассмотрим их подробнее.

В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возрас­та и инвалидов» (1995 г.) в стране стали создаваться спе­циальные социально-консультативные службы. Такие от­деления функционируют при многих муниципальных цен­трах социального обслуживания. Работники отделений выявляют лиц, нуждающихся в социально-консультатив­ной помощи, работают с семьями, в которых живут граж­дане пожилого возраста и инвалиды, организуют их досуг. Они оказывают правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по вопросам обуче­ния, профессиональной ориентации и трудоустройства инва­лидов, занимаются профилактикой различного рода соци­ально-психологических отклонений.

Консультативная беседа с пожилым человеком индивидуальна.


С первых минут бесе­ды социальному работнику нужно проявить доброжелательность и спокойствие. Обращаться к клиенту следует ува­жительно, по имени и отчеству. В ходе беседы очень важно показать клиенту свою заинтересо­ванность в его проблемах, проявить желание помочь. Люди пожилого возраста бывают забывчивыми, мни­тельными, что требует от социального работника не толь­ко понимания, но и особого терпения.

Важнейшим направлением консуль­тирования является семейное консультирование . Оно ох­ватывает спектр проблем, таких, как взаимоотношения между супругами и их родителями, детьми и родите­лями. В нашей стране начи­нают функционировать психолого-педагогические консуль­тационные центры, опыт которых свидетельствует, что школьная успеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более чем половине всех обращений.

Приемы работы консуль­танта с детьми и родителями могут быть разными в зави­симости от индивидуально-личностных особенностей кли­ентов. Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. К та­ким правилам можно отнести:

· обязательное наполнение родительской жалобы конкретным содержанием путем получения от роди­телей подробного описания поведенческой ситуации;

· использование принципов «стереоскопичности» взгляда на ситуацию, то есть фиксации этого взгляда как субъек­тивно, с позиций членов семьи, так и объективно, с позиции консультанта;

· совместное с родителями выдвижение консультантом гипотезы об истории развития «отрицательного» качества у ребенка и возможных путях его преодоления.

Особым видом консультативной дея­тельности является консультирование по вопросам заня­тости населения . В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам нашей стра­ны предоставлено право на бесплатную консультацию в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, воз­можности профессионального обучения.

Консультативный процесс по проблемам занятости на­селения включает в себя несколько этапов. Безработ­ный сначала попадает к диспетчеру, который осуществля­ет первичную консультацию. В его обязанности входит: получить информацию у клиента о цели обращения в службу занятости населения; предложить клиенту ознакомиться с информацией, расположенной в информационном зале; ознакомиться с доку­ментами клиента; направить его к со­ответствующему специалисту-консультанту. Если первичная ин­формация для клиента оказывается недостаточной, то он направляется на более обстоятельную информационную беседу, которая продолжается до 30 минут. В ходе ее про­ведения консультант предоставляет клиенту информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они име­ются, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Важным этапом консультативной работы по вопросам занятости является профессиональное консультирование. В ходе его проведе­ния изучаются профессиональные интересы клиента, вы­являются психологические и психофизические особеннос­ти личности, предоставляются рекомендации по наиболее приемлемой для клиента сфере деятельности, направле­нию профессионального обучения. Личностная психологическая консультация необ­ходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессими­стическим настроением и плохим самочувствием.

Профессиональное консультирование завершается вы­бором профессии и направлением клиента к консультанту по трудо­устройству, который, используя имеющий­ся компьютерный банк данных по вакансиям, осуществ­ляет поиск подходящей работы для обратившегося граж­данина. Он выдает направления на работу и осуществляет кон­троль за своевременной явкой безработного к работодателю. К функциональным обязанностям консультанта по трудо­устройству относится выявление причин отказа предприя­тий и организаций в приеме на работу граждан, направ­ленных службой занятости, а также причин личного отка­за граждан от предложенной им работы. При необходимости безра­ботный направляется к профконсультанту для выбора нового вида дея­тельности или осуществления профессиональной перепод­готовки.

Новым направлением консультативной деятельности в России явля­ется супервизорство . Супервизор – это консультант-пси­холог, оказывающий помощь специалистам социальной сферы (врачам, учителям и др.), взаимодействующий с ними. Принципы супервизии могут при­меняться в работе социальных педагогов при их консуль­тировании учителей по вопросам разрешения конфликт­ных ситуаций в отношениях с учащимися. Вероятно, на­стало время и в наших медицинских учреждениях иметь социальных психологов, выполняющих функции суперви­зоров.

В настоящее время особенно велика потребность в услугах социального работника, что обусловлено отсутствием стабиль­ности в обществе, причем по многим направлениям. Люди обращаются за посреднической помощью по экономическим, административным, трудовым, юридичес­ким, бытовым и другим вопросам.

Технологическая последовательность консультативного процесса предполагает следующие этапы (по Р. Кочюнасу):

  • 1. Исследование проблем. На этой стадии социальный педагог, осуществляющий консультацию, устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия. Необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.
  • 2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания. Проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает на способы их разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
  • 3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
  • 4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта клиента и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия.
  • 5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Специалист помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача – еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
  • 6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе со специалистом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Успешность профессионального взаимодействия во многом зависит от того, удастся ли социальному педагогу избежать в процессе общения с клиентом широко распространенных в консультативной практике ошибок. К наиболее частым ошибкам консультирования относятся:

  • совет – предложение клиенту готового решения его проблем. Советы редко принимаются, так как предполагается превосходство советчика, которое лишает человека возможности взять на себя ответственность за принятое решение;
  • анализ или интерпретация – объяснение клиенту, что же на самом деле представляет собой его проблема, почему он чувствует ситуацию как проблемную и т.д. Такая интерпретация нередко создает новую проблему, ведет к оправданиям, порождающим защитные реакции, требуя информации, которой клиент часто не имеет;
  • логическое убеждение – использование последовательности вопросов, имеющих логичные ответы, направляющие клиента, который испытывает сильные эмоциональные переживания, к решению. Клиент чувствует, что вопросами его загоняют в ловушку;
  • наставления и резонерство – объяснение клиенту, которое начинается со слов "надо бы...", "следовало бы...". Это порождает защитные реакции у клиента, чувство вины (если принимается) и чувство обиды (если отвергается им);
  • угрозы – намеки или прямое заявление, что клиент испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение. Все это порождает враждебность и обиду.

Зачастую социально-психологическую проблему клиента сложно решить в ходе взаимодействия лишь с ним одним. В практике социально-педагогической деятельности значительное место занимают технологии, активизирующие ресурсы так называемого ближайшего (сетевого) окружения клиента.


Значительное место в системе подготовки специалистов занимают практические, лабораторные, индивидуальные занятия, консультации и коллоквиумы. Главная их задача - закрепление, перевод в долговременную память теоретических знаний, формирование умений и навыков по той или иной учебной дисциплины, овладение аппаратом научных исследований.

Практическое занятие (лат. prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, в ходе которой преподаватель организует рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентами в соответствии сформулированных задач. Эта форма занятий проводится в лабораториях и аудиториях, оборудованных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой.

Практическое занятие должно быть хорошо подготовлено. Преподаватель, которому поручено эти занятия, по согласованию с лектором учебной дисциплины заблаговременно готовит необходимый методический материал - тесты для выявления уровня овладения студентами соответствующими теоретическими положениями, набор заданий различной степени сложности для решения их студентами.

Структура практического занятия: проведение предварительного контроля знаний, умений и навыков студентов; постановка преподавателем общей проблемы и ее обсуждение с участием студентов; решение задач с их обсуждением; решение контрольных задач; их проверка и оценка. Полученные студентом по отдельные практические занятия оценки учитываются при выставлении итоговой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

Количество часов на практические занятия с отдельной дисциплины определена учебным планом. Перечень тем практических занятий содержится в рабочей учебной программе дисциплины. Количество студентов на практическом занятии не должна превышать половины академической группы.

В процессе проведения практических занятий используются различные методы обучения. Поскольку главной задачей этого вида учебной работы является формирование умений и навыков, ведущее место должно отводиться различным упражнениям (подготовительным, пробным, по образцу, тренировочным, творческим, практическим, графическим, устным, письменным, профессиональным, техническим таин.).

Практические занятия должны отвечать таким требованиям:

1.Забезпечення понимание студентами необходимости владения базовыми теоретическими знаниями.

2.Усвідомлення необходимости выработки умений и навыков, которые имеют профессиональную направленность.

3. обеспечение оптимальных условий для формирования умений и навыков (санитарно-гигиенических, дидактических, воспитательных).

4.Навчання студентов рациональных методов овладения умениями и навыками.

5.Забезпечення самостоятельной деятельности каждого студента.

6.Дотримання систематичности и логической последовательности в формировании умений и навыков студентов.

7.Розробка задач для практических занятий с четкой профессиональной направленностью.

8.Широке включения в систему практических занятий заданий творческого характера.

9.Систематичний контроль выполнения студентами практических задач.

10. Постоянное поощрение практической учебной деятельности студентов.

Следует отказаться от практики, когда практические занятия имеют коллективный характер: один студент выполняет задание на доске, а другие работают на своих рабочих местах. Необходимо идти более целесообразным и эффективным путем: преподаватель должен четко определить задачи, ознакомить студентов с методами самостоятельной деятельности, помочь им осознать алгоритм действий. И далее необходимо организовать самостоятельную работу каждого студента.

Лабораторное занятие (лат. labor - труд) - форма учебного занятия, за которого студенты под руководством преподавателя лично проводят натурные или имитационные эксперименты и опыты с целью практической проверки и подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторным оборудованием, измерительной аппаратурой вычислительной техникой, овладевают методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.

Проведение лабораторных занятий требует хорошо подготовленных, специально оборудованных учебных лабораторий с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса (лабораторные установки, макеты и т.д.). Иногда лабораторные занятия целесообразно проводить непосредственно на производстве, в условиях реальной профессиональной среды (на заводе, в поле, в научно-исследовательском институте, в школе).

Структура лабораторного занятия: проведение текущего контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы, выполнения ее задач, подготовка индивидуального отчета о проделанной работе и защиту его перед преподавателем. Выполнение лабораторной работы оценивается преподавателем. Итоговые оценки за выполнение лабораторных работ учитываются при определении итоговой семестровой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

Планы, технологию и методику проведения лабораторных работ разрабатывают соответствующие кафедры. Количество часов на лабораторные занятия по отдельной дисциплине определяется учебным планом. Перечень тем лабораторных занятий определены рабочей учебной программой дисциплины. Замена лабораторных занятий другими видами учебных занятий не допускается. Количество студентов на лабораторном занятии не должна превышать половины академической группы. Каждый студент должен самостоятельно выполнить все лабораторные работы и оформить их результаты.

В процессе организации и проведения лабораторных работ преподавателю необходимо акцентировать внимание на следующих моментах: содержательность лабораторных занятий; обеспечение лабораторий, кабинетов новейшим оборудованием, которое соответствует технологиям современного производства; материалами, реактивами, приборами, аппаратами; обеспечение самостоятельности студентов в ходе выполнения лабораторных работ; соблюдение правил техники безопасности; обучение студентов методам выполнения этого вида работ.

Индивидуальное учебное занятие проводится с отдельными студентами с целью повышения уровня их подготовки и раскрытия потенциальных творческих способностей. Этот вид занятий организуется по отдельному графику с учетом индивидуального учебного плана студента.

Формы, виды, объем, методы проведения индивидуальных учебных занятий, формы и методы текущего и итогового контроля (кроме государственной аттестации) определяются индивидуальным учебным планом студента.

Индивидуальные учебные занятия могут проводиться с одной, нескольких дисциплин или с определенной части дисциплины.

Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) - форма учебного занятия, предусматривающий предоставление студентам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путем ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. По направленности она должна направляться на помощь студентам в овладении методикой темы или раздела, а также методами самостоятельной учебной работы. Количество часов на консультации определяется учебными планами и индивидуальными планами преподавателей. Консультации проводят преподаватели, которые читают соответствующий учебный курс, по графику, который устанавливает кафедра по согласованию с деканатами. Преподаватели могут предоставлять консультации группам студентов или отдельным студентам.

Важное место в организации учебной работы студентов принадлежит коллоквиума. Коллоквиум (лат. colloguium - разговор, беседа) - это вид учебной работы, что предполагает выяснение уровня усвоения студентами знаний, овладение умениями и навыками с отдельной темы или раздела. На коллоквиум преподаватель приглашает внеучебное время группу студентов и в процессе собеседования выясняет уровень усвоения материала. Это позволяет вносить коррективы в лекционный курс и практические занятия.

В практику учебной работе высших учебных заведений постепенно внедряется тьюторское вид работы со студентами. Тьютор (лат. tutor , англ. tutor - наблюдаю, забочусь) - это педагог-наставник, опекун, который руководит небольшой группой студентов, помогает им в учебе, следит за их учебной деятельностью, руководит профессиональной подготовкой. Тьюторские занятия возникли в колледжах и университетах Великобритании (Оксфордском, Кембриджском) и в университетах США (Гарвардском, Бристольском).

В отечественных высших учебных заведениях система тьюторства применяется мало. Она практикуется в основном в консерваториях, театральных ВУЗОВ, где профессиональная подготовка по основной специальности (вокал, режиссура) осуществляется под руководством конкретного преподавателя на протяжении всего периода обучения. В ходе присоединения национальной системы образования к Болонскому процессу, вхождение в европейское образовательное пространство система тьюторства широко применяться в высшей школе.

Литература

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998.

Кобиляцький 7.7. Методы учебно-воспитательной работы в высшей школе. - JL: Изд-во ЛГУ, 1970.

Учебный процесс в высшей педагогической школе / Под ред. О.Г. Мороза. - К.: НПУім. М. Драгоманова, 2001.

Низамов РА. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань, 1975.

Рогинский В.М. Азбука педагогического творчества. - М.: Высш. шк., 1990.

Слепкань 3. Научные основы педагогического процесса в высшей школе. - К., 2000.

Шуркова М . Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.

Консультация для воспитателей

«Технология проведения мастер-класса»

Педагог дополнительного образования

МКДОУ «Детский сад № 5 г. Беслана»

Наталья Пучкова

Обучать - значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

Психологическая и этико-педагогическая эрудиция;

Профессиональные способности;

Педагогическая техника;

Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие:

Личность педагога

Знания

Педагогический опыт

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

Мастерство убеждения;

Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

Мастерство владения педагогической техникой; (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Для того чтобы стать настоящим мастером своего дела учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

Учителю важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере "педагогического воспроизводства".

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.

Задачи мастер-класса:

Передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  1. кратко характеризуются основные идеи технологии;
  2. описываются достижения в работе;
  3. доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
  4. определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

2. Представление системы учебных занятий:

  1. описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
  2. определяются основные приемы работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям.

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся педагогом в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

1) Показ урока, внеклассного занятия, факультатива и т.п.

2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог

3) Показ отдельных методов работы

4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

Лекция

Практическое занятие

Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

3. Имитационная игра

учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

4. Моделирование

самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей

Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Заключение

Итак, обобщая выше сказанное, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

6. новая форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Форма работы мастер-класса зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.

А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.


Похожие статьи