Технологическая карта урока «Информационные технологии в профессиональной деятельности. Урок по информационным технологиям Что же такое сейчас информационные технологии урок

Конспект урока по теме: "Информационные технологии"

Автор: Пирязева Наталья Владимировна, преподаватель, ТОГАОУ СПО "Промышленно-технологический колледж" г.Мичуринск, Тамбовская область
Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока на тему: "Информационные технологии" для студентов 2 го курса колледжа. Этот конспект позволит отработать теоретическую часть данной темы и осуществить проверку качества знаний.
Цели занятия:
восприятие и первичное осмысление учебного материала по теме "Информационные технологии", запоминание основных понятий и определений.
Задачи:
обучающие:
знакомство с базовыми терминами и понятиями
развивающие:
развитие мышления (умение строить по аналогии с ранее изученным, сравнивать, обобщать, систематизировать)
развитие познавательного интереса у студентов, уверенности в собственных силах, интереса к предмету и будущей специальности
воспитательные:
привитие навыков самостоятельной работы
привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность

Информационные технологии (ИТ) – понятие, свойства, составляющие, классификация.

В.1.

Понятие ИТ. Режим работы и режим эксплуатации.

Термин «информационная технология» получил распространение сравнительно недавно в связи с использованием средств вычислительной техники при выполнении операций с информацией.
ИТ базируются на аппаратных средствах и программном обеспечении. Аппаратные средства относятся к числу опорных технологий, т.е. могут применяться в любых сферах человеческой деятельности. Программное обеспечение организует процесс обработки информации в компьютере и решение профессиональных задач пользователей.
Областями применения ИТ являются системы поддержки деятельности людей (управленческой, коммерческой, производственной), потребительская электроника и разнообразные услуги, например связь, развлечения.
Непременным условием повышения экономической эффективности управленческого труда является создание оптимальной ИТ.
В рамках предмета «Информационные Технологии» мы будем рассматривать автоматизированные ИТ.
ИТ – сочетание процедур реализующих функций сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационные структуры предприятия с использованием средств вычислительной техники и программного обеспечения.
Существенное влияние на качественный состав ИТ оказывают возможные режимы работы и режимы эксплуатации.
Режим Эксплуатации – определяется эффективностью работы пользователя (ПК это инструмент, который можно использовать полностью, а можно использовать как пишущую машинку или игровой автомат).
Режим Работы – определяется эффективностью работы самой вычислительной системы (ВС) (является определяющим, т.к. выше своей головы система не прыгнет).
Если рассматривать используемый режим функционирования информационной системы (ИС), то можно выделить:
1. Однопрограммный и мультипрограммный (позволяет подгружать несколько прикладных программ одновременно за счет возможности совмещения в системе работы устройств ввода-вывода и центрального процессора).
2. Однопроцессорные ИС (строящиеся на базе одного процессора в компьютере) и многопроцессорные системы (использующие ресурсы нескольких процессоров, что положительным образом влияет на производительность ВС)
3. Пакетная обработка – несколько прикладных программ объединяются в единую группу называемую пакетом. Обработка информации осуществляется единым массивом данных сразу несколькими программами. Для данного режима характерно минимальное вмешательство оператора и высокая эффективность ВС, но также большие затраты времени на ожидание результата (пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается). Индивидуальное пользование, когда все ресурсы системы предоставляются в распоряжение одного пользователя. При коллективном пользовании возможен одновременный доступ нескольких независимых пользователей к ресурсам ВС (система обслуживает запрос каждого пользователя без прерываний).
4. Ускорение выдачи результата возможно при использовании режима работы системы называемого параллельной обработкой или квантованием времени (при этом каждой программе из пакета присваивается определенный квант (единица, промежуток, интервал) времени по истечении которого управление передается следующей программе, что позволяет получить результаты по коротким программам еще до окончания обработки всего пакета.
5. По особенностям функционирования ИС во времени выделяют режим реального времени – режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.

В.2.

Составляющие ИТ.

В состав ИТ входят 4 составляющие:
1. Техническое обеспечение (ТО) – ПК, оргтехника, линии связи, оборудование ВС, периферийные устройства. ТО является определяющим при выборе проекта ИТ.
2. Программное обеспечение – это совокупность рабочих алгоритмов написанных на языке доступном для ВС (находится в прямой зависимости от техники) и реализует функции накопления, обработки, анализа и хранения данных.
3. Информационное обеспечение – это совокупность данных представляемых в определенной форме для компьютерной обработки.
4. Организационное и методическое обеспечение (ОО и МО) – они представляют собой комплекс мероприятий направленных на функционирование технического и программного обеспечения для получения искомого результата.
ОО – инструкции организующие первичную работу
МО – учебное пособие (для учебы, для дальнейшей работы), встроенные учебники

В.3.

Свойства ИТ

Основными свойствами ИТ являются:
1. Целесообразность – главная цель реализации ИТ состоит в повышении эффективности производства на базе использования современных ЭВМ, ПО и обслуживающего персонала, путем обеспечения циркуляции и переработки информации.
2. Наличие компонентов структуры
Структура ИТ – это внутренняя организация представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов.
Компоненты:

ПО – предметна область – это объект на котором функционирует ИТ
ФП – функциональный процессор – конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации выраженный в алгоритме решения задачи.
МПО – модель предметной области – это совокупность описаний обеспечивающая взаимодействие между пользователем и разработчиком.
ОТ – опорная технология – совокупность технических средств, системного и инструментального ПО.
ИТ – информационная технология
БЗ – база знаний – совокупность знаний хранящихся в памяти ЭВМ. Бывает – экстенсиональная (знания о каком-то конкретном предмете) и интенсиональная (общие знания)
РРПЗ – результат решения прикладной задачи.
3. Взаимодействие с внешней средой – это взаимодействие ИТ с объектом управления (другими предприятиями и системами, наукой, промышленность)
4. Целостность – ИТ является целостной системой способной решать задачи не свойственные ни одному из ее компонентов.
5. Реализация (развитие) во времени – это обеспечение динамичности развития ИТ, ее модернизация, модификация и адаптация.

В.4.

Классификация ИТ

1. По типу информации


Универсальность – это когда система делает все.
2. По степени типизации операций
a. Пооперационные ИТ – за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническими средствами
b. Попредметные ИТ – при этом все операции выполняются на одном рабочем месте (АРМ).

Тест по теме: «Информационные технологии»

1) ИТ это...
а) Система сбора, хранения, обработки и распределения информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира
б) Сочетание процедур реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационные структуры предприятия с использованием средств ВТ и ПО
в) Множество элементов, образующих некоторую целостность и находящихся в определенном взаимодействии между собой
2) Что оказывает влияние на качественный состав ИТ...
а) Режимы вставки и режим замены в работе
б) Режимы работы и режимы эксплуатации ВС
в) Режимы приема и режимы передачи информации
3) Основное влияние на режим эксплуатации оказывает...
а) Пользователь
б) ВС
в) ЭВМ
4) Основное влияние на режим работы оказывает...
а) Пользователь
б) ВС
в) ЭВМ
5) Какой режим является определяющим в ИТ...
а) Режим работы
б) Режим эксплуатации
в) Режим передачи
6) ИТ состоят из...
а) ЭВМ, ПП, ИО, МО
б) ВТ, ИТ, ПО, ППП
в) ТО, ПО, ИО, ОО, МО
7) Техническое обеспечение это...
а) ПК, организационная техника, линии связи, оборудование ВС, периферийные устройства
б) Информационное и программное обеспечение, компьютеры, компьютерные сети, люди
в) Компьютеры, сетевое программное обеспечение, модемы, кабели, периферийные устройства
8) Программное обеспечение это...
а) Соблюдение правил создания, обработки, использования и защиты информации
б) Совокупность рабочих алгоритмов написанных на языке доступном для ВС
в) Документы и массивы документов в информационных системах
9) Информационное обеспечение это...
а) Совокупность данных представленных в определенной форме для компьютерной обработки
б) Множество элементов, образующих некоторую целостность и находящихся в определенном взаимодействии между собой
в) Система сбора, хранения, обработки и распределения информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира
10)Организационное и методическое обеспечение это...
а) Комплекс мероприятий направленных на функционирование технического и программного обеспечения для получения искомого результата
б) Решение задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации основанных на методах искусственного интеллекта
в) Взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей
11) Основными свойствами ИТ являются:
а) Открытая архитектура, функционирование технического и программного обеспечения, распределение информации
б) Целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с -внешней средой, целостность, реализация во времени
в) Сочетание процедур, множество элементов, целостность, взаимосвязь технического. организационного и программного обеспечения
12)ИТ классифицируются по...
а) Типу информации и степени типизации операций
б) Типу программного обеспечения и технических средств обеспечения
в) Типу целевого назначения и области применения
13) По степени типизации операций ИТ делятся на:
а) Стратегические и поддерживающие
б) Прикладные и управленческие
в) Пооперационные и попредметные
14) Развитие ИТ во времени это...



15) Целостность ИТ это...
а) Обеспечение динамичности развития ИТ; ее модернизация, модификация и адаптация
б) Взаимодействие ИТ с объектом управления, др. предприятиями и системами, наукой, промышленностью технических и программных средств
в) Способность решать задачи несвойственные не одному из ее компонентов
16)Взаимодействие ИГ с внешней средой это...
а) Обеспечение динамичности развития ИТ; ее модернизация, модификация и адаптация
б) Взаимодействие ИТ с объектом управления, др. предприятиями и системами, наукой, промышленностью технических и программных средств
в) Способность решать задачи несвойственные не одному из ее компонентов
17)Многопрограммный режим работы ВС позволяет...
а) Подгружать несколько прикладных программ одновременно за счет возможности совмещения в системе работы устройств ввода и вывода и центрального процессора
б) Обеспечивать рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи сводной информации, которая требуется для управления экономическим объектом
в) В пределах разработанного алгоритма изменить программу при ситуациях не соответствующих заданной программе выбранных решений
18)Пакетный режим эксплуатации позволяет...
а) Осуществлять обработку информации единым массивом данных сразу несколькими программами; при минимальном вмешательстве оператора
б) Обеспечивать рутинную обработку и хранение информации с целью выдачи сводных данных, которые требуются для управления объектом
в) Осуществляет по заданным программам воздействие на производственный процесс с целью приведения его к заданному состоянию
19)Режим квантования времени позволяет...
а) Повысить степень быстродействия ВС, с целью получения промежуточного результата
б) Присвоить каждой программе из пакета определенный интервал времени по истечении которого управление передается следующей программе
в) Изучать свойства информации, а так же способы представления, накопления, обработки и передачи данных с помощью технических средств
20) В чем отличие организационного и методического обеспечения ИТ:
а) ОО - организует первичную работу; МО - дальнейшую работу на ПК
б) ОО - организует дальнейшую работу на ПК; МО - первичную работу
в) ОО - предоставляет начальные сведения о МО
Ответы на тест:
1-б; 2-б; 3-а; 4-б; 5-а; 6-в; 7-а; 8-б; 9-а; 10-а;
11-б; 12-а; 13-в; 14-а; 15-в; 16-б; 17-а; 18-а; 19-б; 20-а.

Под технологией понимается совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции. С развитием материального производства создавались и развивались производственные технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Информационные технологии относятся к области информационной деятельности людей. Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обучение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему

«Информационные технологии»

9 класс

Под технологией понимается совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции. С развитием материального производства создавались и развивались производственные технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Информационные технологии относятся к области информационной деятельности людей. Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обучение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Технология - это точно рассчитанный процесс получения предсказуемого (предопределенного) результата. Это Свойство является важнейшей характеристикой технологии, отличающей его от других процессов, например, эксперимента, где результат не может быть предопределенно предсказан, и т. п.

Информационные технологии, опирающиеся на современную компьютерную технику, часто называют новыми информационными технологиями (НИТ). НИТ возникают на перекрестье традиционных (бескомпьютерных) технологий и компьютерных методов обработки информации.

Перечислим некоторые НИТ, широко используемые в настоящее время.

Подготовка документов

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопроводительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Компьютер в офисе выполняет множество работ, которые можно подразделить на две категории: регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные - это те, которые регулярно повторяются, выдавая однотипные документы, отличающиеся друг от друга лить наборами числовых данных или текстовыми фрагментами. Примерами могут служить ведомость на зарплату, классный журнал, ежемесячный финансовый отчет фирмы и т. п. Для подготовки каждого из таких документов используется специальная программа, которая в автоматическом режиме (из базы данных) заносит в заранее заготовленные стандартные формы новую информацию.

Нерегламентированные работы носят более разнообразный характер, для них невозможно запастись специальными программами и они выполняются, как правило, с помощью офисного программного обеспечения общего назначения (текстовых процессоров, графических редакторов, программ подготовки презентаций и др.).

Поиск информации

Каждый, кто был и работал в крупной библиотеке, знает, как иногда бывает непросто найти нужную книгу, особенно если не известны точные библиографические данные, а известна лишь тематика. Современные информационно-поисковые системы совершенно преобразили технологию поиска информации. В библиотеках стали вполне обычными компьютерные системы поиска книг и журналов. В процессе подготовительной работы создаются электронные картотеки, и на запрос по тематике на экране библиотечного компьютера возникает список подобранных книг.

Если мы ищем информацию вне библиотеки, то обращаемся к современным поисковым системам, обычно работающим через компьютерные сети. Поисковые серверы в Интернете часто находят по запросу столько информации, что проблемой становится выделить в ней наиболее подходящую для клиента. Причем, в отличие от библиотек, речь идет не только о книгах, но и об информации, представленной в любых других источниках и в самых разнообразных формах (в том числе и в звуковой).

Новые технологии поиска данных породили и новые формы описания и систематизации данных. Так, в компьютерных поисковых системах широко используется индексирование - упорядоченные списки по разным ключам. Продолжают применяться традиционные цифровые системы классификации (УДК - универсальная десятичная классификация). Используются индексные списки по ключевым словам, по тезаурусу.

Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хранящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).

Помощь в принятии управленческих решений

Двадцать лет тому назад на множестве предприятий страны стали внедряться автоматизированные системы управления - АСУ. Однако первоначально действовали они не очень эффективно. К настоящему времени в этой области произошли большие перемены: возникли новые концепции, изменилась техническая и программно-информационная база. В результате эффективность применения АСУ значительно возросла.

Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации^ Блок обработки и анализа информации является центральным. Он решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских расчетов и т. д. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия, носящей оптимизационный характер. Как правило, АСУ работают на базе компьютерной локальной сети предприятия, которая придает действию системы гибкость и оперативность.

Управление технологическими процессами

Благодаря микропроцессорной технике стало возможным создание систем, которые берут на себя управление отдельными механизмами и даже целыми технологическими процессами. При этом бывают автоматизированные системы, в которых человек принимает непосредственное участие в технологическом процессе, и автоматические, в которых человек от управления практически отстранен.

Проблема непосредственного участия человека в управлении технологическим процессом чаще всего связана со скоростью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полностью автоматизируют. Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислительному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае неполадок, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа (которую, разумеется, составили люди).

Автоматизированное проектирование

Информатизация произвела на свет еще одну чрезвычайно важную технологию - системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов и чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д.

Современная САПР - высокопрофессиональная программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные на определенных видах продукции. Чертежные САПРы универсальны, они позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования. Специализированная САПР, например, на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах - как технические, так и экономические, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах и т.д. Инженер-проектировщик создает образ дома, его технико-экономические расчеты, чертежи без когда-то привычного кульмана и чертежных инструментов. Все это радикально совершенствует процесс проектирования.

Геоинформационные технологии

Так называются новейшие информационные технологии, которые привели к созданию самого современного класса информационных систем - Геоинформационные систем (ГИС).Эти системы хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны и т. д.).

Например, муниципальная ГИС хранит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддерживающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, специалистов водного хозяйства, связистов, налоговых органов, органов социальной защиты, милиции, медицинских служб и др. Вся эта разнородная информация привязана к карте города, которая является организующей основой ГИС. Благодаря особым технологическим приемам, эта карта допускает масштабирование, то есть из нее можно «вырезать» кусок (просто обведя его на экране контуром с помощью мыши) и увеличить. Щелкнув мышью по объекту, находящемуся на экране, вместо карты получаем базу данных с описанием этого объекта.

Существуют ГИС гораздо большего масштаба: региональные, государственные, международные. Например, усилиями ряда государств создана ГИС «Черное море». Следует понимать, что создание ГИС является делом трудоемким и дорогостоящим, но эффективность от ее применения чрезвычайно высока.

Информационные технологии в обучении

Обучение охватывает миллионы людей. Существуют системы среднего, высшего, дополнительного образования, системы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века будет поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерывного образования, которая будет обслуживать значительную часть населения.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в различии индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

Путь совершенствования лежит через индивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении:

Использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) образует то, что называется электронным учебником. При создании электронных учебников широко используются мультимедийные технологии.

Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) - это неравные условия людей в возможности получения качественного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения:

Дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.

Вопросы и задания

Что означают термины «технология», «информационная технология», НИТ?

Перечислите основные проблемы, решаемые средствами НИТ.

С какими формами НИТ вам приходилось иметь дело? Отметьте их положительные стороны и возможные недостатки.


Гайнутдинова Ольга Евгеньевна, ГАОУ «Казанский энергетический колледж»

Технологическая карта урока

Информационные технологии в профессиональной деятельности, группа 14-11, 3 курс

Тема урока: «База данных. Системы управления базами данных»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: Изучение баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: типами баз данных, системой управления базой данных, объекты СУБД; дать первоначальные знания по работе с базой данных Microsoft Access .
  2. Развивающая : развивать алгоритмическое мышление и творческие способности учащихся.
  3. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий; воспитывать у учащихся умение самостоятельно решать вопросы, а также работать в группе.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: компьютеры, проектор, лекционный материал, презентация.

УМК :

  1. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2011.
  4. Базы данных: учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тараканов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010485-0, 500 экз.
  5. Базы данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. - 400 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-098-8, 3000 экз.

Дидактическая структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

10 мин

Приветствие, проверка присутствующих, оформление журнала, рапортички, знакомство с целями и планом урока, постановка проблемных вопросов.

Погружение в тему, Постановка цели на урок, согласно цели.

Проблемные вопросы, на которые учащиеся могут ответить:

1) Что такое информационно-поисковая система ?

2) Что называется базой данных ?

3) Что такое система управления базой данных ?

Регулятивные: волевая саморегуляция; целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: смыслообразование;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одногруппниками.

Актуализация знаний

5 мин

Преподаватель задаёт вопросы и задачи. Направляет ответы учащихся

Аналитическая. Отвечают на заданные вопросы

Сформировать понятие о системе управления базой данных как программе, позволяющей обрабатывать и хранить большой объем информации

Познавательные:

Изучение нового материала

30 мин

Контролирующая и направляющая

Поисково-исследовательская.

Научиться работать с теоретическим материалом

Регулятивные:

прогнозирование результатов.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Закрепление нового материала

40 мин

Преподаватель дает задания для практической работы

Аналитическая.

Задания из практической работы

Сформировать понимание о базе данных, основных понятиях

Познавательные:

умение структурировать знания, умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, построение логической цепи рассуждения

Итог

5 мин

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают преподавателя и записывают домашнее задание

Повтор основных определений из презентации.

Коммуникативные:

умение слушать учителя.

Познавательные:

выделение существенной информации из слов преподавателя





Технология материального производства – процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология материального производства изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта


Технология материального производства Материальные ресурсы Материальны й продукт Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы Инструментарий технологии материального производства: станки, инструменты, оборудование и т.д.







Информационная технология– процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению каких-либо действий. Информационная технология?


Информационная технология Данные Информационный продукт Инструментарий информационной технологии: один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.






Компоненты технологий для производства продуктов Технология материального производства Информационная технология Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации Производство материального продукта Обработка данных и получение результатной информации Сбыт произведенных продуктов потребителям Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решения


Основное техническое средство современной информационной технологии - ПК (персональный компьютер) – сильно повлиял на качество результатной информации. 3 основных принципа новой (компьютерной) технологии: 1.Диалоговый режим работы с компьютером; 2.Интегрированность (взаимосвязь) программных продуктов; 3.Гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.


В инструментарий ИТ входят такие компьютерные программы как текстовые редакторы, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, графические редакторы и пр. К инструментарию ИТ, исходя из определения ИТ, можно отнести и различные контролирующие программы и тестовые оболочки, т.к. в результате переработки первичной информации (ответов учеников на поставленные вопросы) получается информация нового качества (оценка), на основе анализа которой учителем принимается управленческое решение. В настоящее время существует и используется множество различных тестовых оболочек как закрытого, так и открытого типа.


Предлагаемая вниманию тестовая оболочка Utes 2 (автор – заместитель директора БСШ 27 по информатизации Дунаев А.В.) имеет следующие отличительные характеристики: 1.Является тестовой оболочкой открытого типа, т.е. позволяет вводить тестовый материал по любой теме любого предмета. 2.Количество вопросов в тесте неограниченно. 3.Количество вариантов ответа в вопросе практически неограниченно. 4.Количество правильных ответов может быть различным. 5.Возможен случайный порядок вопросов и случайный порядок вариантов ответов, т.е. перемешивание вопросов и вариантов ответов. 6. Возможно просматривать правильные ответы на вопросы после сдачи работы, (причем, имеет различные режимы просмотра), т.е. носит и обучающий характер. 7. Возможны ограничения по времени конкретного теста и др.


Электронную версию конспекта по данной теме можно найти в Internet по адресу: Подробнее ознакомиться с описанием тестовой оболочки Utes можно в статье Дунаева А.В. «Описание тестовой оболочки Utes», Материалы 3-й Международной научно-практической Интернет- конференции», выпуск 2, Москва, 2006 год.

План конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Тема урока: Базовое программное обеспечение.

Продолжительность занятия – 2 ч.

Цели:

1.образовательная: познакомить учащихся с базовым программным обеспечением.

2.воспитательная: воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости, терпения, гордости за выполненную работу.

3. развивающая: развивать интерес к предмету.

Задачи:


  1. познакомить студентов с базовым программным обеспечением.

  2. воспитывать аккуратность и вежливость.
Оборудование : учебное пособие по Информационным технологиям в профессиональной деятельности под ред. Е.В.Михеева.

Ход урока:

Орг. Момент: приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку.


  1. Вводный инструктаж

    1. Подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, целей, актуализация знаний).
Тема урока: Базовое программное обеспечение.

Цель урока: изучить базовое программное обеспечение, основные понятия входящие в ПО.


    1. Актуализация прежних знаний.

  1. Перечислите виды мониторов и их характеристики.

  2. Назовите виды принтеров, их достоинства и недостатки.

  3. По каким параметрам необходимо производить выбор сканера?

  4. Как выбрать модем?

  5. Что позволяют делать плоттеры и дигитайзеры?

  6. Почему цифровую камеру называют фотоаппаратом без пленки?

  7. Как защитить компьютер от перепадов напряжения?

  8. Охарактеризуйте технические средства презентаций.

    1. Сообщение нового материала преподавателем.

БАЗОВОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В состав базового ПО входят:


  • операционные системы;

  • сервисные программы (оболочки, утилиты, антивирусные средства);

  • программы технического обслуживания (тестовые программы, программы контроля);

  • инструментальное ПО (трансляторы языков программирования, компиляторы, интерпретаторы, ассемблеры).
Операционная система

Операционная система (ОС) - это комплекс специальных программных средств, предназначенных для управления загрузкой компьютера, запуском и выполнением других пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами персонального компьютера. Она обеспечивает управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем.

Одной из важнейших функций ОС является автоматизация процессов ввода-вывода информации, управления выполнением прикладных задач, решаемых пользователем. ОС загружает нужную программу в память ПК и следит за ходом ее выполнения; анализирует ситуации, препятствующие нормальным вычислениям, и дает указания о том, что необходимо сделать, если возникли трудности.

Операционные системы персональных компьютеров делятся на
однозадачные и многозадачные.
В однозадачных ОС пользователь в один момент времени работает с одной конкретной программой (задачей). Примером таких ОС служат операционные системы MS-DOS, MSX.

Многозадачные ОС позволяют параллельно работать с несколькими программами, и количество программ зависит от мощности системы. В качестве примера можно привести операционные системы всех версий Microsoft Windows, UNIX, OS/2, Linux, Mac OS.

Сетевые ОС связаны с появлением локальных и глобальных сетей и предназначены для обеспечения доступа ко всем ресурсам вычислительной сети. Примером таких систем являются Novell Net Ware, Microsoft Windows-NT, UNIX, IBM LAN.

Сервисное программное обеспечение - это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем.

По функциональным возможностям сервисные средства можно подразделять на средства, улучшающие пользовательский интерфейс, защищающие данные от разрушения и несанкционированного доступа, восстанавливающие данные, ускоряющие обмен данными, программы архивации-дезархивации и антивирусные средства. Программные средства антивирусной защиты обеспечивают диагностику (обнаружение) и лечение (нейтрализацию) вирусов. Термином «вирус» обозначается программа, способная размножаться, внедряясь в другие программы, совершая при этом различные нежелательные действия.

Наиболее распространенными антивирусными российскими программами являются DRWeb и AVP. В качестве примера архиваторов можно привести WinZip и WinRAR.

Программы технического обслуживания

Под программами технического обслуживания понимается совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера или вычислительной системы в целом.

Они включают в себя средства диагностики и тестового контроля правильности работы ПК и его отдельных частей, а также специальные программы диагностики и контроля вычислительной среды информационной системы в целом, в том числе программно-аппаратный контроль, осуществляющий автоматическую проверку работоспособности системы.

В качестве примера тестовой программы можно привести программу Doctor Hardware, пакет Checklt для Windows.

Инструментальное программное обеспечение

Система программирования - это комплекс средств, включающих в себя входной язык программирования, транслятор, машинный язык, библиотеки стандартных программ, средства отладки оттранслированных программ и компоновки их в единое целое.

Транслятором языков программирования называется программа, осуществляющая перевод текста программы с языка программирования в машинный код.

В системах программирования транслятор переводит программу, написанную на входном языке программирования, на язык машинных команд конкретной ЭВМ. В зависимости от способа перевода с входного языка программирования трансляторы подразделяются на компиляторы и интерпретаторы.

В компиляции процессы трансляции и выполнения программы разделены во времени. Сначала компилируемая программа преобразуется в набор объектных модулей на машинном языке, которые затем собираются (компонуются) в единую машинную программу, готовую к выполнению и сохраняемую в виде файла.

Интерпретатор осуществляет пошаговую трансляцию и немедленное выполнение операторов исходной программы, при этом каждый оператор входного языка программирования транслируется в одну или несколько команд машинного языка.

Особое место в системе программирования занимают ассемблеры, представляющие собой комплекс, состоящий из входного языка программирования ассемблера и ассемблер-компилятора.

Ассемблер представляет собой мнемоническую (условную) запись машинных команд и позволяет получить высокоэффективные программы на машинном языке.


    1. Первичное закрепление и текущий повтор изученного материала.

  1. Что понимается под программным обеспечением?

  2. Какие основные функции выполняет базовое ПО?

  3. Какие программные средства относятся к базовому ПО?
2. Заключительный инструктаж

2.1. Контроль и оценка ЗУНов учащихся. Выставление оценок за выполненную работу.

2.2. Выдача домашнего задания. Изучение лекции № 3.
скачать

Смотрите также:

Конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Тема урока: Базовое программное обеспечение. Продолжительность занятия 2 ч

Конспект урока «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение» Ф. И. О. Ананина Анна Васильевна 2

Описание разработки урока Учитель: Предмет: Информатика и икт класс 8 (дата проведения урока 23 ноября); Тема урока: Назначение и устройство компьютера (продолжительность урока 45 минут) Тип урока: Изучение нового материала

Дата № урока Тема урока Программное обеспечение теория практикум

План-конспект открытого урока технологии в 7 «А» классе Тема урока: Проект «Интерьер жилого дома» Вид занятия: деловая игра Учитель: Асабина И. И. г. Ртищево, 2008

Похожие статьи