Советское здравоохранение, общая история. Здравоохранение в ссср Современное состояние медицины

Здравоохранение - это система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья населения. В СССР и других социалистических государствах забота о населения является общегосударственной задачей, в осуществлении которой принимают участие все звенья государственной и общественной системы.

В дореволюционной России не существовало государственной организации здравоохранения. Открытие больниц, амбулаторий и других лечебных учреждений осуществлялось различными ведомствами и организациями без единого государственного плана и в количествах, крайне недостаточных для нужд охраны здоровья населения. Значительное место в медпомощи населению (особенно городскому) занимали частнопрактикующие врачи.

Впервые задачи в области охраны здоровья трудящихся были разработаны В. И. Лениным. В Программе Партии, написанной В. И. Лениным и принятой II съездом Партии в 1903 г., были выдвинуты требования восьмичасового рабочего дня, полного запрещения детского труда, запрещения труда женщин на вредных производствах, организации на предприятиях яслей для детей, бесплатной медпомощи рабочим за счет предпринимателей, государственного страхования рабочих и установления надлежащего санитарного режима на предприятиях.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Программе Партии, принятой на VIII съезде в 1919 г., были определены основные задачи Партии и Советской власти в области охраны здоровья народа. В соответствии с этой Программой были разработаны теоретические и организационные основы советского здравоохранения.

Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие общественности и широких масс трудящихся в деятельности органов и учреждений здравоохранения.

По инициативе В. И. Ленина VIII съезд Партии постановил решительно проводить в интересах трудящихся такие мероприятия, как оздоровление населенных мест, организация общественного питания на научно-гигиенической основе, профилактика инфекционных заболеваний, создание , организованная борьба с туберкулезом, венерическими заболеваниями, алкоголизмом и другими социальными болезнями, обеспечение общедоступной квалифицированной медпомощью и лечением.

24/1 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об образовании Совета врачебных коллегий, а 11/VII 1918 г.- декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения.

Ленинские декреты о земле, о национализации крупной промышленности, о восьмичасовом рабочем дне создали политические, экономические и социально-гигиенические предпосылки для улучшения материального благосостояния рабочих и крестьян, а тем самым и для укрепления их здоровья, улучшения условий труда и быта. Декреты о страховании на случай болезни, о национализации аптек, о Совете врачебных коллегий, о создании Народного комиссариата здравоохранения и многие другие подняли проблемы здравоохранения до уровня общегосударственных, общенародных задач. В. И. Лениным подписано свыше 100 декретов по организации здравоохранения. В них содержатся руководящие указания по всем важнейшим разделам охраны здоровья трудящихся. Они отражают политику Коммунистической партии и Советской власти в деле разрешения важнейших проблем здравоохранения.

Великая Октябрьская социалистическая революция, построение социализма открыли перед медициной и здравоохранением новые пути развития. Охрана здоровья народа стала одной из важнейших функций государства. Была создана широкая сеть медицинских учреждений и вузов. Сформулированные уже в первые годы Советской власти организационные принципы здравоохранения исходили из развитых В. И. Лениным марксистских положений о социальной обусловленности общественного здоровья, задачах построения социалистического государства, осуществляющего заботу о здоровье трудящихся путём социально-экономических и медицинских мероприятий.

Была создана материально-техническая база медицинской науки. Государственный институт народного здравоохранения стал прообразом последующих более мощных объединений медицинских научно-исследовательских институтов. Всесоюзный экспериментальной медицины институт имени А. М. Горького был организован как комплексное учреждение, призванное осуществлять синтез естественных наук, в частности, экспериментальной биологии и медицины. Успехи медицинской науки и советского здравоохранения привели к существенным сдвигам в состоянии здоровья населения. Были ликвидированы многие эпидемические заболевания, общая смертность в 1940 снизилась до 18,3% на 1 тысячу жителей, когда в 1913 году эта цифра доходила до 30,2%.

Война с фашистской Германией потребовала создания научно обоснованной организации медицинской помощи раненым и больным. Чёткая работа медицинской службы армии позволила возвратить в строй после излечения 72,3 % раненых и свыше 90 % больных. Впервые в истории массовых войн удалось предотвратить возникновение эпидемий и сравнительно быстро ликвидировать санитарные последствия войны. Итоги этой работы были подведены в коллективном научном труде -- многотомном издании «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг.».

В 1944, несмотря на трудности военного времени, была учреждена Академия медицинских наук СССР, которая объединила ведущие медицинские научно-исследовательские институты и возглавила разработку проблем медицинской науки. В послевоенные годы научные исследования в области медицины приобрели особенно широкий размах. В 1972году более пятидесяти пяти тысяч научных работника вели исследовательскую работу более чем в 350 научно-исследовательских учреждениях и более чем в 100 медицинских и фармацевтических институтах, на медицинских факультетах университетов и в институтах усовершенствования врачей.

В 1972 году была 731 тысяча врачей, из них 29 тысяч врачей приходилось на 10 тысяч жителей. Количество коек в больницах увеличилось в этом же году до 2793 тысяч, а в 1940 их было 791 тысяча. Общая смертность уменьшилась почти в 4 раза, детская смертность -- более чем в 10 раз, средняя продолжительность жизни возросла с 32 до 70 лет.

Теоретическая медицина, опирающаяся на методологию диалектического материализма, развивалась в борьбе, как с механистическим, так и с идеалистическим пониманием проблемы причинности и механизмов развития болезни. Уже в 20-е годы были сделаны попытки пересмотреть общее учение о болезни, этиологии и патогенезе. Изучение проблемы причинности в медицине привело к выводу, что следует различать главную причину, без которой заболевание в своей качественной специфичности не может развиться, и условия, которые не способны вызвать заболевание, но влияют на его возникновение, течение и исход.

Многие исследования вскрыли несостоятельность попыток построения теории болезни на основании частных закономерностей, касающихся роли эндокринной, вегетативной и других отдельных систем в процессе заболевания и выздоровления. На современном этапе развития медицинской науки в СССР проблема болезни решается как проблема разностороннего нарушения регуляции функций, захватывающего различные уровни нервной, эндокринной, соединительнотканной и других физиологических систем вплоть до молекулярного уровня. Признавая большое значение внутренних факторов -- наследственности, конституции и других, советская медицинская наука считает, что действительный источник болезней нужно искать в неблагоприятном влиянии на организм факторов внешней среды -- физических, биологических и социальных, учитывая при этом, что действие разнообразных причин болезней на человека зависит от условий труда, быта, характера социально-экономических отношений и состояния самого организма, который не пассивно, а активно относится к воздействиям внешней среды.

Большое влияние на развитие теории медицины оказали труды советских физиологов. Физиологическое направление не только стало ведущим в советской теоретической медицине, но и явилось воплощением творческого союза физиологов и клиницистов, получив применение в различных клинических дисциплинах. Так, Г. Ф. Лангом и его школой разработана концепция о гипертонической болезни как неврозе сосудодвигательных центров. Невропатологи и психиатры использовали учение о высшей нервной деятельности для объяснения патогенеза неврозов и некоторых психозов. Материалистическая рефлекторная теория, установившая зависимость сознания человека от окружающей среды, оказала решающее влияние на развитие русской психиатрии, которая в СССР приняла ярко выраженное физиологическое направление.

Отличительная черта медицины в СССР и других социалистических странах -- её профилактическое направление. В условиях бесплатной, общедоступной и высококвалифицированной медицинской помощи населению профилактика приобрела общегосударственное значение, стала основой охраны государством и обществом здоровья народа. Решение её задач в СССР, а затем и в других социалистических странах, слилось с преобразованием окружающей человека среды. Формы профилактики различны: осуществление общесанитарных мер по охране природы и оздоровлению внешней среды, условий быта и труда; контроль за выполнением санитарного законодательства, гигиенических нормативов, противоэпидемических мероприятий; организация сети лечебно-профилактических учреждений, домов отдыха, санаториев, детских домов, интернатов, яслей; проведение массовых профилактических осмотров населения и многое другое. Важнейшим методом синтеза профилактики и лечения является диспансеризация. Проведение в жизнь системы профилактических мероприятий позволило добиться существенных результатов в борьбе с так называемыми социальными болезнями (венерические болезни, туберкулёз и другие).

Профилактическое направление обусловило характерные черты клиники внутренних болезней в СССР: интерес к изучению предболезненных состояний, тщательный анализ социального фактора в этиологии болезни, учение о трудовом прогнозе, связь с практикой здравоохранения. В педиатрии, акушерстве и гинекологии в советское время это направление стало ведущим, что нашло выражение в государственной системе охраны материнства и детства. Отражение профилактического направления здравоохранения -- создание сети курортов и впервые разработанные в СССР основы социальной курортологии. Основоположники социальной гигиены в СССР Н. А. Семашко, З. П. Соловьёв, А. В. Мольков и другие, опираясь на марксистское положение о ведущей роли социальных условий в возникновении и предупреждении заболеваний, разработали теоретические основы советского здравоохранения и наметили социальные меры сохранения и восстановления здоровья населения. Целям профилактики служат санитарное просвещение, а также деятельность Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

Профилактическое направление, государственный, общественный характер медицины, планирование здравоохранения и другие принципы, воплощённые на практике в СССР и других социалистических странах, находят растущее международное признание. 23-я Всемирная ассамблея здравоохранения по инициативе делегации СССР приняла резолюции, в которых рекомендует в качестве наиболее эффективных принципов построения и развития систем национального здравоохранения «провозглашение ответственности государства и общества за охрану здоровья населения», «создание единого национального плана» (здравоохранения), «проведение мер общественной и индивидуальной профилактики», обеспечение всего населения «квалифицированной и бесплатной профилактической и лечебной помощью» и др. Новый этап в проведении государственных мероприятий по оздоровлению условий труда и быта советского народа связан с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении». Охрана здоровья населения признана не только делом медиков и государственного медицинского ведомства, но и долгом каждого перед Законом.

Перед медициной стоят важные задачи изучения природы сердечнососудистых заболеваний и злокачественных опухолей, путей их профилактики и лечения; разработки проблем молекулярной биологии вирусов, химиотерапии и профилактики вирусных инфекций, иммунологии и многие другие. Огромное значение приобретают учёт всё возрастающего воздействия факторов внешней среды, научно-технического прогресса на здоровье и трудоспособность человека, предвидение последствий этих воздействий и разработка научно обоснованных мероприятий по оздоровлению внешней среды.

Возрастающее значение медицинской науки и здравоохранения как отрасли народного хозяйства, расширяющейся сферы человеческой деятельности, проявляется, и в области международных отношений. Пример этого -- соглашения СССР с США, Францией и другими странами по вопросам охраны внешней среды, совместно исследований по проблемам кардиологии, онкологии и другим актуальным вопросам. Советские учёные-медики участвуют в деятельности международных научных обществ, ассоциаций, международных медицинских журналов, специализированных организаций ООН, прежде всего Всемирной организации здравоохранения. Развитию научного сотрудничества способствует проведение в СССР международных медицинских конгрессов, конференций и симпозиумов.

3246 0

Послевоенные годы с восстановлением народного хозяйства ознаменовались внедрением ряда принципиально новых форм медицинского обслуживания.

В 1946 г. Народные комиссариаты здравоохранения СССР и РСФСР были реорганизованы в министерства здравоохранения. Важным и целесообразным организационным мероприятием стало объединение амбулаторно-поликлинических учреждений и больниц в единые лечебно-профилактические учреждения (1947—1949), чю способствовало укреплению материально-технической базы, улучшению показателей деятельности больниц и повышению преемственности медицинской помощи. Однако в ходе объединения лечебно-профилактических учреждений в ряде регионов были допущены и некоторые просчеты.

Наряду с дальнейшим ростом медицинских учреждений и увеличением числа врачей большое внимание уделялось совершенствованию организации медицинской помоши сельскому населению.

В послевоенные годы быстро развивалась санитарно-эпидемиологическая служба, резко возросло число санитарно-эпидемиологических станций, усилилась работа по охране источников водоснабжения, воздушного бассейна и почвы, по согласованию проектов промышленного и гражданского строительства с органами здравоохранения.

В 1950-е годы повысилась роль Академии медицинских наук как высшего научного медицинского учреждения страны, ее научно-исследовательских институтов. Эти годы ознаменовались рядом важных открытий, внесших значительный вклад в совершенствование здравоохранения. В частности, были разработаны и начали применяться хирургические методы лечения пороков сердца, завершена работа по ликвидации малярии как массового заболевания.

Были предложены новые методы консервирования крови, оригинальные кровезаменители, вакцины и сыворотки для профилактики и лечения ряда инфекционных болезней, разработаны методы использования в медицинской практике радиоактивных изотопов, изучен патогенез лучевой болезни, заложены основы космической медицины. Большое внимание стали уделять созданию крупных больниц на 600 коек и более, а также организации специализированной медицинской помощи.

Экономический рост страны и научно-технический прогресс в середине. 1960-х годов стали основой значительного улучшения показателей здоровья населения, определили новые задачи здравоохранения и создали благоприятные условия для укрепления его материально-технической базы. Происходили взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы интеграции и дифференциации медицинских знаний. В практическом здравоохранении это сказалось в первую очередь на дифференциации терапевтической службы и выделении в самостоятельные специальности кардиологии, ревматологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, нефрологии и др.

В сельской местности в эти годы происходила существенная реорганизация медицинской помощи населению — повсеместное создание центральных районных больниц, организация в них специализированных отделений (терапевтических, хирургических, педиатрических и др.). Специализация медицинской помощи коснулась и амбулаторно - поликлинических учреждений.

В практику здравоохранения вошли новые эффективные вакцины против полиомиелита и кори, новые средства лечения пневмонии и токсических диспепсий.

1970-е годы стали важным этапом в развитии и совершенствовании терапевтической помощи. Вступили в строй сотни новых, мощных, отвечающих современным требованиям амбулаторно-поликлинических учреждений на более чем 500 посещений в смену, было начато строительство крупных многопрофильных больниц мощностью 1000 коек, больниц скорой помощи на 800— 900 коек с отделениями реанимации, крупных онкологических диспансеров и др.

Высококвалифицированную помощь сельскому населению стали оказывать преимущественно центральные районные больницы, многие из которых обеспечивали поликлиническую (консультативную) помощь не только сельскому населению района обслуживания, но и городским жителям.

К этому времени относится начало строительства крупных научных лечебно-диагностических центров онкологического, кардиологического, акушерско-гинекологического, аллергологического, гастроэнтерологического, пульмонологического профилей, центров хронического гемодиализа и др.

Большую профилактическую работу в эти годы проводили все службы здравоохранения. Все больший контингент здоровых людей охватывался диспансерным наблюдением. С каждым годом расширялись масштабы профилактических (скрининговых) медицинских осмотров с целью ранней диагностики и своевременного лечения социально значимых заболеваний, прежде всего туберкулеза, злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой системы и др. На базе крупных многопрофильных больниц началось создание хорошо оснащенных диагностических центров, укомплектованных высококвалифицированными специалистами.

Сознавая бесперспективность дальнейшего экстенсивного развития здравоохранения, Министерством здравоохранения серьезное внимание стало уделяться работе по оптимизации структуры сети больниц и поликлиник, рациональному использованию коечного фонда, его научно обоснованной профилизации, а также обеспечению преемственности лечения больных в поликлинике и стационаре.

Прогресс здравоохранения был непосредственно связан с дальнейшим углублением специализации медицинской помощи, отражавшей основной вектор развития медицины в те годы. Однако дальнейшее развитие этого сложного процесса требовало определенных условий, соответствующих организационных форм и значительных материальных затрат, не всегда возможных в условиях финансирования здравоохранения по остаточному принципу.

Много делалось в эти годы по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, обеспечению их современной диагностической аппаратурой. Однако, несмотря на принимаемые решения, строительство типовых лечебных учреждений, особенно в сельской местности, финансировалось недостаточно, срывались сроки их ввода в эксплуатацию.

Историческим этапом в развитии государственной системы здравоохранения стало принятие Основ законодательства о здравоохранении (1969). в котором были сформулированы права и обязанности органов государственной власти, общественных организаций и граждан в сфере охраны здоровья. Охрана материнства и детства стала приоритетным направлением в здравоохранении нашей страны.

В конце 1970-х годов система здравоохранения все больше стала испытывать трудности, связанные, прежде всего, с недостаточным финансированием и возникающими из-за этого различными негативными явлениями. По обеспеченности врачебными кадрами к 1980 г. страна занимала первое место в мире, но сохранялась диспропорция между врачебными и средними медицинскими кадрами. Довести это соотношение до запланированного уровня 1:4 так и не удалось. Сеть медицинских училищ расширялась медленно, мало делалось для улучшения системы усовершенствования средних медицинских работников.

В начале 1980-х годов политическим руководством государства была поставлена грандиозная задача перед Министерством здравоохранения — охватить диспансерным наблюдением все население страны. Однако со временем стало ясно, что сил и средств для перехода к всеобщей диспансеризации нет, а эффективность ее проведения в таком масштабе не была достаточно обоснована. Поэтому от реализации этой идеи в полном объеме пришлось отказаться. В то же время в обществе, среди работников здравоохранения зрело понимание необходимости радикальных изменений в здравоохранении.

Потребность реформирования здравоохранения стала очевидной еще в 1970-е годы, когда отчетливо стали проявляться тенденции в ухудшении состояния здоровья населения. Однако в силу ряда причин реформа здравоохранения началась лишь во второй половине 80-х годов с внедрением нового хозяйственного механизма. В связи с нарастающим противоречием между масштабом задач, стоящих перед здравоохранением страны, и уровнем финансирования отрасли был проведен ряд экономических экспериментов по расширению прав руководителей органов и учреждений здравоохранения, применению экономического стимулирования в работе учреждений.

К этому времени относится также проведение экспериментов по бригадной форме организации и оплаты труда медицинского персонала, интенсификации использования коечного фонда крупных стационаров. К сожалению, эта работа не была завершена, хотя и сыграла определенную роль в выработке новых экономических подходов к управлению здравоохранением.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Буржуазная пресса, как и следует ожидать, старается не касаться здравоохранения, однако этот вопрос чрезвычайно важен, особенно для борцов за улучшение жизненных условий, ведь хорошее здоровье — основа достойной жизни. Сравнивая социалистическое и капиталистическое общества необходимо наглядно показать разнцицу систем здравоохранения, потому что все социалистические государства заботятся о здоровье населения, ставят задачу здравоохранения на одно из первых мест, создают общедоступные системы медицинской помощи самого высокого качества — в отличие от любого капиталистического государства. Достаточно взглянуть на ситуацию в мире сегодня, чтобы увидеть чем могут похвастаться капиталистические страны в отношении здравоохранения. Согласно официальной статистике, 40 миллионов людей умирают каждый год из-за болезней, вызванных недоеданием. В то же время количество средств, необходимых для обеспечения каждого человека на планете минимумом качественного медицинского обслуживания составляет около 3% годового мирового военного бюджета. Таким образом можно наглядно убедиться насколько упадочен монополистический капитализм!

Сегодня, благодаря прогрессу в медицине и технике у нас есть возможность предоставить превосходную медицинскую помощь каждому человеку. Нет причин ставить преграды на пути к отличному здоровью всех граждан. Более того, право на хорошее здоровье должно быть одним из важнейших прав человека. Вместо этого мы сталкиваемся с очередями и недостатком врачей и мест в больницах.

Вопросы, которые меня просили рассмотреть следующие: какова была политика советского государства относительно здравоохранения? Каковы её успехи? Как организовали медицинское обслуживание в СССР? Как оно развивалось? В последующих главах я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Медицина в дореволюционной России

Строители социализма в СССР унаследовали систему медицинского обслуживания в плачевном состоянии. В России не было центрального медицинского органа, координирующего вопросы здравоохранения, подавляющее большинство населения жило в условиях крайней бедности, не хватало врачей (в некоторых районах на 40 000 человек приходился только один врач), а огромная часть населения и вовсе не получала никакой медицинской помощи. Несмотря на это, в России существовало медицинское движение, которое стало основанием для строительства социалистической системы здравоохранения.

Начало организованной системе здравоохранения в России положил Петр I, основавший первые больницы в России (в 1706 году в Москве и в 1715 году в Санкт-Петербурге), пригласив иностранных докторов, а также открыв Академию Наук (в 1724 году) для подготовки российских врачей. Екатерина II продолжила дело Петра I, открыв ряд больниц и первую русскую лечебницу для душевнобольных (в 1776 году). Однако, российская медицина все же была чрезвычайно отсталой. Удушающая царская бюрократия делала профессиональную медицинскую помощь труднодоступной свободным крестьянам и практически недоступной крепостным и рабочим.

В 1884 году в России впервые появились земства - местные органы управления. Земство было губернским собранием, занимающимся местными вопросами, в том числе и здравоохранением. Они контролировались отдельными землевладельцами, буржуазией и свободными крестьянами, при этом каждая группа имела треть голосов. Система земской медицины впервые позволила крестьянам получить медицинскую помощь и создала сеть медпунктов в сельской местности. Генри Сигерист, автор книги “Социализированная медицина в Советском Союзе”, описывает земства, как учреждения “прокладывающие путь” к советской медицине путем создания сети медпунктов по всей стране, которая, однако, была недостаточно обширна а сами медпункты нуждались в улучшении.

Земская система медицинской помощи говорит скорее о добрых намерениях, чем о реальном стремлении предоставить качественное медицинское обслуживание. Она недостаточно финансировалась и была далека от того, чтобы справится с проблемами в одиночку. Классы эксплуататоров, имевшие большинство голосов, не желали вносить значительный вклад в общественные медицинские организации. С другой стороны, земские врачи были полны энтузиазма и руководствовались искренним интересом и заботой к вопросам здоровья населения - они посвящали свои жизни службе людям. Если бы их интересовало личное состояние, то они могли бы нажить его быстрее, работая частными врачами богатых горожан. (Кстати, великий русский писатель драматург А.П. Чехов одно время был земским врачом.) Одним из передовых земских врачей был знаменитый Н. А. Семашко, впоследствии ставший первым Наркомом лучшей системы здравоохранения в мире.


Отношение большевиков к здоровью

В программу КПСС (б) были включены следующие пункты:

“В качестве основы для своей деятельности в сфере защиты здоровья населения, Российская Коммунистическая Партия большевиков считает делом первостепенной важности внедрение всеобъемлющих мер по укреплению здоровья и санитарных мер с целью предупреждения возникновения заболеваний. Соответственно, РКП(б) ставит своей немедленной задачей:

1. Принять решительные и всесторонние санитарные меры в интересах рабочих людей, такие как:

а) улучшение состояния мест общественного пользования (защита земли, воды и воздуха от загрязнения),

б) организацию общественного питания на научной основе с учетом требований гигиены

в) внедрение мер по предотвращению вспышек и распространения инфекционных заболеваний

г) создание кодекса законов о здравоохранении.

2. Бороться с социальными заболеваниями - туберкулезом, венерическим болезнями, алкоголизмом и т.д.

3.Сделать профессиональные медицинские и фармацевтические услуги бесплатными и доступными для всех.

Главными принципы системы медицинской помощи, предложенные большевиками, - всеобщая профилактика, здоровые условия работы и жизни, социальное страхование и санитарное просвещение. Основной тенденцией советского здравоохранения с самого начала была профилактика заболеваний, а не лечение. Говоря словами Н.А. Виноградова, написавшего книгу “Общественное здоровье в Советском Союзе”: “Советское государство поставило себе целью не просто вылечить болезни, но предотвратить их, оно делает все, чтобы создать такие условия жизни и работы, что возникновение болезней станет невозможным.” Такой подход к здравоохранению, очевидно, логичен - любой ребенок, согласится что профилактика заболеваний лучше, чем лечение. Однако, интересы правящего класса состоят в том, чтобы извлечь как можно больше прибыли за счёт рабочего класса, при этом обеспечение рабочих качественными социальными и медицинскими услугами, необходимыми для поддержания высоких стандартов жизни и здоровья оказывается невозможным. И это не только экономический, но и организационый вопрос. При социализме все люди, органы управления, общество - все стремятся к общей цели - к улучшению жизни людей - делая возможными её организацию и планирование. Но в капиталистическом обществе дело обстоит совсем по-другому.

Внедрение теории в практику

Вскоре после Революции 1917 года Россия погрузилась в пучину гражданской войны. Свирепствовали эпидемии и росла смертность. В июне 1918 года был создан Народный Комиссариат Здравоохранения и «впервые в истории медицины, единый административный орган стал управлять системой здравоохранения целого государства» (Сигерист). Первейшей задачей стало укрощение эпидемий, стремительно распространявшихся по стране и наносивших огромный урон морали бойцов армии молодого социалистического государства. На седьмом всероссийском съезде Советов, собравшимся в декабре 1919, Ленин заявил «...И третий бич на нас еще надвигается — вошь, сыпной тиф, который косит наши войска. … Товарищи, все внимание этому вопросу. Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!»

В крайне тяжелых условиях, недостатка воды, мыла, одежды, Комиссариат Здравоохранения, выполняя свою почетную миссию, взялся за спланированные, систематичные действия. Основное внимание уделялось расширению сети медицинских пунктов, содержанию помещений в санитарных условиях, улучшением водопроводной системы, обеспечению населения общественными банями и борьбой с сыпным тифом. В апреле 1919 года вакцинацию сделали обязательной. Эффект был огромен: к примеру, в Петрограде число заболеваний ветряной оспой уменьшилось с 800 в месяц до 7.Тогда врачи, получившие образование ещё при Российской Империи, убедились, что Советское правительство стоит на страже здоровья людей и большинство из них присоединилось к борьбе за выживание социалистического государства, вместо того чтобы сбежать.

Санитарное просвещение играло важную роль в борьбе против чумы. В 1920 году 3,8 млн солдатов Красной Армии посетили лекции и беседы о гигиене, а в 1919 и 1920 году только среди армейцев было выпущено и распространено 5,5 млн плакатов, буклетов и брошюр. Подобные кампании по санитарному просвещению проводились и среди широких слоёв населения

В 1922 году империалистические армии потерпели поражение, благодаря усилиям молодой страны по улучшению здоровья её граждан. С окончанием войны подняли новый лозунг - “От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда.”

После войны

Хотя положение дел после Гражданской войны было далеко не простым, система здравоохранения последовательно улучшалась во время Новой Экономической Политики. К 1928 году число терапевтов выросло с 19,785 до 63,219, вложение средств в здравоохранение увеличилось с 128.5 млн до 660.8 млн рублей в год, количество мест в больницах возросло со 175 000 до 225 000, а в яслях с 11 000 до 256 000. Но еще более ощутимый прогресс был достигнут во время первой Пятилетки. Обычно люди считают, что пятилетки планировали исключительно промышленное производство и никаким образом не влияли на благосостояние людей - так их описывают буржуазные учебники истории. Подобная точка зрения невероятно далека от истины. Пятилетние планы затрагивали все аспекы жизни страны Советов: экономические, социальные и культурные. Планы не навязывались сверху, а всесторонне обсуждались на местах и основывались на данных, собранных самими рабочими. Относительно здравоохранения, первый Пятилетний план касался в основном облегчения доступа к медицинским услугам: требовалось большее количество медпунктов, мест в больницах, медицинских сестер и врачей. План основывался на полном отчете региональных органов здравоохранения, больниц, колхозов и фабрик о том, что необходимо и чего возможно достигнуть. За четыре года, понадобившиеся для выполнения первого пятилетнего плана, число врачей изменилось с 63,000 до 76,000, количество мест в больницах выросло более чем наполовину а число яслей выросло с 256,000 до 5,750,000. Были основаны 14 новых медицинских институтов и 133 медицинских училища.

После того как медучреждения стали доступны всем советским гражданам, вторая Пятилетка была направлена на повышение качества оказываемой медицинской помощи. Одной из основных задач было улучшение медицинского образования и следовательно поднятие стандартов для врачей. Были основаны новые медицинские и научные исследовательские институты, среди которых был огромный Институт Экспериментальной Медицины, открытый по инициативе И.В. Сталина, В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова и А.М. Горького. Медицинское просвещение среди рабочих и крестьян по-прежнему было главным фронтом в борьбе за улучшение здоровья. С.М. Мантон, британская ученая, посетившая СССР в 1951 году, подробно описала широко распространенное санитарное просвещение в СССР в своей книге “Советский Союз сегодня”. Она заметила, что все врачи были обязаны потратить по крайней мере 8 часов в месяц на обучение профилактике и ответам на вопросы общественности в парках, лекционных залах и оздоровительных центрах; просвещение в области профилактики и гигиены проводилось в школах; плакаты и памфлеты, дающие основные рекомендации по общим вопросам медицинской помощи можно было найти повсюду в различных учреждениях Советского Союза.

К концу второй Пятилетки, был заложен крепкий фундамент социалистической системы здравоохранения. Медицина в СССР своим качеством намного превосходила любую другую в мире.

Согласно Британскому Общему Обследованию Домохозяйств от 1989 года, исследование, в котором приняли 1000 человек показало, что хронические заболевания встречаются в два раза чаще среди неквалифицированных рабочих, чем среди профессиональных работников вроде врачей или адвокатов, и разумеется, если бы исследование касалось безработных, то данные были бы еще более устрашающими. Это статистика не случайна, но в то же время это не является индикатором того, что бедные люди имеют плохую наследственность. Оно просто подчеркивает тот факт, что рабочий класс вынужден жить в отвратительных условиях, которые не способствуют хорошему здоровью. Если у человека не хватает денег, он вынужден жить в плохих условиях. Муниципалитет не убирает улицы и люди довольствуются тем, что мусор забирают всего раз в неделю; отопление обходится дорого, поэтому людям приходится пренебрегать здоровьем для того, чтобы сэкономить на счетах; здоровая еда стоит дороже; теплая одежда стоит больших денег, оплата за горячую воду- высокая, моющие средства - дорогие, занятия в спортзале - дорогие, лечение- дорогое; воздух загрязнен, улицы не убраны, автобусы и электрички редко убираются и, следовательно все это способствует распространению болезней. Поэтому не удивительно, что здоровье нации такое плохое.

Доклад для "Stalin Society". Подготовлен Карлосом Рулом в феврале 2000 года.
Ист. stalinsocietygb.wordpress.com/2017/01/18/h ealth-in-the-ussr/

За редакцию спасибо Василию Пупкину.

Пока половина. Вторая половина редактируется, а самый конец мучительно ждет завершения. Скажу, что статья- чем дальше, тем лучше. Иными словами, to be continued...

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СССР, система гос., социально-экон. и медико-сан. мероприятий по сохранению и укреплению здоровья нас., обеспечению высокой трудоспособности и активного долголетия людей. Охрана здоровья в СССР - одна из наиболее важных социальных задач КПСС и гос-ва. Конституция СССР закрепляет право граждан на охрану здоровья и устанавливает материальные и правовые гарантии, обеспечивающие реализацию этого права. (См. также Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении.)

Как спец. отрасль гос. управления 3. охватывает вопросы совершенствования системы служб лечебно-профилактич. помощи, сан.-гигиенич. и противоэпидемич. обеспечения, подготовки и усовершенствования мед. кадров, охраны здоровья женщин и детей, лекарств. помощи, развития мед. науки и др. Осуществлению задач 3. способствуют повышение уровня жизни нас., создание благоприятных условий труда и быта, охрана труда, социальное обеспечение, социальное страхование, организация отдыха, рациональная система воспитания и обучения и т. д. Меры по охране здоровья предусматриваются гос. планами социально-экон. развития, что создает условия для макс. использования в интересах сохранения и укрепления здоровья нас. всех ресурсов общества, для постоянного наращивания потенциала 3., обеспечивает единство мероприятий в области охраны здоровья, их эффективность, реальную возможность осуществления мер обществ. профилактики, охраны окружающей среды, планомерное и соответствующее потребностям нас. и нар. х-ва развитие служб 3. Социалистич. 3. имеет плановый характер и профилактич. направленность, обеспечивает бесплатную и общедоступную мед. помощь, единство мед. теории и практики, широко использует достижения науки и техники, сотрудничество с др. гос-вами в области мед. науки.

Становление и развитие сов. 3. тесно связано с экон. и социальными преобразованиями, планомерно осуществляемыми в стране после Окт. революции 1917. И июля 1918 В. И. Ленин подписал декрет об образовании Наркомздрава. В 1936 был создан союзно респ. Наркомат 3., с 1946 - Мин-во 3. СССР; соответств. органы созданы во всех союзных и авт. республиках. Отделы 3. имеются в исполкомах краевых, обл., гор. и районных Советов нар. депутатов. Для мед. обслуживания отд. отраслей экономики в составе ряда мин-в созданы ведомств, медико-сан. службы. С 1965 в обеих палатах Верх. Совета СССР функционируют постоянные комиссии по 3. и социальному обеспечению, с 1976 - комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства. При местных Советах нар. депутатов работают постоянные комиссии по 3. Наиболее важные задачи социалистич. 3. указаны в решениях съездов КПСС и в спец. постановлениях ЦК КПСС и Сов. пр-ва.

В СССР создана единая система амбулаторно-поликлинич. и стационарных учреждений. Все виды мед. помощи бесплатны и общедоступны (поликлинич., стационарная, лабораторные исследования, помощь при родах и др.). Больным, страдающим нек-рыми хронич. заболеваниями (онкологич., гематологич., психич. и др.), а также инвалидам Великой Отечеств, войны 1941-45 и детям в возрасте до 1 года лекарства отпускаются бесплатно не только при стационарном, но и при амбулаторно-поликлинич. лечении. Гос. социальным страхованием предусмотрена выплата пособий в случае нетрудоспособности временной, по беременности и родам (см. Охрана материнства и детства); оплачивается большая часть расходов на санаторно-курортное лечение и отдых, лечебное питание, проведение оздоровит. работы среди детей, подростков, студентов. В сфере 3. занято 6 млн. ч., в т. ч. св. 1 млн. врачей и св. 2,8 млн. лиц ср. мед. персонала.

Внебольничная помощь оказывается по участково-терр. принципу, обеспечивающему макс. приближенность к нас. и преемственность лечебно-профилактич. обслуживания. В нач. 1980-х гг. в стране было св. 35 тыс. поликлиник и амбулаторий; на каждые 2 тыс. взрослого нас. выделяется должность участкового врача-терапевта, к-рый, кроме лечебной помощи, осуществляет профилактич. мероприятия. Участково-терр. принцип положен и в основу организации внебольничной помощи женщинам и детям. Создана сеть жен. консультаций, детских поликлиник и амбулаторий. В амбулаториях и поликлиниках получают лечебную помощь 80% больных, что свидетельствует о высокой эффективности этого вида помощи. Выло также св. 23 тыс. стационарных лечебных учреждений на 3324 тыс. коек (12,5 койки на 1 т. ч.). Имеются многопрофильные и специализир. больницы, на базе к-рых созданы специализир. центры областного, межобластного, республиканского и всесоюзного значения. Ежегодно скорую мед. помощь оказывают (амбулаторно и при выездах; в т. ч. кардиологич., реанимац., детские и др. специализир. бригады) более чем 80 млн. больным и пострадавшим. Развернута широкая сеть мед. учреждений для медико-сан. обслуживания рабочих, на крупных предприятиях созданы медико-сан. части. Все это позволило максимально приблизить мед. помощь к месту работы. Мед. обслуживание нас. сел. местности организуется с учетом экон.-геогр. и демографич. особенностей и построено по принципу этапности оказания мед. помощи. Вне-больничную помощь оказывают в леч. амбулаториях и на фельдшерско-акушерских пунктах, стационарное лечение осуществляют в участковых, центральных, районных, обл., краевых и респ. больницах.

Мед. обслуживание в целом и прежде всего профилактич. деятельность органов 3. играют важную роль в осуществлении проводимой гос-вом демографич. политики, в обеспечении благоприятного течения демографич. процессов. значит. (по сравнению с дореволюц. временем) снижение общей и младенч. смертности, увеличение ср. продолжительности жизни, улучшение показателей физич. развития во многом связаны с кардинальным улучшением сан. состояния страны, с ликвидацией одних и резким снижением других инфекц. болезней, планомерным осуществлением профилактич. и противоэпидемич. мер, постоянным повышением уровня мед. помощи, эффективной деятельностью по воспитанию здорового поколения. Работа жен. консультаций, детских поликлиник и амбулаторий не только способствует снижению материнской и младенч. смертности, но и обеспечивает правильное физич. развитие детей, предупреждает возникновение заболеваний, закладывая фундамент здоровья и активного долголетия. Особенно важна в этом отношении работа амбулаторно-поликлинич. учреждений по диспансеризации и проведению профилактич. осмотров больных и здоровых лиц, что обеспечивает предупреждение, раннее выявление и своевременное лечение разл. форм неинфекц. заболеваний и в конечном счете способствует увеличению продолжительности жизни и трудоспособности граждан.

Значение этой работы возрастает в связи с изменением осн. типа патологии: в СССР неинфекц. болезни (сердечнососудистые, онкологич., эндокринные, хронич. заболевания органов дыхания) являются осн. причиной смерти, инвалидности и временной нетрудоспособности нас. Для их предупреждения намечено осуществить широкую программу первичной профилактики, в к-рой ведущее место занимает борьба за здоровый образ жизни, устранение вредных привычек, выявление лиц с т. н. факторами риска, т. е. тех, у кого в связи с условиями или образом жизни вероятно возникновение заболевания, и лиц с начальными проявлениями заболевания - для оказания своевременной лечебно-профилактической помощи.

Важнейшие профилактич. функции несет сан.-эпидемиологич. служба, к-рая обеспечивает контроль за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями, орг-циями и отд. гражданами действующих сан. норм (что устраняет или значительно уменьшает воздействие на организм неблагоприятных факторов природной и производств. среды), а также организует проведение сан.-гигиенич. и противоэпидемич. мероприятий. Профилактич. направленность сов. 3. отражает также принятая в СССР система проф. отбора и периодич. мед. осмотров.

Система организации 3. в СССР прошла проверку временем и получила междунар. признание. В принятой 23-й Всемирной ассамблеей 3. (1970) резолюции об осн. принципах развития нац. служб 3. важные принципы и положения социалистич. 3. признаны наиболее эффективными и рекомендованы всем гос-вам - членам Всемирной орг-ции 3. (ВОЗ) для использования при выборе схемы организации мед. помощи нас. Высокую оценку система сов. 3. получила на Междунар. конференции по первичной медико-сан. помощи (1978, Алма-Ата).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Похожие статьи