Система гласных и согласных фонем современного русского языка Понятие о фонеме. Различают звуки речи и звуки. Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.

Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а.

Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.

Назализация.

В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

Дифтонги представляют собой элементы двух гласных, образующих единый и неделимый гласный звук, произносящийся в одном слоге. Из двух элементов дифтонга один всегда преобладает над другим, образуя ядро дифтонга. Это ядро всегда является ударным.

Все дифтонги делятся на две большие группы: восходящие и нисходящие. Восходящими называются те дифтонги, где соединяются слабый и сильный гласные или два слабых гласных.Нисходящими называются те дифтонги, где соединяются сильный и слабый гласные.

Дифто́нг (греч. δίφθογγος, (diphthongos), буквально «с двумя звуками» или «с двумя тонами») - звуки, артикуляция которых подразумевает переход от одного гласного звукотипа к другому. Обычно в составе дифтонгов один из компонентов является слоговым, а прочие - нет. Если слоговым является первый компонент, то такой дифтонг называется нисходящим, если второй - восходящим. В роли неслоговых компонентов чаще всего выступают неслоговые соответствия закрытым гласным, то есть [w] и[j], например в английском "воздушный змей", loʊ "низкий"; однако встречаются и другие варианты, например в древнеанглийском языке были нисходящие дифтонги[æa] и [æo]. Очень редко встречаются равновесные дифтонги, например, в нивхском языке.

Следует различать фонетические и фонологические дифтонги. Так, фонетически дифтонгами являются, например, звуковые комплексы в конце русских слов сильный,большой, но фонологически их следует анализировать как сочетания гласного с согласным /j/. В каждом случае анализ зависит от конкретного языка.

На письме часто обозначаются диграфами - устойчивыми сочетаниями двух букв, читаемыми одинаково практически во всех случаях. При этом произношение букв не совпадает с их чтением согласно алфавиту.

Система согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных.

Шумный - сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.

Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные. В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare - "тереть", так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.

По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.

Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.

Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.

Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум - твердое небо). Палатализация, или мягкость - это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных - это яркая особенность русской фонетики.


Похожая информация.


Состав и система согласных фонем

II. Состав фонем, как уже было сказано, – фонемы в сильных позициях. Сильные позиции для всех согласных – положение перед гласными [а], [о], [у], [и] 1 .В этом положении выделяют 34 согласные фонемы 2: (‹б›, ‹б’›, ‹п›, ‹п’›, ‹в›, ‹в’›, ‹ф›, ‹ф’›, ‹д›, ‹д’›, ‹т›, ‹т’›, ‹з›, ‹з’›, ‹с›, ‹с’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹j› 3 , ‹ц›, ‹ч’›, ‹ж›, ‹ш›, ‹ж’›, (представлена звуком [ж’]), ‹ш’›, (представлена звуком [ш’]), ‹г›, ‹к›, ‹х›.

Систему же согласных фонем образуют сильные и слабые фонемы со своими разновидностями.

Система согласных, как и система гласных, основана на пересекающейся и параллельной мене звуков.

Фонологическая система согласных русского языка характеризуется объединением большинства согласных в соотносительные пары, которые образуют соотносительные ряды. Существуют соотносительные ряды по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. При этом за счет парных по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных фонем осуществляется пересекающаяся мена звуков, а за счет внепарных – параллельная.

Глухость – звонкость согласных фонем
Пересекающийся тип позиционной мены

Из 34 согласных фонем современного русского литературного языка 9 являются внепарными по глухости – звонкости звонкими фонемами: ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹j›; 3 – внепарными но глухости-звонкости глухими фонемами: ‹х›, ‹ц›, ‹ч’›. Остальные 22 фонемы образуют 11 пар фонем, противопоставленных по глухости-звонкости: ‹

Сильными позициями по глухости-звонкости, т. е. позициями, в которых противопоставляется глухость-звонкость согласных, за счет чего возможно различение значимых единиц языка, являются следующие позиции:

1) перед всеми гласными:

дом [дóм] – том [тóм], ‹д›-‹т›

2) перед сонорными:

для [дл’а] – тля [тл’а], ‹д›-‹т›

3) перед [в], [в’] 1

дверь [дв’эр’] – Тверь [тв’эр’], ‹д›-‹т›.

Все указанные фонемные ряды являются полными, так как возглавляются сильными фонемами. Но фонемный ряд может быть и неполным, если он не возглавляется сильной фонемой, например вокзал – [вLгзáл]: ‹г› – слабая фонема, не имеющая соответствующей ей сильной. В орфографии это соответствует правописанию сомнительных непроверяемых согласных, а сам метод проверки представляет собой нахождение сильной фонемы в соответствии с данной слабой.



Различия гласных и согласных:

1.в акустическом аспекте:

Система гласных – вокализм. ПФШ считает, что в РЯ 6 фонем.

Гласные имеют 3 конструктивных признака:

2. подъем;

3. наличие / отсутствие лабиализации.

Лабиализация – только О и У.

Ряд определяется движением языка спереди назад.

Подъем – движение языка вверх \ вниз

Пер. ряд Сред ряд Зад ряд
Верхн подъём и ы у
Средний подём э о
Нижн подъём а

Дифференциальными являются только признаки подъема и лабиализации.

МФШ – признает 5 гласных фонем, отличающихся по признакам подъема и огубленности. Статус звучания Ы до сих пор не определен – этот звук позиционно закреплен, не свободен, всегда употребляется после твердых согласных, не может быть в начале слова.

ПФШ утверждает самостоятельность Ы. В ДРЯ Ы также была самостоятельной.

С течением времени система самостоятельных фонем упрощается.

В речи фонема подвергается позиционной мене или позиционным изменениям .

Гласные в сильной позиции под ударением, там слышен основной вариант фонемы.

Мена происходит только в слабых позициях фонем, т.е. безударных. Мена происходит в результате фонетического закона редукции. Мена не знает исключений и совершается в пределах одной морфемы.

Урок: Система гласных и согласных звуков русского языка. Фонетический разбор.

Тип урока : повторительно – обобщающий урок.

Цели: активизировать, углубить и обобщить знания учащихся о звуковом составе русского языка; обобщить знания о соотношении звука и буквы в слове, повторить случаи количественного несоответствия звука и буквы в слове; развивать умения выполнять фонетический разбор.

Ход урока

I.Работа по теме урока

1.Фронтальный опрос. Повторение и обобщение уже известного о фонетике.

Примечание. Вопросы, которые могут вызвать затруднение у учащихся, разбираются совместно с учителем. К ним относятся: определение фонетики как раздела науки о языке; понятие фонемы; соотношение звука и буквы.

Организация совместной учебной деятельности на уроке начинается с поисков ответа на них.

В тетрадях делается запись: « Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, ударение, слог».

Звуков так много, что их не перечислить. Звуки речи передаются на письме буквами. Это их форма. В современном русском алфавите 33 буквы, каждый из которых имеет свое название: а [а], б [бэ], в [вэ] и. т. д. Различают строчную и прописную разновидности букв. Например: а – А, б – Б, в – В и. т. д.

Все ли звуки нужно одеть в форму? (Нет, например, человек картавит, но специальных букв для обозначения неправильно произносимых звуков нет и не нужно.)

Какие же звуки мы одеваем в буквы?

Задание 1. На доске пишется слово сом. Меняем первый звук: ком, лом, ром, дом, том; сок – сор, сон, сом. Меняя звуки мы получаем новые слова, наблюдаем, как с помощью звука мы слова различаем по смыслу. Эти смыслоразличительные звуки и есть фонемы.

Записываем в тетрадях определение фонемы:

Фонема – кратчайшая, неделимая единица в звуковом потоке, служащая для различения смысла слов.

Повторение сведений о транскрипции.

Примечание. В зависимости от уровня подготовки учащихся им предлагается или традиционная школьная фонетическая транскрипция, которая не свободна от недостатков: она не отражает в полной мере систему звуков речи русского языка, или предложенная авторами учебника, Н. Г. Гольцевой и И. В. Шамшиным, более сложную, полно отражающую систему гласных русского языка. (с. 37)

Классу предлагаются вопросы.

На какие две большие группы делятся звуки речи? (На главные и согласные)

В чем состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками? (При образовании гласных звуков воздух свободно проходит через полость рта, а при образовании согласного звука воздух всегда встречает преграду.)

На какие группы делятся согласные по участию голоса и шума? (На сонорные и шумные. В сонорных согласных голос преобладает над шумом, а в шумных – шум. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие.)

По какому еще признаку, кроме участия голоса и шума можно охарактеризовать согласный звук? (По твердости и мягкости.)

Какие согласные не имеют пар по глухости/звонкости? (Непарные глухие: х, ц, ч, непарный звонкий: й (j)

Какие согласные не имеют пар по твердости/мягкости? (ж, ш – непарные твердые, й (j), ч, щ - непарные мягкие)

2.Лабораторная работа (выполняется устно). Учащиеся произносят вслух звук, одновременно фиксируя что при этом происходит. Если при произнесении звука приложить ладонь к горлу, то можно почувствовать ладонью работу голосовых связок: звонкий звук заставляет голосовые связки вибрировать, если же звук глухой, то голосовые связки останутся в спокойном состоянии. Второй способ определения глухого или звонкого согласного звука состоит в том, что закрываем уши и пол голоса произносим согласные звуки. При этом звонкие согласные звуки будут давать резонанс барабанных перепонках.

3. Фронтальный опрос. Соотношение звука и буквы.

Одинаково ли количество звуков и букв в языке? (Нет.)

Сколько звуков и сколько букв в русском языке? (В русском языке 6 гласных, 37 согласных звуков).

Почему звуков больше чем букв? (Парные по твердости и мягкости согласные звуки обозначаются одной буквой)

Какие две буквы в русском языке сами по себе не обозначают звук? (В современном русском алфавите есть буквы, которые не обозначают звуков речи (ъ, ь)).

Как соотносятся в русском речи звуки и буквы? ()

Две буквы могут передавать один звук (например: счетчик [ш оч ик].

Одна буква может обозначать два звука (например: я ). Для звука j в русском алфавите отсутствует отдельная буква, и он передается йотированной буквой.

В современном русском алфавите четыре йотированные буквы: е, е, ю, я. Что они обозначают? Они передают разные звуки. Употребляясь после мягкого согласного. Они передают звуки [э], [о], [у], [а]: люк [лук], ряд [р ат]. В начале слова, после гласного звука, после разделительных твердого и мягкого знаков они передают два звука: , , , : ель , еж . В русском алфавите нет отдельных букв для обозначения мягких согласных звуков. Поэтому для обозначения мягкости согласных звуков используются буквы е, е, и, ю, я, ь.

Буквы русского языка характеризуются многозначностью, то есть одна буква может обозначать разные звуки. Например: сядь, сбор, косьба, сшить, сжать.

Задание 2. Сколько звуков в словах обозначают буквы е, е, ю, я: лень, мять, ехать, поездка, вьюга, Ялта.

Гласные звуки образуют слог, сколько в слове гласных звуков, столько слогов.

4.Упражнение на закрепление изученного. Предлагаются тесты в формате ЕГЭ.

В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) видение 3) пресечь

2) шепелявить 4) извержение

В каком слове все согласные звуки твердые?

1)конец 3) проглотил

2) пробуждал 4) дельта

В каком слове звуков больше чем букв?

1) туман 3) зимняя

2)ложь 4) осень

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) яд 3) вдоль

2)степь 4) желтый

В каком слове букв больше чем звуков?

1) кует 3) края

2) насквозь 4) труд

В каком слове произносится согласный звук [д]?

1) предположил 3) редкость

2) проезд 4) отбил

5. Фонетический разбор слов

Проводя фонетический разбор, вы должны показать звуковой состав. Это значит, что при разборе вы отобразить как слышится слово, то есть описать звуки из которых состоит слово, учитывая орфоэпические нормы русского языка. Порядок фонетического разбора дан на с. 36. Особое внимание учитель обращает на то, что характеристикой гласного звука будет ударная / безударное положение. Характеристикой согласного звука будет его сонорность /глухость/звонкость. (+ парность /непарность по этому признаку), а так же твердость / мягкость, парность /непарность по этому признаку.

6. Фонетический разбор слова вьюга. Организация совместной учебной деятельности.

II.Итог урока

Учитель резюмирует изученное на уроке.

Домашнее задание.

1.Доделать упражнение 49.

2.Изучить §13 на с. 34 – 37.

«Фонетический анализ слова»

1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) Пишешь 2) шествие 3) чистить 4) житие

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) Конец 2) дельта 3) притеснял 4) пробуждал

3. В каком слове букв больше чем звуков?

1) Ночуют 2)поет 3) съешь 4) поздняя

4. В каком слове звуков больше чем букв?

1) Счет 2) значение 3) пять 4) адъютант

5. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1)Яд 2)степь 3) вдоль 4) желтый

6. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

1) Семья 2) песчаная 3) грамматика 4)честная

7. В каком слове произносится согласный звук [д]?

1) Праздный 2) ирландский 3) движение 4) кредитор

8. В каком слове произносится согласный звук [З]?

1) Скользко 2) лазерный 3) разведать 4) въезжать

9. Сделать фонетический разбор слова поездка.

10. Слова Столб и стол различаются последними буквами. Имеются ли различия в звуковом составе этих слов? Аргументируйте ответ.

«Правописание приставок и буквы ы после приставок»

1. Выделить приставки в следующих словах

одеревенеть, оловянный, озабоченный, отчизна, офицер, проводить, производить, непроизводительный, непроизносимый, переподготовка, водопровод.

2. Вычеркните приставки, которых нет в русском языке:

Об, от, ф, в, па, ад, до, да, над, да, пад, з, оп, од.

3. Подчеркнуть с словах приставки и корни:

Рассвет, раскат, бессмертник, исследовать, бессонный, врассыпную, мировоззрение, беспристрастный.

4. Вставить пропущенные буквы

Пр…бывать в город – пр…бывать в неведении, пр…зирать врага – пр…зреть сироту, пр…емникрадиволн – пр…емник отца, пр…ступить закон – пр…ступить к работе, пр…клонить колени – пр…клонить к стене, пр…творить задуманное в жизнь – пр…творить форточку.

5. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

Пр…мировать, пр…большой, пр… емущество.

Без…интересный, меж…нститутский, пре…фарктный.

Ни…вергать, ни…послать, во…ходить.

6. Вставить пропущенные буквы.

Пр…жимистый, без…дейный, пр…дать друга, р…спись, р…списка, (с)здание.

Для гласных фонем русского языка постоянными, конститутивными признаками являются степень подъема языка и наличие/отсутствие лабиализации. Поэтому можно установить следующий состав гласных фонем, каждая из которых будет характеризоваться различной комбинацией этих двух признаков:

<и> верхнего подъёма, нелабиализованная

<у> верхнего подъёма, лабиализованная

<э> среднего подъёма, нелабиализованная

<о> среднего подъёма, лабиализованная

<а> нижнего подъёма, нелабиализованная

Признак степени подъёма языка является дифференциальным: по этому признаку каждая гласная фонема обязательно противопоставляется хотя бы одной другой; признак наличие/ отсутствие лабиализации также является дифференциальным, т.к. он противопоставляет <и> и <у> в зоне верхнего подъёма и <э> и <о> в зоне среднего подъёма; для <а> этот признак оказывается интегральным, т.к. в зоне нижнего подъёма нет лабиализованной гласной фонемы.

Система согласных фонем русского языка .

Для согласных фонем русского языка постоянными, конститутивными признаками являются: 1) степень участия голоса и шума: 2) место образования шума: 3) способ образования шума: 4) наличие/отсутствие палатализации (твёрдость – мягкость). Поэтому можно установить следующий состав согласных фонем русского литературного языка, в котором каждая фонема будет характеризоваться определённым набором четырёх перечисленных признаков.

сонорные губные (губно-губные) смычно-проходные (носовые) твёрдая <м> мягкая <м’>
переднеязычные ’’ ’’ <н> ’’ <н’>
’’ смычно-проходные (боковые) ’’ <л> ’’ <л’>
’’ дрожащие ’’ <р> ’’ <р’>
среднеязычные щелевые ’’ ’’
шумные глухие губные (губно-губные) смычные ’’ <п> ’’ <п’>
переднеязычные ’’ ’’ <т> ’’ <т’>
’’ аффриката ’’ <ц>
’’ ’’ ’’ <ч’>
(зубные) щелевые ’’ <с> ’’ <с’>
(нёбно-зубные) ’’ ’’ <ш> ’’ <ˉшۥ>
губные (губно-зубные) ’’ ’’ <ф> ’’ <ф’>
заднеязычные смычные ’’ <к> ’’ <к’>
’’ щелевые ’’ <х> ’’ <х’>
шумные звонкие губные (губно-губные) смычные ’’ <б> ’’ <бۥ>
(губно-зубные) щелевые ’’ <в> ’’ <вۥ>
переднеязычные (зубные) смычные ’’ <д> ’’ <дۥ>
’’ щелевые ’’ <з> ’’ <зۥ>
(нёбно-зубные) ’’ ’’ <ж> ’’ <ж‾>
заднеязычные смычные ’’ <г> ’’ <гۥ>


Таким образом, в современном русском литературном языке насчитывается 37 согласных фонем, каждая из которых отличается от всех других по совокупности четырех конститутивных признаков, определяющих эти согласные.

Русская фонологическая система носит ярко выраженный консонантный характер. Это значит, что в ней определяющую роль играют согласные, а гласные находятся к ним в подчиненных отношениях: 1. Сам состав согласных фонем (37) более чем в семь раз превышает состав гласных (5). Это означает еще и то, что для образования слов и их форм у согласных во много раз больше возможностей, чем у гласных. Информативность согласных русского языка во много раз выше информативности гласных. Совершенно ясно и то, что большой состав согласных фонем создает практически неограниченные возможности для образования слов и их форм и для различения слов по одной, двум и т.д. фонемам. 2 . Определяющая роль согласных проявляется еще и в том, что в потоке речи согласные оказывают влияние на гласные, в результате чего обнаруживается варьирование аллофонов гласных фонем . Обратного влияния – гласных на согласные – в русском языке нет, вернее, оно очень незначительное, поэтому можно говорить, что согласные фонемы большей частью выступают в одном аллофоне, а гласные – в нескольких.



Важнейшей типологической особенностью русского языка в области согласных является объединение большинства согласных фонем в два соотносительных ряда: парных твердых-мягких согласных и парных глухих – звонких фонем; вне этих двух рядов остаются только единичные фонемы.

Твердые-мягкие (15 пар фонем): <н – н’>, <б – б’>, <ф – ф’>, <в – в’>, <т – т’>, <д – д’>, <с – с’>, <з - з’>, <к – к’>, <г – г’>, <х – х’>, <м – м’ >, <н – н’ >, <р –р’ >, <л –л’>.

Эти фонемы сходны по всем присущим им конститутивным признакам, кроме твердости или мягкости.

Глухие – звонкие (12 пар фонем): <п – б>, <п’ - б’>, <ф – в>, <ф’ - в’>, <т - д>, <т’ - д’>, <с - з>, <с’ - з’>, <ш - ж>, <‾ш’ - ‾ж’>, <к - г>, <к’ - г’>. Они тоже сходны по всем признакам, кроме глухости или звонкости.

За пределами твердых - мягких пар находятся <ж>, <ш>, <ц>, <чۥ>, <шۥ>, <жۥ>.

За пределами глухих - звонких пар находятся <м - мۥ>, <н – нۥ>, <р – рۥ>, <л – лۥ>, <х – хۥ>, <ц>, <чۥ>. Фонема <ј> занимает особое положение: это щелевая, среднеязычная, звонкая, мягка согласная фонема; она имеет два аллофона: [ĭ ] (гласный) и [j] (согласный).

Синтагматическая ось образуется линейной последовательностью фонем и имеет свои законы, свои особенности, связанные с распределением, или дистрибуцией (лат. Distributus -распределенный), единиц звуковой системы, с возможностями и ограничениями в сочетаемости этих единиц друг с другом.

Распределение фонем на синтагматической оси системы определяет отличие позиционной мены фонем от позиционных изменений звуков речи как аллофонов фонем, которые одновременно противопоставляются чередованием единиц звуковой системы. Рассмотрим каждое из этих явлений.

Система гласных фонем

Гласные различаются по степени подъема языка и наличию или отсутствию лабиализации (огубления) (табл. 1).

Табл.1 Система гласных фонем

Подъем Лабиализация нелабиализованные лабиализованные

Верхний |и| |у|

Средний |е|

Нижний |а|

Система согласных фонем

Система согласных фонем

  • -губные
  • -зубные
  • -небные
  • 1)заднеязычные(гкх)
  • 2)незаднеязычные(сзрч j-йот)

По способу артекуляции делятся на смычные, носовые, взрывные и дрожащие аффрикаты ц ч

чисто щелевые –ф в

Понятие о редукции в фонетике

Редукция, в фонетике

  • - под этим термином в европейской фонетической литературе (главным образом в немецкой) разумеется сокращение и ослабление гласных или согласных звуков человеческой речи, влекущее за собой сначала неясное и неотчетливое произношение, а затем и совершенное исчезновение их.
  • 1. Закон редукции безударных гласныхРедукция - закон ослабления гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные - редактированные гласные. Различают позиции в первом предударном слоге(слабая позиция первой степени) и позицию в остальных безударных слога(второй степени)Гласные во второй позиции подвергаются большей редукции, чем в первом предударном слоге(первой слабой позиции)25) Позиционные чередования звуков. Аллофоны, как разновидности фонем

В связи с наличием сильных и слабых звуков в фонетической системе русского языка имеются позиционные череования звуков. Они обусловлены фонетически, т. е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией гласных.

Аллофо?н (греч. ????? другой и???? звук) - реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Несмотря на широкий диапазон аллофонов одной фонемы, носитель языка всегда в состоянии их распознать.

В современном испанском языке согласные звуки д, г, б, имеют ослабленные леницией позиционные аллофоны в положении между гласными. В некоторых говорах, например в испанском языке Кубы и других странах Карибского региона межзубный аллофон "Д" между гласными вообще превращается в ноль звука: enamorado > enamoradho > enamorao "влюблённый". В данном конкретном примере замена звука -d- на межзубный -dh- или -ноль звука- не несёт никаких семантических или грамматических изменений значения слова, кроме разве что по ним можно судить (и то не всегда) о происхождении и/или уровне образования говорящего.

Похожие статьи