Самая дорогостоящая операция в истории: Подъем лайнера Коста Конкордия. Почему затонул лайнер Costa Concordia

13 января 2012 года судно Costa Concordia вышло из порта Чивитавеккья в Савону. Последний круиз предполагал заход в несколько итальянских городов, а также в Барселону и Марсель. Поздно вечером в районе итальянского поселка Джильо-Порто на острове Джилио (регион Тоскана) судно наскочило на каменный риф и получив огромную пробоину стало тонуть. Операция по спасению пассажиров началась с задержкой, т.к. с Коста Конкордиа не поступило просьбы о помощи (капитан Франческо Скеттино вместо начала эвакуации и подачи сигнала бедствия, спустя 15 минут после столкновения объявил, что у судна просто небольшие проблемы с генератором). С терпящим бедствие кораблем связалась сама береговая охрана, после чего началась эвакуация пассажиров и членов экипажа на берег.

Дайверы осматривают затонувший Costa Concordia. В середине марта 2012 года в СМИ появилась информация о хищении корабельного колокола, несмотря на охрану района.

Спасатель спускается с вертолета на борт завалившегося на бок судна Коста Конкордиа. Фото сделано недалеко от крошечного тосканского острова Джилио (Giglio), Италия, 18 января 2012 года.


Многие фотографировались на фоне затонувшего огромного лайнера. Молодые люди решили не только сняться на его фоне, но и изваляться первоначально в грязи. Музыку для первого свадебного танца они также подобрали очень необычную, обратившись за помощью в студию свадебного танца «Ты со мной». Подборка музыкальных композиций стала для них одним из лучших подарков. Кроме этого, в студии они взяли несколько уроков у профессионального педагога, имеющего высокую танцевальную квалификацию. Молодоженам очень хотелось, чтобы главное событие в их жизни запомнилось не только им, но и всем приглашенным на данное мероприятие.

Аквалангист осматривает корпус корабля.

Пожарные, стоя у маяка, осматривают круизный лайнер.

Итальянские пожарные карабкаются на круизный лайнер, крушение которого произошло 13 января 2012 года близ острова Джилио в Средиземном море.

Пожарные работают на затонувшем круизном лайнере Costa Concordia.

Спасатели у севшего на мель корабля. Фото сделано у берегов тосканского острова Джилио, Италия.

Итальянец Andra Faccioli при помощи лазерного сканера проводит необходимые исследования лежащего на боку судна Коста Конкордиа. Лайнер, стоимостью около 500 миллионов долларов, мог перевозить более 4200 пассажиров и членов экипажа.

Спасатель поднимается на Costa Condordia.

Пожарные работают на уцелевшей стороне затонувшего круизного лайнера.

Солдат проходит мимо фото пропавшего без вести пассажира корабля, севшего на мель у западного побережья Италии.

Аквалангисты вытаскивают из воды мужчину, который являлся пассажиром Costa Concordia.

Дайверы проводят осмотр внутренней части лайнера.

Аквалангист пробирается сквозь плавающие предметы мебели внутри корабля Коста Конкордиа.

Спасательная операция у берегов итальянского острова Giglio.

Обломок лайнера на дне моря.

Коста Конкордиа на дне. Ход поисково-спасательной операции несколько раз приостанавливался из-за ухудшения метеоусловий, движения судна и роста опасности для спасателей.

Куча стульев на палубе затонувшего круизного лайнера.

Дайвер осматривает погруженное под воду пассажирское судно.

Аквалангист у якоря корабля, севшего на мель.

Спасатели исследуют затонувший лайнер.

Фото Коста Конкордиа, севшего на мель у западного побережья Италии.

Вид на затонувший корабль с берега.

Лайнер имел 13 пассажирских палуб, каждая из которых была названа именем какой-либо местности. Например, в трюме - Голландия, Швеция и Бельгия, а в районе клотика (наделка закругленной формы с выступающими краями на топе мачты или флагштока) - Польша.

В 22 часа по центрально-европейскому времени, когда большинство пассажиров ужинали в ресторане, судно наскочило на каменный риф. В результате удара о грунт вдоль левого борта ниже ватерлинии судно получило пробоину длиной около 70 метров и стало тонуть.

Спасатели осматривают огромные каменные глыбы, торчащие из корпуса круизного лайнера Costa Concordia. Фото сделано на следующий день после крушения.

Капитан судна Франческо Скеттино признался на следствии, что решил подвести судно ближе к берегу Джилио, чтобы поприветствовать проживающего на острове бывшего капитана корабля. В злополучный вечер, 13 января 2012 года, команда на поворот была отдана Скеттино с опозданием и судно налетело на отмель.

К утру 14 января 2012 года судно легло на правый борт, коснувшись дна.

Пассажирское круизное судно Costa Concordia в длину составляло 291 метр и в ширину — 38.

На момент катастрофы на борту находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды.

Была организована спасательная операция, большинство пассажиров и членов экипажа были доставлены на берег.

Итальянские следователи, «пообщавшись» с судовым черным ящиком выяснили, что корабль слишком близко подошел к берегу, а капитан слишком поздно начал эвакуацию, не послал сигнал бедствия, что значительно задержало начало спасательной операции. Также было установлено, что Скеттино покинул судно одним из первых (почти за сутки до конца эвакуации всех пассажиров).

Судьбой иностранцев сразу же занялись родные посольства и консульства. Увезли филиппинцев, за японцами прилетел вертолет, троих чехов мгновенно забрали подальше от места происшествия.

А вот 42 гражданина Российской Федерации из числа пассажиров круизного лайнера Costa Concordia продолжительное время находились в небольшом итальянском городке без денег, документов и одежды - все осталось на борту лайнера. Ни один представитель посольства России и туристической компании о них не позаботился.

Сотрудники МИД России предложили людям без денег, документов и вещей самостоятельно добраться до Барселоны, где должен был закончиться их круиз.

Спасатели на месте крушения судна.

Итальянский пожарный вертолет забирает пассажиров с лайнера «Costa Concordia».

По словам очевидцев, команда судна растерялась и долгое время не могла организовать эвакуацию, на борту царили паника и хаос. Лайнер сильно отклонился от курса, что строжайше запрещено, а риф, на который налетела Costa Concordia, нанесен на все возможные карты.

Водолазы осматривают полузатопленный корабль.

Большинство пассажиров были доставлены на сам остров Джилио. Местные жители оказывали помощь потерпевшим крушение, приносили им еду, питье, поделились теплыми вещами, разместив их в местной церкви и школе.

В ночь на пятницу 13 роскошный круизный лайнер «Costa Concordia» с более чем 3200 пассажирами и 1000 членами экипажа на борту напоролся на риф, накренился и частично затонул у берегов острова Джильо, Италия. Уже подтвердили смерть 6 человек, включая двух французских пассажиров и одного члена экипажа из Перу. Все они утонули в водах Средиземного моря после крушения. 14 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести, а спасатели продолжают искать выживших. Несчастный случай произошел всего через несколько часов после отплытия, и пассажирам еще не успели провести инструктаж по технике безопасности, поэтому при эвакуации на корабле царил хаос. Капитан Франческо Скеттино был арестован. Помимо других обвинений, его также обвиняют в том, что он покинул корабль одним из первых. В этом выпуске собраны фотографии затонувшей «Costa Concordia» и попыток найти 14 пассажиров.

(Всего 22 фото)

1. «Costa Concordia» после крушения у берегов острова Джильо. 6 пассажиров утонули, 14 все еще числятся пропавшими без вести, после того как итальянский лайнер с 4200 людьми на борту сел на мель. «Costa Concordia» отправилась на прогулку по Средиземному морю, но наткнулось на риф в пятницу 13 января. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

2. Пассажиры со спасательными жилетами на борту «Costa Concordia» ждут начала операции. (AP Photo/Courtesy from tourist aboard the ship)

3. Круизный лайнер «Costa Concordia» накренилась, сев на мель у берегов острова Джильо. (AP Photo/Giglionews.it, Giorgio Fanciulli)

4. Пассажирка «Costa Concordia» прибыла с другими в порт Санто-Стефано после крушения корабля. Кто-то из пассажиров спрыгнул в ледяные воды, когда началась паника. Корабль плыл по Средиземному морю в Савону с запланированными остановками в Чивитавеккье, Палермо, Каглиари, Пальме, Барселоне и Марселе. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

5. Семья с лайнера «Costa Concordia» прибыла в бухту в Марселе. (AP Photo/Claude Paris)

6. «Costa Concordia» у западного побережья острова Джильо в Италии. (Reuters/ Italian Guardia di Finanza)

7. «Costa Concordia» лежит на боку после крушения. (AP Photo/Gregorio Borgia)

8. Пробоины в корпусе корабля. (Reuters/Stringer)

9. Пожарные осматривают огромные глыбы, торчащие из корпуса круизного лайнера «Costa Concordia» на следующий день после крушения. (AP Photo/Andrea Sinibaldi, Lapresse)

10. «Costa Concordia» в окружении мелких судов. (AP Photo/Gregorio Borgia)

11. «Costa Concordia» ночью в бухте Тосканского острова Джильо. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

12. Спасательное судно освещает затонувший лайнер. (AP Photo/Gregorio Borgia)

13. Итальянские пожарные взбираются на «Costa Concordia». (AP Photo/Gregorio Borgia)

14. Пожарные осматривают полузатонувшее судно. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

15. Спасатели проверяют воды вокруг с «Costa Concordia» после крушения корабля. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

16. Люди смотрят на груду шезлонгов на накренившейся палубе «Costa Concordia». (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

17. Частично погруженные в воду каюты лайнера «Costa Concordia». (AP Photo/Gregorio Borgia)

18. Итальянский пожарный вертолет забирает пассажиров с лайнера «Costa Concordia». Пожарные работали все воскресенье, чтобы спасти члена экипажа со сломанной ногой через 36 часов после трагедии. (AP Photo/Gregorio Borgia)

19. Водолазы осматривают полузатопленный «Costa Concordia». (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

20. Итальянская береговая охрана с черным ящиком с лайнера «Costa Concordia». (AP Photo/Gregorio Borgia)

21. Капитана круизного лайнера «Costa Concordia» Франческо Скеттино (справа) сажают в полицейский автомобиль в Гроссето, Италия. Скеттино арестовали по обвинению в предумышленном убийстве и в том, что он покинул корабль одним из первых. (Reuters/Enzo Russo/ANSA)

22. «Costa Concordia» у западного побережья острова Джильо, Италия. (Reuters/Stringer)

Не так давно завершился один из самых дорогостоящих и беспрецедентных проектов в истории, который обошелся в 600 миллионов евро, было задействовано более 500 человек из 24 стран всего мира - подъем круизного лайнера Costa Concordia, частично затонувшего возле берегов Тосканы (остров Джильо).

Подобная операция является практически беспрецедентной. Случаи, когда было использовано такое количество сил, можно пересчитать по пальцам. Однако ни риски, связанные с подъемом лайнера, ни его дороговизна не поколебали уверенность инженеров в том, что проводить подъем необходимо.

История крушения Costa Concordia

13 января, 2012 года лайнер шел по курсу маршрута 7 Night Winter Mediterranean , который предполагает выход из порта Чивитавеккья в Савону, последний круиз предполагал заход лайнера в порты Барселоны, Марселя и еще нескольких итальянских портов.

13 января, 2012, 22:00 СЕТ судно находилось около острова Джильо (Тоскана, Италия), большая часть пассажиров в это время ужинала в ресторане. Именно тогда Costa Concordia наскочила на риф, вследствие чего получило пробоину около 30 метров. Началась спасательная операция.

С этого момента начинаются разногласия между участниками событий - пассажирами и персоналом лайнера. Стоит отметить, что все данные можно трактовать с позиции отдельных людей, при чем позиций этих много (если не сказать, что почти у каждого своя), однако суть, все же, одна. Как рассказывают пострадавшие в крушении, после столкновения, корабль накренился, вызвав панику у большей части пассажиров, реакция капитана корабля не заставила себя долго ждать и по громкой связи было объявлено о проблемах с генератором лайнера.

Несмотря на то, что далее события будут развиваться не в лучшую сторону, капитан судна продолжает придерживаться этой точки зрения. Несмотря на это, эвакуация продолжается и пассажиры массово собираются возле шлюпок. Как отмечают многие пассажиры, организовать спокойную погрузку на шлюпки персоналу лайнера не удалось. По данным следствия, которое проводилось позже, выяснилось, что капитан корабля Скеттино, покинул судно в числе первых.

После погрузки на шлюпки и спуск на воду, была совершена транспортировка персонала и пассажиров на берег, где пострадавшим была оказана первая посильная помощь. Стоит отметить помощь местных жителей, которые обеспечили пассажиров теплыми вещами, едой и выделили места для ночлега. Пассажиры заняли школы, церковь и гостиницы.

Жертвы крушения круизного лайнера Коста Конкордия

Утром 14 января, 2012 Costa Concordia легла на правый борт, коснувшись при этом дна. Организовываются поисковые работы пропавших без вести.

На момент 17 января, число жертв составляло 11 человек, а так же 25 человек числились в списках пропавших без вести. К началу февраля прекращены поисковые работы в затопленной части корабля из-за риска для аквалангистов, проводящих поисковые и спасательные работы. А к концу марта были получены данные о 30 погибших и двух пропавших без вести.

Причины аварии пассажирского лайнера и наказание виновных

Как выяснило следствие, причиной аварии стало столкновение лайнера с рифом, помимо прочего не исключают, так же, технический сбой аппаратуры лайнера. Возмутил экспертов тот факт, что не смотря на то, что лайнер проходит данным маршрутом 52 раза в год, произошло отклонение от курса на 3-4 мили. Объяснить подобное можно первоначальными заявлениями капитана лайнера Франческо Скеттино, который говорил о том, что сместившись в сторону береговой линии он хотел поприветствовать своего знакомого (бывшего капитана Costa Concordia), который проживает на острове. Однако в дальнейшем, Скеттино отказался от своих показаний и перенес вину на менеджера компании, который, по его словам, настоял на том, что бы корабль подошел ближе к берегу.

Расшифровка черного ящика показала, что корабль находился слишком близко к берегу, начало эвакуации произошло слишком поздно, кроме того, капитан так и не подал сигнал бедствия, чем отсрочил начало спасательной операции. До 17 июля 2013 года Скеттино находился под домашним арестом по постановлению суда. На данный момент идет суд, предложенный обвинителем срок - 2697 лет тюремного заключения.

Ликвидация последствий и подъем Costa Concordia

Уже через три дня после крушения корабля, из судна начала вытекать маслянистая жидкость, эксперты успокоили общественность заверениями о том, что это было не топливо. Началась откачка топлива, так как была вероятность того, что корабль соскользнет со скалы. Если бы это произошло, более 2000 тонн могло оказаться в море. Естественно, подобная перспектива ни у кого не вызывала улыбки. Однако уже 24 марта было объявлено о том, что топливо выкачали, а буквально через месяц провелся тендер по подъему и эвакуации судна, который выиграла компания Titan Salvage.

План подъема судна довольно прост, однако потребовал значительных вложений, а сама операция была связана с высоким риском неудачи мероприятия, о чем не единожды говорили как инженеры компании, так и ведущие эксперты. В середине 2013 года продолжаются вестись работы по подготовке подъема судна.

16 сентября в 9 утра была начата операция по подъему Costa Concordia. Длинна лайнера составляет 290 метров, угол крена составлял 70 градусов, а уровень воды 20 метров. Запланированное время операции в идеале - 12 часов. Ниже приведен графический план подъема лайнера.

17 сентября, по истечению 19 часов, операция наконец завершилась успешно, удалось привести судно в горизонтальное положение. По итогам операции, Франко Порселаки, вице-президент ARNIVAL CORPORATION сообщил о том, что все прошло идеально, а главное, небыло замечено нанесения вреда экологии. Впрочем, не смотря на то, что подъем завершился успешно, специалисты не считают должным расслабиться и напоминают, что это еще не конец. Весной лайнер должны будут транспортировать в верфь, где пройдет демонтаж Costa Concordia.

В Средиземном море вблизи острова Джильо в 2012 году 13 января произошла ужасная трагедия - катастрофа большого круизного корабля Costa Concordia. На нем на тот момент находилось 4200 человек.

Корабль "Коста Конкордия"

Лайнер был построен в середине лета 2006 года. Это одно из крупнейших современных судов компании Costa Cruises, которая занимает первое место в Европе по пассажирским (круизным) перевозкам. 114500 тонн - его водоизмещение, вместимость пассажиров - до 3780 человек. Количество кают на борту - 1500.

Размеры судна: 290,2 м в длину, 35,5 - в ширину. Мощный электрогенератор способен обеспечить энергией целый город с 50-тысячным населением. На борту судна четыре бассейна, 5 ресторанов, 5 спа-салонов, 13 баров, дискотека, кинотеатр и интернет-кафе.

Крушение

13 января судно из порта Чивитавеккья направилось в Савону. Это был обычный круизный маршрут - "7 ночей зимнего Средиземноморья". Этот последний круиз планировал заход в несколько портов итальянских городов, а еще в Барселону и Марсель.

В 10 часов вечера в районе острова Джильо, когда большая часть пассажиров ужинала в ресторане, пароход напоролся на огромный каменный риф. Он получил большую пробоину (длина - 53 м, ширина до 7,3 м) и начал тонуть. Были затоплены отсеки с третьего по восьмой (всего 5). В восьмом находилось машинное отделение. В связи с этим был утрачен контроль над двигателями и электронным оборудованием.

Судно село на мель всего в 150 метрах от населенного пункта - деревни Джильо Порто. Таким образом произошло крушение "Коста Конкордия".

Судно было рассчитано на непотопляемость при повреждении всего лишь двух отсеков. Корабль к утру 14 января затонул и, коснувшись дна, лег на правый борт.

Всего на момент катастрофы на судне было 3216 пассажиров (из 62 стран) и 1023 члена экипажа. Были среди них и россияне (108 человек) и украинцы (45 граждан). Никто из них не пострадал. Только из троих россиян (членов экипажа) после катастрофы двое попали в больницу. На борту были еще по три гражданина из Казахстана и Беларуси.

Спасательные операции, помощь местных жителей

По показаниям многочисленных свидетелей (есть подтверждения на видеозаписях), экипаж корабля "Коста Конкордия" провалил спасательную операцию. Сам капитан лайнера Скеттино вместо подачи необходимого сигнала бедствия и начала эвакуации только спустя 15 минут после аварии объявил пассажирам, что у судна всего лишь небольшие проблемы с генератором (на тот момент с энергией действительно были проблемы).

Только тогда, когда ближе к 11 часам у судна крен сильно увеличился (30 градусов), раздались гудки, означавшие, что пассажирам следует покинуть судно. Конечно, началась паника, давка.

Сам капитан (по данным следствия) одним из первых покинул судно, даже не послав никакого сигнала по поводу этого ужасного бедствия. Благодаря действиям береговой охраны, которая связалась с кораблем, глубокой ночью началась спасательная операция.

Не успевших попасть в шлюпки пассажиров поднимали с поручней борта (они цеплялись за них) вертолетами. Четыре шлюпки не успели спустить на воду. Был очень сильный крен. Некоторые пассажиры смогли сами вплавь добраться до берега.

Впоследствии, во время поисков без вести пропавших людей, военные моряки стали взрывами пробивать отверстия в стенах судна, чтобы прорваться к оставшимся воздушным мешкам, в которых могли быть выжившие люди.

Поисково-спасательные операции несколько раз приходилось останавливать из-за неблагоприятных метеоусловий и подвижек судна.

В начале февраля 2012 года было объявлено о прекращении поисковых работ, но только в затопленных частях корабля, в связи с большим риском для аквалангистов. А поиски на морском дне (в пределах 18 кв. км), а также в оставшихся не затопленными помещениях судна продолжались.

Жители острова, в свою очередь, помогали потерпевшим, разместив их в школе, местной церкви и др. зданиях. Оказывали им медицинскую помощь, приносили еду, тёплые вещи.

Жертвы, погибшие и раненые

По ежедневным сводкам на 14 января было известно о гибели трёх человек.
15 января были обнаружены еще тела двух погибших пассажиров (итальянца и испанца).

К 16 января погибших уже было 6 человек. А 16 человек на то время числились пропавшими. На следующий день список пропавших без вести вырос до 29 человек (в т.ч. и 4 члена экипажа). Путаница в цифрах сводки объяснялась тем, что большую часть спасённых составляли иностранцы, которые не владели итальянским языком.

К концу марта месяца 2012 года всего было обнаружено 30 тел. Ещё два человека числились пока пропавшими без вести. Останки самого последнего пропавшего были обнаружены в процессе поисковых работ только лишь в ноябре 2013 года.

Нашествие туристов

"Коста Конкордия" увеличила поток туристов в места трагедии.

Более шести месяцев после катастрофы крошечный остров наполнялся огромным количеством туристов. В соседнем Сан-Стефано, в 15 километрах от места трагедии, туроператоры делали бизнес - продавали билеты за 10 евро. Туристы получали возможность взглянуть на утонувший наполовину лайнер со специального парома, который проходил всего лишь в нескольких метрах от "Конкордии".

Мэр поселка Джильо Серджио Ортелли отметил, что на самом деле наблюдалось значительное увеличение числа туристов. Они приезжали, чтобы увидеть гигантский повалившийся на бок корабль и сфотографировать его на память.

Следственные работы по происшествию, результаты

Следствие установило, что судно приблизилось намного ближе (в 10 раз) к берегу, чем предусмотрено маршрутом, причем и на более высокой скорости.

Вся кампания по ликвидации последствий крушения корабля продолжалась более двух лет. Ущерб, оцененный властями острова Джильо, составил 125-189 млн евро.

Главный обвиняемый - капитан потерпевшего аварию лайнера Франческо Скеттино. Его признали виновным в непреднамеренном убийстве людей (32 человек) и вынесли приговор - 16 лет тюрьмы.

Специалисты по судоходству недоумевают и удивляются тому, каким образом такое современное и хорошо технически оборудованное судно, как "Коста Конкордия", могло сесть на мель в настолько хорошо изученных морских местах.

У экспертов возникало два вопроса. А именно о том, как так получилось, что "Коста Конкордия" отошла от запланированного маршрута (на 3-4 морских мили) и по какой причине она так скоро перевернулась.

Этот корабль совершал круизы по данному маршруту за год по 52 раза.
Основные предположения о причинах произошедшего - человеческий фактор и сбой в технике или комплекс этих двух факторов.

Возможно и такое, что команда судна просто сбилась с курса. Поэтому лайнер "Коста Конкордия" оказался в опасной близости от побережья.

Были версии и о том, что имелись неисправности в навигационной аппаратуре судна.
Также на борту могли произойти и перебои с подачей электроэнергии.

Но самое главное - о том, что в Средиземном море произошло крушение огромного лайнера "Коста Конкордия", узнали в мире лишь через сутки после случившегося. Самое большое возмущение и недоумение вызвало поведение капитана корабля Франческо Скеттино и подчиняющейся ему команды.

По свидетельствам пассажиров, некоторые представители экипажа вначале даже не пускали людей к спасательным шлюпкам, в конце концов залезли в них сами. А капитан сбежал с тонущего корабля, бросив всех пассажиров.

"Коста Конкордия" сейчас

Операция по подъему корабля производилась в несколько этапов. Эти работы - самые дорогие за всю историю проведения подобных операций, стоимость их около 250 млн евро. Для владельцев судна ущерб составил примерно 1,5 млрд евро. В августе 2013 года началась уникальнейшая операция. Она заняла менее суток. Корабль благополучно поставили на киль.

Целью всей операции было, прежде всего, достичь минимального крена (нулевого). Этого благополучно добились. За 600 дней нахождения на рифах корпус лайнера сильно повредился. Однако подъем "Коста Конкордия" завершился успешно.

В конце июля 2014 года начались работы по буксировке судна в порт Генуи. Через три дня судно завели в намеченный порт. Работы по демонтажу корпуса займут почти 2 года.

«Михаил Лермонтов»


16 февраля 1986 года произошла гибель теплохода «Михаил Лермонтов»: советский круизный теплоход затонул у берегов Новой Зеландии. Находившиеся на борту люди — 408 пассажиров, значительная часть из них пенсионного возраста, 330 членов экипажа и новозеландский лоцман — были спасены подошедшими к месту гибели лайнера танкером Тарихико и паромом Арахура. В катастрофе погиб один человек: инженер рефрижераторных установок Павел Заглядимов, работавший в отсеке, затопленном сразу после столкновения. Мы решили вспомнить семь круизных лайнеров, потерпевших кораблекрушение.

«МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ»

Теплоход «Михаил Лермонтов» был построен на судоверфи немецкого порта Висмар в 1972 году и был принят в эксплуатацию в 1973 году. Его предназначением было обслуживание регулярных круизных линий. В этом же году 28 мая теплоход «Михаил Лермонтов» отправился в свой первый рейс по маршруту Бремерхафен-Лондон-Гавр-Нью-Йорк, став первым советским пассажирским судном, посетившим зарубежный американский порт за последние 25 лет.

На пяти пассажирских палубах, соединенных трапами и лифтами, было расположено 239 каюты, в которых со всеми удобствами могли разместиться 550 пассажиров. Экипаж состоял из 350 человек и размещался на нижних палубах. К услугам пассажиров был музыкальный салон со сценой, ресторан, пять баров, салон красоты, парикмахерская, казино, библиотека, зимний сад, магазины, теннисные корты.

В свой последний рейс из Ленинградского порта лайнер отправился в пятницу 22 ноября 1985 года. Достигнув новозеландского Веллингтона, после непродолжительной стоянки, 16 февраля 1986 года в заливе Шекспира у берегов Новой Зеландии судно в 17 часов 38 минут по местному времени на скорости около 15 узлов дважды ударилось дном о подводные камни скалистой отмели в районе мыса Джексон и получило обширную пробоину по левому борту ниже ватерлинии. Был послан сигнал бедствия, который приняло радио Веллингтона. К терпящему бедствие лайнеру направились паром «Арахура», следовавший из Пиктона через пролив Кука, и танкер «Тарихико», который принял на борт 356 пассажиров и членов экипажа. Кроме танкера и парома, в спасении пассажиров и экипажа принимали участие небольшие рыболовецкие суда, поспешившие на помощь.

После гибели теплохода ходило много различных слухов о скрытых причинах катастрофы. Официально виновником катастрофы был признан старший помощник капитана Сергей Степанищев, как старший офицер, находившийся на мостике в момент столкновения. При этом суд учел неправомерные действия гражданина Новой Зеландии лоцмана Дональда Джемисона, указавшего неверный курс. Попытки поднять затонувший на глубине лайнер предприняты не были. Существует мнение, что советский лайнер мешал западным конкурентам: министерство пассажирского флота СССР продавало билеты по заниженным ценам за счет снижения расходов. Наши морские суда пользовались советским топливом, которое было намного дешевле западного. В Англии билеты на советский лайнер продавались по цене 70 долларов за сутки. Десятидневный тур на теплоходе стоил 700 долларов США.

Останки судна до сих пор находятся на глубине 25—30 метров и являются популярным местом дайвинга.

«АДМИРАЛ НАХИМОВ»

Советский пассажирский пароход потерпел крушение 31 августа 1986 года в 15 км от Новороссийска, в 4 км от берега. До этого дня «Адмирал Нахимов» в течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии.

Пароход был построен в 1925 году в Германии и носил имя «Берлин» До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику, между портами Бремерхафен и Нью-Йорк. Во время Второй Мировой пароход затонул, но был поднят, отремонтирован и продан в СССР в 1957 году. Со временем «Адмирал Нахимов» обрел популярность в стране. У молодоженов появилась мода совершать свадебные путешествия именно на «Адмирале Нахимове». Путевки на этот пароход раскупались за полгода до начала круиза.

В день трагедии вместе с командой на пароходе находилось 1243 человека, включая начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора А. Крикунова и его семью, прибывших к отходу судна из Новороссийска. В 22:00, приняв пассажиров на борт, пароход вышел в море, двигаясь к Сочи. В это время грузовой теплоход-сухогруз «Петр Васев», большего водоизмещения, входил в Цемесскую бухту, следуя со скоростью 11,5 узла курсом 36 градусов. Суда сближались на пересекавшихся курсах. Суммарная скорость их движения составляла свыше 23 узлов, или 43 километров в час. Диспетчеры предложили Виктору Ткаченко, капитану сухогруза «Петр Васев» пропустить пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов», на что он согласился. После чего оба корабля вели между собой переговоры, уточнив детали маневра. Однако в 23.12 «Петр Васев» врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8 на 10 метров. Лайнер ушел на дно всего за 8 минут. С тонущего парохода матросам удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые стали единственными средствами спасения для утопающих. На месте крушения на поверхности воды одновременно барахталось около 1000 человек, плавало множество предметов и обломков. Пострадавших людей ветром и течением стало относить прямо на сухогруз и через некоторое время по обоим бортам плавало несколько десятков человек.

О столкновении судов было немедленно доложено капитану порта Новороссийск, который отправил на место катастрофы буксиры портофлота, рейдовые и малые пассажирские катера. Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 пассажира и членов экипажа. Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех погибших. 64 человека навсегда остались под водой.

«АНДРЕА ДОРИА»

Итальянский трансатлантический лайнер, впервые спущенный на воду 16 июня 1951 года и отличавшийся особой безопасностью, 26 июля 1956 года затонул через 11 часов после столкновения с лайнером «Стокгольм» у побережья Нью-Йорка. «Андреа Дориа» был не просто лайнер. Он олицетворял возрождение итальянского торгового флота после Второй мировой войны. Судно с валовой вместимостью 29100 регистровых тонн, имевшее длину 212 метра и ширину 27,5 метра, относилось к числу самых крупных и быстроходных судов в мире. Помещения лайнера украшали произведения искусства. В каждом классе — кинозал и плавательный бассейн с площадкой для отдыха.

25 июля 1956 года «Андреа Дориа» с 1134 пассажирами и 500 членами экипажа на борту, двигаясь в тумане со скоростью 21,8 узла, приближался к маяку на острове Нантакет. Практически весь маршрут был пройден. Скорость была выше максимально допустимой в таких погодных условиях. В это же время из Нью-Йорка собирался отчалить 12 000-тонный шведский лайнер «Стокгольм». Он должен был пройти в одной миле от плавучего маяка «Нантакет», а затем изменить курс к северу, к берегам Скандинавии. Однако в густом тумане столкновения избежать не удалось. На мостиках обоих судов увидели огни друг друга почти одновременно: «Стокгольм» пробил 7 палуб, а от удара «Андреа Дориа» сильно накренился влево, резко развернулся, оголив винты, и продолжая идти полным ходом, потащил за собой шведское судно.

По аварийному распоряжению каждый из 1250 пассажиров и 575 членов команды должны были сесть в спасательные шлюпки, лишь 8 человек и капитан должны были остаться на лайнере для управления восемью лебедками, спускавшие все шестнадцать шлюпок. Авария произошла на оживленном участке маршрута, поэтому помощь подоспела быстро. Когда крен «Андреа Дориа» увеличился на 8 градусов, к судну подошли шлюпки со «Стокгольма», «Иль де Франс», военного транспорта «Рядовой Уильям Томас», фруктовоза «Кейп Энн» и других откликнувшихся судов. Спасение пассажиров «Андреа Дориа» стало самой успешной спасательной операцией в истории кораблекрушений: удалось спасти всех пассажиров лайнера.

Итальянский лайнер все еще лежит на 72-метровой глубине в 40 милях от американского острова Нэнтакет. Кроме предметов искусства, на корабле находились сейфы с деньгами и драгоценностями пассажиров. Однако все попытки поднять судно оказались безуспешными. За последние десять лет здесь погибли уже более 15 дайверов.

«КОСТА КОНКОРДИЯ»

Лайнер «Конкордия» в 2006 году находился на 10-м месте в ТОП-10 самых больших круизных судов в мире. Его длина составляла 290 метров, что сравнимо с тремя футбольными полями. Судно потерпело крушение 13 января 2012 года близ итальянского острова Джильо у побережья региона Тоскана, отклонившись от курса и приблизившись к берегу. На полном ходу лайнер пропорол днище о прибрежные скалы и накренился примерно на 20 градусов. В результате удара образовалась длинная пробоина в 50 метров на корпусе. Практически мгновенно было затоплено машинное отделение и утрачен контроль над двигателями и электронными системами.

Последний круиз предполагал заход в порты нескольких итальянских городов, а также в Барселону и Марсель. На борту лайнера находились 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. Во время крушения лайнера погибли 32 человека, более 4 тысяч человек было эвакуировано. Капитан «Конкордии» Франческо Скеттино был арестован. По утверждению стороны обвинения, он подвел круизный лайнер слишком близко к побережью. В случае признания капитана виновным, ему грозит до 20 лет тюремного заключения. Сам Франческо Скеттино отвергает предъявленные ему обвинения, утверждая, что скала, на которую напоролся лайнер, отсутствовала на морских картах.

Спустя 613 дней после катастрофы начались работы по подъему судна. Спасательная операция стала самой крупной и самой дорогой в истории: ее стоимость составила 800 млн долларов, а на подготовку ушли долгие месяцы. 17 сентября 2013 года судно было приведено в вертикальное положение при помощи роликов и 36 стальных тросов и специальной платформы, сооруженной на глубине 30 м.

Sea Diamond

Круизное судно Sea Diamond потерпело кораблекрушение 5 апреля 2007 года возле греческого острова Санторини. Судно принадлежало компании «Louis Hellenic Cruise Lines». Sea Diamond натолкнулось и село на риф вулканического происхождения. Судно, введенное в эксплуатацию в 1986 году, достигало в длину 142,9 м, а его ширина составляла 24,7 м. Sea Diamond вмещало 1,5 тыс. человек, однако в тот момент на борту находилось около 1,1 тыс. человек. Все они были эвакуированы за исключением двух человек: французов, дочери и отца, считающихся пропавшими без вести. 6 апреля 2007 года судно затонуло на глубине 200 м.

«Титаник» «Британник» был близнецом «Титаника». Это было третье и последнее судно класса «Олимпик», заказанное компанией White Star Line. Лайнеры должны были быть названы в честь древнегреческих персонажей: олимпийцев, титанов и гигантов. Но, по легенде титаны и гиганты погибли в битве с олимпийцами, и называть новое судно «Гигантик» было бы такой же дерзостью, как в случае с «Титаником». Поэтому, судно назвали «Британник». Из-за катастрофы «Титаника» были внесены изменения в конструкцию.

Во время Первой мировой войны «Британик» использовался как госпитальное судно. 21 ноября 1916 года лайнер подорвался на минах, выставленных немецкой подлодкой U73 под командой Густава Зисса в канале Kea — между островом Kea и материковой Грецией. Была проведена эвакуация. Через какое-то время судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва.

Кроме экипажа на борту находилось 3,3 тыс. раненых. В результате крушения погибло 30 человек. Большая их часть погибли в двух шлюпках, которые были затянуты все еще вращающимся гребным винтом.

Похожие статьи