Реализация здоровьесберегающих инновационных технологий в образовательном процессе для качественного развития дошкольников. Применение инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками. материал на тему И

Добрый день, уважаемые, коллеги!

Тема нашего семинара: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»/слайд 1,2/

Наш детский сад является одним из самых больших детских садов дошкольного образования г. Липецка. В д/с функционирует 16 групп, из них 13 групп дошкольных и 3 группы раннего возраста. Ежегодно наш детский сад в среднем посещают 440 воспитанников./слайд 3/

Так как направление физическая культура и оздоровление является приоритетным нашего д/с, основной задачей работы коллектива на данном этапе является:

    Осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей;

    Оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительных технологий, через становления у детей позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

    Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания через использование инновационных здоровьесберегающих технологий;/слайд 4/

Работу по здоровьесохранению детей дошкольного возраста коллектив строит на следующих принципах:

Системность и последовательность реализации здоровьесберегающих технологий;

Сознательность и активность каждого субъекта образовательного процесса (дети, педагоги, родители);

Непрерывность здоровьесберегающего процесса;

Доступность технологии детям;

Учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка; / слайд 5/

Мы выработали такие правила здоровьесбережения:

Соблюдение режима, больше движения, правильное питание, как можно больше положительных эмоций, прочь уныние и тоску, пожелание себе и окружающим только добра !//слайд 6/

Все здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании можно разделить на следующие виды:

    Медико – профилактические;

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

    Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;

    Здоровьесбережение и здоровьеобогащения педагогов;

    Физкультурно – оздоровительные технологии;

    Валеологическое просвещение родителей; /слайд 7/

Предлагаю Вам рассмотреть каждый вид здоровьесберегающих

технологий.

    Медико – профилактические технологии или как их еще называют лечебно - профилактические - это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:

    Организация мониторинга здоровья дошкольников;

    Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

    Организация и контроль питания детей;

    Организация и контроль физического развития и закаливания дошкольников;

    Организация профилактических мероприятий;

    Организация контроля и помощь в обеспечении требований СаНПиНа;

    Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ./ слайд 8/

    Здоровьесберегающие образовательные технологии - это

прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Один из принципов таких технологий является учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе развития и воспитания. Построения педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью./слайд 9/

    Технологии обеспечения социально – психологического

благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье ребенка – дошкольника. В нашем детском саду основной задачей является обеспечение эмоциональной комфортности и позитивное психологическое самочувствие ребенка, в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально – эмоциональному благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается педагог - психолог посредством специально организованных занятий с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. /слайд 10/

    Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения

педагогов дошкольного образования - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности педагогов и родителей./слайд 11/

Технологии валеологического просвещения родителей – папки – передвижки, стендовая информация, беседы, совместные мероприятия и пр. / слайд 12/

И самый основной и важный вид всех здоровьесберегающих технологий - это

5. Физкультурно – оздоровительные технологии , которые непосредственно направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

Развитие физических качеств;

Двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

Закаливание;

Оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн);

Воспитание привычки к повседневной физической активности и забота о здоровье и др./ слайд 13/

Реализацию данных технологий осуществляет инструктор по ф/к и воспитатели в условиях специально организованных форм оздоровительной работы в детском саду. Отдельные приемы данных технологий широко используются воспитателями в разных формах организации образовательного процесса: в непосредственно образовательной деятельности, прогулках, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей.

Всю работу по реализации здоровьесберегающих технологий мы строим на основе:

Медицинских показаний и распределения детей по группам здоровья. В 2011/12 учебном году дети распределены по группам здоровья следующим образом /слайд 14/:

Количество детей

Анализа основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия) детей старшего дошкольного возраста (176 детей) по данным диагностического обследования педагога – психолога ДОУ /слайд 15/

Уровень

Развитие психических процессов

Память

Восприятие

Внимание

Мышление

слухо-вая

зритель-ная

целостное

устойчивое

Не устойчивое

Наглядно -образное

логическое

Уровня физической подготовленности детей по данным мониторинга инструктора по ф/к / слайд 16/

Количество детей

На основании этих показаний возникает необходимость внедрения в систему работу д/с здоровьесберегающих технологий разной направленности.

Вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей постоянно держится на контроле и организовано таким образом, чтобы оно

    Обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие

    Помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья.

    Приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни. /слайд 17/

Все инновационные физкультурно – оздоровительные технологии условно можно разделить на три категории:

    Технологии обучения здоровому образу жизни.

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    Коррекционные технологии / слайд 18/

Технологии обучения здоровому образу жизни

Я перечислю те здоровьесберегающие технологии, которые уже внедрены в практику работы каждого детского сада. К ним относятся:

    Непосредственно образовательная деятельность в области «Физическая культура» - организованная форма физического развития. Проводится инструктором по физической культуре во всех группах в соответствии с требованиями программы, в разных формах: игровые, подгрупповые, индивидуальные, тренировочные, соревновательные и пр.

    Непосредственно образовательная деятельность в области «Здоровье» - деятельность по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится воспитателем, инструктором по физической культуре. Здоровье является интегрированной формой работы с такими видами деятельности, как физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, валеология.

    Спортивные развлечения, праздники.

    Утренняя гимнастика. /слайд 19,20/

    Оздоровительная работа в бассейне - занятия плаванием занимают особое место в физическом развитии, развитии и укреплении здоровья дошкольников. Плавание помогает сформировать физические качества и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма, улучшается адаптация к водной среде. Вода дает сильный оздоравливающий эффект. В своей работе мы используем элементы аквааэробики, синхронного плавания, гендерный подход в обучении плаванию детей. Работает секция «Танцы на воде». /слайд 21,22,23/

Так же в практике работы мы используем и другие технологии, на которых остановимся более подробно

    Гимнастика ДО-ИНЬ – комплексы движений для мышц и суставов с элементами самомассажа с ярко выраженным тонизирующим эффектом. Используется инструктором по ФК в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре со старшими дошкольниками./слайд 24,25/

    Оздоровительная технология «БОС-здоровье – учимся и оздоравливаемся» - данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация.

На примере оздоровительной технологии «БОС – здоровье» мы расскажем об этапах внедрения всех инновационных здоровьесберегающих технологий в нашем д/с. / слайд 26/

Занятия здоровья, так мы их назвали, - наиболее современная технология оздоровления (с использованием компьютеров), которая применяется для обучения детей навыкам здоровья. Цель таких занятий – формирование у детей навыка правильного дыхания./слайд 27/

Данная технология в нашем детском саду используются частично, в коррекционных (логопедических) группах, т.к в них маленькое количество детей, на занятиях с учителем- логопедом для развития речевого дыхания и на занятиях по физической культуре. Приобретение дорогостоящего оборудования для полноценного использования данной технологии в настоящее время не считается возможным.

В 2010 году на основе экспериментальной деятельности в педагогический процесс, нашего дошкольного учреждения внедрена данная оздоровительная технология.

Идея эксперимента состоит в том, что в результате использования в практике работы ДОУ здоровьесберегающей технологии по методу биологической обратной связи (БОС) происходит формирование у детей положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни, оздоровление организма и снижение заболеваемости, улучшение психоэмоционального состояния./слайд 28/

В процессе реализации данной оздоровительной технологии главной и основной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, путем формирования у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, так как диафрагмальное дыхание, т.е. дыхания «без усилий» или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека. / слайд 29/

Исходя из диагностических показателей психофизического состояния

детей в начале учебного года мы сформировали группу детей старшего дошкольного возраста, имеющих 2 и 1 медицинскую группу здоровья в количестве 12 человек. 1 группа - здоровые дети, 2 группа – дети, имеющие незначительные отклонения здоровья, например кариес, ЛОР – заболевания, желудочно – кишечного тракта и др., т.е. дети, не имеющие серьезных отклонений, но наблюдающиеся у врача;

Целостный процесс обучения мы разделили на 4 этапа.

Ольга Сотникова
Использование инновационных здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ

Введение

Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья .

Здоровье - это счастье ! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов : биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов , всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью .

«Береги здоровье смолоду » - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми , сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность , другие - смекалку, третьи - воображение и творчество , но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действий, сюжетов, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

Представление педагогического опыта воспитателя

С 2015 года я работаю над темой : «Использование инновационных здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ ».

Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность , при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся , для профилактики заболеваний и оздоровления детей , для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни ». (глава 4, статья 41)

В Уставе Всемирной организации здравоохранения : здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.

На данном этапе введения ФГОС необходима разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции пяти ключевых направлений : социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития и физического развития.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника , пропаганды и обучению здорового образа жизни .

Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования .

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных , коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога и родителя.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья , сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование я пришла к выводу , что необходимо отойти от традиционной модели, найти новые формы образовательного процесса и изменить его содержание.

Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка , используя здоровьесберегающие технологии , стало для меня профессиональным интересом. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни , применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии : стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные оздоровительные и народные игры , бодрящая гимнастика, оздоровительный массаж .

Задачи :

Формировать основы личной гигиены;

Формировать потребность к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии ;

Углубление воздействия на детей с отклонением в состоянии здоровья .

Образовательные :

Сформировать в сознании ребенка чувство неразрывности с природой;

Включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний , умений, навыков;

Дать элементарные анатомические и физиологические характеристики человека.

Воспитательные :

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье ;

Воспитание культуры здоровья ;

Формирование нравственных качеств : забота об окружающих, родителях, умения во время прийти на помощь и оказать ее.

Основное направление моей работы это :

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ, привитие детям интереса к занятиям по физической культуре, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья ;

Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность;

Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни .

Ожидаемый результат :

Сформированность гигиенической культуры.

Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Индивидуализация физического развития.

Овладение навыками самообслуживания в соответствующих ситуациях.

Повышение педагогической компетентности родителей о факторах здорового образа жизни .

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослых, так и детей.

В течение всего времени в дошкольном учреждении с детьми проводятся мероприятия, направленные на укрепление и расширение знаний о собственном теле, представлений о здоровом образе жизни .

Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением (ежедневно) . Цель : Укрепление работы всех органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, систем желез внутренней секреции и других).

Игровые упражнения с целью профилактики нарушения зрения «В лесу» , «Глазки» , «Утренние часы» , «Качели» (ежедневно) .

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук – лепка из пластилина, перекатывание карандаша между ладонями, «движение и речь» , игры с рисованием, игры с предметами домашнего обихода.

Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок» , «Ежики» , «Воздушный шарик» , «Водолаз» , «Розочка и одуванчик» , «Хомячок» , «Дракон» - это, прежде всего, укрепление здоровья детей . Основа гимнастики – носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Организованная образовательная деятельность по физической культуре (3 раза в неделю) .

Неотъемлемой частью укрепления здоровья детей являются прогулки, проводимые ежедневно с включением подвижных игр.

- Оздоровительный бег (ежедневно) .

Физкультминутки (в малоподвижной ООД) .

Ежедневной гимнастикой после дневного сна укрепляем здоровье детей , создаем условия для систематического закаливания организма, воспитания правильной осанки, гигиенических навыков.

Психогимнастика.

Пропаганда ЗОЖ – беседы с детьми на темы :

- «Мы стремимся иметь здоровые глаза » . Цель : Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Объяснить значение соблюдения правил гигиены.

- «Дорога к доброму здоровью » . Цель : Формировать представление о здоровье , как одной из главных ценностей жизни. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни .

- «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью ». Цель : Формировать представление детей о нитратах, рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью . Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.

- «Витамины укрепляют организм» . Цель : Сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать культуру питания.

Уличная акция «Мы за здоровый образ жизни » , с целью пропаганды здорового образа жизни среди местного населения.

Экскурсия на центральный стадион «Союз» с. Красногвардейского, где дети выступили в роли болельщиков за районную команду по мини-футболу МКОУ ДО ДЮСШ с. Красногвардейского, участвовавших в краевых соревнованиях по мини-футболу.

С целью формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи проводятся как традиционные, так и нетрадиционные формы работы на повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность :

Дни открытых дверей : родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ .

Родительское собрание «Семья – здоровый образ жизни » . Цель : Формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье , мотивации на здоровый образ жизни .

Домашние задания «Игры для здоровья » , «Закаливание – шаг к здоровью » , «Правила гигиены» , «Волшебная еда» , «Готовим вместе» .

Папки-передвижки «Здоровый образ жизни в семье » , наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

Совместные походы и туристические прогулки на природу.

Выпуск газеты для любознательных, любящих своих детей - родителей «Здоровый образ жизни дошкольника » с полезными советами по формированию .

Анкетирование родителей.

Индивидуальные беседы по формированию здорового образа жизни у детей .

Консультации «Движение основа здоровья » , «Здоровый образ жизни в семье » , «Мы за здоровый образ жизни » , «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» , «Чтобы олимпийцем стать нужно сердце укреплять» .

Советы родителям в Газете Красногвардейского района Ставропольского края «Сельская новь» , от 16 сентября 2017 года, № 70, по проведению совместной утренней гимнастики в выходные дни, чтобы не прерывался процесс укрепления физического здоровья детей .

Физкультурный праздник, посвященный 23 февраля «Как Баба-Яга внука в армию провожала» .

Спортивный праздник «Здоровым быть здорово для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, с участием работников ДК «Комсомолец» , тренера-преподавателя МКОУ ДО ДЮСШ по футболу Горяйнова Д. И., учеников МКОУ СОШ №11. Цель данного мероприятия - привлечение родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, развитие интереса к спортивно – массовым мероприятиям, приобщение семьи к здоровому образу жизни , формирование у детей, любви и уважения к родителям.

Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям - это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

В Законе " Об образовании в Российской Федерации" одной из задач (статья 41) является организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффенктивности физкультурно-оздоровительной работы. Одним из направлений этой работы является здоровьесбережение. Здоровьесбережение - ключевой момент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №16 «Золотой ключик» г. Сафоново

“Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье ” (Генрих Гейне) Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите как сердце, как глаз! Ж.Жабаев Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. (Шопенгауэр А) Здоровье - дороже золота. (Шекспир У.) Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. (Цицерон)

Из ФГОС дошкольного образования: Одна из ведущих задач - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Статья 41. Охрана здоровья обучающихся Организации создают условия для охраны здоровья обучающихся пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом

Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса, в центре которого ставится здоровье ребёнка. Виды здоровья ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - гармония физиологических процессов ПСИХИЧЕСКОЕ, ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ – система ценностей и убеждений человека СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ – оптимальное место человека в обществе, зависящее от условий окружающей среды Все части здоровья нам очень важны. Все виды здоровья нам очень нужны.

Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование позитивного и ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – гармония физиологических процессов Рациональное питание Двигательная активность Оптимальное сочетание умственного и физического труда Отказ от вредных привычек Соблюдение правил личной гигиены и безопасности Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель)

Здоровьесберегающий подход – это комплес психолого- педагогических, медицинских и др. мероприятий, обеспечивающих эффективность здоровьесберегающего педагогического – образовательного и методического – процесса. ПСИХИЧЕСКОЕ, ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ - система ценностей и убеждений человека Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни. (Демокрит Абдерский) СОЦИУМ ПЕДАГОГИ РОДИТЕЛИ Умение жить в согласии с собой и окружающими

Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий (с помощью различных техник, методик, методов, приемов и др.), направленных на здоровьесбережение детей и взрослых. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ- оптимальное место человека в обществе, Зависящее от условий окружающей среды. Условия жизни труда жилищные отдыха Уровень образования воспитания культуры Кто не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен (Лао Дзы)

Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ ЦЕЛИ здоровьесберегающей деятельности ДОУ: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Принципы здоровьесберегающей деятельности ДОУ Принцип здоровьесбережения Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса Принцип доступности и индивидуализации Принцип комплексности и интегративности Принцип научности “Не навреди!” Принцип результативности и гарантированности Принцип сознательности и активности

ЗАДАЧИ: Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно -образовательного процесса. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей. Формировать основы безопасности жизнедеятельности. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ

ОБЩИЕ ПРИОРИТЕТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ активизация и развитие познавательных интересов к своему телу и его возможностям развитие эмоционального сопереживания другим людям превращение ЗОЖ в норму повседневного бытия детей и взрослых привитие детям доступных навыков психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях формирование психических процессов путем развития творческого воображения Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ

Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОУ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание потребности в движении и активном образе жизни. воспитание гигиенической (валеологической) культуры, осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни. обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребенка и социально- эмоциоанльного благополучия дошкольника. сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с требованиями и нормами использования медицинских средств. психолого-педагогическое просвещение родителей с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей. создание здоровьесберегающего пространства с целью сохранения и укрепления психического, интеллектуального, социального и физического здоровья детей, организация оптимальной здоровьесберегающей, двигательной развивающей среды.

компоненты Соблюдение требований СанПиН Внедрение здоровьесберегающих технологий Индивидуально-личностный подход к каждому ребенку Терапевтические мероприятия (музыкотерапия, арттерапия и т.п.) Проведение занятий специалистами Психологическое сопровождение ВОП Модель здоровьесберегающего воспитательно -образовательного процесса 1-й компонент – модуль здоровьесберегаю -щей педагогической системы Компоненты з доровьесберегающей системы Модель здоровьесберегающей педагогической системы Плыву не так, как ветер дует, а как парус поставлю. Мудрость древних мореплавателей

Модель здоровьесберегающей педагогической системы 2-й компонент - модуль здоровьесберегающей ПС – модель физкультурно-оздоровительной работы Физкультурно-оздоровительная работа Двигательный режим в течение дня Утренняя гимнастика НОД 3 раза в неделю Физминутки Самостоятельная двигательная активность Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика Самомассаж Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке Лечебная гимнастика Взаимодействие с сотрудниками ДОУ Семинары Педагогические советы Сотрудничество с медицинскими учреждениями Обследования Консультации специалистов Витаминотерапия Профилактические мероприятия в период эпидемии гриппа ЛФК Лечебный массаж Физиопроцедуры Лечебно-оздоровительные мероприятия Воздушное и водное закаливание Психологическое сопровождение детей Помощь в период адаптации к д/с Диагностика уровня психического развития детей Психологические этюды Приемы релаксации Коррекционная работа Музыкальное сопровождение режимных моментов Работа с родителями Консультации Привлечение к праздникам

Модель здоровьесберегающей педагогической системы В ДОУ: Физкультурный зал Спортивная площадка на территории Кабинет физиотерапии Кабинет осмотра В группах: Центры двигательной активности Уголки здоровья Модель здоровьесберегающего пространства 3-й компонент модуль здоровьесберегающей педагогической системы Компоненты здоровьесберегающей системы

Модель здоровьесберегающей педагогической системы Социальная помощь Медицинское сопровождение 4-й компонент модуль здоровьесбере-гающей педагогической системы Организационное Просветительско-профилактическое Психолого-педагогическая работа Модель системы работы с родителями Основные направления: Болезни мысли губительнее и встречаются гораздо чаще, чем болезни тела.

Модель здоровьесберегающей педагогической системы 5-й компонент модуль здоровьесберегающей педагогической системы – здоровьесберегающий методический процесс. 1. Методическая работа по здоровьесберегающему направлению. 2. Проектная деятельность, включающая разработку оздоровительных программ и методических рекомендаций для детей и родителей. 3. Методическое обучение педагогов с целью повышения уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода в образовании дошкольников. 4. модель внутридошкольного здоровьесберегающего методического процесса (реализация здоровьесберегающих инновационных подходов, внедрение интерактивных форм и др.)

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии

Технологии обучения здоровому образу жизни Коммуникативные игры НОД Занятия из серии «Здоровье» Самомассаж Оздоровительный комплекс « Сауна-бассейн- фитобар » Игротерапия

Коррекционные технологии Арт-терапия Су- джок терапия Психогимнастика Сказкотерапия Музыкотерапия

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика дыхательная Гимнастика ортопедическая Корригирующая гимнастика Гимнастика бодрящая БОС (Биологическая обратная связь)

Посещаемость детей Вывод: Посещаемость детей увеличилась по сравнению с прошлым годом за счет сокращения пропусков по болезни

Желаем Вам всем творческих успехов в разработке и внедрении собственных или авторских здоровьесберегающих педагогических систем: моделей, подходов, технологий!


Eлена Бабаева
«Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19г. Пугачева Саратовской области»

Тема семинара

Вид семинара :

по цели : теоретически - проблемный

по виду деятельности : педагогический

по характеру : обучающий (объяснительно-иллюстративный)

Дата проведения 10.12.13.

Время 9 :00

План проведения семинара

Вступительное слово заведующего ДОУ И. В. Волковой о целях и задачах семинара. Принятие правил участия в семинаре и регламента.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Актуализация рассматриваемых проблем и новых знаний, мотивация участников семинара

Постановка проблемно-дискуссионых вопросов :

Что такое технологии ?

Что такое ?

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании ?

Виды .

2. ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ

Презентация долгосрочного проекта ДОУ «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ »

Выступление педагогов- соведущих семинара :

1.«Медико-профuлактические здоровьесберегающие технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ» - воспитатель подготовительной к школе группы Сафаргалиева С. Д. ;

2. «Роль физкультурно-оздоровительной технологии в создании здоровье сберегающего пространства в ДОУ» - воспитатель старшей группы Акирова Р. Р. ;

3. «Система работы с родителями по здоровьесбережению детей- дошкольников » - воспитатель 2 младшей группы Козинченко Ю. А.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ

Мастер- класс «Использование методов и приемов в системе физкультурно-оздоровительной работы , как средства оздоровления детей » инструктора по физической культуре Е. А. Бабаевой

Нестандартное оборудование в создании развивающей среды (демонстрация оборудования и физкультурных уголков) воспитатель средней группы Антюхова И. Н.

4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Подведение итогов работы проведенного семинара и его участников.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ДОУ Волкова И. В.

Добрый день, уважаемые, коллеги! Мы рады Вас, приветствовать в нашем ДОУ.

Цель и задача нашего семинара : Конкретизировать в представлении педагогов понятий : «технология » , «здоровьесберегающие технологии » , «виды здоровьесберегающих технологий » .

Неоспоримо, что основная задача детского сада- подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников . Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий . Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего МДОУ.

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ Бабаева Е. А.

Тема нашего семинара :

«Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ »

Современная система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования , применении новых педагогических технологий и инноваций .

Что такое технология ?

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным -педагогическая.

Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.

Образовательная технология - это прежде всего , системный подход создания, применения и определения и определения всего процесса обучения и освоения

В методической литературе много определений понятию «технология » .

И. В. Никишина кандидат педагогических наук дает следующее определение : Технология –это , прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и усвоение знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования . Технология описывает систему работы человека как деятельность к достижению поставленной образовательной цели .

И мы с Вами,уважаемые коллеги успешно применяем в своей работе различные образовательные технологии , соответствуя современным требованиям к организации педагогического процесса .

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)

Здоровьесберегающая технология

Технология проектирования

Социоигровая технология

Личностно-ориентированная технология

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии ”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами по разному. Почему сегодня здоровьесберегающее направление в работе ДОУ зачастую рассматривается как инновационное ! Ведь в детских садах,казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания? Современные условия требуют пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса . Ключевой момент нового мышления меняет суть и характер процесса , ставя в центр его -здоровье ребенка .

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения , поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым- содействие становлению культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств субъектов педагогического процесса в детском саду . В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :

медико-профuлактические;

физкультурно-оздоровительные ;

технологии

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ;

Мной старшим воспитателем, была проведена исследовательская деятельность, целью которой являлась-

Выявить условия ДОУ для организации и внедрения здоровьясберегающих технологий в образовательный процесс , а также уровень здоровья детей :

Анализ управленческой системы (кадровый состав, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);

Научно – методическое обеспечение (программы, технологии , методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

Конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно – оздоровительной работе ;

Материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование) ;

Финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта) ;

Комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости : в случаях, днях, в днях на одного ребенка,);

Анализ результатов физической подготовленности детей;

По результатам исследования мы пришли к выводу :

Для выработки грамотного, эффективного плана действий составили долгосрочный проект “ Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ” .

Проект реализуется через следующие разделы :

Укрепление материально – технической базы ДОУ

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Проект включает в себя все виды здоровье сберегающих технологий :

Медико-профuлактические;

Физкультурно-оздоровительные ;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ;

валеологического просвещения родителей

Я предоставляю слово моим соведущим, они подробно расскажут о видах здоровьесберегающих технологий и поделятся опытом по созданию необходимых условий, направленных на организацию здоровьесберегающего образовательного пространства .

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников , педагогов и родителей ДОУ.

Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ .

Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников .

Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей , к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников .

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Похожие статьи