Разума рождает. Сон разума рождает чудовищ: нейробиологические основы мифов о паранормальном

Творчество великого испанского живописца Франсиско Гойи (1746-1828) уже почти два столетия привлекает к себе пристальное внимание специалистов и любителей живописи. Первые серьезные попытки раскрыть сложный, драматический мир его творчества были предприняты еще романтиками в середине XIX столетия. С тех пор поток исследований непрерывно возрастал, и сейчас количество книг, статей, альбомов мастера исчисляется сотнями названий.

Такой интерес к творчеству Гойи объясняется не только выдающимися художественными качествами его произведений, но и невиданной силой, с которой художник сумел выразить свое время и заглянуть в будущее. И подчас кажется даже, что Гойя сам прожил две жизни - умер в тихом XIX веке и "воскрес" в бушующем XX. Родился Гойя близ испанского города Сарагосы, в семье позолотчика. В двенадцать лет стал учеником местного живописца Хосе Мартинеса. Через шесть лет был вынужден бежать в Мадрид, спасаясь от преследований инквизиции. В 1770-1771 гг. совершил поездку в Италию, жил в Риме и Парме, изучал творчество мастеров прошлого.

Вернувшись на родину, художник поселился в Мадриде, в 1780 году был избран в королевскую академию и в тот же год вернулся в Сарагосу для работы над фресками в церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Смелость композиционного решения вызвала ярость заказчиков, и Гойя был вынужден переписать отдельные фрагменты произведения.

С годами известность мастера все росла, он писал картины, насыщенные светом и солнцем, проникнутые радостным восприятием жизни. Карьера Гойи складывалась удачно: в 1786 году он стал придворным живописцем короля. Гойя достиг полного материального благополучия и зенита славы. В 1793 году после тяжелой болезни Гойя оглох, стал вести все более замкнутый образ жизни. К этому же году относится начало создания одной из самых гениальных работ Гойи - графической серии "Капричос".

Самым знаменитым офортом серии стал офорт № 43 с символическим названием "Сон Разума рождает чудовищ". Пока Разум спит, сон этот несет миру неисчислимые бедствия. Сон Разума создает особый климат, особую атмосферу душного кошмара и абсурда, чья тень дает жизнь человеческому маскараду, который мы видим на офортах "Капричос". Более того, пока Разум спит и пребывает в бездействии, бодрствует его вечный противник - Антиразум. Причем с необычайной самоуверенностью переделывает мир по своему образу и подобию. Он попирает человеческое в людях, а их самих превращает в новые существа - "антилюдей", злобных ведьм, колдунов и прочую нечисть. А чтобы Разум наконец пробудился, он должен испытать возмущение и желание действовать при виде всех тех пакостей и бесчинств, которые сотворил на Земле Антиразум.

Итак, пойдем дальше - в самое логово тьмы. Обрушим на ночную нечисть потоки света нашей бодрствующей мысли. Разгадаем ее тайны, потому что как раз этого больше всего боятся силы мрака. Путь наш будет опасен. Но мы будем мужественны и пойдем до конца. Только в этом случае мы обретем силу и неуязвимость перед лицом любых угроз и обольщений Антиразума. Так же, как это сделал в свое время Гойя.

В последние годы жизни художник уединенно жил в загородном доме, расписанном фресками, полными чудовищных образов. Как знать, может быть жить в окружении своих ужасных творений для Гойи было более предпочтительным, чем существовать в обществе поверхностных и корыстных людей.

Автопортрет. 1796 год

"Капричос". Офорт №20 "Вот они и ощипаны". (О мужчинах, которых обирают корыстные женщины)
"Капричос". Офорт №26. "У них уже есть на что сесть". (О девушках у которых ветер в голове) "Капричос". Офорт №43. "Сон Разума рождает чудовищ". (Когда Разум спит - бодрствуют немыслимые чудовища)
"Капричос". Офорт №49. "Маленькие домовые". (А эти охотники до шалостей - все-таки славные создания) "Капричос". Офорт №72. "Тебе не уйти!" (От злых сил не спасется та, которая сама хочет быть пойманной)
"Капричос". Офорт №61 "Они взлетели". (Эта щеголиха взлетает на воздух при помощи клубка ведьм) "Капричос". Офорт №68. "Вот так наставница", (Для ведьмы метла - лучшее транспортное средство)
"Капричос". Офорт №51. "Прихорашиваются". (Иметь длинные когти запрещается даже нечистой силе) "Капричос". Офорт №45. "Многое можно сосать". (Эти старухи высасывают соки из младенцев)
"Капричос". Офорт №48. "Доносчики" (Из всех видов нечисти доносчики - самые противные и глупые) "Капричос"." Молитесь за нее"

А.В.Гoнчapoвa, Д.П.Глaзкoв

см. также Картины Сальвадора Дали

В Ростове-на-Дону с 3 августа по 30 сентября 2007 года проходила выставка двух знаменитых испанских художников.
С одной стороны - самые мрачные и до сих пор неразгаданные офорты Франциско Гойи (1746-1828) с названием «Капричос» , с другой - гравюры знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали .

Известная подпись Франсиско Гойи под одной из своих гравюр - «Сон разума рождает чудовищ» - на выставке в областном музее изобразительных искусств получила множественное число: «Сны разума» . Спят и видят кошмары сразу два испанца. Франсиско Гойя, создавший «Капричос» («Причуды» ) в самом конце XVIII века, всеми силами хотел пробудиться и увидеть свою страну без чудищ фанатизма, истовой религиозности, падения нравов и глупости. Самого художника мучили приступы глухоты и патологического безумия. От того и получились образы на грани сна и реальности, с ведьмами, людьми с ослиными ушами и прочей нечистью, значение которых не может разгадать ни один искусствовед.

Дали, в свою очередь, взявшийся в 1977 году повторить (как бы сейчас сказали, сделать ремейк) фантазии Франсиско Гойи, больше заботился о самовыражении и собственном сумасшествии, которое он очень выгодно имитировал всю жизнь. Так или иначе, получились два цикла о темных сторонах человеческой души, которые никак не исчезли за три столетия.

Серия "Капричос", демонстрируемая в проекте "Сны разума", Франсиско Гойя создал в 1793-1799 годах. Она выразила отношение художника, находящегося под влиянием идей французского Просвещения, к морали, нравам и общественным установлениям современной ему Испании. Офорты Франсиско Гойи - причудливое соединение жизненных реалий и образов, рожденных его художническим гением.

Эта серия стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц.

Крупнейший представитель сюрреализма Сальвадор Дали обратился к серии Франсиско Гойи на последнем этапе своего творческого пути, в 1977 году, за семь лет до ухода из общества - последнего появления на публике, за двенадцать лет до ухода из жизни.

Дали перенес композиции всех офортов Франсиско Гойи в свои литографии, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. Добавил к загадке Гойи загадку Дали. Стал хранителем "Сна разума" ХХ века.

Сон разума порождает чудовищ

Человеку свойственно относиться к порождениям своего собственного сознания как к чему-то внешнему, не зависящему от него. Не бог создал человека - человек создал бога, всех богов, которым когда-либо поклонялись на земном шаре. Вполне естественными казались совсем недавно отношения господства и подчинения между людьми. Но ведь не «от века», не «искони» рабовладелец - хозяин раба, барин - крепостного, капиталист - рабочего. Рабочий безответен, безволен до той минуты, когда он осознает: капиталист лишь потому всевластен, потому «хозяин», что в его руках находятся средства экономического принуждения; если изменить экономические отношения в обществе, не будет и «хозяина». Человек может создать себе «бога» и из ложной идеи и поклоняться ей. Он может, если ему выгодно, распространить среди других ложную идею, выдать ее за окончательную истину. А мало ли что могут сделать люди, ослепленные ложной идеей!

У испанского художника Франсиско Гойя есть гравюра.

Она называется «Сон разума порождает чудовищ». Страшно, очень страшно, когда люди сознательно или бессознательно усыпляют свой разум, когда они предоставляют другим думать за себя и слепо, по- религиозному верят в истинность чужой мысли, какой бы выдающейся личности она ни принадлежала... В том и сила учения марксизма-ленинизма, что оно требует не слепой веры, а научного знания закономерностей развития общества. И совсем не случайно многие выдающиеся теоретические умы в разных странах приходят к марксизму, как к самой логичной, самой цельной и подтвержденной практическим опытом философской и социальной доктрине.

Что же может быть средством проверки истинности мышления, или, как говорят, критерием истинности мышления? Марксизм считает, что единственный такой критерий - практика. Но рассказ об этом увел бы нас слишком далеко, тем более что о критерии практики нам все равно еще придется говорить. Остановимся только на том, что проверка истинности вовсе не обязательно предполагает непосредственную трудовую деятельность или научный эксперимент: опыт практики учитывается нами и в самом процессе мышления, и формой такого учета являются логические законы мышления. Они представляют собой как бы отпечаток общественной практики человечества в мыслительной деятельности, обобщенное отражение тех реальных связей и отношений, существующих в действительности, которыми руководствовалось и которые познавало человечество. «...Практическая деятельность человека,- говорит Владимир Ильич Ленин,- миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы, эти фигуры могли получить значение аксиом».

Так вот. Язык как раз и предоставляет мышлению средства, необходимые для того, чтобы путем логического рассуждения, логических умозаключений проверить старые и получить новые знания. Правда, «естественные», т. е. реально существующие на земле, языки не построены по строгой логической схеме. Напротив, в них много «лишнего», «нелогичного», и все попытки втиснуть язык в жесткие рамки логики (такие попытки были характерны для XVI- XVII вв.- периода «логических» или «рациональных» грамматик) оканчивались безуспешно. Но именно поэтому язык хорошо служит логическому мышлению: ведь мышление развивается, и язык оказывается достаточно гибким, чтобы не сковывать этого развития.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке - это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке – это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

Сон разума рождает чудовищ Отчего судьбы этих мальчиков нас интересуют?Ответ очевиден: тем, что они были талантливы. Были.Мы привыкли к своей обыкновенности, может быть даже смирились с нею. Но где-то на донышке сердца все-таки живет мечта о жизни другой - более поэтичной,

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Удовлетворение порождает новую мотивацию Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только удовлетворяется одно желание, тут же его место занимает другое. Когда и оно

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Душа порождает Богов В тибетской «Книге мертвых» описывается странствование души, после смерти человека, по разным уровням загробного мира, где она встречается со множеством гневных и мирных Божеств, вид которых может быть ужасающим, но и здесь умершему необходимо

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Спрос порождает предложение Купив газету с объявлениями о вакансиях, которые предлагают крупные фирмы и кадровые агентства, ты увидишь, на какие специальности есть спрос. Даже если ты специалист высокого класса, но предприятия, на которых твоя профессия была

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Что порождает фобию Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, заметим, что существует совершенно особая разновидность данного феномена - фобия с так, называемым «ложным» источником - подсознание «придумывает» его себе в тех редких случаях, когда страх слишком силён и

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Из книги Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов автора Шишова Татьяна Львовна

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Вступление Вы узник разума? Если вы не можете перестать думать, когда вам этого хочется, то вы – узник разума Поймите меня правильно: я вовсе не хочу сказать, что ваши мозги плохо работают или что думать вредно. Мозг – великолепное устройство, с помощью которого вы можете

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Неудачное начало порождает мизогинизм Очень часто собственная сексуальная несостоятельность, иногда абсолютно вымышленная, приводит его к негативному отношению к противоположному полу в целом. Складывается конкретная защитная реакция: «Да, я не могу наслаждаться

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Как зависимость порождает чувство вины Определенная зависимость индивида от общества является одним из непременных условий существования самого общества. «Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа», то есть, действуя, я не должен задевать

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт автора Перель Эстер

Близость порождает сексуальность. Или нет? Большинство пар, приходящих к психотерапевту, склонны считать, что секс – это метафора отношений в целом. Если разобраться с эмоциональной стороной отношений, реально довольно точно предугадать, что происходит в спальне.

Технический прогресс, космос, интернет, мобильный телефон, телеграф… Все эти слова стали символами 20 — 21 века. Мы не представляем своей жизни без плодов НТР. СМИ вещают, что скоро человек полетит на Марс, найдет себе подобных в космосе. Конечно, жизнь поменялась, стала быстрее, комфортнее, удобнее, но почему-то не добрее. Так что изменилось в самом человеке? Ответ на этот вопрос решила поискать в конце 18 века, в серии работ великого испанского художника Франциско Гойи «Капричос». Корни названия серии восходят к итальянскому «Каприччи» — искусство, открывающие новые горизонты восприятия мира.

«Капричос» состоит из 80 офортов, разделенных на пять частей. В первой части хорошо прослеживается личная любовная драма художника, но работы настолько универсальны, что почти каждый может найти отражение своих отношений. Вторая часть посвящена Испании – низшим слоям населения, третья – дворянству, четвертая — самая неясная, в своей гротесковой манере обличает духовенство и показывает всю возможную «нечисть», и беспомощность отдельно взятого человека перед силой обстоятельств. Пятая часть – краткие выдержки из предыдущих.

Серия была написана художником на одном дыхании за 1, 5 года в 1799 году. Конец 18 века – эпохи просвещения. Испанией правил безвольный монарх Карл IV Бурбон, двор погряз в распутстве, королева была не исключением, фактически Испанией правил любовник Марии Луизы. Сама Мария Луиза была некрасивой, стареющей женщиной, которая не желала это признавать. Первая красавица Испании герцогиня Альба после нескольких лет взаимной любви с художником уходит к другому. Уже почти десять Гойя ничего не слышит.

Первым офортом — вступлением служит портрет художника: усталый, погруженный в свои мысли. Далее испанская пословица, лежащая в названии первой гравюры: «Сон разума порождает чудовищ» — открывает «Капричос». На столе заснул сам Гойя, которого мучают кошмары. В тот момент, когда человека обуревают страсти и пороки, разум засыпает, просыпается «звериное начало», которое толкает на страшные мысли и поступки. Как только это начало засыпает, разум даёт миру великие произведения науки и искусства. Зависть, ненависть, жадность, гнев, пьянство вытесняют разумное начало и забирают человека во власть пороков. Это касается всех сфер жизни и слоев населения, всех человеческих отношений.

Если будет время, просмотрите всю серию. В ней можно увидеть себя, своих знакомых, друзей родственников, врагов и даже незнакомцев.

Прошло уже более 200 лет, многое изменилось вокруг, но почти ничто не изменилось внутри нас. Прорыв в науке может дать гранату «обезьяне» и эффект будет исторический. Может, из-за этого человечество еще « не бороздит просторы вселенной»?

20 век был веком сострадания, немало катаклизмов потрясло, в частности, нашу страну, беды объединили людей. Наш 21 век – век ненависти и зависти, когда нескончаемый поток информации с кодами зависти и гордыни, будит в человеке «звериное начало».

Очень хотелось бы надеяться, что наш коллективный разум не уснёт.

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости


Ɔ. Буквально в трех фразах — что отличает новый альбом?

Хорошая эклектика. Разнообразие. Выстраданный оптимизм (смеется) .


Ɔ. Ощущение такое, что у альбома другое звучание, не похожее ни на один предыдущий. В вашей голове появились новые звуки?

После 30 лет каждый человек теряет слух. Примерно по одному килогерцу за 5-7 лет. Мой слух изменился. Поэтому и звук другой (смеется) .


Ɔ. Что бы вы сказали себе 20-летнему, будь у вас такая возможность?

Я пожелал бы себе более внимательного отношения к образованию, во всех смыслах. Сказал бы себе: «Учись, блин, учись и еще раз учись!» Как завещал известный наш Ильич.


Ɔ. От каких вредных привычек вы предостерегли бы себя молодого?

Я бы не начинал курить, конечно. Но нам в детстве не все говорили, что это вредно. Мы думали, что это круто.


Ɔ. Чем бы вы занимались, если не музыкой?

Живописью. Я в свое время выбирал между живописью и музыкой, точнее, между живописью и рок-н-роллом. Наверное, ей бы и занимался. А может, еще к ней приду.


Ɔ. Что лучше — русский футбол или русский рок?

Русские единоборства. Во всяком случае, с единоборствами — во всех смыслах этого слова — дела у нас обстоят лучше всего. Именно они на первом месте в России.


Ɔ. «Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет», пел БГ.

В нашем альбоме мы попытались объяснить, хотя бы самим себе, что русский рок еще имеет право на жизнь и способен кое-что сделать. Рано хоронить русский рок, ему есть еще куда двигаться и развиваться.

Фото: Евгений Стукалин/ТАСС


Ɔ. С кем из прошлого, настоящего или будущего вы хотели бы встретиться лично? Что бы вы ему сказали?

Махатма Ганди. Я бы ничего ему не сказал. Я бы просто его послушал. О чем бы спросил? О том, как он пришел к состоянию гармонии, любви и внутренней силы.


Ɔ. Как вы относитесь к тому, что вашу песню «Что такое осень» перепели на свой лад артисты «Кривого зеркала» и Михаил Боярский в эфире передачи «Субботний вечер» на телеканале «Россия 1»? Вы смотрите федеральные телеканалы? Знаете ли вообще об этом?

Нет, не знаю. Нет, не смотрю. Пусть поют. Песня неплохая (смеется) .


Ɔ. В вашей песне «Летели облака» есть строчка «летели облака, как папино трико». Откуда такой образ?

Для меня — это милый, теплый и небанальный образ отца. Многие из наших родителей — тех, кто вырос в Советском Союзе, — по выходным надевали трико с вытянутыми коленками и начинали пить пиво. А мой отец, Юлиан Сосфенович, например, по воскресеньям помогал маме по хозяйству и нас заставлял убирать квартиру. Давал нам швабры, тряпки. В такие моменты я ненавидел и его, и это трико (смеется) . А сейчас, когда прошло время, вспоминаю все это с огромной теплотой.


Ɔ. Сколько раз в своей жизни вы исполняли песню «Беда»?

«Беду» — очень редко. Впервые — в программе «Черный пес Петербург», когда пережил большое личное несчастье. Тяжело мне ее петь.


Ɔ. Мне 27 лет. Жена говорит, что я слишком много пью, но я так не считаю и прекрасно себя чувствую. Знаю, что вы тоже много пили…

Я прекрасно вас понимаю. Есть такая поговорка: «Что нам мешает бросить пить? Молодость, здоровье и оптимизм». Когда у вас это пройдет, вы будете выпивать гораздо меньше.


Ɔ. Сейчас во многих детсадах России воспитатели заставляют детей разучивать песни в стиле «Мы идем в последний бой. Дядя Вова, мы с тобой». Можете предложить альтернативу из своего репертуара?

Могу, наверное… А зачем? Нас тоже когда-то принимали в пионеры. И это не помешало многим из нашего поколения, несмотря ни на что, вырасти свободными. Конечно, это все напрягает — контакты детей с агрессией, насилием, пропагандой. Но я уверен, что очень многие из них вырастут добрыми и свободными. Кстати, от родителей в этом плане зависит куда больше, чем от детских садов.


Ɔ. Если бы вам пришлось отправиться на необитаемый остров и вам позволили взять с собой коллекцию альбомов только одной музыкальной команды — что это было бы?

Это было бы невыносимо (смеется) . Я бы очень скоро выбросил всю эту коллекцию в море… То есть, конечно, в море бы не стал, но точно нашел бы, как от нее избавиться. Самое тошнотворное — когда нам навязывают одну мысль, одну идею или одну музыку. Однообразием и единообразием можно пытать. Даже если я бы взял с собой своих любимых «Битлов», однажды это превратилось бы в пытку. К счастью, наше сознание, память и воображение богаче любого компьютера — оно способно играть любую музыку.


Ɔ. Если бы вы сейчас оказались рядом с Путиным, что бы ему сказали? О чем бы спросили или попросили?

Мне часто задают этот вопрос. Наверное… Да нет, не наверное, а точно — я бы передал ему все те же списки политзаключенных, в которых со времен той нашей встречи, увы, стало больше имен. В очередной раз, не в первый и не в последний, но я бы сделал именно это.


Ɔ. Как справляться с депрессией — возможно, главной проблемой сытого и «продвинутого» человечества? Транквилизаторами? Антидепрессантами? Вы пользуетесь чем-то сами?

Со своей депрессией я борюсь без транквилизаторов, это точно. Человечество преуспело в разных способах глушить сознание химией, но толку от этого, по-моему, мало. Самое эффективное, как мне кажется (хотя я понимаю, что оно же самое сложное), — это в нужные моменты вспоминать, что добро все-таки есть в этом мире. И что его больше.


Ɔ. Если бы, гипотетически рассуждая, вам пришлось уехать из России, в какой стране вы могли бы и хотели бы жить?

Бродский на это ответил хорошо: «Лучше жить в глухой провинции у моря». Горы… Море… Небеса, закаты, восходы. Самая приятная дорога в неизвестность (смеется) .


Ɔ. С кем из музыкантов современности вы хотели бы сыграть вместе?

Я к себе как к музыканту отношусь более чем спокойно, поэтому тем парням, которых я люблю, я просто постеснялся бы такое предложить. Какой я музыкант? Вот ребята в группе ДДТ — прекрасные инструменталисты. А мне выйти на сцену вместе с Гилмором? Это был бы цирк.


Ɔ. Чемпионат мира по футболу будете смотреть? За кого болеть будете?

Постараюсь посмотреть, конечно. Болеть — за нашу сборную, разумеется.


Ɔ. Есть вещи, которые, как вы понимаете сейчас, оглядываясь на собственную жизнь, ни в коем случае нельзя делать?

Унижать людей нельзя ни в коем случае. Это самое отвратительное. Иногда, особенно в молодости, это у меня случалось — и об этом я сожалею. Нет ничего хуже унижения человека.


Ɔ. Каким людям в своей жизни вы хотели бы сказать спасибо?

Этот список настолько велик — у тебя не хватит времени и места всех записать. Никого не хочу забыть… Философия, литература, музыка, искусство. Столько людей, благодаря которым мы все еще живы и не погрузились на дно вот этого сна разума. Помнишь, у Гойи — «Сон разума рождает чудовищ». Всем тем, кто нас будит, кто нас от этого сна спасает, я и благодарен. Их очень много.


Ɔ. Чем вы займетесь сейчас, после выхода нового альбома?

Сейчас, когда альбом закончен, собираюсь, как пел Гребенщиков, «прикуривать от пустоты». Или она будет прикуривать от нас.


Ɔ. А большая мечта есть?

У меня мечта простая, как у бабки, которая пережила всех и вся… Лишь бы не было войны — вот моя простая мечта. Именно за это поднимали рюмки мои родители. И это по-прежнему самый актуальный, по-моему, тост.
Ɔ.

Похожие статьи