Признаки аутизма у детей. Внешние признаки, особенности поведения ребенка с аутизмом. Как определить глисты у ребенка? Признаки что у ребенка

Этому периоду жизни посвящена наша книга «Ваш малыш. Начало жизни». Надеемся, что с ее помощью вы досконально изучили вашего кроху и помогли ему освоиться в новом мире. Вы уже опытны и обучены. Вы знаете каждое пятнышко и каждый прыщик на теле любимого малыша. Мало тога, до его плачу вы можете определить, когда он голоден, когда у него болит животик, а когда ему просто хочется прижаться к своим родным.

С ростом малыша проблем меньше не становите появляются все новые и новые вопросы. На многие из них мы подробно ответили в книге «Развитие и воспитание», а здесь расскажем о физическом здоровье малыша, который уже повзрослел и успешно вошел в этап грудничковой жизни.

Признаки недомогания

Заболевая, одни дети начинают капризничать и плакать, оповещая весь мир о том, как им плохо; другие, наоборот, становятся вялыми и апатичными. Это зависит от многих причин - и от темперамента, и от интенсивности болевых ощущений, и от окружающей обстановки.

У заболевающего малыша часто изменяется внешний вид.

У постоянно плачущего ребенка кожа краснеет, веки отекают, голос становится сиплым и жалобным, при этом малыш сам утомляется от плача, поэтому он может затихать на время, тяжело дыша и продолжая всхлипывать.

Ребенок, переносящий заболевание молча, выглядит как бы изможденным: у него печальное или усталое выражение лица, бледная кожа, тяжелое и прерывистое дыхание, он как будто тускнеет, утрачивает жизнерадостность.

Типичным признаком почти любого заболевания является снижение аппетита. Малыш плохо сосет грудь или соску, часто прерывается, отворачивается, морщится. Ребенок постарше, которого кормят из ложечки, может отталкивать ее руками, закрываться ладошками. Все попытки его накормить заканчиваются слезами.

Не пытайтесь накормить ребенка во что бы то ни стало, отсутствие аппетита - это одна из интуитивных (бессознательных) форм борьбы с заболеванием.

При переваривании пищи серьезная нагрузка ложится на печень, которая при заболевании малыша должна «работать на два фронта»: и пищеварение обеспечивать, и синтезировать вещества, нейтрализующие токсины трусов и бактерий. Поэтому при отказе ребенка от еды, возможно, стоит не кормить его силой, а на время оставить в покое.

При заболевании у малыша, как правило, нарушается режим сна : вроде бы, кроха становится сонливым, засыпает в то время, когда по режиму ему полагалось бы бодрствовать, но сон его обычно некрепок и недолог - через некоторое время малыш просыпается, хнычет, капризничает, потом снова засыпает.

Когда малыш начинает вести себя как-то необычно, первое, что делают родители - проверяют, нет ли у него темепратуры. Сначала, как правило, трогают рукой лоб и щечки малыша. Еще более достоверную информацию можно получить, прикоснувшись к коже малыша губами-они гораздо чувствительнее рук. О повышенной температуре говорят и пересохшие губы, и странно блестящие глаза. Вспомните свое состояние при высокой температуре - все тело ломит, наваливается слабость и появляется желание прилечь: Такие же признаки можно наблюдать и у ребенка, хотя нередко малыши с высокой температурой могут вы-глядеть довольно бодрыми.

В целом груднички неплохо переносят повышенную температуру, но следите, чтобы она не превышала 38,5-39 °С. Нормальная температура не всегда говорит о легкости заболевания, и не все болезни вызывают ее повышение.

Измерить температуру малышу грудного возраста, в силу его большой двигательной активности, непросто.

Самым оптимальным способом измерения считается ректальный, т.е. в прямой кишке.

Одно из удобных положений: малыш лежит на боку с поджатыми ножками, а один из родителей, фиксируя это положение, аккуратно вводит в анальное отверстие наконечник градусника, предварительно смазанный детским кремом. Также можно измерять температуру ректально, когда малыш лежит у вас на коленях животиком вниз, свесив ноги.

Через три минуты градусник можно осторожно извлекать. И помните, что нужно использовать специальный градусник для ректального измерения температуры (они продаются в аптеках!).

Если кроха протестует против такого способа, измеряйте температуру в подмышечной впадине или в паховой складке. Для получения точных результатов ручку (или ножку) ребенка плотно прижимайте к туловищу.

Заболевание может сопровождаться ускоренной работой сердца и легких.

У малыша учащаются пульс и дыхание. Это естественная реакция организма, направленная на борьбу с инфекцией и отдачу лишнего тепла. Чаще всего эти признаки проявляются как раз при температуре и исчезают с ее нормализацией.

Многие вирусные и бактериальные инфекции вызывают нарушения пищеварения , что проявляется в виде диареи (поноса) или рвоты.

Иногда может возникать и то, и другое. Периодическая рвота во время болезни - явление довольно обычное, однако если она становится неукротимой, фонтанирующей, это служит сигналом о серьезности заболевания.

Помните, что наибольшую опасность при диарее и рвоте представляет обезвоживание и нарушение солевого баланса организма!

Одним из важных показателей заболевания у детей являются высыпания на коже.

Они могут быть различного вида и величины, вызывать зуд или не Причинять ребенку неудобств, но для вас это сигнал опасности, так как сыпь сопровождается очень многие болезни.

Кашель и затрудненное дыхание, сопровождаемые чиханием и насморком, чаще всего свидетельствуют об острой респираторной инфекции, но могут быть проявлениями и более серьезных заболеваний, особенно если кажутся не совсем обычными - например, кашель очень сильный, до рвоты, или отрывистый, «лающий».

Насморк, чихание, слезящиеся глаза характерны для респираторных инфекций, но могут быть проявлениями, например, аллергии.

При менингококкемии (заражении крови, которое, как и менингит, вызывается менингококком) от появления сыпи до потери сознания или даже смерти ребенка может пройти менее суток; при своевременно же начатом лечении выздоравливают более 90% заболевших.

Когда следует вызвать врача

Самое первое и главное, что вы можете сделать для заболевшего малыша до прихода врача - это обеспечить ему покой, теплое питье и свежий воздух. В случае необходимости можете сбить температуру (если она превышает 38,5-39 °С) обтираниями теплой водой. Все остальное находится в ведении медицинских работников!

Участкового педиатра необходимо вызывать, если у малыша наблюдаются:

  • необычное поведение - вялость и сонливость или, наоборот, излишнее возбуждение, продолжающееся длительное время (около суток);
  • нарушения сна и аппетита в течение суток;
  • периодический «беспричинный» плач, который не прекращается,
  • несмотря на все попытки успокоить малыша;
  • появление каких-либо высыпаний на теле;
  • признаки болезненности в любой из частей его тела;
  • повышенная температура тела; насморк, кашель;
  • ненормально малое количество мочи за сутки;
  • рвота или диарея несколько раз за день;
  • любые иные отклонения от нормальной жизнедеятельности ребенка, если они вызывают у вас чувство беспокойства или тревоги.

Для того чтобы помочь врачу поставить правильный диагноз, вам надлежит внимательно следить за самочувствием малыша. Можете даже все записывать: какая у ребенка была температура; в какое время вы заметили появление, например сыпи; какой и сколько раз у ребенка был стул; как он реагировал на ваши прикосновения; не было ли судорог или потери сознания и т.д. - то есть любые сведения, которые могут понадобится врачу для быстрой и точной диагностики заболевания.

Для того чтобы в экстренном случае можно было быстрее связаться с участковым педиатром, «скорой помощью», региональной службой спасения, запишите номера их телефонов! Обязательно покажите место, где они будут находиться (желательно у телефона) всем родным и близким, которые могут оставаться с малышом даже на непродолжительное время.

Вызов скорой помощи

Немедленное обращение к медикам нужно в тех случаях, если у ребенка:

  • температура не спадает, несмотря на ваши попытки ее сбить;
  • судороги, обморок, шок;
  • апатия и слабые рефлексы;
  • диарея с кровью, слизь в кале;
  • фонтанирующая рвота;
  • признаки резкой боли в животе, отказ от еды свыше 8 часов;
  • признаки обезвоживания: сухой рот, впалый родничок, синяя каемка вокруг глаз;
  • внезапно выступившая сыпь, особенно сопровождающаяся температурой или имеющая вид кровоизлияний;
  • ускоренное, шумное, затрудненное дыхание;
  • травмы, кровотечения;
  • безудержный плач, который вы никак не можете успокоить.

Когда вы вызываете скорую помощь, не рассказывайте в подробностях обо всех перипетиях заболевания, сосредоточьтесь на главных, наиболее опасных, с вашей точки зрения, симптомах. На другом конце провода находится оператор, который должен направить к вам квалифицированную помощь. Четко отвечайте на его вопросы, не забудьте сообщить точный адрес с указанием номера подъезда, этажа, кода домофона, наиболее удобного пути подъезда к дому, номера домашнего и мобильного телефонов.

В некоторых случаях (запутанные или перекопанные дворы, новостройки, ваша повышенная тревожность и т.д.) бывает разумнее встретить скорую помощь, например, на въезде во двор, указать водителю дорогу и максимально быстро привести врачей к больному малышу, чем ждать, когда они сами смогут вас найти.

Чтобы помочь врачу поставить правильный диагноз, вам надлежит внимательно следить за самочувствием малыша...

Практически все инфекционные заболевания дыхательных путей вызывают у детей раздражение, першение и покраснение горла. Данное явление связано с активизацией неблагоприятной бактериальной микрофлоры, с которой необходимо бороться.

Однако, прежде всего необходимо диагностировать у ребенка, что вследствие ряда причин может быть достаточно сложной задачей. С детьми помладше, как правило, это связано из-за плохого умения разговаривать, а малыши постарше зачастую просто скрывают проблему. Стоит понимать всю опасность инфекционных заболеваний, поэтому крайне важно знать, как понять, что у ребенка болит горло.

Состояние здоровье абсолютно любого человека всегда должно быть хорошим для обеспечения ему нормальной жизнедеятельности. Появление каких-либо проблем игнорировать нельзя, поэтому крайне важно их вовремя диагностировать и лечить.

Наиболее частое недомогание именно у детей – это боль в горле. Практически всегда данное явление сопровождается покраснением слизистой носоглотки и появлением .

Для своевременной диагностики боли в горле маме малыша необходимо быть всегда внимательной к состоянию его здоровья. Конкретно это выражается в систематических осмотрах слизистой носоглотки на предмет покраснения и слежении за общим состоянием.

Наиболее часто боль в горле у ребенка сопровождается такими симптомами как:

  • ухудшение сна
  • снижение аппетита или вовсе отказ от пищи
  • плач при глотании
  • частые «кривляния» болевого характера

Конечно, диагностировать проблемы с горлом по вышеуказанным признакам актуально для деток, которые не умеют говорить. Если ваш ребенок уже умеет разговаривать, скорее всего, он сам даст знать о проблеме.

Больше информации о причинах возникновения боли в горле у ребенка можно узнать из видео:

Окончательный диагноз можно поставить после проведения тщательного осмотра состояния слизистой горла. В случае, когда проблема действительно имеется, оно будет:

  • красным
  • с налетом (белым или желтым)
  • иметь небольшие ранки

ВсЕ это символизирует о начавшемся воспалительном процессе в организме малыша и необходимости начала лечения.

Опасные признаки – когда нужен врач?

Инфекционные бактерии, атакуя слизистую оболочку горла, серьезно ослабляют иммунитет ребенка. Исходя из этого, можно констатировать необходимость своевременной и правильной терапии.

Важно понимать, что боль в горле вызывают такие опасные заболевания:

  • дифтерия
  • различные простудные недуги

Своевременная диагностика заболевания – это далеко не все, что необходимо в столь неприятной ситуации. Не менее важно внимательно проанализировать всю этиологическую картину, выделив при этом признаки болезни. Последние могут быть экстренными сигнализаторами необходимости обращения к детскому педиатру.

Итак, если у ребенка проявляются следующие симптомы, как можно скорее отправляйтесь в поликлинику:

  • высокая температура
  • озноб или жар
  • тошнота или рвота
  • сильная
  • хрипота или пропажа голоса
  • удушливый кашель
  • сильное снижение аппетита
  • общее недомогание, повышенная сонливость

Опасность проявления вышеуказанных признаков заключается в дальнейшем, более серьезном развитии всей симптоматики.

Даже самая слабая простуда в перспективе может нести за собой очень опасные осложнения, поэтому игнорировать все дополнительные симптомы не стоит.

Лучший вариант в такой ситуации – обращение к доктору, так как только специалист сможет правильно диагностировать заболевание и назначить правильный курс лечения.


Стоит отметить, что подавив первое проявление симптоматики боли в горле, вполне реально избавиться от заболевания на самых ранних этапах. Естественно, лечить ребенка необходимо как можно раньше, но не нужно сразу же «кормить» его антибиотиками, ведь можно обойтись гораздо более гуманными способами.

Подавление первых признаков болей в горле у дитя осуществляется путем проведения целого комплекса мероприятий:

  • В первую очередь, обеспечьте ребенку постельный режим, даже если недуг протекает в безобидной форме. Первые пару дней лучше полечиться в спокойной обстановке.
  • Организуйте благоприятные окружающие условия для дыхательной системы маленького пациента. В комнате его пребывания должна быть нормальная влажность, комфортная температура, отсутствовать пыль и тому подобное.
  • Постоянные полоскания носоглотки – основополагающая часть успеха в борьбе с болью в горле. Процедуру необходимо проводить каждый раз после приема пищи, не менее 6-8 раз в сутки.
  • Давайте ребенку принимать легкие антибактериальные препараты, спреи, капли или сиропы.
  • Обеспечьте правильное питание, которое содержит много витаминной пищи и не приемлет наличия каких-либо продуктов, раздражающих слизистую носоглотки.
  • Также не лишним будет прибегнуть к ингаляциям. Возможны варианты, как парового мероприятия, так и .

Важно понимать, что указанные выше процедуры помогают не всегда, ведь иногда просто невозможно избежать дальнейшего развития заболевания. Поэтому для наиболее продуктивного лечения покажите ребенка специалисту.

Медикаментозное лечение

Каждому взрослому человеку, тем более родителю, известно, что основа терапии любого недуга заключается в приеме медикаментозных препаратов. Назначение последних может быть доверено только доктору, поэтому при проведении самолечения будьте очень осторожны и внимательны. Главное в таком процессе – не сделать хуже.

Бороться с болью в горле можно различными способами, основным из них является применение следующих медикаментов:

  • оросительные спреи и аэрозоли: , Ингалипт, .
  • антибактериальные таблетки для приема внутрь: Зиннат,
  • растворы для полоскания.

Однако важно понимать, что бороться необходимо с причиной появления симптомов, то есть с самим заболеванием. Общий курс лечения ребенка должен включать в себя:

  • антибактериальные препараты: Амоксициллин, Цефазолин.
  • противокашлевые медикаменты: , Амбробене, .
  • указанные выше средства для борьбы с болью в горле.
  • носовые капли: .
  • антигистаминные лекарства: Супрастин.

В каждом индивидуальном случае могут быть необходимы разные препараты, которые должны быть назначены в зависимости от возраста ребенка и его заболевания. Единственно правильный курс лечения может назначить только детский педиатр.

Лечение антибиотиками

В случаях, когда заболевание у ребенка протекает в достаточно серьезной форме, вполне рациональным решением будет назначение антибиотиков. Стоит понимать, что организация приема данных препаратов крайне ответственное мероприятие.

Поэтому желательно не заниматься самолечением и проконсультироваться с детским педиатром, ведь каждый индивидуальный случай требует особенного подхода.

В большинстве случаев заболевания ребенком ЛОР-недугом и появления у него болей в горле назначаются 4 вида антибиотиков:

  • Фторхинолоны – самые сильнодействующие средства, направлены на лечение недугов в запущенных ситуациях: Авелокс или Левофлоксацин.
  • Цефалоспорины – также достаточно мощные препараты, направленные, в первую очередь, на избавление от долго протекающих болезней дыхательных путей: Аксетин или Зиннат.
  • Макролиды – универсальные препараты, способные эффективно бороться с заболеваниями в различных формах протекания: или .
  • Пенициллины – самые часто назначаемые и эффективные в лечении респираторных недугов у ребенка медикаменты: Амоксициллин или .

Организовывая прием антибактериальных препаратов ребенком, важно учитывать все рекомендации по их применению, представленные в инструкции. Среднестатистический курс лечения длится 7-14 дней. Антибиотики важно комбинировать с приемом медикаментов, защищающих микрофлору кишечника, иначе есть риск нанесения невосполнимого вреда здоровью ребенка.

Народные рецепты

Основное лечение болей в горле у ребенка и вызывающего их заболевания, без сомнений, должно осуществляться медикаментозными препаратами. Однако в качестве подспорья вполне можно использовать различные народные рецепты. Стоит понимать, что некоторые из них не применимы к слишком маленьким детям, а также для ребят, у которых имеется аллергия на составные компоненты того или иного средства.

Итак, ниже представлены пять основных народных средств, способных помочь в избавлении от болей в горле у детей:

  • Витаминный чай. Данное средство знакомо абсолютно всем. Приготовить его достаточно просто: заварите чай и сдобьте его каким-либо источником витаминов, к примеру, медом, сухофруктами или травяным отваром.
  • Сок . Отлично поможет такой «препарат», если им смазывать слизистую горла пару раз в день. Для приготовления достаточно смешать воду с соком растения в пропорции 4:1. На одну смазку хватит 10 грамм средства.
  • Травяные ингаляции. Ярким примером такого народного препарата является 2-3 столовых ложки сбора из тысячелистника, зверобоя, эвкалипта и , залитые полулитром кипятка. Дышать паром от средства важно не менее 10 минут.
  • Ванночка для ног из настоя ромашки. Сделать такое лекарство просто, хватит лишь настоять пару ложек сухой травы в литре воды в течение 2 суток. Затем необходимо добавить треть получившегося настоя в емкость с теплой водой и поместить туда ноги ребенка.

Ингаляции небулайзером

Окончательно избавится от болей в горле у ребенка и сразить ЛОР-недуг поможет использование – специального прибора для паровых ингаляций. Данный метод крайне эффективен и может использоваться совершенно безопасно с 1,5 лет.

Наиболее эффективны следующие растворы для ингаляций:

  • спиртовая настойка : соотношение 1:20 с физиологическим раствором
  • Тонзилонг: соотношение: 1:1 (+6 лет) и 1:2 (от 1 года до 6 лет) – с тем же физ. раствором
  • в чистом виде отлично подходит при лечении ЛОР-заболеваний у детей

Если высокая температура поднялась без видимых причин, и держится продолжительное время, нужно быть настороже. Медики с уверенностью заявляют, что большинство вирусных заболеваний начинаются с повышения температуры тела, остальные признаки появляются спустя несколько дней. В этом случае жаропонижающее будет действовать на протяжении короткого промежутка времени.

Разбираемся в причинах

Некоторые вирусные заболевания протекают в легкой форме и не всегда требуют обращения к врачу. В этом случае родители могут принять выжидательную позицию и просто наблюдать за состоянием ребенка. Если спустя некоторое время после борьбы с температурой она не уменьшается, скорее всего, ее вызвала бактериальная инфекция, лечение которой нужно проводить в обязательном порядке .

Ни в коем случае нельзя оттягивать визит к врачу, если у ребенка имеются врожденные пороки в развитии или хронические воспалительные заболевания.

Когда температура сохраняется длительное время, без каких-либо симптомов, врачи называют такое состояние лихорадкой непонятного происхождения (ЛНП).

Большой проблемой является температура у маленьких детей по той причине, что они не могут рассказать о том, что их беспокоит. Поэтому если мама заметит что ее малыш не такой, как обычно, лучше не откладывать визит к врачу.

Помимо вышесказанных причин, повышенная температура может быть связана с вакцинацией. Такая реакция на прививку считается нормальной и не должна вызывать опасений.

Действия родителей

Прежде всего, ребенка нужно тщательно осмотреть. Покраснение в горле – первый признак вирусного тонзиллита (ангины). Кроме этого нужно обратить внимание на состояние щек и языка – есть вероятность, что температура вызвана стоматитом. В этом случае во рту появятся маленькие белые точки, похожие на язвочки.

Следующее, что должны сделать родители – проследить за мочеиспусканием. Если цвет мочи поменялся, стал неестественным, в ней появились белые хлопья, а сам процесс доставляет ребенку дискомфорт, скорее всего причина кроется в инфекции мочевыводящих путей.

Если никаких нарушений не было выявлено, серьезных поводов для вызова врача нет.

В этом случае ребенку нужно создать оптимальные условия для скорейшей стабилизации состояния:

  • Обеспечить в помещении циркуляцию прохладного влажного воздуха (оптимально 21-22 градуса). Для этого необходимо часто проветривать комнату и делать влажную уборку.
  • Допускается обтирание тела ребенка салфеткой, смоченной в воде комнатной температуры. Также можно приложить ко лбу холодный компресс.
  • Сбивать температуру жаропонижающими средством нужно только при высоких показателях – 38.5. Однако все зависит от того как ребенок переносит высокую температуру.
  • Не ограничивать ребенка в питье, не кормить насильно.
  • Обеспечить постельный режим и спокойные игры.

Что не нужно делать:

  • Укутывать ребенка одеялом.
  • Делать горчичники.
  • Купать в горячей ванне или душе.
  • Поить горячими напитками.
  • Использовать спирт или уксус для снижения температуры.

Самим родителям нужно постараться не паниковать, и действовать, опираясь на здравый смысл.

Когда пора вызывать врача?

Для того чтобы не допустить осложнений, ребенок должен находится под постоянным контролем взрослых, так как в любой момент ситуация может обостриться. Особенно внимательными нужно быть в ночное время.

Что должно послужить поводом обращения к врачу:

  • Температура не спадает в течение нескольких дней.
  • Отсутствие аппетита даже после стабилизации состояния.
  • Вялость, апатия, сонливость.
  • Подергивание подбородка – опасный симптом, требующий немедленного вызова скорой помощи.
  • Изменение в дыхании – слишком частое или наоборот, глубокое.
  • Изменение цвета кожных покровов – бледность, покраснение, сыпь.
  • Температура выше 38.9
  • Рвота, диарея.

Дети до 6 месяцев должны быть проверены педиатром независимо от того, насколько сильно поднялась температура.

Редкие болезни

Когда в организм попадает вирус или происходят другие воспалительные процессы, все, что может сделать иммунная система – бороться с возбудителем. Повышая температуру тела, организм пытается уничтожить чужие, опасные клетки. В случае, когда температура держится достаточно долго, и никаких симптомов не наблюдается, это может свидетельствовать о наличии злокачественного образования. К сожалению, в детском возрасте это тоже случается.

Поэтому заметив у ребенка регулярное, даже незначительное повышение температуры, его нужно обязательно обследовать на предмет онкологических заболеваний.

Также ребенка нужно показать нефрологу. Возможно, причиной температуры послужило микробное воспаление почек – пиелонефрит.

Вывод

Высокую температуру без каких-либо признаков некоторое время можно наблюдать, и периодически сбивать. Однако в этом случае родители должны быть уверенны, что ребенка больше ничего не беспокоит. Главное правило – не нужно допускать, чтобы отметка термометра поднялась выше 38.9.

У каждого навыка и умения есть свое оптимальное время развития. Именно в это время навык развивается быстро и хорошо сам или с минимальной помощью. Но если это время упущено, все становится намного сложнее. Советы от Мария Мельник — гештальт терапевта, практикующего детского психолога, что же делать в случае, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?

Почему так важно попасть на диагностику вовремя? Во-первых запаздывающий навык всегда развивается труднее. Во-вторых, потому что развивая запаздывающий навык (и тем более ожидая пока он это сделает сам), мы уже отбираем время и тормозим развитие следующего. Проще говоря, в 2-3 намного проще запустить или развить ребенку отстающую речь, чем в 4-5. В 4-5 ребенок может уже полностью овладеть родной речью и тогда это даст возможность развиваться социальным навыкам (полноценное общение с ровесниками), мышлению (вербальный, то есть речевой, интеллект и возможность узнавать все больше информации, которая в окружающем мире много где закодирована в речь), фантазии, ролевой игре, а так же вниманию и памяти. Но что если в 4 речь только начинает развиваться?

Поэтому на самом деле важно заметить, когда что-то не так и вовремя обратиться за помощью. К сожалению, невозможно перечислить все тревожные признаки и сходу научить их замечать. Но вот, пожалуй, самые критичные:

Общие тревожные признаки:

  • Отсутствие зрительного контакта. Это когда ребенок вообще не смотрим вам в глаза. Или смотрит, но мельком только маме и больше никому.
  • Стереотипные движения. Это когда ребенок постоянно делает одинаковые короткие движения. Например, махает руками или раскачивается торсом. Особенно если он это делает часто и продолжительно. Если может больше пяти минут бегать по кругу, не меняя траектории и не отзываясь на ваши замечания, сюда же.
  • Агрессия. Если она постоянная и беспричинная. Например, дома и в саду точно все хорошо, но ребенок дерется, кусается и вообще выражает свои эмоции исключительно через ор и побои. Особенно, если не останавливается после ваших попыток его угомонить и может орать несколько часов. Иногда, кстати, так бывает у здоровых детей, при запущенном манипулятивном поведении и отсутствии нормальной коммуникации с родителями, но это тоже повод обратиться за помощью.
  • Особенно важно заметить появление садизма – когда ребенок начинает ловить и мучить кошечек/хомячков/жучков, неоднократно и явно с интересом и удовольствием, равнодушно кивая на ваше «нельзя» и «ему же больно».
  • Ааутоагрессия. Практически любая и особенно продолжительная: от биться головой об стену, до обкусывания ногтей, выдирания волос и обсасывания костяшек пальцев до кровавых синяков.
  • Савантизм. Это условное название ситуаций, когда в развитии способностей и навыков есть сильный перевес – одни развиты слишком хорошо, а другие слишком плохо. Например, ребенок в четыре умеет прибавлять трехзначные числа, но плохо говорит и почти не общается с ровесниками.
  • Полное нежелание контактировать с людьми. Как нарастающее, так и внезапное.
  • Компульсивное поведение. Это когда ребенку постоянно нужно выполнять какие-то одинаковые действия в определенной последовательности. Например, сначала надеваем футболку, потом шорты, наоборот нельзя. Или сначала расставляем карманных кукол, а потом садимся рисовать. Если нарушается закономерность – бурная протестная реакция. Ключевое слово – постоянно.
  • Страсть к упорядочиванию и однообразию. Это когда ребенок, попадая в любое пространство, начинает все игрушки или предметы раскладывать по цветам или по размеру (или вообще по любой придуманной закономерности, но главное – пока не упорядочит, не успокоится).
  • Неравномерность или задержка интеллектуального развития. Это когда ваш ребенок сильно отличается уровнем развития и поведением от ровесников на детской площадке или в детском саду/центре/кружке/школе. И когда резкие скачки в приобретениях навыков и успеваемости. Например, раньше хорошо учился, а тут друг перестал понимать, забыл, стал интересоваться более инфантильными играми, чем раньше.
  • Постоянное нервное возбуждение и гипер/гипо тонус конечностей. Это когда ребенок вечно нервный, возбужденный, требует внимания и у него напряженные «деревянные» руки и/или ноги. Или наоборот апатия и постоянно вялые мышцы конечностей.
  • Нарушение сна. Просыпания, крики, постоянные кошмары. У совсем маленьких детей это могут быть крик без причины и засыпания не более чем на 20-40 минут. То есть вы уверены, что это он сыт, памперс сухой, животик мягкий, но ребенок ни разу в сутки не засыпает больше чем на 40 минут и постоянно орет.
  • У детей постарше хорошо видно, когда нервная система не может успокоиться – ребенок уже давно не спал, все время зевает, но угомониться и уснуть не может. Такое может быть в норме, если ребенок легковозбудимый и вас был бурный день, но если многочасовое укладывание спать происходит каждый день — это уже серьезно.
  • Любые двигательные недостачи и аномалии. Есть какие-то подозрительные или постоянно повторяющиеся движения, неодинаково двигаются парные конечности, тики, судороги подергивания.

Развитие речи:
В полтора года отсутствует или слабо развито понимание речи. Ребенок не понимает, что вы ему говорите, даже в плане самых простых бытовых вещей. Не отзывается на свое имя и просьбы типа «иди сюда», «нельзя», «принеси мяч». Отсутствует речь в виде первых слов на детском языке. Обычно в полтора должна быть хоть пара слов вроде «мама», «папа», «нет», «дай», «вжж», «кися» и т.д. Да, важно чтобы это было слова, а не слоги или отдельные звуки.

В два — два с половиной года, отсутствует или очень слабо развито понимание речи, не появились сознательные слова (например, есть только эховые повторения за взрослыми). Словарный запас не превышает 10 слов – обычно в это время в норме ребенок активно набирает словарный запас. Отсутствует понимание коммуникативной функции речи – то есть ребенок не понимает, что речь нужна для просьб и вообще общения с родителями и не использует ее для этого.

В три уже должны появиться первые предложения минимум из трех слов и осмысленные выражения своих просьб и потребностей – пить, есть, писять, мультики. Не страшно, если это все есть, но не со взрослыми формами слов или с неидеальным произношением. Главное речевые центры заработали, остальное потом можно разговорить или поправить с логопедом.

После 3 лет:

  • Слияние с матерью. Именно невозможность от нее оторваться, отпустить ее из виду или вообще находиться где-либо без нее.
  • Быстрая истощаемость, нарушения объема и концентрации внимания. Это когда ребенок вообще не удерживается, над каким либо процессов больше минуты – тут же вскакивает и куда-то бежит. Очень часто вместе с этим идет социальная дезадаптация, то есть невозможность играть и общаться с ровесниками. Интерес вроде есть, но внимания не хватает удержаться в контакте. Сюда же неспособность сосредоточиться на предмете или деятельности. Не способность выполнить какое либо дело до конца. Постоянная хаотичная смена деятельности.
  • Нарушения развития моторики — неловкость, расторможенность, медлительность, тики, возбудимость.
  • Паническое избегание неудач, когда ребенок, например, в каждой игре подменяет фишки или ругается с другими игроками чтобы выиграть любой ценой, сильная эмоциональная реакция в случае критики. Систематическое избегание неинтересной, но нужной деятельности. То есть, к слову «надо» не привыкает вообще, ни в каких ситуациях, не смотря на ваши длительные усилия.
  • Постоянная забывчивость, регулярная потеря личных вещей, постоянные неискореняемые ошибки всегда и везде.
  • Постоянная разрушительная и социально неприемлемая деятельность — кричит, разбрасывает вещи, снимает одежду в общественных местах.
  • Непрерывное конкурирование со всем и вся, постоянное игнорирование границ других людей и правил поведения (при условии, что вы их ему неоднократно озвучили, а не решили, что он сам догадается).
  • Неспособность ждать своей очереди и вообще ждать.
  • Повышенная тревожность и не самостоятельность. Навязчивые мысли и действия.
  • Постоянные страхи насчет всего вокруг – людей, животных, мест.
  • Полное или частичное отсутствие речи во взрослом (от 5 лет) возрасте не связанное с логопедическими проблемами и задержкой развития. Пропадание речи происходит несознательно в стрессовых местах и ситуациях.
  • Несуществующие друзья , особенно до 5-7 лет. В пять семь такое часто бывает и у здоровых, но очень одиноких детей.
  • Да, из песни слов не выкинешь, частая или постоянная мастурбация в виде ерзания на стуле, трения об углы и рук в неположенных местах. Причем если ребенок уже перестал прятаться и стесняться вас и других взрослых, это серьезный повод для беспокойства.

Что делать, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?

Идти на диагностику к хорошему, проверено профессиональному психологу и/или невропатологу. Можно в хороший диагностический центр, там есть еще много других нужных специалистов, которые могут понадобиться. Чего не надо делать – пугаться, думать как-то переживем и откладывать поход на диагностику в долгий ящик. Чего нельзя делать категорически – кричать на ребенка, обвинять его в его проблемах и оставлять его с ними наедине.

Потому что из любой, даже самой тяжелой ситуации, всегда есть множество выходов. Этот город очень большой, а этот мир еще больше, и в нем всегда найдутся люди, ситуации и ресурсы, способные помочь вам и вашему ребенку. В конце концов, проверка — это еще не диагноз. Поэтому сначала разбираемся, что происходит, а потом пугаемся и думаем, что делать.

Случается, что родители радуются непоседливости и неусидчивости своего чада, но потом узнают, что у них гиперактивный ребенок. Что делать в этом случае, и чем страшен диагноз, знают не все. Как и любое заболевание (а это именно болезнь), чем раньше будет поставлен диагноз и предприняты соответствующие меры, тем лучше.

Если игнорировать очевидные признаки и успокаивать себя, что ребята это «перерастают», можно довести до точки, когда будет уже очень трудно что-то сделать, чтобы помочь малышу. Гиперактивность – это проблема не только окружающих, без профильной терапии возможны необратимые изменения личности, которые негативно скажутся на коммуникативных и социальных навыках маленького человечка.

Что такое гиперактивность и чем она отличается от повышенной активности?

Патологическое состояние было выделено в качестве самостоятельного заболевания в 80-х годах прошлого века. Оно характеризуется дефицитом внимания, отсутствием у ребенка возможности сосредоточиться на конкретной вещи или цели. Такие дети не могут контролировать свое поведение, отличаются неусидчивостью, импульсивностью. Распространение факторов, негативно влияющих на беременность, приводит к тому, что явление встречается среди детей все чаще, но это не значит, что каждому активному малышу можно ставить подобный диагноз.

Специалисты выделяют следующие причины гиперактивности у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей страдал от недуга, существует 20-30% вероятность того, что малыш повторит его судьбу.
  2. Патологии внутриутробного развития. Токсикоз, стабильное повышение артериального давления у мамы и гипоксия у малыша повышают риск развития гиперактивности в три раза.
  3. Затяжные или стремительные роды тоже относят к факторам риска.

Вопреки распространенному мнению, бьющая через край энергия, которую малыш пытается куда-то приложить, не всегда является симптомом патологии. Не стоит паниковать, если очень подвижный грудничок постепенно превращается в озорного непоседу. Существует целый перечень признаков, указывающих на наличие гиперкинетического расстройства, которые должны идти в комплексе. Только тогда нужно будет задумываться об обращении к профильному специалисту и возможности проведения корректирующей поведение терапии.

Признаки гиперактивности у новорожденного

Все груднички в норме активны и возбудимы, они способны иногда проявлять признаки, характерные для гиперактивности. Плохо, если малыш находится в таком состоянии постоянно. В целом, симптомы у детей до года смазаны и выражены не очень ярко, но есть вещи, которые должны насторожить родителей.

  • Малыш беспокоен, капризен, плохо спит днем и ночью, нередко у него отмечается сбой биоритмов.
  • Такие груднички быстро и с легкостью отказываются от дневного отдыха, причем даже после бурного дня вечером их сложно уложить.
  • Нередко отмечается повышение мышечного тонуса, на фоне которого возникают рвоты (после кормления может наблюдаться рвота фонтаном).
  • Гиперактивный новорожденный не любит, если его пеленают или одевают в одежду, стесняющую движения.
  • Грудничок бурно реагирует на любые раздражители (от громкого звука до слишком яркого солнца), выражая свой протест громким плачем, а не простыми капризами, как другие дети.

Совет: Практика показывает, что угодить гиперактивному младенцу в плане создания комфортных условий практически невозможно. Вместо того, чтобы каждый день подстраиваться под малыша, лучше сразу обратиться к специалисту. Возможно понадобится медикаментозная коррекция, без которой ребенок не успокоится, а только расшатает родителям нервную систему.

  • Первые же месяцы жизни такого грудничка знаменуются небывалой активностью конечностей. Переворачиваться, ползать и ходить гиперактивные дети начинают раньше стандартных сроков. Им несвойственно чувство страха, что особенно ярко проявляется в возрасте 3-5 лет.

Если вовремя обратить внимание педиатра на перечисленные признаки, он порекомендует дальнейший план действий. Стоит учесть, что лечение патологии, диагностированной в столь раннем возрасте, основная роль отводится именно родителям. Эффективность подхода в этом случае зависит от терпения и заинтересованности взрослых.

Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше

Начиная с 2-3 лет, поведение гиперактивного ребенка явно указывает на наличие у него определенных расстройств. Признаки проявляются особенно ярко у детей, отправленных в детский сад. Попав в новую среду со своими правилами и законами, малыши оказываются под значительным давлением и не знают, как с ним справляться. Если игнорировать проблему и не предпринимать адекватных мер, можно разрушить психику ребенка.

Проблем следует ожидать при наличии следующих симптомов:

  • В группу риска попадают дети, которым очевидно сложно усидеть на месте. Даже в процессе приема пищи или выполнения каких-либо детальных работ они шевелят ногами, постоянно меняют положение тела, находят дополнительное занятие для рук.
  • Ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, даже если ему это действительно интересно. Он не досмотрит любимый мультик, не доиграет в выбранную игру, оставит в стороне только начатую книгу.
  • Любые занятия, требующие внимания и умственной деятельности, вызывают у них сложности и приступы агрессии. При этом интеллектуальный уровень у них обычно очень высок, они нередко обладают творческими талантами и глубокой интуицией.
  • Гиперактивные дети медленно читают, у них некрасивый почерк, у них сложности с пересказом полученной информации.
  • Мелкая моторика развита настолько слабо, что ребенок не может самостоятельно справиться со шнурками, застежками, пуговицами.
  • Активность малыша зачастую не имеет конкретной цели и вообще какого-либо смысла. Он пытается направить энергию не в одно конкретное русло, а приложить ее везде и сразу.
  • Дети, страдающие от подобной проблемы, не могут объяснить причины своих действий, у них полностью отсутствует мотивация, навыки планирования. Они буквально не слышат обращенные к ним требования, просьбы или пожелания, что зачастую выливается в конфликты.

  • Отношения с другими детьми у гиперактивных малышей не складываются. Причина в немотивированной агрессии и раздражении, которое у них вызывают окружающие. Отказ от выполнения принятого плана и быстрое переключение с предмета на предмет приводит к тому, что остальные дети быстро теряют интерес к новому другу.
  • Из-за отсутствия чувства страха ребята подвержены частому получению травм. При этом стоит отметить, что чувство боли у них притуплено, поэтому экстремальные игры рано или поздно выходят для них на первый план.
  • Характерно, что у некоторых малышей наблюдается недержание мочи в сознательном возрасте, как ночное, так и дневное.
  • Такие детки не катаются на велосипеде, не играют с мячом и вообще стараются не заниматься вещами, требующими хорошей координации движений.
  • Для них практически не существуют социальных рамок, они не понимают, почему какие-то вещи нельзя делать на виду у всех. Моральные устои опять же сильно размыты.
  • Примечателен плохой аппетит гиперактивных детей на фоне постоянной жажды. Часто малыши жалуются на головные боли, страдают от диспепсических расстройств, остро реагируют на любые внешние раздражители.

Сегодня для окончательной постановки диагноза можно использовать специальные психологические тесты. Вместе с оценкой особенностей поведения ребенка они позволяют установить проблему и определиться с методиками ее решения.

В каких случаях можно самостоятельно поставить ребенку диагноз «гиперактивность»?

Перед тем, как обратиться к врачу, необходимо собрать всю информацию, которая может понадобиться специалисту для быстрой и точной постановки диагноза. Можно не сомневаться, что у ребенка гиперактивность, если в течение полугода в различных жизненных ситуациях у него отмечаются следующие признаки (не менее шести из приведенного списка):

  1. Ребенок не может оставаться на месте, даже сидя или лежа он постоянно елозит или двигает конечностями.
  2. Малыш всегда куда-то стремится, даже если сам не понимает, куда ему нужно и зачем.
  3. Очень часто такие дети резко срываются с места или появляются как будто из ниоткуда.
  4. У ребенка нет конкретной цели, он может просто сидеть и стучать по столу ложкой, лишь бы чем-нибудь себя занять.
  5. Таким ребятам бесполезно поручать заниматься спокойными делами, даже сборка конструктора или паззла превращается для него в мучение.
  6. Гиперактивные дети много говорят, часто без смысла, не заканчивают свои мысли. Любят задавать вопросы и даже не ждут на них ответов.
  7. Они постоянно вмешиваются в чужие дела или разговоры, перебивают, мешают всем, кому только можно.
  8. Ребенок не переносит тишину, он пытается все свои действия сопровождать шумом.
  9. Карапуз не слушает, что ему говорят и не реагирует на замечания.
  10. Неконтролируемый гнев, беспричинная агрессия и вспыльчивость – неотъемлемая черта характера при гиперактивности.

Родителям нужно помнить, что постановка диагноза – задача врача. Если специалист утверждает, что ребенок не болен, причину его особого состояния нужно искать в чем-то другом и нет смысла мучать его ненужными корректирующими манипуляциями.

Всю программу лечения предоставит специалист, родителям же помимо этого необходимо придерживаться еще и следующих рекомендаций:

  • Нужно научиться успокаивать своего ребенка. Для этого можно использовать физический контакт, гиперактивные дети очень к этому расположены. Иногда достаточно просто погладить свое чадо по голове и обнять, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Иногда помогает изоляция в отдельную комнату, глоток воды. Ванна с экстрактом хвойных деревьев, массаж и легкая музыка помогут непоседе быстрее уснуть.
  • В общении с такими детьми бесполезно использовать запреты. Вместо того, чтобы требовать от ребенка чего-то не делать, лучше предложить ему альтернативную манеру поведения.
  • Если перед малышом поставлена задача, то она должна быть ограничена временными рамками.
  • Нельзя давать гиперактивным ребятам сразу несколько заданий. Свои пожелания необходимо формулировать последовательно и четко.
  • Чем короче будут предложения, обращенные к малышу, тем выше вероятность того, что он воспримет все правильно.

Стоит позаботиться о том, чтобы у ребенка появилось интересное и адекватное хобби. Необходимо обратить внимание на интересы своего чада и подобрать что-то, не травмирующее его психику. Доказана высокая эффективность медикаментозного лечения, но оно проводится симптоматически, так долго, как это требуется для полной блокировки признаков заболевания.

Похожие статьи