Презентация на тему: Щелочные металлы. Применение щелочных металлов Соединения щелочных металлов и их применение презентация

Гальцева О.Н. учитель химии МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

Тема урока: Металлы I А -группы Периодической системы и образуемые ими простые вещества

Цель урока: Развивать познавательный интерес обучающихся и активизировать их познавательную деятельность при изучении элементов I А -группы, их физических и химических свойств.

Планируемые результаты обучения .

Предметные. Знание особенностей электронного строения атомов щелочных металлов, их физических и химических свойств; умение выражать знание химических свойств через составление соответствующих уравнений химических реакций; умение наблюдать и описывать химические опыты.

Метапредметные. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.

Личностные. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Основные понятия : щелочные металлы, строение атома, тип кристаллической решетки, оксиды, пероксиды.

Демонстрации : Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, металлы литий и натрий, эксперимент взаимодействие лития и натрия с водой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация знаний

Слайд №2. Повторение общей характеристики металлов по вопросам «Убери лишнее»

Комментируют слайд и «убирают лишнее», не относящееся к металлам. Повторяют общую характеристику металлов

Изучение нового материала

Слайд №3. Составление сравнительной характеристики щелочных металлов, изменение свойств металлов в группе в зависимости от строения атомов

Заполняют самостоятельно таблицу. По заполненной таблице дают сравнительную характеристику щелочным металлам.

Слайд 4. Металлы в природе. Вопросы:

На какие группы делятся металлы по их нахождению в природе?

К какой группе относятся щелочные металлы?

Как их можно получить?

Объяснение учителя о процессе электролиза, используя анимацию на слайде.

Из прошлого урока дают информацию, в каком виде металлы встречаются в природе. Отвечают на вопрос, о том, в виде чего встречаются щелочные металлы в природе и каким образом их можно получить.

Слайд 5. Физические свойства щелочных металлов. Вопросы:

Какова кристаллическая решетка у металлов?

Какие свойства металлов зависят от данного типа кристаллической решетки?

Какие свойства щелочных металлов вы можете предположить?

Демонстрация лития и натрия.

Отвечают на вопросы учителя, основываясь на сведения, полученные об общей характеристике металлов. Предполагают, какими физическими свойствами обладают щелочные металлы.

Слайд 6. Химические свойства щелочных металлов.

Демонстрация химической реакции лития и натрия с водой. Вопросы:

Как объяснить происходящие явления в демонстрационном эксперименте?

Почему натрий реагировал быстрее, чем литий?

Какими еще химическими свойствами обладают щелочные металлы?

Предполагают, какими свойствами могут обладать щелочные металлы исходя из общих свойств металлов. Наблюдают за проведением демонстрационного химического эксперимента взаимодействия лития и натрия с водой. Объясняют происходящее химическое явление, отвечают на вопросы поставленные учителем и выполняют задания, описанные на слайде.

Записывают информацию о химических свойствах в тетрадь.

Слайд 7. Применение соединений натрия и калия. Слайд интерактивный. Работа ведется выборочно, в соответствии с оставшимся временем.

Работа с тривиальными названиями веществ.

По картинке определяют, в какой области применяется то или иное соединение. Кликнув по картинке, появляется задание, которое выполняют вместе, один ученик у доски. Работа с тривиальными названиями веществ.

Закрепление

Слайд 8. Тестовая работа. При выполнении этого задания необходимо выбрать правильный ответ и щелкнут по нему левой кнопкой мыши .

Выполняют интерактивный тест. Обсуждение результатов выполнения теста.

Домашняя работа

Используемые источники информации

Ахметов М.А., Гара Н.Н. Химия: 9 класс методическое пособие, М. Вентана-Граф, 2014г

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 5-е изд., перераб. - М. Вентана-Граф, 2013г

Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Химия: программы: 8-11 классы - 2-е изд., перераб. - М. Вентана-Граф, 2012г

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Центр дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ Выполнила: Быкова О.С., учитель химии

Цель: повторить свойства металлов, систематизировать и углубить знания о щелочных металлах на основании их сравнительной характеристики. Сформировать понятие о физических и химических свойствах щелочных металлов.

Строение и свойства атомов

Щелочные металлы - это элементы главной подгруппы I группы: литий Li, натрий Nа, калий К, рубидий Rb, цезий Сs , франций Fr.

На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по одному электрону, находящемуся на сравнительно большом удалении от ядра. Они легко отдают этот электрон, поэтому являются очень сильными восстановителями. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления +1. Восстановительные свойства их усиливаются при переходе от Li к Сs, что связано с ростом радиусов их атомов. Это наиболее типичные представители металлов: металлические свойства выражены у них особенно ярко.

Щелочные металлы - простые вещества

Серебристо-белые мягкие вещества (режутся ножом), с характерным блеском на свежесрезанной поверхности. Все они легкие и легкоплавкие, причем, как правило, плотность их возрастает от Li к Сs, а температура плавления, наоборот, уменьшается.

Химические свойства

Все щелочные металлы чрезвычайно активны, во всех химических реакциях проявляют восстановительные свойства, отдают свой единственный валентный электрон, превращаясь в положительно заряженный катион. В качестве окислителей могут выступать простые вещества – неметаллы, оксиды, кислоты, соли, органические вещества.

Взаимодействие с неметаллами

Щелочные металлы легко реагируют с кислородом, но каждый металл проявляет свою индивидуальность: оксид образует только литий: 4Li + O2 = 2Li2O, натрий образует пероксид: 2Na + O2 = Na2O2, калий, рубидий и цезий – надпероксид: K + O2 = KO2.

Взаимодействие с водородом, серой, фосфором, углеродом, кремнием протекает при нагревании: с водородом образуются гидриды: 2Na + H2 = 2NaH, с серой – сульфиды: 2K + S = K2S, с фосфором – фосфиды: 3K + P = K3P, с кремнием – силициды: 4Cs + Si = Cs4Si, с углеродом карбиды образуют литий и натрий: 2Li + 2C = Li2C2

С азотом легко реагирует только литий, реакция протекает при комнатной температуре с образованием нитрида лития: 6Li + N2 = 2Li3N. С галогенами все щелочные металлы образуют галогениды: 2Na + Cl2 = 2NaCl.

Взаимодействие с водой

Все щелочные металлы реагируют с водой, литий реагирует спокойно, держась на поверхности воды, натрий часто воспламеняется, а калий, рубидий и цезий реагируют со взрывом:

Щелочные металлы способны реагировать с разбавленными кислотами с выделением водорода, однако реакция будет протекать неоднозначно, поскольку металл будет реагировать и с водой, а затем образующаяся щелочь будет нейтрализоваться кислотой. При взаимодействии с кислотами-окислителями, например, азотной, образуется продукт восстановления кислоты, хотя протекание реакции также неоднозначно. Взаимодействие щелочных металлов с кислотами практически всегда сопровождается взрывом, и такие реакции на практике не проводятся. Взаимодействие с кислотами

Соединения щелочных металлов В свободном виде в природе щелочные металлы не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности. Некоторые их природные соединения, в частности соли натрия и калия, довольно широко распространены, они содержатся во многих минералах, растениях, природных водах.

Гидроксид натрия NаОН в технике известен под названиями едкий натр, каустическая сода, каустик. Техническое название гидроксида калия КОН - едкое кали. Оба гидроксида - NaОН и КОН разъедают ткани и бумагу, поэтому их называют также едкими щелочами. Едкий натр применяется в больших количествах для очистки нефтепродуктов, в бумажной и текстильной промышленности, для производства мыла и волокон. Едкое кали дороже и применяется реже. Основная область его применения - производство жидкого мыла.

Соли щелочных металлов - твердые кристаллические вещества ионного строения. . Nа2СO3 - карбонат натрия, образует кристаллогидрат Nа2СO3* 10Н2O, известный под названием кристаллическая сода, которая применяется в производстве стекла, бумаги, мыла. Вам в быту более известна кислая соль - гидрокарбонат натрия NаНСO3 , она применяется в пищевой промышленности (пищевая сода) и в медицине (питьевая сода). К2С03 - карбонат калия, техническое название - поташ, используется в производстве жидкого мыла. Nа2SO4 10Н2O - кристаллогидратат сульфата натрия, техническое название - глауберова соль, применяется для производства соды и стекла и в качестве слабительного средства.

NаСl - хлорид натрия, или поваренная соль, эта соль вам хорошо известна из курса прошлого года. Хлорид натрия является важнейшим сырьем в химической промышленности, широко применяется и в быту.

Спасибо за внимание!




Литий (лат.- lithium), Li-химический элемент первой группы, А-подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева, относится к щелочным металлам, порядковый номер 3, атомная масса равна 6,939; при нормальных условиях серебристо-белый, легкий металл.

Природный литий состоит из двух изотопов с массовыми числами 6 и 7. Интересная деталь: стоимость изотопов лития совсем не пропорциональна их распространенности. В начале этого десятилетия в США относительно чистый литий-7 стоил почти в 10 раз дороже лития-6 очень высокой чистоты.

Искусственным путем получены еще два изотопа лития. Время их жизни крайне невелико: у лития-8 период полураспада равен 0,841 секунды, а у лития-9 0,168 секунды.


Литий - типичный элемент земной коры, сравнительно редкий элемент.(содержание 3,2×10-3% по массе), он накапливается в наиболее поздних продуктах дифференциации магмы - пегматитах. В мантии мало лития - в ультраосновных породах всего 5×10-3% (в основных 1,5×10-3%, средних - 2×10-3%, кислых 4×10-3%). Близость ионных радиусов Li+, Fe2+ и Mg2+ позволяет литию входить в решётки магнезиально-железистых силикатов - пироксенов и амфиболов. В гранитоидах он содержится в виде изоморфной примеси в слюдах. Только в пегматитах и в биосфере известно 28 самостоятельных минералов лития (силикаты, фосфаты и др.). Все они редкие. В биосфере литий мигрирует сравнительно слабо, роль его в живом веществе меньше, чем остальных щелочных металлов. Из вод он легко извлекается глинами, его относительно мало в Мировом океане (1,5×10-5%).

В человеческом организме (массой 70 кг) - 0,67 мг. лития.


Калий (Kalium)

Калий химический элемент I группы периодической системы Менделеева; атомный номер 19, атомная масса 39,098; серебристо-белый, очень лёгкий, мягкий и легкоплавкий металл. Элемент состоит из двух стабильных изотопов - 39K (93,08%), 41K (6,91%) и одного слабо радиоактивного 40K (0,01%) с периодом полураспада 1,32×109 лет.


Нахождение в природе


В природе – девятый по химической распространенности элемент (шестой среди металлов), находится только в виде соединений. Входит в состав многих минералов, горных пород, соляных пластов. Третий по содержанию металл в природных водах: 1 л морской воды содержит 0,38 г ионов K+. Катионы калия хорошо адсорбируются почвой и с трудом вымываются природными водами.

Жизненно важный элемент для всех организмов. Ионы K+ всегда находятся внутри клеток (в отличие от ионов Na+). В организме человека содержится около 175 г калия, суточная потребность составляет около 4 г. Недостаток калия в почве восполняется внесением калийных удобрений – хлорида калия KCl, сульфата калия K2SO4 и золы растений.


ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ЦИАНИСТЫЙ КАЛИЙ?






Нахождение в природе

Помимо 223Fr, сейчас известно несколько изотопов элемента №87. Но только 223Fr имеется в природе в сколько-нибудь заметных количествах. Пользуясь законом радиоактивного распада, можно подсчитать, что в грамме природного урана содержится 4·10–18 г 223Fr. А это значит, что в радиоактивном равновесии со всей массой земного урана находится около 500 г франция-223. В исчезающе малых количествах на Земле есть еще два изотопа элемента №87 – 224Fr (член радиоактивного семейства тория) и 221Fr. Естественно, что найти на Земле элемент, мировые запасы которого не достигают килограмма, практически невозможно. Поэтому все исследования франция и его немногих соединений были выполнены на искусственных продуктах.


Натрий на подводной лодке






Рубидий - радиоактивный элемент, он медленно испускает поток электронов, превращаясь в стронций.

Наиболее замечательным свойством рубидия является его своеобразная чувствительность к свету. Под влиянием лучей света рубидий становится источником электрического тока. С прекращением светового облучения исчезает и ток.

С водой Р. реагирует со взрывом, причём выделяется водород и образуется раствор гидроокиси Р., RbOH.



Не обошел рубидий своим вниманием и многих представителей растительного мира: следы его встречаются в морских водорослях и табаке, в листьях чая и зернах кофе, в сахарном тростнике и свекле, в винограде и некоторых видах цитрусовых.

Почему его назвали рубидием? Rubidus – по-латыни «красный». Казалось бы, это имя скорее подходит меди, чем очень обыкновенному по окраске рубидию. Но не будем спешить с выводами.

Это название было дано элементу №37 его первооткрывателями Кирхгофом и Бунзеном. Сто с лишним лет назад, изучая с помощью спектроскопа различные минералы, они заметили, что один из образцов лепидолита, присланный из Розены (Саксония), дает особые линии в темно-красной области спектра. Эти линии не встречались в спектрах ни одного известного вещества. Вскоре аналогичные темно-красные линии были обнаружены в спектре осадка, полученного после испарения целебных вод из минеральных источников Шварцвальда. Естественно было предположить, что эти линии принадлежат какому-то новому, до того неизвестному элементу. Так в 1861 г. был открыт рубидий

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Металлы С u, Au, Ag не взаимодействуют с водой даже при нагревании. Металлы обладают электропроводностью и теплопроводностью. Для металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. У атомов металлов на внешнем уровне 1-3 электрона. У атомов металлов на внешнем уровне 1-3 электрона. Металлы являются восстановителями и окислителями. Для металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. Металлы обладают электропроводностью и теплопроводностью. При взаимодействии с кислородом металлы принимают электроны. Все металлы активно взаимодействуют с кислотами. Металлы С u, Au, Ag не взаимодействуют с водой даже при нагревании. Na, K относятся к щелочноземельным металлам. Какие утверждения верны:

Дайте характеристику Rb и С s по его положению в Периодической системе по плану: а)положение в Периодической системе; б)состав ядра в)распределение электронов по энергетическим уровням; г)степень окисления; д)формулы оксида и гидроксида, их характер. Задание 1

Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов.

Щелочные металлы - хорошие восстановители Взаимодействуют с окислителями: Неметаллами Водой Кислотами

С кислородом Li + O 2 → Li 2 O оксид лития Na + O 2 → Na 2 O 2 пероксид натрия Литий при сгорании на воздухе образует основной оксид (остальные ЩМ образуют пероксиды) Взаимодействие с простыми веществами-неметаллами

С галогенами 2 Li + Cl 2 → 2 LiCl Хлорид лития 2 Na + Cl 2 → 2 NaCl Хлорид натрия С серой 2 Li + S → Li 2 S сульфид лития 2 Na + S → Na 2 S сульфид натрия С водородом Li + H 2 → LiH Na + H 2 → NaH

С водой 2 Li + 2 H 2 O → 2 LiOH +H 2 Гидроксид лития 2 Na +2 H 2 O → 2 NaOH + H 2 Гидроксид натрия С растворами кислот (уравнения обычно не пишут) 2Na + 2HCl → 2NaCl + H 2 2Li + 2HCl → 2LiCl + H 2 Взаимодействие со сложными веществами

Оксиды Me 2 O - твердые вещества. Имеют ярко выраженные основные свойства: взаимодействуют с кислотными оксидами, водой, кислотами. Гидроксиды MeOH – твердые белые вещества. Очень гигроскопичны. Хорошо растворяются в воде с выделением теплоты. Относятся к щелочам. Взаимодействуют с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными оксидами и гидроксидами. Важнейшие соединения щелочных металлов

KOH – гидроксид калия NaOH – гидроксид натрия LiOH – гидроксид лития Гидроксиды щелочных металлов Какова общая формула Гидроксидов ЩМ?

Соли щелочных металлов – твердые кристаллические вещества ионного строения. NaCl – каменная соль Na 2 CO 3 – карбонат натрия NaHCO 3 -Гидрокарбонат натрия (пищевая сода) K 2 CO 3 – карбонат калия (поташ) Na 2 SO 4 10 H 2 O – кристаллогидрат сульфата натрия(глауберова соль) NaNO 3 - селитра NaCl KCl – сильвинит Почти все соли натрия и калия растворимы в воде; сульфат, карбонат и фторид лития плохо растворимы в воде.

Электролиз расплава МеС l эл.ток Ме + + С l - на катоде: Ме + + 1е Ме 0 на аноде: С l - - 1e Cl 0 суммарный процесс: 2Ме Cl 2Ме + Cl 2 Способы получения

О каком элементе идет речь? Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде, В природе, помните, отныне, Свободным нет его нигде, В солях открыть его возможно Желтеет пламя от него И получить из соли можно Как Дэви получил его.

Запишите уравнения реакций взаимодействия калия с кислородом, с бромом, с фосфором, с водой. Напишите электронный баланс для этих реакций. Задание 2:

1.Что нового вы сегодня узнали на уроке, чему научились? 2.Что еще хотели бы узнать, изучить? 3.Что понравилось на уроке, а что нет? 4.Ваши пожелания себе, одноклассникам, учителю. Подведем итог:

§ 11, упр. 1,2,5 Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Соединения щелочных металлов".

Урок химии в 9 классе с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Презентация к уроку: Соединения щелочных металлов. Химия 9 класс.

1. Цель использования презентации «Соединения щелочных металлов» на уроке - это повышение мотивации учеников к изучению свойств соединений щелочных металлов и активизация...

открытый урок в 9 классе "Соединения щелочных металлов"

Урок проводился в 9 классе. Тема данного урока является шестой в разделе «Металлы». Ей предшествовало изучение щелочных металлов. Ранее также были изучены темы: положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менд...

Похожие статьи