Преимущества современной ингаляционной терапии. Особенности сублингвального, ректального, интраназального и ингаляционного путей введения. Трансдермальное введение Обучение пациентов применению ингаляционных форм лекарственных веществ

Вопрос 14. Ингаляционный путь введения лекарственных средств: виды ингаляторов, правила пользования карманным ингалятором.

Ингаляционный путь введения — введение лекарственных средств через дыхательные пути. Вводят аэрозоли, газообразные вещества (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан).

Лекарственное средство во флаконе-ингаляторе находится в виде аэрозоля. Применяют как сосудосуживающее и противовоспалительное средство в нос и рот.

Преимущества:

Локальное действие (в рот, нос);

Воздействие в неизменённом виде на патологический очаг.

Недостатки:

Раздражение слизистой оболочки дыхательных путей;

Плохое проникновение лекарственных средств непосредственно в очаг при нарушении бронхиальной проходимости.

Различают ингаляторы — стационарные, портативные, карманные.

Карманные ингаляторы применяют при приступе бронхиальной астмы. Медсестра обучает пациента пользованию индивидуальным ингалятором.

Применение карманного ингалятора

Последовательность действий:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Снять с баллончика защитный колпачок и перевернуть вверх дном.

3. Встряхнуть препарат.

4. Охватить губами насадку.

5. Сделать глубокий вдох, нажать на дно баллончика и задержать дыхание на 5-10 секунд.

6. Сделать медленный выдох через нос.

7. Надеть защитный колпачок.

8. Вымыть и осушить руки.

Лекарственное средство можно вводить в нос применяя специальную насадку.

Для ингаляции лекарственных средств выпускают специальные насадки для использования их как через нос, так и через рот. Они находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через нос (рис. 9-17)

Оснащение: два пустых баллончика из-под аэрозольного лекарственного средства; лекарственный препарат.

I. Подготовка к обучению

1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры, получить его согласие.

3. Вымыть руки.

II. Обучение

4. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику из-под аэрозольного лекарственного средства.

5. Помочь пациенту сесть.

6. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства:

а) снять с ингалятора защитный колпачок;

б) перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;

в) слегка запрокинуть голову, склонить её к правому плечу;

г) прижать пальцем правое крыло носа к носовой перегородке;

д) сделать глубокий выдох через рот;

е) ввести кончик мундштука в левую половину носа;

ж) сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика;

з) извлечь кончик мундштука из носа, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента);

и) сделать спокойный выдох;

к) при ингаляции в правую половину носа склонить голову к левому плечу и прижать к носовой перегородке левое крыло носа.

Рис. 9-17. Ингаляции лекарственного средства через нос: а - прижимание правого крыла носа к носовой перегородке; б - глубокий выдох через рот; в - проведение ингаляции; г - задержка дыхания на 5-10 с

7. Предложить пациенту выполнить эту процедуру самостоятельно вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии.

8. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук необходимо промыть водой с мылом и вытереть насухо.

III. Окончание процедуры.

9. Закрыть защитным колпачком ингалятор и убрать его в специально отведённое место.

10. Вымыть руки.

11. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на неё пациента в медицинской карте.

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ ПУТЬ

Энтеральные способы введения лекарственных средств:

Через рот (per os);

Через прямую кишку (per rectum);

Под язык (sub lingua, в некоторых случаях относится к энтераль-ному способу).

ПРИЁМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ РОТ

Применение лекарственных средств через рот наиболее удобно и широко распространено, так как этим способом можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, микстуры и др.).

Однако такой способ введения имеет ряд недостатков:

1) частичная инактивация лекарственного препарата в печени;

2) зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности и патологических процессов в организме;

3) медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте. Кроме того, введение лекарственных средств через рот невозможно при рвоте и бессознательном состоянии пациента.

Эффективность энтеральной лекарственной терапии в лечебном учреждении во многом зависит от принятой методики раздачи лекарственных средств.

Оптимальная методика

1. Поставить на передвижной столик ёмкости с твёрдыми и флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, ёмкость с водой, ножницы, положить листки назначений.

2. Переходя от пациента к пациенту, давать лекарственное средство непосредственно у его постели, согласно листку назначений (средство выдается из упаковки, в которой оно было получено в аптеке).

Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:

Внимательно прочитайте лист назначения;

Убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;

Проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

Проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

Будьте особенно внимательны при наличии пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получающих одинаковые лекарственные средства.

3. Никогда не давайте лекарственное средство без упаковки. Не прикасайтесь к таблеткам руками, так как это небезопасно для вашего здоровья.

4. Упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхните в ложку.

5. Пациенту необходимо принять лекарственное средство в вашем присутствии, а также обсудить с вами любые свои сомнения.

6. Жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать.

7. Флаконы с белковыми препаратами при перемешивании нужно осторожно вращать, чтобы не произошла денатурация белка и образование пены; убедитесь, что препарат не изменил цвет; обратите внимание на его срок годности.

Преимущества такой раздачи лекарственных средств очевидны. Во-первых, медицинская сестра контролирует, принял ли пациент препарат. Во-вторых, она может ответить на его вопросы. В-третьих, исключены ошибки при раздаче лекарственных средств. Давая их пациенту, следует предупредить его об особенностях того или иного средства: горьком вкусе, резком запахе, продолжительности действия, изменении цвета мочи или кала после его приёма.

Внимание! Пациент имеет право знать название, назначение и дозу лекарственного средства.

Пациенту нужно сообщить, чем запивать лекарственное средство. Необходимо проинформировать пациента об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Через рот и нос

ЧЕРЕЗ РОТ:

Цель: лечебная.

Показания: назначение врача.

Оснащение: карманный ингалятор.

I. Подготовка к процедуре

1) прочитайте название лекарственного препарата.

2) сообщите пациенту необходимую информацию о препарате.

3) объясните пациенту ход процедуры.

4) вымойте руки.

II. Выполнение процедуры

5) продемонстрируйте пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного препарата.

6) усадите пациента (если состояние пациента позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее).

7) снимите с ингалятора защитный колпачок.


Рис. 24. Ингаляция лекарственных средств через нос (а)

8) переверните баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхните его.

9) попросите пациента сделать глубокий выдох.

10) мундштук ингалятора вставьте пациенту в рот, чтобы тот мог плотно обхватить мундштук губами; голова пациента при этом слегка запрокинута назад.

11) попросите пациента сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика.

12) извлеките мундштук ингалятора изо рта пациента, порекомендуйте ему задержать дыхание на 5 – 10 сек.

13) попросите пациента сделать спокойный выдох.

III. Окончание процедуры

14) предложите пациенту самостоятельно выполнить эту процедуру с действующим ингалятором в вашем присутствии.

· Запомните! Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.

15) закройте защитным колпачком ингалятор и уберите его.



16) вымойте руки.


Б в г

Рис. 24. Ингаляция лекарственных средств через рот(б,в,г)

Парентеральный способ введения лекарственных веществ

НАБОР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИЗ АМПУЛЫ И ФЛАКОНОВ

Цель: выполнение инъекции.

Показания: инъекционные способы введения лекарственных средств.

Оснащение: стерильный шприц, стерильный лоток, стерильный пинцет, лекарственный препарат, пилочка, бикс со стерильным перевязочным материалом, спирт 70°, перчатки, емкость для использованного материала, маска, шапочка.

Алгоритм действий медицинской сестры:

1. Вымыть руки (гигиенический уровень), надеть перчатки.

2. Прочесть на ампуле надпись, убедиться в целостности ампулы, сроке годности лекарственного препарата, а также сроке годности на упаковке шприца.

3. Слегка встряхнуть ампулу, чтобы весь раствор оказался в ее широкой части.

4. Подпилить ампулу пилочкой, ватным шариком, смоченным спиртом, обработать ампулу (на случай, если все-таки игла коснется наружной поверхности ампулы при наборе лекарственного средства), отломить конец ампулы.

5. Взять ампулу так, как показано на рис. 25а, осторожно ввести в нее иглу и набрать нужное количество раствора (набирая раствор, можно постепенно поднимать дно ампулы рис. 25 а).

6. Не извлекая иглу из ампулы, выпустить воздух из шприца. Снять иглу, которой набирали раствор, и надеть иглу для инъекции (если это не одноразовый шприц, вместе с которым упакована одна игла).

7. Надеть на иглу колпачок (если игла однократного использования), соблюдая универсальные меры предосторожности, положить в лоток несколько ватных шариков или салфеток для обработки инъекционного поля (если вы собирали шприц со стерильного стола, положите шприц и ватные шарики в лоток; если инъекция выполняется вами в палате – накройте лоток стерильной салфеткой) (рис.26).



Рис. 25 Набор лекарственных средств из ампулы и флаконов

Рис. 26 Размещение шприца с лекарственным средством в лотке

(салфетка отвернута)

ВНУТРИКОЖНЫЕ ИНЪЕКЦИИ

Цель: Диагностическая.

Показания: Проба Манту на туберкулез, проба Бюрне на бруцеллез, диагностические аллергические пробы, определение чувствительности к медикаментам, для местного обезболивания.

Места введения: Передняя поверхность средней трети предплечья.

Оснащение: Стерильный лоток, ватные шарики, спирт, перчатки, туберкулиновый шприц или шприц 1 мл, игла длиной 15 мм и сечением 0,4 мм, лекарственное средство, стерильный пинцет, пилочка для вскрытия ампул, маска, шапочка.

Алгоритм действий мед сестры:

I. Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве и его согласия на инъекцию.

II. Выполнение процедуры

4. Вымыть руки, надеть перчатки.

5. Обработать место инъекции ватным шариком, смоченным спиртом, затем сухим стерильным ватным шариком.

6. Растянуть кожу в месте инъекции, захватив среднюю треть предплечья левой рукой с тыльной (наружной) стороны.

7. Натянуть кожу в месте инъекции.

8. Ввести иглу срезом вверх почти параллельно коже так, чтобы срез иглы скрылся в толще эпидермиса. Переместить большой палец левой руки на канюлю иглы, зафиксировать ее. Правую руку перевести на поршень и ввести лекарственный препарат или после введения иглы перенести на поршень левую руку и ввести лекарственный препарат.

9. Извлечь иглу, не прижимая место инъекции ватным шариком.

10. Сухим ватным шариком убрать след, оставшийся после удаления иглы.

III. Окончание процедуры

11. Объяснить пациенту, что нельзя мыть место после инъекции в течение определенного времени (если инъекция выполнена с диагностической целью).

12. Поместить шприц с иглой в емкость с дезинфицирующим раствором.

13. Снять перчатки, поместить в дезинфицирующий раствор.

14. Вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки.

ПОДКОЖНАЯ ИНЪЕКЦИЯ

Цель: лечебная.

Показания: назначение врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость.

Места введения: средняя треть передне-наружной поверхности плеча и бедра, подлопаточная область, передняя поверхность брюшной стенки (латеральнее пупка).

Оснащение: шприц емк. 1-2 мл, лекарственный препарат, стерильные ватные шарики, 70%-ый спирт, стерильный лоток, перчатки, контейнер с дез. раствором, маска, шапочка.

Алгоритм действий медицинской сестры:

I. Подготовка к процедуре

1.Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве и получить его согласие на инъекцию.

2. Набрать в шприц нужную дозу лекарственного средства.

3. Помочь пациенту занять нужное положение.

II. Выполнение процедуры

4. Вымыть руки. Надеть перчатки.

5. Обработать место инъекции последовательно двумя ватными тампонами (салфетками), смоченными кожным антисептиком: вначале большую зону, затем – непосредственно место инъекции.

6. Взять кожу в месте инъекции в складку, как показано.

7. Ввести иглу под углом 45° в основание кожной складки на глубину 15 мм (2/3 длины иглы); указательным пальцем придерживайте канюлю иглы.

8. Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное средство, фиксируя шприц правой рукой (профилактика микротравм).

9. Извлечь иглу, продолжая придерживать ее за канюлю; место укола прижать стерильной ватой, смоченной кожным антисептиком.

III. Окончание процедуры

10. Сделать легкий массаж места инъекции, не отнимая ваты (салфетки) от кожи.

11. Спросить пациента о самочувствии.

12.Снять перчатки, вымыть руки.


Рис. 27. Подкожная инъекция

ВНУТРИМЫШЕЧНАЯ ИНЪЕКЦИЯ

Цель: лечебная.

Показания: назначение врача.

Оснащение: шприц 5,10 мл, лекарственный препарат, лоток стерильный, 70%-ый этиловый спирт; перчатки; емкость с дез. раствором, маска, шапочка.

Обязательное условие: соблюдать места введения; пациент должен находиться в положении лежа.

Условия проведения ингаляций.

· В педиатрии достаточно широкое применение нашёл данный метод: проводят ингаляции паровые, тепловлажные, масляные, аэрозоли лекарственных средств.

· Используются как стационарные, так и портативные ингаляторы.

· Больного ребёнка раннего возраста завертывают в одеяло и держат на коленях, приставив к области рта и носа маску (мундштук), распылителя. Крик ребенка способствует более глубокому вдыханию аэрозоли.

· Дети старшего возраста охватывают мундштук распылителя губами и периодически делают глубокие вдохи.

· Для детей, больных астмой, широко применяют портативные ингаляторы: чтобы успешно проводить ингаляцию, флакон с лекарственных веществом необходимо располагать строго перпендикулярно, дном вверх; ребенок при вдохе аэрозольной смеси из ингалятора должен запрокидывать голову, иначе до 90% лекарственных средств остается в глотке.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОРТАТИВНОГО ИНГАЛЯТОРА

Медицинская сестра.

· читает название лекарственного препарата;

· объясняет ребёнку ход процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства;

· усаживает ребёнка, а если позволяет его состояние, то лучше провести ингаляцию в положении ребёнка стоя, так как при этом эффективнее дыхательная экскурсия;

· снимает с ингалятора защитный колпачок;

· переворачивает баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхивает его;

· просит ребёнка сделать глубокий выдох;

· мундштук ингалятора вставляет ребёнку в рот, прост плотнее, как только можно, охватить ею губами и голову при лом слегка запрокинуть назад;

· просит ребёнка сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажимая на дно баллончика;

· извлекает мундштук ингалятора изо рта у ребёнка, попросив его задержать дыхание на 5-10 секунд;

· простит ребёнка затем сделать спокойный выдох

· предлагает ребёнку самостоятельно выполнить эту процедуру в её присутствии:

· после окончания процедуры закрывает ингалятор зашитым колпачком.

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Включает в себя введение лекарственных средств через рот, сублингвально, в прямую кишку.

МЕТОДИКА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ РОТ

Медицинская сестра должна давать лекарственные средства для внутреннего употребления детям сама, не передоверяя это матерям детей раннего возраста или самим детям старшего школьного возраста.

При раздаче лекарств медицинская сестра должна соблюдать следующие правила:



1. Внимательно прочитывать этикетку на упаковке и запись в листе назначений, чтобы не спутать лекарственные средства;

2. Раздавать лекарства у постели больного ребёнка;

3. Ребёнок должен проглотить и запить лекарство в присутствии медицинской сестры;

4. Средства с пометкой "до еды" необходимо дать ребёнку за 15 минут до приема пищи; с пометной "после еды" - через 15 минут после приема пиши: средства, предназначенные для приема "натощак" - дать ребёнку утром за час до завтрака;

5. Детям старшего возраста твердые лекарственные формы - таблетки, капсулы, драже - медицинская сестра помещает на корень языка и даёт запить небольшим количеством воды: порошок высыпает на корень языка и дает запить водой: жидкие лекарственные формы (настои, растворы, микстуры, отвары) дает выпить с ложки или из мензурки и запить водой; спиртовые настойки, экстракты назначают в каплях - медицинская сестра отмеривает в мензурку нужное количество капель, добавляет немного воды, дает выпить ребёнку и запить чистой водой;

6. Для детей раннего возраста делают специальные мелкие расфасовки препаратов; лекарственные препараты медицинская сестра дает в виде порошка, разведя ею в ложке или в маленькой бутылочке в небольшом количестве воды, молока или сиропа; удобнее для применения лекарственные средства в растворах для таких детей, в суспензиях с добавлением сахарных и фруктовых сиропов;

7. Если в одни и те же часы ребёнок должен получить несколько лекарственных препаратов, медицинская сестра не должна их смешивать, а должна дать каждое лекарство поочередно.

8. В случае упорной рвоты все лекарственные препараты вводят ребенку в виде свечей и парентерально.

Ректальный путь (per rectum) – введение лекарства через анальное отверстие в ампулу прямой кишки. Этим путем вводят мягкие лекарственные формы (суппозитории, мази) или растворы (при помощи микроклизмы). Всасывание вещества осуществляется в систему геморроидальных вен: верхней, средней и нижней. Из верхней геморроидальной вены вещество попадает в систему воротной вены и проходит через печень, после чего оно поступает в нижнюю полую вену. Из средней и нижней геморроидальных вен лекарство поступает сразу в систему нижней полой вены, минуя печень. Ректальный путь введения часто применяется у детей первых трех лет жизни.

Преимущества метода Недостатки метода
Часть лекарства избегает метаболизма в печени, сразу поступая в системный кровоток. Можно использовать у пациентов с рвотой, стриктурами пищевода, массивными отеками, нарушением сознания. На лекарство не действуют пищеварительные ферменты. Психологический фактор: данный путь введения может не нравиться или чрезмерно нравиться пациенту. Возможно раздражающее действие лекарства на слизистую оболочку прямой кишки. Ограниченная поверхность абсорбции. Непостоянная скорость всасывания и степень всасывания лекарственного средства. Зависимость абсорбции от наличия фекальных масс в кишке. Требуется специальное обучение пациента технике введения.

Сублингвальное (под язык) и суббукальное (в полость между десной и щекой) введение. Таким способом вводят твердые лекарственные формы (таблетки, порошки), некоторые из жидких форм (растворы) и аэрозоли. При этих способах введения лекарственное средство всасывается в вены слизистой оболочки ротовой полости и далее последовательно поступает в верхнюю полую вену, правые отделы сердца и малый круг кровообращения. После этого лекарство доставляется в левые отделы сердца и с артериальной кровью поступает к органам мишеням.

Преимущества метода Недостатки метода
На лекарство не действуют пищеварительные ферменты желудка и кишечника. Лекарство полностью избегает первичного печеночного метаболизма, поступая сразу в системный кровоток. Быстрое начало действия, возможность управлять скоростью всасывания лекарства (за счет посасывания или разжевывания таблетки). Действие лекарства можно прервать, если лекарство выплюнуть. Можно вволить только высоко липофильные вещества: морфин, нитроглицерин, клонидин, нифедипин или вещества с высокой активностью, т.к. площадь абсорбции ограничена. Избыточное выделение слюны при рефлекторной стимуляции механорецепторов полости рта может спровоцировать заглатывание лекарства.

Парентеральное введение – путь введения лекарственного средства, при котором оно поступает в организм минуя слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта.



Ингаляционное введение – введение лекарственного вещества путем вдыхания его паров или мельчайших частиц. Данным путем вводят газы (закись азота), летучие жидкости, аэрозоли и порошки. Глубина введения аэрозолей зависит от величины частиц. Частицы диаметром более 60 мкм оседают в глотке и проглатываются в желудок. Частицы диаметром 40-20 мкм проникают в бронхиолы, а частицы диаметром 1 мкм достигают альвеол. Лекарство проходит через стенку альвеолы и бронхов и попадает в капиляр, затем с током крови поступает в левые отделы сердца и, по артериальным сосудам, доставляется к органам мишеням.

Трансдермальное введение – аппликация на кожу лекарственного вещества для обеспечения его системного действия. Используют специальные мази, кремы или TTS (трансдермальные терапевтические системы – пластыри).

Местное нанесение. Включает аппликацию лекарства на кожу, слизистые оболочки глаз (конъюнктиву), носа, гортани, влагалища с целью обеспечения высокой концентрации лекарства в месте нанесения, как правило, без системного действия.

Похожие статьи