Особые образовательные потребности сущность понятия примеры. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия

1. процессы ОбВоРа неразрывно связаны др с др.2 процесс Обр детей с ООП имеет коррекц направленносить, на преодоление вторимчных отклонений, вызванных первичным дефектом (структура дефекта у каждого своя)3 процессы ОВР детей с ООП по мимо общепедагогич задач имеют специфич коррекц задачи.воспитание (в узком смысле)воспитательная работа направленная на формирование у ребенка системы опр-ть качеств, азглядов и убеждений. Структура личности по К.К,Платонову:1 Психофизиологические особенности человека(тип нервн системы, соотнош процессов возбужд и торможения)2. Псих процессы:1 чувство познания (ощущение, восприятие,представления,)2. Высш псих фунпроцессы(внимание,память, речь, мышление, воображение)3. ЗУНЫ определяются условиями;4 направленность личности ребенка взгляды убеждения качества интересы и тд.

Структура: личность с ООП имеет те же самые структурные компоненты, что и в норме.2. чем дальше структурный компонент отстоить от первичного дефект, тем меньше проявл его зависимость от этого дефекта, тем больше выражена зависимость от условий ОВР воспитание в системе спец образования включ в себя не только традиционную воспитательную работу, но и коррекционно- педагогическую работу, направленную на формирование отсутствующих по причине первичного нарушения соц-ых, коммуникативных, поведенческих и иных навыков, а так же личностных качеств.

21. Методы воспитания детей с ООП. 1 информационные методы: беседа, анализ лит-ры, использов инфо из СМИ, экскурсии, встречи,2. Практикодейственные методы приучение, упражнение, игра, ручной труд и др. 3 побудительнво-оценочные М поощрение, наказание, осуждение, порицание и др. Особенности М воспита детей с ООП заключ в том, что 1 они имеют специфику в своей реализации 2 используются как в сочетании между собой так и с методами обучения. Т.о методы воспитания детей с ООП те же самые что и в норме, но имеют свои особенности, заключающиеся в учете особенностей заключающейся в учете особенностей развития детей и коррекционной направленности методов его воспитания

22. Система специального образования России современная система спец образования в России имеет вертик и гориз структуру.вертикальная структура состоит из 5 урвоней: период раннего младенчства)-3лет; период дошкольнгого возраста 3-7лет; период обязательного обучения 7-16лет; период среднего образования и проф подготовки от 15-18 л- ;период обучения взрослых инвалидов..

Дети обучаются дома, в детских яслях, дети сироты в домах ребенка, коррекционная работа с детьми инвалидами проводится в центах раннего вмешательства центрах реабилитации и абитации(недопущения вторичного отклонений)+ психолого-медик пед консультаций

Особые образовательные потребности - это термин, не так давно появившийся в современном обществе. За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию. Социум начинает помогать таким детям адаптироваться в жизни.

Ребенок, имеющий особые образовательные потребности - это уже не тот, у которого наблюдаются аномалии и нарушения в развитии. Социум отходит от разделения детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку между этими понятиями существуют весьма призрачные границы. Даже при самых обычных способностях у ребенка может наблюдаться отставание в развитии, если ему не уделяется должное внимание со стороны родителей и общества.

Сущность понятия детей с ООП

Особые образовательные потребности - это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств.

Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» - это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет. Например, когда необходимость в специальном образовании возникает под влиянием каких-либо социокультурных факторов.

Заимствование термина

Особые образовательные потребности - это понятие, которое впервые было применено в лондонском докладе в 1978 году, посвященном и сложностям обучения детей-инвалидов. Постепенно оно начало употребляться все чаще. В настоящее время этот термин стал частью образовательной системы в европейских странах. Также он широко распространен в США и Канаде.

В России понятие появилось позже, однако нельзя утверждать, что его значение является всего лишь калькой западного термина.

Группы детей с ООП

Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы:

  • с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья;
  • столкнувшиеся с трудностями при обучении;
  • живущие в неблагоприятных условиях.

То есть в современной дефектологии термин имеет следующее значение: особые образовательные потребности - это условия развития ребенка,которому требуются обходные пути, чтобы достичь тех задач развития культуры, которые при обычных условиях выполняются стандартными способами, укоренившимися в современной культуре.

Категории детей, имеющих особенности психического и физического развития

Для каждого ребенка с ООП характерны свои особенности. По этому признаку детей можно разделить на такие группы:

  • для которых характерны нарушения слуха (полное или частичное отсутствие слуха);
  • с проблемным зрением (полное или частичное отсутствие зрения);
  • с интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место ;
  • у которых нарушена речь;
  • имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые и т. п.);
  • аутисты;
  • дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения.

ООП, общие для различных категорий детей

Специалистами выделяются ООП, которые являются общими для детей, несмотря на разницу в их проблемах. К ним можно отнести потребности такого рода:

  • Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.
  • Использование специфических средств для осуществления обучения.
  • В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Возможность максимально расширить процесс образования за пределы учреждения.
  • Продление процесса учебы после окончания школы. Предоставление возможности молодым людям поступить в университет.
  • Участие квалифицированных специалистов (врачей, психологов и др.) в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Общие недостатки, которые наблюдаются в развитии детей с ООП

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками. К ним можно отнести:

  • Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
  • Проблемы с общей и мелкой моторикой.
  • Заторможенность в развитии речи.
  • Трудность в произвольной регулировке поведения.
  • Некоммуникабельность.
  • Проблемы с
  • Пессимизм.
  • Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.
  • Низкая или слишком высокая самооценка.
  • Неуверенность в своих силах.
  • Полная или частичная зависимость от окружающих.

Действия, направленные на преодоление общих недостатков детей с ООП

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Для этого в стандартные общеобразовательные предметы школьной программы вносятся некоторые изменения. К примеру, введение пропедевтических курсов, то есть вводных, сжатых, облегчающих понимание ребенка. Этот способ помогает восстановить недостающие сегменты знаний об окружающей среде. Могут вводиться дополнительные предметы, помогающие улучшить общую и мелкую моторику: лечебная физкультура, творческие кружки, лепка. Кроме того, могут проводиться всевозможные тренинги, помогающие детям с ООП осознать себя полноценными членами общества, повысить самооценку и приобрести уверенность в себе и своих силах.

Специфические недостатки, характерные для развития детей с ООП

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями, помимо решения общих проблем, должна также включать в себя и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. К специфическим недостаткам относятся те, которые обусловлены поражением нервной системы. Например, проблемы со слухом и зрением.

Методика обучения детей с особыми образовательными потребностями учитывает эти недостатки при разработке программ и планов. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему школьного образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включены уроки по формированию устной речи.

Задачи обучения детей с ООП

  • Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.
  • детей с особыми образовательными потребностями для того, чтобы выявить и развить способности и задатки учащихся.
  • Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.
  • Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.
  • Закладка основ научного мировоззрения.
  • Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Функции обучения

Индивидуальное обучение детей с особыми образовательными потребностями призвано выполнять следующие функции:

  • Развивающая. Данная функция предполагает, что процесс обучения направлен на развитие полноценной личности, чему способствует получение детьми соответствующих знаний, умений и навыков.
  • Образовательная. Не менее важная функция. Образование детей с особыми образовательными потребностями способствует формированию у них базовых знаний, которые будут являться основой информационного фонда. Также существует объективная необходимость развивать у них практические навыки, которые помогут им в дальнейшем и существенно упростят их жизнь.
  • Воспитательная. Функция направлена на формирование всестороннего и гармоничного развития личности. Для этой цели учащимся преподают литературу, искусство, историю, физическую культуру.
  • Коррекционная. Данная функция предполагает воздействие на детей путем особых методов и приемов, которые стимулируют познавательные возможности.

Структура коррекционного педагогического процесса

Развитие детей с особыми образовательными потребностями включает в себя следующие составляющие:

  • Диагностико-мониторинговая. Работа по диагностике - одна из самых главных при обучении детей с ООП. В коррекционном процессе ей отводится ведущая роль. Она является индикатором результативности всех мероприятий по развитию детей с ООП. Она включает в себя исследование особенностей и потребностей каждого из учащихся, который нуждается в помощи. Исходя из этого, разрабатывается программа, групповая или индивидуальная. Также большое значение имеет исследование динамики, с которой развивается ребенок в процессе обучения в специальной школе по специальной программе, оценка эффективности образовательного плана.
  • Физкультурно-оздоровительная. Поскольку большинство детей с ООП имеют отклонения в физическом развитии, эта составляющая процесса развития обучающихся крайне важна. Она включает в себя занятия для детей лечебной физкультурой, что помогает им научиться управлять своим телом в пространстве, отработать четкость движений, довести некоторые действия до автоматизма.

  • Воспитательно-образовательная. Данная составляющая способствует формированию всесторонне развитых личностей. В итоге дети с ООП, которые еще недавно не могли нормально существовать в мире, становятся гармонично развитыми. Кроме того, в процессе обучения большое внимание уделяется процессу воспитания полноценных членов современного общества.
  • Коррекционно-развивающая. Эта составляющая направлена на развитие полноценной личности. В ее основе лежит организованная деятельность детей с ООП, направленная на получение необходимых для полноценной жизни знаний, усвоение исторического опыта. То есть процесс обучения должен быть основан таким образом, чтобы максимально активизировать стремление к познанию учеников. Это поможет им догнать в развитии сверстников, которые не имеют отклонений в развитии.
  • Социально-педагогическая. Именно эта составляющая завершает формирование полноценной личности, готовой к самостоятельному существованию в современном социуме.

Необходимость индивидуального обучения ребенка с ООП

Для детей с ООП могут применяться две коллективная и индивидуальная. Эффективность их зависит от каждого отдельного случая. Коллективное образование происходит в специальных школах, где созданы особые условия для таких детей. При общении со сверстниками ребенок, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем некоторые абсолютно здоровые дети. При этом индивидуальная форма обучения необходима для ребенка в следующих ситуациях:

  • Для него характерно наличие множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения.
  • Когда у ребенка наблюдаются специфические отклонения в развитии.
  • Возрастные особенности. Индивидуальное обучение в раннем возрасте дает хороший результат.
  • При обучении ребенка в домашних условиях.

Однако фактически для детей с ООП крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.

Таким образом, появление термина "особые образовательные потребности" говорит о взрослении нашего общества. Поскольку данное понятие переводит ребенка с ограниченными возможностями и аномалиями в развитии в разряд нормальных полноценных личностей. Обучение детей с ООП направлено на расширение у них кругозора и формирование собственного мнения, обучение навыкам и умениям, которые необходимы им для ведения в современном обществе нормальной и полноценной жизни.

По факту особыми образовательными потребностями называются потребности, которые отличаются от тех, что предлагаются всем детям в рамках общеобразовательных школ. Чем шире возможности их удовлетворения, тем выше шанс ребенка получить максимальный уровень развития и необходимую ему поддержку на сложном этапе взросления.

Качество системы образования детей с ООП определяется индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, поскольку для каждого «особого» ребенка характерно наличие своей собственной проблемы, которая мешает ему вести полноценную жизнь. Причем зачастую эту проблему можно решить, пусть и не полностью.

Основной целью обучения детей с ООП является введение в общество ранее изолированных индивидуумов, а также достижение каждым ребенком, который причислен к этой категории, максимального уровня образования и развития, активация у него стремления к познанию окружающего мира. Крайне важно формирование и развитие из них полноценных личностей, которые станут неотъемлемой частью нового социума.

Современная школа пришла к пониманию важности учета индивидуальных особенностей детей. Он особенно необходим для детей, имеющих трудности адаптации к школе, трудности учения. Такие дети составляют от 15 до 30% учащихся начальной школы, и они учатся как в обычных, так и коррекционно-развивающих классах общеобразовательных школ. Новое веяние времени - создание инклюзивных (интегративных) школ. В этих школах необходимость индивидуальных образовательных планов и индивидуального подхода к развитию и коррекции ребенка диктуется самим статусом этих школ.

Чтобы эффективно помогать детям, чтобы строить адекватные их трудностям индивидуальные развивающие программы, нужно знать, что именно необходимо развить, чтобы помочь ребенку преодолевать не только имеющиеся сейчас, но и возможные в будущем трудности учения. Такой подход противоположен «натаскиванию детей на результат», поскольку целью помощи является «умение учится», а не приобретение отдельных знаний и навыков.

Характеристика особых образовательных потребностей у детей с нарушением слуха

Понятие «нарушение слуховой функции человека» подразумевает, в первую очередь, снижение его способности обнаруживать и понимать звуки, а также трудности в восприятии и понимании речи окружающих.

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха - глухие и слабослышащие.

Глухие дети не воспринимают речь разговорной громкости и без специального обучения устная речь у них не развивается. Для глухих детей использование слухового аппарата является обязательным условием их развития. Однако даже при использовании слуховых аппаратов они испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха - от незначительных трудностей восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Слабослышащие дети могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов определяют специалисты. Для полноценного развития плохослышащих детей, так же как и неслышащих, требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом.

Глухие и слабослышащие в зависимости от своих возможностей воспринимают речь окружающих тремя способами: На слух, Зрительно, Слухо-зрительно.

Основным способом восприятия устной речи для детей с нарушенным слухом является слухо-зрительное, когда ребенок видит лицо, щеки, губы говорящего и одновременно «слышит» его с помощью слуховых аппаратов.

Но даже при слухо-зрительном восприятии глухи или слабослышащие невсегда успешно воспринимают и понимают речь собеседника по следующим причинам:

Внешние - особенности анатомического строения органов артикуляции говорящего (узкие или малоподвижные при говорении губы, особенности прикуса и др.), маскировка губ (усы, борода, яркая помада и др.), специфика продуцирования речи (нечеткая, быстрая речь и др.), расположение говорящего по отношению к глухому или слабослышащему ребенку; количество включенных в беседу людей; акустическая обстановка и др.;

Внутренние - наличие незнакомых слов в высказываниях собеседника; «слуховые возможности» ребенка (неисправность слухового аппара; неполное «слышание», большие помещения (слабое отражение звуков от стен)); временная невнимательность (небольшое отвлечение, усталость) и ограниченность житейского и социального опыта ребенка с нарушенным слухом (недостаточное осведомленность по общему контексту или теме разговора и влияние этого на понимание сообщения) и др.

Среди наиболее значимых для организации учебного процесса особенностей выделяют следующее:

Сниженный объем внимания, низкий темп переключения, меньшая устойчивость, затруднения в его распределении

Преобладание образной памяти над словесной, преобладание механического запоминания над осмысленным;

Превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость развития словесно-логического мышления от степени развития речи обучающегося.

Нарушение слуха приводит к недоразвитию речи и своеобразному психическому развитию в целом. В связи с этим особые образовательные потребности глухих и слабослышащих в первую очередь связаны с трудностями восприятия, понимания речи и использования вербальной информации, что способствует возникновения особенностей взаимодействия с окружающими и формированию специфики личностной сферы.

К основным специальным образовательным потребностям ребенка с нарушением слуха относятся:

· Потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных видов коммуникации;

· Потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;

· Потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная);

· Потребность в формировании социальной компетенции.

· Для полноценного понимания речи говорящего, школьники с нарушением слуха должны видеть его лицо, губы, и слышать с помощью слухового аппарата. Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми. При проведении уроков и внеклассных мероприятий необходимо учитывать эту особенность детей.

Способность использовать полученные знания в конкретной жизненной ситуации - одна из важнейших составляющих социальной компетентности, которой глухой или слабослышащий школьник должен овладевать на уроках в процессе овладения основной образовательной программой, на коррекционно-развивающих занятиях.

Характеристика особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения

Среди лиц с нарушениями зрения выделяются категории слепых и слабовидящих.

Тотально слепые или дети с абсолютной слепотой (полностью отсутствует зрительно ощущение, что детерминирует неспособность отличить свет от тьмы, ориентироваться во времени суток)

Дети со светоощущением (имеет место только зрительные ощущения, что с одной стороны, обуславливает наличие способности воспринимать свет, с другой, - не позволяет данной группе учащихся воспринимать величину, форму, цвет объекта, степень его удаленности)

Дети со остаточным зрением или с практической слепотой (острота зрения от 0,04 до 0,005, позволяет данной группе лиц воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов и объектов, степень их удаленности)

Дети с заболеванием сужения поля зрения (до 10-15 градусов) с остротой зрения до 0,08.

Нарушение зрения (слепота, слабовидение) приводит к нарушению социальных отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных социальных установок избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное ситуативное поведение).

В период школьного инклюзивного обучения дети с нарушениями зрения не только получают общеобразовательную подготовку, но и проходят адаптацию в жизни и труду в контакте со зрячими людьми. Это позволяет накопить им определенный социальный и коммуникативный опыт, преодолеть страх перед общением со зрячими, сформировать большую уверенность в пространственной ориентации и передвижении, сформировать адекватное представление о себе, своих способностях и возможностях, повысить свой социальный статус.

При включении ребенка с нарушением зрения в инклюзивное образовательное пространство крайне важен учет его психофизиологических особенностей и медицинских показаний и противопоказаний, сформулированных в рекомендациях ПМПК в индивидуальной программе комплексной реабилитации.

В связи с этим перед инклюзивной школой, в которой обучаются слепые или слабовидящие дети, встает необходимость решения, наряду с общими, специальных задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, в профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии. В условиях адекватно созданной специальной образовательной среды в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения появляется возможность реализовать следующие необходимые функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, офтальмо-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную.

Характеристика особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжелые нарушения речи - это стойкие специфические отклонения формирования компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения). К тяжелым нарушениям речи относятся алалия, дизартрия, ринолалия и заикание, детская афазия.

Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. Отмечаются затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи, а так же коммуникативной деятельности. Все вместе это создает неблагоприятные условия для образовательной интеграции и социализации личности ребенка в обществе. педагогический учебный дети ограниченный возможность

У детей с ТНР снижается потребность в общении, оказываются несформированными формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь) и могут наблюдаться особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Внимание детей с ТНР характеризуется более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий, поиске различных способов и средств решения задач. Им труднее сосредоточить внимание на заданиях, со словесной инструкцией, нежели с комбинированной словесной и зрительной. Значительна снижена слуховая память, обучающиеся часто забывают трех-, четырехступенчатые инструкции.


Несформированность речевых и неречевых функций негативно отражается на формировании такого сложного вида деятельности, как учебная, являющаяся ведущей в школьном возрасте.

Преодоление вышеперечисленных трудностей обучения детей с тяжелыми нарушениями речи на базе общеобразовательной организации, реализующей инклюзивную практику, возможно, если при этом будут учтены особые образовательные потребности данной категории обучающихся:

· Потребность в обучении различными формами коммуникации (вербальными и невербальными), особенно у детей с низким уровнем речевого развития; потребность в формировании социальной компетентности.

· Потребность в развитии всех компонентов речи.

· Потребность в формировании навыков чтения и письма

· Потребность в развитии навыков пространственной ориентировки.

· Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.

Характеристика особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью

К лицам с нарушениями умственного развития (умственно отсталым) относят детей, подростков, взрослых, со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер.

Важным условием успешной учебной деятельности является внимание. Но у умственно отсталых детей оно характеризуется рядом особенностей: трудностью привлечения, невозможностью длительной концентрации, неустойчивостью, быстрой отвлекаемостью, рассеянностью. На уроке такой ребенок может показаться внимательным учеником, но при этом совершенно не слышать объяснения учителя. Для того, чтобы бороться с подобным явлением, учителю во время объяснения следует задавать вопросы, предлагать повторить только что сказанное.

Восприятие у умственно отсталых детей так же имеет определенные особенности. Прежде всего скорость заметно снижена: для того чтобы узнать предмет, им требуется заметно больше времени. Эту особенность важно учитывать в учебном процессе: речь учителя должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать её, нужно отводить больше времени на рассматривание предметов, картин, иллюстраций.

Отмечается, что у умственно отсталых детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание.

Отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. Речь детей монотонна, маловыразительна.

У умственно отсталых школьников нарушено мышление. Основным недостатком является слабость обобщений. Эти особенности необходимо учитывать при организации обучения. Чтобы сформировать правильно обобщение, следует затормозить все лишние связи, которые затрудняют узнавание общего и максимально выделить ту систему связей, которая лежит в основе.

Эмоциональная сфера школьников характеризуется незрелостью и недоразвитием. Эмоции детей недостаточно дифференцированы: переживания примитивны, их реакции зачастую неадекватны, у некоторых наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам.

Нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять её определенной цели.

Особые образовательные потребности:

· Наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Дается менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучается.

· Используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие - метод маленьких порций. Широко используется предметно-практическая деятельность.

· Одной из важных задач учителя является формирование системы доступных знаний, умений и навыков. Например, известно, что изучение исторических событий вызывает большие трудности у обучающихся, поэтому учебный материал может быть представлен как яркий рассказ из прошлого.

· Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большем количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.

· Необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Данную работу должны проводить специалисты: олигофренопедагог, логопед, специалист ЛФК.

· Необходимо формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации

· Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей с нарушениями интеллекта. Оно является основой нравственного воспитания, а так же важным средством их социальной адаптации.

· Необходимо создание психологически комфортной для школьников с нарушениями среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках или во внеклассной деятельности.

Характеристика особых образовательных потребностей детей с задержкой развития.

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников. Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм - это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

Ко второй группе - соматогенного происхождения - относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

Следующая группа - это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

Четвертый тип ЗПР церебрально-органического происхождения. Встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило, наименее благоприятен. Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно - недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.

Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития зависят от характера временного отставания психики, а именно замедлен ли темп психического развития в целом или отдельных функции (сенсорных, моторных, речевых, эмоционально-волевых); возраста ребенка; наличия неблагоприятных социальных факторов; наличие отягощающих соматических факторов.

Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях учебного процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью; импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях; приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью; отсутствием стремления улучшить свои результаты

Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:

Незрелость эмоционально - волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов.

Преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов

Низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности

Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире

Сниженная работоспособность

Повышенная истощаемость

Неустойчивость внимания

Ограниченность словарного запаса, трудности овладения письменной речью

Расстройство регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля

Более низкий уровень развития восприятия

Отставание в развитии всех форм мышления

Недостаточная продуктивность произвольной памяти, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти

Школьники с ЗПР нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:

· в побуждении познавательной активности, как средство формирования мотивации

· в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий

· в формировании общеинтеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков)

· в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти)

· в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, самостоятельности и ответственности за свои поступки

· в развитии и отработки средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально-одобряемого поведения.

· в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Характеристика особых образовательных потребностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» (НОДА) включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического или периферического типа. Заболевание и повреждение опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства.

К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов ЦНС. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП) 89% от общего количества детей с НОДА. Двигательные расстройства при ДЦП сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы.

Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных расстройств) относятся дети с преимущественным поражением НОДА неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития.

Охарактеризуем более подробно особенности детей с ДЦП как самой многочисленной группы.

Детский церебральный паралич - полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения ЦНС, которое нередко приводит к инвалидности. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функции других анализаторных систем (зрение, слух, глубокой чувствительности), судорожными приступами.

У детей с ДЦП задержана и нарушено формирование всех двигательных функции: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. В структуре двигательно дефекта у детей с ДЦП особое место занимают нарушения функции рук, именно они затрудняют бытовую, школьную и трудовую адаптацию. Активные движения у этих детей не в полном объеме, замедленны, напряжены, фрагментарны. Многие дети не умеют держать карандаш, не могут рисовать, пользоваться кисточкой.

При ДЦП отмечаются нарушения координированной деятельности различных анализаторных систем: патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства, существенно сказываются на восприятии. Около 25% детей имеют аномалии зрения: сужение полей зрения, снижение остроты зрения, косоглазие, диплопия. У 20-25% детей наблюдается снижение слуха: ребенок не слышит звуков высокой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п) затрудняется в их произношении (в речи пропускает их или заменяет другими звуками). Возникают трудности в обучении чтению, письму. Отмечается недостаточность пространственных и временных представлений (спереди, сзади, между, верху, внизу, далеко, близко). Трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижения объема механической памяти, нарушается целенаправленная деятельность.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и личности. У одних детей расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. У некоторых детей можно наблюдать состояния полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

· потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций

· потребность в особой организации образовательной среды, характеризуются доступностью образовательных и воспитательных мероприятий

· потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию обходных путей развитии

· потребность в предоставлении услуг тьютора

· потребность в помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений

· потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений

· потребность в максимальном расширении образовательного пространства - выход за пределы образовательной организации с учетом психофизиологических особенностей детей указанной категории

Характеристика особых образовательных потребностей детей с расстройством аутистического спектра.

Термин «аутизм» происходит от греческого слова «сам» и обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

Поскольку «аутизм» - медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводится комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Главная задача не вылечить детей (поскольку это невозможно), а помочь им адаптироваться в обществе.

В зависимости от характера степени проявления симптомов в настоящее время принято выделять 4 группы РДА.

1 группа. Детей этой группы отличает отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии.

2 группа. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Самая многочисленная группа.

3 группа. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута, они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых.

4 группа. Сверхтормозимость - отличительная черта детей этой группы. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе.

У всех школьников с РАС отмечаются стойкие трудности с пониманием и с использованием невербальных средств общения (нарушение визуального контакта, сложности в понимании жестов). Трудности в рамках школьного обучения представляют различные формы стереотипных форм поведения (например, ребенок раскачивается на стуле, совершает однообразные движения пальцами), речевых - произносит одну и ту же фразу. Значительные сложности при организации учебного процесса могут представлять потребность ребенка с РАС в соблюдении постоянства (например, ребенка не получается пересадить на другое место в классе).

Типичной проблемой для школьников с РАС является нарушенная чувствительность, что может проявляться как в непереносимости определенных звуков (например, ребенок с РАС не может писать, отвлекается потому что мел учителя «скрипит», другой ребенок в классе щелкает ручкой).

Следует отметить, что дети этой категории демонстрируют высокую вариабельность в развитии познавательной, речевой, социальной сфер и могут обучаться как в общеобразовательных, так и в специализированных школах, как в классе, так и индивидуально или дистанционно. Выбор учебного заведения, формы обучения зависит от многих факторов, в частности от особенностей психофизического развития, возможностей учреждения, позиции семьи в данном вопросе.

К особым образовательным потребностям в школьном возрасте относят:

· Потребность в психолого-педагогической поддержке ребенка с РАС в школе

· Потребность в разработке адаптированной образовательной программы

· Потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом)

· Потребность в использовании дополнительных средств, повышающих эффективность обучения детей с РАС

· Потребность в определении наиболее эффективной модели реализации образовательной практики

· Потребность в определении форм и содержания психолого-педагогической поддержки семьи

· Потребность в дозированной учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности

· Потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды

  • 4. Связь специальной педагогики с другими науками.
  • 5. Научные основы специальной педагогики: философские и социокультурные.
  • 6. Научные основы специальной педагогики: экономические и правовые.
  • 7. Научные основы специальной педагогики: клинические и психологические.
  • 8. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.
  • 9. Выдающиеся ученые-дефектологи – научная деятельность и вклад в развитие дефектологической науки.
  • 10. Личность педагога системы специального образования.
  • 11. Основы дидактики специальной педагогики.
  • 12. Понятие особых образовательных потребностей.
  • 13. Содержание специального образования.
  • 14. Принципы специального образования.
  • 8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
  • 15. Технологии специального образования.
  • 16. Методы специального образования.
  • 17. Формы организации обучения.
  • 18. Формы организации коррекционно-педагогической помощи.
  • 19. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
  • 20. Современная система специальных образовательных услуг.
  • 21. Психолого-медико-педагогическая комиссия как диагностико-консультативный орган: нормативно-правовая база, цели, задачи, состав.
  • 22. Медико-социальная профилактика нарушений в развитии.
  • 23. Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 24. Медико-педагогический патронаж детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 25. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 26. Школьная система специального образования.
  • 27. Профессиональная ориентация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 28. Система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 29. Система начального, среднего и высшего профессионального образования для лиц с отклонениями в развитии.
  • 30. Дополнительное образование лиц с нарушениями в развитии.
  • 31. Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 32. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
  • 33. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.
  • 34. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
  • 35. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.
  • 36. Интегрированное и инклюзивное образование.
  • 12. Понятие особых образовательных потребностей.

    Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

    Выделяют несколько составляющих особых образовательных потребностей:

    1) Когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;

    2) Энергетические: умственная активность и работоспособность;

    3) Эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания.

    Надо помнить, что особые образовательные потребности - не являются едиными и постоянными, - проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, - разной степени его выраженности;

    И во многом особые образовательные потребности определяют возможные условия обучения: в условиях инклюзивного обучения, в группах компенсирующей или комбинированной направленности, в классах для детей с ОВЗ; дистанционно и т.д.

    Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» - это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет. Например, когда необходимость в специальном образовании возникает под влиянием каких-либо социокультурных факторов.

    ООП, общие для различных категорий детей.

    Специалистами выделяются ООП, которые являются общими для детей, несмотря на разницу в их проблемах. К ним можно отнести потребности такого рода:

    1) Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

    2) Использование специфических средств для осуществления обучения.

    3) В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе.

    4) Дифференциация и индивидуализация обучения.

    5) Возможность максимально расширить процесс образования за пределы учреждения. Продление процесса учебы после окончания школы. Предоставление возможности молодым людям поступить в университет.

    6) Участие квалифицированных специалистов (врачей, психологов и др.) в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс.

    Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Для этого в стандартные общеобразовательные предметы школьной программы вносятся некоторые изменения. К примеру, введение пропедевтических курсов, то есть вводных, сжатых, облегчающих понимание ребенка. Этот способ помогает восстановить недостающие сегменты знаний об окружающей среде. Могут вводиться дополнительные предметы, помогающие улучшить общую и мелкую моторику: лечебная физкультура, творческие кружки, лепка. Кроме того, могут проводиться всевозможные тренинги, помогающие детям с ООП осознать себя полноценными членами общества, повысить самооценку и приобрести уверенность в себе и своих силах.

    Специфические недостатки, характерные для развития детей с ООП

    Работа с детьми с особыми образовательными потребностями, помимо решения общих проблем, должна также включать в себя и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. К специфическим недостаткам относятся те, которые обусловлены поражением нервной системы. Например, проблемы со слухом и зрением.

    Методика обучения детей с особыми образовательными потребностями учитывает эти недостатки при разработке программ и планов. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему школьного образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включены уроки по формированию устной речи.

    Необходимость индивидуального обучения ребенка с ООП

    Для детей с ООП могут применяться две формы организации обучения: коллективная и индивидуальная. Эффективность их зависит от каждого отдельного случая. Коллективное образование происходит в специальных школах, где созданы особые условия для таких детей. При общении со сверстниками ребенок, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем некоторые абсолютно здоровые дети. При этом индивидуальная форма обучения необходима для ребенка в следующих ситуациях:

    1) Для него характерно наличие множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения.

    2) Когда у ребенка наблюдаются специфические отклонения в развитии.

    3) Возрастные особенности. Индивидуальное обучение в раннем возрасте дает хороший результат.

    4) При обучении ребенка в домашних условиях.

    Однако фактически индивидуальное обучение для детей с ООП крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.

    Психология и педагогика

    Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

    85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Обычные педагоги в детских садах чаще всего не готовы эффективно работать с такими детьми, и корпорация «Российский учебник» получает много запросов на тему инклюзивного воспитания. Наш постоянный эксперт Элеонора Кулешова представляет основные правила коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования.

    Правила обучения дошкольников с ОВЗ

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья , согласно официальному определению, - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Именно на основе справки от комиссии ребенку присваивается статус ученика с ОВЗ. Когда родители предоставляют администрации документ о том, что их ребенок должен обучаться по адаптированной основной образовательной программе, организация не в праве отказать в обучении и создании специальных условий. При отсутствии документа, ребенок статус не получает, даже если нарушения очевидны.

    Адаптированная основная образовательная программа - это основная образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию. На сайте F gosreestr.ru можно ознакомиться с примерными образовательными программами для инклюзивного дошкольного образования.

    Справка ПМПК не только накладывает на администрацию новые обязательства, вроде обучения коррекционной работе с детьми с ОВЗ обычных воспитателей, но и открывает возможности для получения ресурсов, позволяющих организовать коррекционные занятия, осуществить применение индивидуальных программ в образовании - то есть сделать свой вклад в улучшение жизни и перспектив ребенка с проблемами здоровья. На основе справки ПМПК образовательная организация имеет право заказать у государства средства на необходимое техническое обеспечение и привлечение дополнительных специалистов.

    Классификация детей с ОВЗ

      Дети с нарушениями слуха.

      Дети с нарушениями зрения.

      Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

      Дети со стойкими нарушениями интеллекта.

      Дети со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.

      Дети с нарушениями речи.

      Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

      Дети со сложными нарушениями в развитии (сочетаются две и более из перечисленных групп).

    Эта книга великого педагога и гуманиста Януша Корчака - подлинная энциклопедия воспитания человека, от грудного возраста до становления личности и самоуправления подростков. В ней - серьезность наблюдений ученого и мягкий лиризм художника слова. Текст Корчака напитан бесценными мыслями, яркими метафорами и четкими рекомендациями. В течение многих десятилетий эта книга служит вдохновляющим ориентиром для миллионов родителей.

    Корректные термины появились недавно, и не все их можно встретить в тематической литературе. Однако нужно иметь в виду, что именно такое разделение сегодня актуально.

    Любая из представленных групп неоднородна. Например, среди детей с нарушениями слуха есть те, кто не слышит вообще, и те, кто не может слышать без специальных приспособлений, операций. Степень сохранности - это всегда резерв для получения ребенком большего количества знаний. Поскольку дети даже в определенной группе разные - значит, и нарушения разные, и рекомендации по работе тоже. Под каждого ребенка со правкой ПМПК должна быть написана индивидуальная образовательная программа, даже если в коллективе имеются дети со схожими нарушениями.

    Необходимо учитывать общие особенности детей с ОВЗ:

      Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.

      Проблемы с общей и мелкой моторикой.

      Заторможенность в развитии речи.

      Трудность в произвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность.

      Проблемы с познавательной деятельностью.

      Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.

      Низкая или слишком высокая самооценка.

      Неуверенность в своих силах.

      Полная или частичная зависимость от окружающих.

    Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей c такими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями (ООП).

    Особые образовательные потребности

    Дошкольное образование детей с ОВЗ, помимо решения общих проблем, должно также включать и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включена образовательная деятельность по формированию устной речи. Обучение детей со специальными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии - это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

    Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми. В ней мы собрали две книги в одной: «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» - книги, которые могут избавить вас и вашего ребенка от тонн психологической макулатуры. Нередко, став взрослыми, мы забываем, что некогда и сами были детьми. В первой части книги, основываясь на научной теории привязанности, она легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость?» и «Как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Вы сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером». Во второй части книги Людмила расскажет о том, как научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Вы сможете понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивалс, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

    Задачи обучение детей с ООП:

      Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.

      Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.

      Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.

      Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

    Один из частых вопросов по данной теме: как психологу общеобразовательного детского сада не перейти в процессе реализации новых правил к работе дефектолога? Необходимо различать сферы деятельности, когда речь заходит о вторичных нарушениях. Дефектолог работает с коррекцией познавательной сферы (например, когда при нарушении зрения страдает восприятие). Психолог же детского сада, при участии дефектолога, занимается коррекцией эмоционально-личностной сферы ребенка, которая тоже страдает при нарушении здоровья. Производить таким образом комплексный подход - это идеальный вариант. В любом случае образовательная организация на основе справки ПМПК может найти разные способы привлечения необходимых специалистов - например, не брать дефектолога в штат, а заказывать услугу по сопровождению детей с ОВЗ в центрах психологической коррекции.

    Похожие статьи