Основы социальной защиты инвалидов. Нормативно- правовая основа социальной защиты инвалидов в РФ. – организация проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, застройки городов и других населенных пунктов на основе неукоснительного соб

Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.13

Правовые основы социальной защиты инвалидов - это взаимосвязанная система нормативно-правовых актов, состоящих из правовых норм, регулирующих организацию социальной защиты лиц с ограниченными возможностями.

Система нормативно-правовой базы Российской Федерации, регулирующая социальную защиту инвалидов состоит из: общепризнанных международных правовых актов, Конституции РФ, законов и подзаконных актов, конституций республик, уставов субъектов, коллективных договоров и соглашений и др.

Как указывалось раннее, социальная защита инвалидов в Российской Федерации реализуется в соответствии с международным законодательством. Декларация ООН «О правах инвалидов» сформировала основные принципы прав и защиты инвалидов:

· Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства;

· Инвалиды имеют равные права что и остальные граждане;

· Инвалиды имеют право на медицинское и иное лечение, образование, трудоустройство и другое необходимое обслуживание.

· Инвалиды имеют право на меры по приобретению ими максимальной самостоятельности;

· Инвалиды имеют право на социальное и экономическое обеспечение;

· Инвалиды имеют право на беспрепятственную жизнедеятельность;

· Инвалиды должны быть защищены от проявления дискриминации;

· Инвалиды должны иметь возможность юридической помощи защиты их прав;

· Инвалиды должны быть оповещены о своих правах.

Российская Федерация, основываясь на международных стандартах, сформировала свою нормативно-правовую основу социальной защиты инвалидов.

Прежде всего, главный закон государства - Конституция РФ провозглашает Россию как социальное государство и даёт каждому гарантию на социальное обеспечение, в том числе и инвалидам.

Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи нуждающимся, в том числе и категории инвалидов. Однако предметом федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ.

В частности, закон устанавливает среди полномочий государства в области оказания социальной помощи - осуществление закупок лечебного питания для детей-инвалидов, с дальнейшей организацией его обеспечения.

В соответствии с законом, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют:

· инвалиды войны;

· инвалиды;

· деты-инвалиды.

Набор социальных услуг, касающихся социальной помощи инвалидам, состоит из:

1. Обеспечение детей-инвалидов специальным лечебным питанием.

2. Путёвки на санаторно-курортное лечение.

3. Бесплатный проезд на пригородном ж/д транспорте и на междугородном к месту лечения и обратно.

Инвалиды I группы и дети-инвалиды вправе получить вторую путёвку на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд для сопровождающего лица.

Срок продолжительности санаторно-курортного лечения составляет 18 дней, для детей-инвалидов срок увеличен до 21 день, а для инвалидов с травмами спинного и головного мозга - 24-42 дня.

Определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является федеральный закон от

Закон ставит цель перед государством - обеспечить инвалидов равными с другими гражданами возможностей в реализации своих законных прав и свобод.

Согласно закону, социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

А социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Законодательно запрещается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией понимается любое различие, исключение или ограничение по причине наличия у граждан инвалидности, повлекшее неравное осуществление законных прав и свобод инвалидами.

Закон устанавливает определённую процедуру признания лица инвалидом - медико-социальную экспертизу, осуществляемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Данная экспертиза была рассмотрена в параграфе 2.1. и регулируется постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Так же закон даёт определения понятиям реабилитации и абилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Реабилитационные мероприятия проводимые для инвалидов и утверждённые в федеральном перечне, осуществляются за счёт средств федерального бюджета.

Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, собственно реабилитационные действия. Она осуществляется всей совокупностью государственных и муниципальных органов и учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер, в сотрудничестве с негосударственными органами.

Нуждающиеся инвалиды имеют право на получение специальных реабилитационных технических средств, используемых для предотвращения жизненных ограничений. К ним могут относится средства для ухода, самообслуживания, передвижения и т.д.

Так же установлена ежегодная компенсация 17 420 рублей, на содержание собак-проводников.

Важное место в обеспечение жизнедеятельности инвалидов играет медицинское обслуживание. В Российской Федерации инвалидам, как и остальным гражданам, предоставляется бесплатная медицинская помощь. Закон регламентирует положения об оплате медицинских услуг, которые оказываются инвалидам, а также положения о возмещение необходимых затрат инвалидам.

Инвалиды имеют право на беспрепятственное получение всей необходимой информации. Для инвалидов по зрению это реализуется путём выпуска специализированной литературы для библиотек и образовательных учреждений. Для людей с нарушением слуха или речи существует система субтитров и сурдоперевода видеоматериалов.

В целях охраны прав инвалидов по зрению, закон наделяет субъекта права, в случаях кредитных операций, использовать факсимильное воспроизведение его собственноручной подписи, проставляемое с помощью средства механического копирования.

Особое внимание уделено в законе обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

Государственные органы и все организации обязаны обеспечивать инвалидам:

· Беспрепятственный доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуре;

· Беспрепятственное пользование всеми видами общественного транспорта;

· Возможность самостоятельного передвижения на объектах перечисленных инфраструктур;

· Сопровождение инвалидов;

· Установка специального оборудования;

· Устранение всех возможных препятствий для передвижения и деятельности инвалидов всех групп и заболеваний.

В случаях невыполнения данных предписаний без объективных причин, наступает административная ответственность.

Закон регламентирует определённый порядок и систему льгот при обеспечение инвалидов жилым помещением. Специально оборудованное жильё предоставляется инвалидам и семьям имеющим детей-инвалидов, с учётом состояния здоровья инвалида и других обстоятельств. Также предоставляется компенсация 50% от оплаты жилья и коммунальных расходов. Одинокие дети-инвалиды по достижению 18 лет обеспечиваются жильём вне очереди. Приоритет на первоочередное получение земельного участка под строительство жилья, имеют инвалиды, а также семьи имеющие в составе инвалидов.

Одним из направлений государственной социальной политики защиты прав инвалидов, является обеспечение образованием и профессиональной подготовки инвалидов.

Образовательные учреждения должны создавать необходимые условия для обеспечения образовательного процесса среди инвалидов. Образование осуществляется в соответствии с особенностями конкретного инвалида, и может выражаться в форме обычных образовательных учреждений, в специализированных для инвалидов образовательных учреждений или на дому.

Законом закреплены положения о гарантиях обеспечения занятости инвалидов. А для успешной реализации механизма трудоустройства и дальнейшей занятости инвалидов, важным аспектом является их профессиональная подготовка.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные или высшие учебные заведения они пользуются определёнными льготами - их зачисление производится независимо от плана приёма.

Профессиональная подготовка инвалидов является инструментом для реального трудоустройства, с учётом особенностей их здоровья и трудоспособности.

Закон относит к гарантиям трудовой занятости инвалидов:

· Обучение инвалидов новым профессиям;

· Условия развития предпринимательства среди инвалидов;

· Гарантия подходящих по профессиям рабочих мест;

· Квота для приёма инвалидов;

· Стимулирование работодателей для трудоустройства инвалидов;

· Условия труда в соответствии с реабилитационными и абилитационными программами.

Если численность работников организации превышает 100 человек, то устанавливается квота на трудоустройство инвалидов в количестве 2-4% от всего штата. Если численность работников меньше 100 и не менее 35 человек, то устанавливается квота не больше 3% от всего штата сотрудников. Квота не распространяется на общественные объединения инвалидов и их организации.

Квотируемые места должны быть переоборудованы в специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, отвечающие специальным требованиям, согласно индивидуальным нарушениям функций инвалидов.

Сокращённая продолжительность рабочего дня инвалидов I и II группы составляет не более 35 часов в неделю.

Ежегодный отпуск для инвалидов установлен в количестве не менее 30 календарных дней.

Законом запрещено установление ухудшающих условий положения труда инвалидов по сравнению с остальными работниками.

В законе отражены вопросы социально-бытового обслуживания инвалидов. Нуждающимся в помощи инвалидам организуется медицинские и бытовые услуги на дому или в стационаре. Так же инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами коммуникации и иными адаптационными техническими средствами.

Законом установлены ежемесячные выплаты всем категориям инвалидов:

· I группа - 2 162 рублей;

· II группа и дети-инвалиды - 1 544 рублей;

· III группа - 1 236 рублей.

В соответствии с законом, одной из форм социальной защиты инвалидов является общественные объединения инвалидов. Такие объединения создаются самими инвалидами или заинтересованными лицами для защиты прав инвалидов и их законных интересов. Государство и органы местного самоуправления поддерживают проявления такой формы социальной защиты и всячески оказывают различного вида помощь таким объединениям.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан, в том числе и инвалидов, осуществляется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данный закон пришёл на смену Федеральному закону от 02 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Под социальным обслуживанием понимается оказание социальных услуг. Социальные услуги подразумевают помощь нуждающимся в осуществление жизненно важных потребностей и улучшения жизненных условий.

К принципам социального обслуживания относится: недопустимость дискриминации; добровольность; сохранение привычной среды для нуждающихся; адресность предоставления услуг; наиболее удобные и эффективные поставщики социальных услуг.

Социальное обслуживание предоставляется получателю социальных услуг и осуществляется поставщиком социальных услуг.

Поставщики социальных услуг могут быть как государственными, так и негосударственными. Это могут быть различные коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели осуществляющие социальные услуги и т.д.

Наличие инвалидности является обстоятельством признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Инвалиды, как получатели социальных услуг, имеют право на: уважение и гуманность по отношению к ним; предоставление полной информации о сведениях социального обслуживания; выбор поставщика услуг; социальное сопровождение; отказ от получения услуг и др.

После подачи гражданином заявления на предоставление социальных услуг в течение 5 рабочих дней уполномоченный орган выносит решение о признании или непризнании гражданина нуждающимся в получении социального обслуживания. В случае признания гражданина нуждающимся он вносится в регистр получателей социальных услуг.

После предоставления поставщику индивидуальной программы заключается договор о предоставлении социальных услуг, между поставщиком и получателем.

Социальное обслуживание, в зависимости от необходимости, реализуется в стационарной и полустационарной форме, а так же на дому.

Согласно закону, социальное обслуживание предлагает широкий спектр социальных видов услуг для нуждающихся:

· Медицинские

· Психологические

· Бытовые

· Трудовые

· Образовательные

· Правовые

· Срочные

Положения о видах социальных услуг содержатся в статье 20 Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Потребность в срочных социальных услугах возникает при наступление острой жизненной необходимости. К срочным услугам относится: бесплатная еда, ночлег, одежда и т.д.

Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» гарантирует социальную защиту ветеранов в Российской Федерации, в том числе и инвалидов. Цель закона - обеспечение условий для достойной жизни данных категорий граждан.

Закон выделяет несколько категорий ветеранов инвалидов: инвалиды войны, ветераны военной службы, ветераны государственной службы. Для каждой категории установлено определение, разъясняющее кто может относится к данным категориям инвалидов.

Обеспечение условий для достойной жизни инвалидов, реализуется данным законом путём установления определённых гарантий и мер социальной поддержки инвалидов.

Меры социальной поддержки ветеранов инвалидов выражаются в:

· предоставление определённых льгот по пенсионному обеспечению;

· обеспечение нуждающихся инвалидов жильём;

· компенсация жилищных и коммунальных расходов в размере 50%;

· бытовые услуги;

· обеспечение протезными изделиями;

· гибкий ежегодный отпуск и возможность 60 дней без сохранения заработной платы;

· профессиональное обучение;

· особые условия внеочередности по обслуживанию различными услугами;

Более подробно о мерах социальной поддержки ветеранов инвалидов изложено в статье 14 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

Одной из форм социальной поддержки инвалидов войны, в соответствии с Федеральным законом, является установление ежемесячной выплаты в размере 3 088 рублей.

Стоит отметить, что предусмотренные Федеральным законом меры социальной защиты реализуются не только в отношении самих инвалидов, но и в отношении членов их семей.

Особое внимание законодательство Российской Федерации, при осуществлении государственной политики в области социальной защиты прав инвалидов, уделяет пенсионному аспекту. В связи с этим функционирует ряд законодательных актов.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» относит к видам страховых пенсий - страховую пенсию по инвалидности. Право на такую пенсию имеют застрахованные граждане имеющую одну из трёх групп инвалидности.

В прежнем законодательстве право на трудовую пенсию по инвалидности зависело от наличия одной из трёх групп инвалидности, причины инвалидности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма и др.), наличия и продолжительности общего трудового стажа.18 Новое законодательство устанавливает право на получение страховой пенсии по инвалидности независимо от перечисленных факторов, а лишь в зависимости от наличия признанной инвалидности. В случае же отсутствия страхового стажа, инвалид имеет право на социальную пенсию по инвалидности.

Расчёт размера и выплат страховой пенсии по инвалидности регулируется в соответствии с главой 4 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Закон устанавливает определённые случаи досрочного назначения страховой пенсии по инвалидности:

1. Инвалидам войны - мужчинам от 55 лет и страховым стажем от 25 лет, женщинам от 50 лето и страховым стажем от 20 лет.

2. Инвалидам I группы по зрению - мужчинам от 50 лет и страховым стажем от 15 лет, женщинам от 40 лет и страховым стажем от 10 лет.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» выделят такой вид пенсии, по государственному пенсионному обеспечению, как пенсия по инвалидности.

Пенсия по инвалидности устанавливается имеющим инвалидность военнослужащим, участникам ВОВ, награждённым знаком «Жителя блокадного Ленинграда», пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам.

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается нетрудоспособным гражданам с ограниченными возможностями.

В соответствии с законом, инвалиды войны имеют право получать одновременно две пенсии - пенсию по инвалидности и страховую пенсию по старости.

Условия назначения пенсий по инвалидности указаны в статьях главы II «Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению» 166-ФЗ. А их размер в главе III «Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению».

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признаёт обязательным страховым обеспечением по обязательному страхованию - страховую пенсию по инвалидности. А страховым случаем является наступление инвалидности.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" содержит положение о компенсации 50% от страховой премии по ОСАГО инвалидам, которые имеют транспортные средства.

В Российской Федерации насчитывается около 617 тысяч детей- инвалидов, поэтому так важно иметь соответствующее законодательство регулирующее поддержку детей-инвалидов. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закрепляет положения о реализации материнского капитала в отношении детей-инвалидов. В то же время, Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» поощряет практику усыновления детей-инвалидов, пособием в размере 100 000 рублей.

Положения о социальной защите граждан ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, содержатся в Законе РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействие радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система правовой защиты инвалидов в Российской Федерации включает в себя широкий спектр нормативно-правовых актов регулирующих данную сферу государственной политики. Большое количество законодательных актов, постановлений и приказов, позволяет тщательно регулировать важнейшие аспекты социальной политики в отношении инвалидов, проживающих на территории РФ.

Можно отметить, что Российское законодательство в области правовых основ социальной защиты инвалидов постоянно развивается и совершенствуется. Не мало важное значение для этого имеет международный опыт в данной сфере.

Так, 3 мая 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Согласно Конвенции, государство должно вести активную политику по защите прав инвалидов. Вследствие 1 января 2016 года вступил в законную силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Изменению подверглась процедура установления инвалидности, выражающаяся в признании инвалидности в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, а не от степени ограничения жизнедеятельности, как было ранее.

Помимо «реабилитации» в законе появляется понятие «абилитации», которое законодательно закрепило этот важный процесс. Также появилась индивидуальная программа абилитации инвалидов.

Закрепляется важность обеспечения доступности для инвалидов транспортной, социальной и инженерной инфраструктур, а также объектов связи.

С 1 января 2017 года вступит в силу положение о федеральном реестре инвалидов. Цель создания реестра - учёт сведений об инвалидах.

социальная защита инвалид законодательство

Цель обучения – оказание помощи в профессиональном становлении практических работников, занимающихся проблемами социальной защиты инвалидов, формирование специалистов, которые смогут применять научно обоснованные методы и средства для решения управленческих и других конкретных проблем, встречающихся в повседневной жизни лиц с ограниченными возможностями.

1. Теоретические и организационные основы социальной защиты инвалидов

1.1 Инвалидность как социальная проблема.

1.2 Структура инвалидности и положение инвалидов в России.

2. Правовые основы социальной защиты интересов инвалидов

2.1 Международная правовая база защиты интересов инвалидов.

2.2 Федеральная правовая база социальной работы с инвалидами.

2.3 Региональная правовая база социальной работы с инвалидами (на примере Московской области).

3. Исторический опыт социальной работы с инвалидами

3.1 Исторические аспекты социальной работы с инвалидами в России.

3.2 Социальная работа с инвалидами в контексте социальной политики Российской Федерации.

3.3 Зарубежный опыт социальной работы с инвалидами.

4. Технологии социальной работы с инвалидами

4.1. Основные направления технологии социальной работы с инвалидами.

4.2. Сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов.

4.3. Технология социальной диагностики: цели, этапы и способы проведения.

4.5. Технология психолого-педагогического воздействия в работе с инвалидами.

4.6. Технология социальной адаптации в работе с инвалидами.

4.7. Технология социальной терапии и методика ее осуществления в работе с инвалидами.

4.8. Технология социальной работы с детьми-инвалидами.

4.9. Технология социальной работы с инвалидами трудоспособного и пожилого возраста.

Анализируя законодательную политику Российской Федерации, можно констатировать, что за последние годы на государственном уровне были приняты определенные меры по ратификации и реали­зации ряда международных правовых документов, касающихся за­щиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

В иерархии законодательных актов высшую ступень занимает Конституция страны, в которой определены те органы, которым

предоставлены права законотворческой деятельности, - статья 104. Приоритетная роль в правовом поле РФ принадлежит зако­нам, принимаемым Федеральным собранием или его палатами (Государственной думой, Советом Федерации). Это - федераль­ные законы. Они имеют силу прямого действия на всей террито­рии России. Именно федеральные законы призваны обеспечить устранение негативных последствий правового неравенства, со­храняя или предоставляя каждому человеку возможность занять достойное место в обществе.

Субъекты Федерации также обладают правом принятия нор­мативно правовых актов, однако таковые носят локальный харак­тер, ограниченный определенной территорией, имеют более кон­кретное содержание, обозначающее гарантии для людей с огра­ниченными возможностями с учетом особенностей и специфи­ческих условий той или иной территории РФ.

Система федеральных законов наделена абсолютным приори­тетом перед нормативно правовыми актами, принимаемыми орга­нами исполнительной власти (постановления Правительства РФ, акты и положения министерств и ведомств). Последние обладают силой подзаконных нормативно-правовых документов, т.е. доку­ментов более низкого порядка, и не могут противоречить феде­ральным законам. Выполняя роль правового регулирования меха­низма реализации конституционных гарантий, федеральные за­коны определяют приоритеты целевых групп населения и содер­жат нормы их социальной защиты. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут изменять приоритеты и нормати­вы федеральных законов. Они имеют право устанавливать норма­тивные льготы, дополнительные к государственным, уточнять ме­ханизм реализации системы социальной защиты в границах своей территории.

Изменение социально-экономических условий в обществе на­ходит отражение в реформировании содержания государственной политики и неизбежно влечет за собой изменения и дополнения в законодательной базе. Соответственно изменяются целевые груп­пы населения, нуждающиеся в помощи, меняются нормативы и механизмы их социальной защиты.

Конституция как основной закон страны, имеющий продол­жительный срок действия и не подлежащий локальным измене­ниям, не может и не должна определять конкретную реализацию тех или иных содержащихся в ней постулатов. Для развития кон­ституционных гарантий существует система федеральных законов. Эти законы рассчитываются на менее продолжительное время по сравнению с Конституцией.

По мере накопления изменений в социально-экономической базе государства в законы могут вноситься изменения и дополне­ния, а в ряде случаев возникает необходимость принятия новых


■йсонов, регламентирующих ту или иную конституционную га­рантию.

Предпосылкой принятия или корректировки законодательных Яров следует считать их финансовое обеспечение, т.е. расчет средств и финансовых возможностей для реализации устанавли­ваемых в законе норм. Финансовое обеспечение, закрепленное в ■ОДжете, служит гарантией выделения необходимых средств, а i |едовательно, и материальной гарантией выполнения федераль­ных законов.

Важнейшее требование в области законотворчества - четкость формулировок законодательного акта, исключающая необходи­мость дополнительных разъяснений, инструкций и доступная для понимания каждым гражданином.

Особенностью формирования современной законодательной t)iiзы Российской Федерации является перенос приоритетов в сфере социальной поддержки незащищенных слоев населения, куда вхо­дят дети-инвалиды, с денежных выплат на оказание прямых (адресных) социальных услуг. Причем именно благопо­лучие отдельного человека становится критерием оценки всех обще­ственных явлений и преобразований.

С момента организации Комитета по делам семьи и демогра­фической политике при Совете Министров РФ (1990) возникла необходимость создания системы социальной защиты наиболее извимых слоев населения. В 1991 г. вышел ряд правительственных документов, которые предусматривали оформление правовой и нормативной базы системы социальной защиты населения Рос­сийской Федерации. Действовавшая до того времени советская модель социального обеспечения была реорганизована в совре­менную модель социальной защиты населения, которая предпо-магает новый для нашей страны вид социальной помощи - соци­альное обслуживание. В этот период произошли глобальные изме­нения в законодательной политике государства. Созданы новые законы, ориентированные на социальную защиту уязвимых слоев населения, к которым относятся люди с ограниченными возмож­ностями здоровья и жизнедеятельности.

В связи с этим важно разграничить понятия «социальная защи­та» и «социальное обслуживание».

Социальная защита - это система чрезвычайных мер, призван­ных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.

Социальное обслуживание носит нематериальный характер и пред­полагает индивидуальную поддержку в решении социально-педа-югических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществляется через систему социальных служб.

Законодательная политика РФ в области социальной защиты населения теперь ориентирована на создание долгосрочных мер

социального обслуживания тех слоев населения, которые в силу обстоятельств не могут самостоятельно преодолевать объективные ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 г., является основным правовым актом нашей страны. Она регла­ментирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их созда­ния и деятельности, основные права и обязанности граждан.

В главе «Права человека» обозначены отвечающие духу между­народных договоров и соглашений, заключенных Россией, демо­кратичные и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения.

Социальное равенство, равноправие, закрепленные в Конститу­ции, еще не являются фактически полным равенством в силу есте­ственного различия между индивидами. Так, инвалид или больной человек имеют ограниченные возможности в реализации своих спо­собностей по сравнению со здоровым человеком. Вот почему созда­ваемые на основе Конституции другие законы предусматривают опре­деленные правовые льготы отдельным категориям граждан. В осно­ве данного положения лежит идея социальной справедливости.

Среди принципиально важных законодательных реше­ний в области защиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями можно выделить следующие:

«О социальной защите инвалидов»,

«Об образовании»,

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,

«Об основных гарантиях прав ребенка»,

«Семейный кодекс Российской Федерации».

Названные законы имеют основополагающее значение для на­полнения конкретным содержанием социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности. Знание нормативно-правовых ак­тов по вопросам социальной защиты детей с отклонениями в раз­витии является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы в сфере образования.

Остановимся более подробно на рассмотрении федеральных законов, имеющих важное значение для специалистов, занимаю­щихся проблемами защиты и реализации личностных прав на об­разование детей и взрослых с особыми потребностями.

Закон Российской Федерации «О социальной защите инвали­дов» - его основные статьи вступили в силу с 1 января 1996 г.


Чтобы понять суть закона, необходимо указать, что ранее дей-ii ковавшее законодательство об инвалидах не содержало ни од­ною кодифицированного, единого правового акта. Многочислен­ные правовые нормы были разбросаны по разным правовым ис-iочникам, принимались в разное время, касались различных ка-кторий инвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью, что очень затрудняло их применение. Инва­лидность трактовалась как степень утраты трудоспособности. При i;iкой трактовке дети в возрасте до 16 лет не могли быть признаны инвалидами (возрастные изменения - до 18 лет - введены в за­кон с января 2000 г.). Лишь с выходом приказа Министерства здра-иоохранения СССР №1265 от 14.12.1979 г. в нашей стране офици­ально появился термин «дети-инвалиды».

Новый закон ввел правовое понятие «инвалид» - лицо, кото­рое имеет нарушение здоровья, обусловленное

1) заболеванием;

2) последствиями травм;

3) анатомическими дефектами.

В развитие данного определения этот же закон вводит еще один признак инвалидности - нуждаемость такого лица в социальной 1ащите. Особый правовой статус был установлен в отношении инвалидов, не достигших 18-летнего возраста. Эта категория ин-иалидов называется «дети-инвалиды». Порядок признания граж­дан, в том числе и не достигших 18 лет, инвалидами определен постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 965, в соот­ветствии с которым человек (ребенок) признается инвалидом при наличии следующих условий:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

2) ограничение жизнедеятельности;

3) необходимость мер социальной защиты.

Признание гражданина инвалидом осуществляется Государ­ственной службой медико-социальной экспертизы на основании его заявления, либо заявления его законного представителя, либо по направлению медицинского учреждения.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

по возрасту - дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;

по причинам происхождения инвалидности - инвалиды с дет­ства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего забо­левания;

по степени трудоспособности - инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные: инвалиды 1-й группы - нетрудоспособные, инвалиды 2-й группы - временно нетрудоспособные или трудо­способные в ограниченных сферах, инвалиды 3-й группы - тру­доспособные в щадящих условиях труда.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4.07.1991 г. № 117 содержит исчерпывающий перечень заболеваний, при которых ребенок признается инвалидом. Для экспертизы в случае решения вопроса о детской инвалидности используются также Инструк­тивные и методические материалы по установлению инвалидно­сти у детей, утвержденные приказом Министерства здравоохра­нения РФ от 27.08.1996 г. Из статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» следует, что понятия «инва­лид» и «ребенок-инвалид» тождественны и граждане, обладаю­щие этим юридическим статусом, имеют права на все льготы, обозначенные в законах.

Назначение ребенку инвалидности является юридическим ак­том и осуществляется Государственной службой медико-социаль­ной экспертизы в соответствии с приказом Министерства здраво­охранения № 117 от 4.07.1991 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (в связи с введенными возрастными изменениями - до 18 лет)». Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма.

К категории инвалидов относятся дети, имеющие «значитель­ные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов, которая определяется статьей 2 как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обес­печивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества.

Важнейшим правовым аспектом данного закона является об­основание функций Государственной службы медико-социальной экспертизы. В ее задачи входят не только признание человека (ре­бенка) инвалидом и определение группы инвалидности, но и разработка индивидуальных программ реабилитации на основе базовой федеральной программы.

Закон вводит понятие «реабилитация» - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Целями реабилитации являются восстановление социального статуса ин­валида, достижение им материальной независимости и его соци­альная адаптация - статья 9. Это положение законодательно закрепляет необходимость интеграции инвалида в общество и ока-


нише в этом максимальной помощи. Реабилитация инвалидов осу­ществляется на основе федеральной базовой программы - гаран-■эованного перечня реабилитационных мероприятий, техниче­ских средств и услуг, предоставляемых бесплатно за счет средств федерального бюджета, - статья К).

Воспитанию и обучению детей-инвалидов посвящена статья IS. Согласно ее установлению образовательные учреждения со-иместно с органами социальной защиты и здравоохранения обес­печивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование летей-инвалидов, получение общего среднего, среднего профес-i иоиального и высшего профессионального образования в соот-нетствии с индивидуальной программой реабилитации. При реа­лизации этого права государство гарантирует необходимые усло-ипя. Общее образование осуществляется бесплатно как в обще-п(>разовательных, так и в специальных образовательных учреж­дениях.

Закон предусматривает специальные условия пребывания де-11-й-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют им посещать та­кие учреждения, создаются специальные дошкольные учрежде­ния. Если и это невозможно, обучение организуется на дому.

Статья 19 гарантирует права инвалидов на образование. По­ложения закона, касающиеся защиты прав на образование детей-инвалидов, предполагают создание таких условий, при которых ребенок должен быть максимально приспособлен к учебной дея-нмп.ности посредством предоставления дополнительных услуг, в юм числе образовательных. Особые условия в сфере образования летей-инвалидов оговорены в законе следующим образом:

1) органы управления образованием обязаны обеспечить не­прерывность процесса воспитания и образования детей-инвали-лов - статья 18;

2) в общеобразовательных учреждениях должны быть созда­ны особые условия для получения образования инвалидами - (i атьи 8, 9;

3) в соответствии с типовыми положениями о специальных об­разовательных (коррекционных) учреждениях для воспитанников I ограниченными возможностями создана сеть специализирован­ных школ по профилю нарушений развития - статьи 18, 19;

4) при невозможности обучения ребенка-инвалида в услови­ях образовательного учреждения его обучение осуществляется на дому - статья 18.

Закон закрепляет особые права инвалидов на труд, медицин­ское обслуживание и лечение, транспортные, жилищные и иму­щественные льготы.

Гарантированные права инвалидов и особые условия их реали-ищии законодательно подкреплены положениями нормативных

документов более низкого порядка - постановлений, приказов, положений. Такие документы, как указ Президента РФ № 543 от 01.06.1992 г. «О первоначальных мерах по реализации Всемир­ной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; постановление Правительства РФ № 848 от 23.08.1993 г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года», принятый постановлением Правительства № 69 от 31.01.1994 г., являются единой законодательной базой для реализации прав детей Рос­сии, и в, том числе детей с ограниченными возможностями, на достойную жизнь, охрану здоровья, получение образования, а также на все виды реабилитации.

Право на реабилитацию включает обеспечение комплексом мероприятий, основанных на индивидуально-дифференцирован­ном подходе к проблемам и возможностям отдельного ребенка и его семьи.

Закон Российской Федерации «Об образовании», который после внесения изменений и дополнений вступил в силу 5.01.1996 г., напрямую связан с процессами реабилитации детей, имеющих инвалидность.

В нем нашло отражение законодательное закрепление по­ложений, направленных на обеспечение надлежащих условий для воспитания и обучения подрастающего поколения. Этот закон утверждает государственные гарантии на получение образования всеми детьми, и в том числе детьми с отклонениями в разви­тии. В частности, статья 50 (п. 10) предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их воспитание, обучение, лечение, со­циальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирова­ние указанных учреждений осуществляется по повышенным нор­мативам.

Направление детей и подростков в такие учебные заведения производится только с согласия родителей (и лиц, их заменяю­щих) по заключению специальных психолого-медико-педагоги­ческих консультаций.

На основании Федерального закона «Об образовании» Прави­тельством Российской Федерации разработаны типовые положе­ния об образовательных специальных (коррекционных) учрежде­ниях для обучающихся воспитанников с отклонениями в разви­тии, оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также порядок воспитания и обучения детей-инвали-


дов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, и другие нормативно-правовые акты ведомственного и межведом­ственного характера.

В соответствии с «Типовым положением о специальном (кор-рекционном) образовательном учреждении для обучения воспи­танников с отклонениями в развитии», утвержденным постанов­лением № 288 Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. деятельность по обучению и реабилитации воспитанников организуется в рамках образовательных программ, реализуемых в учреждениях различных видов:

I уч­реждение для обучения и воспитания неслышащих (глухих) де­тей;

II вид -- специальное (коррекционное) образовательное уч­реждение для обучения и воспитания слабослышащих детей;

III вид - специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучения и воспитания незрячих (слепых) де­
тей;

IV в и д - специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания слабовидящих детей;

V вид - специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой
патологией;

VI вид -- специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания детей с нарушениями опор­
но-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями раз­
личной этиологии и степени выраженности);

VII вид - специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания детей с задержкой психо­
физического развития;

VIII вид - специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучения и воспитания детей с умственной от­
сталостью.

Указ Президента Российской Федерации № 543 от 1 июня 1992 г. «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» послужил основой для создания сети учреждений нового типа. По­ложение о таких учреждениях было утверждено постановлением № 867 Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном уч­реждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Этот правовой акт положил нача­ло формированию инновационной стратегии в организации со­циально-педагогической помощи людям с ограниченными воз­можностями, в преодолении межведомственных барьеров в дея-

Тельности государственных и общественных структур, занимаю­щихся проблемами инвалидности, явился законодательным обо­снованием для образования принципиально новых форм учреж­дений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплекс­ные психолого-медико-педагогические консультации, реабилита­ционные и медико-психолого-социальные центры.

Закон РФ «Об образовании» признан одним из самых демокра­тичных в мире. Однако необходимо констатировать, что он затра­гивает лишь некоторые аспекты специального образования детей с отклонениями в развитии. Группой российских правоведов и ученых-дефектологов при участии европейских консультантов был подготовлен проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образо­вании)», в котором предусмотрена широкая вариативность обра­зовательных возможностей для детей и взрослых, включая инте­грированное обучение.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе­ дерации» принят Государственной думой 3 июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.

Появление этого документа стало существенным шагом вперед в развитии законодательной базы РФ в сфере социальной поддерж­ки детей. Фактически это первый российский закон, направлен­ный на защиту прав ребенка и призванный регулировать «отно­шения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации» - статья 2.

Отметим, что этот закон касается гарантий только социальных прав детей. В то время как международная Конвенция о правах ребенка (вступившая в силу 2 сентября 1990 г.) предусматривает более широкий спектр прав, который включает в себя как соци­альные, так и личные права (на жизнь, на гражданство, имя, семейное окружение, свободу мысли, совести, религии, слова, свободу ассоциаций, мирных собраний и др.). Тем не менее значе­ние закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» для нашей страны очень велико, так как он впервые декларирует законодательную защиту прав ребенка и в нем указа­ны основные механизмы реализации этой защиты. Закон не толь­ко и не столько закрепляет права детей, сколько устанавливает гарантии их защищенности. В частности оговаривается необходи­мость обеспечения следующих прав:

Охрана здоровья - статья 10;

Профессиональная ориентация, профессиональная подготов­ка и занятость -статья 11;

Отдых и оздоровление - статья 12;

Создание социальной инфраструктуры - статья 13;


Защита от информации, пропаганды и агитации, наносящих пред здоровью, нравственному и физическому развитию, - ста­тья 14;

Защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - статья 15.

Гарантии обеспечения перечисленных прав, в свою очередь, опираются на государственные минимальные стандарты основ­ных показателей качества жизни детей - статья 18. Конечно, практическая реализация положений этой статьи вызывает сомне­ния, так как в настоящее время она не может иметь соответству­ющего материального обеспечения. Например, государственные минимальные стандарты включают в себя минимальный объем социальных услуг, в которые среди прочего входят:

бесплатное медицинское обслуживание;

гарантированное обеспечение детей по достижении 15 лет пра­вом на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельно­сти, трудоустройство, охрану и оплату труда;

оказание квалифицированной юридической помощи.

Подобная практика законотворчества, к сожалению, характерна для современного периода социальной политики РФ. Как и во многих других социальных законах, в которых закреплены права отдельных уязвимых категорий населения, положения этого зако­на, касающиеся гарантий защиты прав и интересов ребенка, но­сят, скорее, декларативный характер.

Коренные изменения в политической и социально-экономи­ческой жизни страны не могли не отразиться на функционирова­нии таких важных социальных институтов общества, какими яв­ляются брак и семья. Новый кодекс охватывает все основные ас­пекты семейных отношений.

Одной из важнейших отраженных в нем тенденций является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права. Нормативно-правовые положения кодекса исходят из ос­новополагающего принципа - правовое положение ребенка в семье определяется с позиций интересов самого ребенка и вклю­чает следующие основные права:

Жить и воспитываться в семье;

Знать своих родителей (насколько это возможно);

Получать заботу и воспитание от своих родителей (а при их отсутствии - от других ответственных за это лиц);

Обеспечивать реализацию интересов ребенка, его всесторон­нее развитие и уважение его человеческого достоинства;

Право общаться с обоими родителями и другими родствен-

Защищенность прав и законных интересов ребенка, в том числе права самостоятельно обращаться в органы опеки и попе­чительства, а по достижении 14 лет - в суд;

Выражать свое мнение по вопросам, касающимся своей жизни;

Иметь имя и фамилию;

Получать содержание и иметь право собственности на при­надлежащее ему имущество.

Впервые сказано о правовой защите детей от насилия в семье. В этой связи подчеркивается, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, уничижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуата­цию - статья 65. В кодексе усилены нормы, касающиеся ли­шения родительских прав, - статьи 69 - 72; подробно регла­ментированы права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов -ста­тьи 61-69.

Итак, анализ государственно-правовых основ современной со­циальной политики Российской Федерации позволяет считать, что права людей с ограниченными возможностями в нашей стра­не приведены в соответствие с нормами международного права. Однако на практике реализация отдельных положений норматив­но-правовых документов сопряжена с определенными трудностя­ми, обусловленными прежде всего финансовой необеспеченно­стью мероприятий, декларируемых законами.

К недостаткам отечественной законодательной базы относит­ся отсутствие самостоятельного правового акта на уровне феде­рального закона, касающегося исключительно детей-инвалидов. Связанные с ними отдельные положения и правовые нормы, содержащиеся в различных юридических текстах, характеризу­ются непоследовательностью и противоречивостью, что затруд­няет их практическое применение. Имеющиеся проекты феде­ральных законов «О специальном образовании», «О дополни­тельных социальных гарантиях по защите детей-инвалидов и инвалидов с детства», регламентирующие механизмы взаимоот­ношений семьи особого ребенка, общественных организаций и государства в сфере защиты прав детей, уже в течение ряда лет находятся на стадии принятия в высших государственных струк­турах.

Наряду с законодательством важное место в формировании современной государственной социальной политики РФ отводит­ся целевым программам, федеральным и региональным, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям на­селения, к числу которых относятся люди с ограниченными воз­можностями. Наиболее эффективно реализуются федеральные про-


фаммы: «Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы» и «Дети России» (подпрограмма «Дети-инвалиды»).

Целями первой из них («Социальная поддержка инвалидов на,"000 - 2005 годы») являются формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необхо­димых условий для их полноценной жизни в обществе, для до­ступности пользованием элементами сложившейся социальной инфраструктуры.

Подпрограмма «Дети-инвалиды» направлена на разработку эффективной системы профилактики детской инвалидности, а гакже действенной системы реабилитации детей с ограниченны­ми возможностями; на оказание различных видов консультатив­ной и иной помощи семьям, в которых воспитываются такие дети; создание равных возможностей для получения медицинской по­мощи, образования, для беспрепятственного доступа ко всем сфе­рам жизнеобеспечения; на интенсификацию научных исследова­ний в области профилактики, ранней диагностики, своевремен­ной реабилитации детей с ограниченными возможностями и ус­пешной их интеграции в общество.

Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федераль­ных программах, должна привести к решению комплекса самых различных проблем, что скажется на качественном изменении положения людей с ограниченными возможностями в структуре современного российского общества.

Конституция как основной закон государства, важнейшие фе­деральные законы, нормативно-правовые акты образуют то право­вое пространство, в котором функционирует механизм социаль­ной защиты инвалидов и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с профессиональной деятельностью многих специалистов - социальных педагогов, учите-лей-дефектологов, воспитателей, социальных и медицинских ра­ботников, практических психологов и представителей управлен­ческого звена. Юридическая компетентность всех профессионалов в области специального образования является надежной гарантией в защите прав самой уязвимой категории детского населения Рос­сии - детей с особыми образовательными потребностями.

Контрольные вопросы и задание

1. Назовите важнейшие правовые документы, отечественные и меж­дународные, в которых закреплены права лиц с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности (инвалидов).

2. Какие основные права и свободы закреплены в международных правовых документах, касающихся инвалидов и умственно отсталых людей?

3. Какие права и гарантии даст закон «О социальной защите инвали­дов»?

4. Какие права и гарантии дает закон «Об образовании» для детей с отклонениями в развитии?

5. Подготовьте реферат или обзор по проблеме защиты прав инвали­дов (по материалам периодической печати).

Литературадля самостоятельной работы

Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и соци альной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. -1997.-№ 1.

Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов. - Нью Йорк, 1983.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».

«Защити меня!»: Материалы, иллюстрирующие положение Конвен­ции ООН о правах ребенка. - М., 1995.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Саломатина И. В. Международный форум слепоглухих правозащитни­ков // Дефектология. - 2005. - № 4.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инва­лидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.

Уорд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. - Тарту, 1995.


Похожая информация.


Социальному работнику необходимо знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек из этого правового международного документа: «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»; «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»; «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»; «Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»; «Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995г.).

Еще раньше, в июле 1992 г., Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др.(ст. 3 Закона).

Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора.

Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

Социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;

Срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т. п.);

Социально-консультационная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

1) одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;

3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100-150\% прожиточного минимума.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150\% прожиточный минимум.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора - государственный и негосударственный. Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.

Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.

Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т. д.

Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50\% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 Закона).

Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3\%). Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов. Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, техники, оплату санаторно-курортных путевок, за пользование общественным транспортом, приобретение, технический уход за личным автотранспортом и т. д.

Помимо федеральных законов социальным работникам необходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.

Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов,в Российской Федерации» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона). Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России, оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т. д. и т. п. Данные положения Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.

Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам детства предусмотрены такие размеры социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный всего необходимого с детства, прожить не в состоянии.

Средний размер пенсий по России на 1 января-2000 г. равнялся 640 рублям. Да и эти пенсии во многих регионах выплачивают не вовремя, с задержками до года. При таких условиях пенсионного обеспечения пенсионеры обречены на вымирание.

Но даже если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др. Нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Они в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнений с западными образцами инвалидной техники наши. Отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации.

21. Медико-социальные аспекты работы с инвалидами .

Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами. Такое определение понятия «инвалид» предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению.

Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности.

Перенесенные заболевания, приводящие к инвалидности еще до начала трудовой деятельности, занимают второе место среди других причин инвалидности. В анамнезе значительной части инвалидов такие тяжелые заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП), органические поражения центральной и периферической нервной системы, поражение опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, врожденные пороки и другая патология. Все это свидетельствует о том, что заботу об инвалиде следует рассматривать в комплексе с оказанием медико-социальной помощи каждому конкретному пациенту.

Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и, что очень важно, медико-социального характера.

В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения».

Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и трудновыполнимой процедурой.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите: при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез - до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности; работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.

Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику в учреждениях здравоохранения.

В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.

При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.

Следует отметить, что медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в условиях экономического кризиса и зарождающихся рыночных отношений в нашей стране. Социальный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения деятельностью органов практического здравоохранения и тем самым создает определенное равновесие в вопросах медицинского обеспечения.

Осуществляя уход за инвалидами, решая в определенной степени вопросы врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствует его психической реабилитации.

При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для родителей при повседневном общении с ними, обеспечении их жизненных потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.).

В обязанности социального работника входит организация медицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.

Одним из важных направлений деятельности всех организаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера. К таким мероприятиям можно отнести предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них производства на дому и т.д.

Инвалидом признается лицо, у которого имеются нарушения в работе функций организма, возникающие при некоторых заболеваниях или получении травмы и имеющее ограничения к осуществлению жизнедеятельности. Такие люди нуждаются в особой поддержке со стороны государства.

А, как известно, всякую деятельность государственных органов и подведомственных им учреждений, должны регулировать нормы законодательства. Это и есть правовая основа их работы.

Давайте рассмотрим, какие существуют правовые основы социальной защиты инвалидов.

Я – гражданин своей страны

Прежде, чем приступить к изучению специализированных актов, откроем Конституцию РФ и заодно обратимся к Федеральному закону О гражданстве в РФ.

Изучив эти законодательные акты мы знаем что, каждый гражданин России имеет права и свободы, является участником правовых отношений с государством.

Исходя, из этого каждый инвалид - гражданин нашей страны, имеет право на получение гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Разумеется, воспользоваться всеми мерами поддержки, предусмотренной для инвалидов, может лишь лицо, юридически признанное инвалидом.

Ими могут являться дети (инвалиды детства), люди, получившие инвалидность при получении травмы, участники боевых действий. К этой категории относят и некоторых престарелых граждан.

Социальная защита – комплексный подход

Каждое лицо, относящиеся к категории инвалид, стремиться к тому, чтобы его жизнь стала максимально приближенной к такой же жизни, как и у остального населения. При этом, многие инвалиды могут достигнуть желаемого лишь частично и то при особой поддержке государства.

Для выполнения этой миссии и существует социальная защита. Вообще это очень широкое понятие, оно охватывает практически все категории граждан практически во всех сферах жизни.

Говоря о социальной защите именно инвалидов – здесь ведется более тщательная работа, включающая множество механизмов воздействия, помогающих решить вопросы здравоохранения, образования, трудоустройства, реабилитации, социальной адаптации интеграции инвалидов.

Люди с инвалидностью имеют разнообразные потребности, зависящие от степени инвалидности, от вида заболевания, от имеющегося положения в обществе. Именно поэтому социальная защита выполняется индивидуально.

Основной Федеральный закон

Оказание социальной защиты инвалидам в нашей стране регулирует ФЗ № 181. Он так и называется о Социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В этом акте прописаны основные понятия, связанные с инвалидностью. Пункты закона содержат в себе порядок установления группы инвалидности, механизм прохождения медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, а также здесь рассматриваются меры поддержки людей, имеющих инвалидность во всех областях жизнедеятельности – образование, трудоустройство, психологическая помощь, социальное обслуживание.

При этом один законодательный акт не может содержать в себе все необходимые положения для регулирования многих процессов, происходящих в жизни человека с инвалидностью. Можно сказать, что в настоящем документе кратко перечислены все те меры поддержки, на которые может рассчитывать инвалид.

Отраслевые нормативные акты

Вообще социальная защита – это функция социальной политики. В свою очередь социальная политика состоит из различных отраслей:

  • Здравоохранение – ФЗ № 323
  • Образование – ФЗ № 273
  • Пенсионное обеспечение – ФЗ № 166

Отдельные пункты, отражающие права инвалидов, содержат и кодексы РФ: Налоговый, Трудовой, Жилищный.

Для того, чтобы инвалид смог решить определенный вопрос (самостоятельно или при посторонней помощи) знания основ ФЗ № 181 недостаточно.

Наше законодательство устроено таким образом, что на действие статей каждого закона накладывается действие других законодательных актов.

Допустим, статья 19 Федерального закона 181 говорит о том, что инвалидам в обязательном порядке и на бесплатной основе должно предоставляться дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее образование.

При этом порядок предоставления услуги, особенности приема и содержание образовательной программы и нормативы определены Федеральным законом об образовании, и другими актами, касающимися данного вопроса на федеральном и региональном уровне.

Наряду с Федеральными законодательными актами, регламентирующими социальную защиту инвалидов, исполнению подлежат и региональные законы и постановления.

Эти документы должны разрабатываться местными властями, учитывая особенности социально – экономического развития региона. Их статьи не должны противоречить нормам федеральных законов, а лишь конкретизировать их.


К примеру, в законе говориться, что на предприятии численностью от 50 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов от 2 до 4 % от общего числа сотрудников.

Региональные же акты устанавливают более точные цифры. Например в Иркутском регионе – 2 %, в Самарском - 3 %.

Часто случается, что наличие того или иного пункта в законе вовсе не помогает решить инвалиду возникшую проблему. Часто бывает такое, что люди просто не знают своих прав. Случается и то, что статья в акте написана «для галочки» и совершенно невозможно её воплощение в обыденной жизни человека с особенными возможностями и потребностями.

Сравнивая социальную защиту в современной России и в Советском союзе наблюдается положительная динамика. В СССР политика государства по отношению к инвалидам в большинстве случаев была направлена лишь на оказание медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий. Социальной адаптацией и созданием комфортных условий для существования этой категории граждан практически не занимались.

Читайте и другие статьи, рассказывающие о правах инвалидов на сайте!

Похожие статьи