Онтология кратко. Онтология как учение о мире в целом. Основные онтологические модели. В Средние века

В словаре русского языка XIX в. В. Даля нет категории бытия, а в глаголе «бывать» различаются самостоятельное (как присутствие, наличность – «я был там-то») и вспомогательное (зависящее от другого глагола и близкое к глаголу «стать» – «я стал тем-то») значения. С.И. Ожегов в своем словаре в XX в. определяет бытие как само существование, условия жизни, а глагол быть – как «иметь место», наличествовать, присутствовать.

Парменида считают основателем онтологии – учения о бытии, и первым метафизиком, поскольку он рассуждал о недоступном чувственному восприятию и его возможных свойствах. Бытие только мыслимо, но не воспринимаемо, оно есть то, что о нем мыслит человек, и его мысль и есть это бытие; так впервые в философии появляется принцип тождества бытия и мышления. Атомисты Левкипп и его ученик Демокрит говорили об атомах – неделимых твердых частицах, из которых все состоит, и пустоте, в которой атомы двигаются. Платон, основатель учения об идеях-эйдосах, первым в древнегреческой философии противопоставил мир вещей – материальный и изменчивый, миру идей – вечных и неизменных сущностей, обладающих подлинным существованием. Аристотель, ученик Платона, в каждом существующем объекте различал форму и вещество и пришел к идее первоформы и первовещества.

В древнеиндийской мифологии представлена чрезвычайно слож-ная и запутанная картина сотворения мира, в этом мире нет ничего постоянного, все изменчиво и перетекает друг в друга, даже боги могут иметь разные имена и обличья. Тем самым как-бы утверждалось, что истина не известна никому, даже богам. Началом этого мира является асат – небытие, бытие в потенции, которое переходит в сат – бытие («Ригведа»). В религиозно-философских системах понимание бытия определялись кастовой структурой древнеиндийского общества, которая делала невозможной всякую социальную революцию, устранившую бы несправедливость. Поэтому философы Древней Индии реальный физический мир и общество объявляли неподлинным, мнимым, иллюзией, а настоящим бытием обладали, по их мнению, или верховное божество (Бхагавата или другие), или каждый, кто достиг состояния нирваны. Нирвана – состояние угасания, затухания всяких желаний, эмоций, мыслей, освобождения от всего, что связывает человека с материальным миром.

В Древнем Китае, в отличие от древнеиндийского общества, философия вышла из простой и стройной мифологической картины мира. Началом всего китайские философы считали пять первоэлементов – землю, огонь, воду, дерево и металл. Затем появилась теория ци – материальной субстанции, напоминающей воздух или эфир, в движение она приводилась противоположными силами ян и инь – темным и светлым, теплом и холодом, твердым и мягким и т.д. В даосизме (основатель Лао-Цзы, VII–VI вв.) началом всего объявлялось дао, которое невозможно назвать, увидеть, которое есть везде и нигде одновременно. Дао – некая пустота, из которой появилось все: оно породило одно (хаос), одно породило два (ян и инь), два породило три (ян, инь и гармонию), три породило все. Пустота делает вещи пригодными к употреблению – пустота внутри кувшина или в центре колеса и т.п. Иероглиф, передающий дао, состоит из двух частей, означающих дорогу и человека, смысл его в том, что дао – это путь, по которому идут люди. Его смысл сближает дао с древнегреческим логосом Гераклита.

Средневековая философская мысль, в условиях господства религиозного мировоззрения, обладающим истинным бытием считала бога, а неистинным – сотворенный им мир.

В Новое время в Европе развивается, в противовес господствовавшему религиозному мировоззрению, материалистическое учение. Возникает понятие материи – вечно существующей материальной субстанции. Всякое же иное существование могло быть только идеальным, что не вписывалось в материализм, поэтому фактически из лексикона философов-материалистов исчезает категория бытия. Среди философов-материалистов XVIII в. следует назвать имена Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. Они заложили основу материалистического понимания бытия, получившего развитие в философии марксизма.

Рене Декарт (1596–1650) в своем знаменитом тезисе «ego cogito , ergo sum – я мыслю, следовательно, существую», фактически выступил против идеи божественного сотворения человека и мира. Согласно этому тезису, человек своим существованием обязан только акту своей мысли, и первая мысль, начинающая его существование, является самой простой – «я есть», она не содержит ничего, кроме самополагающего чистого, без каких-либо свойств, существования.

Лейбниц, немецкий математик и философ, в своей теории монад – первоначал, утверждал, что они не содержат частей, не имеют протяженности и формы. Изменяться они могут только из внутреннего принципа, поэтому они должны обладать стремлением; они должны в себе объединять все многообразие существующего, поэтому их состояния могут быть названы восприятиями, в которых, как и в человеческом восприятии, отражается весь мир.

Бытие в идеалистических системах, прежде всего – философии Гегеля, приобрело фундаментальное значение начала как всякого существования, так и познания. С Гегелем фактически заканчиваются попытки построения субстанциальной онтологии. Уже в XX в. Н. Гартман (1882–1950) создает не субстанциальную, а процессуальную онтологию. В своем докладе на философском конгрессе 1949 г. в Испании он излагает концепцию, согласно которой подлинным существованием обладает не субстанция, а причина и следствие. Объекты и процессы существуют здесь вместе в процессе становления. В органических образованиях длительность существования сохраняется не через субстанциальность (клетки человеческого организма, отметим, меняются полностью за 9–11 лет), а через внутреннее равновесие, регулирование; такое существование мож-но назвать консистенцией. Ее каузальность – не имманентная, а передающаяся, то есть мы наблюдаем не развитие того, что есть в причине, а производительное созидание.

Выделяются слои реального мира: физически-материальный, органически-живой, душевный, исторически-духовный. То, что можно установить о них – это закономерности строения. Само бытие определить и объяснить невозможно, но можно отличить его виды и анализировать их модусы – возможного, действительного и необходимого. Модальный анализ – ядро новой онтологии. Остальное относится к учению о категориях. Реальность связана с временностью, процессностью, индивидуальностью. В учении о категориях Гартманом выделяются совместные и специальные принципы отдельных слоев: пространство, субстанция и математическая структура завершаются на органическом уровне, а время, процессность, каузальность продолжаются внутри духовного бытия. Новые принципы возникают на границе слоев: органическая природа подчиняется саморегулированию, самовоссозданию. Прибавляется (исходя из задатков) надкаузальная форма детерминации – процесс самообразования. Душевный мир – это замкнутые внутренние сферы, выход из них – через акты хотения, действия, познания, любви и ненависти. Далее – духовность: язык, право, нравственность, мораль, религия, техника, искусство; здесь нет актов, сознания, наследственности, все безлично. Индивид, охваченный ими – не просто субъект, но личность.

Слои накладываются друг на друга. Органическая жизнь носима неживой природой и переоформляет ее, душевная поднимается над ними и надстраивается (она не меняет структуру органической жизни). Появление (der Einschag ) категориального novum (новизны) основано на автономии от нижних слоев. Основной онтологический закон формулируется Гартманом так: 1) более низкие принципы являются более сильными, всеносящими и не могут быть сняты более высокой формой; 2) высокие слабее, но в своем novum самостоятельны и воздействуют на низкие. Свобода имеется на каждой ступени, более высокой по отношению к более низкой. Свобода воли как моральной личности – лишь специальный случай, ее можно понять лишь из онтологического закона. Свобода – не снятие существующей определенности, а начало более высокой, поэтому индетерминизм как теория не нужен.

Быть или иметь, быть или существовать – в подобных фразах люди выражают свое понимание отличия разных способов человеческого существования: как независимое от мира вещей, как способность противостоять обстоятельствам, а не плыть по течению. В противном случае человек растворяется в мире вещей или становится их рабом.

У М. Хайдеггера (1889–1976) это называется растворением человека в сущем, забвением бытия, а именно созерцательного – отстраненного – отношения к миру, присущего античному человеку. Хайдеггер разделяет существование объектов материального мира и су-ществование человеческое – сущего и бытия, онтического и онтологического соответственно. Переход от сущего к бытию человек осу-ществляет благодаря трансценденции – вынесению себя за пределы сущего, он выступает в просвет бытия, в терминологии Хайдеггера – в здесь-бытие. Тем самым человек освобождается от своей захваченности сущим и может определять свое отношение к нему – экзистировать. На это определяющим образом влияет осознание человеком собственной смертности. Именно осознание собственной конечности, или – бытие-к-смерти, заставляет его понять главную за-боту своей жизни. Забота является модусом бытия, как и другие виды настроения, например, радость, любовь и прочее. Бытие, таким образом, имеет единственное измерение – время, а фундировано (основано) оно языком – «язык – дом бытия».

Ж.-П. Сартр (1905–1980) различает бытие-в-себе, как способ существования материальных объектов, и бытие-для-себя, присущее только человеку. Бытие-в-себе означает, что бытие есть то, что оно есть (стол есть стол). Человек начинает свое существование с бытия-в-себе, но в какой-то момент он начинает осознавать себя, и это ведет к прекращению бытия-в-себе, к его ничтожению (неантизации), человек перестает быть частью сущего и выступает в ничто. Это ничто человек и заполняет своей будущей сущностью, своим способом существования, и он для него является подлинным.

Религиозное направление (К. Ясперс, Г. Марсель и др.) в экзистенциализме связывает подлинное существование с богом, а задача человека определяется в приближении к нему.

В общем, бытие экзистенциалисты определяют как потенциальное, в форме замысла, проекта существования, а реализация превращает его в часть сущего, вынуждая человека постоянно проектировать свое будущее и возвращать тем самым бытие. Поэтому у Хайдеггера забота непреходяща, а у Сартра человеческие качества существуют, только когда они проявляются.

Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусомв 1613 г. в работе «Философский лексикон». Первоначально его значение в принципе совпадало с «метафизикой». Но уже столетием позднее, у Х. Вольфа, онтология – это самостоятельный раздел метафизики, наряду с рациональной теологией, космологией и психологией. С тех пор онтология – отдельная дисциплина философского знания.

«Отцами» онтологии считают древнегреческих мыслителей Гераклита, Парменида, Платона . В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее бытия – природной, духовной, социальной, человеческой и др. Соответственно, специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы.

В античности онтология начала формироваться с разработкой базовой категории «бытие» и производных от нее понятий «сущее» и «сущность». Бытие рассматривается в качестве предмета философской рефлексии и является категорией, которая означает то, что есть . Обращение к данной категории связано с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. С позиции античных мыслителей, бытие обладает такими свойствами, как единство, вечность, цельность. О бытии возможно подлинное знание , реализуемое с помощью разума , обладающего способностью созерцания того, что не дано в чувствах, а является умопостигаемой реальностью . Такое бытие считалось трансцендентным, т.е. «запредельным».

Бытие противопоставлялось эмпирическому, повседневному миру. Для этого повседневного мира использовался термин становление . Если о бытии возможно знание, то о становлении – только правдопобные сведения, опирающиеся на чувства.

В Новое время проблематика онтологии отходит на второй план под давлением гносеологического подхода. (теперь в центре внимания – не бытие, а познание, в частности, метод познания и т.п.). В рамках гносеологического подхода субъективность приобретает статус ведущего предмета познания, что задало иное понимание специфики онтологическогознания , т. к. онтология из учения о всеобщих законах мира вещей становится учением о первых основах человеческого познания.

Яркий пример такого нового подхода – трансцендентальная философия Иммануила Канта. По Канту, трансцендентальное познание направлено не на самое сущее, а на исследование условий возможности знания о нем. Согласно Канту, предмет познания находится не в бытии, а в понятиях и определениях разума. В результате в онтологии все вопросы о бытии оказываются связаны с разрешением проблем познания. Это приводит к стиранию границ между учениями о бытии и познании, а разделение проблем на онтологические и теоретико-познавательные приобретает достаточно условный характер. В этом случае сознание воспринимает себя как особое сущее, существующее в мире таким образом, что его формой бытия становится познание мира.


В 20 – 30 гг. ХХ в. возрождается интерес к проблемам онтологии как таковой, вне сцепки с гносеологией. Об этом свидетельствуют работы Н. Гартмана, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера . Однако современная онтология сосредотачивает свое внимание на бытии человека в универсуме и исходит из следующих положений:

§ человеческое бытие как человеческая субъективность и сознание не выводимы из законов внешнего, объективного мира, и не могут быть объяснены с помощью этих законов;

§ сознание человека рассматривается как особый регион бытия, отличный от других объектов, ибо оно не просто есть, а существует как проект и открывает самого себя в мире;

§ поэтому требуется особый метод постижения человеческого бытия. Это не теоретическое познание, не умозрение, а понимание. Понимание бытия предполагает перспективу Другого

Таким образом, на смену онтологии объекта как объективном учении о мире и онтологии субъекта , акцентирующей внимание на актах и структурах сознания, благодаря которым формируется наше представление о мире, приходит экзистенциальная онтология человека или человеческого бытия, создаваемая той системой отношений, которая устанавливается между человеком и миром, а также между человеком и Другими (людьми).

С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, но, говоря простым языком, само свойство объекта реально существовать в любой форме (материальной или идеальной). В истории бытие интерпретировалось как: число(Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма(Аристотель ), благо(Платон ), Бог(Августин, Фома Аквинский и др.), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и др.), материя (Ф. Энгельс ) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего .

В современный понятийный аппарат активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия,: например, иллюзорное бытие в виртуальном пространстве, своеобразное бытие-небытие.

Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное ). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального . Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Небытие – это то, что реально не существует , что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто , форма проявления небытия – ничто . Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие? Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования. Подобный вопрос обнаруживают и у других мыслителей, например, у Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и М. Хайдеггера.

В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских парадигмах – философии бытия ифилософиинебытия . Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая – наоборот: признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным или даже иллюзорным.

С целью «ухватить» в понятии все многообразие форм бытия в философии использовались различные термины: «фюсис», «мир», «Вселенная», «Космос» и др. Наиболее развитым интегральным смыслом среди них обладает понятие Универсум , поскольку органично соединяет философские и естественнонаучные аспекты значения. Когда философия говорит об Универсуме, она в первую очередь интересуется тем, что лежит в его основе. Другими словами, в рамках онтологической проблематики первостепенную роль играет субстанциальный подход . Суть его состояла в поиске основания бытия универсума - субстанции (от лат. substantia - сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

В дополнение к понятию «субстанция» идут такие категории, как «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Атрибут – это свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Нечто необходимо присущее, непременное. К примеру, протяженность – атрибут материи. Мыслимость – атрибут идеи. Всемогущество – атрибут понятия «Бог», если мы в силу своих убеждений считаем Бога субстанцией. В содержании категории «модус » фиксируется свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях - в отличие от понятия «атрибут», которое обозначает постоянное свойство. Под субстратом понимается основа конкретного проявления бытия, т.е. модуса. Наконец, акциденция выступает как констатация случайного свойства, которое может быть исключено из рассмотрения без переосмысливания сущности рассматриваемого предмета.

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

Развитие философских представлений о материи прошло три этапа.

1) Материя как вещь. Этот этап связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен ), затем – атомы (Левкипп, Демокрит ). Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель ).

2) Материя как свойство. В Новое время понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.

3) Материя как отношение. На третьем этапе (XIX–XX в.) материю стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Данное понятие может быть определено только через отношение материи к сознанию (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин ). Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

Система (составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) – категория, указывающая на способ связи между элементами, наличие внутренних связей, внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.

Основные структурные уровни организации материального бытия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.

В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

В живой природе :протоплазма(живые молекулы)клеткаорганизм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество , в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации.

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную . Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорота, восхождения от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единства восходящей эволюции и нисхождения.

В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях – прогрессивном, регрессивном и нейтральном . Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем . С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.

Понятие пространство обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют прежде всего реальные параметры сущего. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального и концептуального пространства и времени. Перцептуальное пространство и время обозначают психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств сущего, а концептуальное – теоретические формы их отражения, научные и философские представления социума о пространстве и времени.

К основным свойствам пространства обычно относят:

§ размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности. В математике часто используется понятие многомерного пространства (n > 3), но оно обозначает иные (не только пространственные) характеристики вещей и процессов – например, их разнообразные функции, состояния и др.

§ изотропность – свойство физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров как длина, ширина и т. д.

Основным свойством времени чаще всего считают необратимость (одномерность) – способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

Субстанциальная концепция пространства и времени рассматривает их как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (сторонники этой концепции в истории философии – в частности, Демокрит и Ньютон), а времякак бесконечный поток состояний и событий.

Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (сторонники этой концепции в истории философии – в частности, Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).

В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности). В результате формируются новые, неклассические представления о пространстве и времени, в частности:

§ пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости и движения (чем выше скорость, тем оно короче и тем медленнее течет для него время);

§ пространство и время взаимосвязаны, образуют неразрывное единство – 4 – мерный континуум пространство-время ;

§ свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.

В трактовке времени выделяют также динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий) и статическую (отрицается «течение» времени, т. к. нет разницы между временными событиями) концепции.

Специфика социально-исторического пространства и времени. Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления. Социальное пространство представляет собой социально организованную среду, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоречивость , с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность – с другой. Социальное время понимается как исторический роцесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т. д.

  • 8. Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой культуре.
  • 9.Философия эпохи Возрождения: основные направления и этапы развития.
  • 10.Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Дилемма эмпиризма и рационализма.
  • 11.Философия и идеология в эпоху Просвещения.
  • 12.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.
  • 13. Марксистская философия: ее сущность, основные этапы развития и значение в истории цивилизации.
  • 14. Философия и национальное самосознание. Основные идеи и этапы развития философии в Беларуси
  • 15. Классики философской мысли Беларуси. Роль и влияние их наследия на развитие современной культуры.
  • 14-Й вопрос – обзорный, внимание больше на периодизацию, меньше на особенности учений отдельных философов. 15-й вопрос – наоборот.
  • 16.Основные особенности и этапы развития русской классической философии.
  • 17.Тематическое пространство и основные традиции в русской философии конца хiх–хх вв.
  • 18.Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции.
  • 19.Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии.
  • 20.Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
  • 21.Природа как объект философского и научного анализа.
  • 22.Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы».
  • 23.Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
  • 24.Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии
  • 25. Научные и философские модели антропогенеза.
  • 26. Экзистенциальные характеристики личности.
  • 27.Сознание человека как предмет филос. Рефлексии. Основные традиции анализа сознания в философии.
  • 28. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
  • 29. Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в истории философии
  • 30. Структура и основные характеристики познавательного процесса
  • 31. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Знание и вера
  • 32. Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы
  • Наука, ее когнитивный и социокультурный статусы
  • 34. Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение
  • 35.Основные философско-теоретические модели общества
  • 36.Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике
  • 37.Проблема субъекта и движущих сил истории
  • 38.Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные типы цивилизаций
  • 39.Система хозяйствования в цивилизационном процессе: понятие техники и технологии
  • 40.Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире
  • Вопрос 40 – более общий по отношению к вопросу 41.Особое внимание в вопросе 41 – соотношению понятий «народность», «этнос» и «нация.
  • Феномен власти в жизни общества. Структура и функции власти
  • Власть и политика. Политическая система общества, ее сущность, типы и функции.
  • 44.Власть и государство. Исторические типы и формы государства
  • 45.Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология
  • 46. Традиции и новации в динамике культуры
  • 47.Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры
  • 53.Проблема начала и конца науки.
  • 54.Научное и вненаучное знание: их возможности и границы.
  • 20.Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.

    Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусомв 1613 г. в работе «Философский лексикон». Первоначально его значение в принципе совпадало с «метафизикой». Но уже столетием позднее, у Х. Вольфа, онтология – это самостоятельный раздел метафизики, наряду с рациональной теологией, космологией и психологией. С тех пор онтология – отдельная дисциплина философского знания.

    «Отцами» онтологии считают древнегреческих мыслителей Гераклита, Парменида, Платона . В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее бытия. Соответственно, специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы.

    В античности онтология начала формироваться с разработкой базовой категории «бытие» и производных от нее понятий «сущее» и «сущность». Бытие рассматривается в качестве предмета философской рефлексии и является категорией, которая означает то, что есть . Обращение к данной категории связано с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. С позиции античных мыслителей, бытие обладает такими свойствами, как единство, вечность, цельность. О бытии возможно подлинное знание , реализуемое с помощью разума , обладающего способностью созерцания того, что не дано в чувствах, а является умопостигаемой реальностью . Такое бытие считалось трансцендентным, т.е. «запредельным».

    Бытие противопоставлялось эмпирическому, повседневному миру. В Новое время проблематика онтологии отходит на второй план под давлением гносеологического подхода. (теперь в центре внимания – не бытие, а познание, в частности, метод познания и т.п.). В рамках гносеологического подхода субъективность приобретает статус ведущего предмета познания, что задало иное понимание специфики онтологического знания , т. к. онтология из учения о всеобщих законах мира вещей становится учением о первых основах человеческого познания.

    Яркий пример такого нового подхода – трансцендентальная философия Иммануила Канта. По Канту, трансцендентальное познание направлено не на самое сущее, а на исследование условий возможности знания о нем. Согласно Канту, предмет познания находится не в бытии, а в понятиях и определениях разума. В результате в онтологии все вопросы о бытии оказываются связаны с разрешением проблем познания. Это приводит к стиранию границ между учениями о бытии и познании, а разделение проблем на онтологические и теоретико-познавательные приобретает достаточно условный характер. В этом случае сознание воспринимает себя как особое сущее, существующее в мире таким образом, что его формой бытия становится познание мира.

    В 20 – 30 гг. ХХ в. возрождается интерес к проблемам онтологии как таковой, вне сцепки с гносеологией. Однако современная онтология сосредотачивает свое внимание на бытии человека в универсуме и исходит из следующих положений:

      человеческое бытие как человеческая субъективность и сознание не выводимы из законов внешнего, объективного мира, и не могут быть объяснены с помощью этих законов;

      сознание человека рассматривается как особый регион бытия, отличный от других объектов, ибо оно не просто есть, а существует как проект и открывает самого себя в мире;

      поэтому требуется особый метод постижения человеческого бытия. Это не теоретическое познание, не умозрение, а понимание. Понимание бытия предполагает перспективу Другого

    Таким образом, на смену онтологии объекта как объективном учении о мире и онтологии субъекта , акцентирующей внимание на актах и структурах сознания, благодаря которым формируется наше представление о мире, приходит экзистенциальная онтология человека или человеческого бытия, создаваемая той системой отношений, которая устанавливается между человеком и миром, а также между человеком и Другими (людьми).

    С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, но, говоря простым языком, само свойство объекта реально существовать в любой форме (материальной или идеальной). В истории бытие интерпретировалось как: число (Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель ), благо (Платон ), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и др.), материя (Ф. Энгельс ) и т. д.

    В современный понятийный аппарат активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий.

    Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное ). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального . Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

    Небытие – это то, что реально не существует , что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто , форма проявления небытия – ничто . Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия.

    В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских парадигмах – философии бытия ифилософии небытия . Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая – наоборот: признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным или даже иллюзорным.

    Универсум , Когда философия говорит об Универсуме, она в первую очередь интересуется тем, что лежит в его основе. Другими словами, в рамках онтологической проблематики первостепенную роль играет субстанциальный подход . Суть его состояла в поиске основания бытия универсума - субстанции (от лат. substantia - сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

    В дополнение к понятию «субстанция» идут такие категории, как «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Атрибут – это свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Нечто необходимо присущее, непременное. В содержании категории «модус » фиксируется свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях - в отличие от понятия «атрибут», которое обозначает постоянное свойство. Под субстратом понимается основа конкретного проявления бытия, т.е. модуса. Наконец, акциденция выступает как констатация случайного свойства, которое может быть исключено из рассмотрения без переосмысливания сущности рассматриваемого предмета.

    Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

    Развитие философских представлений о материи прошло три этапа.

    1) Материя как вещь. Этот этап связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен ), затем – атомы (Левкипп, Демокрит ). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель ).

    2) Материя как свойство. В Новое время понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.

    3) Материя как отношение. На третьем этапе (XIX–XX в.) материю стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания.

    Система (составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) – категория, указывающая на способ связи между элементами, наличие внутренних связей, внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.

    Основные структурные уровни организации материального бытия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые.

    В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

    В живой природе :протоплазма(живые молекулы)клетка организм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

    В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество , в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др.

    Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную .

    В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях – прогрессивном, регрессивном и нейтральном . Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем .

    Понятие пространство обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют прежде всего реальные параметры сущего.

    К основным свойствам пространства обычно относят:

      размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат).

      изотропность –характеристики объектов не зависят от таких параметров как длина, ширина и т. д.

    Основным свойством времени чаще всего считают необратимость (одномерность) – способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

    Субстанциальная концепция :Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений, а времякак бесконечный поток состояний и событий.

    Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их.

    В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности).

    В трактовке времени выделяют также динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий) и статическую (отрицается «течение» времени, т. к. нет разницы между временными событиями) концепции.

    Специфика социально-исторического пространства и времени. Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления. Социальное пространство представляет собой социально организованную среду, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоречивость , с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность – с другой. Социальное время понимается как исторический роцесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т. д.

    Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятельствах. Нередко исследователи пытались осмыслить этот мир в целом, как он ость, придавая ему черты действительности, реальности, сущего, отыскать наиболее общие закономерности составляющих его процессов и явлений, обнаружить его первоосновы, определить категории, позволяющие наиболее полно отразить сущность мира.

    При этом возникало немало разночтений и трактовок; не одна из концепций не повторяла полностью другую. Но в них было немало и общего. Так, многие ученые использовали в построении своих философских систем о наиболее общих принципах и закономерностях развития мира категорию «бытие».

    Бытие — реальность, существующая независимо от сознания (различают материально-предметное, объективно-идеальное, личности); категория, фиксирующая основу существования.

    Такого рода исследования и возникающие в результате исследований теории принято относить к онтологическим. А философскую дисциплину, объединяющую взгляды на наиболее общие закономерности окружающего мира, называют онтологией.

    Бытие в онтологии

    Онтологию можно определять как философскую дисциплину о наиболее общих и фундаментальных закономерностях существования и развития мира. Она выявляет и исследует те основы — наиболее общие принципы, законы, понятия, положения и т.д., — которые определяют фундамент представления об окружающей действительности. В связи с этим онтологию иногда отождествляют с .

    Онтология (от греч. он — сущее, логос — слово, учение, понятие) — учение о бытии как таковом, раздел философии о фундаментальных принципах бытия; наиболее общие принципы и категории сущего.

    Понятие «онтология» появилось лишь в XVII в., введено Родольфом Гоклениусом (1547-1628) как синоним метафизики, но тематика онтологии существовала с древних времен. Поэтому определение онтологии как «первой философии» достаточно точно отражает ее роль в системе философского (и лаже в целом научною) знания. В то же время отношение к онтологии в философской среде неоднозначно. Так, онтологический подход к окружающей действительности критиковал , который считал, что восприятие окружающего мира возможно лишь через априорные формы сознания. То есть, по Канту онтологические вопросы всецело зависят от самого сознания, и вне сознания и его априорных форм постановка онтологических вопросов невозможна. В XX в. в философии постмодерна единственным способом бытия окружающего мира было признано развитие текста (процессуальность рассказа) о том, что может окружать человека или мыслиться, осознаваться им; бытие оказалось представлено через бытие интерпретации мира.

    Рис. Бытие как проблема философии

    Однако любое объяснение окружающего мира в той или иной мере содержит онтологическую составляющую, представленную совокупностью основных принципов, оценок, отношений к действительности, к миру.

    Основные вопросы, решаемые онтологией, связаны с происхождением окружающего мира, с формированием главных закономерностей его становления, развития, с соотношением мира и составляющих его частей, с проблемами качественных, количественных, временных параметров мира и его элементов, со степенью взаимообусловленности предметов, процессов, явлений окружающего мира, выявлением их взаиморасположения и последовательности становления. Онтология ставит вопросы о наиболее общих причинах всего сущего , об источниках, характере и направлениях развития Вселенной и составляющих ее больших и малых систем.

    Категории онтологии отражают главное в представлениях о мире. В связи с тем, что эти представления различны (подходы разных философских школ и традиций могут противоречить друг другу), в основе размышлений об окружающей действительности оказываются различные категории. Возникали разные мнения о том, какая из категорий отражает самое общее понимание окружающего мира? какую из них следует помешать в основу осмысления реальности. При этом следует помнить, что категории всегда связаны с чем-то, что философ, исследователь мыслит в действительности, т.е., с той системой, предметом, процессом, явлением, свойством, аспектом и т.д., которые ученый обозначает данной категорией.

    Материализм и бытие

    Так, исследователи, считающие, что наш мир представляет собой совокупность материальных объектов, находящихся в различных по качеству и интенсивности отношениях между собой, полагают, что такой «исходной» категорией должна быть материя. В трактовке материалистов материя существует вечно — она никем и ничем не создана, неуничтожима . Она находится в постоянном движении, в ходе которого проявляется в различных формах, образует сложную иерархию самых разнообразных систем (от атомов до галактик, от относительно несложных материальных предметов до самых совершенных живых организмов и человеческого общества). Материя становится источником множества процессов и явлений, в том числе и сознания, присущего человеку.

    Подобным образом строятся онтологические представления материалистов, хотя у разных материалистических школ онтология может иметь свои особенности. Исходным пунктом исследования окружающего мира может стать природа в ее материалистическом понимании, как конкретное проявление материи и многообразии ее форм, явлений, процессов. С природой оказываются схожи категории космос, вселенная, универсум. Иногда космос и природа воспринимаются как синонимы. В этом случае они означают все сущее, весь мир в многообразии его форм.

    Между этими категориями могут быть найдены и различия. Так, природа мыслится, скорее, исходя из понимания того земного мира (земной природы, непосредственной ), который привычен человеческому восприятию. Вместе с тем эта «земная природа» мыслится включенной в «природу вообще» — в весь материальный мир, в том числе и ту его часть (такие проявления). которая не только не находится в «поле зрения» человека, но и о которой человек может даже и не подозревать. Космос же представляется как все многообразие материального (материи), в котором привычный человеку мир мыслится одним из фрагментов этого бесконечно сложного образования.

    Идеализм и бытие

    И природа, и космос, и вселенная как категории могут трактоваться не только с материалистических позиций. В некоторых философских учениях Природа отождествляется с Богом (пантеистических; например, так трактует природу Б. Спиноза). Космос подобно природе может трактоваться как в материалистическом, так и в идеалистическом ключе (а также в дуалистических, позитивистских или каких-либо иных философских традициях).

    Онтологические воззрения идеалистов не менее разнообразны, чем взгляды материалистов. Общее в них то, что материя уже не имеет статуса основы всего сущего. Источником всего, что окружает человека, а также во многих случаях и причиной самого существования человека, оказывается идеальное начало. Бог , Мировая идея, Космический разум , Абсолют - такого рода категории могут лежать в основе философских систем идеалистов (объективный идеализм). Исходной категорией может оказаться и индивидуальное сознание (субъективный идеализм). Согласно таким воззрениям. именно индивидуальным сознанием определяется окружающий мир.

    Социальное бытие

    Мир — также важная категория онтологии. Следует отличать мир как синоним светской (вне церкви) составляющей общества, всего общества, как земную среду обитания человека или как состояние отношений между социальными системами (странами, союзами государств), когда возникающие между ними противоречия разрешаются ненасильственными методами, от мира в онтологическом смысле. В онтологии мир — это совокупность материальных объектов и идеальных представлений, в которую включен человек. В данном случае «точкой отсчета» можно признать миропонимание человека. А мир — это бытие человека в природе.

    Другими словами, мир — это актуальный для человека аспект природы, вселенной, космоса. Следовательно, мир может носить различные характеристики. Это может быть мир отдельной личности и всего человечества, мир реальный и ирреальный, мир материальный и идеальный, и др. В свою очередь, реальность (как материя и материальное, идея и идеальное) — также важная категория онтологии. Она означает актуальные для человека, воспринимаемые им предметы, процессы, явления окружающего мира. Реальность также зачастую оказывается тождественна природе, материи, вселенной, бытию. При этом реальность может быть как освоенная, познанная, так и еще не открытая, непознанная. То есть реальность связана с обнаружением окружающих человека форм, отношений, систем, в которых проявляется мир. Обоснованно полагать, что реальность может быть материальной — это предметы, процессы, явления материального мира. Такую реальность называют объективной: она существует независимо от сознания и воли человека (созданные человеком материальные предметы в дальнейшем существуют также независимо от сознания создателя).

    Среди наиболее значимых категорий онтологии следует назвать субстанцию. Это тоже объективная реальность, но рассматриваемая не со стороны многообразия ее форм, а со стороны ее внутреннего единства (в независимости от разнообразия форм, проявлений). Другими словами, субстанция — это предельное основание реальности, то, чем в конечном итоге является все воспринимаемое человеком, с чем он гак или иначе сталкивается (что познал ранее, с чем может встретиться в будущем). Для материалистов это материя; сознание, с их позиции, — лишь одно из явлений, возникших в результате ее развития, явление пусть и очень важное, сложное, но «несамостоятельное».

    Подобная иерархия устраивает не все философские школы. Некоторые из философов склонны полагать основой всего некую идеальную сущность, которая либо творит материю, либо на основе разрозненных ощущений создает представление о внешней среде, ошибочно принимаемое за материальный мир, которого в реальности может и не быть. Так, объективные идеалисты полагают источником всего окружающего объективное идеальное начало, которое творит и материю. С позиции субъективных идеалистов, представление о мире формируется индивидуальным сознанием. Встречаются философы (дуалисты), полагающие реальными две равноправные субстанции — материю и сознание; результатом их взаимодействия является существующий мир во всем многообразии форм. Плюралисты же считают, что субстанций множество.

    Таким образом, каждая из категорий онтологии, с одной стороны, характеризует окружающую человека действительность с определенной стороны, придает особую специфику ее пониманию субъектом. С другой стороны, многие из этих категорий нередко связаны с определенной мировоззренческой позицией. То или иное соотношение категорий, определенное (с указанием последовательности, иерархии, значимости каждой из них относительно друг друга) объединение их в общую систему дает представление о позиции автора. Категории дополняют друг друга, а попытки придать какой-либо одной из них значение универсальной, возвести ее в статус основополагающей, наиболее обшей подвержены критике со стороны философов, имеющих иные точки зрения.

    Наиболее часто используемой в онтологических концепциях является категория бытие. Многие мыслители именно с нее начинают «строительство» своего понимания окружающей действительности. Во многих случаях эта категория оказывается наиболее универсальной, другие категории онтологии нередко определяются через бытие. Так, природу иногда трактуют как натуру или естественное бытие природных явлений, а мир человека — как бытие в мире.

    Причем и сама онтология чаще всего трактуется как учение о бытии. Бытие как таковое и есть центральная проблема онтологии.

    Бытие является предельно широкой философской категорией. Оно объединяет все существующие объекты тем, что они существуют, при этом само существование не может быть предикатом (Кант) – простым или даже неотъемлемым свойством объекта; нельзя сказать, что «стол существует», из-за очевидной тавтологичности. Быть – зна-чит существовать, быть сущим, а бытие есть существование.

    Что же значит существовать? Мы можем утверждать, что объект существует, если он воспринимается (или может быть воспринят) непосредственно или с помощью технических средств: в нем различаются форма и ее наполнение – составляющие и материал. То есть объект, например, стол, существует как некий способ соединения частей (тождественная бытию определенность – качество у Гегеля). Во всех своих разновидностях стол остается самим собой – столом, сохраняя свою сущность, субстанциальность. Он может распасться на составляющие, но и в этом случае существование не прекращается, поскольку мы можем воспринимать части распавшегося – ножки, столешницу и прочее. В свою очередь, составляющие также могут разложиться на то, из чего они сделаны.

    Эти рассуждения в итоге приводят к нескольким следствиям. Во-первых, существуют некая первая форма и первая бесформенная материя (Аристотель), из которых все «собирается». Но они не могут быть восприняты, поскольку первая форма не воплощена в материал, а первоматерия не имеет формы. Если первоматерия может быть названа просто «возможностью», то первая форма – это чистая форма, чистая идея (эйдос), мысль. И мы ничего не можем сказать об их свойствах, поскольку не способны их воспринять, пока они не перейдут в реальное существование через соединение. Во-вторых, если весь воспринимаемый мир из чего-то состоит, то вопрос «какими свойствами этот первичный субстрат может обладать?» имеет ответ: это первоначало не может состоять из частей, не может быть сотворено и уничтожено, не может двигаться. В противном случае оно не было бы первым, раньше всего появившимся, а все дальнейшие и остальные существования и процессы – его проявлениями. К этим выводам пришел Парменид: бытие вечно, неизменно, целокупно, несотворимо и неуничтожимо, бытие есть, небытия же нет, поскольку из ничего ничто не может возникнуть. Но оно не будет доступно восприятию, не имея физических свойств, а значит, существует для нас только потенциально. В-третьих, неизбежно начинаются поиски подлинного, неизменного и вечного существования в качестве надежной опоры в противовес неспособному быть таковой наблюдаемому изменчивому и преходящему миру. И если воспринимаемый физический мир изменчив и текуч, то подлинной опорой может быть нематериальное, духовное начало (например, мир идей Платона или бог), или же действительным началом существования может быть только нечто отличное от него, а именно несуществование, небытие (асат, дао), и оно должно содержать в себе все многообразие физического мира.



    По сути, начало как идеальное, как небытие или как материальное, с точки зрения познания, друг от друга ничем не отличаются, потому что все они одинаково не могут быть воспринимаемы. Даже материальному первоначалу невозможно приписать каких-либо свойств, которые помогли бы его обнаружить, в противном случае возникал бы вопрос о причине обладания именно этим свойством, существующим наряду с этим первоначалом. Поэтому первоначало – это только простое существование.

    Другой вопрос: что есть собственно существование? Если существовать значит обладать свойствами, через которые существование обнаруживается, то тогда что именно обладает свойствами, что обнаруживается? Стол обладает свойствами. Получается, что на стол «навешиваются» какие-то свойства, и после этого он доступен восприятию? В случае с артефактами просто – вещь существует сначала в голове изготовителя в виде идеи, которая затем воплощается в материале и получает реальные свойства. Но если речь идет о природных объектах, встает вопрос: почему и как возникает некое соединение свойств – какой-нибудь конкретный объект? Если он возник случайно, то весь мир становится неустойчивым и непредсказуемым. Если же он возник с непреложной необходимостью, то мир становится детерминистским. Но в любом случае возникновению объекта предшествует некая подготовленность внешних обстоятельств, следствием которых явился он. Вот эта подготовленность места, когда есть все необходимое – вещество, форма, – но еще нет объекта, является основой реального, фиксируемого существования, сущего. Это можно назвать предсуществованием, существованием в потенции. Бытие как предельно широкая категория, означающая просто существование, и будет таким существованием, поскольку реальный объект – всегда совокупность множества свойств.

    Таким образом, поиски ответа на вопрос, что значит быть (существовать) и что такое бытие (существование), привели к идее простого, чистого, потенциального (нереального, не доступного восприя-тию) существования.

    В истории философии понимание бытия определялось как духовными запросами, так и чисто познавательным интересом.

    В Древней Греции в период натурфилософии определение бытия было связано с поисками первоэлемента как принципа объяснения и основы всякого существования. Первоэлементом объявлялись вода (Фалес), воздух (Анаксимен, 588–525 гг.), бесконечно разнообразные первичные элементы – семена вещей, гомеомерии (Анаксагор, 500–428 гг.), огонь (Гераклит). Эмпедокл первоначалом признавал четыре элемента – землю, воду, огонь и воздух. Анаксимандр, ученик Фалеса, первым пришел к мысли, что первоначало не может быть определено в принципе, что оно есть нечто неуловимое – апейрон. Парменид, представитель школы элеатов, пришел к тавтологическому утверждению, что бытие есть и что небытия нет. Этой тавтологией он опровергал заявления некоторых мыслителей, что с исчезновением какой-либо вещи исчезает и то, из чего она состоит. Парменида считают основателем онтологии (учения о бытии) и первым метафизиком, поскольку он рассуждал о недоступном чувственному восприятию и его возможных свойствах. Бытие только мыслимо, но не воспринимаемо, оно есть то, что о нем мыслит человек, а мысль и есть это бытие; так, впервые в философии появляется принцип тождества бытия и мышления.

    Атомисты Левкипп и его ученик Демокрит говорили об атомах – неделимых твердых частицах, из которых все состоит, – и пустоте, в которой атомы движутся. Платон, основатель учения об идеях-эйдосах, первым в древнегреческой философии противопоставил мир вещей – материальный и изменчивый – миру идей – вечных и неизменных сущностей (субстанций), обладающих подлинным существованием. Аристотель, ученик Платона, в каждом существующем объекте различал форму и вещество и пришел к идее первоформы и первовещества.

    В древнеиндийской мифологии началом является асат – небытие, бытие в потенции, которое переходит в сат – бытие («Ригведа»). В религиозно-философских системах понимание бытия определялось тем, что кастовая структура древнеиндийского общества делала невозможной устранение социальной несправедливости. Поэтому философы Древней Индии реальный физический мир и общество объявляли неподлинным, мнимым, иллюзией, а настоящим бытием обладали, по их мнению, или верховное божество (Бхагавата или др.), или каждый, кто достиг состояния нирваны. Нирвана – состояние угасания, затухания всяких желаний, эмоций, мыслей, освобождения от всего, что связывает человека с материальным миром.

    В Древнем Китае в отличие от древнеиндийского общества философия вышла из простой и стройной мифологической картины мира. Началом всего китайские философы считали пять первоэлементов – землю, огонь, воду, дерево и металл. Затем появилась теория ци – материальной субстанции, напоминающей воздух или эфир, в движение она приводилась противоположными силами ян и инь – темным и светлым, теплом и холодом, твердым и мягким и т.д. В даосизме (основатель Лао-цзы, приблизительно VI в. до н.э.) началом всего объявлялось дао, которое невозможно назвать, увидеть, которое есть везде и нигде одновременно. Дао – некая пустота, из которой появилось все: оно породило одно (хаос), одно породило два (ян и инь), два породило три (ян, инь и гармонию), три породило остальное. Пустота делает вещи пригодными к употреблению – пустота внутри кувшина или в центре колеса и т.п. Иероглиф, передающий дао, состоит из двух частей, означающих дорогу и человека, смысл его в том, что дао – это путь, по которому идут люди. Его смысл близок к древнегреческому логосу Гераклита.

    Средневековая философская мысль в условиях господства религиозного мировоззрения обладающим истинным бытием считала Бога, а неистинным – сотворенный им мир.

    В Новое время в Европе развивается, в противовес господствовавшему ранее религиозному мировоззрению, материалистическое учение. Возникает понятие материи – вечно существующей материальной субстанции. Всякое же иное существование могло быть только идеальным, что не вписывалось в материализм, поэтому фактически из лексикона философов-материалистов исчезает категория бытия. Среди философов-материалистов XVIII в. следует назвать Ламетри, Гольбаха. Они заложили основу материалистического понимания бы-тия, получившего развитие в философии марксизма.

    Рене Декарт (1596–1650) знаменитым тезисом «ego cogito , ergo sum » (я мыслю, следовательно, существую) объявил, что человек своим существованием обязан только акту собственной мысли. Первая мысль, начинающая его существование, является самой простой –
    «я есть», она не содержит ничего, кроме самополагающего чистого, без каких-либо свойств, существования.

    Лейбниц, немецкий математик и философ, в своей теории монад (первоначал) утверждал, что они не содержат частей, не имеют протяженности и формы. Изменяться они могут только из внутреннего принципа, поэтому они должны обладать стремлением; они должны в себе заключать все многообразие существующего, поэтому их состояния могут быть названы восприятиями, в которых, как и в человеческом восприятии, отражается весь мир.

    Бытие в философии Гегеля приобрело фундаментальное значение начала как всякого существования, так и познания. Абсолютная Идея у Гегеля, являясь единственной субстанцией, вначале только существует, и это чистое, без каких-либо характеристик существование, которому не присуще ничего, по сути, есть ничто, поскольку и о ничто ничего нельзя сказать, кроме того, что оно существует. Эта субстанция начинает развертывать себя из себя самой в процессе становления, представляющего собой взаимопереход бытия и ничто. Он приводит к появлению качества – тождественной бытию определенности: если нечто существует, то обладает качеством, и если нечто обладает качеством, то оно существует. Стол, например, существует, поскольку обладает качеством стола. Также и познание объекта начинается с самого элементарного знания – с того, что знанием чего-то определенного о нем еще не является, но знанием того, что он (как неопределенное нечто) существует; но это самое бедное знание об объекте и, зная о нем только это, мы не сможем отличить его от других существующих объектов. Это знание и выражается термином «бытие». Когда же мы познаем его, то определяем его качество как особый способ существования. Принцип тождества бытия и мышления является в этой философии стержневым.

    С Гегелем фактически заканчиваются попытки построения субстанциальной онтологии. Уже в ХХ в. Н. Гартман (1882–1950) создает не субстанциальную, а процессуальную онтологию. На философском конгрессе 1949 г. в Испании он излагает концепцию, согласно которой подлинным существованием обладает не субстанция, а причина и следствие. Объекты и процессы даны здесь вместе в процессе становления. В органических образованиях длительность существования сохраняется не через субстанциальность (например, клетки человеческого организма, по данным биологии, меняются полностью за 9–11 лет), а через внутреннее равновесие, регулирование; такое существование можно назвать консистенцией. Ее каузальность – не имманентная, а передающаяся, т.е. мы наблюдаем не развитие того, что есть в причине, а производительное созидание.

    Само бытие определить и объяснить невозможно, но различимы его виды и их модусы – возможного, действительного и необходимого; и модальный анализ является ядром новой онтологии. Выделяются слои реального мира: физически материальный, органически живой, душевный, исторически духовный. То, что можно установить о них, – это закономерности строения. Реальность связана с временностью, процессностью, индивидуальностью. В учении о ка-тегориях Гартман выделяет совместные и специальные принципы отдельных слоев: пространство, субстанция и математическая струк-тура завершаются на органическом уровне, а время, процессность, каузальность продолжаются внутри духовного бытия. Новые принципы возникают на границе слоев: органическая природа подчиняется саморегулированию, самовоссозданию. Прибавляется (исходя из задатков) надкаузальная форма детерминации – процесс самообразования. Душевный мир – это замкнутые внутренние сферы, выход из них – через акты хотения, действия, познания, любви и ненависти. На нем базируется высший слой – исторически духовный: язык, право, нравственность, мораль, религия, техника, искусство; здесь нет актов, сознания, наследственности, все безлично. Индивид, охваченный ими, – не просто субъект, но личность.

    Слои накладываются друг на друга. Органическая жизнь носима неживой природой и переоформляет ее, душевная поднимается над ними и надстраивается (она не меняет структуру органической жизни). Появление (der Einschlag ) категориального novum (новизны) основано на автономии от нижних слоев. Основной онтологический закон формулируется Гартманом так: 1) более низкие принципы являются более сильными, всеносящими и не могут быть сняты более высокой формой; 2) высокие слабее, но в своем novum самостоятельны и воздействуют на низкие. Свобода имеется на каждой ступени, более высокой по отношению к более низкой. Свобода воли как моральной личности – лишь специальный случай, ее можно понять лишь из онтологического закона. Свобода – не снятие существующей определенности, а начало более высокой, поэтому индетерминизм как теория не нужен.

    Младшим современником Гегеля был его непримиримый оппонент датский религиозный мыслитель Серен Кьеркегор (1813–1855), предтеча экзистенциализма. Он не принимал принципа тождества бытия и мышления Парменида и Гегеля, потому что видел здесь растворение невыразимой человеческой индивидуальности в мышлении – сфере общего. С него начинается традиция связывания бытия с человеческим существованием. Подлинное бытие, по мнению Кьеркегора, может быть только переживаемо; и поскольку экзистенция движется изнутри вовне, то возврат к ней направлен извне вовнутрь. На пути к ней человек проходит через три стадии – эстетическую (направленность вовне, на чувственные впечатления, влечение к объектам, приносящим удовольствие), этическую (направленность в себя, самоопределение, самоограничение) и религиозную (приобщение к распятому Христу, страдающему за чужие грехи).

    В начале ХХ в. в Европе уже господствовало научное мировоззрение, и проблема объяснения существования мира отошла на периферию философских исследований; этому также способствовало определение самой философией опыта как критерия истины и научности. Первая мировая война была причиной краха многих надежд на гармонию в обществе. Она продемонстрировала ничтожность жизни отдельного человека перед лицом исторических событий, невостребованность его уникальности, принципиальное непонимание об-ществом личности и даже антагонизм между ними. Идеи С. Кьеркегора оказались в этих условиях созвучными духовным поискам и были подхвачены экзистенциалистами. Субстанциальная онтология развивается теперь в исследованиях человеческого бытия.

    Экзистенциалисты в своих исследованиях опирались на феноменологию Гуссерля, которая не только дала метод исследования, но и определила основу трактовки ими бытия. Погружение себя в состояние эпохе (воздержания от всяких суждений о внешнем мире) приводит к позиции феноменологического наблюдателя – некоего Я, обозревающего изнутри содержание сознания, но не имеющего свойств, ибо все, что можно приписать этому наблюдателю, тут же превращается им самим в объект изучения. Это Я, как зеркало, имеет своим содержанием только отражаемое (представленное как описание) и есть потому просто существование. Представители экзистенциализма предлагают различные способы перехода от этого потенциального к подлинно человеческому реальному существованию.

    М. Хайдеггер (1889–1976) реальные проблемы человека связывает с его растворением в сущем, забвением бытия, а именно созерцательного (отстраненного) отношения к миру, присущего античному человеку. Хайдеггер разделяет существование объектов материального мира и существование человека – сущего и бытия, онти-ческого и онтологического соответственно. Переход от сущего к бытию человек осуществляет благодаря трансценденции – вынесению себя за пределы сущего, так он выступает в просвет бытия, в здесь-бытие. Тем самым человек (феноменологический наблюдатель Гуссерля) освобождается от своей захваченности сущим и может определять свое отношение к нему – экзистировать. Побуждает его к экзистированию осознание собственной смертности. Именно осознание собственной конечности, или бытие-к-смерти, заставляет его задуматься о главной заботе собственной жизни. Забота становится модусом бытия, как и другие его виды настроения, например, радость, любовь и т.д. Бытие, таким образом, имеет единственное измерение – время, а фундировано оно языком – «язык – дом бытия».

    Ж.-П. Сартр (1905–1980) различает бытие-в-себе как способ существования материальных объектов и бытие-для-себя, присущее только человеку. Бытие-в-себе означает, что бытие есть то, что оно есть (стол есть стол). Человек начинает свое существование в качестве бытия-в-себе, но в какой-то момент он осознает себя, и это ведет к прекращению бытия-в-себе, к его ничтожению, и человек перестает быть частью сущего и выступает в ничто. Это ничто человек (феноменологический наблюдатель Гуссерля) и заполняет своей будущей сущностью-проектом самого себя, и он для него является подлинным существованием.

    Религиозное направление (К. Ясперс, Г. Марсель и др.) в экзистенциализме связывает подлинное существование с богом, а задача человека определяется в приближении к нему. Г. Марсель (1898–1979) противопоставляет бытие и обладание, понимая под вторым погоню за мирскими благами и, как следствие, деградацию личности. Бытие же есть состояние озарения божественной истиной. К. Ясперс (1883–1969) считал, что бытие непознаваемо научными методами, оно имманентно сознанию как таковому. Для достижения «безусловного бытия» необходимо пройти три этапа трансцендирования: ориентацию в мире (осознание ограниченности только предметного его истолкования); прояснение (озарение) экзистенции (осознание души), чтение шифров трансценденции. Последний этап и является собственной задачей философствующего, связанной с пониманием Бога. Философия же не познает бытие, но удостоверяет нас в его существовании.

    В целом бытие экзистенциалисты определяют как потенциальное, в форме замысла, проекта, существование, а реализация превращает его в часть сущего, вынуждая человека постоянно проектировать свое будущее и возвращать тем самым бытие. Поэтому у Хайдеггера забота непреходяща, а у Сартра человеческие качества существуют только тогда, когда они проявляются.

    Постмодернизм в своем отрицании метафизики устраняет всякое бытие, оставляя вместо него субъекта как источника желаний, порывов и аффектов. Отвергается трансценденция Хайдеггера и проект Сартра, экзистенция как сформированное отношение к миру. Так, человек растворяется в сущем, принимая разнообразные облики, заимствованные у массовой культуры и несовместимые друг с другом с точки зрения нравственных и эстетических принципов и норм.

    Таким образом, онтология выработала категориальное определение бытия, обобщила идеалистическую, материалистическую традиции анализа этого феномена. Структура бытия раскрывается через взаимодействие природного и духовного начал.

    Похожие статьи