Окружающий мир тела вещества частицы. Тела, вещества, частицы. Самостоятельное применение знаний

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации.

Формирование УУД:

Предметные : познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: презентация «Тела, вещества, частицы», иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стакан с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 7

Тема: Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации.

Формирование УУД:

Предметные : познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: презентация «Тела, вещества, частицы», иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стакан с водой.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

- Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность. Правила работы на уроке.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным .

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно .

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать .

  1. Актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Игра «Живое-неживое»

Чем отличается живая природа Земли от неживой природы?

Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, поднимаете руки вверх, а если неживой - сидите ровно.

Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы

Объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются (оставляют потомство), умирают. Объекты неживой природы этими признаками не обладают.

К живой природе относят животных, растения, грибы, микробы, людей. К неживой природе - воздух, воду, камни, звезды, планеты.

  1. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

- Что такое природа?

На какие две группы мы можем разделить природу?

Назовите признаки живой природы.

Представители неживой природы не обладают этими признаками.

Что вы видите в окружающем вас мире?

Как можно их назвать?

Ученые называют предметы телами. Тела имеют очертания, форму. Значит, все предметы можно назвать телами. Назовите тела, которые вас окружают.

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Природа - это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

Мы закончили изучение раздела «Как устроен мир». Говорили о природе и человеке, об окружающей среде и экологических связях. Но все ли мы уже знаем об устройстве мира?

Перед вами два объекта. Сравним их. Сладкая вода Пресная вода

Что значит сравнить?

Назовем сходства и различия.

Каким способом получения знаний воспользуемся? (наблюдение)

По какому признаку?

Я утверждаю, что эти объекты разные.

Вызвать одного человека попробовать.

Почему вода стала сладкой?

Где же находится сахар?

Что с ним произошло?

Почему мы его не видим?

Ответим на эти вопросы в конце урока.

Тема нашего урока «Тела. Вещества. Частицы». Можете ли вы сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где частицы?

Почему затруднились?

Какие вопросы возникли?

И у меня есть вопрос: Как они связаны между собой?

Сформулируйте цели урока:

познакомиться … понаблюдать… доказать …

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.

Перед нами список объектов. Что мы можем сейчас с ним сделать? (Распределить по группам) Воспользуемся своими знаниями и опытом.

Молекула, соль, облако, стол, железо, кошка, атом, береза, луна, стекло, ваза, воздух, вода

Я предлагаю обратиться к тексту учебника на стр. 36 и проверить свои предположения.

Что такое тела? Любой предмет, любое живое существо.

Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием? (Легко)

Почему? Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания

Что еще узнали про тела из текста? Бывают искусственными и природными.

Распределим.

Можно ли еще распределить тела внутри групп? (Природные: живые и неживые)

Что же такое ВЕЩЕСТВО?

Прочитаем названия объектов из второго столбика. Эти объекты не имеют определенной формы, у них нет четких очертаний, но они тесно связаны с телами.

Какая связь между ними и телами? (Вещество – это то, из чего состоит тело)

Найдем связи.

Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества: , Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.

Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?

Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик

Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш .

Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.

Все вещества по своему агрегатному состоянию делятся на 3 группы. Распределите на группы: газообразные, жидкие, твердые.

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление нового знания. Практическая работа.

Поиграем в игру. Я показываю картинку, а вы назовите тело и вещество, из которого оно состоит?

ВЫВОД: Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества .

Итак, все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Я предлагаю вам объединить в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

Все ли вещества одинаковы?

В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

В каждой группе на столе стакан с водой и кусочек сахара. Капитаны команд, положите сахар в стакан с водой. Размешайте.

Почему мы перестали видеть сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.

ВЫВОД: Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).

Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.

Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания.

Возьмите в руки карандаш, попробуйте разъединить частицы. Получается?

Предположите, какие расстояния между частицами в твердых веществах

ВЫВОД: В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу. так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.

Переливаю воду. Что можете сказать о частицах в жидкостях.

в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды.

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.

Жидкости текучи.

Воздух мы не видим, но можем почувствовать. Помашите руками, ощущаете ветерок?

Самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы)

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.

Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить.

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.

Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

  1. Включение в систему знаний и умений.

Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить

1 группа . Продумайте танец с изображением веществ в разном состоянии. (например, первая группа – твердое, вторая – жидкое и третья – газообразное).

2 группа . Изобразить газообр. вещество при помощи вырезанных кругов.

3 группа . Изобразить тверд. вещество при помощи вырезанных кругов.

Одна группа демонстрирует, остальные отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

Кто испытывал трудности?

Закончи фразу « Мне было трудно…»

  1. Домашнее задание

Дома поработать с учебником на стр. 36-39, выполнить задание в тетради на стр.24 № 4


1. Определи, в каком ряду изображены только естественные тела. Закрась кружок зеленым. В каком ряду изображены только искусственные тела? Закрась кружок голубым. А какие тела изображены в оставшемся ряду? Подумай, как лучше закрасить кружок возле этого ряда. Сделай это. Объясни своё решение.

2. Приведите примеры (не менее трёх в каждом пункте). Не повторяйте того, что было изображено на рисунках в задании № 1.

а) Естественные тела: звезда, олень, цветок, бабочка
б) Искусственные тела: компьютер, линейка, ковер, нож.

Какие примеры привели другие ребята? Добавьте в каждый пункт по одному примеру из их ответов.

3. Выпиши из текста учебника примеры веществ.

Сахар, алюминий, вода, крахмал.

4. Муравей Вопросик интересуется, что из перечисленного - тела, а что - вещества. Укажи стрелками.

5. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным. Сделай это сначала простым карандашом.

Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки проставь знаки «+» ручкой или цветными карандашами (по своему выбору).

"Тела и вещества"

Предмет : окружающий мир

Класс : 3-б

Цель:

Формирование представлений о телах и веществах, и определения детьми основных свойств веществ.

Тип урока: « открытие» новых знаний.

Задачи:

Помочь детям усвоить новые понятия «тело» и «вещество»;

Развивать познавательный интерес и кругозор;

Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Содействовать формированию личности ученика;

Прививать уважительное отношение друг к другу;

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формирование целостного взгляда на мир;

Формирование мотивации к обучению;

Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам;

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний;

Извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в речевой форме;

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Предметные УУД:

Формировать начальные представления о телах и веществах ;

Знать взаимосвязь между веществом и температурой, воздействующей на него.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

Компьютер, мультимедийная презентация;

Методы:

словесный

наглядный

практический

проблемный

поисковый.

Ход урока

1. Организационное начало

Начинаем урок окружающего мира. Кто угадает о чем я говорю, поднимает руку.

1. Он легко размягчается под теплом рук. Его используют на уроках труда (пластилин)

2. Это жидкость желтоватого цвета с резким запахом. Его получают из нефти. Это "еда" для автомобиля (бензин)

3. Эти вкусные полупрозрачные дольки похожи на желе. На его изготовление идет много сахара. Но его считают самым полезной сладостью (мармелад)

2. Формулировка темы урока

Сформулируйте тему урока (что из чего состоит)

Тема нашего урока

«Тела и вещества»

3. Изучение нового материала.

А сейчас мы совершим виртуальную экскурсию. Я буду называть слова, а вы говорите, что себе представили.

Вода ( Ручей, море, из крана, озеро, дождь, река…)
- Капля воды
( Кругленькая маленькая капля.)
(На доску вывешивается рисунок капли)
- Глина (Кирпич, кувшин, игрушка.)
- Глиняный кувшин. (
На доску вывешивается рисунок кувшина)
- Металл ( Молоток, ложка …)
Вывешивается рисунок молотка.
- В каком случае вы точно представляли предмет, его очертания? Когда я задавала первый вопрос о металле, глине, воде, или когда спрашивала о капле, кувшине, молотке?
( О капле, кувшине, молотке.)
- Сделайте вывод.
( Легко представить было конкретный предмет.)
- Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Прочитайте в учебнике на стр. 72 первое предложение.

Что такое тела?

Назовите тела, которые вас окружают.

Солнце, луна, любую планету называют Небесными телами.

Перед вами список тел. На какие две группы можно разделить эти тела? (Солнце, будильник, граммофон, кот, бабочка, заяц, кактусы, ножницы)

Тела делятся на два вида: естественные, созданные природой и искусственные, созданные человеком.

Тела в свою очередь состоят из веществ.

Вам необходимо назвать, из каких веществ состоят тела: кусочек сахара, мячик, кирпич.

Проведем игру "Тело - вещество": если я называю тело, вы садитесь, а если вещество - прыгаете.

Стол, учебник, железо, стекло, ваза для цветов, сталь, кастрюля, свечка, самолет, пластмасса.

Сахарница

Сахар

Солонка

Соль

Ведро с водой

Вода

Воздушный шарик

Углекислый газ

Данные слова вам необходимо разделить на два столбика: тела и вещества.

А все ли вещества одинаковы? Прочитайте в учебнике на стр. 72 последний абзац.

4. Подведение итогов.

Что нового вы узнали? (Вещества могут находится в твердом, жидком и газообразном состоянии)

Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:

Все, что нас окружает, называется…. телами.

Тела бывают естественные и искусственные .

То, из чего состоят тела, это... вещества

Вещества бывают... твердые, жидкие и газообразные.

Перед вами слова, которые разделены на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Найдите ошибку.

Вы дружно работали.

Узнаем, кто был самым внимательной на уроке.

Что называется телом?

Приведите пример тел.

Какие бывают тела?

Что такое вещество?

В каком состоянии могут находится вещества?

Спасибо за урок!

Они де-лят-ся на 2 боль-шие груп-пы: при-род-ные тела , со-здан-ные при-ро-дой, и ис-кус-ствен-ные , со-здан-ные ру-ка-ми че-ло-ве-ка. Из на-зван-ных нами тел, к при-род-ным от-но-сим де-ре-во, цве-ток, птицу и солн-це, а к ис-кус-ствен-ным − дом и те-ле-ви-зор. При-род-ные тела в свою оче-редь де-лят-ся еще на 2 груп-пы: тела живой и нежи-вой при-ро-ды . К телам живой при-ро-ды от-но-сят-ся живые ор-га-низ-мы (люди, жи-вот-ные, рас-те-ния, грибы и мик-ро-ор-га-низ-мы).

Рис. 10. Гриб. Под-бе-ре-зо-вик (Ис-точ-ник)

Рис. 11. Мик-ро-ор-га-низм. Амеба про-тея (Ис-точ-ник)

К нежи-вой при-ро-де от-но-сят-ся небес-ные, или кос-ми-че-ские, тела (солн-це, звез-ды, пла-не-ты),

Рис. 14. Пла-не-ты Сол-неч-ной си-сте-мы (Ис-точ-ник)

и зем-ные тела (ка-мень, льдин-ка, пес-чин-ка).

2. Природные и искусственные вещества, их состояние

Все, окру-жа-ю-щее нас, со-сто-ит из ве-ществ . Су-ще-ству-ет бес-чис-лен-ное мно-же-ство ве-ществ. Одни их них встре-ча-ют-ся в при-ро-де (зо-ло-то, соль, вода, медь, же-ле-зо, глина, дре-ве-си-на, воз-дух),

Рис. 22. Же-ле-зо

дру-гие при-ду-ма-ли и со-зда-ли люди (пласт-мас-са, ре-зи-на, фар-фор, стек-ло).

Каж-дый год эти от-кры-тия про-дол-жа-ют-ся.

Ве-ще-ства бы-ва-ют в твер-дом (ка-мень, дре-ве-си-на, зо-ло-то), жид-ком (вода, ртуть) и га-зо-об-раз-ном со-сто-я-нии (при-род-ный газ, кис-ло-род, азот).

Если со-еди-нить мыло, воду и воз-дух, мы смо-жем вы-дуть мыль-ный пу-зырь - тело, плен-ку ко-то-ро-го об-ра-зу-ют ве-ще-ства (вода, мыло).

Такие при-род-ные тела как капля, льдин-ка и сне-жин-ка со-сто-ят из при-род-но-го ве-ще-ства, воды.

Из ис-кус-ствен-но-го ве-ще-ства, на-при-мер пласт-мас-сы, можно из-го-то-вить ис-кус-ствен-ные тела (ведро, ста-кан, иг-руш-ка).

Рис. 35. Пласт-мас-со-вое ведро (Ис-точ-ник)

Рис. 36. Пласт-мас-со-вые ста-ка-ны (Ис-точ-ник)

Рис. 37. Пласт-мас-со-вая иг-руш-ка (Ис-точ-ник)

Книга тоже яв-ля-ет-ся ис-кус-ствен-ным телом, по-то-му что бу-ма-гу, из ко-то-рой она из-го-тов-ле-на, сде-лал че-ло-век из твер-до-го ве-ще-ства, цел-лю-ло-зы.

Рис. 39. Фор-му-ла цел-лю-ло-зы (Ис-точ-ник)

Нас окру-жа-ет мно-же-ство тел, со-сто-я-щих из од-но-го и того же ве-ще-ства - дре-ве-си-ны (ме-бель, по-строй-ки, иг-руш-ки, пар-кет, дверь и др.).

Рис. 41. Де-ре-вян-ная ме-бель (Ис-точ-ник)

Рис. 42. Де-ре-вян-ная по-строй-ка (Ис-точ-ник)

Рис. 43. Де-ре-вян-ная иг-руш-ка (Ис-точ-ник)

Все тела со-сто-ят из од-но-го или несколь-ких ве-ществ. На-при-мер, ку-со-чек са-ха-ра со-сто-ит из од-но-го ве-ще-ства - са-ха-ра,

а в со-став рас-те-ний вхо-дят вода, сахар, крах-мал и дру-гие ве-ще-ства; воз-дух со-сто-ит из кис-ло-ро-да, во-до-ро-да, уг-ле-кис-ло-го газа, азота и дру-гих газов.

3. Частицы

Тела со-сто-ят из ве-ществ, а ве-ще-ства со-сто-ят из неви-ди-мых глазу мель-чай-ших ча-стиц - мо-ле-кул . Одна мо-ле-ку-ла мень-ше неболь-шо-го яб-ло-ка во столь-ко раз, во сколь-ко яб-ло-ко мень-ше зем-но-го шара.

Мо-ле-ку-лы со-сто-ят из огра-ни-чен-но-го числа ещё более мел-ких ча-стиц - ато-мов , ко-то-рые со-еди-ня-ют-ся друг с дру-гом опре-де-лен-ным об-ра-зом. Как буквы ал-фа-ви-та со-еди-ня-ют-ся в ты-ся-чи слов, так из одних и тех же ато-мов об-ра-зу-ют-ся мо-ле-ку-лы и кри-стал-лы самых раз-ных ве-ществ из ко-то-рых со-сто-ит окру-жа-ю-щий мир.

Мо-ле-ку-лы при-ня-то изоб-ра-жать в виде ша-ри-ков, свя-зан-ных друг с дру-гом. Ша-ри-ки - это атомы, ко-то-рые об-ра-зу-ют раз-ные мо-ле-ку-лы.

Так вы-гля-дит мо-ле-ку-ла воды.

Это - мо-ле-ку-ла кис-ло-ро-да.

Рис. 50. Мо-ле-ку-ла кис-ло-ро-да (Ис-точ-ник)

Мо-ле-ку-ла цел-лю-ло-зы по-хо-жа на со-еди-нен-ные между собой длин-ные нити.

Рис. 51. Мо-ле-ку-ла цел-лю-ло-зы (Ис-точ-ник)

Число ато-мов в мо-ле-ку-лах может быть раз-лич-ным - от од-но-го атома до сотен тысяч.

М. В. Ло-мо-но-сов , из-вест-ный рус-ский уче-ный, в своих тру-дах до-ка-зы-вал раз-ли-чие между мо-ле-ку-лой и ато-мом.

Ми-ха-и-ла Ва-си-лье-ви-ча Ло-мо-но-со-ва на-зы-ва-ют ге-ни-ем (че-ло-ве-ком вы-да-ю-щих-ся ум-ствен-ных спо-соб-но-стей), ведь ещё в 18 веке, когда наука в Рос-сии толь-ко на-чи-на-ла раз-ви-вать-ся, он за-ни-мал-ся гео-гра-фи-ей, хи-ми-ей, фи-зи-кой, аст-ро-но-ми-ей, гео-ло-ги-ей, ли-те-ра-ту-рой, про-из-вод-ством стек-ла, изу-че-ни-ем по-го-ды, на-пи-сал Древ-нюю Рос-сий-скую ис-то-рию, за-ло-жил ос-но-вы со-вре-мен-но-го ли-те-ра-тур-но-го рус-ско-го языка. Но мно-гие от-кры-тия Ло-мо-но-со-ва были по-ня-ты, при-зна-ны и до-ка-за-ны толь-ко спу-стя много лет.

Между мо-ле-ку-ла-ми каж-до-го ве-ще-ства есть про-ме-жут-ки. В твер-дых телах эти про-ме-жут-ки малы, в жид-ких - боль-ше, в га-зо-об-раз-ных - ещё боль-ше.

Рис. 53. Рас-сто-я-ние между мо-ле-ку-ла-ми ве-ществ в раз-лич-ных аг-ре-гат-ных со-сто-я-ни-ях (Ис-точ-ник)

5. Расстояние между частицами

Мо-ле-ку-лы лю-бо-го ве-ще-ства на-хо-дят-ся в по-сто-ян-ном дви-же-нии . Даже в твер-дых телах, ко-то-рые имеют по-сто-ян-ную форму, мо-ле-ку-лы ко-леб-лют-ся от-но-си-тель-но друг друга, не раз-ру-шая его форму. В жид-ких телах рас-сто-я-ние между мо-ле-ку-ла-ми боль-ше, по-это-му они могут сво-бод-но пе-ре-ме-щать-ся от-но-си-тель-но друг друга, поз-во-ляя жид-ко-сти легко из-ме-нять свою форму, при-ни-мая форму со-су-да в ко-то-ром на-хо-дят-ся. Ча-сти-цы газов на-хо-дят-ся на зна-чи-тель-ном рас-сто-я-нии друг от друга (ино-гда рас-сто-я-ние между ча-сти-ца-ми боль-ше их самих) и непре-рыв-но дви-жут-ся, стре-мясь за-пол-нить весь до-ступ-ный газу объем. По-это-му газы, как и жид-ко-сти не имеют своей по-сто-ян-ной формы.

В срав-не-нии с твер-ды-ми те-ла-ми и жид-ко-стя-ми, воз-дух дей-стви-тель-но пуст, ведь рас-сто-я-ние между его мо-ле-ку-ла-ми очень ве-ли-ко, по-это-му мы его не видим. Че-ло-век не может уви-деть мо-ле-ку-лу воз-ду-ха даже в самый мощ-ный мик-ро-скоп.

Если в ком-на-те по-ста-вить букет че-ре-му-хи, на-при-мер, то её запах быст-ро рас-про-стра-нить-ся, ведь па-ху-чее ве-ще-ство со-еди-нить-ся с мо-ле-ку-ла-ми воз-ду-ха и, быст-ро пе-ре-ме-ща-ясь, за-пол-нит ком-на-ту за-па-хом.

Капли воды на ли-стьях че-ре-му-хи ис-па-рят-ся, по-то-му что в га-зо-об-раз-ном со-сто-я-нии мо-ле-ку-лы воды со-еди-нят-ся с мо-ле-ку-ла-ми азота, кис-ло-ро-да и дру-ги-ми га-за-ми в со-ста-ве воз-ду-ха.

Рис. 55. Капля воды на че-ре-му-хе (Ис-точ-ник)

Если в ста-кан чая по-ло-жить ку-со-чек са-ха-ра, он рас-тво-рить-ся и ста-нет неви-дим, по-то-му что мо-ле-ку-лы са-ха-ра от-де-лят-ся друг от друга и сме-ша-ют-ся с мо-ле-ку-ла-ми воды.

На-ли-чие рас-сто-я-ний между мо-ле-ку-ла-ми до-ка-зы-ва-ет сжи-ма-е-мость ве-ществ. На-ка-чи-вая ка-ме-ру ве-ло-си-пе-да, мы сжи-ма-ем воз-дух внут-ри неё.

Рис. 57. На-ка-чи-ва-ние ве-ло-си-пед-ной ка-ме-ры - сжа-тие воз-ду-ха в ней (Ис-точ-ник)

Уче-ные в ла-бо-ра-тор-ных усло-ви-ях сжи-ма-ют жид-ко-сти и твер-дые ве-ще-ства. Пре-вра-ще-ния ве-ществ на-зы-ва-ют хи-ми-че-ски-ми ре-ак-ци-я-ми, с по-мо-щью ко-то-рых можно по-лу-чать новые ве-ще-ства и ма-те-ри-а-лы. По-это-му химия, ко-то-рую ино-гда на-зы-ва-ют на-у-кой о пре-вра-ще-нии мо-ле-кул, так важна.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/tela-veschestva-chastitsy

источник презентации - http://prezentacii.com/detskie/5630-tela-veschestva-chasticy.html

источник видео:

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что такое тело, вещество, частица?

Задачи:

Различать тела, вещества и частицы,

Ставить опыты, используя лабораторное оборудование

Предметные результаты

Научатся

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

Различать тела и вещества, классифицировать их.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации.

Коммуникативные: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Личностные результаты

Мотивация учебной деятельности

Основные понятия и определения

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают.

Рассмотри схему. На какие две группы мож-но разделить тела? Приведи примеры тел каждой группы.

Изучение нового материала

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока — это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами

ВЕЩЕСТВА

Тела состоят из веществ. Кусок сахара — те-ло, а сам сахар — вещество. Алюминиевая про-волока — тело, алюминий — вещество.

Есть тела, которые образованы не одним, а не-сколькими или многими веществами. Очень сложный состав имеют живые тела. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека

Итак, веществами называют то, из чего состо-ят тела

Различают твёрдые, жидкие и газообраз-ные вещества. Сахар, алюминий — примеры твёрдых веществ. Вода — жидкое вещество. Воз-дух состоит из нескольких газообразных ве-ществ (газов).

Тела и вещества

Тела . Вещества

Опыт . Из чего состоят вещества

Три состояния вещества

ЧАСТИЦЫ

Опыт. Возьмём тело, образованное одним веществом, — кусочек сахара. Опустим его в стакан с водой, помешаем. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится неви-димым. Попробуем жидкость на вкус. Она слад-кая. Значит, сахар не исчез, он остался в ста-кане. Почему же мы не видим его? Выскажите предположение.

Кусочек сахара распался на мельчайшие, не видимые глазом частицы, из которых он состо-ял (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды.

Вывод: опыт доказывает, что вещества, а значит, и тела состоят из частиц.

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.

Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти проме-жутки совсем маленькие, в жидких побольше, в газах ещё больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся.

Осмысление и понимание полученных знаний

Презентация "Тела, вещества, молекулы"

Тела и вещества вокруг нас

1.Проверьте с помощью учебника, верны ли приведённые ниже утверждения.

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

Вещества — это то, из чего состоят тела.

2. Выберите из списка сначала тела, потом вещества. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

Подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.

3.Покажите с помощью модели процесс раст-ворения кусочка сахара в воде.

4.Изобразите с помощью моделей располо-жение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах.

Самостоятельное применение знаний

Что называют телами? Приведи примеры.

Что такое вещества? Приведи примеры. 3. Из чего состоят вещества? Как это доказать? 4. Что ты можешь рассказать о частицах?

Домашнее задание. Запиши в словарик: тело, вещество, частица.

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Похожие статьи

  • Окружающий мир тела вещества частицы

    Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой...

  • "нестандартные признаки равенства треугольников"

    >>Геометрия: Третий признак равенства треугольников. Полные уроки ТЕМА УРОКА: Третий признак равенства треугольников. Цели урока: Образовательные – повторение, обобщение и проверка знаний по теме: “Признаки равенства треугольников”;...

  • Производная сложной функции

    Тип урока: комбинированный образовательная: – формирование понятия сложной функции; Формирование умения находить по правилу производную сложной функции; Отработка алгоритма применения правила нахождения производной сложной функции при...

  • Овощные салаты - рецепты бабушки эммы плейлист Рецепты салатов от бабушки эммы

    Салаты от бабушки ЭммыВидео рецепты приготовления простых и вкусных салатов пошагово смотрите онлайн на канале «Видеокулинария Бабушки Эммы | Все рецепты»Салат может быть как гарниром к рыбе или мясу, так и самостоятельным блюдом. Вкус и...

  • Твердые вещества: свойства, строение, плотность и примеры Расстояние между молекулами твердых тел

    Это расстояние можно оценить, зная плотность вещества и молярную массу. Концентрация – число частиц в единице объема, связана с плотностью, молярной массой и числом Авогадро соотношением: где - плотность вещества. Величина, обратная...

  • Пангея (материк): образование и разделение суперконтинента

    Древние материки Если посмотреть на карту, то легко можно заметить удивительное сходство береговых линий Африки и Южной Америки, Австралии и Африки, Австралии и полуострова Индостан - как будто осколки единого целого растащены неведомой...