Оценка эффективности мер государственной антиалкогольной политики: обзор исследований. Проблема алкоголизма и антиалкогольная политика в россии, государство и общество несут огромные потери из-за алкогольной смертности

Критически оценивая опыт прошлого, включая негативные последствия последнего десятилетия, необходимо особо выделить насущную задачу современного развития российского общества, перспективная цель которого должна сводиться к постепенному искоренению причин массового пьянства, минимизации его негативных последствий.

Основным направлением в достижении этой цели должна стать профилактика (предупреждение) пьянства. Основное же в профилактике - устранение причин, порождающих это явление и позитивное воздействие на обстоятельства, выступающие качестве условий, порождающих почву для появления и действия причин.

Говоря о предпосылках преодоления пьянства следует учитывать несколько обстоятельств:

Во-первых, достижение положительных результатов в антиалкогольной политике возможно лишь при условиях комплексного подхода к проблеме пьянства и алкоголизма;

Во-вторых, необходимо иметь ввиду, что глубинные причины этих явлений кроются в социально-экономическом неблагополучии российского общества;

В-третьих, значение усиления эффективности антиалкогольной политики далеко выходит за рамки борьбы лишь с пьянством и алкоголизмом, способствуя защите здоровья граждан, воспитания здорового образа жизни, борьбе с преступностью.

С учетом того, что пьянство - это социальное зло, то и борьба с ним может иметь успех лишь при условии активного использования всей системы социально-правового воздействия, включая комплекс организационных, профилактических, воспитательных, медицинских, экономических мер.

1. Совершенствование федеральной и региональной антиалкогольной политики как средства решения общесоциальной профилактики пьянства.

Связь пьянства с другими проблемами жизни выдвигают в качестве принципиального требования к постановке такой работы ее многоцелевой характер. Именно поэтому антиалкогольная политика - это неотъемлемая часть общей социальной политики государства. В силу многоцелевого социального характера антиалкогольной политики, с одной стороны, и отсутствия реальной нормативно-правовой базы, защищающей интересы не отечественных производителей спиртных напитков, а большинства граждан, - с другой, правомерно сегодня поставить вопрос о разработке целенаправленной государственной антиалкогольной доктрины.

Главными задачами антиалкогольной политики должны стать предотвращение, устранение или смягчение последствий (вклю-чая криминальные) потребления алкоголя населением, снижение уровня и структуры потребления алкогольной продукции и предотвращение ее употребления молодежью, более эффективный контроль за производством, торговлей и потреблением спиртных напитков, защита здоровья населения.

Учитывая состояние алкогольной ситуации в России и большинстве ее регионов, основными целями антиалкогольной политики должны стать:

Всеобщее антиалкогольное просвещение и трезвенное воспитание подрастающего поколения, формирование антиалкогольного общественного мнения;

Последовательные меры по сокращению потребления алкогольной продукции населением при государственной монополии;

Предотвращение, устранение или смягчение социально-нега-тивных, включая криминальные, последствий потребления алкогольной продукции среди населения;

Обеспечение защиты интересов граждан, семей, общества и государства как от процесса алкоголизации, так и от его последствий, в т.ч. от пьянства и алкоголизма;

Осуществление защиты здоровья населения, особенно молодежи, предотвращение ухудшения генофонда народа, стабилизация и улучшение социально-демографической обстановки.

Основными субъектами антиалкогольной политики, как показывает отечественный и зарубежный опыт, должны стать государственные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы муниципального самоуправления, общественные объединения и движения, юридические лица, а также граждане-активисты.

В качестве первого организационного шага, обеспечивающего взаимодействие государственных и общественных организаций, представляется оправданным создание Государственного комитета по проведению антиалкогольной политики в Российской Федерации. Учитывая профилактическую направленность координации, было желательно привлечь к работе Государственного комитета руководителей министерств, обеспечивающих развитие социальных сфер; руководителей правоохранительных органов, Госкомиссии по винной монополии, представителей общественных формирований.

Острейшая ситуация диктует необходимость того, чтобы Государственная Дума Российской Федерации учредила в составе постоянных комиссий Комиссию по вопросам антиалкогольной политики и периодически на своих заседаниях рассматривала подготовленные законодательные документы и ход проведения антиалкогольной политики.

Деятельность всех субъектов антиалкогольной политики требует создания стройной правовой системы правовой основой деятельности Государственного комитета и его региональных органов по реализации целей антиалкогольной политики государства являются Конституция РФ, обновленное законодательство (включая нормы гражданского, административного, уголовного кодексов). С учетом того, что современная правовая основа страдает отсутствием многих норм и значительно отстает от реалий российской действительности, требуется скорейшее принятие специального закона “Об основах антиалкагольной политики Российской Федерации”, других правовых актов федеральных органов, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Антиалкогольная политика должна проводится по строгом соблюдении прав и свобод человека и гражданина при условии ненарушения прав и свобод других лиц. Основной формой работы с населением должно стать просвещение, воспитание и убеждение. Запрещение и принуждение применяются лишь в тех случаях и в отношении тех лиц, когда происходит нарушение установленных законов и правовых норм.

Учитывая множественность и иерархию субъектов антиалкогольной политики, одним их первых реальных шагов по решению проблемы могла бы быть разработка Федеральной комплексной антиалкогольной программы. Составными частями такой программы, решаемой на уровне Российской Федерации, должны стать:

Научно обоснованная разработка комплекса мероприятий по антиалкогольному, трезвенному воспитанию детей и молодежи с использованием всех возможностей дошкольных и школьных учреждений, книг и средств массовой информации, театра и кино;

Действенное обеспечение государственной монополии на оборот алкогольной продукции и государственный контроль за этим оборотом;

Разработка мер по государственному регулированию цен на алкогольную продукцию (включая импорт);

Разработка комплекса мер по предупреждению социально-негативных последствий пьянства и алкоголизма, включая деятельность правоохранительных органов и судов;

Введение льготного налогообложения и предоставления других льгот юридическим и физическим лицам, общественным объединениям, непосредственно связанным с социально-реабилита-ционной и антиалкогольной работой с населением;

Обеспечение на федеральном уровне запрета рекламы и пропаганды алкогольной продукции и привлечение виновных к ответственности;

Обеспечение медицинской помощи населению, медико-со-циальной и социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом;

Разработка нормативно-правовой базы для профилактической работы всех органов, привлекаемых к осуществлению задач антиалкогольной политики.

По нашему представлению, основными направлениями антиалкогольной политики, решаемой субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, могли бы стать:

Разработка и реализации в рамках Комплексной антиалкогольной программы Российской Федерации мероприятий, относящихся к ведению и территории субъектов федерации;

Координация работы по реализации антиалкогольной политики на своей территории;

Регламентация отдельных вопросов в сфере оборота, ввоза и реализации алкогольной продукции;

Проведение культурно-просветительных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование у граждан, особенно детей, молодежи, женщин, четких антиалкогольных убеждений;

Осуществление мер по социальной реабилитации больных алкоголизмом;

Привлечение к ответственности юридических и физических лиц, виновных в правонарушениях, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, нарушениями общественного порядка в состоянии алкогольного опьянения.

Важным направлением антиалкогольной политики является обеспечение действенного государственного и общественного контроля за реализацией алкогольной продукции и ограничения ее производства. В связи с этим, представляется необходимым пересмотр в сторону усиления требований экспертизы винно-водочных изделий и пересмотр действующих норм ГОСТа. Производство и реализация алкогольной продукции без лицензии и сверх установленной квоты должно быть полностью запрещено. Необходимо добиться восстановления практики заявок отечественных производителей на качественный спирт, отмененной под давлением МВФ, обеспечив тем самым более высокое качество реализации через розничную торговлю алкогольных напитков.

Следует полностью запретить рекламу алкогольной продукции через средства массовой информации. Запрету подлежит пропаганда алкогольной продукции, т.е. формирование у населения представлений о полезности и допустимости ее употребления по случаю торжеств и других актов.

Перечисленные выше основные направления антиалкогольной политики, на наш взгляд, удачно сочетают формы общесоциальной профилактики. При этом они являются наиболее перспективными, в сравнении с карательными являются меры, поскольку связаны с образовательным, воспитывающим воздействием на убеждение и поведение населения большого числа субъектов антиалкогольной политики.

2. Важным направлением усиления антиалкогольной политики, по нашему мнению, должны стать меры совершенствования правовой базы борьбы с пьянством.

Реально оценивая ситуацию нарастания в общественном сознании нигилизма, безнаказанности и вседозволенности в стране, неэффективность применения административных и уголовных наказаний, по нашему глубокому убеждению назрела серьезная необходимость повышения действительности применения уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-право-вых и семейно-правовых норм и средств предупреждения противоправного поведения на почве пьянства.

В этой связи особо нуждается в дальнейшем совершенствовании уголовное законодательство, регулирующее отношения, возникающие в сфере борьбы с криминогенными проявлениями пьянства и алкоголизма. В принятом новом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вводимом в действие с 1 января 1997 года, по мнению разработчиков, были учтены многие международно-признанные системы ценностей, устранены многие несоответствия системы санкций требованиям справедливости. Однако наряду с ними из нового УК РФ были убраны статьи, которые с точки зрения профилактики играли ранее важную роль в борьбе с пьянством и алкоголизмом.

Сравнивая официальный текст УК РФ, принятый Государственной Думой Российской Федерации 24 мая 1996 г. и вводимый в действие с 1 января 1997 года, с модельным Уголовным кодексом, принятом на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей стран-участников СНГ 17 февраля 1996 г., следует сделать вывод: российские законодатели не учли многие рекомендации, которые способствовали бы более эффективной профилактической работе правоохранительных органов.

Так, например, признавая уголовную ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (ст. 23 УК РФ), законодательно не закреплено применение положение о том, что состояние опьянения в новом УК РФ (общая часть) не признается даже обстоятельством, отягчающим наказание (см.: ст. 63 УК РФ). Более того, в новом УК состояние опьянения при определенных условиях трактуется как обстоятельство смягчающее ответственность.

В связи с выше изложенным автор вносит предложение о необходимости дополнить ст. 63 УК РФ положением о том, что к обстоятельствам, отягчающим ответственность и наказание, наряду с перечисленными в статье позициями, относиться также “совершение преступления в состояние алкогольного, наркотического опьянения или под воздействием токсических средств”.

Особого внимания заслуживает борьба с распространением привычки к потреблению спиртных напитков среди подростков и молодежи, которая велась и сейчас ведется недостаточно решительно. Именно употребление спиртных напитков представляется обстоятельством, активно продуцирующим преступность среди несовершеннолетних.

В соответствии с действующим законодательством есть правовая норма (ст. 151 УК РФ), регулирующая борьбу с вовлечением несовершеннолетних в употребление и злоупотребление спиртными напитками. Цель статьи очевидна - помочь правовыми средствами сохранить здоровье подрастающих поколений, остановить процесс омоложения возраста, с которого начинается употребление спиртных напитков, упредить опасность осложнения в будущем социально-криминологической ситуации.

Однако в следственной и судебной практике последних лет практически отсутствует рассмотрение дел по фактам вовлечения и спаивания несовершеннолетних. Практически не было уголовных дел по ст. 210 старого УК РФ: “Доведение же несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находился несовершеннолетний, влечет уголовную ответственность этого лица в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ на тот же срок, или штрафа”. В новом УК РФ данная статья (ст. 151) изменена в сторону допущения таких действий до 3 и более раз (системати-ческое употребление).

По-видимому, следует учитывать, что недооценка общественной опасности преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, значительно сужает возможности специальной профилактики этого негативного явления среди молодежи и подрывает в целом авторитет законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом.

В системе правовых мер борьбы с пьянством и алкоголизмом важную роль должен играть арсенал имеющихся административных средств пресечения правонарушений, посягающий на общественный порядок и связанных с поведением в общественных местах и производстве, воспитанием в семье.

В этой связи следует признать, что современная оценка действенности выделенных выше статей, введенных в Кодекс об административных правонарушениях в период 1985-1987 гг., может быть признана весьма низкой и неэффективной. В первую очередь, такая ситуация связана с совершенно иной ситуацией, сложившейся в результате отхода от целенаправленной антиалкогольной политики нынешнего федерального руководства. В условиях сверхизобилия алкогольных напитков при относительно низких ценах фактически не действуют ст.ст. 160, 1601, 1602, что ставит под сомнение необходимость их сохранения в Кодексе. По-видимому, требуют пересмотра в сторону увеличения размеров штрафа за правонарушения, предусмотренные ст.ст. 162. 163. Так, например, за распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта... или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем общественное достоинство и общественную нравственность предусмотрены штрафы всего лишь размером в 1/3 или 1/2 минимального размера заработной платы.

3. Специальные профилактические меры, направленные на реализацию антиалкогольного законодательства.

Сегодня, когда устаревшее антиалкогольное законодательство практически не действует, а в предупредительной работе служб и подразделений органов внутренних дел недооценивается значение борьбы с пьянством настоятельно встает вопрос об обновлении ведомственных нормативных актов по организации профилактики пьянства и алкоголизма.

Борьба с пьянством и алкоголизмом предполагает постоянное и последовательное применение специальных профилактических мер, направленных на реализацию антиалкогольного законодательства. Ведущее место в этой работе принадлежит органам внутренних дел, в частности службам милиции. В числе основных направлений по специальной профилактике пьянства следует выделить:

Пресечение распития спиртных напитков, а также нахождения в пьяном виде в общественных местах;

Установление притонов и лиц, предоставляющих помещение для наркоманов, токсикоманов, распития спиртных напитков и разврата, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство;

Выявление лиц, нарушающих установленные правила торговли винно-водочными изделиями, изготовляющих и хранящихся с целью сбыта без специального разрешения (лицензии), акцизных марок спиртные напитки;

Предупреждение семейно-бытового пьянства;

Целенаправленная антиалкогольная пропаганда и др.

Среди категорий профилактируемых, на наш взгляд, основное внимание необходимо уделить подросткам и молодежи, поскольку эта категория населения составляет ту социальную часть общества, действия которой под влиянием алкоголя чаще всего переходят криминальную черту.

4. Меры совершенствования системы антиалкогольного воспитания и пропаганды. Безнравственность, отсутствие должной общей и правовой культуры, правовой нигилизм являются субъективной стороной генезиса и развития антисоциальных явлений, включая пьянство. Среди мер по преодолению массового пьянства и алкоголизма важным условием выступает развитие и совершенствование системы антиалкогольного воспитания, просвещения и пропаганды. Основным объектом этой работы должны стать дети, подростки, молодежь. Для развития системы антиалкогольного воспитания, просвещения и пропаганды необходимы разработка новой Концепции антиалкогольного воспитания и просвещения; использование положительного отечественного и зарубежного опыта организации трезвеннических кампаний; привлечение к этой работе общественных движений за здоровый образ жизни, ученых; обеспечение через СМИ активного противодействия пропаганде пьянства, аморализма, питейных традиций. Организующую и координирующую роль в разработке Концепции должны сыграть Комитеты Государственной Думы Российской Федерации, Министерство общего и профессионального образования, соответствующие департаменты (комитеты) местной власти в регионах, академии педагогических, медицинских наук, а также организации в рамках общественного трезвеннического движения.

Антиалкогольная пропаганда в молодежной среде должна вестись одновременно и параллельно с антинаркотической пропагандой. Пока же наблюдается явный “перевес” в сторону последней, хотя, как известно, Всемирной организацией здравоохранения и ныне действующим в России ГОСТом, алкоголь признан таким же опасным для здоровья средством, как и наркотики.

Среди мер по преодолению пьянства и алкоголизма чрезвычайно важным условием выступает антиалкогольное просвещение молодежи во всех учебных заведениях. Эта работа обязательно должна проводится и в дошкольных учреждениях, в работе которых сегодня можно обнаружить многочисленные примеры формирования алкогольных представлений у детей уже в возрасте 3-4 лет.

В предупреждении пьянства и алкоголизма важную роль должна сыграть антиалкогольная пропаганда, которая особенно в последнее время требует значительной активизации. Здесь правоохранительные органы должны играть более активную и целенаправленную роль, тем более что Закон РСФСР “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 г. создал для этой работы все условия.

Необходимо всячески способствовать развитию антиалкогольной инициативы населения, привлекать к этой работе общества и клубы трезвости. Особая роль здесь принадлежит Союзу борьбы за народную трезвость, в рамках которого в Российской Федерации работают региональные организации практически во всех крупных городах.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Вопрос: ...В организации принят локальный нормативный акт "Антиалкогольная политика компании". Его положениями предусмотрено, что за распитие алкогольных напитков в организации работник будет уволен. Принимаемые на работу граждане знакомятся с документом одновременно с правилами внутреннего трудового распорядка, а уже работающих работников заставляют подписать документ под угрозой увольнения. Правомерно ли введение акта? (Консультация эксперта, 2007)

Вопрос: В организации за подписью руководителя организации принят локальный нормативный акт "Антиалкогольная политика компании". Его положениями предусмотрено, что за распитие алкогольных напитков в организации как в рабочее, так и в нерабочее время или же появление в офисе компании в состоянии опьянения даже в нерабочее время работник будет уволен. Принимаемые на работу граждане знакомятся с указанным документом одновременно с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, а уже работающих работников заставляют подписать указанный документ под угрозой увольнения. Правомерно ли введение такого акта?
Ответ: Документ, называемый "Антиалкогольная политика компании", относится к категории локальных нормативных актов, то есть актов, содержащих нормы права и издаваемых руководством организации в пределах предоставленных ему полномочий. Такой акт относится к источникам трудового законодательства только в том случае, если содержит нормы трудового права, то есть нормы, регулирующие трудовые отношения (отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ) или иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству у данного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя, социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, других (ст. 1 ТК РФ). Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права; нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
В указанном локальном нормативном акте очевидной ошибкой является условие о его подписании всеми работниками, по общему правилу введение локального нормативного акта не требует его подписания работниками. Для применения локального нормативного акта необходима такая процедура, как ознакомление с его положениями тех, кому акт предназначен.
Ознакомление работников с положениями локального нормативного акта может осуществляться в различных формах (в устной, письменной, комбинированной), разными способами и иметь или не иметь письменное закрепление.
Отказ лица, принимаемого на работу, проставить отметку об ознакомлении с антиалкогольной политикой компании (в листе ознакомления, ином документе) не может являться основанием для отказа работодателя в заключении трудового договора: согласно ч. 1 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора; необоснованным отказом будет признан отказ по причинам, не связанным с деловыми качествами работника.
Отказ работника засвидетельствовать ознакомление с антиалкогольной политикой компании не может иметь каких-либо правовых последствий.
Меры ответственности, установленные данным локальным нормативным актом, искажены по сравнению с предусмотренными Трудовым кодексом РФ. Так, пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает ответственность работника за появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Разъяснение по применению данной нормы дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 63). Согласно п. 42 Постановления при разрешении споров, связанных с расторжением трудового договора по пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 Кодекса, суды должны иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. При этом увольнение по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в таком состоянии не на своем рабочем месте, но на территории данной организации либо он находился на территории объекта, где по поручению работодателя должен был выполнять трудовую функцию.
Отношения вне рабочего времени, то есть времени, которое работник вправе использовать по своему усмотрению, не являются трудовыми и не могут регулироваться трудовым законодательством и тем более локальным нормативным актом.
Нежелательность появления работников в состоянии алкогольного опьянения, а тем более распития спиртных напитков решается с помощью других правомерных средств. Например, путем введения пропускной системы, при которой появление на рабочем месте вне установленного рабочего времени конкретного работника будет просто невозможно. Если нахождение работника на территории организации в нерабочее время должно быть ограничено, то для этого не обязательно вводить антиалкогольную политику, а достаточно отразить запрет на появление работника на территории организации за пределами рабочего времени в таком локальном нормативном акте, как правила внутреннего трудового распорядка.
Л.В.Щур-Труханович
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
28.02.2007

Проблема потребления алкоголя в России и внешние эффекты чрезмерного злоупотребления спиртными напитками. Государственная политика по снижению потребления алкоголя. Оценка влияния мер антиалкогольной политики на динамику несовершеннолетней преступности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблема потребления алкоголя в разных странах и его воздействие на здоровье. Исследование влияния факторов ("тип населенного пункта", "пол", "возраст", "курение" и "доход") на употребление алкоголя среди населения РФ. Построение нелинейной пробит-модели.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2016

    Изучение истории появления алкоголя и характерные черты его потребления в России. Анализ динамики потребления алкоголя в исторической ретроспективе. Тенденции негативного развития алкоголизма в России и его влияние на личность и на общество в целом.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Социальная стоимость употребления алкоголя для общества, эпидемиологическая ситуация в отношении алкоголизма в России. Объем и структура потребления спиртных напитков. Статистические данные о смертности населения от чрезмерного употребления алкоголя.

    реферат , добавлен 12.07.2013

    Анализ структуры потребления алкоголя в России: частоты употребления, объемов и предпочтений. Характеристика экономических потерь от злоупотребления населения алкоголем. Изучение правовых основ, принципов и стратегии алкогольной политики государства.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Социально-экономические факторы алкоголизма в России, структура потребления алкоголя. Основные последствия алкоголизации населения России. Экономические и социальные потери страны от употребления алкоголя. Принципы и стратегии алкогольной политики.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Проблемы повышения потребления алкоголя среди студенческой молодежи. Осведомленность студентов о вреде алкоголя. Последствия, вызванные потреблением алкогольных напитков в раннем возрасте. Сущность эффективных методов профилактики по борьбе с алкоголем.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2018

    Причины алкоголизма и его особенности в России. Негативные последствия хронического потребления алкоголя. Предпосылки, стимулирующие рост потребления спиртных напитков. Социальные методы борьбы с алкоголизмом, его диагноз и профилактическая работа.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Алкоголизм как социальная угроза. Причины алкоголизма и особенности проблемы. Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя. Социально-медицинские аспекты заболевания. Действие алкоголя на организм. Симптомы и стадии алкогольной зависимости.

    К числу наиболее эффективных мер антиалкогольной политики эксперты относят те меры, те, которые приводят к повышению цены алкоголя для конечного потребителя, ограничение физической доступности алкогольных напитков, ужесточение наказаний за вождение в пьяном виде, агитацию против чрезмерного потребления спиртного и организация институтов по лечению от алкогольной зависимости (Babor, 2010).

    Исследованию результативности государственного регулирования алкогольного рынка и влиянию реализуемых мер на отрицательные последствия, связанные с чрезмерным потреблением алкоголя, посвящены работы ряда отечественных и зарубежных ученых.

    Так, в работе Мюллера (1989) была выполнена оценка влияния ужесточения наказания за вождение в нетрезвом виде на показатель смертности в результате ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (при контроле уровня безработицы и ДТП, совершенных в трезвом виде). В результате проведенного анализа, автором было установлено, что принятые в 1982 году меры в штате Оклахома по борьбе с вождением в нетрезвом виде (отзыв прав на вождение у подозреваемых в вождении в нетрезвом виде и т.д.) и рост безработицы сократили уровень ДТП со смертельным исходом на 9%.

    Согласно исследованию бразильского ученого, принятие закона о закрытии баров после 11 вечера в бразильском городе Диадема привело к сокращению числа убийств на 9 человек в месяц (Duailibi et al., 2007).

    В работе Макмиллана и Лафэма (2006) исследовались последствия отмены действующих запретов на продажу алкоголя в США. В Нью-Мексико до 1 июля 1995 года нельзя было купить спиртное иначе как в баре или ином месте общественного питания. После июня 1995 года данный запрет был отменен. Согласно полученным результатам, отмена воскресных запретов привела к увеличению количества ДТП по причине нахождения в состоянии алкогольного опьянения на 29%, а также к росту смертности в результате дорожно-транспортных происшествий на 42% (McMillan, Lapham, 2006).

    В целом, отрицательное влияние мер антиалкогольной политики на внешние эффекты потребления алкоголя доказано во множестве работ (Wagenaar et al., 2010). Результаты большинства исследований, посвященных оценки результативности мер антиалкогольной политики ряда стран (например, США, Канада, Финляндия, Испания, Дания, Швейцария) показывают положительное влияние реализуемых мер на снижение числа ДТП, количество совершенных насилии, алкогольных отравлений и заболеваемость, связанную с чрезмерным употреблением алкоголя.

    В работе Янга и др (2006) была проведена оценка влияния повышения цен на алкогольные напитки на динамику ДТП в США. В результате было установлено, что данная мера привела к снижению ДТП, совершаемых в пьяном виде, на 0,97% за каждый процент повышения уровня цен на спиртное (Young et al.,2006).

    В другой работе была выявлена отрицательная зависимость вероятности насилия со стороны родителей над детьми от повышения ставки акциза на спиртное (Markowitz, Grossman, 2000).

    В последние годы стали появляться работы, посвященные оценке результативности современных мер антиалкогольной политики в России.

    Согласно имеющимся данным, существенное влияние на снижение доступности спиртного среди российского населения оказали временные ограничения продаж алкоголя (Kolosnitsyna et. al., 2014). В процессе анализа микроданных авторами было выявлено, что в регионах с более жесткими временными запретами на продажу спиртных напитков потребление алкоголя значимо меньше, чем в регионах с относительно короткими временными ограничениями. Одним из результатов было выявление более значимого влияния времени начала запрета на продажу алкоголя, чем время завершения ограничения (Kolosnitsyna et. al., 2014).

    Алекс Прайдмур с коллегами (Pridemore et al., 2013) провели ряд исследований, в которых оценивали введение в 2006 году поправок к 171-ФЗ (ФЗ №102, 2005) на ряд внешних эффектов потребления алкоголя. В результате исследования, авторы пришли к выводу о том, что антиалкогольная политика проводимая правительством России с 2006 года смогла изменить динамику смертности от алкогольного отравления. По данным исследования, в случае отсутствия мер по борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя уровень смертности от алкогольных отравлений мужчин мог на 35% превысить существующий (Pridemore et al., 2013a).

    Следует отметить, что согласно имеющимся оценкам, уровень смертности среди мужчин и женщин из-за цирроза печени был бы выше текущего на 9 и 15% соответственно, если бы не были предприняты меры по ужесточению мер в отношении оборота алкоголя (рис.1.5). В то же время влияние антиалкогольной политики на уменьшение количества отравлений алкоголем и смертей от цирроза печени может быть несколько преувеличено, так как в 2000-е в России наблюдается стабилизация в экономической и политической сферах общества. Согласно исследованию Немцова А., стабилизация положительно влияет на основные определяющие факторы алкоголизации страны и тем самым снижает потребление алкоголя (Немцов, 2013). Поэтому отделить влияние мер антиалкогольной политики от стабилизационных мер довольно сложно.

    Рисунок 1.5. Число смертей в месяц в результате отравления алкоголем или отравления в алкогольном состоянии: Россия, 2000-2010 гг.*

    Рис. 1. Потребление алкоголя в России по видам (Global status report on alcohol and health, 2014)

    Россия давно считается одной из самых пьющих стран мира. На диаграмме показана статистика потребления алкоголя в России до 2010 года. В 90-е году резко выросло потребление крепкого алкоголя, что привело к значительному ухудшению здоровья граждан. На диаграмме видно, что если потребление крепкого алкоголя начало снижаться с 2000-х годов, то потребление вина и пива значительно увеличилось.

    С 2009 года в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №2128-р. реализуется Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения.

    В большинстве регионах организованы региональные целевые программы по снижению употребления алкогольной продукции, а также проводятся различные пропагандистские мероприятия. В концепции по снижению масштабов злоупотребления алкоголя говорится, что мерами борьбы с алкоголем должны ложиться не только на плечи Минздрава, но и распределяться между другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, одной из мер борьбы с алкоголизмом стоит развитие массового спорта.

    Рис. 2. Употребление алкоголя на душу населения


    Такой системный подход уже дает результаты. Из диаграммы видно, что с 2008 по 2014 годы потребление алкогольной продукции в пересчёте на абсолютный алкоголь снизилось на 4,42 литра на человека. При этом, следует ответить, что такое потребление алкогольной продукции рассчитано без учета теневого рынка. Поданным экспертов, к этим числам можно добавить еще 5-8 литров в год .

    Более того, следует отметить, существенное различие потребления алкоголя между регионами страны. По данным Росстата в южных регионах нашей страны (Ростовская, Самарская область, Республики Ингушетия, Алания и др.) потребление алкоголя более низкое, когда как в Чукотском, Ненецком автономных округах, Камчатском крае, Магаданской области .

    Исследование, проведенное в 2010 г. в НИУ ВШЭ позволило выявить факторы, влияющие на потребление алкоголя на макро- и микроуровнях (т.е. на уровне регионов и на индивидуальном уровне).

    На региональных уровнях авторы отдельно анализировали потребление различных спиртных напитков - водки, вина, пива и т.д. На основании проведенного авторами регрессионного анализа был сделан вывод о том, что основной макроэкономической детерминантов, обусловливающей межрегиональные различия в потреблении алкоголя, является среднедушевой доход. Показатель доли безработных, вошедший во все построенные модели с отрицательным знаком, может рассматриваться в качестве косвенной характеристики дохода, т.к., при прочих равных условиях, увеличение безработицы приводит к уменьшению среднедушевого дохода и наоборот. Структура населения региона по полу, для отражения которой использовался показатель "доля мужского населения" оказалась значимым фактором только в модели потребления водки. Потребление крепких и слабоалкогольных напитков демонстрирует сильную взаимосвязь

    Число пациентов в наркологических учреждениях уменьшилось с 381 393 человек в 2009 году до 293 122 человек в 2013 году. Показатель первичной заболеваемости наркологическими расстройствами снизился на 23%.

    По данным Росстата, максимальный пик потребления алкоголя был в 2003 году и это отразилось и на заболеваемости алкоголизмом подростков. Затем в период стабильности и экономического процветания нашей страны мы видим, что численность подростков с диагнозом алкоголизма сократилась до 919 тыс. человек и продолжила медленно уменьшаться.

    Рис. 3. Потребление алкоголя подростками 14-17 лет


    В связи с серьезной заболеваемостью алкоголизмом среди подростков Минздрав России разработал и выпустил приказ от 6 октября 2014 года №581н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ". Исполнение данного приказа позволит выявить значительно больше случаев алкоголизма среди подростков и предпринять меры, что впоследствии приведет к снижению смертности от алкоголя.

    На фоне общей проблемы с алкоголизмом, особенно остро стоит проблема детского алкоголизма в нашей стране. По данным Минздрава России и Национального научного Центра наркологии наивысший уровень подросткового алкоголизма был зафиксирован в 2003 г. и составлял 1270,9 на 100 тысяч подросткового населения. В сравнении с 1999 г., то его рост составил 65%. На графике видно, что после начала активной политики борьбы с алкоголизмом показатель больных алкоголизмом среди подростков значительно снизился. Это говорит, об эффективности мер политики в отношении для молодежи, за редким исключением регионы, лидирующие по потреблению слабоалкогольных напитков, лидируют и по потреблению крепких напитков (Kossova et al., 2012).

Похожие статьи