Мастер - класс по актерскому мастерству со взрослыми на тему "игровая импровизация - упражнения". Импровизация на уроках актерского мастерства в детской театральной студии

Мастер – класс для взрослых

На тему: «Игровая импровизация - упражнения»

Цель: избавиться от стереотипного мышления и поведения.

Задачи:

Познакомить с игрой – импровизацией;

Развивать креативность мышления, легкость и быстроту понятия решений, умение свободно и легко выражать свои мысли, умение видеть ситуацию со стороны и управлять ей.

Воспитывать чувство «партнера» и «коллектива»

Форма работы: практическая

Тип мастер - класса : практико – ориентированный

Наглядный материал: видео – отрывок на актерскую и речевую импровизацию.

Оборудование: проектор мультимедиа

План занятия

Организационный момент.

Основная часть.

    Беседа: между педагогом и педагогами

    Просмотр видео – отрывка на актерскую и речевую импровизацию.

    Работа с заданиями

    Практическая часть: отработка игр - импровизаций

    Итог занятия: самоанализ, оценка действий.

Ход занятия

Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги! В каждом из нас живет играющий, непосредственный и безумно любознательный ребенок. Каждый из нас – прирожденный импровизатор.

Но взрослея, мы теряем способность к спонтанности и начинаем жить строго по правилам. Сегодня мы попробуем учиться опираться на самого себя, на реальные чувства, на реальное отношение к происходящему. Вы будете присутствовать в моменте «Здесь и сейчас».

Вам придется столкнуться с максимальным количеством нестандартных ситуаций.

Педагог: Для того, чтобы вы включились в работу, я начну с упражнения – вопроса. По – очереди каждому из вас будут задаваться вопросы, ваша задача быстро на них отвечать. Не волнуйтесь, если возникнут затруднения в ответе, просто посмотрите на ситуацию иначе, новый ответ сразу появится.

- Зачем ты вешаешь шторы? (ответ)

- зачем ты рисуешь квадратики? (ответ)

- зачем ты собираешь яблоки? (ответ)

- зачем ты занимаешься актерским мастерством? (ответ)

- зачем ты фотографируешь слона? (ответ)

- зачем ты смотришь телевизор? (ответ)

Педагог: Замечательно, продолжим импровизировать. Следующая игра – речевая импровизация. Для чего нужна речевая – импровизация? (умение легко и увлекательно говорить на любую тему, быстро и точно формулировать свои мысли, конечно же, для того, чтобы легко и свободно чувствовать себя во время выступления) .

Педагог: Называется игра «История по слову» . Я прошу разделиться вас на пары. Вам нужно с партнером сочинить яркую, интересную и связную историю. Только в этой истории вы говорите по одному слову. Например:

А: вчера

Б: Мария

А: вышла

Б: из избушки

А: она

Б: увидела

А: большого

Б: красивого

А: медведя и т.д.

Педагог: Молодцы, идем далее. Игра – импровизация «Алфавит» . Начните с партнером диалог на любую тему. Только каждая реплика должна начинаться на следующую букву алфавита. Не должно быть пауз. Называйте любое слово, которое приходит в голову на нужную букву, и вплетайте его в текст беседы. Найдите логичный финал вашего диалога.

Например:

А: август заканчивается

Б: будет осень

А: валенки пора доставать

Б: горные лыжи тоже

А: давай лучше коньки достанем

Б: ездить на лыжах веселее и т. д.

Педагог: Уважаемые педагоги, эти упражнения подойдут не только взрослым, но и детям. Вы можете применять их в любое время, тогда когда посчитаете нужным. Это поможет при работе в парах и коллективе.

Педагог: Спасибо вам за приятное, креативное общение. А от себя я вам желаю впускать в свою жизнь больше актерского мастерства и жизнь будет интереснее. Спасибо за внимание, до свидания.

1. Что такое речевая импровизация?
Это понятие состоит из двух слов: речь и импровизация. Что такое речь объяснять не нужно, а вот, что такое импровизация, следует уточнить. «Википедия» дает нам такое определение: Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Если воспринимать, сочетание слов и выражений, которое мы произносим вслух или пишем, как произведение искусства, то отсюда следует, что речевая импровизация - это уникальный текст (устный или письменный) создаваемый без предварительной подготовки, а так же процесс его создания.
Далее мы будем с вами заниматься развитием умения импровизировать в устной речи. Конечно, импровизация бывает разная. Можно болтать чепуху, а можно высказывать умные, интересные мысли, напрямую связанные с темой разговора, или близкие к ней. Естественно, нас интересует качественная, продуктивная импровизация, а не бессмысленный, словесный по…ток 

2. Что даёт умение импровизировать в речи?
Умение быстро, точно, интересно, без подготовки формулировать мысли на любую тему, даёт возможность:
. Избежать лишних пауз, «зависаний», «мусорных слов» в речи
. Остроумно отвечать на любые вопросы и замечания
. Выступать без выученного текста (только с опорой на план)
. Поддерживать и развивать любую беседу
Поскольку устная речь - это инструмент, который позволяет нам, ежедневно взаимодействовать с людьми, то всем, нормальным людям понятно, что развитие умения импровизировать в речи - это наиважнейшее занятие, которому стоит посвящать как можно больше времени. Особенно, это касается людей, чья профессия, напрямую связана с устной, речевой коммуникацией: преподавателей, менеджеров, продавцов, юристов, журналистов, телеведущих, экскурсоводов, консультантов, секретарей и т. д. Конечно и для тех, кто по роду своей деятельности, мало общается: программистов, бухгалтеров, дизайнеров и др. этот навык тоже очень важен, ведь глобальное одиночество мало кого привлекает.

3. Методика развития
Для развития навыка словесной импровизации требуется немала, но весьма увлекательная работа над собой. Если Вы хотите не просто овладеть парой «фишек», а действительно поднять свой речевой уровень и не зависеть от ситуации, в которой будете находиться, я советую оттачивать целый ряд инструментов.
Во первых, скорость мышления. Учитесь думать быстрее! Без этого нужный вариант мысли и фразы не придёт к вам быстро.
Во вторых, воображение. Без его активной работы, вы не будете иметь базы для высказываний. Мы мыслим не только абстрактными понятиями, но и образами. Если в голове не будет «картинки», Вам нечего будет сказать.
В третьих, ассоциативное мышление. Учитесь соединять картинки и другие «отпечатки» действительности, между собой.
В четвёртых, нестандартное мышление. Учитесь мыслить нестандартно! Это расширит объём вариантов мыслей, следовательно вариантов высказываний и как бонус - появится юмор, ведь нестандартность, неожиданность, чаще всего провоцируют эмоциональный отклик слушателей.
В пятых, активный, словарный запас. Это очевидно, поэтому без комментариев.
В шестых, коллекция историй, афоризмов, притч, метафор, крылатых выражений и просто впечатлений. Собирайте, записывайте, применяйте! Этот материал - отличное подспорье в импровизации. Он нужен художнику слова так же, как строителю кирпичи.
И, наконец, в седьмых, приёмы. На наших занятиях, в последнюю очередь, мы осваиваем приёмы или техники, которые людям, имеющим уже подготовленное мышление и достаточный словарный запас, помогают стать истинными речевыми импровизаторами.

КАК ВСЁ ЭТО РАЗВИВАТЬ?
Существует много очень интересных упражнений, которые надо применять системно. Сегодня я поделюсь одним. Оно мощное, но сразу предупрежу, что одного его мало и лучше выполнять комплекс.

Упражнение "Сказка"

Развивает скорость появления мыслей, воображение, ассоциативное мышление, фантазию, креативность и увеличивает активный словарный запас. Лучше выполнять с живым слушателем, но можно и с диктофоном.
1. Выберете два случайных существительных, далёких друг от друга по ассоциации. Например: тарелка и лыжи. Придумайте, на основе их, рассказ о событиях. Все три слова должны сыграть какую-то роль, т.е. повлиять на развитие сюжета. Расскажите историю вслух, опираясь на план и цепочку образов. Запишите свою речь на диктофон. Прослушайте запись и переформулируйте предложения, которые содержат ошибки и неточности.

Простой план такого рассказа
Кто? Где? Когда?
Что случилось?
Чем закончилось?
Вывод.

2. Расскажите подобную историю, на основе 2-х других существительных, без подготовки. Запишите свою речь на диктофон, прослушайте, исправьте ошибки.
3. Расскажите ту же самую историю, но постарайтесь максимально избежать банальных, предсказуемых поворотов сюжета.

Послушайте как это делают мои ученики на пятом занятии курса «Мастер публичных выступлений»:

Если Вас заинтересовала статья, оставьте свой комментарий внизу главной страницы нашего сайта:

Развивайте свою речь!
До встречи на занятиях!

С уважением,
Дмитрий Макеев

"КТО ЕСТЬ КТО"

У этого задания тоже есть несколько вариантов.

Вариант 1

Вызывается пара актеров. Им дается от 30 секунд до минуты, чтобы решить:

  • * кто они, что за образы представляют? в в чем суть конфликта между ними?
  • * где и когда происходит действие?

Когда выделенное на подготовку время закончится, пара представляет свою импровизационную сцену. Задание для зрителей: суметь разобраться в происходящем и правильно ответить на приведенные выше вопросы.

Вариант 2

Приглашается пара актеров. Один из них должен начать некое импровизационное действие по своему выбору. Второй участник упражнения в течение полуминуть: пытается понять, что происходит (ответить на приведенные выше вопросы). По хлопку ведущего он выходит на площадку с целью пристроиться к сцене и стать партнером своего товарища по импровизации.

"ДЕТЕКТИВ" (взаимодействие, актерская импровизация, психогимнастика)

Приблизительно половина или даже две трети участников группы получают записку с единственным словом "СЛЕДОВАТЕЛЬ". Остальные получают записку со словом "ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ" и с определенным заданием, которое связано с конкретной изучаемой темой. Скажем, если сейчас актеры работают над походкой образа, тогда задания будут: "косолапить", "идти маршевым шагом", "шаркать", "пружинистый шаг", "твоя обычная походка"... Для темы "Эмоции" подойдут задания: "грустный", "озабоченный", "тревожный", "удивленный", "восторженный"...

Понятно, что никто из участников не раскрывает другим содержания своей записки. Смысл состоит в том, что "следователи" должны определить "подозреваемых" и отгадать их тайное задание. Каждый из "подпольщиков", в свою очередь, выполняет задачу так, чтобы не быть опознанным "следователями" и, соответственно, определить, кто среди участников "свой", а кто - "чужой".

В ходе игры стороны могут прибегать к различным уловкам. К примеру, "следователи" могут попытаться втереться в доверие к "подозреваемым", подражая их движениям, и так далее...

"Я ВХОЖУ В..."

Это, без сомнения, одно из наиболее сложных упражнений. Не стоит рассчитывать, что первые опыты работы с ним будут успешны: такая массовая импровизация требует от начинающих актеров и техники, и умений, и прекрасного чувства партнера... Однако как тренировочное упражнение, как попытка продемонстрировать, насколько театр - искусство многоплановое и синтетическое, задание это может быть вполне уместным.

Из группы приглашается один доброволец. Его задание - определить для себя какое-нибудь общественное место (магазин, парк, библиотека, стадион, банк...). Упражнение начнется по сигналу режиссера с того, что актер-доброволец "входит" в выбранное им место и начинает импровизировать с текстом или без него. Он не называет место действия впрямую, но дает остальным участникам-зрителям внятные намеки. Скажем, "войдя" в "банк", он может обратиться к воображаемому кассиру с просьбой открыть счет или выдать деньги; в " библиотеке" - поинтересоваться новинками литературы в читальном зале; в "магазине одежды" посоветоваться с продавцом при выборе покупки...

Через полминуты после начала сцены, когда зрители смогли четко представить себе, какое общественное место выбрано ведущим актером, они могут выйти на площадку и подключиться к действию. Желательно заранее определить возможное количество участников, иначе вы рискуете увидеть действующую на сцене шумную и плохо управляемую толпу (как правило, участие в упражнении хочет принять едва ли не вся группа!). Ограничив число действующих лиц, проще проконтролировать, насколько актеры верят в избранные ими роли, ищут ли выразительные средства для образов, как чувствуют себя в предлагаемых обстоятельствах...

После того как все участники вышли на площадку в той или иной роли, сцена продолжается еще 3-5 минут. Важно, чтобы каждый из актеров исполнил свою роль максимально естественно. В этом упражнении бытовая достоверность гораздо значимее театрализации и яркости. Ведь не каждый день грабят банк, когда мы находимся в нем, а очередь в супермаркете не всегда заканчивается дракой или инфарктом...

Найти детали обыденного действия, присвоить себе внятную роль и сделать выбранный образ частью многофигурной импровизации - вот чем определяется "успех" или "провал" в данном задании.

Режиссер на правах одного из участников может подключиться к сценке, чтобы обеспечить успешность "вхождения" в роль актеров. Он может начать спорить с "кассиром", ссорясь, хватать за руку "директора супермаркета", "зайти" в "читальный зал библиотеки" плачущим, потерявшим родителей мальчишкой... Тем самым проверяется аутентичность реакций партнеров, органичность театральной игры.

"МОНОЛОГ ПРОФЕССИОНАЛА"

На сцену приглашаются 5--7 участников. Они выстраиваются в шеренгу друг за другом, и ведущий (или же зрители) определяет для каждого его роль-профессию. Скажем, вышедшая на площадку пятерка получила следующие задания: водитель самосвала, косметолог, директор бани, полицейский, парикмахер. Теперь дается общая тема для обсуждения. Предположим, "Дрессировка слонов в домашних условиях".

Упражнение происходит следующим образом. По хлопку ведущего первый из актеров начинает свой профессиональный монолог на заданную тему. После 10--15 секунд новый хлопок дает сигнал первому участнику прервать выступление (даже на полуслове!) и занять место в хвосте шеренги. Выступление же продолжит второй актер. С того места, с того слова, на котором был прерван его товарищ. После мнения косметолога порассуждает о дрессировке слонов директор бани, затем полицейский, затем парикмахер, и вновь придет очередь водителя самосвала...

Каждый из актеров проходит несколько кругов, и упражнение продолжается до тех пор, пока тема не будет исчерпана или же игра в рамках определенных ролей станет повторяться. Тогда можно либо пригласить на площадку новых участников, либо изменить тему, либо определить новые образы для актеров.

"СКАЗОЧНИК"

Группа стоит в цепочке или в круге. Первый участник начинает импровизированную историю. После этого звучит хлопок ведущего, и право продолжить переходит к следующему по очереди игроку. Проблема в том, что он произносит свой текст на "джибрише" (воображаемый язык, звукоподражание без какого-то смысла). Хлопок - третий участник возвращается, к истории и продолжает рассказ первого игрока. Четвертый актер вновь говорит на "джибриш". Пятый возвращается к рассказу, и так далее. Иными словами, каждый нечетный игрок ведет сказку, каждый четный "продолжает" рассказ на "джибриш".

Основная задача: рассказчикам - не потерять смысловую нить и продолжать связный и логический текст, невзирая на помехи в лице "джибриш"-декламаторов. В свою очередь говорящие на джибриш отыгрывают жестикуляцией и интонационно якобы продолжение

что сказку рассказывают не несколько людей в разных стилях, а один-единственный исполнитель!

Так как упражнение идет в несколько кругов и завершается после того, как логически завершен рассказ, просим актеров обратить внимание и на преемственность в смысле и стиле повествования, и на темпоритм упражнения: без скачков и пауз.

"СКАЗКА ВТРОЕМ"

Уже из названия понятно, что в задании будут участвовать трое актеров. Один из них выполняет роль сказочника. Ему предстоит рассказывать одну из известных сказок, определенных ведущим. Второй актер садится на стул лицом к зрителям. Его "обязанность" - беззвучно открывая рот и используя мимику, имитировать рассказывание сказки. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль "рук второго участника" будут "исполнять" руки третьего актера. Для этого он должен встать на колени прямо за спиной второго актера и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие в ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле "рассказчика".

Именно иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле игрок голосом первого актера и руками третьего, является доказательством успешности сцены. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией).

"МАНЕКЕНЫ"

Участники распределяются по площадке. Каждый занимает место, обеспечивающее ему достаточную свободу движения.

Проходя по улице, мы нередко видим стоящие в витринах магазинов манекены. Каждому из вас предстоит сейчас превратиться в одного из них. Придумайте свой образ. Решите, что и каким образом вы рекламируете. По счету "Три!" эта комната чудесным образом трансформируется в полную манекенов витрину. Я буду играть роль хозяина магазина, который приводит витрину в порядок: стирает с манекенов пыль, при необходимости меняет их позы, объединяет их в группы.

Задание потребует от вас концентрации, воображения, умения владеть телом. Есть вопросы? Раз. Два. Три... Люди превратились в манекены!

"ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КУКЛЫ"

Это упражнение продолжает и развивает предыдущее.

В ходе этюда вам предстоит превратиться в пластилиновую куклу. Упражнение состоит из трех этапов.

По моему первому сигналу вы становитесь пластилиновой куклой, которая хранилась в холодном месте. Понятно, что материал утратил свою пластичность, он тверд, жесток.

Второй сигнал ведущего знаменует начало работы с куклами. Я буду менять их позы, но не забудьте, что застывшая форма осложнит мою задачу, и я должен буду почувствовать определенное сопротивление материала!

Третий сигнал - начало последнего этапа упражнения. Представьте, что в комнате, где находятся наши пластилиновые куклы, одновременно включили все обогревательные приборы. Что, вас бросило в жар? Совершенно верно, куклы тоже испытывают нечто подобное! Что с ними происходит? Они начинают размягчаться. Это процесс, а не мгновенная реакция. В первую очередь оплывают от тепла те части кукольного тела, где пластилина меньше (пальцы рук, руки, шея), затем размягчаются ноги. В итоге вся кукла "стекает" на пол и превращается в некую бесформенную, массу.

  • 1. Фриз "пластилиновая кукла".
  • 2. Работа ведущего с твердым пластилином, попытка изменить позу кукол, их расположение в пространстве и по отношению друг к другу.
  • 3. Размягчение кукол до состояния полной утраты формы - абсолютное мышечное освобождение актера.

"СКУЛЬПТУРА ЧУВСТВ"

В принципе, уже само название упражнения объясняет его смысл. Делим группу на подгруппы по 3--5 человек в каждой. Каждой подгруппе дается задание: выбрать определенную эмоцию и представить ее в виде многофигурной статической композиции.

После подготовки скульптуры представляются всему форуму, и зрители пытаются точно назвать изображенное чувство. Иногда затруднения возникают из-за смысловой близости определений. Скажем, гнев несложно спутать с раздражением, досадой, злостью...

Тренировка идет в двух направлениях - пластическое выражение эмоций и вербальная точность в определении эмоциональных состояний.

"ПРИЕМ ГОСТЕЙ"

Для этого упражнения-игры мне потребуется четыре добровольца. Спасибо смелым, встречаем их аплодисментами!

Один из вас будет хозяином дома. Ему предстоит принять трех гостей. Кто эти гости? В этом-то и заключается проблема. Дело в том, что, когда хозяин выйдет за дверь, мы с вами определим, что за роль досталась каждому" из трех актеров. Они могут быть кем и чем угодно: родственниками хозяина квартиры, его друзьями или врагами, работниками сферы обслуживания, президентами, неодушевленными предметами, чувствами, временами года... Наша фантазия здесь безгранична. Определив роли гостей, мы пригласим хозяина квартиры вернуться в комнату и попросим в течение, скажем, 5--10 минут определить, что же за гости пожаловали сегодня к нему.

Как определить образ гостя? Во-первых, актеры, играющие гостей, должны будут придумать для своего персонажа некий пластический образ, так что характер движений уже будет в некотором роде подсказкой. Кроме того, подумайте об использовании голосовых средств выразительности. В ходе игры хозяин может задавать гостям различные вопросы - всем вместе или по отдельности, на его усмотрение. Отвечая на вопросы, гости продолжают играть свои роли и стараются сохранить инкогнито. То есть ответы гостей должны быть на уровне намеков, уточнений, но не открытого "снятия маски". Если за отведенное время хозяину удается определить образы гостей, он выходит из игры победителем и становится одним из гостей в следующем туре игры.

"ТРИ ДВИЖЕНИЯ"

Это задание выполняется в парах. Каждый участник готовит для своего партнера три конкретных движения, которые в минимальной степени логически связаны друг с другом. То есть нельзя

одеться, почистить зубы. Наоборот, каждое из предлагаемых действий не должно быть связано с другим по смыслу.

Задание заключается в том, что в течение 5--7 минут актерам придется придумать, как полученные от партнера разрозненные движения соединить в логически оправданный и связный сюжет. При этом нельзя менять порядок движений: полученное первым задание должно быть и в показе первым, а названное третьим - завершать всю сцену.

В этом упражнении вам придется проявить всю свою фантазию, чтобы найти "оправдание" последовательной цепочке действий и свести к минимуму все дополнительные движения-связки, которые окажутся необходимы для перехода от первого задания ко второму, а затем к третьему.

"ГРУППОВОЙ УЗОР"

Многие из вас наверняка имеют опыт составления пазлов.

Наш пазл будет необычным. Для его создания нам не потребуется никаких фрагментов картин, не будет и образца, по которому обычно составляют мозаичную картинку.

Материалом для работы послужат ваши тела. По одному (порядок будет свободным, то есть каждый может сам для себя определить очередность "вхождения" в пазл) участники группы составят узор.

Первый участник устраивается на полу, выбрав позу, положение рук, ног, всего туловища на свое усмотрение. Каждый следующий участник, "дополняя" собой пазл, должен касаться телом хотя бы одного из предыдущих товарищей. Упражнение закончится, когда последний "фрагмент" узора займет место в своеобразной скульптуре, отражающее его предпочтения, ощущения, его положение в групповой картине.

Как поживал наш Мастер после того, как блоху подковал? Разогналась силушка телесная, робость прошла, ребятишек собирать стал по вечерам да показывать-рассказывать, делу своему обучать. Бывало, по привычке наступит ему страх на горло и хохочет. Мастер пару фраз заветных скажет, встряхнется, на слушателей поглядит – и ну говорить!

Уже не страшно, а что? Свое дело назубок выучил, много секретов в запасе.

Только все чаще и ребята, и взрослые ученики стали вопросы ему задавать. Да не только по кузнецкому делу, а с подвывертом, знаешь!

- Как Вам удалось стать таким успешным Мастером? - Нуууу…. Это как. Просто все. Работай!

- Ваши изделия – это результат давно изученной методики или импровизация? - Чего? Какая …ммммМпровизация?

- А расскажите, как в других ремеслах такую настойчивость проявлять?

- А знаете ли вы, что нынче закон приняли об обучении? Как вы относитесь к нему?

Вопросы, вопросы, вопросы. Слова ведь нужны, отвечать-то. Да не простые, а яркие, быстрые, точные, сами с языка слетающие! Где ж найти-то столько слов? Да выковать узор такой, чтобы все ахнули!

И каждый раз лихоманить стало Мастера. Как же говорить-то, когда не знаешь точно! Мастер точность любил во всем! А тут на тебе! Темы не знакомые, законы какие-то… ремесла другие… А им, ишь, все интересно!

Закручинился Мастер да отправился к Мудрецу мериканскому, что жил у них на деревне и детишек говорить учил. Помоги, мол, мне, мериканец ты мой ненаглядный, как на темы рассуждать незнакомые. Боюсь ляпнуть чего, вот и молчу, да ученики недовольны…

Мериканец тот на Мастера посмотрел. Дааа, говорит, могу помочь, и дань с тебя совсем небольшая будет. Выполняй все задания мои, что даю тебе. И выйдет успех и счастье!

А рассказал он ему вот о чем…

О той самой импровизации, которая в любом выступлении помогает.

Оставим Мастера у своего учителя риторики. Пусть слушает внимательно, мы мешать не будем.

И поговорим вот о чем : сколько в процентном соотношении мы в жизни говорим на заготовленную тему из сферы личной или профессиональной компетенции (= ЗНАЮ ОТЛИЧНО!), а сколько нам приходится импровизировать (= ЗНАЮ НЕ ОЧЕНЬ)?

50 на 50? Больше заготовок? А, может, неподготовленных речей?

Видел ли ты ораторов, речь которых льется плавно, красиво, кажется, что он знает обо всем на свете?

Хочешь так же?

Тогда будем обучаться навыку словесной импровизации .

ЧТО ЭТО?

Умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании. Нашего Мастера просили рассказать и об успехе, и о настойчивости как основной черте характера, и о политике, и о творческом процессе. Если бы он владел навыком, это не составило бы труда.

ВАЖНО!

Словесная импровизация далека от того, что в народе иногда именуют генерацией бреда. Да, есть люди, которые много и не по делу говорят, не умолкая, но это не значит, что они владеют словесной импровизацией.

СИ – это искусство, которому может обучиться каждый и которое выручает выступающего постоянно! Словесная импровизация – это танец слов, которые не кучкуются за сценой, т.е. в мозгах и на языке оратора, а смело складываются в виртуозные, полные смысла и харизмы танцевальные па. Более того, в паре всегда есть двое: оратор ведет в танце. Аудитория следует за ним.

ГДЕ ПРИГОЖДАЕТСЯ? ФУНКЦИИ?

1. Ответы на вопросы.

Ты хорошо подготовлен, тема – твоя, родная! И туууут! Бац! Вопрос!

Вспоминается адвокат из мюзикла «Чикаго», бивший чечетку, когда в паузах между танцевальными фигурами он выслушивал вопрос, а затем отбивал четкий ритм ответа. Много разных, в т.ч. каверзных вопросов – и четкий дробный ответ, ведущий его к нужному результату. По большому счету в том танце было много импровизации, ведь мы никогда не можем заранее предугадать, какой вопрос нам зададут.

Как выручает СИ? Еще не зная ответа, вы можете поимпровизировать на смежную более близкую вам тему, а затем плавно перевести к той, на которую был задан вопрос (ведь вы уже успели обдумать ответ). Второй вариант тоже обоснован: начать с ответа на вопрос слушателя, а затем плавно встроить новые интересные факты, импровизируя и давая ценные знания. Вам легче! Слушателям интереснее.

СИ позволяет заполнить паузу для обдумывания ответа!

2. Открытие словесного потока. Снятие пауз-зависаний.

Как считаешь, слушатели запомнят такую паузу-растерянность? Конечно! А если она не одна в течение выступления? Тягостное ощущение от вас обеспечено.

СИ помогает избавиться от пауз-зависаний, сделать речь непрерывной, открыть свободный и легкий речевой поток.

3. Тезисная подготовка. Свобода донесения текста.

Наверняка многие из нас присутствовали на презентациях и выступлениях, где оратор, зазубривший текст наизусть, ни на шаг не мог позволить себе отойти от него. А если, не дай Бог, забывал – катастрофа! Что там у меня дальше в тексте-то? Ээээ…

Поэтому такая стратегия подготовки не очень подходит для людей, желающих обучиться плавности и красоте речи. Готовиться лучше по ключевым тезисам – остальное лучше добавлять по ходу выступления, обтягивая костяк текста тканью СИ.

СИ дарит свободу от заучивания текста!

4. Поддержка аудитории.

Джерри Вайсман, очень известный бизнес-презентатор и автор книг по презентациям, одним из ключевых понятий для оратора считает понятие «поддержка аудитории». Если вы не позаботитесь о них, то кто же?

Не убивайте свою аудиторию простым перечнем фактов, цифр, аргументов. Даже если это скучнейший годовой отчет. Через какое-то время аудитория устанет и не сможет воспринимать нужную информацию. Важно уметь вовремя это заметить и сменить состояние аудитории: поимпровизировать, рассказать историю из жизни, байку, которая будет к месту. Мы все люди. Даже самой серьезной аудитории нужны эмоции!

СИ позволяет оратору сменить встряхнуть аудиторию, дать ей передышку!

5. Высокая энергетика.

Однажды я смотрела видеоролик, в котором один из западных ораторов выбегал на сцену ярко! На высокой энергетике! Махал руками! Зажигал! Призывал! А затем…. Подбегал обратно к кафедре и …про себя быстро читал, что же там далее по тексту… потом опять выбегал! Зажигал! И такая беготня раз 5 в течение выступления!

В эти моменты у меня возникал резонный вопрос: в тексте было написано: «Взмахни рукой и возопи?»)))

Тезис звучит следующим образом: НЕВОЗМОЖНО, работая на высокой энергетике, при этом пользоваться бумажкой! Вдобавок к энергетике вам также необходим дар импровизатора, чтобы это смотрелось искренне и ненатужно.

СИ позволяет выступать на высокой энергетике!

6. Подковать блоху = снизить страх.

Владение навыком словесной импровизации является одним из приемов снижения волнения. Человек выходит на сцену, полностью уверенный: «я найду нужные слова»!

Ты можешь быть менее осведомленным (раз уж так порой случается) – но уметь вовремя вытянуть нужные факты, цифры, аргументы, цитаты с помощью навыка СИ.

СИ снимает страх!

7. Светская беседа.

Однажды приходит ко мне девушка на тренинг и рассказывает: «Презентации я делаю давно. Партнеры в восторге. Но вот когда после деловых переговоров и презентаций все идут просто в ресторан – я впадаю в ступор и не знаю, как поддержать беседу! А они же мужики: темы классические: охота, рыбалка…»

О чем говорит случай? О том, что в обычном, неформальном общении, без навыка СИ просто не обойтись. Никто не хочет прослыть дураком или тихоней!

Другие ситуации светской беседы нам с вами тоже хорошо известны: свидание, вечеринка, дружеские посиделки.

Владея навыком СИ, вы станете душой любой компании!!!

ТРЕНИРОВКА. ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ.

Как же научиться непринужденно импровизировать на любую тему?

Как научить слова легко танцевать в вашей речи и складываться в фигуры красиво и плавно?

Ниже мы предлагаем вам простейший алгоритм развития навыка, который включает 5 простых шагов или этапов.

5 конкретных танцевальных шагов по овладению

СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

У нас в компании друзей есть такая традиция: когда мы поем песни под гитару, то перед некоторыми особо любимыми мелодиями мы подбадриваем гитариста: «Спой так, чтобы душа сначала развернулась… а потом свернулась!» Первые три этапа освоения СИ – это как раз попытка развернуть арсенал, разложить все приемы и техники по полочкам, а затем свернуть, схлопнуть его в один быстрый мгновенный процесс поиска решения здесь и сейчас, на сцене!

Этап 1. Буги-вуги в стиле осьминог.

Техника заключается в том, что вы берете любую ассоциацию, связанную с основной темой выступления, и начинаете развивать эту тему.

Важно! Необходимо подбирать не любые, а максимально близкие к теме и яркие интересные ассоциации.

Словом, мы с вами учимся танцевать, как тот осьминог из детской песенки, который освоил «буги-вуги в стиле 8 ног». Осьминог – ваша основная тема, которой требуется подспорье для лучшей передачи информации. Захотел – раскатал, развернул, распространил новые темы, захотел – свернул обратно, вернувшись к основной теме.

Возвращаться действительно стоит. Иначе оратор, который «утанцевал далеко» в своей импровизации, будет восприниматься как минимум несерьезно. Таким образом, мы пробуем развернуть одну ассоциацию (первая ножка осьминога), затем возврат, вторую и т.д. В итоге мы не только раскрываем центральную тему, но и представляем ее более объемно, ярко, интересно.

На одном из тренингов мне задали весьма незатейливую тему для импровизации «самолет». Осьминог танцевал вовсю: в результате я затронула тему полетов («Почему люди не летают как птицы?»), тему богов и людей (из книги «Полеты богов и людей»), тему свободы, сопоставила виды транспорта и плавно всех подвела к мысли о красоте и свободе такого вида передвижения, как самолет.

Потренируемся?

Упражнение 1: лучшая импровизация – та, приемы которой вы освоили заранее. Попросите кого-нибудь задать вам тему для импровизации. Набросайте самые различные ассоциации к теме в голове или на карточке (минимум 10). Постарайтесь развить минимум 3-5 из них в течение 3 минут. Например, вам задают тему «успех», и вы быстро набрасываете ассоциации лидерство, деньги, известность, возможности, примеры успешных людей, литература на тему, критерии успеха и т.п. Таким образом, вы проводите так называемый этап мозгового штурма. Джерри Вайсман называет первый этап извержения идей – методом «шлеп», за которым следует «шлифовка», к которой мы приступим позже.

Итак, прием СИ № 1: Ассоциации.

Этап 2. Степ и чечетка.

То есть «шлеп» и «шлифовка». Действительно, мало набросать в голове ряд ассоциаций, важно сделать переходы плавными и красивыми. Точно как в танце, отбивая чечетку, танцор перемещается мелкими шажками вправо, еще правее, еще правее! И на каждом отрезке отбивает несколько тактов. Точно так же и мы с тобой, читатель, можем использовать особый прием: переход по последнему слову, который помогает справиться с раскрытием темы, когда ассоциации в голову не идут.

Суть приема в том, что оратор переключается на одно из последних слов, которое прозвучало в его речи, и начинает раскрывать его как новую тему.

Самолет…

Сочиняем первое предложение.

Некоторые люди предпочитают летать самолетом по России и за границу.

Цепляемся к последнему слову:

Заграница – понятие, абсолютно закрытое для людей советского периода (многие помнят о т.н. «железном занавесе»), сейчас во всей красе открыта нам, в наше демократическое время.

Снова берем последнее слово:

Кстати, о демократии. Демократия как форма политической организации общества в чистом виде встречается только в США, в стране, для которой эта форма стала наиболее естественной.

И опять зависли. Что же делать! Беремся за естественность !

Чувствуете стиль перемещения? Шаг вправо – еще правее – еще правее!

И бьем чечетку импровизации, словно упомянутый герой Ричарда Гира в мюзикле «Чикаго».

Потренируемся?

Упражнение 2: снова берете свою учебную тему для импровизации. Продумываете переходы от темы к теме. Встраиваете прием «переход по последнему слову».

Прием № 2: Переход по последнему слову.

Этап 3. Танцевальный вызов.

Однако наш любимый танцор-чечеточник по ходу фильма успевал не только отбивать такт, но и бросал вызовы аудитории, пытаясь взбодрить ее вопросами! Что это за прием? Предположим, вы снова не знаете, что дальше говорить. Тогда естественным и красивым ходом будет вопрос к аудитории: закрытый (требуется ответ ДА/НЕТ) или риторический (не требующий ответа).

Что это нам дает? Выигрыш времени. Вовлечение аудитории. Кроме того, вы узнаете, что интересно слушателям в выступлении. Важно задавать именно закрытые или риторические вопросы, чтобы избежать появления второго оратора.

Например, тема моего выступления по-прежнему «самолет». И я встраиваю в свое выступление несколько нужных мне вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Потренируемся?

Упражнение 3: посмотрите на ассоциации, выписанные к вашей теме. Переделайте все ассоциации в вопросы, например, Свобода : - Считаете ли вы себя свободным человеком? Люди и птицы: - А вы помните миф о Дедале и Икаре? И продолжаете до конца списка. Создаете 3-минутное выступление со встроенными вопросами. Сейчас важно попробовать сместиться именно в сторону этого приема.

Прием № 3: Вопросы в зал.

Продолжаем.

Помните, читатели, цитату в начале нашего алгоритма? «…чтобы душа развернулась, а потом свернулась!»

После освоения каждого приема в отдельности советуем взять новую тему для импровизации и встроить все три приема. Причем без предварительной подготовки свернуть все три этапа мозгового штурма в один – сразу здесь и сейчас, на сцене.

Итог (этапы 1-3):

Словесная импровизация – это мозговой штурм в свернутом виде!

Этап 4. Спонтанная хореография.

Как мы осваиваем СИ? Правильно: практика, практика и еще раз практика! Мало знать приемы. Надо их использовать! Спонтанная реакция на любые словесные ситуации рождается именно при наработке этого навыка.

Наступает этап тренировки вне всяких рамок. Пора осваивать спонтанную хореографию!

Потренируемся?

Упражнение 4: Берем любую хорошо известную вам тему. Ставим перед собой задачу рассказать ее минимум 5 раз в течение дня разным людям с незначительными модификациями. На следующий день берем малоизвестную тему – и в бой. На третий день – анонс фильма, анекдот, байку – и поехали. На 4-й день просим кого-нибудь задать тему посложнее – и осуществляем еще 5 рассказов!

Техника называется «открытие словесного потока» или «Скажите «А»… Здесь важно начать и минимум 4 дня рабочей недели практиковаться в импровизации осознанно!

Итог: СИ = процесс, который позволяет достать из сознания УЖЕ ИМЕЮЩИЙСЯ БАГАЖ ЗНАНИЙ!!!

Этап 5. Танго для продвинутых .

Многие участники тренингов по ораторскому мастерству задавали мне после освоения техники словесной импровизации один и тот же резонный вопрос: «Как мне сделать мою импровизацию еще более виртуозной? Да, я знаю приемы. Да, открыл смелость импровизировать. Но я не хочу переливать из пустого в порожнее. Мне нужен следующий этап».

Действительно, словесная импровизация есть не что иное, как модель, крепкая основа, костяк приемов, фрейм, рамка – для вливания туда новых и новых знаний. Здесь полностью соглашусь с Тони Бьюзеном и его методикой развития вербального интеллекта: читать словари, читать книги… но! «Читайте больше» – это слишком общая рекомендация. Да и время сейчас такое быстрое, что просто некогда осваивать тома книг.

Хорошо, предлагаю вам новый танец для продвинутых: танго с его четкой рамкой, с его прописанной структурой и огромной долей импровизации. Соединить знания и СИ – что может быть лучше?

Если ты хочешь больше, читатель, следуй за мной.

Итак, красивым продолжением и наращиванием ОСОЗНАННОЙ СПОНТАННОСТИ является встраивание новых знаний (необязательно по специальности) в рамку словесной импровизации . Для этого читать мы с вами будем. Но в свете всемирного ускорения осваивать книги будем очень быстро.

Потренируемся?

Упражнение 5:

1. Итак, вы берете любую интересующую вас книгу, лучше в бумажном варианте (намного проще и быстрее!!!). Содержание: НЕ художественная литература (это могут быть любые книги по бизнесу, продажам, психологии, маркетингу, вашей специальности, философии, это может быть публицистика, история и.т.д.).

Пролистываете книгу по методике : обложка полностью, очень вдумчиво вчитываетесь в содержание и усваиваете структуру книги, затем пролистываете ВСЮ книгу без остановки. Пробегая глазами ТОЛЬКО КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ. В хороших книгах обычно жирным шрифтом или курсивом выделены основные мысли.

Очень важно успеть сделать это за 20 минут. Если захочется вчитаться подробнее – приготовьте заранее закладки, и затем в свободном режиме вы сможете вернуться к интересующим вам фрагментам. Но пока что помните, что мы с вами создаем новую базу для словесной импровизации. И таким образом, осваиваете одну книгу за 20 минут. Что мы затем делаем с новыми знаниями?

2. Пролистав таким образом одну книгу – вы РАССКАЗЫВАЕТЕ ее содержание – все, что запомнили минимум 3 разным людям! И только затем вечером можете записать абзац текста (отточенный заранее) и сделать пометки. До этого книга хранится в вашей голове в устном варианте. Именно поэтому вы сможете гибко импровизировать на заданную тему книги.

Такая методика позволяет оратору расширить границы импровизации, узнать много нового за короткое время, научиться не хоронить новые знания в голове и быстро забывать их, а эффективно встраивать, повышая уровень запоминания и оттачивать умение танцевать словом! Создавайте копилку своих новых тем! Повышайте осознанную спонтанность!

Итог шага № 5: СИ = рамка для вливания и структурирования новых знаний!

Краткое резюме алгоритма освоения Словесной импровизации:

1. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Ассоциации .

2. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Переход по последнему слову .

3. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Вопросы в зал .

4. Словесная импровизация как процесс реализации багажа знаний.

5. Словесная импровизация как фрейм=рамка для встраивания новых знаний.

Таким образом, СИ – это одновременно и свобода, и основа! Она поможет вам сделать любую речь осмысленной, структурной и при этом живой, яркой, необычной!

В статье использованы идеи и материалы:

Сергей Шипунов (СИ+ приемы)

Как поживал наш Мастер после того, как блоху подковал? Разогналась силушка телесная, робость прошла, ребятишек собирать стал по вечерам да показывать-рассказывать, делу своему обучать. Бывало, по привычке наступит ему страх на горло и хохочет. Мастер пару фраз заветных скажет, встряхнется, на слушателей поглядит – и ну говорить!

Уже не страшно, а что? Свое дело назубок выучил, много секретов в запасе.

Только все чаще и ребята, и взрослые ученики стали вопросы ему задавать. Да не только по кузнецкому делу, а с подвывертом, знаешь!

- Как Вам удалось стать таким успешным Мастером? - Нуууу…. Это как. Просто все. Работай!

- Ваши изделия – это результат давно изученной методики или импровизация? - Чего? Какая …ммммМпровизация?

- А расскажите, как в других ремеслах такую настойчивость проявлять?

- А знаете ли вы, что нынче закон приняли об обучении? Как вы относитесь к нему?

Вопросы, вопросы, вопросы. Слова ведь нужны, отвечать-то. Да не простые, а яркие, быстрые, точные, сами с языка слетающие! Где ж найти-то столько слов? Да выковать узор такой, чтобы все ахнули!

И каждый раз лихоманить стало Мастера. Как же говорить-то, когда не знаешь точно! Мастер точность любил во всем! А тут на тебе! Темы не знакомые, законы какие-то… ремесла другие… А им, ишь, все интересно!

Закручинился Мастер да отправился к Мудрецу мериканскому, что жил у них на деревне и детишек говорить учил. Помоги, мол, мне, мериканец ты мой ненаглядный, как на темы рассуждать незнакомые. Боюсь ляпнуть чего, вот и молчу, да ученики недовольны…

Мериканец тот на Мастера посмотрел. Дааа, говорит, могу помочь, и дань с тебя совсем небольшая будет. Выполняй все задания мои, что даю тебе. И выйдет успех и счастье!

А рассказал он ему вот о чем…

О той самой импровизации, которая в любом выступлении помогает.

Оставим Мастера у своего учителя риторики. Пусть слушает внимательно, мы мешать не будем.

И поговорим вот о чем : сколько в процентном соотношении мы в жизни говорим на заготовленную тему из сферы личной или профессиональной компетенции (= ЗНАЮ ОТЛИЧНО!), а сколько нам приходится импровизировать (= ЗНАЮ НЕ ОЧЕНЬ)?

50 на 50? Больше заготовок? А, может, неподготовленных речей?

Видел ли ты ораторов, речь которых льется плавно, красиво, кажется, что он знает обо всем на свете?

Хочешь так же?

Тогда будем обучаться навыку словесной импровизации .

ЧТО ЭТО?

Умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании. Нашего Мастера просили рассказать и об успехе, и о настойчивости как основной черте характера, и о политике, и о творческом процессе. Если бы он владел навыком, это не составило бы труда.

ВАЖНО!

Словесная импровизация далека от того, что в народе иногда именуют генерацией бреда. Да, есть люди, которые много и не по делу говорят, не умолкая, но это не значит, что они владеют словесной импровизацией.

СИ – это искусство, которому может обучиться каждый и которое выручает выступающего постоянно! Словесная импровизация – это танец слов, которые не кучкуются за сценой, т.е. в мозгах и на языке оратора, а смело складываются в виртуозные, полные смысла и харизмы танцевальные па. Более того, в паре всегда есть двое: оратор ведет в танце. Аудитория следует за ним.

ГДЕ ПРИГОЖДАЕТСЯ? ФУНКЦИИ?

1. Ответы на вопросы.

Ты хорошо подготовлен, тема – твоя, родная! И туууут! Бац! Вопрос!

Вспоминается адвокат из мюзикла «Чикаго», бивший чечетку, когда в паузах между танцевальными фигурами он выслушивал вопрос, а затем отбивал четкий ритм ответа. Много разных, в т.ч. каверзных вопросов – и четкий дробный ответ, ведущий его к нужному результату. По большому счету в том танце было много импровизации, ведь мы никогда не можем заранее предугадать, какой вопрос нам зададут.

Как выручает СИ? Еще не зная ответа, вы можете поимпровизировать на смежную более близкую вам тему, а затем плавно перевести к той, на которую был задан вопрос (ведь вы уже успели обдумать ответ). Второй вариант тоже обоснован: начать с ответа на вопрос слушателя, а затем плавно встроить новые интересные факты, импровизируя и давая ценные знания. Вам легче! Слушателям интереснее.

СИ позволяет заполнить паузу для обдумывания ответа!

2. Открытие словесного потока. Снятие пауз-зависаний.

Как считаешь, слушатели запомнят такую паузу-растерянность? Конечно! А если она не одна в течение выступления? Тягостное ощущение от вас обеспечено.

СИ помогает избавиться от пауз-зависаний, сделать речь непрерывной, открыть свободный и легкий речевой поток.

3. Тезисная подготовка. Свобода донесения текста.

Наверняка многие из нас присутствовали на презентациях и выступлениях, где оратор, зазубривший текст наизусть, ни на шаг не мог позволить себе отойти от него. А если, не дай Бог, забывал – катастрофа! Что там у меня дальше в тексте-то? Ээээ…

Поэтому такая стратегия подготовки не очень подходит для людей, желающих обучиться плавности и красоте речи. Готовиться лучше по ключевым тезисам – остальное лучше добавлять по ходу выступления, обтягивая костяк текста тканью СИ.

СИ дарит свободу от заучивания текста!

4. Поддержка аудитории.

Джерри Вайсман, очень известный бизнес-презентатор и автор книг по презентациям, одним из ключевых понятий для оратора считает понятие «поддержка аудитории». Если вы не позаботитесь о них, то кто же?

Не убивайте свою аудиторию простым перечнем фактов, цифр, аргументов. Даже если это скучнейший годовой отчет. Через какое-то время аудитория устанет и не сможет воспринимать нужную информацию. Важно уметь вовремя это заметить и сменить состояние аудитории: поимпровизировать, рассказать историю из жизни, байку, которая будет к месту. Мы все люди. Даже самой серьезной аудитории нужны эмоции!

СИ позволяет оратору сменить встряхнуть аудиторию, дать ей передышку!

5. Высокая энергетика.

Однажды я смотрела видеоролик, в котором один из западных ораторов выбегал на сцену ярко! На высокой энергетике! Махал руками! Зажигал! Призывал! А затем…. Подбегал обратно к кафедре и …про себя быстро читал, что же там далее по тексту… потом опять выбегал! Зажигал! И такая беготня раз 5 в течение выступления!

В эти моменты у меня возникал резонный вопрос: в тексте было написано: «Взмахни рукой и возопи?»)))

Тезис звучит следующим образом: НЕВОЗМОЖНО, работая на высокой энергетике, при этом пользоваться бумажкой! Вдобавок к энергетике вам также необходим дар импровизатора, чтобы это смотрелось искренне и ненатужно.

СИ позволяет выступать на высокой энергетике!

6. Подковать блоху = снизить страх.

Владение навыком словесной импровизации является одним из приемов снижения волнения. Человек выходит на сцену, полностью уверенный: «я найду нужные слова»!

Ты можешь быть менее осведомленным (раз уж так порой случается) – но уметь вовремя вытянуть нужные факты, цифры, аргументы, цитаты с помощью навыка СИ.

СИ снимает страх!

7. Светская беседа.

Однажды приходит ко мне девушка на тренинг и рассказывает: «Презентации я делаю давно. Партнеры в восторге. Но вот когда после деловых переговоров и презентаций все идут просто в ресторан – я впадаю в ступор и не знаю, как поддержать беседу! А они же мужики: темы классические: охота, рыбалка…»

О чем говорит случай? О том, что в обычном, неформальном общении, без навыка СИ просто не обойтись. Никто не хочет прослыть дураком или тихоней!

Другие ситуации светской беседы нам с вами тоже хорошо известны: свидание, вечеринка, дружеские посиделки.

Владея навыком СИ, вы станете душой любой компании!!!

ТРЕНИРОВКА. ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ.

Как же научиться непринужденно импровизировать на любую тему?

Как научить слова легко танцевать в вашей речи и складываться в фигуры красиво и плавно?

Ниже мы предлагаем вам простейший алгоритм развития навыка, который включает 5 простых шагов или этапов.

5 конкретных танцевальных шагов по овладению

СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

У нас в компании друзей есть такая традиция: когда мы поем песни под гитару, то перед некоторыми особо любимыми мелодиями мы подбадриваем гитариста: «Спой так, чтобы душа сначала развернулась… а потом свернулась!» Первые три этапа освоения СИ – это как раз попытка развернуть арсенал, разложить все приемы и техники по полочкам, а затем свернуть, схлопнуть его в один быстрый мгновенный процесс поиска решения здесь и сейчас, на сцене!

Этап 1. Буги-вуги в стиле осьминог.

Техника заключается в том, что вы берете любую ассоциацию, связанную с основной темой выступления, и начинаете развивать эту тему.

Важно! Необходимо подбирать не любые, а максимально близкие к теме и яркие интересные ассоциации.

Словом, мы с вами учимся танцевать, как тот осьминог из детской песенки, который освоил «буги-вуги в стиле 8 ног». Осьминог – ваша основная тема, которой требуется подспорье для лучшей передачи информации. Захотел – раскатал, развернул, распространил новые темы, захотел – свернул обратно, вернувшись к основной теме.

Возвращаться действительно стоит. Иначе оратор, который «утанцевал далеко» в своей импровизации, будет восприниматься как минимум несерьезно. Таким образом, мы пробуем развернуть одну ассоциацию (первая ножка осьминога), затем возврат, вторую и т.д. В итоге мы не только раскрываем центральную тему, но и представляем ее более объемно, ярко, интересно.

На одном из тренингов мне задали весьма незатейливую тему для импровизации «самолет». Осьминог танцевал вовсю: в результате я затронула тему полетов («Почему люди не летают как птицы?»), тему богов и людей (из книги «Полеты богов и людей»), тему свободы, сопоставила виды транспорта и плавно всех подвела к мысли о красоте и свободе такого вида передвижения, как самолет.

Потренируемся?

Упражнение 1: лучшая импровизация – та, приемы которой вы освоили заранее. Попросите кого-нибудь задать вам тему для импровизации. Набросайте самые различные ассоциации к теме в голове или на карточке (минимум 10). Постарайтесь развить минимум 3-5 из них в течение 3 минут. Например, вам задают тему «успех», и вы быстро набрасываете ассоциации лидерство, деньги, известность, возможности, примеры успешных людей, литература на тему, критерии успеха и т.п. Таким образом, вы проводите так называемый этап мозгового штурма. Джерри Вайсман называет первый этап извержения идей – методом «шлеп», за которым следует «шлифовка», к которой мы приступим позже.

Итак, прием СИ № 1: Ассоциации.

Этап 2. Степ и чечетка.

То есть «шлеп» и «шлифовка». Действительно, мало набросать в голове ряд ассоциаций, важно сделать переходы плавными и красивыми. Точно как в танце, отбивая чечетку, танцор перемещается мелкими шажками вправо, еще правее, еще правее! И на каждом отрезке отбивает несколько тактов. Точно так же и мы с тобой, читатель, можем использовать особый прием: переход по последнему слову, который помогает справиться с раскрытием темы, когда ассоциации в голову не идут.

Суть приема в том, что оратор переключается на одно из последних слов, которое прозвучало в его речи, и начинает раскрывать его как новую тему.

Самолет…

Сочиняем первое предложение.

Некоторые люди предпочитают летать самолетом по России и за границу.

Цепляемся к последнему слову:

Заграница – понятие, абсолютно закрытое для людей советского периода (многие помнят о т.н. «железном занавесе»), сейчас во всей красе открыта нам, в наше демократическое время.

Снова берем последнее слово:

Кстати, о демократии. Демократия как форма политической организации общества в чистом виде встречается только в США, в стране, для которой эта форма стала наиболее естественной.

И опять зависли. Что же делать! Беремся за естественность !

Чувствуете стиль перемещения? Шаг вправо – еще правее – еще правее!

И бьем чечетку импровизации, словно упомянутый герой Ричарда Гира в мюзикле «Чикаго».

Потренируемся?

Упражнение 2: снова берете свою учебную тему для импровизации. Продумываете переходы от темы к теме. Встраиваете прием «переход по последнему слову».

Прием № 2: Переход по последнему слову.

Этап 3. Танцевальный вызов.

Однако наш любимый танцор-чечеточник по ходу фильма успевал не только отбивать такт, но и бросал вызовы аудитории, пытаясь взбодрить ее вопросами! Что это за прием? Предположим, вы снова не знаете, что дальше говорить. Тогда естественным и красивым ходом будет вопрос к аудитории: закрытый (требуется ответ ДА/НЕТ) или риторический (не требующий ответа).

Что это нам дает? Выигрыш времени. Вовлечение аудитории. Кроме того, вы узнаете, что интересно слушателям в выступлении. Важно задавать именно закрытые или риторические вопросы, чтобы избежать появления второго оратора.

Например, тема моего выступления по-прежнему «самолет». И я встраиваю в свое выступление несколько нужных мне вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Потренируемся?

Упражнение 3: посмотрите на ассоциации, выписанные к вашей теме. Переделайте все ассоциации в вопросы, например, Свобода : - Считаете ли вы себя свободным человеком? Люди и птицы: - А вы помните миф о Дедале и Икаре? И продолжаете до конца списка. Создаете 3-минутное выступление со встроенными вопросами. Сейчас важно попробовать сместиться именно в сторону этого приема.

Прием № 3: Вопросы в зал.

Продолжаем.

Помните, читатели, цитату в начале нашего алгоритма? «…чтобы душа развернулась, а потом свернулась!»

После освоения каждого приема в отдельности советуем взять новую тему для импровизации и встроить все три приема. Причем без предварительной подготовки свернуть все три этапа мозгового штурма в один – сразу здесь и сейчас, на сцене.

Итог (этапы 1-3):

Словесная импровизация – это мозговой штурм в свернутом виде!

Этап 4. Спонтанная хореография.

Как мы осваиваем СИ? Правильно: практика, практика и еще раз практика! Мало знать приемы. Надо их использовать! Спонтанная реакция на любые словесные ситуации рождается именно при наработке этого навыка.

Наступает этап тренировки вне всяких рамок. Пора осваивать спонтанную хореографию!

Потренируемся?

Упражнение 4: Берем любую хорошо известную вам тему. Ставим перед собой задачу рассказать ее минимум 5 раз в течение дня разным людям с незначительными модификациями. На следующий день берем малоизвестную тему – и в бой. На третий день – анонс фильма, анекдот, байку – и поехали. На 4-й день просим кого-нибудь задать тему посложнее – и осуществляем еще 5 рассказов!

Техника называется «открытие словесного потока» или «Скажите «А»… Здесь важно начать и минимум 4 дня рабочей недели практиковаться в импровизации осознанно!

Итог: СИ = процесс, который позволяет достать из сознания УЖЕ ИМЕЮЩИЙСЯ БАГАЖ ЗНАНИЙ!!!

Этап 5. Танго для продвинутых .

Многие участники тренингов по ораторскому мастерству задавали мне после освоения техники словесной импровизации один и тот же резонный вопрос: «Как мне сделать мою импровизацию еще более виртуозной? Да, я знаю приемы. Да, открыл смелость импровизировать. Но я не хочу переливать из пустого в порожнее. Мне нужен следующий этап».

Действительно, словесная импровизация есть не что иное, как модель, крепкая основа, костяк приемов, фрейм, рамка – для вливания туда новых и новых знаний. Здесь полностью соглашусь с Тони Бьюзеном и его методикой развития вербального интеллекта: читать словари, читать книги… но! «Читайте больше» – это слишком общая рекомендация. Да и время сейчас такое быстрое, что просто некогда осваивать тома книг.

Хорошо, предлагаю вам новый танец для продвинутых: танго с его четкой рамкой, с его прописанной структурой и огромной долей импровизации. Соединить знания и СИ – что может быть лучше?

Если ты хочешь больше, читатель, следуй за мной.

Итак, красивым продолжением и наращиванием ОСОЗНАННОЙ СПОНТАННОСТИ является встраивание новых знаний (необязательно по специальности) в рамку словесной импровизации . Для этого читать мы с вами будем. Но в свете всемирного ускорения осваивать книги будем очень быстро.

Потренируемся?

Упражнение 5:

1. Итак, вы берете любую интересующую вас книгу, лучше в бумажном варианте (намного проще и быстрее!!!). Содержание: НЕ художественная литература (это могут быть любые книги по бизнесу, продажам, психологии, маркетингу, вашей специальности, философии, это может быть публицистика, история и.т.д.).

Пролистываете книгу по методике : обложка полностью, очень вдумчиво вчитываетесь в содержание и усваиваете структуру книги, затем пролистываете ВСЮ книгу без остановки. Пробегая глазами ТОЛЬКО КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ. В хороших книгах обычно жирным шрифтом или курсивом выделены основные мысли.

Очень важно успеть сделать это за 20 минут. Если захочется вчитаться подробнее – приготовьте заранее закладки, и затем в свободном режиме вы сможете вернуться к интересующим вам фрагментам. Но пока что помните, что мы с вами создаем новую базу для словесной импровизации. И таким образом, осваиваете одну книгу за 20 минут. Что мы затем делаем с новыми знаниями?

2. Пролистав таким образом одну книгу – вы РАССКАЗЫВАЕТЕ ее содержание – все, что запомнили минимум 3 разным людям! И только затем вечером можете записать абзац текста (отточенный заранее) и сделать пометки. До этого книга хранится в вашей голове в устном варианте. Именно поэтому вы сможете гибко импровизировать на заданную тему книги.

Такая методика позволяет оратору расширить границы импровизации, узнать много нового за короткое время, научиться не хоронить новые знания в голове и быстро забывать их, а эффективно встраивать, повышая уровень запоминания и оттачивать умение танцевать словом! Создавайте копилку своих новых тем! Повышайте осознанную спонтанность!

Итог шага № 5: СИ = рамка для вливания и структурирования новых знаний!

Краткое резюме алгоритма освоения Словесной импровизации:

1. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Ассоциации .

2. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Переход по последнему слову .

3. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Вопросы в зал .

4. Словесная импровизация как процесс реализации багажа знаний.

5. Словесная импровизация как фрейм=рамка для встраивания новых знаний.

Таким образом, СИ – это одновременно и свобода, и основа! Она поможет вам сделать любую речь осмысленной, структурной и при этом живой, яркой, необычной!

В статье использованы идеи и материалы:

Сергей Шипунов (СИ+ приемы)

Похожие статьи