Что власть находится и его. Что такое власть? Признаки государственной власти

Власть - это способность и возможность воплощать свою волю, воздействовать на поведение и судьбу других людей. Она бывает политической, экономической, духовной, семейной и т. д. В данной статье мы рассмотрим первый вид власти (особенности, характеристики, функционирование соответствующих органов на примере РФ).

Определения власти

Понятие власти Б. Рассел относил к центральным категориям политической науки. Он, кроме всего прочего, отмечал ее огромное значение и фундаментальность. Т. Парсонс, рассматривая власть как ядро общественных отношений, сравнивал ее место в политике с положением денег, которое они занимают в экономической сфере.

В науке это понятие имеет свою большую исследовательскую историю. В новое время ученые стремились создать возможность такой структурной реорганизации власти, которая позволила бы демократизировать ее и подчинить закону. Для этого предполагалось распределить ее на несколько независимых, но связанных между собой структур. Так, французский просветитель Ш. Монтескье, рассматривая понятие власти, разделил ее на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

Политическая власть

Политическая власть - это реальная возможность группы или отдельных личностей к выявлению своей воли на основе интересов и потребностей в этой области.
Для нее характерен ряд особенностей.

  1. Легальность использования методов нажима в пределах государства.
  2. Верховенство наряду с другими видами власти. Она способна ограничить влияние больших корпораций, СМИ и других структур.
  3. Публичность. Политическая власть, в отличие от частной, от имени всего общества обращается к гражданам государства.
  4. Наличие одного центра, принимающего решения.
  5. Разнообразие ресурсов. Политическая власть использует не только нажим, а и экономические, социальные и духовно-информационные методы давления (достижения целей).
  6. Легальность. Она выступает неким оправданием применения методов нажима и ограничения свободы.

Разновидностью политической власти являет государственная.

Государственная власть

Государственная власть - это возможность и способность группы, опираясь на специальный аппарат, распространять свое господство на все население.

Можно выделить следующие ее характеристики и особенности:

  1. Публичная и политическая власть руководит разными социальными группами.
  2. Суверенная. В области государственных дел располагает верховенством и независимостью по отношению к другим видам власти.
  3. Осуществляется на постоянной основе с помощью специального аппарата.
  4. Имеет монопольное право использовать методы нажима на территории государства.
  5. Распространяется на всех физических и юридических лиц в стране.
  6. Издает нормативно-правовые акты.

Признаки государственной власти

Конституционный суд РФ занимается разбором дел, связанных с соответствием главному закону государства. Он также может решать споры, возникающие между властными структурами, и проблемы, связанные с нарушением прав и свобод людей.

Суды общей юрисдикции решают гражданские, уголовные и административные дела. Рассмотрением экономических споров занимаются арбитражные структуры.

Выводы

Таким образом, в России, как и в других демократических государствах, власть разделена на три ветви. Функции исполнительной выполняет Правительство и Президент. Законодательная власть находится в руках Федерального собрания. Судебную осуществляют три вида соответствующих структур.

Что такое власть?



Власть во все времена привлекала многих людей. Что это такое и на чем она основана? В широком понимании власть — это способность и возможность навязывать свою волю, воздействовать на других людей даже вопреки их нежеланию. Власть достигается различными методами, как положительными, так и отрицательными: завоевание авторитета, обещания, провокации, шантаж и т. д.

Политическая власть: определение

Политическая власть заключается в возможности той или иной социальной группы (например, партии) оказывать свое влияние на жизнь широких социальных классов или групп. Политическая власть реализуется через систему государственных органов.

Что является источником власти?

Любая власть проистекает из чего-то, имеет исходное начало, что и является ее источником. Вопрос об источниках власти сложный и неоднозначный, зависит от политического режима в том или ином государстве, типа общества, времени. Можно привести следующие примеры источников власти:


Ветви государственной власти

Традиционное разделение властей на три ветви — теория, предложенная Д. Локком. Термин "разделение властей" был введен Шарлем-Луи де Монтескьё. Если рассматривать эту теорию в общем виде, то можно выделить следующие ветви власти:


Есть также органы власти, не относящиеся ни к одной из ветвей. В России это, например, Центральный Банк РФ, Счетная Палата, Академия Наук РФ и т. д.

Иные виды государственной власти

Помимо трех основных властных ветвей, которые также являются ее видами, в качестве примеров можно рассмотреть и другие виды власти:

  • Верховная власть — высшая власть, источник полномочий для всех органов государства. Исторически выделяют три вида верховной власти: аристократическую, монархическую и демократическую.
  • Управленческая власть — возможность и право субъекта управленческих отношений (это может быть группа или индивид) воздействовать на другого субъекта данных отношений, контролировать и менять его поведение.
  • Публичная власть — выделена из общества, не совпадает с населением страны. Наличие такой власти — признак, отличающий государство от общественного строя.
  • Символическая власть — означает возможность изменять или формировать восприятие и оценочность социального мира, которые влияют на его организацию.

Также читайте подробнее.

Власть - это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов , носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.

В динамике власть всегда есть отношение между людьми - властеотношение . Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

Субъект власти - это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

Объект власти - это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

Властное воздействие - это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.

В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей - аристократии , олигархии , технократии и т.д.


Сила власти подтверждает ее волю, приводит волю в действие, воплощает в жизнь. Сила власти проявляется в авторитете, в идеологическом воздействии, в праве, в принуждении, в прямом насилии. Сила государственной власти воплощается в государственных органах - органах управления, и особенно органах принуждения - армии, полиции, тюрьмах ит.д.

Виды власти . Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Неформальная власть . В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть . В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти - регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.

Государственная власть - это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства . Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства - авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.

любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЛАСТЬ

POWER) Существуют различные взгляды на проблему власти. Согласно Веберу, власть - это вероятность того, что индивид в рамках социальных отношений сможет осуществлять свою волю в преследовании целей действия, несмотря на оказываемое сопротивление. Схожим образом Вебер определял «господство» как вероятность того, что тот или иной приказ встретит повиновение у данной группы людей. Из этого определения следует, что (1) власть осуществляется индивидами и таким образом предполагает выбор, деятельность (agency) и намерение; (2) идея власти связана с представлением о деятельности, то есть о достижении индивидом желаемых целей; (3) власть осуществляется по отношению к другим индивидам и может порождать сопротивление и конфликты; (4) власть подразумевает существование различий в интересах между теми, кто обладает ею, и теми, кто ее лишен; (5) власть негативна, она приводит к ограничениям и депривации подчиненных. Вебер утверждал, что власть приобретает качества авторитета тогда, когда люди считают ее осуществление легитимным. Одно из критических замечаний относительно веберовского подхода состоит в том, что при свойственном ему акценте на деятельности и принятии решений из виду упускается то, что непринятие решений также может быть осуществлением власти. Например, неспособность действовать или отказ от действия могут свидетельствовать о неравной власти. Носители власти могут также формировать потребности или интересы подчиненных. Так, в случае с рекламными кампаниями осуществление власти проявляется в искусственном создании потребностей. Веберовское определение власти позволяет сформулировать проблему противоположности «реальных» и «субъективных» интересов. В марксистской социологии власть рассматривалась как структурное отношение, существующее независимо от воли индивидов. Представления о деятельности и намерениях не являются существенными для такого определения, поскольку существование власти рассматривается как следствие классовой структуры обществ. Так, Н. Пулантцас (Poulantzas, 1978) определял власть как способность одного класса реализовывать свои интересы в противостоянии с другими классами. С этой точки зрения власть характеризуется следующим: (1) она не может быть отделена от экономических и классовых отношений; (2) она предполагает классовую борьбу, а не просто конфликты между индивидами; (3) анализ власти невозможен без рассмотрения способа производства. Принятие теми, кто лишен власти, господства тех, кто ею обладает, объясняется в рамках марксистской традиции с помощью понятия гегемонии, разработанного Грамши. Одним из аспектов гегемонии является способность господствующего класса навязывать классу подчиненному определенную идеологию (или мировоззрение), поддерживающую его господство. Идеи, распространяемые средствами массовой коммуникации, системой образования и другими организациями гражданского общества (например, церковью и профсоюзами), интернализуются подчиненными и формируют их взгляды на общество, в результате чего вырабатывается ложное классовое сознание. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Альтюссера. В американской социологии власть не рассматривалась с точки зрения неизбежного конфликта и принуждения. Т. Парсонс определяет власть как позитивную социальную способность к достижению целей сообщества; таким образом, власть рассматривается по аналогии с деньгами в экономике как обобщенная способность обеспечивать достижение общих целей социальной системы. Однако с этой точки зрения трудно провести различие между властью и влиянием. Действительно, Р. Дал (Dahl, 1970) определяет «власть», «авторитет» и «влияние» как «отношения влияния», при этом влияние рассматривается как способность одного индивида изменять поведение другого. Таким образом, власть не сконцентрирована в рамках правящей элиты, она широко распространена во всем обществе. При этом считается, что политическая система является открытой и плюралистической, предоставляя возможность всем членам сообщества участвовать в определенной степени в политическом процессе. Общепринятым является проведение различий между плюралистическим, марксистским и веберовским подходами к власти. Предполагается, что плюралистические теории рассматривают власть как нечто рассеянное в пространстве всей политической системы, тогда как, согласно марксистской социологии, власть сконцентрирована в пределах правящего класса. Вебер же подчеркивал значение силы и определял государство в качестве института, обладающего монополией на ее применение. Тем не менее, данные различия являются упрощенными. Например, Дал отмечал, что власть сконцентрирована в руках меньшинства, называемого им «политическим классом», однако он защищал либеральную демократию от нападок со стороны марксистов, которые подчеркивали, что экономически правящий класс управляет обществом в целом. Он также неявно поддерживал веберовский взгляд на государство как на легитимную монополию на применение силы. Современные подходы к власти испытали значительное влияние Фуко, который сосредоточивался на осуществлении власти посредством дискурса и экспертного знания, а также на ее локальных проявлениях и проявлениях на микроуровне. Он подчеркивал как созидательный, так и негативный эффекты власти. Все попытки определить власть подтверждают трудность соотношения понятий деятельности и структуры в социологии. Существуют серьезные разногласия относительно того, следует считать власть чем-то интенциональным или структурно обусловленным или и тем, и другим. Кроме того, существующие определения оказываются неспособными соотнести противоречивые взгляды на власть, с одной стороны, как на нечто репрессивное и принудительное, с другой - как на нечто созидательное и предоставляющее определенные возможности. Власть - это спорное понятие, использование которого неизбежно вызывает критические вопросы о ценности и точке зрения. См. также: Конфликта теория; Лидерство; Плюрализм; Санкция. Лит.: Clegg (1989)

Отличное определение

Неполное определение ↓

power) В. определяется как способность или возможность оказывать влияние на др. при одновременном противодействии их влиянию и относится к важнейшим мотивам челов. деятельности и взаимоотношений. В сочетании с др. переменными (такими как аффилиация, торможение и аспекты зрелости), как утверждают Де Чармс и Мьюр, понятие В. позволяет объяснить значительную часть челов. поведения. Эти авторы в своем определении В. акцентировали мотивационные аспекты, описывая ее как потребность оказывать влияние и озабоченность влиянием др. Мак-Клелланд, напр., выдвинул гипотезу о существовании важного отношения между В. и соц. зрелостью. Он постулировал 4 стадии власти, к-рые, как он полагал, связаны с уровнями зрелости индивидуума. Помимо прочего, эти усилия помогли озвучить важное для объективной психологии мнение: такое понятие, как В., не является ни хорошей, ни плохой характеристикой. См. также Агрессия, Локус контроля, Насилие С. Берент

ВЛАСТЬ

1. Назначенная и законная власть, действующая внутри социальной системы. 2. Индивидуум, который наделен такой властью. Социологи и социальные психологи выделяют различные формы власти; некоторые основные типы приводятся ниже.

Власть

в социальной психологии) - соотнесение господства и подчинения в отношениях между людьми. В. является социально необходимым условием управления, сопровождается направленной передачей информации и реализуется в поведении. В. действительно эффективна лишь при постоянно функционирующей обратной связи, обеспечивающей поступление информации о том, насколько властные решения целесообразны и эффективны. В тоталитарном обществе этот информационный поток ограничен и В. функционирует при ослабленной или отсутствующей ее коррекции. В подобных обстоятельствах В. окружена ореолом гаранта социальной стабильности и ведущей силы политической жизни; ошибки В. обычно преуменьшаются, не замечаются или сохраняются в тайне. В социальной психологии исследования авторитарного руководства показывают, что многие психологические особенности индивида, наделенного В., трансформируются: его самоотношение характеризуется пониженной критичностью, а уровень притязаний неадекватно возрастает. Властные полномочия являются одним из трех факторов (наряду с аттракцией и авторитетом), характеризующих "значимого другого". А.А. Брудный

Власть

а) система соотнесенности господства и подчинения в различных системах отношений между людьми, группами, организациями; б) в «узком» смысле, реализация своего права или возможности глобально социального и конкретно межличностного давления. В рамках социальных систем власть выступает в качестве обязательного условия выполнения управленческих функций руководства и выражается, прежде всего, в организации направленного информационного потока и принудительной системы контролирующих, санкционирующих, принудительных руководящих действий «по вертикали». В рамках социальной психологии в качестве самоценного предмета исследования рассматривается феномен не только формальной, официальной, по сути дела, институализированной власти, но и власти неформальной, не заданной и не поддерживаемой специально извне, а являющейся порождением непосредственных и опосредствованных межличностных взаимосвязей, достаточно спонтанно, стихийно возникших и упрочившихся в конкретном сообществе, идет ли речь о больших или малых группах. В любом случае эффективность и развивающий общность характер исполнения властных полномочий практически в решающей степени зависит от стилевых особенностей «руководящей» активности. Авторитарный способ воздействия носителей власти на подчиненных и его абсолютизация применительно к широкому социуму, как правило, обозначается термином «тоталитаризм», а применительно к малым группам - термином «автократизм». И в тоталитарном обществе, и в авторитарном, а тем более автократически управляемом контактном сообществе, взаимосвязи, членов группы выстроены таким образом, что и информационные потоки ограничены, и сама контролирующая и санкционирующая инстанция, другими словами, власть, реализует свои полномочия так, что не подлежит корректирующему воздействию со стороны подчиненных или, если говорить о власти неформальной - лидерской, то ведомых, или последователей. Более того, в этих условиях, как правило, формируется своего рода «культ роли», «культ власти». Здесь было бы нелишним учитывать, что системы отношений «руководитель - подчиненный», «лидер - ведомый» в случае их описания как эффективных чаще всего обозначаются через использование понятия «авторитет». Правда, в только что указанной ситуации правомерно упоминать не авторитет личности, а авторитет роли, не власть авторитета, а авторитет власти. В условиях господства тактики невмешательства при руководстве той или иной общностью носитель властных полномочий не только сам пытается блокировать информационный поток «вниз» по иерархической властной лестнице, но и стремится отгородится от идущих «снизу» запросов. Практически единственная схема эффективной реализации властного управления общностью осуществляется в случае господства демократического руководства, построенного в логике подлинного сотрудничества, «задающего» условия и свободного обмена информацией «снизу вверх» и «сверху вниз», и столь же двунаправленной коррекции и взаимовлияния высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов сообщества. Следует подчеркнуть, что демократический стиль реализации властных полномочий в сообществе, как правило, складывается лишь в группах высокого уровня социально-психологического развития. Помимо всего прочего не следует забывать, что властные полномочия являются одним из трех факторов (наряду с аттракцией и референтностью), выступающих в качестве принципиальных оснований значимости одной личности для другой.

В силу очевидных причин наибольшее внимание проблеме власти уделяется в таких прикладных отраслях социальной психологии, как организационная психология и психология менеджмента. При этом эмпирические исследования власти в той или иной социальной структуре представляют собой весьма сложную задачу, поскольку, как совершенно справедливо отмечает Э. Донелон, «власть - это сложный феномен, который достаточно трудно понять, в том числе и потому, что она очень динамична»1. На основании анализа результатов целого ряда исследований он выделил шесть источников власти, позволяющих достаточно оперативно оценить реальный ресурс, складывающийся из формальной и неформальной власти, того или иного члена сообщества, а именно: позицию, ресурсы, информацию, знание предмета, успешность и личную привлекательность. При этом первые три источника обусловлены, главным образом, положением субъекта в официальной иерархии, а три завершающих - его личностными качествами, т. е. в большей степени связаны с неформальным статусом.

По мнению Э. Донелона, «официальная позиция (или должность) в организационной структуре определяет набор обязанностей человека, круг людей, с которыми он взаимодействует, чтобы выполнять свои обязанности, и полномочия действовать и направлять действия других людей. Позиция часто дает доступ к таким источникам власти и влияния, как ресурсы и информация. Например, позиция руководителя обычно предусматривает такие ресурсы, как возможность продвигать сотрудников по службе, увеличивать их зарплаты, распределять задания.... Позиции рядовых сотрудников также предоставляют возможность распоряжаться ресурсами и информацией. Так, работники отдела закупок порой располагают очень важной информацией о том, какие материальные ресурсы нужны людям и в какое время они доступны. У них есть и возможность выбирать источники поставок - это может помочь или, наоборот, помешать сотруднику, который использует их в работе. Сотрудники, которые управляют распределением помещений, имеют право решать, кому какие из них предоставить и как их использовать. Секретари влиятельных боссов контролируют их расписание и решают, кого из посетителей к ним пропустить. Даже временные работники - те, например, кто нанят по контракту для выполнения разовой работы, или секретари комитетов - могут предоставить информацию и доступ к тем, кто обладает более широкими полномочиями»2. При анализе позиции в ее взаимосвязи с доступом к ресурсам и информации Э. Донелон рекомендует обращать особое внимание на следующие ее характеристики: ключевой характер, значимость, заметность и гибкость.

Ключевой характер позиции определяется тем, «...насколько часто сотрудникам нужен тот, кто занимает данную позицию, многим ли людям приходится обращаться к нему, сколько подобных позиций есть в организации и насколько важную роль эта позиция играет в производственном процессе. Например, сотрудник, который отвечает за работу компьютерной сети в офисе, ...занимает ключевую позицию, особенно, если там нет (или мало) других людей, которые могут выполнять такую работу, а компьютеры регулярно выходят из строя. Значимость позиции определяется тем, насколько она важна для основной, приоритетной деятельности компании. ... Заметность - это то, в какой степени влиятельные люди в организации обращают внимание на данную позицию. ... Должность исполнительного секретаря при президенте может не быть значимой или ключевой в организации, но она очень заметна и поэтому дает некоторую власть тому, кто ее занимает. ...

Гибкость - это степень свободы действий, которую представляет данная позиция занимающему ее человеку. Если позиция обладает гибкостью и, следовательно, дает возможность предлагать новое и проявлять инициативу, это усиливает ее ключевой характер, значимость и заметность»1.

Несмотря на весьма распространенный стереотип, согласно которому именно перечисленные, напрямую связанные со статусом источники власти являются наиболее значимыми, определенные личностные качества индивида не только могут существенно усилить его персональную власть, но и в ряде случае компенсировать слабость позиции, ограниченный доступ к ресурсам и информации: «Знание предмета - это то, что человек приобретает благодаря учебе в высших учебных заведениях и опыту работы по специальности. Это особенно важный источник влияния в тех организациях, где знания в сфере основного бизнеса играют большую роль. ... Однако и знания в «периферийных областях» могут быть источником влияния: когда утверждается бюджет, финансовые аналитики становятся очень влиятельными людьми в любой организации. Знание предмета часто является основным источником влияния для новых сотрудников организации. Поскольку у них отсутствуют ресурсы, информация, опыт работы в организации и сеть контактов внутри компании им прежде всего придется полагаться исключительно на знание предмета, другие источники влияния появятся позже. Успешность может быть важным источником влияния опытных профессионалов. ... Хорошие результаты работы упрочивают... репутацию среди коллег, что дает возможность завязывать новые деловые контакты и получить доступ к дополнительным источникам влияния.

Личная привлекательность... - это не только приятная внешность. Это понятие включает и привлекательные личностные качества и располагающее к себе поведение. Исследователи обнаружили ряд особенностей поведения и личностных черт, которые повышают привлекательность индивида. Среди них такие качества, как честность, способность понимать и поддерживать других людей, способность вызывать восхищение, сходство ценностей и интересов, умение преодолевать трудности и решать проблемы так, чтобы сохранять позитивные взаимоотношения. Люди, которых считают привлекательными, умеют хорошо говорить, и, как правило, если возникают сомнения в успешности их действий, эти сомнения трактуются в их пользу, да и начальники чаще склонны их поощрять, чем наказывать»2.

При том, что не только в организациях, но и практически в любом социальном сообществе в той или иной степени оказываются, как правило, задействованы все перечисленные источники власти, нередко в силу традиций, особенностей корпоративной культуры и действия других факторов некоторые из них оказываются гипертрофированными, определяющими всю властную структуру. Кроме того, в зависимости от ситуационного контекста на первый план в одной и той же организации могут выдвигаться различные источники власти. В этой связи весьма удобной для практической работы представляется классификация форм власти, разработанная Френчем и Рэйвеном. В рамках данной классификации выделяются следующие позиции:

«1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или ее долг - подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью»1.

Совершенна очевидна содержательная взаимосвязь перечисленных форм власти с источниками власти, выделенными Э. Донелоном. Не менее очевидно, что каждая из данных форм обладает определенными достоинствами (даже такая деструктивная в целом форма власти как власть основанная на принуждении, может оказаться крайне эффективной в ситуации, когда требуются быстрые изменения в организации, построенной по принципу иерархической пирамиды) и характерными недостатками. Это означает, что по-настоящему эффективная реализация властных полномочий возможна только при наличии и целенаправленном использовании всех источников власти как статусно-ролевого, так и личностного характера.

Это тем более справедливо, если принять во внимание, так называемые, парадоксы власти, все чаще проявляющиеся в современных условиях. Э. Донелон, сформулировал их следующим образом: «Хотя многие воспринимают власть в организации как необузданную и враждебную силу, на самом деле более распространенная и серьезная проблема в бизнесе - не избыток власти, а безвластие. ... Большинство организаций создавалось с упором на предсказуемость и надежность. В них существует масса правил и процедур, которые должны это обеспечивать. ... Работники чувствуют, что их возможности ограничены, и ревностно защищают те немногие ресурсы автономии и влияния, которыми обладают. Это может приводить к «политическим играм», местничеству и бюрократическим интригам, что существенно снижает эффективность труда.

Второй парадокс власти заключается в том, что чрезмерное ее применение может уменьшить возможности менеджера оказывать влияние. Исследования показали, что тактика угроз и манипуляций со временем вызывает сопротивление тех, кто стал объектом такого влияния.

Третий парадокс относится к изменениям, которые происходят с человеком, обладающим властью, по мере того, как он все чаще использует силу власти и влияние. Как известно, со временем это приводит к искажению его самооценки и неверному восприятию подчиненных - тех, на кого он влияет. ... Тенденция к собственному возвеличиванию и принижению других ведет к злоупотреблениям властью. А согласно второму парадоксу, чрезмерное использование власти вызывает сопротивление и в результате приводит к неудаче.

Теперь о четвертом парадоксе власти: чем больше человек готов делиться властью, тем больше он выигрывает. ... Менеджеры, которые делятся властью с подчиненными, усиливают, таким образом, их лояльность и укрепляют навыки принятия решений, чтобы повышать успешность работы всей группы. Прекрасные результаты работы обычно повышают авторитет менеджера и делают его более заметным в организации, в итоге он получает больше ресурсов и лучший доступ к информации, которые являются основой власти»1.

Заметим, что все сказанное справедливо в отношении не только организаций, но и практически любых социальных сообществ, за исключением абсолютно закрытых антисоциальных групп.

Практический социальный психолог, работающий с любой реально функционирующей общностью, должен иметь полное представление об иерархии властных отношений в группе, так как без учета реального «расклада» сил в логике универсально значимых интрагрупповых структур он не может адекватно решать свои профессиональные задачи.

Похожие статьи