Аборигены красноярского края. Национальный состав красноярского края. Есть чему поучиться

Национальный состав региона отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием. В Красноярском крае проживают представители более ста национальностей и вопрос о национальной принадлежности позволит каждой национальной группе заявить о себе как о реальной силе, важной для нашего многонационального государства. Анализ данных переписи 2002 года позволяет сделать некоторые выводы по современному состоянию этнодемографической ситуации в Красноярском крае.

Во-первых, в регионе существенно уменьшился удельный вес нерусского населения, с 12,4% в 1989 году до 11,0% в 2002 году. Характерно, что численность русских сократилась за 13 лет на 22,3 тысячи человек, или 0,5%, в то время как «потери» национального сообщества за это время составили 50,3 тысячи человек, или 13,3%.

Во-вторых, расширился список национальностей, проживающих на территории края, со 124 до 137. Интересно, что перепись 2002 года не выявила представителей семи национальностей, отмеченных в переписи 1989 года (чуванцы, евреи грузинские и среднеазиатские, ороки и орочи, юкагиры и крымчаки). И наоборот, в последней переписи появилось 19 национальностей, ранее, как правило, не встречавшихся на территории края. Одна из главных причин этого -- всплеск национального самосознания 1990-х годов и либерализация в деле определения этнической самоидентификации.

Таблица 6 - Национальный состав Красноярского края

Национальный состав

Численность, чел.

% от общего

Украинцы

Азербайджанцы

Белорусы

Лица, не указавшие национальность

Молдаване

В-третьих, существенно изменились численность и удельный вес этносов внутри национального сообщества края. Количество старожильческого (для Красноярья) диаспорного населения уменьшилось вследствие снижения естественного прироста, миграционной убыли, культурно-интеграционных и ассимиляционных процессов. Численность татар региона за последний межпереписной период снизилась на 10%, бурят, немцев и якутов -- на 15-18%, башкир, литовцев, марийцев, молдаван, поляков, тувинцев, удмуртов, финнов, хакасов и чувашей -- на 20-30%, белорусов, латышей, мордвы и украинцев -- в 1,5-1,7 раза, евреев -- в 1,9 раза. По мнению ученых, если численность этноса уменьшилась за столь короткий срок более чем на 20%, то основную причину этого следует искать в смене этнической идентичности. Исключение составляют евреи, у которых главная причина -- эмиграция и старение диаспоры. В отличие от старожильческих национальностей Красноярья значительно увеличили свое представительство в регионе за счет повышенной рождаемости и активной миграции диаспоры Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии.

В-четвертых, в регионе наблюдается стабилизация численности коренных малочисленных народов Севера (КМНС) с небольшой тенденцией к росту -- 6% за межпереписной период. У долган и эвенков он составил 7-8%, у селькупов -- 15%, ненцев и кетов -- 21-22%. Исключение представляют энцы (рост в 1,8 раза) и нганасаны (убыль на 26%). Прирост северного аборигенного населения в сложных социально-экономических условиях обусловлен достаточно высокой рождаемостью, а также активной самоидентификацией метисов в пользу отнесения себя к народностям Севера. Их ожидания связаны с надеждой на адресную социальную поддержку со стороны государства через принятие и реализацию федеральных и краевых целевых программ.

В-пятых, среди национальных меньшинств ускоренными темпами развиваются урбанизационные процессы. Прибывающие в край мигранты стараются закрепиться в крупных городах, формируя анклавы по этническому признаку, в то время как проживающие на селе старожильческие народы стремительно уменьшаются по причине миграции за пределы региона и «старения» населения. Следствием этого стало неуклонное сокращение мест их компактного проживания.

В целом нерусское население проживает во всех без исключения городах и районах Красноярского края. В более чем половине из них удельный вес национальностей не превышает 10%, еще в 23 городах и районах данный показатель колеблется от 10 до 20%. В Норильске, Казачинском и Тунгусско-Чунском (ЭАО) районах доля нерусского населения находится на уровне 20-30%, в Дудинском муниципалитете (ТАО), Байкитском (ЭАО) и Пировском районах -- в пределах 40-50 %, в Хатангском районе (ТАО) достигает 65%, а в Усть-Енисейском районе того же округа -- 74%.

Слайд 2

Цель:

1. Узнать какие народы проживают на территории Красноярского края.

2. Рассказать об одном из народов, заселяющих Красноярский край.

3.Сделать вывод.

Слайд 3

  • Манси
  • Монголы
  • Агулы
  • Алеуты
  • Калмыки
  • Китайцы
  • Якуты
  • Татары
  • И многие другие.

Народы Красноярского края

Слайд 4

Татар в Красноярском крае проживает 44 382 человек.

Слайд 5

  • татарский язык
  • западный (мишарский)
  • средний (казанско-татарский)
  • восточный (сибирско-татарский)

Современный литературный язык сформировался во второй половине XIX в. на основе среднего диалекта.

Слайд 6

  • татарская нация
  • поволжско-уральские
  • астраханские
  • сибирские татары

Проживающие в Красноярском крае татары представлены исключительно поволжско-уральской группой. Это преимущественно казанские татары и мишари, а также небольшое количество кряшен и тептярей.

Слайд 7

Традиционные занятия татар - пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошади - как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое др.

Традиционные занятия

Слайд 8

  • Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек.
  • Традиционное жилище.
  • Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, голубых и зеленых тонов.
  • Слайд 9

    • Женская половина дома
    • Ворота татарского дома
  • Слайд 10

    Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны («штаны с широким шагом»).

    Повседневный головной убор мужчин - круглая тюбе­тейка (тубэтэ).

    Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом

    Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи.

    национальная одежда

    Слайд 11

    Слайд 12

    При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него.

    МБОУ «ПОВАРЕНКИНСКАЯ ООШ» ТЕМА: М алые народности К расноярского края ВЫПОЛНИЛ: РУДАК ВИКТОР. 8 КЛАСС Поваренкино 2012

    Народы и народности, населяющие Красноярский край. Энцы. Энцы - коренной народ севера Красноярского края. Реальная численность, возможно, превышает 300 человек, т. к. многие были записаны как ненцы или нганасаны. Проживают на западе Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО в пос. Воронцово Усть -Енисейского района и пос. Потапова Дудинского муниципалитета. Всего в Российской Федерации насчитывается 237 энцев. Энецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Различают диалекты - тундровый и лесной. Письменность отсутствует. В школах энецкий язык не преподается. Предпринимаются попытки изучения его факультативно. На энецком языке ведется радиовещание. Основное традиционное занятие энцев - охота на северного оленя. Ранее охотились с луками, а также коллективно на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями, или поколками на речных переправах. Сейчас охотятся с ружьем с применением маскировочного щитка на полозьях. Распространена пушная охота (песцы, лисицы, горностаи) с применением пастей - самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов. На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов (сельдь, омуль, нельма, сиг, Чир, осетр). Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев заимствовано упряжное оленеводство, нарты. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.

    Чулымцы Чулымцы - коренной народ Сибири, живущий в среднем и нижнем течении р. Чулым (приток Оби). Устаревшие названия - мелецкие, чулымские или тутальские татары, карагасы томские. До переписи 2002 г. были официально записаны хакасами. В научной литературе именовались чулымскими тюрками. Общая численность в Российской Федерации - 656 человек (2002), в т. ч. 484 человека в Тегульдетском районе Томской области и 159 человек в Тюхтетском районе Красноярского края. Делятся на две этнотерриториальные группы - « среднечулымские », или мелецкие тюрки (Тюхтетский район) и « нижнечулымские », тутальские тюрки (Тегульдетский район). Язык чулымцев относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, занимает промежуточное положение между кызыльским диалектом хакасского языка и восточными говорами языка сибирских татар. Делится на два диалекта: нижнечулымский (ныне исчезнувший) и средне чулым ский (говоры тутальский и мелецкий). Письменность отсутствует, национальных школ нет. Верующие чулымцы - православные. Однако вплоть до сегодняшних дней сохранились дохристианские элементы в обрядах.

    Н ганасаны Нганасаны - коренной народ севера Красноярского края. Живут в центральной части полуострова Таймыр. По переписи населения 2002 г., их общая численность в стране - 879 человек, в Красноярском крае - 811 человек, в т. ч. в Таймырском (Долгано-Ненецком) АО - 766 человек. По данным красноярской экспедиции 2004 г., на Таймыре проживает существенно больше нганасан - 867 человек. Нганасаны подразделяются на западных авамских (660 чел.) с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского муниципалитета и восточных вадеевских (100 чел.) с центром в пос. Новая Хатангского района. Различаются они фамильным и родовым составом, диалектными особенностями языка. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е гг., образован от « нганаса » - человек, мужчина. В дореволюционной литературе известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды (по названию их наиболее многочисленных групп) или просто самоядь. Говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи; выделяют авамский и вадеевский говоры.

    Кеты Кеты- коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. Общая численность в России, по данным красноярских ученых, не превышает 1,3 тысячи человек (по переписи населения 2002 г. - 2 тыс. чел.). Кетский язык является уникальным в своем роде языком- изолятом. Он единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком. Письменность с 1980-х гг. - на основе русской графики. Верующие кеты - православные, часть придерживается традиционного культа (шаманизм), появляются последователи евангельского христианства.

    Селькупы (самоназв.: солькуп, шелькуп - «таежный человек», чумылькуп, суссекум, шошкум) - коренной народ севера Российской Федерации (4,3 тыс. чел., 2002). Устаревшее название - остяко-самоеды. Этноним «селькуп» начал употребляться с 1930-х годов. Основная часть проживает по рекам Пур и Таз в Ямало-Ненецком АО Тюменской области (1,9 тыс.), по Оби и ее притокам в Томской области (1,8 тыс.). Самый восточный ареал расселения - на реке Турухан Красноярского края (0,4 тыс.). Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. К настоящему времени выделяют три диалекта: тымский, кетский и тазовский. Письменность с 1930-х гг. - на основе латинской, затем русской графики. Верующие селькупы - православные, частично придерживаются традиционных культов. С елькупы

    Россия - удивительная страна! Где еще на столь огромной территории проживает такое количество всевозможных народностей, каждая из которых имеет свою культуру, традиции, религию и взгляды на жизнь? Особенно интересная демографическая ситуация складывается в РФ. Именно на этих территориях проживают народы Красноярского края, среди которых есть не только русские, украинцы, белорусы, но и чуваши, долганы, эвенки и многие другие.

    Статистика

    Во времена СССР власти предпринимали различные действия, направленные на масштабное насильственное переселение и смешение народов. Все это привело к тому, что некоторые уникальные народности потеряли свою самобытность.

    Увы, такая участь не обошла стороной. Однако, по данным переписи населения, наиболее многочисленные народы Красноярского края все же существуют по сей день. Влияние властей, а также программы правительства, направленные на сохранение и восстановление традиций местного населения, способствуют положительной динамике и дальнейшему развитию общин с уникальным наследием и традициями поколений.

    Кто здесь?

    Какие народы населяют Красноярский край? В ответ на данный вопрос читатель, скорее всего, хочет услышать именно о коренном населении, которое проживало на этой территории испокон веков.

    Наиболее яркими представителями являются нганасане, долганы, ханты, энцы и эвенки. Есть еще до десятка разных национальностей, проживающих на Севере, и именно они - коренные народы Красноярского края. К сожалению, очень многое из их традиций, культурного наследия забыто. Быт маленьких этносов растворился в современном мире, ассимилировался. В этом нет ничего удивительного, ведь жизнь в тундре очень сложная, и современные технологии во многом облегчают ее, но приход прогресса становится причиной вытеснения самобытной культуры, несравнимой ни с одной другой.

    Мама всему голова

    Все народы, населяющие невероятно интересные, и у каждого из них есть свои характерные традиции. К наиболее многочисленным можно отнести долган. Возможно, их высокая численность позволила сохранить много старинных обычаев по сей день. Конечно, многие из них носят чисто символический характер, но они не забыты и используются в семьях.

    Коренные народы добывали себе пропитание охотой, рыбной ловлей или собирательством. Нелегкий труд, который людям приходилось выполнять, чтобы прокормить себя и семью, выработал привычку делиться добытым с родней и соседями. Причем это было правилом, не терпящим исключений. Сегодня поделишься ты, завтра кто-то угостит тебя. Единственное, что всегда оставалось в пределах владения одной семьи, это мех, который можно было обменять на дефицитные продукты у приезжих купцов.

    Поклонение Вселенной

    Народы Красноярского края и их традиции по-разному формировались, многое находилось в зависимости от образа жизни и определенных укладов. Очень характерными являются обычаи хантов и мансийцев.

    Их трепетное отношение к природе в наше время кажется диковинным и подобным поклонению. К примеру, нормой было деление окружающей территории на доли. В числе таковых были участки, на которые было запрещено ступать ногой без жертвоприношения.

    Такие действия сопровождались рядом ритуалов, включающих в себя подношение, молитву, иногда было достаточно «обуться». Традиционной, привычной обуви в те времена еще не было, и на ноги крепили кусочки древесной коры, таким образом защищая не ступню от земли, а наоборот - природу от человеческого вмешательства.

    Кроме того, эти народы Красноярского края по-своему трактуют животных и птиц. Ворона, которую преимущественно считают предвестницей бед и неприятностей, тут считается повелительницей весны. Ее ассоциируют с приходом тепла, благополучием и плодовитостью.

    Традиционно во время прилета ворон отмечали праздник. В нем участвовала только женская половина селения. Во время торжества девушки варили кашу по специальному рецепту. Все действия сопровождались пением песен и танцами.

    Есть чему поучиться

    Народы Красноярского края и их традиции находятся в критическом состоянии, некоторые из них - на грани вымирания. Энцев насчитывается всего две сотни! Немного многочисленнее эвены. Они с большим с трепетом относятся к традициям, что дает надежду на их будущее.

    Этот народ привык жить в мире с природой, поклоняется ей и чтит ее. Мудрость и ответственный подход к окружающей среде выражаются в традициях, нарушение которых чревато бедами и горем в семье. Чаще всего традиционные верования описаны в большом количестве запретов. К примеру, энцам нельзя кричать, чтобы не разбудить суровых духов, нельзя бросать камни в воду и даже убивать животных ради забавы. Охотиться нужно лишь для того, чтобы обеспечить себя пищей.

    Проявляются привычки поколений и во время торжеств, связанных с важными событиями в жизни человека. Это может быть свадьба, рождение малыша, похороны. Так, когда заключается брак, приданое жены выносится из жилья, чтобы ни у кого не возникло сомнений насчет ее вклада в общий «бюджет».

    Вольность или оправданная свобода?

    Немногочисленные народы, населяющие Красноярский край, особенные, но, пожалуй, один из наиболее удивительных - это нганасане. Нынешний свободный уклад жизни для пожилых людей кажется кощунственным, вульгарным. Тем необычнее традиционный взгляд на некоторые вопросы у этого народа.

    Нганасане очень почитают семейные ценности, после вступления в брак пара обязана хранить супружескую верность. Но до брака позволительны многие «шалости». Девушка свободно может жить с понравившимся ей парнем. Они обмениваются подарками и теперь считаются парой. Дело может дойти до брака, до простого расставания, а может закончиться и внебрачным ребенком. Расценивается это нормально, ведь отношение к детям у северных народов особое. Малыша, которого дочь родила, не будучи замужем, принимают ее родители и воспитывают как родного.

    Очень интересны традиции, связанные с уходом в мир иной. Вечная мерзлота не позволяет хоронить умершего в могиле. Тело подвешивают на дереве или кладут на специальный помост. При этом покойный «забирает» с собой все нажитое имущество, и не только личного пользования, но и то, что сделал для детей, второй половины.

    Роль властей в жизни коренного населения

    Во все времена власть интересовалась тем, какие народы населяют Красноярский край, и это проявлялось по-разному.

    Если прошлое столетие наглядно показало, как легко можно уничтожить национальную самобытность, то в веке нынешнем утраченное пытаются если не приумножить, то восстановить и сохранить.

    Чтобы малочисленные народы Красноярского края остались существовать и не забывали свои корни, с 2000 года существует государственная поддержка общин и отдельных лиц, идентифицирующихся как представители малочисленной народности.

    Считать себя и называться долганом, эвенком или хантом стало выгодно и популярно. Но в таком процессе просматривается существенный недостаток. Очень хочется, чтобы все то, что осталось традиционного и типичного, не стало исключительно способом заработка.

    Один из самых удивительных уголков необъятной нашей Родины - Красноярский край, раскинувшийся от берегов Карского моря практически до границы с Монголией. Мало того что он занимает вторую по площади территорию в России и является крупным ресурсом по добыче важнейших природных ископаемых, так его еще и населяет множество удивительных этносов. Каковы они, коренные народы Красноярского края?

    История заселения Красноярского края

    По сведениям некоторых историков, первые коренные народы, населяющие Красноярский край, появились на его территории аж 200 тысяч лет назад. Освоение площади началось на юге края и протянулось на север вдоль Енисея. Установлено, что первыми жителями этого региона стали монголоидные племена, вслед за которыми там появились тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы и другие (кстати, именно от древних тюрков и произошли хакасы, одни из нынешних жителей Красноярского края).

    Если, отвечая на вопрос о том, какие народы населяют Красноярский край сейчас, говорить именно о коренных жителях, то таких этносов наберется всего десять. Это долганы, нганасаны, чулымцы, кеты, эвенки, юги, ненцы, энцы, селькупы и хакасы.

    Долганы

    Долганы, образовавшиеся из северных якутов и тунгусов, на сегодняшний день являются крупнейшим коренным народом Красноярского края. Их численность составляет порядка шести тысяч человек. Обитают они в основном на востоке Таймыра, возле Хатанги и Хетты. Их народность появилась в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков. Долгое время их называли «саха» и приписывали к якутам, прежде чем стали выделять в самостоятельный этнос. Долганы - известные оленеводы, рыбаки и охотники. Есть у народа и свои известные личности - например, поэтесса Огдо Аксенова, благодаря которой родилась долганская литература.

    У долган имеются свои характерные обычаи и традиции. Например, глава семьи у них не мужчина, а самая старшая женщина, она же кормит семью и обустраивает дом. Ослушаться ее непозволительно.

    Нганасаны

    Так же как и долганы, нганасаны живут на Таймыре, правда, в северной и центральной его частях. Их значительно меньше - приблизительно 850 человек (всего!). Народность эта возникла в восемнадцатом веке, а предками нганасан являются тунгусы и самодийцы. Сами себя нганасаны называют очень забавно и емко - «ня», что в переводе на русский означает «товарищ». Данные «товарищи» считаются самым северным евразийским народом.

    Нганасаны говорят на нганасанском языке (125 человек) и на русском (остальные). Их традиционные занятия - пушная охота, рыболовство и домашнее оленеводство. Женщины выделывают шкуры, шьют национальные костюмы (как раз из оленьих шкур и собачьего меха) и обувь. Впрочем, если раньше было принято носить только национальную одежду, сейчас нганасаны могут надевать и европейскую. Очень распространен местный фольклор - частушки, предания, сказки и так далее.

    Среди нганасанских традиций самая сильная - святость семьи и верности. При этом нганасане являются, пожалуй, одним из немногих малых народов, где не возбраняются совместная жизнь до свадьбы и даже внебрачные дети. Таких малышей воспитывают как родных родители девушки. Есть у нганасан и обычай хоронить усопших не в земле, а на дереве либо на специальном помосте. Вместе с ним «хоронят» и все его имущество - как личное, так и произведенное им для других.

    Чулымцы

    К малочисленным народам Красноярского края относятся чулымцы, ближайшие «родственники» хакасов, живущие возле реки Чулым - на северо-западе края. Этот этнос на грани вымирания - чулымцев насчитывается всего лишь около ста с небольшим человек. Еще некоторое количество их проживает в Томской области. Произошли в результате смешения тюрков, селькупов и кетов после пятнадцатого века.

    У чулымцев и хакасов схож язык, поэтому до 2002 года первых записывали как вторых. При этом из сотни принадлежащих к этому этносу на родном наречии говорит едва ли половина. Чулымцы занимаются рыболовством и охотой, земледелием, разводят скот. При этом основным видом деятельности всегда была и остается рыбная ловля. Именно поэтому чулымцы, как правило, живут и жили на берегах рек.

    Кеты

    Около девятисот человек в Красноярском крае относится к еще одной народности - кетам (иногда их называют кето). Они живут в Туруханском районе региона, а также возле Эвенкии и Игарки. Перевод названия на русский язык обозначает «человек». Предками кетов, появившихся примерно в десятом веке, считаются эвенки, ханты и селькупы.

    У кетов есть свой язык, с 1980 года существует и своя письменность. Впрочем, большинство носителей разговаривает все же на русском - из детей лишь десять процентов знают родное наречие. Как и другие племена, кеты в основном промышляли охотой, особенно пушной (на белку и соболя), рыболовством, а также обработкой древесины. Кеты-мужчины изготавливали орудия труда и охоты (например луки), которые затем меняли на необходимый товар. Кеты-женщины занимались производством одежды из шкур и предметов домашнего обихода.

    В отличие от, например, чулымцев, чье обычное жилище - чум, кеты испокон веков селились в землянках. Отказ от них произошел только в середине двадцатого века. Несмотря на то что кеты были православными, кое-где у них сохранялись культы и верования предков, в том числе и шаманизм. Впрочем, шаманы у них всегда считались лекарями.

    Народы Красноярского края и их традиции крайне интересны, и кеты тому лишнее подтверждение. Например, у них существовал очень оригинальный способ сватовства. Родня со стороны жениха должна была наполнить медный котел разнообразными подарками и поднести его родне со стороны невесты. Если котел переворачивали вверх «ногами», это символизировало отказ, если принимали - значит, свадьбе быть.

    У кетов были и свои традиции захоронения. Так, в земле хоронили всех, кроме детей и шаманов - для этих двух категорий населения имелся воздушный обряд погребения - в срубленном дереве или на специальном помосте.

    Эвенки

    Нетрудно догадаться по названию, что именно в Эвенкии проживает следующая группа малочисленных народов Красноярья - эвенки. Впрочем, их место обитания не ограничивается одним только районом - встречаются эвенки и на Таймыре, и в Туруханском и Енисейском районах. Также много эвенков проживает на других площадях - даже в Китае.

    Эвенки - потомки тунгусов, раньше (до тридцатых годов прошлого столетия) носили это же имя. На территории Красноярского края их осталось нынче чуть более четырех тысяч человек. Родной язык эвенков - тунгусский, но носителей его, так же как и в других племенах, совсем немного. Произошел этот этнос от смешения восточно-сибирских аборигенов и пришлых тунгусов.

    Эвенки - следопыты и охотники. Причем охотятся они, как правило, в одиночку - группами выходят только на очень уж крупного зверя, которого надо гнать. Издавна эвенки также занимались и разведением овец с лошадьми, и оленеводством; олени - их вид транспорта. Кроме того, распространены у народа рыбная ловля, изготовление лодок, различных вещей из дерева, обработка бересты (последнее характерно для женской части населения).

    У эвенков много интереснейших обычаев. Как и для некоторых других народов Красноярского края, для них характерен был обряд воздушного погребения. Очень распространен был левират, богатые семьи практиковали и многоженство. Существует у эвенков национальный праздник, когда они собираются всей общиной, разделывают медведя и поедают его все вместе. Все праздники, как правило, сопровождаются обязательным хороводом.

    Среди эвенков немало известных личностей - например, писатель и поэт Николай Оегир, писатель Алитет Немтушкин, участник ВОВ Иван Кульбертинов.

    Юги

    Юги как отдельный этнос появились лишь в 2002 году, до того же момента они учитывались всюду как кеты. Это, пожалуй, самая малочисленная группа народов Красноярского края. Да и то, можно ли назвать «группой»… одного человека? Да, именно один человек - все, что осталось от племени югов по данным семилетней давности.

    Ранее юги проживали в Туруханском и Енисейском районах Красноярья. Занимались охотой и рыболовством. В 2002 году на территории края проживало девятнадцать югов.

    Ненцы

    На северо-западе Таймыра проживает еще один коренной народ Красноярья - ненцы. Прежнее их название - самоеды. Ненцев насчитывается не более трех тысяч. У них есть свой язык, а также устный эпос. Занимаются оленеводством, охота и рыболовство - лишь в качестве хобби.

    Самым святым и дорогим для ненцев являются олени. Отмечая Новый год, они приносят этих животных в жертву. Это является одним из ритуальных обрядов задабривания богов. Также принято большое внимание уделять детям - по поверьям ненцев, если обидеть ребенка, добрые духи покинут дом.

    Энцы

    Ближайшая родня нганасан и ненцев - энцы, которых до недавнего времени и относили к этому народу. Они проживают на Таймыре в составе двухсот с небольшим человек. Энцами этот этнос стали называть лишь с 1980-х годов. И язык, и культура энцев очень схожи с нганасанскими и ненецкими. Язык до середины восьмидесятых годов двадцатого столетия не имел своей письменности.

    Энцы произошли от смешения северно-сибирских племен с самодийцами. Название переводится на русский как «человек». Основные занятия энцев - пушной промысел, рыболовство, оленеводство. Как и ненцы, они живут в чумах, при этом есть у них и летнее, и зимнее жилище.

    Энцы очень ревностно относятся к рождению детей, предпочитая, чтобы появлялся мальчик - именно мужчина считается у них главным в семье. Женщина же создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта. Интересен обычай энцев называть друг друга не по именам, а по прозвищам, которые символизируют либо внешние особенности человека, либо его характер, увлечения и так далее. Так же как и у многих иных народов Красноярского края, у энцев было широко распространено воздушное погребение. У данного этноса существует куча разнообразных запретов - нельзя, например, кричать, иначе проснутся злые духи; нельзя бросать камни в воду; нельзя убивать животных - допустимо только лишь ради добычи пропитания.

    Селькупы

    Еще один народ, произошедший от самодийских племен. Расселены на юго-западе от Таймыра. Помимо Красноярского края, обитают еще в Томской и Тюменской областях, всего в России насчитывается их чуть более четырех тысяч. В Красноярье их проживает около трехсот. Раньше селькупов называли остяко-самоедами, термин «селькуп» вошел в обиход лишь в тридцатых годах минувшего века.

    Занимаются селькупы охотой и рыболовством. Нынче они обращены в православие, а в древности практиковали шаманизм и анимизм. Распространены были воздушные захоронения. У этого народа существует один очень необычный праздник - День лося, который с жертвоприношениями традиционно отмечается в августе. Этот день делит год на теплый и холодный периоды.

    Хакасы

    Как следует из названия, хакасы живут в основном в Республике Хакасия, соседствующей с Красноярским краем. Однако в Красноярье они тоже имеются - около четырех тысяч человек, населяют в основном граничащие с Хакасией районы. Раньше их называли минусинскими татарами. Произошли от тюрков.

    1. Все племена, жившие на территории будущего Красноярского края до появления там русских, склонны были к шаманизму.
    2. В настоящее время в Красноярском крае действует более 60 национально-культурных объединений, в работе которых участвуют люди из почти пятидесяти различных этносов.
    3. У ненцев существует больше десятка календарей, а у селькупов - четыре.
    4. Год для нганасан начинается в феврале.
    5. Двенадцать месяцев ненцев - это сразу два года: зимний и летний.
    6. Чулымский язык является бесписьменным.
    7. У эвенков до двадцатого века существовал обычай коллективного распределения добычи среди сородичей - нимат.
    8. Священное дерево ненцев - береза.

    В каком бы краю, большом или маленьком, мы ни жили, в нем непременно найдется что-то удивительное и необычное - вещи ли, люди ли, история ли. Впрочем, все это тесно связано между собой. И, без сомнения, заслуживает того, чтобы быть известным как можно большему количеству человек.

  • Похожие статьи